Что такое дакар гонки
Дакар-2022: Новое лицо ралли-рейдов
В январе 2022 года в Саудовской Аравии состоится 44-е издание ралли Дакар. Сражение стартует в Джидде, портовом городе, где через неделю состоится этап чемпионата мира Формулы 1. Пролог к изданию 2022 года начнется в Хаиле на пересечении исторических торговых путей Саудовской Аравии.
Тон всему путешествию задаст коротенький 19-километровый спецучасток, который состоится в первый день нового года. Как отметил руководитель гонки Давид Кастера, по ходу двух недель марафона участников ждут пески всех форм и цветов, а также монументальные дюны и захватывающая навигация, которая удивит даже самых опытных штурманов.
Люди и машины пройдут испытание на прочность длиной свыше 8000 километров — от Хаиля до столицы страны Эр-Рияда и обратно к берегам Красного моря. 4300 километров участникам предстоит сражаться не только с трассами, но и с секундомерами на зачетных спецучастках.
В 2022 году на ралли Дакар собралось почти рекордное за последнее десятилетие число экипажей — 430 в основной гонке и еще 148 в зачете Dakar Classic. Однако главное нововведение марафона в том, что в 2022 году гонка войдет в календари мировых первенств FIA и FIM по ралли-рейдам. В общей сложности чемпионаты будут состоять из пяти этапов, и хотя открывает сезон наиболее престижная гонка, у тех, кому не удастся блеснуть на Дакаре, останется шанс побороться за чемпионство в Абу-Даби, Казахстане, Андалусии и Марокко.
Вместе с этим в январе 2022 года начнется первая фаза плана «Будущее Дакара», задача которого к 2030 году обеспечить переход участников на технику с низким уровнем выбросов. В этом направлении FIA и автопроизводители уже провели огромную работу, результатом которой станет выступление четырех автомобилей категории T1-Ultimate (T1.U).
Речь о дебюте трех гибридных внедорожников Audi RS Q e-tron, за рулем которых выступят в том числе победители двух последних Дакаров Стефан Петерансель и Карлос Сайнс, а также водородного полноприводного внедорожника GCK, на котором выступит Герлен Шишери. Помимо этого, в демонстрационных целях на Дакаре выступит грузовик Gaussin с водородным двигателем. Таким образом, главные звезды Дакара выступают в качестве тест-пилотов в авангарде научных достижений и готовы внести свой вклад в создание автомобилей завтрашнего дня.
Кто и зачем едет на Dakar, и сколько это стоит. Колонка екатеринбургского гонщика
По итогам ралли Dakar-2020, которое в этом году впервые проходило в Саудовской Аравии, российские гонщики взяли три призовых места. В классе грузовиков экипаж команды «КамАЗ» Андрея Каргинова ожидаемо занял первое место, второй экипаж команды «КамАЗ» Антона Шибалова — серебро. В классе мотовездехдов (багги) второе место досталось экипажу екатеринбуржца Сергея Карякина (победителю Dakar-2017 в классе квадроциклов).
Ралли Dakar проводится с 1979 года и считается одной из самых сложных и одновременно самых известных гонок по бездорожью. В ралли-рейде принимают участие профессиональные спортсмены и заводские команды, но большая часть участников (до 80%) — это любители. С 1981 года в гонке нет абсолютного зачета, это персональное соревнование гонщиков, которые на Dakar вынуждены бороться не только друг с другом, но и с окружающей природой, которая в местах проведения ралли совсем не дружелюбна к людям, и с техникой, которая отказывается ездить в таких условиях.
Российский гонщик Андрей Каргинов выиграл «Дакар» в зачете грузовиков
Зачем вообще все это нужно и какова цена Dakar — об этом для Znak.com написал колонку уральский гонщик Александр Доросинский. Он мастер спорта международного класса по ралли, чемпион Эстонии по классическому ралли 2004 года, был призером этапов ралли Финляндии и Новой Зеландии. В качестве тренера Сергея Карякина выступал на Dakar-2017. В 2019 году Доросинский занял третье место на ралли в Марокко в категории багги. На Dakar-2020 Александр Доросинский и штурман Олег Уперенко представляли команду X-Raid и принимали участие в классе внедорожников на автомобиле Mini. Их экипаж прошел в топ-15 своего класса, заняв 14-е место. Доросинский показал лучшее время среди российских гонщиков, участвовавших в Dakar-2020 на внедорожниках.
