Что такое дама с камелиями
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Я о любви спою. Художник Грант Сукиасян За счастье просто жить Я принимаю данность.
ஐ♥Ты так изысканна. Giuseppe Armani♥ஐ Ты так изысканна и так неж.
—Рубрики
—Ссылки
—Видео
—Музыка
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Трагедия куртизанок. Дама с камелиями.
Трагедия куртизанок. Дама с камелиями.
Жан-Шарль Оливье; ПОРТРЕТ Мари Дюплесси, «Дама с камелиями»; Подпись слева внизу; акварель.
Успех парижской куртизанки Мари Дюплесси сиял ярко, но недолго. Она скончалась от туберкулеза в 1847 году в возрасте 23 лет. Одним из поклонников Мари был молодой писатель Александр Дюма-сын, который посвятил ей роман «Дама с камелиями» — печальная история любви аристократа Армана Дюваля к куртизанке Маргарите Готье, умирающей от чахотки.
Актриса Сара Бернар в образе умирающей «Дамы с камелиями»
Роман пользовался успехом, вскоре на сцене парижского театра была поставлена одноименная пьеса, которая создала новую моду на тонких бледных барышень, будто находящихся на пороге смерти. Романтические особы мечтали «красиво умереть» на руках своего любимого.
Румяное лицо пышущее здоровьем поклонники «Дамы с камелиями» считали вульгарным. Под действием моды молодые дамы морили себя голодом, пили разведенный уксус, чтобы придать себе «предсмертный вид».
Как говорил сам писатель: «Туберкулез и бледность приобрели теперь мрачное очарование».
Фильм «Дама с камелиями» (1936 год) в роли Маргариты Готье — Грета Гарбо, Армана Дюваля сыграл Роберт Тейлор
Greta Garbo, Robert Taylor,1936. Canta Carlos Galhardo, 1940. «Quero a teus pés te adorar»
«Дама с камелиями» или «Прекрасная Лола» (1962 год) с Сарой Монтьель и Антонио Чифарелло
Образ героини Дюма-сына стал описанием Мари Дюлесси. «Она была одной из последних представительниц той редкой породы куртизанок, которые обладали сердцем» — вспоминал писатель.
Мари Дюплесси, страдающая от болезни, не переносила аромата цветов, поэтому предпочитала камелии, у которых не было запаха.
А так выглядела «Дама с камелиями» в жизни
В романе представлены описания внешности куртизанки: «Представьте себе на чудном овале лица черные глаза и над ними такой чистый изгиб бровей, как будто нарисованный; окаймите глаза длинными ресницами, которые бросают тень на розовые веки, нарисуйте тонкий, прямой нос, со слегка чувственными раскрытыми ноздрями; набросайте правильный ротик, прелестные губки которого прикрывают молочно-белые зубы; покройте кожу бархатистым пушком – и вы получите полный портрет этой очаровательной головки».
Писатель Жюль Жанен так описывает Мари Дюплесси: «Ее рука в перчатке была похожа на картинку, ее носовой платок был искусно обшит королевскими кружевами; в ушах у нее были две жемчужины, которым могла позавидовать любая королева. Она так носила все эти вещи, как будто родилась в шелку и бархате… Ее манеры гармонировали с разговором, мысль — с улыбкой, туалет — с внешностью, и трудно было бы отыскать на самых верхах общества личность, так гармонировавшую со своими украшениями, костюмами и речами».
Изабель Юппер в роли «Дамы с камелиями» (1981 год)
Обладая талантом вести умные беседы, Мари Дюплесси не всегда следовала правилам этикета, «как это прелестное двадцатилетнее существо пьет, говорит языком носильщиков и смеется всем гадостям» — удивлялся Дюма.
В романе Дюма рассуждает о причинах, которые толкают девушек на порочный путь: «непорочную девушку, которую ничтожный случай сделал куртизанкой, и куртизанку, которую ничтожный случай мог превратить в самую любящую, самую чистую женщину».
Фильм «Дама с камелиями» или «Прекрасная Лола» (1962 год) с Сарой Монтьель и Антонио Чифарелло.
Своим недостатком Мари Дюплесси называла лживость, но находила шуточное оправдание: «От лжи зубы белее».
