Что может весить 500 тонн
Топ-25: Животные, которые гораздо больше, чем вы предполагаете
В документальном фильме показывают большую белую акулу, проплывающую мимо аквалангистов в клетках. Вы замираете в страхе, ведь это же огромная белая акула — здоровая, жуткая, плотоядная хищница! И вы знаете, что она большая, даже огромная, но только до тех пор, пока не увидите её в сравнении с бедными крошечными дайверами, прячущимися в своих клетках. Только тогда вы по-настоящему осознаёте умопомрачительные размеры этого животного!
На самом деле, большинство из нас в действительности не знает, насколько велики некоторые животные. Даже понятия не имеют! Но не беспокойтесь, если это и про вас, то сегодня вы увидите животных, размеры которых на самом деле гораздо больше, чем вы предполагаете!
Дело в том, что животные бывают разных форм и размеров. Некоторые люди в качестве определяющего фактора используют их вес, полагая, что самое тяжёлое животное автоматически становится самым крупным. Другие считают, что самое большое животное — это самое длинное, в то время как третьи под понятием «самый большой» подразумевают высоту (рост) животного.
Одним словом, каким бы образом мы ни измеряли животных, нет никаких сомнений в том, что существуют животные невероятно огромных размеров! Например, практически каждый знает, что синий кит и африканский слон — крупнейшие животные планеты (поэтому, естественно, они также включены в этот список).
Но что это значит? Насколько они большие? Как можно сравнить их с тем, размеры чего нам прекрасно знакомы: например, размер футбольного поля, здания или даже автобуса!
После того, как вы лучше узнаете об этих животных, думаем, вы будете иметь большее представление об их размерах (и это открытие, возможно, шокирует вас). Перед вами — 25 животных, которые гораздо больше, чем вы предполагаете!
25. Большая белая акула
Большая белая акула знаменита своими пугающими размерами: взрослые особи, в среднем, вырастают до 4,6 метра в длину, хотя встречались особи и до 6 метров, весившие до 1,9 тонны. Например, об одной такой близкой встрече с белой акулой может рассказать Леонардо Ди Каприо.
24. Афалина, или большой дельфин
Симпатичные, очень умные и невероятно дружелюбные афалины ассоциируются исключительно с доброжелательностью. Видя по телевизору или в видеороликах, выложенных в Интернет, как они выныривают из воды и прыгают сквозь кольца, выступая на шоу в аквапарках, довольно сложно представить их впечатляющие размеры.
Однако размеры афалин могут варьироваться в пределах 2-4 метров, а их вес может достигать 150-650 кг. Если вы будете плавать рядом с этими животными, они буду почти вдвое превышать вас в размерах (или даже больше, если вы относитесь к невысоким людям).
Кашалоты считаются крупнейшими зубатыми китами на планете. Взрослые самцы вырастают в длину до 17-20 метров, достигая веса около 40-50 тонн, а это значит, что Боинг 737-800 с максимальной взлётной массой, равной 75 тоннам, не сможет поднять в воздух двух таких животных.
22. Гиппопотам, или обыкновенный бегемот
Гиппопотамы — большие, тучные животные, являющиеся третьими по величине наземными млекопитающими (после слонов и белых носорогов). Они вырастают до 3,3-5 метров в длину, достигая веса до 3 тонн. Это примерная длина и вес внедорожника Hummer H2.
21. Лев
Широко известный как «царь зверей», взрослый лев может превышать в весе 250 кг — это почти вес двух таких человек, как рестлер Брок Леснар (Brock Lesnar).
19. Тёмный тигровый питон
Тёмный тигровый питон — один из трёх крупнейших видов змей в животном царстве. Его длина, в среднем, составляет 3,7 метра, однако в природе встречалась особь длиной 5,74 метра. Да, это длиннее, чем высота большинства деревьев, которые растут в вашем районе.
18. Лигр
Гибридная помесь льва и тигрицы, лигр является крупнейшим из всех известных и ныне живущих представителей семейства кошачьих. Вес взрослой особи, как правило, превышает 300 кг, а длина стоящего на задних лапах лигра может достигать 3,66-4 метров. Чтобы вы представили, насколько это высоко, скажем, что высота среднестатистического одноэтажного дома составляет около 3 метров.
17. Голубой или синий кит
Будучи длиной 30 метров в длину и имея вес 180 тонн, синие киты являются крупнейшими животными, живущими на нашей планете, а возможно, и самыми тяжёлыми из всех когда-либо существовавших на Земле, включая динозавров.
Просто для сравнения: синий кит — это почти два городских автобуса длиной и весом в 10 раз больше. Теперь каждый раз при виде двух автобусов, припаркованных рядом, вы будете вспоминать про голубого кита.
Взрослые самцы среднего размера достигают в длину 5 метров и могут весить почти 450 кг — даже тяжеловес, обладатель мирового рекорда в пауэрлифитинге (430 кг) не смог бы поднять одного из них. Впрочем, некоторые самцы могут достигать в длину и 7 метров, веся при этом почти 2 тонны.
14. Гризли
Большинство взрослых самок гризли весят порядка 130-180 кг, в то время как самцы вырастают до 180-360 кг, то есть весом почти с четырёх Леонардо Ди Каприо, который весит 79 кг.
13. Тунец
Тунец — морская плавниковая рыба, относящаяся к трибе Thunnini, которая состоит из 15 видов, принадлежащих 5 родам. Размеры представителей этой трибы могут сильно варьироваться. Размеры наиболее крупного из них, обыкновенного тунца, составляют 4,6 метра в длину и 684 кг веса. Это больше, чем Джон Брауэр Миннок (Jon Brower Minnoch) — самый тяжёлый человек в истории человечества, весивший впечатляющие 635 килограммов.
12. Белый или полярный медведь
Белые медведи — крупные плотоядные животные, обитающие в условиях холодного климата (в пределах Северного полярного круга).
Крупнейший когда-либо зарегистрированный полярный медведь весил 1000 кг. В среднем же, полярные медведи могут достигать 3 метров в высоту, стоя на задних лапах. Это выше, чем самый высокий человек в истории человечества (Роберт Уодлоу), рост которого составлял 2,72 метра.
11. Обыкновенный волк
Обыкновенный волк является одним из крупнейших существующих в настоящее время представителей своего семейства. Самцы, в среднем, весят 43-45 кг, а самки — 36-39 кг.
Волки также известны своим огромным аппетитом: они могут съесть 9 кг еды в один присест. Это больше, чем обычная семья из 8-10 человек может съесть во время воскресного обеда.
10. Японский краб-паук
Взрослая особь гигантского японского краба-паука может достигать 4 метров в размахе лап, 45 см в длине карапакса и веса 20 кг.
Японские крабы-пауки считаются крупнейшими членистоногими, известными человеку. Чтобы дать вам представление об их огромных размерах, скажем, что среднестатистический американский компактный седан — длиной 4,27 метра. Этот краб может обхватить своими клешнями почти весь автомобиль.
9. Тигр
В среднем, длина туловища этих хищных животных варьируется в пределах 1,5-2,9 метра, а вес — в пределах от 75 до 325 килограммов.
Крупнейшие тигры, амурские или сибирские тигры, могут достигать в длину 3,3 метра и весить 300 кг. Только задумайтесь на минутку: тигр более чем в 8 раз тяжелее среднестатистической семейной собаки (если в качестве примера взять лабрадора).
8. Пятнистая гиена
Пятнистые гиены являются крупнейшими из трёх видов гиен. Остальные два вида — это бурая и полосатая гиены. Взрослые особи достигают 1,3 метра в длину, веся при этом 40-64 кг.
Пятнистая гиена известна своим пропорционально большим сердцем, составляющим 1% от массы тела, что придаёт этим животным большую выносливость во время длительной погони.
7. Жираф
Благодаря своим длинным ногам и шее, жирафы являются самыми высокими млекопитающими на нашей планете. Только нога жирафа — гораздо длиннее, чем средний рост мужчины (177 см). Взрослые особи весят 900-1200 кг и достигают в высоту 5,5-6,1 метра — это почти как двухэтажное здание!
6. Лось
Лось является крупнейшим видом семейства оленевых. Самцов легко узнать по их огромным рогам, размах которых достигает 1,83 метра.
Размеры лося очень легко недооценить, однако взрослые особи в любом случае могут достигать 2,3 метра в холке. Если человек ростом 1,83 метра встанет рядом с лосем, то животное будет возвышаться над ним ещё на несколько десятков сантиметров.
5. Африканский слон
Африканские слоны — крупнейшие наземные животные на Земле. Они чуть больше, чем их азиатские собратья. Крупнейший из когда-либо зарегистрированных африканских слонов достигал 4 метров в плечах и весил более 10 тонн. С поправкой в ту или иную сторону, но это почти 5 внедорожников Jeep Grand Cherokee.
4. Филин
Филин, обитающий на большей части территории Евразии, является одним из крупнейших представителей отряда совообразных. Самки вырастают до 75 см в длину с размахом крыльев 188 см. Самцы немного меньше в размерах.
3. Медуза Номура
Медуза Номура — очень крупная медуза, которая вырастает до 2 метров в диаметре и 200 кг веса. Для сравнения: сумоист, в среднем, имеет рост 1,86 метра и вес почти 150 кг.
2. Носорог
Белый носорог является крупнейшим представителем семейства носорогов и вторым по величине сухопутным животным на планете (после слона). Белые носороги обычно весят 2,5 тонны, могут достигать в длину 4 метра и иметь высоту в плечах 1,6-2 метра.
1. Манта, или гигантский морской дьявол
Манта — крупный скат, принадлежащий одноимённому роду. Ширина тела представителей этого вида достигает 7 метров — это почти на метр больше, чем ширина поля для игры в бадминтон.
Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо! 🙂
Самый большой БелАЗ в мире — БелАЗ-75710
Самый большой БелАЗ в мире — БелАЗ-75710 бьет рекорды не только по габаритам и собственной массе, но и по грузоподъемности. Последние испытания на полигоне показали, что супертяж может справляться с грузами свыше 500 т, что не по силам более ранним предшественникам автомобиля, выпущенным Белорусским автозаводом и даже швейцарскому аналогу от концерна Liebherr. Перевезенные карьерным самосвалом пиковые 503,5 т вкупе с собственным весом около 360 т позволили установить новый рекорд для Книги Гиннесса, не дав, тем самым, попасть туда американским автостроителям с попыткой зарегистрировать максимальные 470 т груза.
Интересные факты о БелаАЗ-75710, технические характеристики
Выпущена машина была сравнительно давно (по меркам стремительно развивающихся технологий) – в 2013 году, в эксплуатацию поступила на следующий год и до сих пор сохраняет за собой лидерское достижение. При заявленных первоначальных цифрах грузоподъемности 450 т разработчики не остановились на достигнутом и позволили автогиганту получить прозвище «БелАЗ 500 тонн», фото этого чудо-монстра представлены ниже.
На текущий момент выпущено всего три единицы техники, одна из них без кузова. Все предназначены для работы на территории Российской Федерации. Основная задача карьерного самосвала, судя из названия – работа на угольных разрезах, где и трудится один из образцов. Практически запредельная стоимость одного такого исполина – около 10 млрд. долларов, пока не позволяет популяризацию спецтехники.
Многих интересует расход топлива БелАЗ-75710, который также огромен, как и само авто – 1300 л на сотню километров, что менее рентабельно, нежели использовать для транспортировки, например, самосвалы КАМАЗ. В качестве сравнительных цифр приведем модель КАМАЗ-65201 с достаточно высокой грузоподъемностью – 35 т, и расходом топлива в летнее время около 37 л, в зимнее – около 40. При транспортировке поклажи на одинаковое расстояние (условно 100 км), КАМАЗ затратит максимум 572 литра зимой, летом еще меньше, тогда как БеЛАЗ-75710 с расходом топлива 1300 л почти в три раза больше. А если приплюсовать к полученной величине количество моторного масла (около 540 л) и почти 900 л охлаждающей жидкости, то «простому смертному» обслуживание такого исполина окажется абсолютно не по карману.
