Что можно было делать с рабами в древнем риме

Права рабов, или Как римляне договаривались с невольниками

Римское право не рассматривало раба как личность, но фактически признавало в нём человека. Чтобы побуждать рабов трудиться, им давали «собственность понарошку».

Рабское право — на защите собственности

Когда дело касалось рабов, римское право заботилось исключительно о правах господ. Раб уподоблялся всякой другой вещи, которой мог владеть свободный человек, но всё же закон признавал, что это не просто вещь, а живое существо, способное действовать. Предполагалось, что в идеальной ситуации раб действует только по воле своего владельца и на его благо. В конечном счёте невольник отвечал только перед господином, а все его действия влекли за собой правовые последствия не для него самого, а для его хозяина — собственника. В свою очередь, рабовладелец, чтобы оправдать затраты на покупку раба (а рабы стоили немало) имел право на абсолютное отчуждение труда раба и его результатов, а также на его здоровье и жизнь.

По закону, раб не мог жениться, наследовать что-то или приобретать, но если бы это соблюдалось в полной мере на практике, польза рабства сильно уменьшилась бы. В конце концов, рабов посылали что-то купить или продать, договориться о чем-либо или отыскать выгодную возможность на рынке. Для подобных действий нужна способность принимать решения, а контрагент раба должен быть уверен в том, что сделка будет соблюдена. Чем гарантировалось это взаимодействие? Именем и ответственностью хозяина раба.

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

По умолчанию, раб мог совершать любые действия, которые приносили благо своему владельцу, даже если тот не знал об этом и не давал такого поручения. Если раб, напротив, продавал что-то, то так как всё в его руках принадлежало его хозяину, то необходимо было ясно выраженное согласие второго. Потому, если хозяин сомневался в честности и верности «живого орудия труда», полагалось объявить, что с его рабом нельзя иметь дело ни при каких обстоятельствах. Историк Анри Валлон пишет: «…раб, имеющий поручение, мог переступить его границы и обеспечить хозяину дополнительные выгоды, но он не мог втянуть его в убытки за пределы поставленных им норм». Если раб кого-то обокрал или обидел, его владелец обязан был возместить нанесённый ушерб. Правда, право и здесь ограничивало размер компенсации. Эти ограничения установили ещё «Законы XII таблиц» (451−450 гг. до н. э.): не более суммы, составлявшей цену раба. Законодатели считали, что «несправедливо, чтобы его вредность [т.е. вредность раба — авт.] стоила его господину больше, чем стоит его тело».

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

Римская мозаика. Источник: vk.com

Но и господин мог предъявить иск тому, кто украл что-либо у его раба или ранил его. Если раб в результате злодеяния терял свою цену, виновный в этом возмещал убыток. В суде раб мог выступить в качестве допрашиваемого, хотя и здесь свободные ясно указывали на его положение. Это наиболее отчётливо проявляется в практике наказаний. Если свободному за какое-то преступление назначали казнь через отсечение головы мечом, то рабу за то же деяние полагались менее достойные способы — топор, виселица или крест.

Хотя формально раб в Риме — это лишённое всего существо, в действительности даже закон признавал за ним человечность. На деле все понимали, что имеют дело с людьми, и что несвободный человек плохо трудится, если его побуждает лишь страх перед кнутом. Чтобы этого избежать, римляне предлагали невольникам различные пряники — в том числе имитацию права на имущество.

Рабский пекулий — «собственность понарошку»

Имущество раба называлось пекулием (peculium). Если хозяин давал рабу одежду — это всего лишь одежда. Но если он предоставлял эту одежду в вечное пользование и позволял распоряжаться ей по своему усмотрению — это пекулий; то, что настоящий собственник разрешал рабу считать своим. Никаких гарантированных прав на дарованное милостью господина раб, конечно, не имел, но подобная имитация была выгодна. Тем более что сначала давалось обычно нечто не очень ценное для хозяина. Раб мог сэкономить на своём пайке или продать лишние предметы домашнего обихода, затем вложить эти деньги, преумножить их и улучшить условия своей жизни.

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

Мозаика на стенах римской виллы. Источник: pinterest.com

Хозяин мог дать рабу скот, лавку или участок земли в пекулий с условием, что раб будет регулярно уплачивать определенную сумму, а весь заработок свыше условленного может оставить себе. Так пекулий смягчал главный экономический недостаток рабства — отсутствие позитивной мотивации труда. Имущество служило также некоторым залогом верности — есть что терять. Раб даже мог иметь своего раба, мог заключать сделки, обеспеченные стоимостью его пекулия. Раб с пекулием имел более высокий статус и считался достойнее других. В конечном счёте, нередко невольники договаривались с рабовладельцами — когда их пекулий достигнет определенной цены, они смогут обменять его на свою свободу. Ради этого стоило хорошо поработать.

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

Мозаика на стенах римской виллы. Источник: pinterest.com

Помимо видимости собственности, рабовладельцы создавали также видимость брака для своих рабов — некоторым они предоставляли жён (конечно, без правовых последствий, а условно). Особенно широко распространилась эта практика на виллах. Чем больше невольник значил для господина, тем больше шанс на милость. Раб-управляющий (виллик) обычно получал жену (виллику) и некоторое собственное имущество, а также право командовать рабами рангом ниже; это обеспечивало его преданность и личную заинтересованность в сохранении своего положения и процветании виллы. Нередко вилликами становились вольноотпущенники господина, отличившиеся прежней службой.

Знатные рабовладельцы, которые относились к рабству с самой прагматической точки зрения, то есть именно как к орудию труда, вроде Марка Порция Катона (234 — 249 гг. до н. э.) или Луция Юния Колумеллы (4 — 70 гг. н. э.), рекомендовали и нематериальное поощрение рабов. Колумелла видел особую выгоду в том, что это ничего не стоит — поговорить с человеком, поинтересоваться его работой, похвалить, чтобы стимулировать старательность. Дозволение брака между мужчинами и женщинами на вилле тоже ничего не стоило, но хорошо подкрепляло покорность. Катон советовал и виллику не отдаляться от других рабов — общаться с ними и делить тот же труд и пищу: «…благодаря такому образу жизни он будет менее склонен к бегству, будет лучше себя чувствовать и лучше спать». Кроме того, виллика старались подбирать не жестокого, но и не слабого, а виллику — благодетельную и трудолюбивую от природы.

Разнообразие методов манипуляции рабами, о которых писали Варрон и Плиний, Катон и Колумелла, объясняет, как такая неестественная система экономики, как рабовладельческая, процветала несколько веков и лишь раз, во время восстания Спартака, всерьёз поставила под угрозу республику и сам Рим.

Источник

Что хозяин не имел права делать с рабами в Древнем Риме, даже если очень хотелось

Во современной истории жизнь раба описывается как участь, которая хуже смерти и очень часто ассоциации с рабством возникают при словосочетании Древний Рим. При этом нельзя поспорить о том, что рабство это пережиток прошлого и поощрять его нельзя, но были бы рады настолько беззащитны, что с ними можно было делать что угодно? Разумеется нет! Давайте вместе посмотрим на те действия, которые хозяин не имел права делать в отношении своих рабов.

Немного истории
«Рим не в один день строился»-эту фразу слышали многие и она как никогда подходит к нашей сегодняшней статье. Римская империя начиналась с одного одноименного города и фактически проблем с рабами и у рабов не мыло. Рабы были в каждом государстве, но пока Рим был мал, раб мог сбежать куда угодно и найти его римские хозяева уже не могли, но по мере роста Рима и его влияния рабам было уже фактически некуда бежать, а с рабами можно было делать абсолютно всё. Но на самом деле это не так.

Римская империя на пике могущества. Источник: https://inance.ru/2016/10/rim-01/

До первого века до н.э. не существовало никаких законов я которые могли бы ограничить власть хозяина в отношении своего раба, но были цензоры. Цензоры могли посетить абсолютно любое жилище и наказать хозяина за слишком жестокое обращение с рабами. Но при небольшой оговорке, цензор имел право наказать хозяина, но это не являлось обязанностью цензора. Фактически, всё зависело исключительно о моральных убеждений последнего. Да и сами рабы не могли даже обратиться к цензору, пожаловаться мог только свободный человек. Шансов у рабов законно спастись от хозяина по-прежнему очень мало. Цензоров избирали на 5 лет и раз в 1.5 года. И получается, что 3.5 года никому не было дело до жизни рабов. В период с 5 по 1 век до н.э. не установлен ни один случай спасения раба цензором.

Император Клавдий (правил с 41 по 54 годы) принял закон, согласно которому если больной раб смог вылечиться без помощи хозяина, то рабу давали свободу. Также на хозяина возложили обязанность обеспечивать похороны своим рабам, если сам хозяин отказывается хоронить раба, то его мог похоронить кто угодно, а потом потребовать в суде вознаграждение.

Император Клавдий. Источник: https://pashkovskiy-ea.livejournal.com/7087.html

В 61 году закон Петрония запрещает отдавать рабов на растерзание диким зверям, без разрешения судьи. Император Адриан (правил с перерывами с 117 по 138 года) запрещает стерилизацию рабов. В 161 император Антонин Пий( правил с 138 по 161 года) запрещает беспричинное убийство раба. В таких случаях на хозяина возлагался штраф и взымалась стоимость погибшего раба. В 319 году император Константин (правил с 306 по 337 года) приравнял убийство раба к убийству свободного человека.

Следует отметить, что по двум последним законам привести к ответственности хозяина можно лишь в том случае, если раба лишили жизни преднамеренно, но если раб погиб в результате наказания, например забит плетьми, то хозяин не нёс никакой ответственности.

В Римской империи стал активно стал развиваться бюрократический аппарат и при купли-продаже рабов стали подписываться контракты и вот в этих контрактах крошится самое интересное, а точнее в примечаниях. Имелось 4 примечания:

4. NE SERVA PROSTITUATURервое

Первое примечание запрещало освобождать раба, например, если он плохо служил предыдущему хозяину. Но если раб был стар, это примечание можно было добавить, чтобы дать рабу минимальное обеспечение на старость.

Второе примечание обязывало освободить раба через определенное время, которое указано в договоре.

Третье примечание обязывало нового хозяина вывести раба из определенного отрада или местности, запрещая привозить обратно.

Последние примечание запрещало принуждать рабыню к занятию проституцией в борделях.

Эти примечания сохраняли свою силу, даже при перепродаже рабов. При неисполнении договора суд мог дать свободу рабу, а хозяину, который не уважал законы, выписывались штрафы, согласно договору. Но несмотря на всё это положение рабов было невероятно тяжёлым, но не стоит думать, что эти законы принимались из-за мудрости или сожаления рабам. Эти законы принимались, чтобы у неграмотных рабов было всё меньше повода поднимать восстания.

Спасибо за внимание!

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Источник

10 малоизвестных и интереснейших фактов о рабстве в Древнем Риме

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

1. Рабское население

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

Среди населения древнеримского обществе была очень высокая доля рабов. Некоторые историки подсчитали, что у 90 процентов свободного населения, проживающего в Италии к концу первого века до нашей эры, были предки-рабы. Доля рабов была настолько значительной, что некоторые римляне оставили письменные свидетельства об опасности этой ситуации.

В сенате было выдвинуто предложение, что рабов следует отличать от свободных людей по одежде, но оно было отклонено из-за опасности того, что «тогда рабы смогут пересчитать нас» (Сенека, «О Милосердии»: 1,24).

2. Восстания рабов

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

В римской истории было довольно много задокументированных восстаний рабов. Сирийский раб по имени Евн был лидером одного из этих восстаний на Сицилии в период 135-132 г. до н.э. Было принято считать, что Евн представил себя пророком и утверждал, что имел ряд мистических видений. По словам Диодора Сицилийского [«Библиотека»: 35,2], Евну удалось убедить своих последователей при помощи трюка, во время которого он извергал искры и пламя из рта.

Римляне разгромили армию рабов Евна и подавили восстание, но этот пример вдохновил другое восстание рабов в Сицилии в 104-103 г.г. до н.э. Самым известным восстанием рабов в Древнем Риме является восстание под предводительством Спартака. Римская армия воевала с армией Спартака в течение двух лет (73-71 до н.э.), прежде чем смогла подавить восстание.

3. Жизнь в кандалах

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

Условия жизни и ожидания рабов в Древнем Риме были однотипными и тесно связанными с их родом занятий. Рабы, участвующие в изнурительной работе, такой как сельское хозяйство и добыча в рудниках, не имели никакой жизненной перспективы. Добыча полезных ископаемых слыла самой тяжелой работой.

Плиний («Естественная история» 33,70) рассказывает о тяжелых условиях этой деятельности: «Длинные туннели выдалбливали в горах при свете факелов. Шахтеры работали в несколько смен и не видели дневного света по несколько месяцев. Постоянными были обвалы. Эта работа была настолько опасной, что менее рискованным было нырять в морские глубины за жемчугом и пурпурными моллюсками. Мы сделали сушу гораздо более опасной, по сравнению с океаном».

4. Человек как собственность

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

Владение рабами было широко распространенной практикой среди римских граждан, независимо от их социального статуса. Даже самые бедные римские граждане могли владеть рабом или двумя. В Римском Египте, вполне вероятно, что у каждого ремесленника было 2-3 раба. Состоятельные люди могли владеть гораздо большим количеством рабов.

К примеру, у Нерона было 400 рабов, которые работали в его городской резиденции. Согласно сохранившихся записей, у богатого римлянина по имени Гай Цецилий Исидор было 4 166 рабов на момент его смерти.

5. Спрос на рабов

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

Спрос на рабов в Риме был очень высок, по ряду причин. За единственным исключением (государственные должности), рабы были заняты почти в каждой отрасли. В рудниках, в сельском хозяйстве и домашнем хозяйстве был неизменно высокий спрос на рабов.

6. Человек как предмет для продажи

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

Рабами обзаводились четырьмя основными способами: в качестве военных пленников, в виде жертв пиратских набегов и разбоя, в результате торговли или путем селекции. Во время разных этапов римской истории были более актуальными разные методы. К примеру, в начале расширения Римской империи значительное число военнопленных были превращены в рабов. Пираты из Киликии (современная южная Турция) были известными поставщиками рабов и римляне часто торговали с ними.

Киликийские пираты обычно привозили своих рабов на остров Делос (Эгейское море), который считался международным центром работорговли. Согласно сохранившихся записей, только за один день по крайней мере 10 000 человек были проданы в рабство и отправлены в Италию.

7. Незыблемый постулат

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

Сегодня люди считают рабство аморальным и негуманным. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что об этом даже задумывались в римском обществе. Все основные экономические, социальные и правовые силы в Древнем Риме действовали сообща, чтобы система рабства сохранялась бесконечно.

Рабы считались необходимым социальным противовесом свободным людям. Гражданская свобода и рабство были двумя сторонами одной медали. Даже когда были введены более гуманные законы, которые улучшили условия жизни рабов, это ничуть не подразумевало то, что количество рабов нужно сокращать.

8. Беглые рабы

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

Рабы, сбегающие от своих хозяев, были распространенной проблемой среди рабовладельцев. Основным способом справиться с этим был найм профессиональных ловцов, известных как «fugitivarii», которые выслеживали, ловили и возвращали рабов их владельцам. Естественно, это все происходило за плату.

Иногда рабовладельцы объявляли о вознаграждении за возвращение беглецов, а в других случаях они пытались найти беглецов сами. Еще одним способом борьбы с беглыми рабами было одевание на них специальных ошейников с инструкциями о том, куда нужно вернуть раба, если его поймают.

9. Вольная для рабов

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

В римском обществе рабовладелец имел возможность предоставить свободу своему рабу. Данный процесс, который был известен как «вольная», мог быть достигнут различными способами: владелец мог дать вольную в качестве награды за верность и безукоризненную службу, вольная могла быть выкуплена рабом у владельца, а также иногда раба было целесообразнее освободить.

Примером этого последнего случая были купцы, которые нуждались в ком-то, кто мог подписывать контракты и проводить различные операции от их имени и имел законное право делать это. С юридической точки зрения, рабы не имели права представлять своих хозяев. В некоторых случаях рабу давали вольную взамен на то, что он будет предоставлять какие-то услуги своему бывшему хозяину. Бывшие рабы даже имели возможность стать римскими гражданами, а иногда, они (по иронии судьбы) становились рабовладельцами.

10. Самый известный римский раб

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

Спартак был римским рабом фракийского происхождения и, возможно, самым известным римским рабом всех времен. Он сбежал из гладиаторского тренировочного лагеря, расположенного в городе Капуя, в 73 г. до н.э., захватив с собой около 78 других рабов. В итоге Спартак привлек на свою сторону тысячи других рабов и нищих римлян, бросив вызов огромной империи на целых два года. Секст Юлий Фронтин («Стратагемы»: 1.5.22) сообщил, что армия Спартака использовала трупы, прикрепленные к шестам, вкопанным в землю.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Рабство в Древнем Риме

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит от «рабства» той эпохи, и большинство профессий возникло при рабовладельческом строе. Раб – бесплатная рабочая сила, разменная монета, признак благополучия и власти его хозяев.

Рабовладение содействовало расцвету Древнего Рима и его институций, а бесчеловечное обращение с подневольными людьми воспринималось как норма. Жестокость стала обыденностью в Древнем Риме – так регулировали мотивацию, поведение и отношения между хозяевами и рабами.

Какой была жизнь в рабских кандалах?

Историки склоняются к тому, что рабами владели многие состоятельные и влиятельные граждане Древнего Рима, что большой процент населения Древнеримской империи – рабы и их потомки. Подневольные люди имели должности и обязанности во всех сферах общества того времени – от самой грязной работы на конюшнях и бойнях до надзирателей в тюрьмах, распорядителей в покоях вельмож и воспитателей их детей. Образованные невольники были писарями, учителями и переводчиками.

Рабы не имел гражданства и имущества, но периодически рабовладельцы щедро одаривали своих подневольных и позволяли домашним рабам иметь наложниц (сексуальных рабынь) или семьи. Они могли давать им деньги и предметы личного обихода за верную службу или случаи защиты, связанные с риском для жизни.

Гуманное отношение, нормальное одеяние и питание, необходимое лечение – неслыханная щедрость хозяев.

Иногда рабам удавалось скопить значительную сумму денег, чтобы откупиться и жить свободно. Так возник особый класс бывших подневольных или «вольноотпущенников» – прослойка между вольными и рабами, но прав у них по-прежнему почти не было.

Жизнь невольника была тяжелой, скучной и однообразной, напрямую связанной с родом занятий или мерой ответственности. Более одаренным рабам доставались ремесла или искусство, а физическим сильные выполняли самую тяжелую работу – были гладиаторами или оруженосцами воинов.
Смерть раба никого не огорчала – на их место брали других, зачастую это было более прибыльно. Но вновь прибывших приходилось держать в жестких рамках и тяжелых кандалах, чтобы они не представляли угрозы для хозяев.

Убивать рабов запрещалось, но можно было продать, подарить, за увечья и членовредительство налагались большие штрафы. Прокаженных, калек, немощных и неизлечимо больных невольников предписывалось отвозить на удаленный остров Эскулапа, чтобы «умереть свободными».

Невольников и невольниц делили на касты:

Не все рабы носили кандалы, но они стали символом рабства на все времена. Другой признак – проколотое правое ухо с круглой серьгой. Иногда в рабство продавали себя добровольно, ради еды, тогда при свидетелях невольнику или невольнице прокалывали шилом ухо к двери, вдевая кольцо. Такого раба полагалось отпускать через 7-10 лет по его желанию, но это было крайне редко.

Продавали в рабство и своих детей, красивых девочек и миловидных юношей приучали к проституции. Но могли отпустить на свободу или выгнать смертельно больного раба или престарелого, ставшего обузой в доме – таковы были нравы Древнего Рима.

Некоторые современные названия и профессии произошли в те времена. Например, calculator (калькулятор) – учитель математики, а grammaticus (грамматикус) – учитель языков и грамотного письма. Созвучно с нашим и bibliothecarius – библиотекарь, cocus – повар, кок.

Источники рабства – откуда брали рабов?

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

Пленные воины и трофейные невольницы во время походов завоевателей на соседние земли – основной источник поставки рабов на невольничьи рынки. Поэтому преимущественно это были иноземцы, притом из разных слоёв общества, вплоть до правителей разного ранга.

Древние историки писали, что в Древнеримскую империю привозили пленников со всего Средиземноморья, Северной Африки и Ближнего Востока. Любой иноземец считался расово неполноценным, зато граждане Рима имели самые большие права и привилегии.

Другие источники захвата рабов:

Торговать невольниками было выгодно, сделки облагались налогом, и это была прибыльная статья городской казны. Дороже стоили покоренные, специально обученные и образованные рабы, знавшие несколько языков. Расценки на них всё время менялись. Как известно из Библии, за Иисуса (свободного проповедника) фарисеи дали Иуде 30 сребреников, соответственно, раб стоит дешевле. Но это в пределах Римской империи, а в самом Риме, учитывая доставку, пленники становились в разы дороже.

В IV в. до н.э. римляне утвердили «Закон Петелия», запрещавший брать в рабы своих сограждан, жителей Рима. Согласно другому закону, свободная женщина, добровольно вступившая в связь с понравившимся ей невольником, становилась рабыней.

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

Со временем рабство пришло в упадок, стало тормозом для развития общества и трансформировалось в феодальные отношения.

Восстания рабов

Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть фото Что можно было делать с рабами в древнем риме. Смотреть картинку Что можно было делать с рабами в древнем риме. Картинка про Что можно было делать с рабами в древнем риме. Фото Что можно было делать с рабами в древнем риме

Войны и восстания рабов стали потрясением не только для существовавшего строя, но и угрозой для социального устройства поздней Римской республики. Крупнейшие из них:

Спартак (Spartacus или Σπάρτακος) – наиболее известная личность среди руководителей мятежников, восставших за социальную справедливость и отмену рабства. Он был физически сильным и образованным рабом-гладиатором, бывшим воином из Фракии. Его импровизированной армии удалось нанести серию сокрушительных ударов римских легионов консульской армии. О восстании Спартака написано немало литературных произведений, снято несколько киноверсий.

Скульптура Спартака есть в Лувре (Париж), в Одессе (современная версия) на Итальянском бульваре и перед одноименным стадионом «Спартак» в Тушино (Северо-Западный округ Москвы).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *