Что может сделать чертежник

А вы любите черчение? К чему этот вопрос? Конечно, к рассмотрению очередной строительной профессии – чертежника. Кто это такой? Чертежником называют человека, который по роду своей деятельности занимается подготовкой технических чертежей, карт и иллюстраций по эскизам, измерениям и прочим данным. Также такой рабочий создает копии чертежей и иллюстраций для гальваноклише и печатных форм.

Учитывая все, что было описано выше, можно сделать вывод, что профессия чертежника имеет некоторое отношение к творчеству. Вот только создание чертежей не терпит фантазийного мышления. Интересно? Тогда читайте дальше, и вы узнаете, какие обязанности должен выполнять чертежник в процессе работы.

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Подробнее об обязанностях

Начнем с того, что такой специалист, как чертежник, может найти работу как в конструкторском бюро, так и на производственном предприятии, где занимаются изготовлением нестандартных изделий и разработкой разных новых устройств и деталей.

Что же касается обязанностей, которые должен четко выполнять чертежник, то они заключаются в подготовке и проверке рабочих чертежей по эскизам и спецификациям, которые разрабатываются инженерами и конструкторами, для изготовления, монтажа и наладки машин и оборудования. Также он занимается созданием чертежей для строительства, реконструкции, эксплуатации и ремонта таких зданий, как:

Также в обязанности чертежника входит и использование систем автоматизированного проектирования для того, чтобы создавать, редактировать и распечатывать чертежи. А еще он должен будет заниматься изготовлением рабочих чертежей в цифровом формате.

Да, раньше чертежники работали исключительно карандашами. Теперь же, благодаря техническому прогрессу, современный рабочий должен уметь использовать в своей работе компьютерное или аналогичное ему оборудование, чтобы в любой момент предоставить печатную форму готового чертежа. Также компьютерное оборудование позволит в любой момент перевести в цифровой формат карты и любые другие изображения.

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Помимо всего этого чертежник должен будет заниматься подготовкой и проверкой иллюстраций для справочных изданий, брошюр и технических справочников по сборке, монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту машин или любого другого оборудования, изделия. Еще в обязанности такого специалиста входит копирование чертежей и перенесение изображений на каменные или металлические формы для печати.

Что еще входит в сферу обязанностей чертежника? Он отвечает за изготовление графиков и диаграмм, схем сборки и чертежей предварительного типа, которые используются для производства, монтажа и ремонта электротехнического оборудования на заводах, электрических станциях и зданиях. Кроме того, он может заниматься и созданием подробных рабочих схем оборудования и механических устройств, включая и те схемы, где нужно указывать размеры, методы крепления и прочую техническую информацию.

В обязанности квалифицированного чертежника входит и создание точных копий чертежей, которые уже полностью готовы, с той целью, чтобы копии в дальнейшем использовались в рабочих процессах. Как видите, все оказывается не так просто, как могло показаться сначала. Профессия чертежника не только довольно сложная, но еще и ответственная. Ведь неправильно созданный чертеж или схема может стать причиной неисправностей и не только. Однако тех, кто хочет действительно освоить данную специализацию – это не останавливает. Поэтому стоит детальнее поговорить о том, какие же знания требуются для этого.

Что должен знать чертежник

Стоит отметить, что к обучению такой профессии, как чертежник, ученики могут приступить сразу после девятого класса. Для этого есть немало учебных заведений – колледжей и техникумов.

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Что касается необходимых знаний, то будущий чертежник должен знать:

Помимо всего этого, чертежник должен знать внутренний распорядок рабочей организации, а также параметры и особенности материала, который используется в его работе.

Также добавим, что в своей трудовой деятельности чертежник по окончанию процесса обучения должен быть хорошо знаком со стандартизацией качества и нормами, которые установлены охраной труда. Примечательно, что по окончанию обучения или даже в процессе чертежникам нередко предоставляется возможность пройти практику на производстве или в конструкторском бюро.

Видео. Как читать чертежи, самое важное

Источник

Знакомимся с Чертежником. Среда программирования КуМир

Цель: ознакомление с интерфейсом среды программирования КУМИР и с исполнителем ЧЕРТЕЖНИК;

1. Организационный момент.

2. Новый материал (демонстрация презентации Приложение 1):

Исполнитель Чертежник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости. Чертежник имеет перо, которое можно подымать, опускать и перемещать.

При перемещении опущенного пера за ним остается след – отрезок от предыдущего положения до нового. При перемещении поднятого пера никакого следа не остается. В начальном положении перо Чертежника всегда поднято и находится в точке (0, 0).

Команда “опустить перо” переводит чертежника в режим перемещения с рисованием.

Команда “поднять перо” переводит чертежника в режим перемещения без рисования. Если перо уже было поднято, то команда просто игнорируется.

Команда “сместиться в точку (x, y)” перемещает перо в точку с координатами (x, y). Не зависимо от предыдущего положения Чертежник окажется в точке с координатами (x, y). Эту команду называют командой абсолютного смещения.

Команда “сместиться на вектор (dX, dY)” перемещает перо на dX вправо и dY вверх. Если текущие координаты были (x, y), то новое положение будет (x+dX, y+dY). Т.е. координаты отсчитываются не от начала координат, а относительно текущего положение пера. Эту команду называют командой относительного смещения.

Команда “установить цвет (цвет)” устанавливает цвет пера. Допустимые цвета: “черный”, “белый”, “красный”, “оранжевый”, “желтый”, “зеленый”, “голубой”, “синий”, “фиолетовый”.

Команда “надпись (ширина, текст)” выводит на чертеж текст, начиная от текущей позиции пера. В конце выполнения команды перо находится на правой нижней границе текста (включая отступ после последнего символа). Ширина знакоместа измеряется в условных единицах чертежника. Это ширина буквы вместе с отступом после нее.

При использовании исполнителя Чертежник программа должна начинаться со строчки “использовать Чертежник”.

3. Практическая часть:

Задание: Наберите эту программу (Рис.1)

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

использовать Чертежник
алг
нач
. установить цвет («красный»)
. опустить перо
. поднять перо
. сместиться на вектор (1,1)
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,7)
. сместиться на вектор (7,0)
. сместиться на вектор (0,-7)
. сместиться на вектор (-7,0)
. поднять перо
. сместиться в точку (1,8)
. установить цвет («черный»)
. опустить перо
. сместиться на вектор (3.5,3)
. сместиться на вектор (3.5,-3)
кон

Задание: Наберите эту программу:

· сместиться на вектор(1,1)

2) Составьте программный код в среде программирования Кумир, используя исполнителя ЧЕРТЕЖНИК

А) постройте слово МИР (используйте красный цвет);

Б) постройте (используйте черный цвет);

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

В) постройте (используйте фиолетовый цвет);

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Г) постройте (используйте синий цвет);

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

4. Домашнее задание: повторить конспект (придумать свои рисунки из прямых линий)

Источник

Исполнитель Чертёжник. Пример алгоритма управления Чертёжником

Урок 29. Информатика 6 класс ФГОС

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Конспект урока «Исполнитель Чертёжник. Пример алгоритма управления Чертёжником»

· алгоритм под управлением чертёжника.

На прошлых уроках мы узнали, что существует множество исполнителей и различные формы записи алгоритмов. Для формальных исполнителей алгоритмы записывают в виде программ.

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

На этом уроке мы познакомимся с исполнителем Чертёжник. С его помощью можно изображать рисунки на координатной плоскости.

Рассмотрим рабочее поле чертёжника.

Рабочим полем чертёжника является декартова система координат, координаты точек, в которой задаются, как и в математической, но разделяются при этом запятой, т.е. точка с координатами (2;3) у чертёжника будет записываться следующим образом.