Как писал Жюль Жанен: «Вокруг нее говорили только о ее красоте, о ее победах, о ее хорошем вкусе, о модах, которые она выдумывала и устанавливала. Эта молодая женщина пригоршнями разбрасывала золото и серебро, увлекаемая как своими капризами, так и своей добротой».
Дюма удалось добиться взаимности дамы с камелиями, но не обладая богатством, он не смог соперничать с графами и баронами. Писатель, которому тогда было 20 лет, предпочел расстаться с куртизанкой.
О своем решении он сообщил Мари в письме: «Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить Вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы Вам. И поэтому давайте забудем оба: Вы – имя, которое Вам было, должно быть, почти безразлично, я – счастье, которое мне больше недоступно. Бсполезно рассказывать Вам, как мне грустно, потому Вы и сами знаете, как я Вас люблю. Итак, прощайте. Вы слишком благородны, чтобы не понять причин, побудивших меня написать Вам это письмо, и слишком умны, чтобы не простить меня».
Мари Дюплесси вскоре скончалась от болезни, ее агония «была долгой и мучительной».
Грета Гарбо «красиво умирала» на экране
О смерти Мари Дюплесси писатель узнал во время путешествия. Вернувшись, Дюма успел на аукцион, где продавали имущество куртизанки, чтобы оплатить долги. Состояние, оставшееся после уплаты долгов, согласно завещанию перешло к племяннице покойной. По условиям завещания наследница не должна была появляться в Париже.
Образ Сары Монтьель напоминает «панночка помэрла» из фильма «Вий»
Что до меня, то я, как грубый англосакс, наделенный малой толикой здравого смысла, склонен думать, что она умерла от скуки и пресыщенности. Глядя на всеобщую печаль и восхищение, можно подумать, что умер национальный герой или Жанна д’Арк. А когда Эжен Сю купил молитвенник куртизанки, восторгу публики не было конца».
Несмотря на ажиотаж аукциона и всеобщее сострадание на похороны Мари Дюплесси высшее общество не явилось, в последний путь куртизанку провожали только двое спутников.
Последней любовью Мари Дюплесси был композитор Ференц Лист, который вспоминал: «Я странным образом привязался к этому очаровательному созданию в свой последний приезд в Париж… …Вообще мне не нравятся такие женщины, как Марион Делорм или Манон Леско. Но эта была исключением. Она была очень добра…»
Сохранив о Мари Дюплесси добрые воспоминания, Дюма-сын увековечил ее имя в веках благодаря своему роману «Дама с камелиями». Театральная версия романа была написана спустя год в 1848 году, но постановке помешали революционные события. В 1850 году благодаря одобрению императора Луи-Наполеона III пьеса была разрешена для постановки.
Первой актрисой, выступившей в роли Маргариты Готье, стала — мадам Дош.
Спектакль длился с шести вечера до трех часов утра. Публика несколько часов с интересом наблюдала за страданиями умирающей молодой дамы.
Критик Теофиль Готье на следующий день напечатал свою ироничную, но доброжелательную рецензию:
«Да, Дюма совершил чудо, сумев удержать публику натощак девять часов кряду на своих местах. Правда, ближе к концу, в коротких антрактах, зрители начали поглядывать друг на друга так, будто они на плоту «Медузы», и те, кто пожирней, уже начинали тревожиться за свою судьбу. Слава Богу, нам все же не пришлось оплакивать ни одной жертвы каннибализма; но на будущее, если дирекция еще собирается ставить драмы в пятнадцати картинах с прологом и эпилогом, ей следует добавлять на афишах: «Большой выбор блюд…».
Мария Каллас в образе «Дамы с камелиями»
Джузеппе Верди по мотивам романа создал оперу «Травиата». Оперная дива Мария Каллас исполняла партию главной героини. Судьба Марии Каллас трагичная как и судьба дамы с камелиями. Миллионер Аристотель Онассис, обещавший жениться на Марии, предпочел ей выгодный союз со вдовой американского президента Жаклин Кеннеди. Новость о свадьбе певица узнала из газет.
Ария из оперы «Травиата» в исполнении Марии Каллас
От переживаний Мария Каллас потеряла голос, что привело к окончанию успешной музыкальной карьеры. Последние годы жизни звезда оперы провела в Париже, почти не появляясь на публике.
Также был поставлен балет, в котором в главной роли выступала знаменитая балерина Ида Рубинштейн
В 1963 году на музыку Ференца Листа был поставлен балет «Маргарита и Арман» специально для балетной пары Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев.
Дюма-сын также посвятил стихи Мари Дюплесси, готические размышления о жизни и смерти с описанием похоронных атрибутов, модных в эпоху романтизма.
Фильм «Дама с камелиями» / «Dama kameliowa», 1995, Польша
Драма по одноименному роману А. Дюма-сына.
Дама с камелиями Дюма-сын Александр Аудиокнига
Рубрики: | Искусство Литература Кино, актёры Живопись, графика Поэзия Фотография Видео Театр, кино, балет, эстрада История Мужчина и Женщина Личность Художники Аудио-, аудиокниги |
Метки: Трагедия куртизанок Дама с камелиями Мари Дюплесси Маргарите Готье видео аудиокнига Александр Дюма-сын история история любви мужчина и женщина
Процитировано 2 раз
Понравилось: 6 пользователям
Дама с камелиями (роман)
Дама с камелиями (роман)
Дама с камелиями | |
---|---|
La Dame aux Camélias | |
Автор: | Александр Дюма (сын) |
Язык оригинала: | французский |
Оригинал издан: | 1848 г. |
Переводчик: | С. Антик |
Серия: | Культовая классика |
Издательство: | Эксмо |
Выпуск: | 2007 г. |
ISBN 978-5-699-23531-5 |
«Дама с камелиями» (фр. La Dame aux Camélias ) — известный роман писателя Александра Дюма (сына), лёгший в основу оперы «Травиата». Он повествует о любви парижской куртизанки к молодому и романтичному Арману Дювалю. Прототипом Маргариты Готье являлась возлюбленная Дюма Мари Дюплесси, которая в двадцать три года умерла от туберкулёза. Из-за болезни сильные запахи были для нее непереносимы; аромат роз или гиацинтов вызывал головокружение, поэтому она любила камелии, которые почти не пахнут. [1]
Содержание
Сюжет
Повествование ведется от первого лица. 12 марта 1847 г. рассказчик прочел объявление о том, что в богатом доме состоится рапродажа мебели и предметов роскоши, которые остались от умершего владельца — куртизанки Маргариты Готье. Герой появляется на аукционе и под влиянием внезапного побуждения за очень крупную сумму выкупает книгу «Манон Леско», надписанную неким Арманом Дювалем. Через несколько дней объявляется сам Арман — красивый молодой человек, который только что вернулся из поездки. Он умоляет перепродать ему книгу, и таким образом рассказчик узнаёт историю Маргариты Готье, «дамы с камелиями».
Впервые Арман Дюваль увидел её в театре и влюбился с первого взгляда, хотя Маргарита лишь смеялась над ним. Под благовидным предлогом он зашел в гости и был поражён тем, что умирающая от чахотки женщина столько пьёт, принимает гостей до поздней ночи, ложится спать лишь под утро. Улучив момент, Арман признаётся в любви и Маргарита соглашается стать его любовницей. Она говорит: «Я уже давно ищу любовника молодого, покорного, беззаветно влюбленного, не требующего ничего, кроме моей любви». Однако со временем Маргарита проникается ответным чувством. Она бросает своих покровителей и уединяется с Арманом в деревне. Влюблённые ведут идиллическую жизнь, пока Арман не узнаёт, что привыкшая к роскоши Маргарита, оказывается, тайно распродаёт своё имущество, чтобы расплатиться с долгами. Об их финансовых тяготах узнаёт отец Армана Жорж Дюваль. В отсутствие сына он приезжает к Маргарите и просит её спасти Армана от разорения:
У моего сына нет состояния, но он хочет пожертвовать для вас наследством матери. Если он примет от вас дар, который вы хотите ему принести, честь и достоинство обязывают его обеспечить вас на случай несчастья. Но он не может принять вашей жертвы, потому что свет, которого вы не знаете, истолкует превратно его согласие и запятнает наше имя. Никто не поинтересуется спросить себя, любит ли вас Арман и любите ли вы его, является ли эта взаимная любовь счастьем для него и спасением для вас. Все отметят только то, что Арман Дюваль позволил своей содержанке… продать для него все, что у нее было.