Зачем мне в 46 лет Dakar
«Мне 46 лет, я уже более 15 лет в автоспорте и несколько лет участвую в самой сложной гонке планеты Dakar. Зачем мне это нужно? Лично мне нужно было ехать на Dakar, чтобы разобраться в себе. Понять, что происходит вокруг меня. И Dakar помог мне понять человеческие взаимоотношения. Понять, как находить решение в определенных жизненных ситуациях.
Для меня Dakar — это оценка времени. Когда ты едешь в максимально экстремальных условиях, ты разбираешься со своим временем. Ты понимаешь, насколько ты правильно проживаешь эту жизнь. Насколько ты стар или молод. Что нужно скорректировать. Мне в какой-то момент казалось, что коррекция бессмысленна в жизни. Вроде бы ты уже вырос, и все. Но оказалось абсолютно все не так. Судя по всему, жизнь после 40 лет только начинается. Посмотрите на победителя Dakar в категории внедорожников Карлоса Сайнса. Ему 58 лет, и он самый быстрый и выносливый гонщик.
Dakar — это подведение своих итогов. Возможность посмотреть на себя со стороны. Понять, как ты относишься к себе, к людям, к окружающим, к жизни. Как ты понимаешь жизнь. Готова ли сама жизнь тебя воспринимать, и нужен ли ты в этом мире.
Как попасть на Dakar
Еще один популярный вопрос — как попасть на Dakar? Давайте проведем аналогию. Как попасть на чемпионат мира по футболу? Сходу — никак. Ты можешь бегать во дворе и пинать мяч. Но чтобы попасть на чемпионат мира, нужно пинать этот мяч быстрее всех, умнее всех.
Чтобы попасть на Dakar, ты должен быть уверенным в своих силах. Это не просто спорт. Это борьба с непредсказуемой стихией. Это опасность каждую секунду. Ты должен быть не только физически развит, но и быть разносторонним человеком с опытом. Все гонщики, которые участвуют в Dakar, очень разноплановые люди. Здесь есть архитекторы, писатели, художники, айтишники. И эти люди занимаются не только автоспортом. Они занимаются триатлоном, футболом, хоккеем и много чем еще. Это люди, которым все время не хватает чего-то в жизни.
Как обычный парень из Екатеринбурга выиграл «Дакар»
Команда — это определяющее звено успеха на Dakar. В этом году я ездил в составе немецкой команды X-raid, это заводская команда BMW. Именно гонщики нашей команды стали победителями в категории внедорожников: Карлос Сайнс взял золото, а Стефан Петрансель — бронзу. Это неудивительно. Они топовые гонщики. Но важна работа команды. Какую стратегию для гонки тебе выберут, как механики будут обслуживать машину. Чем более профессиональная команда, тем больше шансов, что ты доедешь до финиша и победишь.
Сейчас есть только два варианта: или пойти в команду Toyota, или в команду X-raid. Чтобы создать команду, которая проедет с достойным результатом, нужны годы и финансы. Но главное, нужны люди, которые понимают все особенности ралли-рейдов. Профессионалов в этой индустрии очень мало. И сама индустрия закрытая, никто не делится этой наукой.
Было бы круто создать подобную команду, альтернативу Toyota и BMW. Если бы пришел на этот рынок Hyundai или вернулся Volkswagen, то было бы интереснее. Чем больше на Dakar будет команд от производителей, тем больше у него будет рейтинг. Тем интереснее будет смотреть гонку.
Класс грузовиков во многом существует на Dakar потому, что там есть команда «КамАЗа». Конкуренция в этом классе очень маленькая. «КамАЗ» — это армия. Грамотно структурированная система, инжиниринговая команда. С очень хорошо обученными пилотами-бойцами. В «КамАЗе» абсолютно все могут выигрывать. В этом их сила и главная стратегия Владимира Чагина. Но если бы даже в их категории было больше конкуренции, это было бы интереснее.
