Что можно делать в детдоме

Чего нельзя и что можно делать в детском доме?

Нравственно-этический кодекс волонтёра

Его автор — известный общественник, защитник прав детей, сам бывший детдомовец, выпускник ПетрГУ Александр Гезалов.

Чего нельзя:

1. Нельзя спрашивать детей об их здоровье. Это ничего не меняет.
2. Нельзя общаться с детьми в спальных комнатах. Это небезопасно.
3. Нельзя общаться с детьми в отдельном помещении.
4. Нежелательно приносить с собой сумки и дорогие гаджеты.
5. Нельзя обсуждать воспитателей и сотрудниц детского дома.
6. Нельзя давать оценок поведения того или иного воспитанника. Возможно, у него есть причины вести себя именно так.
7. Нежелательно давать советы сотрудникам детского дома при детях. Это понижает их статус.
8. Нежелательно слишком эмоционально встречать детей.
9. При общении желательно не давать детям забираться на вас. Это нарушает личные границы ребенка.
10. Нежелательно вступать в обсуждение родителей детей. Даже если дети навязывают эту тему — это манипуляция вами.
11. Не оставлять без серьезной причины свой номер телефона.
12. Не давать никаких обещаний.
13. Не класть на телефонные счета детей средства.
14. Не дарить дорогих гаджетов.
15. При встрече вести себя максимально сдержанно. Не начинать общение на высокой эмоциональной ноте.
16. Не участвуйте в разборках между детьми, не вставайте на чью-нибудь сторону.
17. Не рассказывайте воспитателям то, что вам рассказали дети. Возможно эта информация не соответствует действительности.
18. Не общайтесь со всеми детьми сразу, выделите одного и с ним решайте возникающие вопросы. Потом переходите к другому.
19. Фильтруйте информацию, которую сообщают дети относительно своих родителей. Дети ищут участия и часто привирают, чтобы его вызвать.
20. Не курите перед приходом в детский дом и рядом с ним, потерпите до дома.

Что можно:

1. Интересоваться успехами в школе и спорте.
2. Обсуждать планы на будущее.
3. Отрефлексировать то, что было сделано в совместном труде полезного.
4. Писать письма и рисовать рисунки родителям детей.
5. Поддерживать созидательные инициативы.
6. Смотреть и обсуждать умное кино.
7. Ходить системно с детьми в кино, музеи и театры.
8. Плавно и аккуратно интересоваться общением детей с родственниками. Возможно, помочь им контактировать.
9. ПОМОГАТЬ ДЕТЯМ НАЙТИ СЕМЬЮ.

Источник

8 МИФОВ О ДЕТСКИХ ДОМАХ или что там происходит на самом деле. Говорят дети-сироты

Миф – вымышленная история или верование, которое препятствует осознанию реальности, иногда противопоставляется науке.Сегодня мы поговорим о мифах, связанных с детскими домами и об удобной с психологической точки зрения вере огромного количества людей и о том, как там живется по-настоящему.

МИФ 1: Детский дом помогает в социализации

Ваня, 16 лет (в приемной семье с 10 лет)

«Ненавижу вспоминать детский дом. Я сейчас это рассказываю, чтобы других тоже забрали. Нас в детском доме было больше 100 человек. Жили вперемешку, потому что мальчиков было больше, но воспитатели были по возрастам распределены. Просто, чтоб вы понимали, я приехал домой, и был как дикарь. Не знал, куда выкидывать мусор, что убирать в холодильник, а что можно оставить. Вообще не понимал тему, что еда может портиться. Денег в руках не держал, на цены в магазине вообще не обращал внимания, вот лежит, ну и пусть берут мне, думал.

Стиральный порошок кончается, мокрое полотенце на сушку вешать, обувь на разные сезоны нужна, все вот эти вещи, я ничего этого не знал. А еще про выбирать, я не мог решить сам ничего, мама говорит: «Вань, сначала гулять или уроки?», и я в ступор впадал, ждал, что мне скажут, чтобы подчиниться. После снега ботинки надо поставить сушиться, рваное можно починить, еда не сама в тарелках появляется. Мы ничего там не умели, как тупое стадо жили. Я вырвался, я спасся. Ну, меня спасли, точнее».