Маргарита порывает с Арманом и возвращается в Париж. Она возобновляет старый образ жизни, что усугубляет болезнь, снова сходится с покровителями. Арман же решает, что его просто бросили и жестоко мстит: находит новую возлюбленную по имени Олимпия и постоянно появляется с ней на глазах у Маргариты. Измученная Маргарита уезжает в Англию, Арман в ответ тоже отправляется путешествовать. В дороге он узнаёт о смерти Маргариты, немедленно отправляется назад, но не успевает даже на аукцион.
Драма
История написания
Книгу Александр Дюма-сын написал в 1848 году. Молодому автору тогда исполнилось лишь 24 года. Эта работа стала для него первым опытом. Дюма уверенно шел по стопам своего отца, написавшего «Трёх мушкетёров» и другие известные произведения. Критики положительно оценивали работу, она пользовалась популярностью у читателей. В последующем сюжет романа стал основой для оперы Джузеппе Верди «Травиата».
Историки и литераторы до сих пор спорят о том, имеются ли реальные прототипы у героев произведения. Автор утверждал, что все возможные совпадения являются случайными, он полностью придумал сюжет и персонажей своей драмы. Дюма планировал, что его «Дама с камелиями» будет с успехом идти на сцене.
Автор показал предварительный сюжет своему отцу. Тот был в восторге от произведения и планировал в скором времени заняться его постановкой в собственном «Историческом театре». Однако революция 1848 года внесла коррективы в планы, после чего с работой над адаптацией «Дамы с камелиями» для сцены пришлось повременить.
У произведения появились проблемы с цензурой, министр полиции Леон Фоше запретил его. Лишь когда после контрреволюции к власти во Франции пришло прогрессивное правительство, все преграды для постановки романа в театре были устранены. Впервые на сцене «Дама с камелиями» была показана в 1851 году, затем появилось около десятка различных интерпретаций произведения, в том числе современные версии, в которых главные герои переносятся на несколько веков вперёд.
Главные герои
Основное повествование ведётся безымянным рассказчиком, купившим на распродаже часть вещей, принадлежавших раньше одной даме. После этого к нему обратился Арман Дюваль, который, как оказалось, в прошлом знал главную героиню Маргариту Готье. С этой девушкой он прожил счастливо несколько лет. Их история любви и стала основой сюжета романа. Главными героями произведения являются:
В произведении Дюма показал срез французского аристократического общества, в котором тесно переплетались взаимоотношения местных богачей, за деньги покупавших любовь и привязанность куртизанки Маргариты. При этом автор утверждал, что даже у девушек, ведущих такой распутный образ жизни, имеются свои нравственные принципы, которые лучше и светлее, чем у многих представителей благородных семейств.
Краткий пересказ
Краткий пересказ «Дамы с камелиями» поможет не только ближе познакомиться с интересными героями и нетривиальным сюжетом, но и упростит анализ произведения. Роман, несмотря на свой большой объём, читается на одном дыхании, позволяя с головой погрузиться в атмосферу Франции первой половины XIX века.
Объявление о распродаже
В первой части произведения повествование ведётся от имени неназванного рассказчика, который прочел объявление о продаже имущества после смерти его владелицы. По указанному адресу в роскошной квартире жила на содержании куртизанка, у которой остались многочисленные долги.
Рассказчик смог не только подробнее узнать о Маргарите Готье, которой и принадлежали в прошлом апартаменты, но и купить часть её вещей. Женщина вела уединенный образ жизни, крайне редко выбираясь в театры и на балы. Её часто видели с букетом камелий и коробкой конфет.
Рассказчик приобретает книгу «Манон Леско», которая ранее принадлежала Маргарите Готье. Читая после этого произведение, на одной из страниц он находит небольшую запись о том, что это подарок от некоего Армана Дюваля. Через несколько дней к рассказчику в дом приезжает даритель, вернувшийся из долгого путешествия. Он просит продать ему книгу. Дюваль поведал о своей необычной истории любви с Маргаритой, с которой он расстался по воле отца, но продолжал испытывать к ней нежные чувства.
