Что можно быстро перепродать
Что продавать на «Авито»: товары и ниши с наибольшим спросом
Сервис «Авито» можно использовать как интернет-витрину для офлайн точки, дополнительный канал трафика для онлайн-магазина или в качестве основной площадки, на которой представлен бизнес. Здесь есть масса возможностей: выгодно продавать разные товары и услуги, находить новых клиентов, расширять территориальные охваты проекта. Но чтобы действительно хорошо зарабатывать, нужно знать, что продается на Avito, а с какими товарами размещаться на доске объявлений не стоит. Этот вопрос подробно разберем в сегодняшнем материале.
Особенности покупательского спроса на Avito
Грамотный выбор товара, способного заинтересовать потенциального клиента – довольно сложный и ответственный процесс. Главное при этом – понимать характер и особенности площадки, на которой будет размещаться предложение.
«Авито» является своего рода «барахолкой», похожей на зарубежный аукцион EBay. На этой площадке огромное количество покупателей и продавцов, многие из которых пытаются избавиться от старых ненужных вещей. Только в феврале 2021 года здесь было опубликовано более 70 миллионов объявлений.
На сайте хорошо продаются бывшие в употреблении вещи и реплики популярных брендов, даже лучше, чем новые дорогостоящие товары. Найти можно, что угодно: от всевозможной мелочевки для дома до крупных транспортных средств.
Около 80% продавцов предлагают товары б/у, 38% – неподошедшую новую продукцию, 8% – перепродают новые товары разных производителей.
Согласно исследованию покупатели прежде всего заинтересованы в новых товарах. Хотя доля спроса на б/у тоже достаточно высока.
Основные категории на доске объявлений:
Спрос в категориях меняется в зависимости от сезонности, трендов и текущих интересов аудитории. Отследить динамику можно с помощью сервисов «Яндекс.Вордстат» и Google Trends, аналитических отчетов, которые готовит сама площадка.
Чтобы проверить спрос на определенный товар или услугу в сервисе «Яндекса», нужно ввести его название + слово «авито» в поиск. Для примера посмотрим статистику запросов по мобильным телефонам:
Также в сервисе можно посмотреть запросы по конкретным регионам. Они могут существенно отличаться. К примеру, спрос на авто в Москве составляет 49%, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – 57%, в Новосибирской области – 22%.
Дополнительные способы оценки спроса на «Авито» – просматривать ТОП товаров на сайте, ориентироваться на платные объявления профессиональных продавцов и подсказки в поиске. Например, при вводе слова «одежда», видим колонку популярных запросов на доске:
Весной перед началом дачного сезона люди активно покупают садовую технику, оконные рамы, стеклопакеты, двери, сантехнику, инструменты. Фиксируется рост объемов продаж строительных материалов: кровли, водостока, металлопроката, изоляции, крепежей.
Накануне лета многократно увеличивается количество покупок вентиляторов и кондиционеров, холодильников, морозильных камер. Также растет спрос на эпиляторы, пользователи чаще начинают искать машинки для стрижки.
Второй квартал – время оживленных продаж в категориях детской обуви и трикотажа, купальников, футболок и джинсов для взрослых. Предсказуемо подскакивает интерес к велосипедам, роликам, скейтам, товарам для дайвинга и водного спорта, наборов для тенниса, бадминтона. Хорошо покупают автомобильные кресла и детские коляски.
Спрос на ювелирные украшения достигает своего пика в марте. В зимний период популярны сноуборды и горнолыжное снаряжение, искусственные и натуральные ели, различные новогодние атрибуты, товары ко Дню Святого Валентина.
Топовые категории осенью – зимняя автомобильная резина, мобильные телефоны и планшеты, офисные принадлежности, теплая верхняя одежда и обувь. Самая продаваемая на вторичном рынке – техника Apple.
Всесезонными считаются техника и аксессуары, домашний декор, мебель для спальни и кухни, всевозможные детские товары, автозапчасти.
В 2020 году спрос был несколько аномальным, поскольку приоритеты населения сильно изменились по причине пандемии. В список ТОП товаров вошли медицинские маски, велосипеды, кроссовки, ноутбуки, столы, диваны, телевизоры, игровые консоли.
Также в статистике запросов на доске объявлений часто присутствовали детская обувь, свадебное платье, пуховик, автомобиль с пробегом.
Характеристики аудитории на «Авито»:
В секторе C2C на долю Avito приходится 70% продаж. Это порядка 15 миллиардов рублей в месяц.
Наиболее востребованные товары в категориях
Треть из всех сделок на доске объявлений осуществляется в разделе личных вещей. Следующие в рейтинге – разделы с транспортом и бытовой электроникой. Затем – товары для дома и дачи. Также популярна категория недвижимости.
Посмотрим, какие именно позиции пользуются наибольшим спросом в категориях.
Личные вещи:
Хобби и отдых:
Электроника:
Для дома и дачи:
Детские товары:
Услуги:
Самым высоким спросом услуги пользуются в крупных городах: преимущественно в Санкт-Петербурге и Москве.
Что нельзя продавать на «Авито»
Некоторую продукцию на сайте продавать категорически запрещено. В этот перечень входят:
Полный список, который включает 43 пункта, можно посмотреть на сайте «Авито» в разделе «Помощь».
Объявления с товарами из списка запрещенных отклоняются на этапе модерации. Если продавец повторит попытку несколько раз, его профиль на доске объявлений могут заблокировать.
Как повысить эффективность продаж на доске объявлений
Чтобы продавать на «Авито» как можно больше, нужно учитывать специфику этой площадки и соблюдать некоторые правила:
Эти простые рекомендации помогут продавать даже те товары, которые не входят в ТОП самых популярных позиций на Avito.
Заключение
Думая над тем, что продавать на «Авито», учитывайте свои возможности и общие тенденции спроса на площадке. Кроме общих тенденций, обращайте внимание на сезонность и набирающие популярность тренды, которые позволяют получать мгновенную прибыль. Для начала нужно выбирать товар с не слишком высоким ценником, но с хорошей наценкой. Дорогостоящую продукцию продавать на Avito довольно сложно.
Отличный вариант для старта без вложений – продажа старых вещей, на которых быстро зарабатывают стартовый капитал и потом закупают новый товар для полноценной работы. Приобрести популярную продукцию можно на китайских торговых площадках (Aliexpress, Taobao и подобные сайты) или на региональных оптовых складах. Некоторые покупают товар на самом «Авито», а затем перепродают его с наценкой.
Еще один удобный и выгодный вариант – работа по схеме дропшиппинга. В данном случае продавцу нужно только размещать/продвигать объявления с продукцией, принимать заказы и передавать их поставщику, который сформирует посылку и отправит ее непосредственно покупателю. Так можно пробовать разные ниши и в итоге выбрать ту, которая приносит максимальную прибыль.
Где заплатят за ненужные вещи: 6 ресейл-платформ
Впервые я увидела рекламу «Авито» по телевизору в 2010 году.
Тогда мне было 15 лет, и я предложила маме продать домик для Барби: я уже не играла в куклы, отдавать его было некому, а выбрасывать не хотелось. Мама согласилась, хотя эта идея сначала показалась ей сомнительной: кому этот домик вообще нужен.
Ресейл-платформа, или ресейл-площадка, — это сайт, где любой пользователь может разместить объявление о продаже своей вещи. Стоимость устанавливает продавец, но некоторые площадки оставляют себе часть прибыли в качестве комиссии или берут плату просто за размещение объявлений.
Мне нравится пользоваться ресейл-площадками, потому что они поддерживают культуру осознанного потребления. Ненужные вещи не гниют на помойках, а получают вторую жизнь в руках людей.
Самые известные ресейл-площадки в России — «Авито» и «Юла», но есть и другие: например, сайты, которые специализируются на продаже брендовых товаров. Расскажу о своем опыте использования ресейл-платформ: сколько мне удалось заработать, какие встретились подводные камни и где больше всего мошенников.
Как победить выгорание
Авито
О площадке. «Авито» — крупный сайт объявлений, который работает по всей России. Там можно продать и купить почти все — от пластикового тазика до готового бизнеса, а еще предложить свои услуги и найти работу.
Что продают. Все, что разрешено законом.
Сколько стоит размещение. Частные продавцы — то есть обычные люди, которые просто избавляются от ненужных вещей, — могут публиковать объявления бесплатно. Чтобы этим не пользовались магазины, на бесплатное размещение действуют лимиты: они различаются для разных категорий товаров. Например, в месяц можно бесплатно разместить 20 предложений о продаже одежды, обуви и аксессуаров, но если продавец захочет избавиться от надоевшей приставки и игр, то лимит составит всего 10 объявлений.
Еще количество бесплатных объявлений может зависеть от региона: в Санкт-Петербурге можно бесплатно разместить одно объявление о продаже квартиры, а в Уфе или Волгограде «Авито» возьмет плату за публикацию в любом случае.
Для пользователей, которые продают вещи на «Авито» слишком активно, размещение может стать платным. Это касается не только продавцов, которые превысили лимит публикаций, — если сервис заметит, что пользователь указывает в одном объявлении сразу несколько товаров, то может снизить лимит бесплатных размещений или вовсе его обнулить. Пока мне удается этого избегать: я использую «Авито» для продажи своих вещей и не похожа на человека, который маскирует полноценный магазин под страницу с личными объявлениями.
Нюансы платформы. На «Авито» есть удобный сервис доставки — он помогает передать товар от покупателя продавцу без личной встречи. Расскажу, как это работает.
Покупатель оплачивает товар на «Авито», а продавцу приходит оповещение, что товар куплен. Деньги пока замораживает у себя сервис: продавец получит всю сумму только после того, как покупатель подтвердит, что с товаром все в порядке. За доставку отвечает транспортная компания: «Яндекс-гоу», «Достависта», «Боксберри» или Почта России — по выбору покупателя. Доставку оплачивает тоже он.
В пункте выдачи покупатель может отказаться от товара, если вещь оказалась поврежденной или просто не подошла. Важно сделать это на месте, при сотруднике транспортной компании. Если товар не подошел, сотрудник оформит акт отказа — деньги вернутся на карту в течение пять дней, а сервис заплатит за возврат товара продавцу. После этого вернуть товар получится только по договоренности с продавцом.
Мне нравится «Авито-доставка»: не надо пускать чужих людей домой и подстраиваться под их свободное время. Но многие покупатели не хотят ей пользоваться, чтобы не переплачивать, если могут приехать сами. А еще иногда в работе сервиса случаются сбои: однажды покупатель просил отправить ему товар Почтой России, оплатил доставку, а операторы в отделении не смогли найти этот заказ в своей базе. Чтобы получить заказ, покупателю пришлось довериться мне и еще раз оплатить товар — напрямую на мою банковскую карту. К счастью, деньги с «Авито» никуда не делись: сервис вернул покупателю всю внесенную сумму.
Мошенники часто прикрываются «Авито-доставкой», чтобы заполучить данные банковской карты продавца. Они отправляют стороннюю ссылку на подтверждение продажи: якобы для завершения сделки нужно ввести все цифры на карте, включая код с обратной стороны. Все эти данные попадают к злоумышленникам, которые потом легко пользуются чужими деньгами.
«Авито» блокирует такие сообщения, поэтому мошенники просят перейти в другой мессенджер. Не соглашайтесь, чтобы не потерять деньги.
Для оформления «Авито-доставки» электронная почта не нужна, зато она пригодится мошенникам: на этот адрес пришлют фейковую ссылку, где попросят заполнить данные карты якобы для оплаты
Лучше всего продаются либо недорогие вещи, либо совсем новые, в упаковке. На скорость продаж влияют фотографии: я стараюсь снимать вещь с разных ракурсов и при дневном освещении, чтобы покупатели могли как следует рассмотреть товар.
Это не самое удачное объявление: такой товар редко ищут, да и стоит туника достаточно дорого для «Авито»
О площадке. «Юла» похожа на «Авито». Это тоже сервис с объявлениями широкого профиля: здесь можно продавать как новые, так и старые вещи, предлагать услуги и искать клиентов.
Что продают. Все, что разрешено законом.
Сколько стоит размещение. Частные продавцы публикуют объявления бесплатно, но в пределах лимитов: как и на «Авито», они различаются в зависимости от категории товара.
Например, в категории «Женский гардероб» всего можно разместить 165 объявлений, но публикаций о продажи обуви среди них может быть не больше 43. А для некоторых категорий и подкатегорий — вакансий, товаров для бизнеса, коммерческой недвижимости, спецтехники — бесплатных размещений нет.
Если лимита не хватает, можно оплатить разовое размещение, а можно купить тариф: раз в месяц платить «Юле» определенную сумму, чтобы публиковать больше объявлений. Цена тарифа настраивается индивидуально.
Р — оплачивать тариф выгодно только мастерам, которые каждый месяц продают несколько десятков работ» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Тариф помогает не только увеличить лимит объявлений, но и сделать продажу товаров более удобной: сервис покажет продавцу подробную статистику посещения страницы, автоматически будет дублировать публикации во «Вконтакте» и скроет предложения конкурентов из объявления.
По умолчанию тариф работает в режиме автопродления: продавцам, которые хотят увеличить лимит на один месяц, придется выключать подписку вручную. Если продавец опубликовал меньше объявлений, чем рассчитывал, перенести остаток на другой месяц не получится.
Нюансы платформы. Если изменить категорию товара или регион, то сервис посчитает это повторным размещением товара. Если продавец ошибется, а потом захочет исправить эти параметры, лимит объявлений уменьшится.
У «Юлы» тоже есть собственная доставка, но выбрать транспортную компанию нельзя — товары доставляет только «Боксберри». В остальном алгоритм доставки такой же, как на «Авито»: сервис выступает посредником, который замораживает плату за товар, пока покупатель его не получит. Мошенники на «Юле» тоже есть. Хотя сервис блокирует подозрительных пользователей, лучше все равно быть начеку — общаться только во внутреннем мессенджере «Юлы» и не переходить по сторонним ссылкам.
Еще на «Юле» можно получить бонусы: например, если заходить в приложение каждый день, подтвердить электронную почту или подписаться на страницы «Юлы» в социальных сетях. Бонусы можно использовать, чтобы получить скидку на продвижение товаров в поиске.
Мой опыт продаж. На «Юле» я выкладывала те же товары, что и на «Авито», но на «Авито» их покупали гораздо быстрее. Сейчас на «Юле» у меня нет объявлений: я не увидела их эффективности, а еще мне неудобен интерфейс платформы.
Заработать на «Юле» мне не удалось: все вещи быстрее купили на «Авито».
Я привыкла к пошаговому интерфейсу «Авито», поэтому заполнять все графы на одной странице мне неудобно
Oskelly
О площадке. Oskelly называет себя первым сервисом для перепродажи брендовой одежды в России: здесь продают свои вещи многие российские селебрити и торгуют новыми вещами бутики.
Что продают. Одежду, обувь, сумки и аксессуары премиальных брендов.
Сколько стоит размещение. У сервиса нет фиксированной стоимости размещения — вместо этого Oskelly берет комиссию 15—25% стоимости товара. Это удобно: если товар никто не купит, платить сервису за объявление не понадобится.
Нюансы платформы. На Oskelly нельзя передать вещи напрямую покупателю: все товары проходят через офис компании, где эксперты проверяют их на подлинность. Если сотрудники Oskelly заподозрят подделку, они повторно исследуют вещь с помощью специального устройства Entrupy: искусственный интеллект сравнит товар с изображениями из базы данных и автоматически определит, оригинал перед ним или фальшивка.
Если вещь окажется подделкой, учетную запись продавца заблокируют, а товар отправят назад за его счет. В остальных случаях за доставку платит покупатель: после проверки он получит товар в фирменной упаковке Oskelly и сертификат, подтверждающий подлинность вещи. Если после этого покупателю удастся доказать, что он все-таки получил фальшивку, сервис возместит ему двойную стоимость товара, а потом компенсирует свои расходы за счет продавца.
Перед отправкой в офис продавец должен почистить и отгладить вещь. Если товар все-таки окажется грязным, сотрудники сами отдадут его в химчистку, но прибавят эти расходы к комиссии.
Стоимость товара замораживается на все время пересылки: продавец получит выплату за вычетом комиссии, когда клиенту передадут покупку. Сервис обещает, что путь от двери до двери займет не больше пяти рабочих дней.
Получить деньги от сервиса может быть непросто: выплату за первый проданный товар я ждала больше двух недель и получила после того, как обратилась в поддержку. Теперь я сразу пишу оператору, когда вижу, что товар передан в доставку, — так сотрудники сервиса не забывают закрыть покупку на своей стороне и перечисляют деньги в течение суток.
Клиент может вернуть товар в течение недели, если покупал его у бутика. Частным продавцам об этом можно не беспокоиться: в этом случае возврат вещей не предусмотрен.
Если товар не покупают в течение недели, сайт позволяет покупателям начать торги — можно предложить продавцу свою цену, но не меньше 70% от изначальной стоимости вещи.
Мой опыт продаж. На Oskelly мне удалось заработать 47 300 Р : я продала три сумки и ремень примерно за полгода.
На мой взгляд, лучше всего продаются сумки и аксессуары. Чтобы быстрее продать, можно снижать цену товара: если продавец делает скидку более 10%, объявление поднимается в поиске.
На Oskelly я не сталкивалась с мошенниками. Думаю, дело в том, что все операции проходят через платформу, а личные встречи продавцов и покупателей запрещены: это повышает безопасность сделки.
Sellfashion
О площадке. Sellfashion специализируется на продаже брендовых вещей: здесь продают как люкс, так и масс-маркет.
Хотя на главной странице указано, что Sellfashion позволяет не только продавать и покупать, но и обменивать одежду и аксессуары, я не увидела там специальных механизмов обмена вещей — как и на других сайтах, здесь просто продают ненужные детали гардероба.
Что продают. Брендовую одежду, обувь, сумки и другие аксессуары.
Сколько стоит размещение. На Sellfashion объявления размещают на условиях комиссии, но с фиксированным размером: после продажи сервис оставит себе 15% от стоимости вещи.
В стоимость более дорогих товаров проверка уже включена: сотрудники Sellfashion удостоверяют подлинность бренда с помощью сайта Authenticate First. Если не хочется платить платформе, можно воспользоваться сервисом самостоятельно: расценки на аутентификацию зависят от бренда.
Р )» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Покупатель может вернуть товар, если он не соответствует описанию или похож на подделку. Для этого нужно открыть спор в течение 12 часов после получения заказа, дождаться удовлетворения заявки и вернуть вещь продавцу — сервис перечислит деньги, только когда убедится, что вещь снова у владельца. Если нареканий у покупателя нет, Sellfashion перечисляет стоимость товара продавцу в течение суток — никаких проблем у меня с этим не возникало.
Sellfashion предлагает продавцам устраивать распродажи для членов клуба — якобы это способствует быстрой продаже товара. Но я не заметила эффекта: покупатели даже не обратились ко мне с дополнительными вопросами о товаре. Специально повысить цену и устроить распродажу не получится, так как после повышения цены продавцу будет недоступна возможность распродажи в течение неопределенного времени.
Мой опыт продаж. На Sellfashion мне пока удалось продать всего одну вещь — сорочку. Вещь была новая, с биркой, продажа заняла около двух недель. Покупатели интересовались и другими вещами, но в итоге все остальные товары быстрее продавались на «Авито» и Oskelly.
С мошенниками на сервисе я не сталкивалась, провести сделку втайне от сервиса мне тоже не предлагали: все происходило по правилам сообщества.
Luxxy
О площадке. Luxxy — еще одна платформа, которая специализируется на продаже вещей премиальных брендов. Хотя в основном объявления размещают частные продавцы, которые продают со скидкой ненужные вещи, здесь могут встретиться и предложения магазинов с абсолютно новыми товарами.
Что продают. Одежду, обувь, сумки и другие аксессуары премиум- и люкс-сегментов.
Сколько стоит размещение. Платформа берет комиссию за продажу товара: 10—20% в зависимости от стоимости вещи.
Нюансы платформы. Luxxy запрещает покупателям и продавцам обмениваться телефонами и заключать сделки вне платформы: это позволяет сервису гарантировать возврат денег или товара, если что-то пойдет не так.
Оплата и получение товара проходят через платформу — сервис замораживает деньги и переводит их продавцу только через три дня после того, как покупатель подтвердит получение посылки. Это время отводится покупателю, чтобы удостовериться в подлинности товара: если качество вещи не устраивает, можно подать жалобу и вернуть деньги.
Мой опыт продаж. На Luxxy я не продала ни одной вещи: товары, которые я размещала одновременно на Oskelly и Luxxy, быстрее продавались на первой платформе. Более того — на Luxxy мне даже ни разу не задали вопрос о вещах.
Posh Market
О площадке. Еще одна ресейл-платформа брендовых вещей. Главная особенность площадки — все сделки заключаются через мобильное приложение, но каталог можно изучить на сайте.
Что продают. Брендовую одежду, обувь, сумки и другие аксессуары.
Сколько стоит размещение. Площадка берет за продажу фиксированную комиссию — 15% стоимости товара.
Нюансы платформы. Все сделки на площадке безопасные: оплата замораживается до получения товара покупателем. Самовывоз запрещен — вещи от покупателя к продавцу передает курьер.
Вернуть товар можно только в том случае, если он не соответствует описанию. Принять решение о возврате нужно сразу и отдать вещь курьеру, который принес посылку.
Мой опыт продаж. На эту платформу я выкладывала два объявления, но так ничего и не продала. Одно объявление зависло в статусе «Модерация»: площадка не отказалась его размещать, но и не опубликовала. Второе объявление появилось в каталоге, но покупатели не нашлись — только однажды клиент запросил подтверждение наличия, но потом не оплатил товар и пропал.
Что самозанятым нужно знать о работе на маркетплейсах
Маркетплейсы стали предлагать самозанятым размещаться на своих площадках. При применении налога на профессиональный доход можно продавать товары на «Алиэкспрессе» и «Вайлдберриз». Агрегаторы предлагают самозанятым льготы и субсидии.
Но самозанятым нужно быть осторожными: не любая торговля попадает под льготный режим. Если не разобраться в нюансах, можно ничего не заработать и еще задолжать государству.
Что маркетплейсы предлагают самозанятым
Маркетплейсы предлагают самозанятым размещать товарные предложения на особых условиях. Так делают «Вайлдберриз» и «Алиэкспресс» — у них самозанятые могут быть не курьерами или сборщиками заказов, а именно продавцами. Чтобы привлечь самозанятых, маркетплейсы предлагают им сниженную комиссию или скидки на доставку.
То есть самозанятый может продавать на маркетплейсах какие-то товары. Еще бывают маркетплейсы с услугами, но сейчас речь не о них, потому что с услугами все проще и подводных камней почти нет. А вот с продажей товаров они есть.
Какие товары может продавать самозанятый
Но на этом режиме есть ограничения:
Самозанятые могут продавать только продукцию собственного производства — ту, что полностью или частично сделали своими руками.
Можно продавать сумки, которые самозанятый сшил сам, но нельзя те, что у кого-то куплены. Можно продавать открытки ручной работы, но нельзя — упаковочную бумагу. Можно продавать детские костюмы, связанные на машинке или своими руками, но нельзя — закупленные на фабрике.
Четких критериев, как отличить закупленный товар от продукции собственного изготовления, нигде нет. Формально если купить готовую бумагу и сделать из нее открытку — это уже свое производство. Если купить готовый детский костюм и вышить на нем бабочку — это уже не перепродажа. И если на готовую сумку нанести рисунок специальными красками — это тоже продукция собственного изготовления.
Самозанятым нужно разобраться в этом до выхода на крупную площадку. Отвечать за последствия агрегатор не будет, и проверять, кто именно изготовил сумку, детский костюм или открытку, он тоже не должен. Налоговая тоже не пришлет никаких предупреждений. Но если выяснится, что нарушение было, ссылаться на незнание нюансов будет бесполезно.
Что будет за нарушение условий торговли
Если самозанятый будет продавать на маркетплейсах те товары, что он купил для перепродажи, он может лишиться статуса плательщика налога на профессиональный доход и потерять деньги.
Налоговый режим. Когда налоговая разберется в сути сделок, самозанятого снимут с учета — даже против его воли. Причем право на применение льготного режима он утратит задним числом — получится, что абсолютно все сделки, которые самозанятый совершал со дня снятия с учета, не могли облагаться НПД.
Налоги. Сделки по перепродаже будут облагаться НДФЛ в обычном режиме — по ставке 13%. Это коснется и тех сделок, что совершены со дня снятия с учета до того момента, как вскрылись нарушения условий. Например, самозанятый стал продавать чужие товары 15 августа, а налоговая узнала об этом 1 декабря. С учета его снимут с 15 августа, а не в декабре.
Чтобы уменьшить налог, можно применить профессиональный вычет и заплатить НДФЛ с разницы между стоимостью покупки и продажи товаров. То есть под общий режим могут попасть вообще все проданные товары, даже те, что продали не через маркетплейсы.
Взносы. С даты утраты права на применение НПД предприниматель должен начислить страховые взносы. Это коснется самозанятых со статусом ИП и тех, кто не имеет такого статуса, но фактически ведет предпринимательскую деятельность.
Если у самозанятого не было статуса ИП и он оказывал услуги, на взносы попадут и клиенты-юрлица. Например, когда самозанятый продает на маркетплейсе предметы декора, а еще лично оказывает компаниям услуги по дизайну интерьера или озеленению офисов. Или продает детские вещи через интернет, а дополнительно оказывает детскому центру услуги по присмотру за детьми. Если выяснится, что самозанятый не имел права применять льготный налоговый режим, его клиентам-юрлицам придется заплатить взносы с тех сумм, что перечислены за услуги и работы. Получится, что самозанятый утратил свое право на льготу и его доходы должны облагаться страховыми взносами, которые платит клиент. А это внезапные 30% сверх уже выплаченных денег.
Отчетность. О доходах, которые не попали под НПД, придется отчитаться — надо будет сдать декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля следующего года.
(500 000 Р − 13 624 Р ) × 13% = 63 229 Р
Если есть подтверждение расходов, из дохода можно вычесть стоимость доставки, рекламы и комиссию площадки. Но все равно налога к уплате может оказаться больше, чем было заработано на маркетплейсе. Ведь кроме НДФЛ ИП, который внезапно оказался на общей системе, придется еще начислить НДС — а это минус 16,67% от дохода.
А еще и отчетность придется сдавать. Хорошо, если все это вскроется до даты начисления и уплаты налогов, а если позже — еще и штрафы назначат.
В таких случаях появится шанс на налоговые вычеты, но весь начисленный налог они могут не перекрыть. И вместо льгот будут убытки.
Комиссию нельзя вычесть из дохода
Маркетплейсы берут с самозанятых комиссию. Это может быть 8%, как на «Алиэкспрессе», или 5%, как на «Вайлдберриз». Эту комиссию, стоимость доставки и рекламные расходы самозанятые на НПД не смогут вычитать из своего дохода при расчете налога.
Даже если самозанятый продает товары своего производства, он заплатит налог со всех поступлений, хотя 25% от выручки могут составить расходы — с учетом рекламы и доставки. Нужно заранее посчитать, выгоден ли в этом случае НПД, или стоит применять другие налоговые режимы.