Сколько это стоит
Стоимость участия в Dakar складывается из нескольких частей. Стартовый взнос за всех участников, за автомобиль технички, за автодом, проездные билеты, за гостиницу, транспортировку автомобиля до паромов. В начале декабря наши машины были уже в порту Марселя во Франции, где проходили техническую комиссию. Транспортировка автомобилей на пароме до Саудовской Аравии — задача организаторов.
Для мотоциклов и квадроциклов одинаковый стартовый взнос. Если вы «легенда» (это десять пройденных ралли Dakar и более), то 14 тыс. 800 евро. Если вы «опытный участник» (два Dakar и более) — 15 тыс. 700 евро. Для «новичков» —16 тыс. 500 евро. Для автомобилей: «легенда» — 25 тыс. 100 евро, «опытные» — 26 тыс. 600 евро, «новичок— 28 тыс. евро. В классе грузовиков: «легенда» — 37 тыс. 400 евро, «опытный» — 39 тыс. 400 евро, «новичок» — 41 тыс. 400 евро.
В этот стартовый взнос входит участие в Dakar, круглосуточная еда и место для палатки на бивуаке. Но это еще далеко не все затраты.
Alcohol-free Dakar-2020
В этом году Dakar впервые проводили в Саудовской Аравии. Могу сказать, что это самая лучшая организация за все гонки, в которых я участвовал. Хорошие бивуаки, чистые туалеты и душ с зеркалами. Представляете, какими гонщики и журналисты возвращаются с трассы! Мы все покрыты потом и пылью. Глаза сложно открыть от рыжего песка. Он везде: под шлемом, под костюмом, на зубах, в ботинках.
На Урал приехали участники одного из престижнейших в мире авторалли Silk Way
Организаторы и принимающая страна сделали все для комфорта участников. Саудовская Аравия в принципе не показалась агрессивной страной. Но нас удивило, что было так мало болельщиков. В городах не знали про Dakar. Не было ощущения, что про гонку знают все. Видимо, сказывается закрытость страны. Местные жители не знают, как реагировать на такое событие, что люди со всего мира приехали к ним. У Саудовской Аравии есть свой ритм. Если бы Dakar проводили ночью, то зрителей было бы гораздо больше. Потому что основная жизнь населения начинается с наступлением темноты.
Главную особенность — запрет алкоголя — обсуждали все гонщики еще до ралли. Шутили о том, как незаметно провезти алкоголь. Для многих отсутствие алкоголя было фатальным разочарованием. Но мне показалось, что это даже интересно. Все действительно занимались делом. Мне кажется, это повлияло даже на концентрацию и собранность всех участников.
Впечатлила погода. Если в Южной Америке было очень жарко, то в Саудовской Аравии нас мучил холод, особенно по вечерам. Едешь в машине, и солнце припекает, тебе жарко. Выходишь на трассе весь мокрый, и тебя насквозь пронизывает ледяной ветер. Сложнее всего было мотоциклистам. Ходят слухи, что следующий Dakar будет проходить в трех странах: Иордании, Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии. Гонщиков ждет еще более дикая смена климата и погоды.
Возвращение к духу старого Dakar
Dakar-2020 отличали не только погодные условия, но и новые жесткие правила. В этот раз Давид Кастара решил серьезно бороться с читерами. Маршрутные книги нам выдавали перед стартом минут за 15. Но это даже хорошо. Нам со штурманом это нравилось. Вечером можно спокойно отдохнуть и прочистить голову, а утром сосредоточенно все посмотреть. «Пожамкать» странички, как говорят штурманы. Это сделали для того, чтобы максимально убрать возможность подготовиться к трассе.
Не секрет, что многие ездят с треками (это загруженные маршруты в телефон, по которым едешь, как по навигатору). Этим пользуются уже лет пять, но только сейчас Кастара начал серьезно бороться с нарушениями. Поэтому теперь нельзя возить с собой телефоны в салоне, мы убирали их в герметичный бокс. Перед стартом спецучастков всех обыскивали с металлоискателем. А перед самим Dakar топовым гонщикам впервые в истории марафона в машины поставили по две камеры, чтобы отслеживать действия штурмана и пилота.