Содержанка Маргарита
Маргарита Готье — парижская куртизанка, встречавшаяся лишь с самыми богатыми мужчинами. У неё долгое время была связь с герцогом Баньери. Он одаривал девушку бриллиантами и оплачивал ей роскошную квартиру в центре Парижа. У Маргариты был туберкулез, но богатые любовники часто ездили с ней на море, что позволяло ей поддерживать здоровье.
Во время посещения театра Маргарита знакомится с молодым человеком Арманом Дювалем. Мужчина влюбляется в девушку с первого взгляда, не догадываясь, что его избранница куртизанка. Маргарита долгое время не отвечала взаимностью на ухаживания Армана, а тот в скором времени узнает о вольном поведении своей пассии.
Несмотря на страшное открытие, Арман признаётся девушке в любви и предлагает ей стать его спутницей. Маргарита, уставшая от распутной жизни, решает ответить взаимностью. Вскоре она понимает, что испытывает к молодому человеку нежные чувства. Чтобы порвать с прошлым, они переезжают в тихую деревню, где некоторое время живут размеренной жизнью. Вскоре Дюваль узнаёт, что Маргарита, чтобы расплатиться с долгами, начинает тайно распродавать имущество.
Арман решает помочь своей возлюбленной, желая продать часть материнского наследства, но этому препятствует его отец. Он заставил Маргариту расстаться с его сыном, чтобы не портить репутацию семьи.
Девушка понимает, что не сможет принести своему возлюбленному настоящего счастья, поэтому она уезжает в Париж и возвращается к прежнему развратному образу жизни. Её недуг усиливается, Маргарита понимает, что ей осталось жить немного.
Отчаяние Армана
Арман тяжело переживает предательство любимой и решает ей отомстить. Он возвращается в Париж, заводит интрижку и в компании новой любовницы часто попадается на глаза Маргарите. Куртизанка, продолжая в глубине души любить Дюваля, сильно переживает, после чего решается на отъезд в Англию. На туманный Альбион девушку позвал с собой новый возлюбленный, на содержании которого она находилась в последнее время.
Арман решает отправиться в далекое путешествие, планируя забыть о своём неудачном романе. В дороге он получает сообщение о смерти Маргариты и не успевает приехать на её похороны. Подаренная им в прошлом книга стала для него единственной вещью, оставшейся от страстного, но неудачного романа.
Анализ книги
Это не просто типичный женский роман, а произведение, в котором идет речь о морали. Дюма как бы спрашивает у читателей, можно ли простить грехи куртизанки, если она откажется от прежней жизни? Достойны ли такие девушки снисхождения и простого семейного счастья? Маргарита Готье много страдала. Даже будучи окруженной богатыми мужчинами, она всегда была одинока. В книге поднимаются вопросы:
Маргарита, будучи в деревне со своим избранником, прилагала все усилия, чтобы забыть о распутной жизни и наслаждаться счастьем. Однако прошлое не отпускало её, отец Армана не желал такой связи, поэтому всячески старался расстроить возможный брак.
Тем самым Дюма говорит, что любые поступки, совершенные раньше, будут отражаться на настоящем и будущем. Это своего рода фатализм, а автор утверждал, что человек не является хозяином своей судьбы.
Отзывы читателей
Прочитала книгу «Дама с камелиями», мне очень понравился этот любовный роман. Я сопереживала главным героям и была сильно расстроена концовкой, которая мне показалась излишнее трагичной.
Я поклонница творчества французских писателей, поэтому с радостью прочитала все книги Дюма отца и сына. Мне было интересно дополнительно узнать о романе «Дама с камелиями» в Википедии, познакомиться ближе с историей его написания, а также посмотреть несколько записей оперы «Травиата», поставленной по его сюжету.
Люблю женские романы. Узнав, кто написал «Даму с камелиями», с радостью прочитала книгу. Мне симпатична главная героиня Маргарита Готье, которая ради счастья любимого смогла отказаться от связи и пожертвовать своей жизнью. Советую книгу всем поклонникам женских романов.