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Если координата точки имеет дробную часть, она отделяется от целой точки. Главным инструментом чертёжника является перо. В начале работы оно находится в точке (0,0), и поднято.

Существует 4 основных команды исполнителя «Чертёжник»:

сместиться в точку;

сместиться на вектор.

Рассмотрим каждую из них.

По команде «опустить перо» цвет пера чертёжника изменится на чёрный. А при перемещении оно начнёт чертить прямую линию от своего предыдущего положения до нынешнего. Если до этого перо было опушено, команда игнорируется.

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Есть и противоположная команда.

По команде «поднять перо» перо чертёжника становится белым. И при перемещении перо не оставляет следов. Если до этого перо было поднято – команда игнорируется.

Посмотрим, как выполняются эти команды. Вот что происходит, если опустить перо и переместить его в точку (3,3). Поднять перо и переместить его в точку (6,6).

Так же чертёжник может выполнять 2 команды перемещения

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

На пример: результатом выполнения команд:

сместиться в точку (3,4)

Будет следующий рисунок.

Ещё одна команда для перемещения: «сместиться на вектор».

Вектор – это отрезок, заданного направления и длины

По этой команде чертёжник перемежается из текущего положения на заданное количество единиц по оси абсцисс и оси ординат. Так, находясь в точке с координатами (x,y) при выполнении команды «Сместиться на вектор (i,j)»

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

чертёжник переместиться в точку с координатами (x+i, y+j). Данную команду так же называют командой относительного смещения.

Так уже знакомый нам рисунок можно изобразить, задав другую программу:

сместиться на вектор (3,4)

Чертёжник выполняет только команды, которые записаны правильно.

В ходе написания программы могут быть допущены синтаксические ошибки и логические ошибки.

При логических ошибках команды могут быть записаны правильно, их выполнение не будет приводить к нужному результату.

А теперь сами попробуем составить несколько алгоритмов для чертёжника:

Изобразим ромб с вершинами в точках (1,3), (2,5), (3,3), (2, 1).

Так как, в начале работы, чертёжник находится в точке (0, 0) и его перо поднято, для выполнения данной задачи необходимо сначала, установить чертёжника в одну из вершин ромба, и опустить перо. Зададим Чертёжнику соответствующие команды.

сместиться в точку (1,3)

Далее мы будем рисовать стороны ромба, обходя его вершины. Для этого нам достаточно задать Чертёжнику команды:

сместиться в точку (2,5)

сместиться в точку (3,3)

сместиться в точку (2,1)

сместиться в точку (1,3)

Запустим программу на выполнение

Так мы составили программу, для рисования фигуры по фиксированным точкам, теперь рассмотрим другую задачу.

Изобразим прямоугольник, длиной 5 и шириной 3, со сторонами параллельными осям координат.

На координатной плоскости данный прямоугольник должен выглядеть так.

Мы можем зафиксировать одну из вершин прямоугольника в точке (2, 1), рассчитать расположение остальных его вершин, после чего нарисовать стороны прямоугольника путём обхода его по вершинам. Можно записать этот алгоритм для чертёжника в виде программы:

сместиться в точку (2,1)

сместиться в точку (2,4)

сместиться в точку (7,4)

сместиться в точку (7,1)

сместиться в точку (2,1)

Результатом ее выполнения будет рисунок…

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Но данный алгоритм будет работать лишь до тех пор, пока первая вершина прямоугольника находится в точке (2, 1). Если зафиксировать первую вершину в другом месте, то и остальные вершины должны изменить своё положение.

Поэтому данную задачу мы будем решать иначе.

Обозначим данный прямоугольник ABCD, где А – его первая вершина. Пусть она имеет координаты (x,y), так как ширина прямоугольника 3, вершина B должна находиться на 3 единицы выше вершины А, следовательно, она будет иметь координаты (x, y+3). Так как длина прямоугольника 5, вершина C – должна находиться на 5 единиц правее вершины B, тогда её координаты (x+5, y+3). Так как вершина D должна быть на 3 единицы ниже вершины С, ее координаты (x+5, y).

