Что такое д о на работе для сотрудников
Каких условий труда на самом деле хотят сотрудники
Собственные спортивные залы, столы для работы стоя, комнаты для медитации, горячие линии по вопросам здоровья – вот неполный список льгот для сотрудников, в которые инвестируют компании. Но окупаются ли эти инвестиции? Компании Future Workplace и View недавно опросили 1601 работника из Северной Америки, чтобы понять, какие льготы имеют для них наибольшее значение и как они влияют на производительность.
К своему удивлению, мы обнаружили, что сотрудники в первую очередь хотят очень простых вещей: свежего воздуха, доступа к дневному свету и возможности устроить рабочее место по своему вкусу. Половина опрошенных сотрудников заявили, что испытывают сонливость в течение дня из-за плохого качества воздуха, и более трети сообщили о потере до часа рабочего времени из-за этого. Выяснилось, что качество воздуха и свет сильнее всего влияют на производительность, удовлетворенность и благополучие сотрудников, в то время как влияние занятий фитнесом и медицинского обслуживания оказалось незначительным.
Другие исследования показывают, что у работников, удовлетворенных условиями труда, на 16% выше производительность, при этом вероятность, что они останутся в компании, выше на 18%, а их компания на 30% привлекательнее для них, чем конкуренты. Две трети респондентов сообщили, что с большей вероятностью примут предложение о работе или останутся на текущей работе, если компания будет заботиться об их здоровье. Вот три шага, с помощью которых можно улучшить рабочую среду и благополучие сотрудников.
1. Перестаньте тратить деньги на бессмысленные льготы. Примите как должное, что вы не знаете, чего хотят ваши сотрудники, и ищите способы выяснить это. Если бы работодатели делали это чаще, они бы уделяли меньше внимания преимуществам, которыми пользуются лишь немногие сотрудники (например, спортзалом), и больше – изменениям на рабочих местах, влияющим на всех (например, качеством воздуха и доступом к дневному свету).
Как найти удаленную работу
Удаленная работа — это когда не нужно ездить в офис каждый день, чтобы выполнять свои обязанности.
На удаленке сотрудник работает в штате компании по трудовому договору. Он занимает определенную должность, получает зарплату и подчиняется работодателю — все это называется трудовыми отношениями. По закону удаленная работа называется дистанционной и регулируется Трудовым кодексом РФ
Если постоянного работодателя нет, вы — фрилансер, а ваш вид занятости называется фрилансом. В законодательстве таких понятий нет, но среди удаленщиков они распространены.
Удаленная работа и фриланс — не одно и то же.
Организация удаленки. Чтобы работать в компании удаленно, используются специальные сервисы и программы. Одни фиксируют рабочее время, другие — выполненные задачи.
Сотрудники могут работать через удаленный рабочий стол: подключаться с личного компьютера к общему серверу и работать в единой системе со всеми документами и доступами.
Удаленная команда общается в мессенджерах, почте или в Скайпе. Если для работы нужно специальное оборудование или софт, работодатель его предоставляет или помогает установить.
Основные виды удаленной работы. Трудиться удаленно может практически любой специалист, чья работа связана с интеллектуальной деятельностью: от разработчика сайтов, иллюстратора и СММ-менеджера до консультанта онлайн-продаж товаров и услуг.
Привычные офисные специалисты тоже могут работать удаленно: юристы, бухгалтеры, кадровики и личные помощники руководителей.
Кем можно работать удаленно
Работать можно кем угодно, если для работы и связи нужен интернет. Популярные профессии на удаленке:
Раньше удаленно работали мамы в декрете, инвалиды или студенты, но сейчас такую работу выбирают не только они.
Особенности удаленки
График. О нем вы договариваетесь с работодателем и работаете полный день или устанавливаете удобное время в течение дня.
При сдельной оплате график обычно свободный: вы работаете сколько и когда хотите. При повременной вы сидите за рабочим столом условно с девяти до шести и получаете зарплату за отработанное время, независимо от объема работы. Если по работе нужно общаться с клиентами или партнерами в течение рабочего дня, скорее всего, придется подстраиваться под их график и часовой пояс.
Обычно на удаленке стандартная загрузка — 40 часов в неделю, по 8 часов в день. Но встречаются варианты работы по 30 часов в неделю и меньше.
Возможно, удаленщику придется приезжать в офис раз в неделю или месяц на летучку, если он находится в одном регионе с компанией.
Инструментарий. Для работы всем нужен ноутбук или компьютер и высокоскоростной и стабильный интернет. Оператору колцентра или менеджеру по продажам пригодится гарнитура, иллюстратору или дизайнеру — планшет для рисования.
Договоритесь с работодателем, кто покупает необходимые инструменты: вы или он. Если понадобится специальный софт, работодатель поможет его установить и выдаст доступы.
Рабочее место. Удаленщики в основном работают из дома и рабочее место оборудуют сами. Для этого подойдет отдельная комната, часть гостиной, спальни или балкона. Лучше, если это будет классическое рабочее место со всем необходимым: стол, удобное кресло, лампа, канцелярия.
Стол на кухне для работы не подойдет: за ним вы едите, проводите время с семьей, друзьями и отдыхаете.
Иногда удаленщики выбираются в кафе, библиотеку или коворкинг и работают там.
Свобода передвижений. Плюс удаленной работы в том, что можно работать где угодно: дома, в кафе или в другой стране.
Если график свободный, можно заниматься личными делами даже днем, а работу перенести на удобное время. Если работаете удаленно по расписанию компании, заниматься днем чем-то другим не получится, но вы все равно не привязаны к рабочему месту в офисе.
Плюс удаленки для фирмы. Не нужно тратиться на аренду и уборку офиса, оборудование рабочих мест и канцелярию, покупать мебель, технику, печенье и кофе для сотрудников. Компания может нанимать удаленных специалистов из регионов и таким образом экономить на зарплатах.
Продуктивность. Дома хочется расслабиться, а значит, с продуктивностью и дисциплиной могут быть проблемы. Все дают одинаковые советы против лени и прокрастинации, главное — выработать привычку:
Но самое главное — работайте по специальности, которая нравится.
Уровень дохода. Заработок зависит от профессии и опыта удаленщика и возможностей работодателя.
Начинающие удаленщики обычно зарабатывают меньше начинающих коллег из офиса. На расстоянии проще доверять простую работу и, соответственно, меньше за нее платить.
Удаленные ИТ-специалисты зарабатывают больше коллег из регионов, но меньше коллег из Санкт-Петербурга и Москвы. В иностранных компаниях зарплата на удаленке обычно выше.
Профессиональный рост. Профессиональный рост на удаленке не такой стремительный, каким он может быть в офисе. Начальство может недооценивать удаленщика и думать, что тот в чем-то недорабатывает.
Чтобы профессионально расти, придется много работать и учиться.
Если вы фрилансер или берете проекты дополнительно к основным обязанностям, придется время от времени повышать стоимость работы. Просить повышения в должности или зарплате — нормально.
Спросите начальника, что нужно сделать, чтобы зарабатывать больше. Если он не знает, предложите свой план, за что повысить вам зарплату, или подумайте, как получать от работы больше не только в виде денег. Компания может арендовать вам жилье или дать в пользование машину или рабочий ноутбук с правом выкупа, оплачивать фитнес, страховку или детский сад для ребенка.
Эмоциональная составляющая. На удаленке не хватает живого общения с коллегами: можно почувствовать себя одиноким и подавленным. Еще сложно переключиться из режима «работа» в режим «отдых»: вы не замечаете, что работаете слишком много. Чтобы отдохнуть от рабочей рутины, почаще выбирайтесь из дома и общайтесь с родными и друзьями вживую.
Преимущества удаленки
На удаленке не нужно вставать по будильнику и толкаться в переполненном транспорте. Можно экономить деньги на проезде и бизнес-ланчах, деловой одежде и обуви, а при легкой простуде можно не брать больничный и спокойно работать, не чихая коллег.
Плюсы и минусы удаленной работы, исследование портала «Хедхантер»PDF, 863 КБ
Удаленная работа экономит как минимум два часа в день, которые вы тратили бы на дорогу в офис и обратно. Это время можно провести в спортзале, с семьей или друзьями, подольше поспать или заняться любимым хобби.
Если вы не любите навязчивых коллег, удаленная работа поможет избежать встреч с ними и пустой болтовни.
Минусы удаленной работы
Минусы удаленной работы — недостаток живого общения и необходимость настраивать себя на работу каждый раз, когда хочется лежать на диване. Атмосфера в офисе по умолчанию располагает к работе. Вдобавок всю информацию можно получить быстрее: спросить у коллеги напрямую или договориться о встрече в переговорке.
Еще один недостаток — необходимость организовать рабочее место самому и покупать мебель, технику и канцелярию, скорее всего, за свой счет. Вырастут счета за коммунальные услуги, потому что ими вы будете пользоваться больше. Если сломается компьютер, чинить придется самому и за свой счет.
Где и как найти удаленную работу
С чего начать поиск удаленной работы на дому. Проанализируйте свой опыт работы и подумайте, сможете ли выполнять те же обязанности из дома.
Ищите вакансии на сайтах поиска работы, в тематических пабликах в соцсетях и мессенджерах, на биржах фриланса или через друзей и знакомых.
Если у вас нет опыта или он не подходит для удаленной работы, научитесь новой профессии, которая подойдет для работы не в офисе.
Русскоязычные фриланс-биржи. Биржа фриланса — это специальная площадка, где регистрируются заказчики и исполнители. Заказчики размещают задания и вакансии, исполнители откликаются, выполняют задания и таким образом зарабатывают.
На биржах работают и опытные, и начинающие специалисты, публикуются и временные проекты, и постоянные вакансии.
Существуют общие и специализированные биржи. На первых размещают задания и вакансии для различных специалистов: переводчиков, копирайтеров, дизайнеров. На вторых — проекты для определенных специалистов: только для программистов или разработчиков, копирайтеров или дизайнеров и т. д.
Биржи для разработчиков и программистов:
1clancer.ru
freelansim.ru
Англоязычные фриланс-биржи для разных специальностей. На англоязычных биржах доход выше, чем на русскоязычных аналогах. Но для работы нужен английский язык. Наиболее востребованные специалисты — программисты и разработчики.
Как найти работу в другой стране. Составьте резюме для потенциальных работодателей: расскажите о своем трудовом опыте, карьерных достижениях и интересах.
Зарегистрируйтесь в «Линкед-ине» — социальной сети для поиска и установления деловых контактов. Будьте активны в социальных сетях и интернете, ведите блог по своей профессиональной тематике — это поможет стать заметным и найти работу мечты.
Можно устроиться в международную компанию в России, а потом перевестись в иностранный филиал и переехать.
Лохотроны в удаленной работе
Если работодатель просит перевести деньги — никогда не переводите. Мошенник может попросить оплатить регистрацию в сервисе, контакты прямого работодателя или что угодно еще.
Вам могут предложить выполнить какую-то работу и пообещать заплатить после. В итоге вы ничего не получите и сделаете работу бесплатно. Чтобы этого не произошло, заключайте договор и требуйте предоплату.
Всегда заранее уточняйте у работодателя условия работы: оформляет ли он договор, готов ли к предоплате, какую именно работу нужно делать.
Как обезопасить себя, работая удаленно
Проверьте списки недобросовестных работодателей на сайте Роструда, местной инспекции по труду или на специальных порталах. Прочитайте отзывы бывших и нынешних работников в интернете и проверьте, зарегистрирован ли работодатель как юрлицо или ИП.
Обратите внимание на требования и условия работы в описании вакансии, и, если они подходят, откликайтесь. Созвонитесь с работодателем по телефону или видеосвязи, еще раз обсудите условия: обязанности, оформление, оплату труда.
Внимательно прочитайте и заключите трудовой договор о дистанционной работе. Если работодатель просит прописать в нем минимальную зарплату, не соглашайтесь — таким образом он хочет сэкономить на налогах, и не в вашу пользу.
Если вы фрилансер — заключайте оферту или договор гражданско-правового характера на каждый заказ или проект. Укажите результаты работы и порядок взаимодействия с заказчиком: сколько правок внесете и сколько времени потратите на это. Берите предоплату с новых и непостоянных клиентов или договаривайтесь на поэтапную оплату проекта — пропишите это в договоре ГПХ.
На бирже фриланса работайте через «безопасную сделку» — это когда биржа замораживает деньги на счете заказчика и отправляет их исполнителю, как только тот выполнит задание.
Обязанности на работе
Чтобы защититься от выговоров и увольнения, нужно выполнять свои трудовые обязанности. А для этого стоит их знать.
Сейчас на слуху санкции, которые применяют к работникам из-за отказа от прививок. Но и до пандемии людей отстраняли от работы за отсутствие медкнижек, увольняли за пьянство с прогулами и штрафовали за опоздания. Что-то из этого законно, а что-то — произвол.
Мы уже рассказывали о правах на работе. Теперь сохраните себе таблицу обязанностей со ссылками на законы, чтобы знать, на что ссылаться в сложной ситуации.
Вот что вы обязаны на работе
Ходить на работу, когда надо
Как это работает. В любом трудовом договоре должно быть определено место работы. Обычно это адрес организации, где у сотрудника есть свое рабочее место, например стол в офисе или станок на заводе. Там и должны находиться сотрудники во время работы.
За отсутствие на рабочем месте без уважительных причин могут сразу уволить — если пропустить целый день или хотя бы 4 часа. Это грубое нарушение. Чтобы защититься от увольнения при прогуле, нужно доказать, что он вызван уважительной причиной, например сильным снегопадом.
Что считать уважительной причиной, в итоге решает суд — и не всегда решение можно предсказать. Поэтому, если не можете выйти на работу, лучше договоритесь и оформите короткий отпуск за свой счет или используйте накопившиеся отгулы — дни отдыха, которыми компенсируют переработку. Только проследите, чтобы их оформили официально.
Сотрудница детдома в локдаун 2020 года осталась дома с внучкой: дни с 29 марта по 30 апреля были объявлены нерабочими и садики закрыли. Основное время она была в отпуске, а на три дня написала заявление о предоставлении отгулов. Женщина думала, что заявление подписали, но директор этого не сделала. А через неделю попросила объяснить причину прогулов — и в итоге уволила сотрудницу. Суд не нашел тут ничего незаконного.
Когда на работу ходить не надо:
Дистанционная работа за время пандемии стала привычной, именно ее мы обычно называем удаленкой. Можно работать из любого места. Она может быть постоянной, чередоваться с работой из офиса или вводиться на определенное время, например из-за локдауна. Условие о дистанционной работе прописывают в трудовом договоре, а если она вводится в исключительных случаях — в приказе работодателя.
Надомная работа встречается реже: это когда сотрудник что-то собирает, изготавливает или чинит дома, обычно из материалов, которые ему дает работодатель. Например, вяжет шарфы и шапки. Работодатель оплачивает результат работы сдельно: сколько связано шарфов, столько и заплатили.
Дистанционщики и надомники могут не ходить в офис, их за это не уволят. Даже если работодатель схитрил и оформил удаленку только на словах, решение об увольнении можно оспорить в суде. Но выполнять свои обязанности все равно нужно.
Мужчина работал в страховой компании из дома. Сначала жил в Москве, потом переехал в Сочи. Руководство это устраивало. Прошло несколько лет — и мужчину уволили за прогул. Мол, в договоре не сказано, что можно работать из дома.
Дело дошло до Верховного суда, который встал на сторону уволенного мужчины. Тот работал в дистанционных условиях с ведома и согласия работодателя несколько лет, поэтому соглашение считается заключенным, хоть его и не оформили письменно. А дистанционная работа — это не прогул.
Не опаздывать
Как это работает. Мало того, что на работу надо ходить, — это следует делать вовремя. Формально даже малейшие опоздания — повод назначить дисциплинарное наказание, например выговор. Работодатель, который обычно относится к опозданиям спокойно, в сложной ситуации может начать за этим следить. Например, если хочет уволить сотрудника.
Время работы обычно указано в трудовом договоре и правилах внутреннего трудового распорядка. Например, там может быть написано, что время работы — с 08:00 до 17:00, обеденный перерыв — с 12:00 до 13:00. Это значит, что на работе надо быть в 08:00, а с обеда вернуться в 13:00.
Если опоздать на работу или уйти раньше, работодатель может назначить дисциплинарное взыскание — замечание или выговор. Уволить за единичное опоздание нельзя. Зато систематические опоздания могут привести к увольнению за неисполнение трудовых обязанностей.
Например, мужчина несколько раз опоздал на работу — в пределах 10 минут. Работодатель его уволил. Суд не помог мужчине: опоздания были систематическими, правила трудовой дисциплины не соблюдались, у него уже было дисциплинарное взыскание. Можно увольнять.
Еще суды оценивают, уважительной была причина опоздания на работу или нет.
Например, один сотрудник признал незаконным замечание за опоздание с обеда на 30 минут, так как он все это время стоял в очереди за авансом.
А другой не смог восстановиться на работе, откуда его уволили за регулярные опоздания на час и больше. По словам сотрудника, он отводил ребенка в детский сад. Но суд не сжалился: нарушения были слишком серьезные.
А вот штрафовать сотрудников за опоздание нельзя: такого наказания в трудовом кодексе не предусмотрено. Если работодатель применяет штрафы, он сам нарушает трудовое законодательство — и можно обжаловать это в трудовой инспекции.
Курс о больших делах
Быть на связи при дистанционной работе
Как это работает. Сотрудник на удаленке должен выходить на связь. Если он этого не делает, работодатель может его уволить. Достаточно не отвечать работодателю больше двух рабочих дней подряд, если в договоре не указан другой срок.
Такое основание для увольнения действует только с 2021 года. До этого дистанционных сотрудников, которые не выходили на связь и не сдавали отчеты, уволить было сложнее. Квалифицировать это как прогул не получалось: доказать сложно, да и фактически человек мог находиться дома.
Один мужчина в 2018 году устроился на работу дистанционно. Он неоднократно не отвечал на звонки с работы, не перезванивал, отчеты и планы не сдавал. Его уволили за прогул, но через суд он отменил решение и восстановился на работе. А еще взыскал неустойку и невыплаченную зарплату за вынужденный прогул. Теперь так сделать не получится: есть специальное основание для увольнения дистанционщиков.
Выходить на связь нужно только в рабочее время — для дистанционки трудовой кодекс называет это периодом выполнения трудовой функции. Если работодатель звонит или пишет поздно вечером, вы можете ответить ему на следующий рабочий день.
Работать по вечерам при ненормированном рабочем дне
Как это работает. По общему правилу работать нужно только в рамках своего рабочего времени. После работы или ночью сотрудники работают только по своему согласию. А некоторых, например беременных, и вовсе нельзя привлекать к такой работе.
Исключение установлено для сотрудников с ненормированным рабочим днем. Работодатель вправе вызывать их на работу вне рабочего времени. Например, оставлять работать вечером, чтобы составить важный отчет. В трудовом кодексе говорится, что это можно делать эпизодически. Если работа вне установленных норм рабочего времени становится систематической, есть основание обсудить с работодателем изменение условий договора или пожаловаться в трудовую инспекцию.
При ненормированном рабочем дне переработки специально не оплачиваются, но у сотрудников есть право как минимум на три дополнительных дня оплачиваемого отпуска ежегодно.
Добросовестно работать и соблюдать трудовую дисциплину
Как это работает. Работники обязаны исполнять свои профессиональные и дисциплинарные обязанности. Профессиональные прописаны в трудовом договоре и должностной инструкции, если она имеется. Их надо исполнять добросовестно: так написано в трудовом кодексе.
Дисциплинарные обязанности обычно подробно прописывают в локальных актах работодателя, таких как правила трудового распорядка. Например, это дресс-код, графики переобучения и прохождения инструктажа, правила общения с клиентами, необходимость носить маски и перчатки.
Выполнять все эти правила нужно, если они документально зафиксированы и вы с ними ознакомлены. Если правила негласные, наказывать за их несоблюдение работодатель не может. Дресс-код, который нигде не прописан, — это рекомендация.
Если сотрудник нарушит свои обязанности, работодатель может назначить дисциплинарное взыскание — замечание или выговор. Увольняют только за грубые нарушения, которые прямо прописаны в трудовом кодексе, например за прогул. Но несколько небольших нарушений тоже могут привести к увольнению.
Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя, если:
Соблюдать требования охраны труда
Как это работает. Правила охраны труда обеспечивают безопасность сотрудников во время работы. Их необходимо соблюдать — и ради себя, и ради коллег. Например, если по технике безопасности перед выполнением каких-то проверочных работ надо отключить электричество, а ответственный сотрудник этого не сделает, другой может серьезно пострадать.
За нарушение требований охраны труда могут объявить замечание, выговор и даже уволить. Единичное нарушение приведет к увольнению, если оно:
Чтобы избежать таких ситуаций, изучайте правила охраны труда в компании, проходите все положенные инструктажи и требуйте, чтобы их проводили качественно, а не формально.
Проходить медосмотр, если требует должность
Как это работает. Сотрудникам нужно проходить медосмотр:
Кому конкретно надо проходить осмотр, можно определить по приказу Минздрава. Там указана частота медосмотров, перечислены врачи, которых надо пройти, — это зависит от того, какие вредные и опасные факторы есть на рабочем месте и чем занимается сотрудник.
Например, медосмотр нужно проходить крановщикам, нефтяникам, учителям, поварам и официантам, сотрудникам салонов красоты и парикмахерских.
Договориться с клиникой и оплатить медосмотр должен работодатель. На практике можно заплатить из своих денег, а потом вернуть их через суд.
Если отказаться проходить медосмотр, не допустят к работе. За время отстранения от работы зарплату не выплачивают. Но и уволить только по этому основанию не могут.
Если в ходе медосмотра выяснится, что сотрудник по состоянию здоровья не может выполнять свою работу, ему должны предложить другую, подходящую. Уволить могут только при отсутствии такой работы.
По результатам медосмотра у мужчины выявили медицинские противопоказания к работе электромонтером. Работодатель не нашел ему другой подходящей должности и уволил. Мужчина обратился в суд. В суде выяснилось, что у работодателя было порядка 20 подходящих вакансий, о чем он своему сотруднику не сообщил. Мужчину восстановили на работе, а за вынужденный прогул выплатили заработную плату.
Делать прививки, если требует должность
Как это работает. По закону граждане имеют право отказаться от прививки, это дело добровольное. Но при этом они теряют право работать в некоторых сферах деятельности, где такие прививки обязательны.
Правительство определило перечень работ, которые требуют обязательных прививок. Например, их должны делать сотрудники образовательных учреждений: садиков, школ, средних специальных и высших учебных заведений. А еще санитарные врачи издают приказы: например, об обязательной вакцинации сотрудников предприятий торговли из-за коронавируса. Исполнять эти приказы обязаны все граждане.
Если у сотрудника должна быть прививка, но ее нет, его могут отстранить от работы. Зарплату и больничные во время отстранения не выплачивают. В стаж для расчета права на отпуск эти дни не засчитываются. Взносы на пенсию не платят, а значит, и страховой стаж не растет. Длится это до тех пор, пока сотрудник не сделает прививку или она не перестанет быть обязательной. Однако увольнять за отказ от прививки нельзя: такой причины расторгнуть трудовой договор нет.
В 2017 году главный санитарный врач Москвы обязал гостиницы прививать сотрудников от гепатита А и дизентерии. Сотрудник одного из отелей от прививок отказался. Работодатель отстранил его от работы, объявил выговор, а потом уволил. Суд восстановил сотрудника на работе: отстранять от работы можно, увольнять — нет.
Непривитого сотрудника могут не отстранять, а, например, перевести на удаленку или поручить другую работу. Это решение зависит от работодателя. Гарантированно сохранить зарплату могут только те, кто сделал обязательные прививки.
Проходить аттестацию
Как это работает. Сотрудник должен соответствовать занимаемой должности, то есть иметь квалификацию, которая позволяет выполнять работу должным образом. Например, делать качественные товары или эффективно организовывать процессы в компании.
Чтобы проверить квалификацию своих сотрудников, работодатель вправе проводить регулярную аттестацию. Ее порядок должен быть закреплен в положении об аттестации или другом внутреннем документе компании.
Аттестации проводят раз в несколько лет, проверяют квалификацию всех сотрудников тех или иных должностей. Для сотрудников это бесплатно, а порядок зависит от особенностей компании. Аттестация может быть устной или письменной. Где-то проводят тесты, а где-то вызывают сотрудников на собеседование. Но порядок общий для всех сотрудников. Провести аттестацию за не сданный вовремя отчет для кого-то одного нельзя.
Если аттестация подтвердит, что квалификация сотрудника недостаточна для выполнения работы, его могут уволить. Но сначала работодатель должен предложить ему другие должности, подходящие по уровню квалификации. Если такие вакансии есть, но сотрудника не уведомили об этом и уволили, можно обращаться в суд и требовать восстановления на рабочем месте.
Возмещать ущерб
Как это работает. Каждый сотрудник должен бережно относиться к имуществу работодателя, других сотрудников, клиентов компании. Его нельзя портить, ломать, терять и красть. Иначе ущерб придется возмещать.
Есть случаи, когда ущерб придется компенсировать полностью:
Договор о полной материальной ответственности можно заключить не с каждым сотрудником, а только с теми, кто по должности или выполняемым работам входит в специальный перечень. Например, это кассиры, продавцы, фармацевты — те, кто по должности распоряжается имуществом работодателя. С обычным менеджером, который работает дома на корпоративном ноутбуке, такой договор не заключишь. С трактористом — тоже.
Мужчина работал на тракторе «Кировец». С ним заключили договор о полной материальной ответственности. Однажды компания, где он работал, обнаружила недостачу дизельного топлива на 174 тысячи рублей. По данным GPS, топливо расходовалось, пока трактор стоял. Компания решила взыскать долг с мужчины. Но он уволился и деньги возвращать не стал.
В суде тракторист объяснил, что система мониторинга много чего не учитывает и не работает при выключенном зажигании. А трактор — работает. Опровергнуть это компания не смогла. А еще выяснилось, что договор о полной материальной ответственности с трактористом заключать было нельзя. Он ничего не должен.
Если работодатель докажет факт кражи, он сможет взыскать весь ущерб целиком. А еще — написать заявление в полицию. И тогда сотруднику грозит наказание по уголовному кодексу — вплоть до лишения свободы. Например, по статьям:
Чтобы привлечь сотрудника к материальной ответственности, работодатель должен соблюсти строгую процедуру: провести служебное расследование, потребовать у сотрудника объяснение, ознакомить его с материалами проверки, издать приказ и ознакомить сотрудника с этим приказом. Если порядок нарушен, можно оспорить взыскание.
Не пить и не курить на работе
Как это работает. Достаточно один раз появиться на работе в состоянии алкогольного опьянения, чтобы потерять работу. Работодатель обязан отстранить пьяного сотрудника в любом случае. Увольнять его или нет — на усмотрение работодателя.
Как именно работодатель должен это оформить, подробно рассказывает Роструд. Если вкратце: сразу составлять приказ об увольнении нельзя, сначала нужно зафиксировать нарушение, составить приказ об отстранении, направить сотрудника на медобследование.
Если сотрудник работает дистанционно, зафиксировать признаки опьянения практически нереально. Технологии пока не позволяют определять запах алкоголя по «Зуму», а невнятная речь может быть следствием проблем со связью. Поэтому дистанционщиков за пьянство на рабочем месте обычно не увольняют. Но их могут уволить за не сданный вовремя отчет или отсутствие связи в рабочее время.
Зато работодатель может ввести запрет на курение в компании или определить для этого в локальном акте специальные места. За нарушение запрета он вправе применить дисциплинарное взыскание — выговор или замечание. За одно такое нарушение не уволят, но если их накопить много, можно потерять работу.
Хранить тайны
Как это работает. Закон строго охраняет конфиденциальные сведения, которые могут стать известны сотруднику по работе. Это все виды тайн, охраняемых законом, например:
Если сотрудник разгласит тайные сведения, например продаст базу с персональными данными клиентов, его могут уволить. Достаточно однократного нарушения.
Чтобы компания могла уволить сотрудника за разглашение коммерческой тайны, эта тайна должна быть правильно оформлена. С положением о коммерческой тайне всех сотрудников должны знакомить под подпись. В этом положении должно быть подробно и понятно написано, что именно нельзя разглашать. Если это требование не соблюдено, увольнение можно оспорить.
Потеря работы — это не самое неприятное, что может случиться при разглашении корпоративных тайн. Сотрудника могут привлечь к уголовной ответственности.
Предупреждать об увольнении за две недели
Как это работает. Трудовой кодекс разрешает сотрудникам в любой момент уволиться по собственному желанию. Единственное условие — предупредить работодателя. Две недели предусмотрены для того, чтобы работодатель нашел замену, провел обучение. Это позволит сохранить бесперебойность производственных процессов.
Две недели — это общий срок. Есть специальные, когда отрабатывать придется больше или меньше. Или вообще не придется.
Предупреждают об увольнении за три дня:
Предупреждают об увольнении за месяц:
Могут уволиться в день подачи заявления:
Если написать заявление на увольнение по собственному желанию и уйти без отработки, можно испортить себе историю в трудовой книжке: работодатель вправе уволить за прогул.
Возместить расходы на обучение при увольнении раньше срока
Как это работает. Работодатель может оплачивать сотрудникам обучение. Ему это выгодно: сотрудники профессионально растут и лояльно относятся к компании. Но одновременно работодатель вправе рассчитывать, что обученный сотрудник проработает на него какое-то время, а не уйдет сразу же работать на конкурентов.
Поэтому у сотрудников, которые прошли обучение за счет компании, есть дополнительная обязанность: возмещать работодателю расходы на свое обучение при увольнении раньше оговоренного срока. Он может быть прописан в трудовом договоре или соглашении об обучении. Если срок там не прописан, то и обязанности нет.
Возмещать расходы нужно только при увольнении без уважительных причин. Например, по собственному желанию или за прогул. Если сотрудник заболел и больше не может работать, возмещать ничего не нужно. Какая причина считается уважительной, определяет работодатель, а если сотрудник с ним не согласен — суд.
Возместить нужно не всю сумму расходов, а их часть: она рассчитывается пропорционально времени, фактически не отработанному после окончания обучения. Например, в соглашении предусмотрено, что сотрудник отработает в компании минимум год после окончания обучающего курса. Если он уволится через полгода, нужно будет оплатить половину курса.
Компания заключила ученический договор с будущим газорезчиком и через месяц приняла его на работу. По договору проработать в компании надо было три года, а иначе — возместить полную стоимость обучения. Газорезчика уволили за прогул через три месяца. Компания посчитала, что потратила на обучение около 19 тысяч рублей, из них 17 тысяч еще не отработаны. Суд подтвердил, что деньги надо вернуть.