Что можно добавить в глину для прочности для лепки
Что добавляют в глину, чтобы она не трескалась
Содержание статьи
Что такое глина
Глина — это осадочная горная порода. В сухом состоянии она пылевидна, а при увлажнении становится пластичной. Она содержит один или несколько минералов группы каолинита или монтмориллонита, но также может нести в себе и песчаные соединения.
Глина преимущественно серого цвета, но бывают разновидности белого, красного, желтого, коричневого, синего, зеленого, лилового и даже черного цветов. Это обусловлено веществами, содержащимися в каждом виде глины. В зависимости от этих же веществ различны и области применения глин.
Добавки для глиняного раствора
Чтобы предотвратить возможность образования трещин на изделии, необходимо с самого начала выбрать «правильный» сорт глины. Идеальны для гончарных изделий голубая и белая глины. Но иногда правильного выбора материала бывает недостаточно.
В случае, если изделие трескается вследствие недостаточной влажности, вопрос решается простым добавлением воды в глиняный раствор.
Однако иногда глиняное изделие растрескивается по причине излишней «жирности» раствора. «Жирными» называют глины с высокой пластичностью. В замоченном состоянии они дают осязательное ощущение жирного вещества. Тесто из такой глины блестящее, скользкое и практически не содержит примесей. В этом случае к растворам из такой глины прибавляют так называемые «отощающие» вещества: «тощую» глину, жженый кирпич, гончарный бой или древесные опилки и песок – обыкновенный или кварцевый.
Но бывает и обратная ситуация – изделие трескается по причине слишком «тощей» глины. Такой материал непластичен или малопластичен, шероховат на ощупь, обладает матовой поверхностью и легко крошится даже при простом нажатии пальцем. В нем содержится очень большое количество примесей в виде песка, землистых пылинок. В этом случае необходимо провести обратную операцию – добавить к «тощей» глине более жирную или использовать другие добавки, повышающие жирность раствора, например, глицерин или куриный белок.
Существует и другой метод – отмучить раствор. Его суть заключается в добавлении к раствору воды и тщательном его перемешивании. Раствору дают отстояться. В верхнем слое остается вода, которую сливают. В следующем слое находится жидкая глина, а под ней нежелательные добавки. Жидкую глину аккуратно вычерпывают и сливают в таз, оставляя на солнце для испарения лишней влаги. В итоге остается пластичная глина консистенции крутого теста.
Подготовка глины и пластики к лепке: как быстро размочить глину в домашних условиях
Глина с течением времени имеет свойство затвердевать, что делает дальнейшую работу с ней невозможной. Несмотря на это, существуют определенные способы, позволяющие ее размягчить до состояния пластичной податливой массы. Для этого предварительно необходимо обратить на рекомендации мастеров по размачиванию натуральной глины, способы размягчения полимерной пластики, период хранения пластичной массы и т.д. Таким образом, если Вам интересно, как размочить глину для лепки в домашних условиях, данная статья для Вас!
Рекомендации по размачиванию натуральной глины
Для того чтобы размочить натуральную глину при помощи воды, мастера советуют придерживаться следующей последовательности действий:
Вышеперечисленные действия поочередно нужно продолжать до того момента, пока после сгиба не перестанут образовываться трещины. Их возникновение свидетельствует о том, что масса еще недостаточно пластичная. Поэтому работать с ней будет трудно.
Как размять глину
Для того чтобы глина в итоге стала достаточно пластичной, важно влияние нескольких факторов. Среди них мастера в данной сфере выделяют прежде всего такие:
Приступать к работе с глиной необходимо сразу же после ее разминания. Она должна быть достаточно пластичной, но при этом твердой. В таком состоянии из данного вещества можно создать то или иное изделие.
Простые способы для размягчения полимерной пластики
Существует несколько простых способов того, как восстанавливать глину в домашних условиях. Чаще всего для этого используют машинку для приготовления пасты. Кроме этого популярностью пользуется ручная методика и методика, подразумевающая постепенно добавление в пластичную массу капель воды. Каждый из данных способов характеризуется определенными преимуществами и недостатками. Прежде чем выбрать оптимальный, необходимо обратить внимание на пошаговую инструкцию к каждому из них.
Паста-машинкой
Одним из способов разминание глины является использование машины для приготовления пасты. Она немного напоминает ручной механизм приготовления данного материала.
Принцип работы паста-машинки заключается в отжимании пластичной массы примерно таким же образом, как это происходит после стирки. Пошагово описать данный процесс можно так:
Таким образом, для того чтобы лепка глиной происходила легко, а готовое изделие в итоге было достаточно прочным, необходимо несколько раз раскатать материал машинкой, предназначенной для приготовления пасты.
Вручную
В состав любой глины входит определенное количество пластификаторов. Они представляют собой вещества, которые делают материал пластичным, мягким и удобным в работе. Поэтому даже в тех случаях, когда он стал засыхать, его можно привести в первоначальное состояние. Для этого достаточно даже работы рук и тепла тела.
Для того чтобы вручную подготовить глину к лепке, необходимо выполнить следующий перечень действий:
Вышеперечисленные действия лучше всего повторять несколько раз – до того момента, пока глина не станет достаточно пластичной, чтобы из нее можно было изготовить то или иное изделие. Размягчение в своих руках – это продолжительный, но проверенный способ подготовки материала к тому, чтобы из него можно было лепить.
В качестве размягчителя можно использовать растительное или вазелиновое масло. Об этом смотрите в в видео.
Капельками воды
Быстро размочить глину в домашних условиях можно при помощи методики использования капелек воды. Для этого следует придерживаться такого алгоритма действий:
Замачивать полимерный состав в большом количестве жидкости запрещается. Это обусловлено тем, что впоследствии такой материал будет непригоден к работе. Ему придется на протяжении нескольких часов или дней высыхать.
Заключение
Глина – это один из материалов для лепки, который способен быстро засыхать, независимо от того, в каких условиях он находится. Для того чтобы с ним работать, необходимо понимать, как правильно размягчать, размачивать и разминать данный полимерный состав. Для этого существует несколько способов, каждый из которых подходит для домашних условий. Выбор той или иной методики нужно осуществлять на основании собственного опыта и предпочтений.
Глина с течением времени имеет свойство затвердевать, что делает дальнейшую работу с ней невозможной. Несмотря на это, существуют определенные способы, позволяющие ее размягчить до состояния пластичной податливой массы. Для этого предварительно необходимо обратить на рекомендации мастеров по размачиванию натуральной глины, способы размягчения полимерной пластики, период хранения пластичной массы и т.д. Таким образом, если Вам интересно, как размочить глину для лепки в домашних условиях, данная статья для Вас!
Почему трескается глина и можно ли этого избежать
Такой популярный материал как глина фактически представляет собой горную породу осадочного типа. В исходном состоянии глина представлена пылеобразным порошком, но при добавлении воды она приобретает свойства пластичности. Состав глин может существенно отличаться, так как кроме основных компонентов содержатся различные примеси. Обычно основу составляют такие вещества, как каолиниты, монтмориллонит, кремниевый песок.
Именно состав во многом определяет пластичные свойства конечного материала.
Свойства глины
Высокая пластичность, огнестойкость, спекаемость, а также свойства водонепроницаемости и возможность лепки делают глину одним из самых востребованных материалов, незаменимым в гончарном ремесле. Независимо от типов работы с глиной мастера встречаются с одними и теми же трудностями. В процессе лепки или сушки, а также в процессе финишного обжига глина покрывается трещинами.
Трещина представляет собой разрыв пластичного слоя, который произошел в результате неравномерного или чрезмерного расширения масс.
Если глина используется в строительстве (приготовление скрепляющих растворов, изготовление кирпичей, штукатурка), то мастер видит причину возникновения трещин в неправильном рецепте приготовления материала, то есть в несоответствии жирности. Тощие глины не приобретают нужной пластичности. Чрезмерно жирные глины растрескиваются из-за высокого содержания влаги внутри массы и неравномерного высыхания.
Для того, чтобы понять, как образуется трещина, необходимо представлять механизм сушки глины. Сушка – испарение влаги с поверхности изделия, а так как влага содержится в глине по всему ее объему, то при испарении с поверхности жидкость ведет себя по всем законам физики, объясняющим капиллярный эффект, то есть постепенно из глубины поступает на поверхность и испаряется. Если скорость испарения жидкости сопоставим со скоростью движения воды по капиллярам, то сушка глины происходит равномерно и трещин не образуется.
У строителей есть масса способов избежать дефектов глиняного покрытия. В старину в раствор добавляли соль, солому или конский навоз. Повысить жирность глины можно при помощи глицерина или сырых яиц. Истощить материал поможет добавление тертой кирпичной крошки или кремниевого песка.
Все навыки приготовления глины являются весьма полезными, однако они редко востребованы керамистами. Дело в том, что современные керамисты приобретают уже готовые материалы, где такие показатели, как влажности и жирность уже приведены в норму. Тем не менее, от дефектов в виде трещин не всегда удается избавиться. В большинстве случаев трещины появляются еще до обжига, то есть на этапе сушки. Именно поэтому сушку считают важнейшим процессом в изготовлении керамических изделий. Для получения качественного результата необходимо соблюдать технологию сушки, причем ряд установленных правил справедлив как для ручной работы, так и для работы на гончарном круге.
Предпосылки трещины могут зародиться еще на этапе лепки. Образование микротрещин никак не связано с испарением влаги, а является результатом механических нагрузок на пластичные слои глины. Если, к примеру, мастер повредил заготовку или слой незастывшей глины испытал нагрузку, нарушающую пластичность, то с большой долей вероятности во время сушки в данном месте будет локализована трещина. На первый взгляд причина кроется в несоблюдении технологии, однако эта трещина в реалии была образована гораздо раньше, только ее микроскопические размеры не позволили увидеть дефект невооруженным глазом.
Следует понимать, что технически правильно выполненная лепка не дает гарантий отсутствия дефектов после сушки.
Простыми словами, необходимо придерживаться разработанных технологий на каждом этапе работы с керамикой, чтобы получить желаемый результат. Чтобы импровизировать, нужно владеть информацией о технологических процессах, поэтому подробнее разберем причины возникновения трещин в керамике именно на этапе сушки.
Почему возникают трещины
Данный вопрос достаточно сложен и не имеет определенного ответа. Как было указано выше, мастер может допустить ошибку еще на этапе подготовки глины. Самой распространенной из них считается несоответствие жирности материала. Вторая причина, которую нет смысла рассматривать, — повреждения изделий на этапе лепки. Что же касается сушки, то здесь может быть сразу несколько причин.
Как избежать появления трещин
Во время работы с керамикой от мастера требуется максимум внимания. Далеко не все его усилия должны быть направлены на получение готовой формы изделия и результата декорирования. В течение всего процесса он должен постоянно следить за тем, чтобы на поверхности изделия не образовалось никаких дефектов, это относится не только к этапу сушки или обжига. Можно сформулировать несколько советов для корректной работы, которые напрямую вытекают из основных причин растрескивания глины.
Для ускорения высыхания глины некоторые мастера пользуются феном. Но сушить глину искусственно необходимо с особой осторожностью, так как велика вероятность неравномерного высыхания поверхности. Для того, чтобы просушка была равномерной, необходимо разместить изделие на влагопоглощающих поверхностях. Таковыми служат гипсовые поверхности. Ни в коем случае нельзя использовать пластик. В крайнем случае можно взять несколько слоев газеты. Если есть возможность, то изделия из керамики следует накрыть пакетом или стеклом. Таким образом, стенки изделия остаются более влажными, а к нижней части изделия обеспечен доступ воздуха.
Можно ли убрать трещину
Результат работы зависит от величины дефекта, но в некоторых случаях можно избавиться от трещины достаточно простыми манипуляциями. Многие неопытные керамисты первым делом смачивают растрескавшуюся поверхность водой и пытаются затереть трещины. В этом заключается их фатальная ошибка. Дело в том, что глина постепенно набирает влагу, а после того, как на первый взгляд покажется, что проблема решена, материал снова дает усадку, причем новые трещины могут оказаться еще больше старых.
Для того, чтобы избавиться от дефекта, необходимо следовать четкому алгоритму.
Даже мастера с опытом не могут гарантировать безупречной работы, поэтому заделывание трещин может обернуться фиаско. Как говорят сами керамисты: «Результат нашей работы находится в наших руках и руках керамических богов».
Оживляем засохшую глину: готовим материал к работе
Давно мечтаю опубликовать серию мастер-классов, посвященных лепке из очень благодатного материала — природной глины. Материал чудесный, сказочный и. интуитивный. В этом есть некоторая сложность. Надеюсь, небольшие уроки будут полезны вам и вашим детям, потому что большинство публикаций посвящу лепке из глины с детьми. Присоединяйтесь!
Начнем с того, как же приготовить глину.
Наверняка, кто-то из вас хранит дома брусочек задубевшей «Голубой кудесницы». Купили в магазине, принесли домой, а она немного твердовата и в руках застыла до состояния, далекого от пластичности. 🙂
Как же быть с этим милым и теплым кирпичиком? Пусть полежит до лучших времен. авось сгодится?
У меня такого добра нет, но кусочек высохшей глины все же нашелся:
Сразу оговорюсь, приготовить глину можно несколькими способами. Я опишу, на мой взгляд, более понятный способ.
1. Если ваш кусочек глины не совсем высох, советую положить его на батарею без пленки и высушить основательно. День на батарее и кусок размером с кирпич и меньше будет вполне себе сух. Затем находим емкость и заливаем его водой.
Мне во всем помогали ручки сына. Лезли везде и всюду и даже подготовили для урока красивый фон!
2. Обязательно прислушайтесь. Да-да! Поднесите ухо поближе к глине, которая впитывеает воду. Вы услышите много интересного. Это звуки доисторических лесов. глина расскажет о себе тем, кто захочет ее послушать.
Ждать нужно, пока глина не впитает в себя всю воду и не осядет (помните, что это осадочная порода?) на дно ровным слоем. Сколько уйдет на это времени, не скажу. но несколько часов, скорее всего.
Красиво? То ли еще будет!
3. Сливаем воду. На дне остается кашица из глины, по консистенции напоминающая сметану. Такая глина называется шликер. Запоминаем это название — оно нам очень пригодится в будущем. Глина продолжает рассказывать свои были и небыли.
4. Выливаем наше богатство на тряпку, сложенную в несколько слоев. Тряпка должна быть мягкой, хлопковой. В идеале старая наволочка или футболка. Формируем бортики, чтобы не расползлась сметанка.
5. Ждем. Периодически проверяем. Глина должна стать по консистенции чуть мягче, чем когда из нее комфортно лепить. Смотрите по обстановке. Чем теплее и суше в помещении, тем быстрее она подойдет. У меня приготовилась за восемь часов. Дома тепло и чуть влажно. С краев подсыхает быстрее, если не уверены что вернетесь вовремя, прикройте края тряпкой. Я же говорила, интуитивно! 🙂 Если пересушите, см. пункт первый.
Делать этот круговорот можно бесконечное количество раз. Правда, глины каждый раз будет становиться чуть меньше.
И еще, если глина чуть подсохла, то есть, из нее можно лепить, но она трескается, смочите руки водой обильно и промните ее до высыхания рук. Сначала может показаться что вода с рук никогда не впитается в глину, но скоро вы убедитесь, что это не так. Глина станет мягкой и трещинки волшебным образом уйдут! 🙂
6. Не забудьте герметично упаковать мягкую глину. Лепите с удовольствием!
Секреты работы с глиной для начинающих
Умение работать с глиной – сегодня очень модное хобби. А у самых увлеченных любителей есть все перспективы вырасти в настоящих мастеров. Очень здорово, когда любимое дело превращается еще и в источник доходов, позволяющих безбедно существовать. Что вполне реально – качественные изделия из глины (фигурки, игрушки, свистульки, панно, куклы, украшения) ценятся недешево. Каждая из них уникальна, неповторима, это не штамп, сошедший с заводского контейнера. Керамика всегда придает интерьеру стильности и шарма. Потому работы мастеров имеют спрос.
Но прежде чем стать мастером, нужно с чего-то начинать. И для начала – конечно же, с самого простого. С того, что легко понять и повторить, занимаясь лепкой с нуля и без педагога.
Предлагаем вашему вниманию последовательную инструкцию по работе с глиной для начинающих
от Евгении Афонасенко, преподавателя по классу ДПИ ГУО «Могилевская школа искусств» №6 (Белоруссия).
Как выбрать глину
1. Покупная глина для лепки.
Начинающим лучше приобретать глину в специальных художественных магазинах. Продается она уже подготовленной для работы. Встречается в небольших упаковках до полукилограмма. А также в профессиональной расфасовке по 15-25 кг, что обойдется значительно дешевле.
2. Природная глина.
Глину можно взять и из естественной среды – накопать в огороде (если есть места неглубокого залегания), на обрывистом берегу реки. Но такая глина к работе еще не годится: в ней много грубых примесей, из-за которых, подсохнув, материал будет крошиться.
Чтобы очистить глину от них, ее нужно переложить в ведро, залить теплой водой, хорошенько перемешать и оставить на ночь. К утру все тяжелые примести осядут на дно. Жирный верхний слой нужно снять с поверхности воды, хорошенько отцедить, просушить на воздухе до нужной консистенции, периодически разминая, и положить на хранение до использования.
Правила хранения
Подручные материалы для лепки
Сглаживание неровностей влажной губкой
Обжиг глиняных работ
Известно, что готовую работу необходимо будет обжигать. А до готовности глина доходит при температуре обжига 850-900 градусов. Именно в таком температурном диапазоне глина превращается в керамику.
Из этого следует, что ни духовки домашних газовых и электрических плит, ни микроволновые печи для такой цели не подойдут.
Но и здесь есть выход, если заниматься этим видом творчества очень хочется. Благо, современные технологии позволяют предлагать самые разнообразные варианты товара. В этом случае следует просто покупать в магазине глину, не требующую обжига.
Кустарный обжиг
Это еще один альтернативный вариант возможности работать с глиной, не имея в своем распоряжении муфельной печи. Можно попробовать обжечь глину в домашних условиях — в костре. Температура огня в нем поднимается в среднем до 750 градусов. Чтобы глина превратилась в керамику (а идеальная для этого температура 850-900 градусов), держать ее в костре придется подольше, чем в муфельной печи, и при этом постоянно поддерживать жар.
Следует выкопать неглубокую ямку в земле, положить в нее фигурку, сверху сложить костер и поддерживать его горение не менее 8-10 часов. Чем дольше будет обжигаться, тем крепче и качественнее будет изделие.
Качество готового изделия
Определить его легко по звуку, издаваемому при постукивании по обожженной фигурке. Если звук звонкий – все прошло успешно, если глухой – времени на обжиг было отведено мало.
Техники декорирования готовых глиняных изделий
В принципе, готовую работу можно ничем не разрисовывать и не покрывать. Уже сама по себе глина выглядит достойно и богато.
Напротив, неумелой покраской глиняное изделие можно легко испортить, обесценить. Если покрыть краской большую поверхность фигурки, она станет выглядеть обычной пластмассовой куклой, сошедшей с фабричного контейнера, что значительно уменьшит художественную ценность работы.
Есть золотое правило при нанесении краски на глиняные изделия: ею (вне зависимости от того, какой именно) нужно покрывать только отдельные фрагменты. И занимать окрашенная поверхность должна не более 5-7 % от всей площади фигурки.
Цвета желательно использовать оттенков, близких к «глиняным», – соломенного, коричневого, приглушенно-красного, кирпичного и т.п.
Если при декорировании планируется использовать еще какие-либо материалы, отдавать предпочтение следует природным. Например, волосы куколке лучше изготовить из натуральной льняной пеньки.
Окрашивание
Для окраски глины можно использовать акриловые краски либо гуашь.
Покрываем клеем нанесенную на фигурку гуашь
Эффектнее всего обрабатывать готовое изделие специальным акриловым лаком из распылителя. Используют для этой цели также автомобильные краски всевозможных оттенков, близких к цвету глины.
Молочение (молочный обжиг)
Этой техникой пользовались еще наши предки. И, кстати, – только наши предки! Нигде на других континентах, в других странах технику молочения не применяли.
Обрабатывали в молоке керамику не только для того, чтобы горшочки и плошки выглядели привлекательнее, но и для практического эффекта. Дело в том, что в обожженной глине остаются крохотные пустоты, в которые затем попадают воздух и влага. Они потихоньку разрушают изделие изнутри. Молоко же запечатывает пустоты, покрывает изделие плотной пленкой.
Порядок работы
1.Изделие нужно окунуть в молоко целиком. Лучше, конечно, использовать натуральное коровье, но подойдет и магазинный продукт. Важно помнить:
2.В молоке изделие следует держать от 2-3 минут до 7-10, но не дольше. Чем меньше купать, тем тоньше будет защитная пленка. Но если передержать, при обжиге покрытие рискует отслоиться от глины.
3.Перед тем, как обжигать, работу необходимо высушить. В противном случае покрытие потрескается и отшелушится.
4.Обжигать лучше в муфельной печи при температуре 300-40 градусов. Но, в крайнем случае, подойдет и обычная духовка в газовой либо электрической плите при максимально возможной температуре (как правило, это 260-280 градусов). Керамика при обработке не любит резких перепадов температуры, потому ставить изделие лучше в холодную печь. Распахивать во время обжига печь (духовку) настежь по этой же причине не следует, только немного приоткрывать, чтобы иметь возможность следить за протеканием процесса. Время обжига – несколько часов, все зависит от желаемого в итоге цвета поверхности глины. Чем дольше держать – тем он будет темнее: вплоть до насыщенно-шоколадного.
Дымление (чернение)
Это также достаточно древний способ декорирования глиняных изделий. После обработки им, помимо водонепроницаемости, посуда получает еще одно удивительное свойство: она становится темно-серого металлического цвета. Во времена, когда металлические тарелки, чашки, сервизы на столе были признаком роскоши и богатства, и позволить приобрести такую мог далеко не каждый, ее имитировала черненая керамика.
Профессионалы используют самые различные методы чернения. Они достаточно сложны, трудоемки, не имея опыта и достаточных навыков повторить их непросто.
Для эксперимента в кустарных условиях (только не в квартире, будет слишком дымить!) можно попробовать дымление в сосновых или еловых опилках.
Обожженное изделие нужно достать щипцами из печи и опустить в металлическую емкость с сухими мелкими опилками деревьев хвойных пород. Сверху подсыпать еще опилок и плотно накрыть металлической крышкой. Оставить на несколько часов.
Способ рискованный: нередко изделия трескаются из-за перепада температур.
Техника протирки (народный эконом-вариант)
Обожженное глиняное изделие можно протереть обильно смоченной в коричневой гуаши мягкой губкой. В уголках, местах стыков, в складочках «застрянет» краска, придав работе стильности.
Похожего эффекта можно достичь, окунув глиняную фигурку в водный раствор органического удобрения – оксидата торфа (пропорции для разведения в воде 1:1).
Нужно помнить, что двумя последними способами ни в коем случае не следует декорировать глиняные изделия, которые затем планируется использовать в пищевых целях (наливать в них напитки, накладывать пищу.)
После вышеописанных обработок повторный обжиг проводить не требуется.
И в дополнение к общим правилам работы с глиной Евгения Афонасенко подготовила для наших читателей 4 мастер-класса по лепке интересных поделок.