Плюс маневренность КАМАЗа и его проходимость в разы выше белорусского великана. Однако у последнего она не маленькая. Такая махина может развернуться на достаточно ограниченном пятачке с радиусом около 20 метров и даже подняться в гору с уклоном не выше 18%, что для столь солидной массы – большое достижение. Плюс фото БелАЗ 500 тонн и его характеристики, приведенные ниже, иллюстрируют способность перевозить огромные монолитные конструкции и сооружения, чем ни может похвастаться ни один другой автомобиль.
К другим техническим характеристикам самого большого БелАЗа в мире модели 75710 стоит отнести:
Если полностью засыпать кузов БелАЗ 500 тонн землей, то полученной площади хватит, чтобы построить на ней домик с прилегающим приусадебным участком, а если вынуть «сердце» махины из моторного отсека, то в образовавшейся пустоте может преспокойно разместиться и устроиться с комфортом целая семья! Подобные особенности позволяют БелАЗу оставаться самым большим автомобилем на планете.
Самые большие машины в мире
Посмотрев случайно «Мегамашины» (Discovery Chanel, 2004г.) впечатлился настолько, что решил сделать небольшой копирайт.
Собственно, фильм многосерийный — 13 серий посвящены гигантской сельскохозяйственной технике, машинам для металлолома, морским судам и огромной строительной технике. Кому интересно, найти его в Гугле не проблема, кому влом (или нет времени) смотреть все серии — ниже выдержки из него (фото нашел на motor.ru)
Tiger-Stone – машина для укладки брусчатки, которая была представлена нидерландской фирмой Vanku в 2010 году. С ней процесс создания мощеных дорог происходит втрое быстрее привычного ручного способа.
Технически Tiger-Stone представляет собой платформу на гусеничном ходу с широким полотном, спускающимся на проезжую часть. Рабочие на платформе грузят кирпичики в желобки наверху машины, а все остальное техника делает сама. В движение платформа приводится электромотором. За сутки Tiger-Stone может покрыть брусчаткой 300 квадратных метров поверхности (при наличии на платформе двух рабочих).
Самый большой карьерный самосвал в мире, способный перевозить в своем огромном кузове до 450 тонн. Или даже 503,5 тонны, если потребуется (для «Книги рекордов Гиннесса», например).
Цифры: 20,5 метра в длину, 9,8 метра в ширину и 8,1 метра в высоту – и это лишь часть характеристик модели 75710, которые приводят в шок. Несмотря на дизель-электрическую силовую установку, расход топлива находится на уровне 1300л/100 км. Каждая из шин БелАЗа весит более 5 тонн.
Если нужно быстро нагрузить породой карьерный самосвал, вроде БелАЗа 75710, то мало что справится с этой задачей лучше, чем LeTourneau L’2350 – самый большой колесный погрузчик на планете. Своим ковшом, который достигает в ширину 7,2 метра, он за раз может набирать до 75 тонн угля или другой породы. Одна такая машина стоит почти 8 миллионов долларов.
Монстр с шарнирно-сочлененной рамой приводится в движение мотором V16 Detroit Diesel, который выдает 2300 л.с. Благодаря ему погрузчик может разгоняться до 15 км/ч. На то, чтобы L’2350 бесперебойно работал 24 часа, потребуется 4 тысячи литров солярки.
Такой автокран вряд ли получится встретить на рядовой стройке – специальностью Zoomlion ZACB01, который построен на полноприводном 12-осном шасси, является работа с ветряными электростанциями. Его мощная восьмисекционная стрела может поднимать до 2000 тонн груза. Максимальная длина стрелы – 160 метров.
Сам Zoomlion ZACB01 весит относительно немного – 96 тонн. В зависимости от комплектации, подъемный двигатель стрелы может обладать разной мощностью – от 150 до 650 л.с.
Полное название этой машины, чья длина составляет 91 метр, звучит так: SLJ900/32 Segmental Bridge Launching Machine. Ее цель – помогать людям в строительстве многопролетных мостов. Она перемещает, устанавливает и закрепляет сегменты будущего моста на опоры, сводя помощь подъемных кранов к минимуму. За свою жизнь такая техника способна оформить до 1000 пролетов с массой сегментов в пределах 800-950 тонн.
Несмотря на значительную долю автоматизации, обеспечить прокладку мостов без участия человека эта машина не в состоянии. Раньше подобные механизмы, вес которых достигает 580 тонн, производились в Китае индивидуально для каждого проекта моста, но сейчас все чаще используется универсальная техника. Причем, не только в КНР, но и в других странах.
Эта огромная самоходная платформа, предназначенная для транспортировки ракет «Сатурн V» и «Сатурн IB», была построена в далеком 1965 году компанией Marion Power Shovel Co. в количестве двух экземпляров. Каждый из них обошелся NASA в 14 миллионов еще тех долларов, а вес каждой машины – 2400 тонн. Платформа находится на четырех тележках, каждая из которых имеет по 4 гусеницы.
Один Crawler способен тащить на себе до 6000 тонн веса со скоростью 1,6 км/ч (скорость без нагрузки – 3 км/ч). Чтобы сдвинуть эту махину с места, используются 2 дизельных двигателя по 2750 л.с. каждый. Они питают генераторы, которые, в свою очередь, вырабатывают электричество для 16 тяговых электродвигателей. Объем топливного бака одной платформы – 19 тысяч литров.
Экскаватор Bagger 288, созданный немецкой фирмой Krupp, является самым большим самоходным механизмом в мире – его вес составляет 13 500 тонн. Строительство машины было закончено в 1978 году. За день Bagger своим ротором может принять до 240 тысяч тонн угля – этого достаточно, чтобы наполнить больше двух с половиной тысяч железнодорожных вагонов.
В длину экскаватор достигает 240 метров, в высоту – 96 метров. При этом ширина ходовой части составляет 46 метров, благодаря чему обеспечивается широкая площадь сцепления с поверхностью и оказывается минимальное давление на нее. Радиус поворота составляет 100 метров.
Самоходный грузовой модуль Scheuerle не назовешь рекордсменом, но он поучаствовал в интереснейшей транспортировке – с помощью двух таких платформ на юго-востоке Германии была осуществлена перевозка… саксонской церкви 1258 года постройки! Стоимость такой транспортировки составила 4,2 миллиона евро.
Чтобы перевезти здание, два двадцатиосных модуля пришлось сцепить параллельно друг другу. Им пришлось тянуть на себе 833 тонны груза по дорогам общего пользования – 12-километровый путь к новому месту церкви занял шесть дней. Местами «груз» с трудом втискивался в узкие немецкие улочки. Что касается фирмы Scheuerle, то помимо подобных модулей она производит многоосные прицепы для сверхтяжелых грузов.
Свистать всех на палубу: обзор самого большого в мире самосвала БЕЛАЗ-75710
Мне довольно часто приходится фотографировать машины снизу: ходовую часть, элементы трансмиссии и прочие вещи, невидимые сверху. Как правило, для этого надо использовать подъёмник, иначе под машину не забраться. А вот просто ходить под автомобилем и щёлкать затвором мне пришлось впервые. Как, впрочем, и залезать по лестнице на уровень второго этажа, чтобы попасть в кабину самосвала. Да, размеры впечатляют, а конструкция – тем более: уж больно сильно БЕЛАЗ отличается от всего остального, что может ездить по земле. Предлагаю рассмотреть его подробно снизу доверху и оценить масштабы этого автомобиля.
Нужен – сделаем!
П ри виде БЕЛАЗа-75710 сразу возникает вопрос: зачем? Зачем нужен такой огромный самосвал, которому, кажется, и футбольного поля для разворота не хватит? Может, проще возить груз на двух грузовиках поменьше (например, на БЕЛАЗах-7530 грузоподъёмностью 200–220 тонн) вместо одного монстра, способного увезти 450 тонн за один раз? Нет, просто так такой самосвал появиться не мог, его создатели не болеют гигантоманией, а хотят удовлетворить потребности заказчиков. И если один из клиентов холдинга захотел получить себе на карьер в Кемеровской области такую машину, значит, нужно её построить. В 2013 году на свет появился первый БЕЛАЗ-75710. О том, как делают такие БЕЛАЗы, мы расскажем позже, этот процесс почти так же интересен, как и готовый продукт. А пока немного шокируем вас цифрами. Итак, включайте свою фантазию.
Высота БЕЛАЗа-75710 составляет 8,17 метра (это больше высоты второго этажа типового дома), ширина – 9,75 метра («автобус-луноход» ЛиАЗ-677 длиннее всего на 78 сантиметров), длина – 20,6 метра (это почти два 677-х). Грузоподъёмность, как я уже говорил, составляет 450 тонн, но в 2014 году во время испытаний этот самосвал перевёз чуть больше пятисот тонн груза. Снаряжённый вес машины тоже впечатляет – 360 тонн, соответственно, полная масса может достигать 810 тонн.
Несмотря на свои огромные габариты, язык не поворачивается назвать эту махину неповоротливой: радиус разворота составляет всего 45 метров. Максимальный крутящий момент – 9 313 Нм. Но дизели MTU тут нужны не для того, чтобы крутить вал коробки передач, а для выработки электроэнергии – КПП у БЕЛАЗа нет и в помине, а движут самосвал тяговые электромоторы. Так что самый большой в мире самосвал – гибридный. Спокойно заходим под машину и смотрим, как это всё работает.
До чего дошёл прогресс!
Честно говоря, находиться под БЕЛАЗом не слишком уютно, чувствуешь себя Гулливером в стране великанов. Человек, даже не самый маленький, кажется хрупким и каким-то уж очень ненадёжным по сравнению с карьерным гигантом. Но робость – в сторону, и рассматриваем машину снизу.
Борьбу за миллиметры пространства в моторном отсеке здесь никто не вёл. Два огромных дизеля MTU Detroit Diesel 16V4000 расположены поперечно. Мощность каждого – 1 715 кВт, а это почти 2 332 л. с. (или 4 664 суммарно). Казалось бы – катайся и горя не знай, но нет, этого мало. Эти два мотора рабочим объёмом в 65 литров каждый нужны для обеспечения работы генераторов, вырабатывающих ток для тяговых электродвигателей. Помимо генераторов, дизели также обеспечивают работу гидравлических систем.
Каждый дизель работает в паре со своим генератором, да и все системы, обеспечивающие работу моторов, у каждого агрегата независимые. Иногда можно услышать, что, мол, без нагрузки этот БЕЛАЗ едет только на одном моторе для экономии топлива, а второй дизель вступает в работу только при необходимости. Это не так. Чисто теоретически такая схема возможна, но заводом она пока не реализована. Говорю «пока», потому что в планах она всё же есть.
Генераторы вырабатывают переменный ток для четырёх электродвигателей, установленных внутри ступиц колёс. Связка из двух генераторов и четырёх двигателей называется тяговой установкой, но её производитель не БЕЛАЗ, а компания Siemens (марка её соответствующая – Siemens MMT500). Каждый из электромоторов имеет мощность 1 200 кВт (1 630 л. с.), поэтому итоговая мощность на колёсах достигает 6 520 л. с. Как хорошо, что мне не приходится платить налог за машину с таким двигателем!
Такая трансмиссия называется электромеханической. Помимо всего перечисленного в неё входит силовой шкаф управления (его мы ещё увидим на палубе) и тормозная установка УВТР. Кстати, тормоза заслуживают пару отдельных слов.
Тормозные механизмы всех колёс – двухдисковые и имеют гидравлический привод. Но гружёную машину весом больше восьмисот тонн одними такими тормозами не удержишь, поэтому у БЕЛАЗа есть ещё одна тормозная система – электродинамическая. Здесь исполнительным механизмом является тот же колёсный электромотор. При работе этой тормозной системы выделяется огромное количество тепла, которое надо как-то отводить, поэтому конструкцией предусмотрено принудительное воздушное охлаждение тормозных резисторов.
Разумеется, есть и стояночный тормоз. Он обычный, дисковый.
Как я уже говорил, электромеханическую трансмиссию для БЕЛАЗа-75710 делает Siemens. Но сейчас идут переговоры с российским ООО «Силовые машины», так что вполне вероятно, что в будущем трансмиссия станет родом из Санкт-Петербурга, как на машинах грузоподъёмностью 90–220 тонн. Но вернёмся к осмотру.
БЕЛАЗ штатно комплектуется противооткатными упорами, которые крепятся перед передними колёсами.
В базовой комплектации есть и предпусковые подогреватели, которых тоже два – по числу дизелей.
Снизу видна и часть противопожарной защиты.
В первую очередь она реагирует на повышение температуры в моторных отсеках, но датчики также стоят и внутри колёс, рядом с тяговыми электродвигателями.
На БЕЛАЗе установлены два топливных бака по 2 500 литров каждый. Удельный расход топлива – 198 г/кВт*ч.
Для обслуживания топливной системы есть даже отдельные лестницы, ведущие на баки – именно их можно увидеть сбоку. Какой бы фантастической машиной ни был этот самосвал, а менять фильтры и заправлять его периодически надо, и без лестницы тут делать нечего.
Один из интереснейших механизмов – это, пожалуй, ходовая часть самосвала. Строго говоря, она тут зависимая пневмогидравлическая со встроенным гидравлическим амортизатором.
Благодаря стабилизаторам поперечной устойчивости самосвал почти не кренится под нагрузкой, сохраняя высокую плавность хода. Внутри гигантских амортизаторов, которые видны на фотографиях, азот и масло.
И ещё одну особенность заметит только самый внимательный: передний и задние мосты абсолютно одинаковые. Возникает вопрос: как же эта махина поворачивает? Тут же ни шкворней, ни шаровых опор… Да, потому что оба моста на БЕЛАЗе-75710 управляемые. Два цилиндра тут играют роль своеобразных рулевых тяг (утрировано, конечно, зато понятно), а в остальном рулевое управление почти традиционное, гидрообъёмное, с обычной рулевой колонкой в кабине. Кстати, в конструкции предусмотрено наличие пневмогидроаккумуляторов – таковы требования безопасности.
Нельзя не сказать пару добрых слов про покрышки этого самосвала. Размерность резины – 59/80R63. Сейчас её основным поставщиком является Bridgestone. Для более лёгких машин выбор производителя не так однозначен, хотя тоже весьма ограничен. Собственно, инженеры белорусского холдинга могут построить и ещё более безумный автомобиль, всё ограничивается как раз таки покрышками и… здравым смыслом, наверное. Вообще, не дай бог перебортировать лишний раз эти колёса, поэтому разработчики постарались сделать тяговые моторы таким образом, что их ремонт и обслуживание возможны без снятия колёс. Это очень важно, особенно для тех, кто эти самосвалы будет эксплуатировать. Снять колесо без крана невозможно, а каждый такой простой стоит больших денег.
Теперь поднимемся на палубу – именно так называют площадку на «втором этаже» рядом с кабиной водителя (водителя, кстати, тут называют оператором, хотя сути дела это не меняет).
Всё выше и выше и выше.
Мне, конечно, приходилось подниматься в кабину грузовика по лесенке. Но вот так, чтобы два пролёта и площадка между ними – такое, конечно, впервые.
Странно, но именно тут, на ступеньках, размеры ощущаются больше всего. На площадке идём вдоль восьми круглых элементов, которые ошибочно издали можно принять за закрытые какими-то заглушками фары.
На самом деле, это воздушные фильтры.
Пройдя вдоль них, мы поднимаемся по второму пролёту и оказываемся на палубе.
Металлический шкаф, как ни странно, так шкафом и называется – силовым шкафом управления. Тут спрятан «мозг» электрики, самой главной её части – электромеханической трансмиссии.
Слева от шкафа – уже упомянутая система принудительного воздушного охлаждения тормозных резисторов.
Прямо за кабиной расположились части объединённой гидравлической системы (рулевого управления, тормозной системы и опрокидывающего механизма).
И почти посреди палубы, прямо из её поверхности, торчит ещё одна ёмкость. Это – «верхушечка» расширительного бачка. Так уж устроена система охлаждения, что бачок не может стоять ниже какого-либо из её элементов, поэтому он установлен так высоко.
На задней стенке кабины стоят радиаторы и вентиляторы кондиционера кабины. Зеркала заднего вида, издали кажущиеся маленькими, вблизи оказываются не намного меньше того, что висит у меня дома в прихожей. Речь идёт именно о левом зеркале, справа оно значительно меньше. Погуляв по палубе, насладившись собственным ничтожеством и величием грузовика, открываем дверь в кабину.
Дверцы открываются против хода движения. В этом есть определённый смысл: так удобнее садиться на место водителя, да и пассажира тоже.
Вроде бы всё достаточно стандартно, но некий диссонанс присутствует: как могут соседствовать селектор «коробки» и три педали на полу? Во-первых, вспомним, что собственно КПП тут нет в принципе. Коробки нет, а селектор есть: как-то задавать направление движения нужно. Справа от него – управление кузовом.
Так, а зачем третья педаль? А это ещё одна педаль тормоза. В центре, как и положено, педаль обычного гидравлического тормоза, а вместо рычага сцепления – педаль электродинамического тормоза. Хочется, конечно, понажимать на все это, но нельзя – даже с грузовой категорией «С» без специального удостоверения оператора БЕЛАЗа садиться за руль этого самосвала никто не разрешит, ни представители завода, ни инстинкт самосохранения. Поэтому горько вздыхаем и смотрим дальше.
Рулевое колесо обычное, да и подрулевые переключатели точно такие же, как на тысячах других машин, даже обидно. Но, конечно, удобно: чем интуитивно понятнее управление, тем лучше.
Блок клавишей слева от руля нужен для управления всей светотехникой БЕЛАЗа. Кстати, обратили внимание, что наш самосвал без фар? Да, на заводе их не ставят вообще: для доставки машины заказчику после проверки всё равно надо её разбирать, поэтому смысла крепить оптику нет. Её проверяют в процессе сборки и сразу снимают.
Кнопками справа оператор управляет трансмиссией, дизелями, обогревом стёкол и стеклоочистителем. Тут же – блок управления отоплением и кондиционированием. А где же приборы?
Начнём с того, что даже при всём желании, соколином зрении и умении крутить головой на 360 градусов, всё равно невозможно увидеть габариты самосвала. А въехать на этом чудовище в другую технику или препятствие ой как опасно (в первую очередь – для другой техники и препятствий), поэтому БЕЛАЗ-75710 штатно оснащён устройством сигнализации приближения высоковольтной линии и системой видеообзора. На центральном экране и выводится вся информация и картинка видеообзора. То есть обычных стрелочных приборов на БЕЛАЗе нет, они ему просто не нужны.
Вообще, выглядит кабина не слишком богато, да и материалы используются далеко не изысканные. Впрочем, зачем самосвалу кожа, дерево или хотя бы мягкий пластик? Ему всё это мещанство чуждо, как пролетарию – канарейка в клетке.
… И ещё несколько фактов
Развесовка самосвала так рассчитана, что нагрузка на каждое из восьми колёс абсолютно одинаковая. Но вот ходы подвесок карьерного самосвала очень небольшие, и если водитель увидит перед собой сколько-нибудь существенное препятствие, лезть на него напролом он не станет, а вызовет бульдозер – грунт карьера должен быть подготовлен для передвижения такого автомобиля.
Самосвал штатно оборудован не только автоматической системой пожаротушения, но и системой контроля давления в шинах, системой контроля загрузки и централизованной автоматической системой смазки. Электродинамическая тормозная система не только позволяет экономить ресурс колодок, но и способна очень быстро среагировать на торможение: переход с режима полной тяги в режим торможения занимает менее секунды. Ну, а отсутствие классической коробки передач позволяет делать разгон абсолютно равномерным и без перерывов на переключения передач.
Мало того, что разгонять машину с электромеханической трансмиссией проще и безопаснее, так и ломаться там практически нечему: нет трущихся деталей – нет поломок и износа. Говорят, БЕЛАЗы способны проехать по карьеру не менее 900 тысяч километров, а реально служат более миллиона. На самом деле, ресурс таких машин считают в моточасах, а не в километрах, но приятно, что кое-что в этом мире ещё может называться настоящим «миллионником». Ну и последнее, без чего обзор никак не может быть обзором: максимальная скорость самосвала составляет 64 км/ч. Медленно, но верно. Очень верно.
Благодарим Группу компаний «Штарк» за помощь в подготовке материала