Считаю, что это полностью правильно. Победа любой ценой — это не та победа, которая приносит удовольствие. В этой гонке сделан огромный шаг к возвращению настоящего духа «старого Dakar», больше непредсказуемости и надежды даже для команд из трех-четырех человек.
О ком судачили и из-за чего ссорились на Dakar-2020
Главной темой для обсуждения был чемпион мира в классе Formula-1 Фернандо Алонсо. Во многом его именно для этого и привлекли к гонке. Это очень мощный маркетинговый ход организаторов. Весь мир следил за тем, как проедет Алонсо. Он, конечно, легендарный гонщик. Быстро адаптировался в условиях и хорошо проходил испытания. На марафонском дне он перевернулся и разбил лобовое стекло. Но они со штурманом на трассе подлатали машину и поехали дальше. Он звезда, и вокруг него всегда много людей и журналистов. Это отдельная работа — быть звездой. И она очень непростая. Возможно, для него гонки — это способ побыть наедине с самим собой.
Россия на ралли Dakar
Это был первый Dakar, когда Россия была представлена таким многочисленным составом участников. Эта гонка показала, что в России хорошие штурманы. В первой десятке финишировали Константин Жильцов с пилотом Язидом Аль-Раджи и Алексей Кузьмич с пилотом Ясиром Сеайданом. В крови у нас — ориентироваться в бездорожье! В России жив автоспорт, это факт! Сергей Карякин, серебряный призер в классе багги, — абсолютнейший марафонщик. Он очень хорошо чувствует темп гонки, идет от этапа к этапу стабильно и уверенно.
Екатеринбуржцы впервые примут участие в чемпионате Европы по ралли
Наша российская диаспора была на Dakar-2020 хорошо отличима. Все гонщики жили отдельно от остального лагеря и спали в одной «конюшне». Наши ребята сразу заняли лучшие места рядышком. Мы обозначили свою территорию. И все шутили, кто будет спать рядом с Алонсо, как сфотографироваться с ним со спящим, можно ли нарисовать усы ночью зубной пастой.
Популярность в России Dakar постепенно растет. Я очень надеюсь, что в следующем году на гонке будет минимум 20 российских экипажей. В нашей стране много мощных автогонщиков и с каждым годом появляются новые молодые таланты. При этом нужны партнеры, которые могут поддерживать гонщиков. Именно не спонсоры, а партнеры. Через такое мощное событие и энергию, талант гонщиков можно продвигать важные смыслы для брендов и аудитории. Но пока в России, к сожалению, еще довольно сложно найти таких людей.
Теперь гонщики должны быть еще телеведущими, блогерами, фотомоделями, менеджерами. Вести переговоры с партнерами, быть гибкими и понимать, что такое бизнес. А когда, простите, рулить?»
Правда о современном Дакаре
По материалам журнала «За Рулём» март 2014г.
Эту гонку величают знаменитой и легендарной. Мы восхищаемся упорством и мужеством всех участников. А на некоторые неувязки и спорные моменты закрываем глаза. Велика сила привычки и самовнушения! Особенно у тех, кто знаком с «Дакаром» только по выверенному маркетологами изображению на экране телевизора.
Спортивная составляющая «Дакара» спорна. Даже в романтические времена 1980-х марафон не был спортом в чистом виде и полной мере. А сейчас всё окончательно свелось к коммерции. Подавляющее большинство участников (около 80%) — пилоты-любители. Их фамилии мы не знаем и не запоминаем. Даже не читаем.
Для некоторых «Дакар» — единственный старт в году. Естественно, эти люди не претендуют на победы и высокие места. Для них многодневная гонка по пустыням — авантюрное путешествие и, если угодно, проверка психической и физической выносливости. А лавры — профессионалам.
Далее пелетон делится на две неравные части. Одни весь этап катят в светлое время, получая не совсем честное преимущество, а другие часть этапа пройдут после заката. Это неумышленно. Просто стартовая процедура каждого гоночного дня — многочасовой процесс. Ведь надо выпустить на трассу несколько сотен единиц техники (на первом этапе – почти пятьсот). И практически все, кто стартует в хвосте, на длинных этапах гарантированно финишируют во мраке (если вообще доберутся). Попасть из второй части в первую теоретически можно — для этого надо выдать хорошие результаты. Но, ездя во тьме, их не покажешь. Несправедливо? Не нравится? Не стартуйте, никто вас сюда веревками не тянул.
Вообще, сама идея вынуждать не очень опытных пилотов спешить, гнать быстрее, чем они умеют, в сложнейших условиях… или только мне одному она кажется не очень правильной?
Изучив все нюансы, поневоле при-дешь к выводу, что «Дакар» — спорт только для неболышй группы избранных. Но и у элиты финальное распределение мест иногда выглядит как-то не очень спортивно.
В нынешней гонке за два этапа до финиша руководство немецкой команды «Икс-Рейд» (Х-Raid) запретило своим пилотам борьбу друг с другом и велело финишировать в сложившемся порядке. Хуан Нани Рома и Стефан Петерансель выразили категорический протест… и подчинились! Причем Петерансель сначала отыграл отставание, а затем остановился за 24 километра до финиша, дождался Рому и третьего коллегу, Нассера аль-Аттия. Три прототипа «Мини» пересекли линию финиша одновременно. Победил Рома. Если это не демонстративное пренебрежение спортивными принципами, то что?
«КамАЗ-Мастер» снова на высоте. Андрей Каргинов победил в напряженной борьбе, с трехминутным перевесом над Герардом де Роем. Мы — чемпионы!
А кого победили-то? Половина грузовиков на «Дакаре» — чьи-то технички (в том числе камазовские). Везут запчасти и оборудование, и это самый быстрый способ начать обслуживание своих на финише этапа. Мы как-то приняли на веру, что с первых лет участия КамАЗа в «Дакаре» ему продыха не дают мощные дружины могучих автозаводов. Ну, помните — МАН, ДАФ, «Мерседес»? Упорный японец Суга-вара на сверхмощном «Хино», великий Стейси, ужасная семейка де Рой, несгибаемый чех Лопрайс, а потом его сын Алеш на «Татре». Но если детально разбираться, то по-настоящему заводская команда в «Дакаре» сейчас только одна — «КамАЗ-Мастер».
Остальным заводы помогают в лучшем случае материально. У транспортной компании голландцев де Роев (отца и сына) никогда не было под рукой научно-технического центра. Нет и поддержки со стороны правительства Голландии. Поэтому гонщики эпизодически меняют марки (смотря с кем заключат спонсорский контракт). И называется их команда просто командой де Роя, хотя «Ивеко» формально признает ее своей. Она неплохо упакована — четыре боевых грузовика и еще столько же техничек. Но все-таки она не заводская. Другой бюджет, другие возможности. И два пилота — рента-драйверы.
Грузовик Герарда де Роя собран из разных моделей «Ивеко» — скажем, кабина позаимствована у австралийской версии. По сути, единственный конкурент современной эволюции КамАЗа-6326.
Откровенно говоря, у КамАЗа уже с десяток лет нет реальных конкурентов. В нынешней гонке пару этапов даже выиграли Дмитрий Сотников и Антон Шибалов — на быстрых техничках, везущих по лишней тонне снаряжения!
А у неугомонных голландцев КамАЗ, в общем-то, должен выигрывать всегда. Потому что лучше подготовлен. Конечно, мы всё равно гордимся каждой победой КамАЗа. Он же наш! Но радость была бы сильнее, если бы речь шла не о «Дакаре», чей престиж по ряду причин не соответствует реальной ценности этой гонки, а, скажем, о кольцевом чемпионате Европы.
Да и в других классах та же картина. Взять зачет мотоциклов: марок вроде много, а побеждает всегда КТМ. В группе вседорожников после ухода «Мицубиси» тотальное превосходство перешло к самой богатой частной команде. Признаю, это отнюдь не ее вина, что все ушли и бороться стало не с кем.
Пресса обожает смаковать трагедии — и, конечно, не обошла стороной «Дакар». Еще во времена, когда он стартовал в Европе, а финишировал в столице Сенегала, тамошнее Розовое озеро окрестили Кровавым. Дескать, у гонки слишком много жертв.
Любые гонки опасны. Понемногу, но регулярно забирают жизни. Чаще всего — не ралли-рейды, а классическое ралли. Просто потому, что подобных гонок великое множество, и проходят они почти везде. Но в общем потоке новостей информация такого рода до нас доходит редко. А по статистике, самые опасные виды спорта с автомобилем не связаны: рафтинг, велоспорт, сёрфинг, дайвинг, альпинизм и еще несколько других из числа экстремальных.
Точное число жертв «Дакара» с годами затуманилось: около 60 человек за 35 лет проведения. Участники марафона — меньше половины из них. Простите, но только в одной России за неделю в ДТП погибает в десять раз больше! Вот где настоящий ужас-то.
И только при извращенно остром желании историю «Дакара» можно подать как нескончаемую череду трагедий. В нынешнем году — еще три жертвы: гонщик-мотоциклист и два аргентинских журналиста. Правда, журналистов официально не «засчитали», поскольку они не были аккредитованы и свалились на вседорожнике в пропасть по сугубо личной инициативе.
Символично, что основатель «Дакара» Тьерри Сабин погиб в катастрофе вертолета, пролетая над участком трассы в Мали. Постоянно вспоминая подобные эпизоды, с нажимом на гибель африканских детей под колесами машин, пресса всколыхнула в 2007 году Ватикан. Папская церковь издала клич прекратить это безобразие, упоминая еще и экологический вред. Последней каплей стало убийство четырех французских туристов мавританскими «террористами». Поговаривали, правда, что европейцы не очень корректно себя вели. Как бы там ни было, африканский вариант «Дакара» в 2008-м экстренно отменили. Был скандал и большие убытки. А через два года гонка возродилась в Южной Америке.
Повторю, «Дакар» гораздо безопаснее, чем повседневная езда по дорогам общего пользования. Все экипажи оснащены датчиками, по которым их местонахождение отслеживают в онлайн-режиме. Попавший в беду может подать сигнал тревоги несколькими способами. А спасательные службы подготовлены и укомплектованы по высшему разряду.
Подведем итоги: «Дакар» — экстре-мальное механизированное путешествие по пересеченной местности с минимумом удобств, издалека похожее на автоспорт, потому что на финише вручают
награды. Вблизи — бизнес, неразбериха… и тот самый адреналин, которого многим не хватает в обычной жизни. Но одни выбирают преферанс, другие — «Дакар».
Факты:
• Андрей Каргинов стал победителем лишь после того, как судьи сняли ему шесть минут с результата на последнем этапе, компенсировав вынужденный простой из-за аварии китайского экипажа на узкой дороге. Едва ли верно считать, что организаторы предвзяты к камазовцам и все время норовят как-то прижать их.
• На втором этапе КамАЗ Айрата Мардеева свалился в канаву и застрял. Вытащить его удалось только двумя тяжелыми техничками после финиша всех экипажей. За ночь машину восстановили, но судьи не допустили экипаж к старту. Команда возмутилась: дескать, притесняют! Но по факту зафиксирован сход из-за выключенной системы GPS, что считается грубым нарушением.
• Де Рой остановился около упавшей машины Мардеева и пытался ее вытащить из ямы, но безуспешно. При этом голландец застрял сам. На исходе дня судьи вернули ему 22 минуты, потраченные на попытки оказать помощь соперникам. Говорят, де Рой просил о компенсации 30 минут.
• В Сети есть видео, отснятое местными зрителями: в узкой ложбине багги застрял поперек дороги. Примчавшийся КамАЗ попросту объехал его по косогору, едва не опрокинувшись. Следом приехал де Рой. Остановился, взял на трос, выдернул, отцепил и погнал дальше. Таких эпизодов на «Дакаре» по сотне в день. Лишь некоторые находят отражение в протоколах в виде снятых минут.
• На первом этапе Нани Рома 60 километров глотал пыль за Сайнсом. Карлос не реагировал на сигналы специального устройства «Сентинел», предусмотренного как раз для таких случаев. А после финиша признал, что видел машину соперника. Рома сказал, что это не очень спортивно, но — «нет проблем». И таких эпизодов на «Дакаре» тоже по сотне в день.
Автор статьи Сергей Зиновьев.
Журнал «За рулём» март 2014г.