Для примера мы установим первую вершину прямоугольника в точке (1, 1)

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Теперь для изменения положения прямоугольника достаточно изменить первую команду.

Из решённых задач можно сделать вывод:

Команда абсолютного смещения служит для привязки рисунка, к определённым точкам координатной плоскости. Обычно ее используют для установки начального положения чертёжника.

Команда относительного смещения используется, когда положение рисунка не важно.

На этом уроке мы познакомились с исполнителем Чертёжник. Напомним наиболее важные моменты урока:

С помощью Чертёжника можно строить рисунки на координатной плоскости.

Источник

Исполнитель Чертежник

Круг решаемых задач: предназначен для построения рисунков, чертежей и графиков, состоящих из прямых линий.

Среда исполнителя: Чертежник действует на координатной плоскости. Начальное положение пера в начале координат (в точке с координатами (0,0)).

Система команд исполнителя:

сместиться в точку (арг вещ х,у),

сместиться на вектор (арг вещ х,у),

Команда выбрать чернила задает цвет пера: ”черный”, ”белый”, ”красный”, ”оранжевый”, ”желтый”, ”зеленый”, ”голубой”, ”синий”, ”фиолетовый”. По умолчанию используется черный цвет. Название цвета пишется без кавычек.

При смещении на вектор изменяются координаты х, у на числа, указанные в команде


Линейные алгоритмы представляют собой последовательность команд, следующих друг за другом. Рассмотрим на примере трапеции.

Запишем алгоритм рисования трапеции в абсолютных величинах, используя команду сместиться в точку (рис. 1).

Но если мы захотим переместить эту трапецию из первой четверти во вторую, то нам придется изменять все координаты, что не рационально, поэтому воспользуемся командой сместиться на вектор (рис.2). И далее для составления алгоритмов будем пользоваться ей.

Во втором варианте для перемещения трапеции необходимо поменять координаты только первой команды, что эффективнее чем в первом варианте.

рис. 1

рис. 2

Задача : Составим алгоритм рисования квадрата. После рисования вернем Чертежника в исходную позицию.

Для перемещения можно использовать две команды — «сместиться в точку» и «сместиться на вектор». Запишем, для примера, два алгоритма — в одном будем использовать только первую команду, в другом только вторую.

Прежде чем Чертежник начнет рисовать (опустит перо) нужно сместится к место рисования. После рисования нужно снова поднять перо и перейти в начало координат (так требуется по условию). Рисовать будем с нижней левой точки по часовой стрелке.

Пример 1

. сместиться в точку (2,1)

. сместиться в точку (2,4)

. сместиться в точку (5,4)

. сместиться в точку (5,1)

. сместиться в точку (2,1)

. сместиться в точку (0,0)

Пример 2

. сместиться на вектор (2,1)

. сместиться на вектор (0,3)

. сместиться на вектор (3,0)

. сместиться на вектор (0,-3)

. сместиться на вектор (-3,0)

. сместиться на вектор (-2,-1)

Обычно в программах используют эти две команды одновременно, все зависит от условий задачи и предпочтения составителя алгоритма. Например, можно записать алгоритма так:

Пример 3

. сместиться в точку (2,1)

. сместиться на вектор (0,3)

. сместиться на вектор (3,0)

. сместиться на вектор (0,-3)

. сместиться на вектор (-3,0)

. сместиться в точку (0,0)

При создании «средних» по размеру программ используется структурное программирование, идея которого заключается в том, что структура программы должна отражать структуру решаемой задачи, чтобы алгоритм решения был ясно виден из исходного текста. Программа разбивается на множество подпрограмм (вспомогательных алгоритмов), каждая из которых выполняет какое-то действие, предусмотренное исходным заданием.

Там, где какие-то части программы повторяются (используются) несколько раз, удобно использовать вспомогательные алгоритмы.

Обратите внимание — если нам потребуется изменить алгоритм так, чтобы рисовались треугольники со стороной 4, а не 2, то при использовании вспомогательного алгоритма количество правок заметно уменьшается.

Примечание: все алгоритмы в программе на КуМире пишутся друг за другом, для удобства их можно отделять пустой строкой, главным считается алгоритм записанный первым, именно он начинает выполняться после запуска программы.Использованный нами подход облегчает программирование сложных задач. Задача разбивается на более простые подзадачи. Решение каждой оформляется в виде вспомогательного алгоритма, а основной алгоритм организует связку между ними.

Источник

Учитель информатики

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Управление исполнителем Чертёжник

§ 18. Управление исполнителем Чертёжник

ИНФОРМАТИКА. 6 КЛАССА. БОСОВА Л.Л. ОГЛАВЛЕНИЕ

Знакомимся с Чертёжником

Ключевые слова:
• исполнитель Чертёжник
• абсолютное смещение
• относительное смещение
• вспомогательный алгоритм
• основной алгоритм
• цикл п раз

Исполнитель Чертёжник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости.

При задании точек этой координатной плоскости, в отличие от того, как это принято в математике, координаты х и у разделяются запятой. Например, координаты выделенной на рис. 63 точки будут записаны так: (1, 1).

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Чертёжник имеет перо, которое можно поднимать, опускать и перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остаётся след — отрезок от предыдущего положения пера до нового. При перемещении поднятого пера никакого следа на плоскости не остаётся. В начальном положении перо Чертёжника всегда поднято и находится в точке (0, 0).

По команде поднять перо Чертёжник поднимает перо. Если перо уже было поднято, Чертёжник игнорирует эту команду: он не меняет положение пера и не сообщает об отказе. Иначе говоря, каким бы ни было положение пера до команды поднять перо, после этой команды оно будет поднятым.

Точно так же, независимо от первоначального положения, после выполнения команды опустить перо оно оказывается опущенным, т. е. готовым к рисованию.

Рисунки Чертёжник выполняет с помощью команд сместиться в точку и сдвинуться на вектор.

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

По команде сместиться в точку (а, Ь) Чертёжник сдвигается в точку с координатами (а, Ь). На рисунке 64 показаны результаты выполнения команды сместиться в точку (2, 3) при различных положениях пера до этой команды. Видно, что, независимо от предыдущего положения, перо оказывается в точке (2, 3), но длина и направление отрезка, который при этом чертится, могут быть различны. Команду сместиться в точку называют командой абсолютного смещения.

Назовите координаты точек, в которых находился Чертёжник до выполнения команды сместиться в точку (2, 3) (см. рис. 64).

В каком случае в результате выполнения команды сместиться в точку (2, 3) из некотрого показанного на рис. 64 начального положения не будет прочерчен ни один отрезок?

Пусть перо Чертёжника находится в точке (х, у). По команде (а, Ь) Чертёжник отсчитывает а единиц вправо вдоль горизонтальной оси (оси абсцисс), Ъ единиц вверх вдоль вертикальной оси (оси ординат) и сдвигает перо в точку с координатами (х + а; у + Ъ). Таким образом, координаты, указанные в команде, отсчитываются не от начала координат, а относительно текущего положения пера Чертежника. Поэтому команду сместиться на вектор называют командой относительного смещения.

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

На рисунке 65 показаны результаты выполнения команды сместиться на вектор (2, 3) при различных положениях пера до этой команды. Из рисунка видно, что положение пера после этой команды зависит от его предыдущего положения, зато в результате получаются отрезки, длина и направление которых одинаковы.

В математике направленные отрезки называются векторами, отсюда и происходит название команды.

Назовите координаты точек, в которых находилось перо Чертёжника до выполнения команды сместиться на вектор (2, 3) и куда оно переместилось после выполнения этой команды.

Чертёжник может исполнять только правильно записанные команды. Например, если вместо команды сместиться на вектор написать сдвинь на вектор, то Чертёжник эту запись не поймёт и сразу же сообщит об ошибке. Ошибки в записи команд называются синтаксическими.

Алгоритм может содержать логические ошибки. Например, все команды могут быть записаны правильно, но в результате логической ошибки последовательность их выполнения не будет приводить к поставленной цели или выполнение некоторых команд приведёт к отказу.

Пример алгоритма управления Чертёжником

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Изобразим с помощью Чертёжника треугольник, положение вершин которого на координатной плоскости определяется парами чисел (1, 1), (3, 5), (5, 2) (рис. 66).

Так как в начале работы перо Чертёжника всегда поднято, то для рисования треугольника с заданными координатами достаточно выполнить следующую последовательность команд:

сместиться в точку (1, 1) опустить перо

сместиться в точку (3, 5)

сместиться в точку (5, 2)

сместиться в точку (1, 1)

Предложите другие варианты выполнения этого задания. При этом число команд не должно превышать пяти (есть пять других вариантов).

А теперь составим такой алгоритм управления Чертёжником, чтобы с его помощью в произвольном месте координатной плоскости можно было нарисовать прямоугольник со сторонами, параллельными координатным осям, длины которых равны 2 и 4 единицам.

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Зафиксируем одну из вершин прямоугольника в точке (1, 1). Нужный рисунок на координатной плоскости может выглядеть, как показано на рис. 67.

Предложите другой вариант рисунка, удовлетворяющий заданным условиям: одна из вершин прямоугольника расположена в точке (1, 1), а длины его сторон равны 2 и 4 единицам. (Существуют ещё семь вариантов.)

Можно определить координаты каждой из вершин этого прямоугольника и для его изображения составить следующую программу:

сместиться в точку (1, 1)

сместиться в точку (1, 3)

сместиться в точку (5, 3)

сместиться в точку (5, 1)

сместиться в точку (1, 1)

Этот алгоритм не будет решать поставленную задачу, если изменить координаты начальной точки (рис. 68). Изменение координат одной из вершин повлечёт за собой пересчет координат всех вершин прямоугольника. Причём это придется делать самому разработчику алгоритма.

Воспользуемся для рисования прямоугольника командой относительного смещения.

Пусть (х, у) — координаты вершины А прямоугольника ABCD (рис. 69).

Тогда координаты вершины В можно записать как (х, у + 2), вершины С — как (х + 4, у + 2), вершины D — как (х + 4, у) (см. рис. 69).

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Чтобы изобразить отрезок АВ, воспользуемся командой сместиться на вектор (0, 2).

В результате Чертёжник сдвинет перо из точки с координатами (х, у) в точку с координатами (х + 0, у + 2).

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Если в качестве вершины А зафиксировать точку с координатами (1, 1), то программа будет выглядеть так:

сместиться в точку (l, 1)

сместиться на вектор(0, 2)

сместиться на вектор(4, 0)

сместиться на вектор(-4, 0)

Для того чтобы нарисовать прямоугольник в другом месте координатной плоскости, например в точке с координатами (5, 5), достаточно изменить в этой программе только первую строку:

сместиться в точку (5, 5)

С помощью команды абсолютного смещения рисунок «привязывается» к строго определенным точкам координатной плоскости. Она используется чаще всего для установки начального положения пера Чертёжника.

Команды относительного смещения применяются для создания рисунков, у которых точное место не важно или которые нужно воспроизводить в разных местах.

Чертёжник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов

Чертёжник может рисовать любые фигуры из отрезков, например цифры почтового индекса. Как известно, каждая такая цифра вписана в прямоугольник (рис. 70).

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Условимся при рисовании каждой цифры за начальную точку брать левую нижнюю вершину соответствующего прямоугольника.

Для чего нужна последняя команда?

Для чего нужна первая команда? Для чего нужна последняя команда?

А теперь представьте, что для Чертёжника необходимо разработать алгоритм рисования почтового индекса города Красноярска — 660000.

Самый простой вариант — составить очень длинный алгоритм, в котором дважды повторить рисование цифры 6 и четырежды — цифры 0.

Но есть и другой способ. Оказывается, Чертёжник может «запомнить», как рисуется та или иная цифра. Для этого алгоритм рисования цифр 0 и 6 нужно оформить в виде вспомогательного алгоритма.

Вспомогательный алгоритм

Строка алг цифра_О называется заголовком алгоритма. Имя алгоритма — цифра О. Алгоритм рисования буквы помещается чуть правее между служебными словами нач и кон.

Вспомогательный алгоритм рисования цифры 6 оформите самостоятельно.

Приказ на выполнение вспомогательного алгоритма записывается в основном алгоритме.

В среде КуМир основной алгоритм для изображения индекса 660000 будет выглядеть так:
использовать Чертежник
алг индекс Красноярска
нач
цифра_6
цифра_6
цифра_0
цифра_0
цифра_0
цифра_0
кон

К какому типу алгоритмов относится этот основной алгоритм?

Цикл ПОВТОРИТЬ n РАЗ

При составлении алгоритмов довольно часто встречаются случаи, когда некоторую последовательность команд нужно выполнять несколько раз подряд. Для упрощения записи алгоритма в таких случаях можно использовать специальную конструкцию повторения.

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Тогда основной алгоритм будет выглядеть так:
использовать Чертежник
алг ряд ромбов_1
нач
сместиться в точку (1,2)
нц 5 раз
опустить перо
ромб
поднять перо
сместиться на вектор (3, 0)

кц
кон

В общем виде конструкция повторения записывается так:

нц раз

Служебные слова нц и кц пишутся одно под другим. Чуть правее между ними записывается повторяющаяся последовательность команд (тело цикла). Число повторений — произвольное целое число. Именно столько раз при выполнении алгоритма будут повторены команды, образующие тело цикла.

Предложите вариант решения задачи о почтовом индексе Красноярска с использованием конструкции повторения.

Можно ли обойтись без вспомогательного алгоритма в следующих ситуациях (рис. 72)?

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте исполнителя Чертёжник.

2. Составьте для Чертёжника алгоритм рисования прямоугольника со сторонами, параллельными осям координат, если известны координаты его двух вершин: (2, 1) и (7, 5).

3. Составьте алгоритм управления Чертёжником, в результате выполнения которого в произвольном месте координатной плоскости будет нарисован квадрат, длина стороны которого равна 2 единицам.

4. Составьте алгоритм управления Чертёжником, в результате выполнения которого в произвольном месте координатной плоскости будет нарисован прямоугольник, длины сторон которого равны 3 и 4 единицам.

5. Составьте алгоритм рисования изображенных ниже фигур так, чтобы в процессе рисования перо не отрывалось от бумаги и ни одна линия не проводилась дважды.

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

6. Оформите вспомогательные алгоритмы для рисования букв «М», «И», «Р». Составьте алгоритмы рисования слов «МИР», «РИМ», «МИМ».

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

7. Разработайте вспомогательный алгоритм рисования домика. На его основе составьте основной алгоритм рисования улицы из пяти домиков.

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

8. Составьте алгоритмы управления Чертёжником, после исполнения которых будут получены следующие рисунки:

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

9. Составьте алгоритмы управления Чертёжником, после исполнения которых будут получены следующие рисунки:

Что может сделать чертежник. Смотреть фото Что может сделать чертежник. Смотреть картинку Что может сделать чертежник. Картинка про Что может сделать чертежник. Фото Что может сделать чертежник

10. Придумайте свои задачи для Чертёжника.

§ 18. Управление исполнителем Чертёжник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *