Что можно говорить начальнику
Что можно говорить начальнику
В течение жизни, многие люди сталкиваются с проблемами в общении с начальством. Конечно, не все руководители обладают скверным характером, но каждый сотрудник должен знать, как правильно общаться с начальством. Предлагаем ознакомиться с несколькими ценными советами, которые помогут при общении с боссом.
Какие бывают начальники?
Руководителей можно разделить на несколько категорий:
Если вам повезло работать с «миротворцами» — нужно радоваться. Однако чаще всего начальство выпадает не из лучшей категории, поэтому нужно знать, как правильно общаться с таким человеком.
Получаем от начальства заслуженную награду
Чтобы получить то, что вы действительно заслуживаете, нужно придерживаться следующих советов:
Поддерживаем начальнику хорошее настроение
От настроения начальства зависит работа всего коллектива, поэтому нужно поддерживать руководителю хорошее настроение:
Как отказаться от бессмысленных указаний
Иногда руководство может давать глупые и бессмысленные поручения, нужно уметь правильно уходить от таких задач:
Главное помнить – возьмете поручение один раз, будете всегда заниматься бессмысленной работой. Руководители такие же люди, и они понимают, кому какую работу поручать. Если начальник поймет, что вы профессионал, способный на больше, он никогда не будет поручать глупые задачи!
Автор: Специализированная служба по трудоустройству «Staff Linear»
36 вещей, которые вы никогда не должны говорить своему начальнику даже если дружите с ним
Налаживание отношений с начальником может быть прекрасной идеей, особенно, если это помогает сделать повседневную рабочую рутину более приятной.
Возможно, вы настолько сблизитесь со своим начальником, что будете вместе отдыхать после работы или пригласите его на свою свадьбу. Однако, так или иначе, важно помнить, что ваш друг по-прежнему остаётся вашим руководителем, а значит между вами будет оставаться черта, которую не следует пересекать. Честность – это лучшее правило поведения на рабочем месте, но, как и любое другое правило, оно имеет свои исключение.
Мы поговорили с несколькими рабочими экспертами, чтобы узнать у них о том, какие фразы они причисляют к категории таких, которые никогда не следует говорить начальнику, даже если вы друзья. Ответы варьировались от простых вопросов, вроде «Можно честно сказать?» (что позволяет предположить, что честно вы говорите далеко не всегда) и заканчивая вопросами об отпуске.
Помимо очевидных вещей – вроде сквернословия и оскорблений – вот несколько слов и фраз, которые вам не следует говорить своему начальнику никогда, даже если вы дружите:
«С меня хватит! Я сваливаю отсюда!»
Вы можете испытывать сильные эмоции от результатов президентских выборов, но работа – не лучшее место для их выражения. Угроза покинуть корабль явно не демонстрирует, что вы хороший командный игрок.
«Пожалуйста, объясните мне, с какой стати вы проголосовали за этого кандидата»
Жаркие дискуссии имеют место быть на рабочем месте, но они должны концентрироваться вокруг вопросов, связанных с работой.
В конце концов, вы на работе, чтобы заниматься работой, а споры о том, какой кандидат был лучше или хуже, могут отвлекать остальных сотрудников. Вряд ли вы будете делать свою работу хорошо, если будете больше сконцентрированы на том, как защитить свои политические убеждения.
Друзья и любимые ссорятся друг с другом из-за выборов. Вряд ли ваша хрупкая рабочая дружба с начальником сможет пройти это испытание.
«Вы вообще можете поверить, что эти идиоты проголосовали за него?»
Вам может казаться, что вы прекрасно знаете своего начальника и что он обязательно согласится с вами, однако клише «никогда не предполагать» в таких вопросах становится истинным как никогда ранее.
Более того, негативные комментарии в адрес любой группы является глупым и непрофессиональным шагом с вашей стороны, так как это может повлечь за собой обвинения в притеснении.
«Это невозможно»
Ваш руководитель не хочет слышать негатив или неуверенность с вашей стороны. Если вас что-то беспокоит, то расскажите об этом и попросите совет.
Один из лучших способов решить, стоит ли вам делиться своими мыслями со своим начальником или задавать ему чувствительные вопросы – это поставить себя на его место, рекомендует Линн Тейлор, национальный рабочий эксперт и автор книги «Tame Your Terrible Office Tyrant: How to Manage Childish Boss Behavior and Thrive in Your Job».
«Вы ошибаетесь»
Если вам кажется, что ваш начальник допустил ошибку, то существуют куда более хорошие способы сообщить об этом, объяснила она.
«Вы можете попросить того-и-того заняться этим?»
Полагаться на покровительство – далеко не лучшая идея. Всё, что делает работу других людей сложнее, неминуемо делает сложнее и работу вашего начальника, а такое они обязательно вспомнят в следующий раз, когда речь зайдёт о том, кому давать повышение.
«Я не могу»
«Это не входит в мои обязанности»
Говоря, что вы не хотите выходить за пределы своих должностных обязанностей, вы демонстрируете, что вы не готовы вкладываться в успех компании, рассказывает Райан Кан, карьерный коуч, основатель The Hired Group и автор книги «Hired! The Guide for the Recent Grad».
«Например, если ваш начальник говорит: ‘У тебя есть время поработать сегодня над проектом Ивана?’, то вам не следует просто говорить ‘Нет’. Вместо того, попробуйте сказать что-то в стиле: ‘Сегодня будет проблематично, если вы всё ещё хотите, чтобы я поработал над презентацией компании. Или мне лучше заняться этим проектом?’».
«Я не знаю»
У вас может не быть ответов на все вопросы, но ваше лучшее предположение и обещание найти ответ – это куда лучше, чем простое пожимание плечами, рассказывает Тейлор. И хотя друзья всегда поддерживают друг друга, «всегда, когда вашему начальнику необходимо делать работу за вас, считайте, что вы выбрали неверный путь».
«Я попробую»
Некоторые люди считают, что это приемлемый ответ, ведь все мы «пробуем» сделать всё, что в наших силах. Однако у вашего руководителя такой ответ оставит чувство неуверенности, а, когда сотрудникам раздают поручения, ваш начальник рассчитывает на вас, особенно рассчитывает на то, что вы уложитесь в сроки, рассказывает Тейлор.
«Представьте, что вы спрашиваете у начальника: «Я получу зарплату 15-го числа?», а он отвечает: ‘Я попробую’».
«Я возьму пару кофейных пакетиков с кухни»
Верьте или нет, но хищение офисных запасов может грозить вам увольнением – признание в своём преступлении своему приятелю-начальнику будет просто ужасной идеей.
Лучше поверьте, что, если этот вопрос возникнет на повестке дня, начальник вряд ли поставит под угрозу собственную карьеру, чтобы защитить вас.
«Мне платят не так много, чтобы я этим занимался»
Эта фраза похожа на фразу «Это не входит в мои обязанности».
Возможно, вы просто хотели пошутить – или подчеркнуть, что вы заслуживаете надбавку – но эта фраза крайне неуместна и непрофессиональна, она говорит вашему начальнику, что вы не готовы делать всё возможное.
«Я немного запутался после моего разрыва. Мои мысли заняты немного другим»
У каждого человека есть свои личные проблемы, обращение за эмоциональной помощью к друзьям может вам помочь, но всё это никогда не должно вредить вашему профессионализму.
«А какая мне от этого выгода?»
Порой ваша работа предполагает помощь другим людям и другим отделам. Начальники редко терпят сотрудников, не являющихся командными игроками, рассказывает Тейлор.
«А я слышал кое-что другое»
Избегать слухов и догадок – хорошая идея, ведь у них могут быть неожиданные негативные последствия. Если вы не уверены в чём-то, то лучше просто подождите, иначе вы рискуете выставить себя непрофессионалом.
«Чем займёмся на выходных?»
Строить планы с начальником за пределами работы – это нормально, но вам следует проявлять осторожность – в частности, никогда не обсуждайте свои планы перед всем офисом. Это может вызвать зависть ваших коллег и привести к обвинениям в привилегированном отношении.
«Мне жаль, но…»
«Ну, я сделал всё, что мог»
Это отговорка. Если вы совершили ошибку, и это было лучшее, на что вы способны, то вряд ли это будет свидетельством ваших высоких способностей. Куда лучше ответить на это тем, что в следующий раз вы постараетесь сделать всё лучше.
«Я уже пробовал это»
В ином случае объясните, что вы цените предложенный совет и пытались сделать XYZ, что привело к таким-то результатам, но вы были бы рады попробовать что-то более эффективное.
«Просто я думал, что…»
«Это не моя ошибка; это ошибка того-то и того-то»
Игра в обвинения довольно коварна. Если вы невиновны, тогда объясните, почему. Не впутывайте сюда других людей, если вы несли основную ответственность, утверждает Тейлор.
«Если вы мне не скажете, то я просто…»
У этой фразы угрожающий тон, и она определённо пересекает черту непрофессионального поведения. Лучше подождать, чем потом получить выговор.
«Я не могу работать с ним/ней»
Неспособность найти контакт с другими – это нехорошо как в начальной школе, так и на работе. Предполагается, что вы способны выйти за рамки межличностных конфликтов в интересах принесения хороших результатов.
«Да он придурок»
Вы можете быть такими откровенными с друзьями дома, но не со своим начальником.
«Почему тот-и-тот всегда…?»
«У меня нет решения этой проблемы»
Не говорите начальникам о проблемах, не предоставляя им её потенциальных решений, говорит Кан. «Лидеры говорят о решениях; последователи говорят о проблемах».
«Мне скучно»
«Сейчас расскажу, кого я подцепил прошлым вечером!»
Делиться интимными историями на работе может быть не самым мудрым решением, утверждает Рэндалл.
«Я сейчас занят. Это может подождать?»
«Я могу уйти сегодня пораньше, раз у нас всё так медленно продвигается?»
Если вам нужно уйти с работы пораньше, то в этом нет ничего плохого. Но не говорите, что вам нужно уйти, потому что «всё так медленно продвигается» или «вам нечего делать».
«В эти дни меня не будет» или «Завтра я уйду с работы пораньше»
Лишь факт того, что вы дружите с начальником, не говорит о том, что вы просто должны сообщать своему начальнику, что вы собираетесь взять отпуск или уйти из офиса пораньше. Лучше всегда об этом вежливо попросить.
Разумеется, вы давно не ребёнок, поэтому вам не нужно говорить: «Можно в понедельник, вторник и среду я никуда не пойду?». Вместо этого, попробуйте сказать так: «Я планировал взять выходные с понедельника по среду, поэтому хотел убедиться, не будет ли с этим никаких проблем».
«Можно честно сказать?»
«Я слышал, что Сергей недавно получил повышение/надбавку к зарплате»
«Такое уж это поколение»
«Я уверен, что вы сможете это сделать»
«Строя карьеру, вы должны защищать себя»: как добиться повышения по работе и не испортить отношения с начальством
Harvard Business Review (HBR), ежемесячный научно-популярный журнал о бизнесе и менеджменте, провел ряд интервью со специалистами Гарвардской школы бизнеса, авторами книг о развитии карьеры и лидерами крупных компаний о секретах успешного построения карьеры. Рассказы экспертов редакторы HBR объединили в книгу, которая рассказывает о наборе инструментов, помогающих поставить перед собой карьерные цели и определить необходимые для их достижения шаги.
Forbes публикует отрывок из книги «Гид HBR. Как управлять своей карьерой», которая выйдет в июле в издательстве «Альпина Паблишер», посвященный тому, как правильно заявить о своем желании получить повышение, выстроить диалог с начальством и добиться своего. С экспертами для этой главы говорила Ребекка Найт — журналист-фрилансер из̀ Бостона; лектор Уэслианского университета, чьи работы публикуют в̀ The New York Times, USA Today и Financial Times.
Перед тем, как попросить начальника о повышении, многие нервничают. Но когда вы готовы к следующему шагу в карьере, важно сказать об этом. Как же подготовиться к разговору с начальником? Какую информацию иметь наготове? И как изложить свои доводы?
Организация не позаботится о вас просто потому, что вы хорошо работаете. Нужна определенная доля саморекламы
«Прося о повышении, вы чувствуете себя уязвимыми, — говорит Сабина Наваз, консультант руководителей высшего звена, выступающая и пишущая на тему лидерства. — Вы не контролируете ситуацию, вы отдаете себя в руки начальника, который будет судить о вас и может решить, что вы недостойны повышения». Возможно, вы будете опасаться, что «достаете» своего босса или покажитесь ему жадным или эгоистичным. Но,̀ строя карьеру, вы должны научиться защищать себя, считает Джозеф Уэйнтрауб, основатель программы консультирования по вопросам лидерства и командной работы Колледжа Бабсона. «Нельзя ожидать, что организация позаботится о вас просто потому, что вы хорошо работаете, — говорит он. — Нужна определенная доля саморекламы». Попросту говоря, «не попросишь̀ — не получишь». Вот несколько подсказок относительно того, как обратиться с просьбой о повышении.
Поразмышляйте
Первый этап процесса — решить, что именно вы хотите получить, говорит Уэйнтрауб. «Хотите ли вы больше власти? Больше денег? Больше ответственности?» Есть ли в организации должность, о которой вы мечтаете, или ее нужно создать? Хотите ли вы двигаться вверх или вас может заинтересовать передвижение по горизонтали? Также важно «рассмотреть свой набор навыков и понять, насколько он соответствует задачам организации», добавляет он. Это поможет вам увязать просьбу о повышении и более широкие стратегические цели организации.
Проведите исследование
Полезно запастись и внешними данными, считает Наваз. «Чем выше ваша позиция, тем больше вероятность того, что решение о повышении принимает не только ваш начальник, — отмечает она. — Другие руководители также скажут свое слово». Она рекомендует « попросить об обратной связи наставников», чтобы узнать о своих сильных и слабых сторонах, и поговорить с коллегами, чтобы «проверить, какая у вас репутация в компании».
Прошлый опыт — это прецедент. Выясните, как другие добивались повышения. Это поможет вам найти эффективные стратегии. Также спросите коллег, готовы ли вы, на их взгляд, к повышению. И когда дело дойдет до удовлетворения вашей просьбы, « важны не только бизнес-результаты; вы должны быть человеком, за которым люди готовы пойти».
Приведите аргументы
Поняв свои устремления, подготовьте убедительные аргументы, почему вы заслуживаете повышения. Это особенно важно, если ваша просьба о более высокой должности расходится с графиком повышений. Будьте готовы натолкнуться на отношение, в основе которого лежит вопрос: «А что такого вы сделали в последнее время для меня?», — говорит Наваз. Она рекомендует подготовить записку, где будут «четко изложены ваши достижения». На одной-двух страницах перечислите «конкретные показатели, отражающие ваш вклад», опишите «предложенные вами решения» и финансовые результаты, за которые вы отвечали. Можно также указать «данные из других подразделений или из опросов потребителей или сотрудников», свидетельствующие о вашем успехе. «Вы должны доказать, что уже работаете на уровне, до которого просите повысить вас», — говорит она.
Уэйнтрауб также рекомендует подумать на этом этапе о том, «кто мог бы занять вашу должность» и как поддержать этого человека. Продемонстрируйте боссу, что «вы трудитесь над тем, чтобы развивать других», советует он. «Это не только демонстрирует ваши лидерские способности, но и облегчает задачу вашему начальнику, так как он будет знать, кого можно назначить на ваше место».
Выберите момент
Не существует идеального времени для просьбы о повышении, но все-таки к выбору момента нужно подойти разумно, говорит Уэйнтрауб. Очевидно, что неделя после увольнений в компании или день, когда ваша команда потеряла ключевого клиента, не годится. Лучше просить «после того, как произошло что-то хорошее». Например, вы только что заключили крупную сделку или компания объявила о хорошей квартальной выручке.
Наваз согласна: «Если наблюдается отток клиентов, лучшее, что вы можете сделать, — немедленно взяться за дело, засучить рукава и выполнять свою работу, чтобы стабилизировать ситуацию в компании». Вместе с тем не стоит опускать руки. Если ваше повышение поможет организации достичь ее целей, настаивайте.
Зароните семя
Просьба о повышении не разовый разговор, скорее, серия бесед, говорит Наваз. Она рекомендует, чтобы вы, опираясь на свои записи, начали с чего-то вроде: «Я рад, что работаю здесь и могу влиять на работу компании. Вот чего я уже добился. Я хочу постоянно обсуждать с вами, что требуется, чтобы выйти на следующий уровень». Уэйнтрауб предлагает «вести разговор о стремлении к совершенству», попутно приводя аргументы в пользу вашего повышения. «Скажите своему начальнику: «Я хочу убедиться, что работаю не просто хорошо, а прекрасно». Затем спросите: «Что мне сделать, чтобы убедить вас, что я готов к следующему шагу?» «Продемонстрируйте готовность расти и учиться», — советует он.
Ухаживайте за ростком
Посеяв семя, «ухаживайте за ним», говорит Наваз. Она советует просить начальника об оценке вашей работы «не настолько часто, чтобы это стало раздражать, но,̀ скажем, раз в месяц или квартал». Будьте конкретны. Если, например, ваше повышение связано с ростом ответственности по отношению к клиентам, скажите что-то вроде: «Последний месяц я часто беседовал с нашими ключевыми корпоративными клиентами и вот, что узнал. Как вы можете оценить эти шаги?»
Другой удачной стратегией, по мнению Уэйнтрауба, будет рассказать боссу о том, «как бы вы провели первые 90 дней в новой должности». «Покажите, что подготовились и серьезно настроены» получить повышение.
Вы должны доказать, что уже работаете на уровне, до которого просите повысить вас
Не рискуйте
Наличие у вас предложения перейти в другую организацию может способствовать повышению на вашей текущей работе. В любом случае, такое предложение укрепит вашу уверенность в себе и даст вам больше представления о том, сколько стоит ваш труд на рынке. (Это особенно актуально, если вы стремитесь к повышению, в первую очередь, по финансовым причинам.) Однако, если с помощью такой стратегии вы хотите привлечь начальника на свою сторону, вы рискуете. «Вынуждать к повышению не лучший способ приобретать друзей и влиять на людей», — говорит Уэйнтрауб. «Как правило, люди плохо реагируют на ультиматумы», — вторит ему Наваз.
Подобная тактика часто «отрицательно влияет на отношения» и «ведет к искусственному продвижению людей, которые не готовы к работе в более высокой должности», говорит она. «Разыгрывайте эту карту с особой осторожностью».
Будьте терпеливы (до определенной степени)
Было бы прекрасно, если бы начальник сразу согласился повысить вас, «но не рассчитывайте на это», предупреждает Наваз. Повышения редко случаются моментально, и не следует расстраиваться, если вы не добились успеха немедленно. «Будьте реалистичны», — говорит она. А пока «продолжайте хорошо работать, открыто ищите способы увеличить свое влияние и повышайте свою эффективность».
Но не игнорируйте признаки того, что ситуация развивается не в вашу пользу. «Если вы увидите, что других повышают, а вас нет, поговорите с начальником, — советует Уэйнтрауб. — Спросите: «Вы порекомендуете меня на более высокую должность, когда появится вакансия?«» Осознав, что вы «не входите в шорт-лист босса», «подумайте о том, хотите ли вы оставаться в этой организации или стоит поискать другое место». Но есть и хорошая новость: «по крайней мере, вы знаете, каково положение вещей».
Составьте «резюме достижений»
В какой-то момент карьеры Гретхен Ван Влимен, тогда работавшая менеджером по управлению персоналом в одной чикагской компании, решила, что готова поговорить с начальником насчет повышения. На первом этапе она определила, какую должность хочет получить. «Я выяснила, где в компании есть пробелы, которые необходимо заполнить, — говорит Гретхен. — Мне было очевидно, что, если смогу связать свой карьерный путь с основными целями компании, у руководства будет больше причин повысить меня». В итоге, она выбрала новую должность: вице-президент по кадрам. Эта работа подразумевала управление отделом кадров, а также поиск и прием на работу новых сотрудников для компании.
Важны не только бизнес-результаты. Вы должны быть человеком, за которым люди готовы пойти
Прежде, чем поговорить с начальником, Гретхен составила «резюме достижений», куда включила многочисленные примеры, доказывавшие, что она способна выполнять обязанности, связанные с ее должностью, и готова к следующему шагу. Например, Гретхен описала, как переработала внутренние инструкции для компании, используя как навыки, отточенные в ходе работы консультантом, так и идеи команды, которой она уже руководила. (Инструкции распространили по всей компании.) «Я хотела показать, что сделала для организации помимо того, что требовала моя должность, — поясняет она. — Я также хотела продемонстрировать, как эти усилия повлияли на продуктивность команды и всего отдела и в конечном счете на результаты деятельности компании в целом».
Гретхен также разработала план, как команда будет справляться, если ее повысят. «Я составила список обязанностей, которые легко могла переложить на членов команды, которых специально подготовила», — говорит она. Затем она условилась о встрече с начальником. «Я говорила четко и кратко, опираясь на свое «резюме«», — рассказывает она. Она понимает, что такие вещи не делаются сразу, сказала Гретхен начальнику. И действительно, тот не сказал «да» сразу. Некоторые вещи вызывали у него беспокойство. «Он задавал сложные вопросы о том, как мне удастся найти время для многочисленных новых обязанностей», — говорит она. Встреча закончилась обещанием начальника вернуться к вопросу в течение ближайших месяцев.
«Тем временем, он поставил передо мной несколько краткосрочных задач». Гретхен добилась успеха. Она получила повышение и сегодня работает вице-президентом по кадрам в компании Stratex, оказывающей услуги в области подбора персонала.
Как правильно спорить с начальником Гендиректор «Вымпелкома» и эксперты по карьере рассказывают о том, как доказать начальнику свою правоту, не испортив отношения
Михаил Слободин
Спор с начальником — всегда испытание для психики. Причём скорее для вас, чем для начальника. Потому что одно дело, если споришь с равным себе и тем более с тем, кто ниже тебя в иерархической лестнице, а совершенно другое — это спорить с начальником. Какие секреты успешного спора с начальником?
Для начала определим критерий успеха. Под успехом понимаем тот факт, что вы пришли к единому мнению и единому видению того, что было предметом спора, и это результат не соглашательства и плохого компромисса, который ни к чему хорошему не приведёт, а решение, в которое и вы, и ваш начальник верят, что оно действительно лучшее. Это по-настоящему успех.
Первое — выбирайте себе правильного начальника. То есть выбирайте себе в
начальники человека, который уважает чужое мнение, готов слушать и слышать. С людьми, которые не слышат и — что ещё хуже — вообще не любят, когда им возражают, спорить бессмысленно.
Второе — спорьте по предмету, который вы знаете лучше своего начальника. Чем более глубоко и содержательно вы разбираетесь в обсуждаемом вопросе, тем больше шансов убедить начальника в своей правоте или тем более вероятно прийти к правильному решению. В споре с начальником при прочих равных вы всегда в проигрыше, потому что он начальник. Поэтому ваше более глубокое знание предмета просто необходимо — вам, собственно, за это деньги и платят.
Третье — не соглашайтесь, если не согласны. Очень непросто сказать «Нет, я не согласен» своему начальнику (более правильно будет «Я не совсем согласен», но значение того, что вы хотели сказать, от этого не меняется), но за это вас и держат. Иначе зачем вы вообще нужны на своём месте, если вы сразу на всё согласны. Но если не согласны — надо чётко аргументировать и излагать свою позицию. Не ведитесь на очень уверенный тон, которым начальник излагает свои аргументы, не факт, что они правильные, даже если он очень уверенно об этом говорит. У них работа такая — говорить уверенным тоном. Они ведь начальники. В общем, не соглашайтесь, если аргументы присутствуют и имеют смысл, — заслужите большее уважение у начальника и у коллег, которые присутствуют при вашем споре.
Важно в споре не просто убедить начальника, что он не прав, и настоять на своём — важно выработать правильное решение
Четвёртое — слушайте начальника и пытайтесь понять его аргументы и мотивы в споре. Важно в споре не просто убедить начальника, что он не прав, и настоять на своём — важно выработать правильное решение. И здесь, даже глубже разбираясь в предмете и имея свою аргументацию, вы должны быть готовы принять аргументы и скорректировать ваше видение решения. Потому что у начальника может быть своё мнение и он на самом деле может быть прав или по крайней мере частично прав.
Пятое — выдавайте вашу идею и позицию за его, начальника. Не так прямолинейно, но, как правило, в позициях много схожего и идеи после небольшой модификации могут внешне отличаться, но по сути быть теми же. Начальники любят, когда с их идеями соглашаются. Поэтому модифицируйте вашу идею и позицию в споре в систему координат начальника, скрестите его идею со своей при безусловном доминировании вашей идеи — и подайте это начальнику как его же идею. Но это высший пилотаж, доступный немногим и
только после серьёзной тренировки.
Шестое — избегайте жёстких и однозначных высказываний типа «Вы не правы», «Вы заблуждаетесь», «Это ошибочное мнение» (это про мнение начальника). Особенно если вы спорите с начальником в присутствии других людей. Начальники — тонко чувствующие проявление неуважения к себе натуры. В такой ситуации вы получите агрессивный отпор любым вашим аргументам, спор быстро перейдёт в личную плоскость и ничем хорошим не закончится. Начальник будет считать своим долгом всё расставить по своим местам и показать, где ваше место. При этом он это может сделать очень красиво и
виртуозно. А соревноваться в этом — если ситуация развернулась в эту сторону — ну уж точно неэффективно. При любом исходе проиграете вы. Он же начальник — у него в этом большой опыт, и он начальник.
Седьмое — для перфекционистов и самых рискованных спорщиков. В конце спора проговорите то, о чём договорились. Понимаю, что вы измотаны спором и всё кажется всем понятно, о чём договорились. Но надо сказать, что понимание с начальником итогов может быть разным. И в будущем, как вы понимаете, интерпретация итогов спора будет осуществляться начальником, а не вами. Поэтому как вам ни тяжело — проговорите чётко, о чём в конечном итоге договорились. Иначе все предыдущие усилия могут быть напрасны.
Спорьте с удовольствием и с результатом. Ведь именно в спорах рождается истина.
Михаэль Гермерсхаузен
управляющий директор рекрутинговой компании Antal Russia
Чтобы донести свою мысль до руководителя, нужно лучше понимать особенности его личности. Не действуйте по правилу «обращайтесь с другими так, как хотели бы, чтобы обращались с вами», а дайте человеку то, что нужно именно ему, исходя из его характера. Если начальник ориентирован на результат, лучше кратко изложить факты и сразу перейти к тому, какую пользу вы принесёте компании. Если вы знаете, что ваш руководитель имеет аналитический склад ума, приготовьте исчерпывающие данные, иллюстрирующие ваши идеи, и, уже вооружившись этими материалами, идите на встречу.
Чтобы понять, к какому типу относится ваш руководитель, вы можете положиться на свои личные наблюдения или прибегнуть к помощи психологических практик. Одна из популярных систем определения профиля личности — тест Томаса. Пройдя такой тест самостоятельно и получив описание типажей, вы сможете лучше разобраться в том, что мотивирует вас и окружающих и как адаптировать свой стиль поведения под конкретного человека.
Будет полезно поинтересоваться у коллег, чего стоит избегать при общении с руководителем. Если вы заранее узнаете, что закрытая дверь в его кабинет — знак, что сейчас неподходящее время для беседы, или, например, что лучше не подходить к начальнику с важными вопросами во второй половине дня, то сможете избежать лишнего негатива. В разговоре не переходите сразу к спорному вопросу, а обсудите ваши общие интересы или последние успехи компании. Начните разговор на позитивной ноте, и у вас появится больше шансов быть услышанным.
Также важно подготовиться к реакции начальника. Если вы заранее знаете, что пока ваша идея не находит одобрения у руководителя, будьте готовы ответить на его возражения. Продумайте, какие вопросы вам могут быть заданы и почему, и мысленно подготовьтесь к следующим шагам беседы. На многих деловых людей убедительно действуют успешные примеры из практики. Подкрепите вашу идею информацией о результатах или удачных кейсах. Если ваш аргумент уже проверен на другом бизнесе, больше шансов, что руководитель к нему прислушается.
Нина Мулева
территориальный директор кадрового агентства Kelly Services
В компаниях приняты разные способы коммуникации между работниками и их руководителями. Например, есть компании, в которых для этого выделено специальное время для собраний. Есть компании, в которых приветствуется живой диалог между сотрудниками и их руководителями, и тогда возможность выйти со своими предложениями или комментариями у сотрудника есть практически всегда.
Но тем не менее, вне зависимости от компании и её внутренних правил, я бы рекомендовала сотрудникам специально подготовиться перед сложным или неоднозначным разговором с руководителем. Согласуйте с начальником время, когда ему будет удобно поговорить с вами. Если есть возможность, проставьте встречу в его рабочем календаре, чтобы он не забыл о ней. Уважайте время своих коллег и руководителей, поэтому не опаздывайте.
Обязательно продумайте все доводы, которые вы можете привести в пользу вашего мнения. Продумайте, можете ли вы, отстаивая вашу точку зрения, привести какие-либо дополнительные аргументы, например показать расчёт, подготовить графики и/или прогноз, которые покажут, что вы правы. Если после приведения всех доводов ваш начальник не согласен с вами, попросите его прокомментировать его несогласие, чтобы вам было легче понять его точку зрения. Возможно, у вас складывается разное впечатление о ситуации из-за того, что обладаете разной информацией. Делясь ею во время встречи, у вас будет больше шансов прийти к единому знаменателю, не доводя ситуацию до конфликта.
Екатерина Трубникова
карьерный консультант компании Cornerstone
В условиях жёсткой конкуренции мало быть упорным, исполнительным и профессиональным сотрудником. Важно быть ещё и инициативным. Только если вы уверены в себе, проактивны, а в голове роится множество новых идей, которые вы неустанно «заносите» в кабинет руководства, у вас есть шансы на быстрый карьерный взлёт. Правда, как это правильно сделать, не испортив ни саму идею, ни отношения с руководством, знают немногие.
Предлагаю несколько простых советов, которые помогут выстроить профессиональную и эффективную коммуникацию даже с самым требовательным руководителем.
Прежде чем идти к руководителю со своим предложением, важно заслужить его доверие к вам как к профессионалу и личности. Глупо рассчитывать на то, что после нескольких сорванных дедлайнов, опоздания на важные переговоры и множества ошибок в последнем отчёте вас выслушают и уж тем более услышат.
Заранее продумайте, о чём и как вы будете говорить. Предложение должно звучать структурированно, последовательно и логично. Речь должна быть чёткая, понятная, грамотная. Тон повествования уверенный, доброжелательный, эмоционально насыщенный.
Подготовьтесь к всестороннему обсуждению своего предложения, аргументируйте его целесообразность, укажите не только на его сильные, но и на слабые стороны. Это будет сигналом для руководителя, что вы проработали все аспекты вопроса, не питаете иллюзий и способны подходить к своему предложению с долей здоровой критики. Составляя аргументы в пользу своего предложения, учитывайте личность своего руководителя, подумайте заранее, какие доводы могли бы убедить именно этого человека, с учётом его профессиональных компетенций и личностных особенностей. Для этого посмотрите на своё предложение глазами руководителя, подумайте, какие вопросы он мог бы задать и какие примеры могли бы произвести на него наибольшее впечатление. Старайтесь быть убедительным, но не настойчивым.
Следите за невербальным поведением собеседника, оно может многое подсказать.
Приводя аргументы в пользу вашего предложения, используйте стимулы, направленные не только во благо общего дела, но и соответствующие интересам самого руководителя. Человек выражает большую заинтересованность в вопросе, когда стимул может удовлетворить одну из его личных потребностей.
Проявите уважение и внимательность к собеседнику. Будьте готовы услышать мнение, противоположное вашему, и принять его. Даже если руководитель не разделил вашу точку зрения, важно оставить приятное впечатление от обсуждения вопроса. Это значительно увеличит вероятность того, что уже после общения руководитель ещё раз обдумает ваше предложение и изменит свою точку зрения в вашу пользу.
И самое главное, помните — любой неудачный опыт не поражение и не служит сигналом к дальнейшему бездействию. Даже если не удалось убедить руководителя с первого раза, это не повод усомниться в своих силах. Проведите работу над ошибками, подготовьтесь тщательнее и дерзайте!