Что может сделать доброе слово
Исследовательская работа «Что могут добрые слова?»
Ксения Петрова
Исследовательская работа «Что могут добрые слова?»
Тематика: «Что могут добрые слова?»
Автор исследовательской работы: Петрова Алевтина Васильевна
Данный проект в ДОУ на тему «Что могут добрые слова?» разработан воспитателем детского сада с целью ознакомления воспитанников старшей группы дошкольного образовательного учреждения с теорией влияния слов на живые организмы.
Автором исследовательского проекта в ДОУ о добрых словах «Что могут добрые слова?» была поставлена цель выяснить, как влияют слова на свойства воды и на рост и развитие растений. В детском проекте исследуется сила доброго слова человека, а также влияние добрых и злых слов на живые организмы, например, различные домашние растения.
Данная исследовательская работа в ДОУ «Что могут добрые слова?» содержит ряд опытов, демонстрирующих, что один и тот же вид растения в одних и тех же условиях и при одном и том же уходе совершенно по-разному растет в зависимости от слов, которые ему говорят. Автор детского проекта знакомится с исследованиями ученых, анализирует найденный материал, делает выводы в работе.
Данный детский проект о влиянии добрых слов на воду и живые организмы познавательный и развивающий, способный заинтересовать детей детского сада в изучении окружающего их мира. Работа направлена на ознакомление с воздействием добрых слов на вкусовые качества воды и качество роста растения. В рамках проекта и по результатам исследования оформляется презентация.
1. Сила доброго слова.
Литература и источники.
Причины проведения исследования. После выходных Даниил пришел в детский сад очень расстроенным, как выяснилось, он поругался со своим лучшим другом, и они наговорили друг другу много обидных слов. Он рассказал, что, когда мама разговаривала с ним дома на эту тему, она вспомнила пословицу «Доброе слово лечит, а злое убивает». Его очень заинтересовало это высказывание, и он решил выяснить, что это значит. Действительно ли слова обладают особой силой, такой, что могут и лечить, и убивать. С этой проблемой Даниил обратился к воспитателям.
Проблемный вопрос: Какое влияние оказывают слова на живые организмы?
Объект исследования: влияние добрых и злых слов на живые организмы.
Предмет исследования: вода и растения.
Гипотеза: Слова — это не пустой звук, они обладают особой силой, имеющей огромное значение для всех живых организмов.
Цель исследования:
• как влияют слова на свойства воды
• как влияют слова на рост и развитие растений.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с исследованиями ученых.
2. Собрать информацию и провести эксперименты по заданной теме.
3. Проанализировать полученную информацию и сделать выводы.
4. Оформить электронную презентацию к исследованию.
Методы исследования:
• Анализ собранных материалов.
• Наблюдение и изучение.
• Анализ полученных результатов.
Что бы убедиться в том, что слова действительно имеют особую силу, мы решили провести в группе свой эксперимент.
На первом этапе мы прочитали и изучили литературу на данную тему, познакомились с пословицами и поговорками о влиянии слов и узнали, что по исследованиям ученых (приложение 1) вода имеет память и реагирует на эмоции, а так как все живые существа частично состоят из воды (и люди, и животные, и растения, то значит словом можно влиять на состояние всех живых существ.
На втором этапе мы решили выяснить, как слова влияют на свойства воды.
Взяли 3 стеклянные банки, рис, воду. Насыпали рис в банки, залили простой водопроводной водой. Банки подписали (+, (-, (0).
В течение 10 дней первой банке мы говорили добрые слова. Вторую банку периодически ругали. Третью игнорировали. Слова мы говорили, изолируя банки друг от друга.
На пятый день:
В банке «+» вода оставалась чистая, не имела запаха.
В банке «-» вода стала желтоватого цвета, на поверхности воды пленка, неприятный запах.
В банке «0» содержимое сильно закисает, много пузырьков, на поверхности появилась желтая пленка и плесень, запах неприятный.
На 10 день:
В банке «+» на поверхности воды небольшое количество пузырьков, хлопья риса красиво висят в воде, как снег, вода имеет приятный запах.
В банке «-» вода желтоватого цвета, на поверхности воды пленка и плесень, имеет неприятный запах.
В банке «0» содержимое очень сильно закисло, очень много пузырьков, на поверхности желтая пленка и плесень, запах очень неприятный.
На третьем этапе мы выясняли, как влияют слова на рост растений. Ученые много раз проводили эксперименты над растениями. И доказали, что под влиянием добрых слов растения растут и развиваются гораздо лучше.
Мы решили это проверить и провели свой эксперимент. Взяли семена гороха, землю, три одинаковых горшка. Семена поделили на три группы по 2 горошины в каждой.
-Первой группе горошин (пометили ее «+») мы говорили добрые слова.
-Второй группе (пометили ее «-») – говорили неприятные слова.
-Третьей группе (пометили ее «0») – ничего не говорили (игнорировали)
Посадили семена в горшочки и стали разговаривать с ними так же, как до этого поступали с водой и рисом. (При этом, изолируя горшки друг от друга) Поливали землю по мере необходимости.
В первую очередь ростки появились в горшке «+», затем в горшке «-»
И самыми последними в горшке «0»
На 10 день:
В горшке «+» растения самые высокие, зеленые, сочные.
В горшке «-» растения поменьше, развивались плохо.
В горшке «0» растения практически не росли.
В результате нашего исследования мы сделали следующие выводы:
Злое слово – ранит, тревожит, вызывает болезни, ярость, обиды, слезы, боль, отбирает надежду.
По результатам нашего исследования, мы сделали такое заключение:
Вода запомнила информацию, сказанную человеком, и отреагировала по- разному. Вода, которой говорили злые слова, прокисла быстрее, чем вода, которой говорили добрые слова. А вода, которой ничего не говорили, имеет самый худший результат.
Это говорит о том, что нет ничего хуже, чем равнодушие. Добрые слова положительно влияют на всхожесть семян, на рост и развитие растений. Плохое и равнодушное отношение к растениям, на всхожесть семян почти не влияет, но рост растений замедляется.
Благодаря нашему эксперименту, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.
Слова — это не пустой звук, они действительно обладают особой силой, имеющей огромное значение для всех живых организмов.
1. Всё о воде. Энциклопедия. М., 2001
2. Детская энциклопедия. Вторая жизнь воды. №2- 2006
3. Детская энциклопедия. Вода – это жизнь. №10-2006
4. Масару Эмото. Послание воды. Минск, 2006
5. Зубкова Н. М. Научные ответы на детские «Почему». С- Петербург, 2007
6. Главная энциклопедия о воде. Интернет.
«Добрые слова». Музыкальная сказка Дети, исполняющие роли в сказке, под музыку «Дорогою добра», заходят в зал и рассаживаются на стулья вдоль окна. На середину зала выходит.
Исследовательская работа исследовательская работа «Лекарственные растения Хакасии» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:«Лекарственные растения Хакасии». Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Но как.
Исследовательская работа «Я расту» Тема исследования: Я расту Цель: Исследовать процесс роста и веса ребенка. Задачи: 1. Провести исследование изменения роста и веса ребенка.
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Добрые слова» Программное содержание: Цель: закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении; упражнять.
Конспект занятия «Добрые слова» Конспект занятия «Волшебные слова» Задачи: Формировать умение, навыки правильного поведения; Умение оценивать свои поступки и поступки.
Консультация для воспитателей по ФЭМП «Что могут счетные палочки» Консультация для воспитателей по ФЭМП «Что могут счетные палочки» Цель. Повышение компетентности педагогов по реализации задач познавательного.
Консультация для воспитателей по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Что могут счетные палочки» Цель. Повышение компетентности педагогов по реализации задач познавательного развития детей-дошкольников в процессе формирования у них элементарных.
Образовательная работа с детьми старшей группы «Наши добрые дела» Задачи: формировать у детей ценностные представления о доброте и зле; обучать способам и формам выражения доброты друг к другу, родным,.
Исследовательская работа ученицы 3 класса «Что это за птица» Муниципальное образовательное учреждение Столбищенская средняя школа Исследовательская работа «Что это за чудо-птица?» Автор: Харина.
Проект «Вежливые слова и добрые поступки» Тема проекта: «Вежливые слова и добрые поступки» Тип проекта: познавательный, краткосрочный. Срок реализации проекта: 2 недели Участники.
Проект «Что могут добрые слова»
Светлана Прилипухова
Проект «Что могут добрые слова»
Данная исследовательская работа содержит ряд опытов, демонстрирующих, что один и тот же вид растений в одних и тех же условиях и при одном и том же уходе совершенно по разному растет в зависимости от слов, которые ему говорят. В ходе проекта дети знакомится с исследованиями ученых, анализирует найденный материал, делают выводы в работе.
Этот проект способен заинтересовать детей детского сада в изучении окружающего их мира. Работа направлена на ознакомление с воздействием добрых слов на качества воды и качество роста растения. В рамках проекта и по результатам исследования оформляется презентация.
Актуальность создания проекта: Исследовательская работа посвящена вопросам влияния человеческого слова на живой организм. Исследуемая проблема актуальна в современном обществе, т. к. люди часто не задумываются над тем, какой отклик оставляют сказанные слова, как они отражаются на душевном и физическом здоровье человека.
Причины проведения исследования:
После беседы «Добрые слова»у детей возник вопрос: «Как добрые слова могут лечить и как калечить»? Для этого была изучена информация о влиянии слов на воду, и нас заинтересовал тот факт, что вода, как утверждают учёные, имеет память. Как живое существо она реагирует на эмоции и передаёт мысли. А так как почти все живые существа на Земле частично состоят из воды (и люди, и животные, и растения, значит словом можно влиять на состояние всех живых существ. Что бы убедиться в этом, мы решили провести свой эксперимент.
Объект исследования: влияние добрых и злых слов на живые организмы.
Предмет исследования: вода и растения.
Целью данной работы является исследование благоприятного и пагубного воздействия слов на живые организмы.
1. Узнать, как влияют слова на свойства воды и на рост и развитие растений.
2. Познакомиться с исследованиями ученых.
3. Собрать информацию и провести эксперименты по заданной теме.
• Анализ собранных материалов.
• Наблюдение и изучение.
• Анализ полученных результатов.
• Узнают о влиянии слов на свойства воды, на рост и развитие растений.
• Познакомятся с исследованиями ученых.
• Будет собрана информация и проведен эксперимент.
На первом этапе мы провели диагностику (приложение 1). Среди родителей и воспитанников был проведен опрос,в результате которого были получены следующие данные: большинство опрошенных, а именно 58 %, часто употребляют и слышат в свой адрес слова, носящие негативных характер (приложение 2). Подобрали необходимую литературу и информацию
На втором этапе мы прочитали и изучили литературу на данную тему. Познакомились с пословицами и поговорками о добрых словах (приложение3) и узнали, что по исследованиям ученых (приложение 4) вода имеет память и реагирует на эмоции, а так как все живые существа частично состоят из воды (и люди, и животные, и растения, то значит словом можно влиять на состояние всех живых существ.
Изучив всю информацию, мы решили выяснить, как слова влияют на свойства воды.
В первом опыте в 3 ёмкости (+, (-, (0) поместили воду, а что бы реакция воды была более заметна, туда был насыпан рис. На каждую ёмкость воздействовали по-разному.
Первая ёмкость (+) подвергалась воздействию слов носящих позитивный характер,мы говорили фразы: «Спасибо», «Я тебя люблю», «Ты дорог для меня», «Ты прекрасен», «Я тебя обожаю» и др.
Вторая ёмкость (-) подвергалась воздействию слов носящих негативный характер, произносились фразы «Ты плохая», «Я тебя ненавижу», «Ты мне противен» и др.
Третью ёмкость с водой (0) не подвергали никаким воздействиям, её попросту не замечали.
Каждый день на протяжении 10 дней вода подвергалась такому влиянию. Ёмкости при этом находились абсолютно в одинаковых условиях и были изолированы друг от друга.
В ёмкости (+, которую подвергали влиянию хороших, положительных слов, рис покрылся белой плёнкой, немного набух, имеет приятный запах, благоухает.
В ёмкости (-, которую подвергали влиянию плохих, отрицательных слов, рис покрылся жёлтой плёнкой, немного набух, имеет очень неприятный запах, некоторые зёрна почернели, по краям ёмкости покрылся плесенью.
В ёмкости (0, которую не подвергали никакому влиянию, игнорировали, большинство рисовых зёрен скукожились, имеют коричневый оттенок, по всей поверхности покрыты небольшим слоем плесени, имеют неприятный запах.
Взяли семена гороха (предварительно намоченные, землю, три одинаковых горшка. Семена поделили на три группы по 5 горошины в каждой. Посадили семена в горшочки и стали разговаривать с ними так же, как до этого поступали с водой и рисом. Поливали землю по мере необходимости.
Первой группе горошин (+) мы говорили добрые слова.
Второй группе (-) – говорили неприятные слова.
Третьей группе (0) – ничего не говорили (игнорировали)
В первую очередь ростки появились в горшке (+, затем в горшке (-, и самыми последними в горшке (0).
На третьем этапе в результате нашего исследования мы сделали следующие выводы:
Слова действительно повлияли на растения. Растения, которым говорили добрые слова, дали много хороших всходов. Удивительно то, что семена, которые подвергали негативному воздействию, проросли больше, чем семена, на которые не обращали внимания. Это значит, что безразличие влияет ещё хуже, чем негативные слова.
Словаоказывают большое влияние на живые организмы:
Злое слово – ранит, тревожит, вызывает болезни, ярость, обиды, слезы, боль, отбирает надежду.
По результатам нашего исследования,мы сделали такое заключение:
Слова оказывают различное влияние, как на человека, так и на растения. Слова, носящие негативный характер, пагубно влияют на воду, растения и организм человека. Что бы избежать такого пагубного влияния для организма, нужно просто не произносить слов носящих негативный характер. Чем больше мы говорим добрых, приятных, позитивных слов, тем больше улучшается наше настроение, самочувствие и эмоциональное состояние.
Но не нужно забывать о том, что и безразличие пагубно влияет на организм, игнорировать живой организм так же жестоко, как и оказывать на него влияние негативными словами.
Ни в коем случае нельзя ругаться, когда мы пьем воду или купаемся, нужно говорить в это время красивые слова, и тогда мы будем более здоровыми, молодыми и красивыми. Растениям, которые мы выращиваем в наших огородах тоже нужно чаще говорить приятные слова, тогда они будут расти и развиваться лучше и содержать больше витаминов и полезных веществ, а мы будем добрее и здоровее.
Благодаря нашему эксперименту, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.
Для того, чтобы не забывать об этом, мы решили сделать «напоминалку».
Доброе слово сказать не забудь,
Встав утром с кровати,
И перед тем как заснуть!
Тем, кого любишь, не пожалей
Доброе слово сказать поскорей!
Водичке любимой пошли доброту,
Растениям милым – все ждут теплоту!
Пусть каждый его ощутит, улыбнется,
И оно к тебе радостью вскоре вернется!
Для того, чтобы мир вокруг был радостным и прекрасным, мы бы посоветовали всем людям сделать такую «Напоминалку» и тогда мы будем чаще говорить друг другу добрые слова.
Досуг к проекту «Вежливые слова и добрые поступки» в старшей группе «Вежливость и доброта» Досуг к проекту «Вежливые слова и добрые поступки» в старшей группе » Вежливость и доброта»Дети под музыку проходят в зал и садятся на стульчики.
Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги» Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи. Строя фразу, ребенок.
Фотоотчет «Мини-проект «Добрые крышечки» В сентябре 2018 года воспитанники нашей группы совместно с родителями и педагогами, принимают активное участие в благотворительной акции.
Конспект НОД «Добрые слова» Совместная работа воспитателя и детей старшей группы по придумыванию сказок, формированию нравственных качеств у дошколят и мотивации детей.
Проект «Наши добрые сказки» для старшего дошкольного возраста Актуальность проекта: Телевизор, видео, гаджеты и компьютер всё больше поглощают внимание ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания.
Проект о доброте «Наши добрые ладошки» Проект «Наши добрые ладошки» Тип проекта: групповой, краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной группы, учитель – дефектолог,.
Проект в старшей группе «Вежливые слова и добрые поступки» Цель проекта: расширять знание детьми вежливых слов, приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений, совершенствовать речевой этикет.
Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.
Творческо-познавательный проект «Старые добрые сказки» Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ» дошкольная группа Сказки слушать я люблю, Маму вечером.
«Доброе слово делает худых людей добрыми»
О необходимости активизации миссии в языческой и неоязыческой среде
«Итак, не бойся молиться за язычников – и Бог этого хочет.
Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет.
А если надобно молиться о язычниках, то очевидно – и о еретиках,
потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их.
Это и по другой причине достойно одобрения – по той,
что мы с нимиодной природы.
Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет
нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу»
(свт. Иоанн Златоуст, Гомилии на 1-е послание к Тимофею. Беседа 7.2).
Евангельское учение о проповеди начиналось общим призывом: «…на путь к язычникам не ходите…» (Мф. 10, 5).
Ветхозаветное отношение к язычникам было достаточно определенным: так, например, в четырех местах Пятикнижия имеются предостережения о следовании их порочному образу жизни (Лев. 18, 3; 20, 23; Втор. 12, 30-31; 18, 9-12). В первую очередь, осуждается язычество египтян: «По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте…»,но далее говорится более о предосудительном образе жизни язычников «земли Ханаанской» (Лев. 18, 3). Запрещается следовать «обычаям народа» (20, 23) и, прежде всего, их форме чуждого служения, посвященного иным богам (Втор. 18, 12).
Итак, начиная именно с новозаветных времен, меняется отношение к язычникам. Хотя в начале Своей проповеднической деятельности Христос призывал апостолов: «…и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите…» (Мф. 10, 5); и Сам сначала отверг хананеянку, пришедшую к Нему (Мф. 15, 22-27). Он же одобрил ее смирение и веру словами: «…о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. » (Мф. 15, 28). Нечто подобное сказал Христос и римскому сотнику: «…истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8, 10). Далее Господь присовокупил к сказанному в адрес сотника-язычника: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8, 11). Нечто подобное Он произносит, когда узнает об интересе, проявленному к Нему со стороны греков (еллинов): «…пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12, 23). Похоже, что и слова, сказанные святым Иоанном Крестителем при Иордане: «…ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3, 9), относились к римским центурионам, которые охраняли большое скопление народа при Иордане, где следили за порядком.
Здесь заслуживает нашего внимания и следующий текст из Евангелия от Луки, который начинается прямой речью Христа: «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в СарептуСидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости» (Лук. 4, 25-28). Подобное отношение Сына Божия к язычникам не могло не волновать книжников и фарисеев.
С другой стороны, слова Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями…» (Мф. 7, 6) относятся, с нашей точки зрения, и к язычникам-«псам» и еллинизированным евреям отступникам. И все же проповедь Христова Евангелия оканчивается призывом начать дело славного обращения язычников в истинную веру: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф. 28, 19-20).
Святой апостол Иаков предлагает «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться» (Иак. 1, 1). Надо заметить, что агадическая (пасхальная) радость была присуща всему апостольскому веку. Уход в христианство воспринимался православными верующими как бегство из Египта греховного. Это был новый исход. И теперь он имел значение не для одного народа, но для всех чад Божиих, «находящихся в рассеянии». В это время и исполнялось древнее пророчество о шатрах Сима: «да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт. 9, 27). Это было великое начало обращения язычников в истинную веру, о котором святой апостол Петр позже скажет: «некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2, 10). Поэтому слова св. Иакова, обращенные к находящимся в рассеянии, не имеет смысла воспринимать как слова епископа Иерусалима, обращенные только к его еврейской пастве. Да! Он говорит как патриарх Иерусалима. Но Иерусалима как вселенской апостольской столицы, от стен которой и прозвучал великий миссионерский призыв Христа Спасителя: «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет…» (Мк. 16, 15-16).
Святой апостол Павел (он же Апостол языков) писал о себе: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим. 1, 16). Он же восклицал: «Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое» (Рим. 11, 13). Ради проповеди среди язычников Павел и Варнава даже отрясают прах от ног своих на иудеев, чтобы идти к язычникам и там благовествовать веру в Иисуса Христа (Деян. 31, 51). Возникают даже два направления в общецерковной миссионерской работе, как бы две новые формы, о чем ап. Павел и говорит: «…мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, — ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» (Гал. 2, 7-8).
В книге «Деяний Святых Апостолов» рассказывается о сотнике Корнилии (возможно прозелита, но никак не христианина). О нем говорится: «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. 10, 2).
Трудно представить, какой бы шум подняли современные «православные» религиоведы, скажи нечто подобное православный миссионер, например, в кришнаитском ашраме.
Именно новозаветное христианское учение о спасении вырвало сотериологию из узконационалистических тисков иудаизма. Но, как это не печально, закваска фарисейская все же проникла и в христианский мир (Мф. 16, 6), где всегда находились сторонники более чем странного отношения к проповеди «не своим»; таковые и поныне придерживаются принципа: «православие только для православных».
В этом они очень близко стоят к талмудическому иудаизму, единственному вероучению, неодобрительно и даже брезгливо относящемуся к обращению «посторонних» в свою собственную веру.
Особенно все это актуально опровергать (подобное нетерпимое отношение к миссии в языческой и неоязыческой среде), в связи с тем, что в нашей стране многие ранее крещенные люди, оказались вовлеченными в так называемые славянские и «ведические» языческие культы. Миссионерская активность в языческой среде не может вызывать отторжение в сердцах православных христиан, такое отторжение должно вызывать само отсутствие такой миссии и не стремление к ней.
Однажды Макарий Египетский вместе со своим учеником отправился в храм на горе. Старец отстал, а ученик пошел вперед. На пути ученика встретился языческий жрец с охапкой дров для совершения жертвоприношения. Молодой монах начал обзывать его: «Порождения дьявола! Окаянный!» Язычник положил охапку дров, избил монаха до полусмерти и побежал дальше. Встречает авву Макария. Макарий говорит: «Трудолюбец! Куда бежишь? Не упыхался ли? Для того ли трудишься?» В Патерике сказано, что языческий жрец упал на колени перед аввой Макарием со словами: «Я встретил злого монаха! Он стал меня ругать, и я избил его! Но ты так хорошо ко мне относишься! Я хочу стать христианином!» И авва Макарий произнес слова, которые должны стать девизом для каждого православного миссионера: «Худое слово делает добрых людей худыми. Равно как и доброе слово делает худых людей добрыми».
То есть, в православном понимании, цель не оправдывает средства, а даже наоборот (1 Кор. 13, 2).
Апогей христианской сотериологии, не знающей национально-этнических границ, — известный текст из Книги Откровения ап. Иоанна Богослова: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Отк. 7, 9-10).
[1] «Аще который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу, в их праздники, или возжжетсвещу: да будет отлучен от общения церковного» (Апостольское правило 71-е); «Не должно праздновать с язычниками и приобщатися безбожию их» (Правило св. поместного собора Лаодикийского 39-е); «Заблагоразсуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялись браком с язычниками или еретиками» (Правило св. поместного собора Карфагенскаго 21-е(30-е)).
[2] Правила 1-е, 2-е, 3-е, 4-е св. поместного собора Анкирского.
[3] Св. Иоанн Златоуст так писал об ап. Павле: «И однако, имея такую любовь ко Христу, он никого не подвергал ни обиде, ни принуждению, ни анафеме: иначе он не привлек бы к Богу столько народов и целых городов… О, отеческое сердце! Он называл богочтительными эллинов – идолопоклонников, нечестивых. Почему? Потому, что они, подобно благочестивым, совершали свое богослужение, думая, что они чтут Бога, быв сами уверены в том. Подражать этому (поведению ап. Павла –О.С.) увещеваю всех вас, а вместе с вами и самого себя» (Иоанн Златоуст,свт. Творения. СПб., 1898. Т. 1. С. 764-765).
[4]Комментарий блж. Феофилакта на Деян.17,22-23.
[5]Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. С. 25–26.
[6] Ориген, Комментарии на Послание к Римлянам.
[7] Иустин Мученик, св. Апология вторая. М.,1892. С.115.
[8] Высказывание, которое приписывается преподобному Герману Аляскинскому.