Система детских сиротских учреждений построена таким образом, что растит потребителя. Как, не обслуживая, организовать под одной крышей достойное содержание большого количества детей? Это просто невозможно. Дети растут в убеждении, что белье само становится чистым, картошка всегда порезана и пожарена, а чай – уже с сахаром.

Быт – неотъемлемая часть жизни любой семьи, это то, чего лишен ребенок в детском доме. В результате выход в самостоятельную жизнь становится для него шоком.

МИФ 2: Дети из детских домов не хотят в семью

Кристина, 17 лет (воспитывается в детском доме)

«Первый раз меня хотели взять в семью, когда мне было 7 лет. Мне ужасно понравились те люди, женщина была такая добрая, с теплыми руками. Но потом девчонки мне стали говорить, что меня будут бить, что у них свои дети есть и они будут надо мной издеваться. Короче, я вообще к ним выходить не хотела, меня психолог притащила, а я вела себя как дура. Грубила и сказала, что я в их вонючий дом не хочу. Мне до сих пор стыдно. Если бы они пришли еще раз, я бы точно к ним пошла, но они не пришли.

Еще раз меня хотели забрать, мне уже 12 было. Тогда Оля, мы с ней в комнате жили, сказала, что она в семью ходила и там пропали деньги и все на нее повесили. Что и со мной так будет. Они еще были из другого города, я подумала, что меня там отправят в какой-то новый детский дом и написала отказ от того, чтобы к ним в семью идти. Они меня так уговаривали, говорили даже, что, наверное, мне наговорили чего-то, что это не так. Но я уже молчала. А через год выходить, никого нет у меня. Жалею сейчас».

Детям нужны отношения – прочные и близкие. Только это дает им ощущение устойчивости в мире и силы жить. Только постоянное участие в жизни ребенка значимого взрослого позволяет личности раскрыться, реализоваться. Такие отношения возможны только в семье. Страх неизвестного, травматичный опыт взаимодействия со взрослыми в прошлом, истории возвратов и отказов от приемных детей, заставляют воспитанников детских домов отказываться от жизни в приемной семье.

Детей более старшего возраста можно брать домой в гости, постепенно знакомя с жизнью в семье, не давя и не настаивая на резкой смене обстановки.МИФ 3: Только детский дом сделает «людей» из детей алкоголиков и наркоманов

Андрей, 13 лет (воспитывается в приемной семье)

«Родители (*приемные) ко мне пришли, когда мне было 11 лет. Я уже пробовал водку и курил. Они меня увидели в передаче, папа сказал, что я похож на него. Я к ним пошел сразу, мне не нравилось жить в детском доме, всегда семейным в школе завидовал.

Я ничего не рассказывал о детском доме первое время, думал, что они от меня откажутся. Потом мы стали говорить о том, почему я вообще там оказался. Родители пили в общем, и меня забрали у них. Я никогда не буду пить. А если бы там остался, точно бы бухал, что там еще делать. Там все пьют».

По статистике, только 10% выпускников детских домов справляются со взрослой жизнью. Большинство не доживает до 40 лет, многие спиваются, совершают правонарушения, оказываются в тюрьме, повторяют судьбу биологических родителей.

ИФ 4: Дети из детских домов рады любому вниманию

Оля, 14 лет (воспитывается в детском доме)

«Мы – зверушки в контактном зоопарке. Приезжают, фоткаются с нами. Все такие добренькие, бесит страшно. Гости из разных компаний-спонсоров входят в наши комнаты, и мы еще должны радоваться. Я их что ли приглашала? Или на экскурсиях. Всегда все вокруг знают, что детдом привезли. И все смотрят. Как будто у нас у каждого на лбу будет светиться краткая история того, как в детдоме оказался. Это же им всем интересно. По-любому каждый разговор к этому свернет. А здесь, в детском доме, нам все равно – попал и попал».

Люди, которые не имеют опыта взаимодействия с сиротами, действительно считают, что ребенок, лишенный участия в его судьбе, страдающий от недостатка внимания, в любой момент своей жизни рад общению со взрослым со стороны. На самом деле, воспитанники детских домов с настороженностью и часто равнодушием воспринимают попытки незнакомых людей проявить к ним интерес. В жизни этих детей за годы сменились десятки воспитателей, учителей, волонтеров и кандидатов в приемные родители. Только постоянное, долгое и осмысленное участие в жизни такого ребенка может вызвать у него доверие и желание делиться своими проблемами, принимая помощь и советы.

МИФ 5: Воспитание в коллективе – то, что нужно детям

Сания, 23 года, выпусница детского дома. Отрывок из книги «Я – Сания» (автор Диана Машкова)

«Нас звали «Всеееее-встаааали» и «Всееее-выыыышли». А еще «Идите-сюда». И мы — много-много детей — существовали в доме ребенка как единое целое. Как стадо овец. Даже не так — как одна большая овца под общим названием «бесссстолочи». «Все-оделись», «Все-доели», «Все-встали», «Все-сели». Нас звали так…»

«Мы не догадывались, что у каждого человека — даже ребенка! — есть свой день рождения. Не понимали, что значит радость. Человеческое тепло. Любовь. Да о чем это я? Многие из нас никогда не слышали собственных имен. Мы просто существовали, трясясь от страха двадцать четыре часа в сутки. Боялись взрослых до умопомрачения, до судорог, до энуреза. Шарахались от них и всегда молчали. Единственное чувство, которое мы тогда испытывали, — был СТРАХ. И он остался со мной надолго».

Этот миф возник в результате весьма странного переосмысления советской педагогикой опыта А.С.Макаренко. Социальные сироты – это дети, пострадавшие от собственных родителей, или вообще никогда их не видевшие. Часто это дети маленькие, которым до опыта отношений с коллективом сверстников необходим опыт отношений со значимым взрослым, а его учреждение дать не может. После выхода из детского дома они не способны создавать полноценные семьи и растить своих детей – они просто не знают, как это делается.

Сегодняшним подросткам, особенно с трудным поведением, было бы очень полезно получить опыт самостоятельности: зарабатывать на свои расходы, принимать решения, планировать свою деятельность и отвечать за нее. Коллективное воспитание не может помочь детям-сиротам в главном: дать опыт нормальной семейной жизни. Много лишенных самостоятельности детей под одной крышей – это не коллективное воспитание, а казенный дом.

МИФ 7: У них там все есть

Саша, 16 лет (воспитывается в детском доме)

Дети в детских домах действительно обеспечены всем необходимым для жизни. У них есть еда, одежда и кровать. Только этого недостаточно. Просто потому, что все это общее. Ребенка переводят из учреждения в учреждение без его согласия, кормят, не спрашивая, любит ли он это, выбирают одежду, не учитывая моду и предпочтения. У них все есть, кроме индивидуальности и личного отношения.

МИФ 8: После выхода из детского дома ребенок обеспечен всем необходимым

Антон, 17 лет (воспитывается в детском доме)

«Мне некуда идти. Я боюсь этого дня, когда нужно будет уйти из детского дома».______________________________________________________________________________

Очень многие считают, что сразу после выхода из детского дома на ребенка проливается золотой дождь в виде банковских накоплений и комфортабельной квартиры в центре города. В реальности сумма, которую получает 18-летний, не умеющий распоряжаться деньгами ребенок, кончается, примерно, месяца за три. Неумелые вложения, желание стать обладателем модных вещей, отсутствие опыта самостоятельной жизни – все это приводит к печальным последствиям.

Очередь на квартиры для сирот в некоторых регионах составляют 5-7 лет, до этого молодому человеку предлагается жить в общежитии, где компания никак не способствует здоровой и нормальной жизни. А порой и вообще проблема с их жильем не решается никак. Также важно учитывать то, что по закону отдельную квартиру получают только дети, которые не были нигде прописаны либо их жилье признается аварийным. Большинству же изъятых из неблагополучных семей детей предлагается после 18-летия вернуться к своим «родственникам».

Возвращаться к чужим, часто агрессивно настроенным и ведущим асоциальный образ жизни чужим людям не сильно хочется, и так выпускники детских домов оказываются на улице совершенно одни.

Источник

Мама не услышит, мама не придет: как устроены детские дома России

Детским домом в нашей стране пугают некоторых непослушных детей. На самом деле, детский дом не вызывает радостных ассоциаций ни у кого: ежегодно в России выявляется около 100-130 тысяч детей-сирот, и в среднем каждый десятый из них обречен расти в детском доме. Будущее воспитанников приюта нельзя назвать радужным: несмотря на то, что по закону им положено жилье от государства, 85% детей-сирот остаются без квартиры и прописки. И это далеко не все трудности, которые их ждут за воротами детского дома. Складывается ощущение, что российский детский дом мало чем отличается от колонии, — и сейчас ты поймешь почему.

Детский дом — дом строгого режима

Начнем с того, что в приют чаще всего попадают дети, которые уже пережили травмирующий опыт. По идее, вся система детского дома должна строиться на устранении последствий этого опыта, создании условий для здоровой социализации. В идеале к каждому ребенку нужен инклюзивный, индивидуальный подход — государство должно позаботиться о том, чтобы дети, которые остались в одиночестве, получили все необходимое для полноценной жизни в обществе. Но что мы имеем по факту? Дети оказываются изолированы от мира, их снабжают всем необходимым для того, чтобы выжить, — но никому нет дела до того, что человек должен жить, а не выживать.

Вся их жизнь в детском доме подчинена распорядку. Подъем, завтрак, уроки, обед, ужин, отбой и общие мероприятия, обязательные к посещению. У ребенка нет права распоряжаться собственным временем и собственной жизнью: он не может лечь спать, если ему хочется, не может поесть, когда вздумается, не может хранить в тумбочке дорогие сердцу вещи — их или украдут, или отнимут.

Личное пространство

Воспитанникам детского дома приходится привыкать к отсутствию личного пространства. Общие душевые, туалеты без перегородок, спальни казарменного типа, где расстояние между кроватями измеряется десятком сантиметров. Об уединении можно забыть навсегда. Дети подвергаются постоянному стрессу, который медленно атрофирует чувство стыда, стеснения, личных границ. Впоследствии знакомство с этими границами проходит очень тяжело: это осложняет социализацию ребенка и в семье (если повезет), и в обществе. Что происходит с внутренним миром ребенка в таких условиях, догадаться несложно: это очень глубокие травмы на всю оставшуюся жизнь. Человек не может развиваться как личность, если ему не позволено даже остаться наедине с собой.

Детский дом — «территория безопасности»

Многие детские дома России, конечно, внешне изменились к лучшему. В них тепло, приличная мебель, новая сантехника, однако мало что в нашей стране делается действительно для людей. Сегодня существуют нормы и правила, которые призваны обеспечить «‎безопасность» воспитанников. Детей редко вовлекают в деятельность, которая доступна «‎домашним» (так сами воспитанники называют детей, у которых есть семья).

Мастерские, приусадебные участки и кухни, где ребята могут учиться готовить, — все это исчезло из детских домов под предлогом обеспечения детской безопасности. Никому не хочется нести ответственность за то, что они могут пораниться. Да и возиться с детдомовскими никому не хочется — воспитатели получают не самую большую зарплату, и мотивации для того, чтобы работать сверх необходимого минимума, у них мало. Поэтому им эти «‎доктрины безопасности» только на руку.

Готовит ли детдом к суровым будням?

Вся эта безопасность, режим и вездесущие ограничения, кроме которых ничего нет, — все это приучает детей к определенному укладу, далекому от реальности. Бытует мнение, что детдомовские дети очень независимы и самостоятельны, однако на деле все наоборот.

Воспитанники выходят из приюта совершенно неприспособленными к жизни — весь их мир состоял из упорядоченной, повторяющейся цепочки событий и людей, которые говорили им, что делать. Детдомовцев никто не учил работать, вести хозяйство, считать деньги, задумываться о том, откуда берется еда. Кроме того, те частички реальности, которые просачиваются в застенки приюта, как правило, состоят из подаренных игрушек и улыбающихся, ласковых студентов-волонтеров, обрушивающих на детей потоки любви и обожания. Это формирует у воспитанников стойкие иллюзии, и в итоге последующая социализация проходит еще больнее. Лишь немногие выпускники детских домов находят свое место в обществе — большую часть ждет незавидная судьба.

Как складывается судьба воспитанников?

Точной всероссийской статистики, которая рассказывает о судьбах выпускников детских домов, попросту не существует. Во-первых, потому что никто не заинтересован в сборе таких данных — цифры будут неутешительными, да и мало кому они нужны. Опросы проводят только благотворительные организации: например, фонд «‎Дети наши», который старается собирать данные по конкретным учреждениям.

Выборка последнего исследования состояла из 292 человек, и специалистам удалось отследить судьбу лишь 39% выпускников. Из них 20% окончили колледжи, освоили самые элементарные специальности и работают. Жизнь 12% складывается тяжелее: им не всегда хватает денег на одежду и еду. Оставшиеся 7% сидят в тюрьме, бедствуют или скончались — это примерно 20 человек.

Вроде бы не так плохо, но справедливо будет отметить, что все участники этого опроса проходили специальные программы социализации, которые реализует фонд, и это, конечно, сыграло свою роль. Однако это исключение, а не правило. К тому же ничего не известно о судьбах еще нескольких сотен людей — но вся существующая картина позволяет заключить, что вряд ли они сейчас живут роскошно, работают в IT-компаниях и каждый день завтракают панкейками в «‎Шоколаднице». Вряд ли их судьбам можно позавидовать: у воспитанников детского дома с ранних лет заложен паттерн: «‎Тебя не ждет ничего хорошего».

Детские дома — это бизнес

Изменить существующее положение вещей очень сложно. Огромная проблема состоит в том, что детские дома — это полноценный сегмент экономики, прибыльный бизнес, в который ежегодно вкачивают огромные деньги. Обслуживание, содержание, ремонт — все это многомилионные бюджеты, на которых имеют возможность нажиться областные и районные чиновники. Никто не даст просто так разрушить существующий порядок вещей. Для сравнения: во многих странах Европы суммы финансирования, которые получают детские дома, напрямую зависят от их эффективности. А эффективность, в свою очередь, определяется количеством детей, для которых нашли семью.

Источник

Детским домам не нужны ваши подарки. Девять правил полезной благотворительности

Что можно делать в детдоме. Смотреть фото Что можно делать в детдоме. Смотреть картинку Что можно делать в детдоме. Картинка про Что можно делать в детдоме. Фото Что можно делать в детдоме

Вот несколько простых правил, благодаря которым от вашей помощи действительно будет польза.

Избегайте массового паломничества в детские дома. Традиционно перед праздниками воспитанников детдомов увеселяют и одаривают изо всех сил. Новый год там начинается в ноябре. Деды Морозы начинают приезжать еще осенью. Представьте, что у вашего ребенка каждый день елка: то депутаты приедут, то студенты, то волонтеры, то активисты, то чиновники… Дети просто устают от непрерывных праздников, которые особой радости уже не вызывают.

Хотите сделать подарки детям-сиротам? Будьте аккуратны. Помните, что вы такой не один. Дети в детдомах без внимания не остаются, часто их заваливают подарками. Естественно, если каждый день получать что-то новенькое, ценность подарков падает. Через неделю вы не найдете у детей то, что отдали им на елке. Они продают вещи или обменивают на сигареты.

Есть еще одна негативная сторона одаривания ребят из детдомов. От постоянного внимания чужих людей формируется мысль: если ты сирота, сверху всегда что-то положено. И после 18-летия ребята, привыкшие, что все достается без труда, не готовы к самостоятельной жизни. У них не сформированы элементарные навыки: они не умеют готовить, зашить или постирать себе одежду, не умеют распоряжаться финансами. Делать подарки стоит в тех случаях, если вы систематически приезжаете в детский дом и поддерживаете нескольких ребят. Тогда они будут ценить подарок от близкого и сами захотят что-то сделать в ответ.

Подарки должны быть полезными. Общего списка полезных вещей нет, все индивидуально. От мягких игрушек может развиться аллергия. Дому малютки не нужны горы резиновых игрушек. Если вы привозите куда-то конфеты, помните про диатез и кариес – от сладких подарков лучше вообще отказаться. Чтобы помочь эффективно, нужно заранее позвонить и узнать, в чем конкретно нуждаются воспитанники в каждом отдельно взятом случае, а также – открыто ли учреждение для посещения в связи с пандемией.

Приносите добро тем, кто пользуется меньшей популярностью. Государственные больницы, школы, детсады нигде не заявляют о том, что нуждаются в сторонней помощи. Но все понимают, что эта помощь нужна. Самый простой способ — позвонить в бюджетную организацию и спросить. А лучше прийти к руководителю и поговорить. Они, как правило, не отказываются, и вы всегда можете проконтролировать, как были потрачены пожертвования. Можно сотрудничать с органами социальной защиты. Они договорятся с семьей и устроят личную встречу благотворителя и нуждающегося.

Самое простое — подписаться на ежемесячное пожертвование. В Екатеринбурге есть некоммерческие организации, которые поддерживают детей с опытом сиротства и семьи, воспитывающие приемных детей: «Семья детям», «Ассоциация замещающих семей Свердловской области», «Аистенок». Для успешной деятельности им нужна помощь. Пожертвование может быть совсем небольшим – в пределах ста рублей, – но важно, чтобы оно было регулярным, тогда фонды и проекты смогут планировать свой бюджет и развиваться. Подписаться на пожертвования в их пользу можно, например, через благотворительный «Фонд Ройзмана» – на каждый из этих проектов открыт сбор.

Можно выбрать благотворительный фонд не только в Свердловской области. Например, через портал «Такие Дела»: там собраны проверенные организации, многие из которых помогают детям с опытом сиротства и приемным семьям.

Если вы выбираете организацию самостоятельно, важно, чтобы у нее был свой сайт, прозрачная отчетность и цели сбора: на сайте должна быть указана конкретная сумма и объяснение, на что именно открыт сбор. Также должна быть информация том, сколько уже собрали.

А вот чего делать точно не надо, так это привозить сладости и организовывать елки в детских домах. Почему это наносит вред, рассказывал глава фонда «Живи, Малыш» Егор Бычков в своей колонке на 66.RU. В частности, он говорил, что взрослые, которые приходят, дарят подарки, а потом исчезают навсегда, оставляют у детей чувство разочарования и развивают потребительское отношение к людям. К тому же дорогие подарки от благотворителей у детей могут отобрать товарищи постарше. В первую очередь воспитанникам нужны не вещи, а возможность получать навыки, образование и социализироваться.

Также им нужны наставники – люди, которые готовы потратить свое время и силы на то, чтобы вникнуть в их проблемы. Например, помогать с уроками, обучать вести бюджет или готовить себе еду.

Если вам все же очень хочется принести одежду, важно заранее узнать, какая именно нужна в конкретной организации, какие размеры ждут и есть ли в фонде место, чтобы ее хранить. И, разумеется, вещи должны быть в идеальном состоянии.

«Мы правда не в восторге, когда нам привозят несколько мешков заношенных вещей 50-го размера и рваное белье. Бывает, что попадаются даже старые фляги и пепельницы, сколотая посуда. И все это – с пометкой «детям-сиротам», – рассказывала председатель волонтерского движения «Про.Добро» Яна Вегера.

Что еще можно сделать?

Важно помогать не только детям. Благотворительный фонд «Старость в радость» помогает пожилым людям, оказавшимся в интернатах. Фонд ежегодно организовывал с помощью волонтеров доставку подарков, но в этом году такая схема невозможна из-за пандемии коронавируса. Сейчас «Старость в радость» собирает средства на праздничный стол в каждый интернат и доставку подарков по всей России – без риска заразиться коронавирусом.

Примеры, куда можно обратиться с предложением помочь:

ГАУ «Уктусский пансионат» для престарелых и инвалидов — 8 (343) 218 41 36
ГКУЗ СО «Специализированный дом ребенка» — 8 (343)307–18–94
Дом-интернат для умственно отсталых детей — 8 (343) 297–25–06
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Верх-Исетского района — 8 (343) 242–63–05
Областная детская клиническая больница № 1 — 8 (343) 231–91–01

Список школ с адресами и телефонами можно посмотреть ТУТ.

Помочь нуждающимся семьям и обратиться в управления социальной защиты населения по районам:

УСП по Верх-Исетскому району, отдел опеки и попечительства — 8 (343) 368-42-84
УСП по Октябрьскому району — 8 (343) 227-64-34
УСП по Орджоникидзевскому району — 8 (343) 349-38-22
УСП по Чкаловскому району — 8 (343) 310-28-08
УСП по Железнодорожному району — 8 (343) 366-50-10
УСП по Кировскому району — 8 (343) 375-01-85
УСП по Ленинскому району — 8 (343) 371-82-80

Откликнуться на призыв к общению. Есть люди, которые испытывают дефицит общения, особенно – в условиях пандемии. Чаще всего это люди с инвалидностью, которые безвылазно сидят дома. Их круг общения чаще всего ограничивается членами семьи. Можно стать другом по переписке и созваниваться.

Например, в Екатеринбурге познакомиться и пообщаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья можно через ассоциацию «Особые люди» — 8 (343) 201 79 11.

Но необязательно обращаться в местную организацию, ведь общаться можно и дистанционно. Подобные просьбы встречаются в крупных пабликах соцсети «ВКонтакте»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *