Что может рассказать библиотекарь
Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей
Накануне, 2 апреля, в день рождения Ганса Христиана Андерсена, отметили Международный день детской книги. Специалисты в области книгоиздательства проводят к празднику разного рода просветительские мероприятия, привлекают внимание к детской литературе и рассказывают о том, как важно читать с самого раннего возраста. Но что делать, если ребенок предпочитает книгам гаджеты? И как быть, если он читает через силу и без удовольствия? В этих вопросах помогают разобраться люди, которые задаются ими каждый день и точно знают, как заинтересовать чтением ребенка любого возраста.
Надежда Краснова: «Все просто, если нет принуждения»
Библиотекарь 1-й категории библиотеки № 111
За годы работы в библиотеке я поняла одно: нужно давать ребенку самому выбирать книги, даже если его выбор вам кажется не очень интересным. Если ему хочется читать, например, фантастику, не настаивайте на классике. Ведь без удовольствия не будет и любви.
Еще один важный совет родителям: никогда не наказывайте ребенка чтением. Да, бывает и такое. В этом случае процесс будет ассоциироваться с негативными эмоциями, и ребенок вряд ли когда-нибудь возьмет в руки книгу по доброй воле.
Один из лучших способов привить любовь к чтению — это игра. Однажды в библиотеке мы придумали серию сказочно-литературных квестов для младших школьников. Разделили помещение на несколько локаций, которые украсили в стилистике разных сказок. Кота Ученого, Русалку, Кикимору, Бабу-ягу и других сказочных персонажей играли наши сотрудники и волонтеры. Ребята получили волшебную карту с изображением мест, куда им нужно было отправиться. На каждой локации их ждали задания, направленные на развитие логики, памяти, творческого мышления и, конечно, знакомство с книжными новинками. Наши квесты посетили более двухсот человек.
А еще мы любим книги на иностранных языках, поэтому решили организовать серию онлайн-мастер-классов по изучению английского. Главными героями стали юные читатели, которые отлично вжились в роль блогеров. Еще мы читаем сказки и стихотворения на английском и немецком языках. Некоторые ребята говорят, что теперь слушают их перед сном. Все просто, если нет принуждения.
Наталья Ключникова: «Подавать детям собственный пример»
Заведующая библиотекой № 138
Проверено: усилить интерес ребенка к книгам поможет чтение по ролям. Это раскроет творческий потенциал и сблизит его с родителями. А еще можно вместе создавать иллюстрации к только что прочитанной книжке.
Конечно, рекомендую записаться в библиотеку — там ребенок не только сможет выбирать что-то по душе, но и общаться с другими читателями, посещать интересные встречи. Например, в нашей библиотеке вот уже восемь лет работает клуб выходного дня «Нескучная суббота». Каждую субботу в 15:00 начинаются тематические игровые и познавательные программы, в которых дети могут принять участие вместе с родителями. Для встреч клуба мы всегда оформляем специальную книжную выставку — и, как правило, к концу праздника ребята разбирают почитать все «экспонаты».
Вообще, конечно, лучше всего работает собственный пример — дети ведь всегда подражают взрослым, играют в дом, в работу. Они будут играть и в читателей, если видят дома книги и читающих родителей. Кстати, в нашей библиотеке есть даже читательские династии — большие семьи, которые регулярно приходят к нам за книгами вместе.
Ольга Хлыстова: «Рекомендую купить диафильмы и диапроектор»
Заведующая библиотекой № 266
Каждому возрасту — свой подход. Я говорю это не только как библиотекарь, но и как мама двоих детей. В идеале нужно приучать ребенка к книгам буквально с рождения, тут на помощь придут прибаутки и потешки. Ребенок растет — приступайте к сказкам, только маленьким, большие тексты поначалу пугают детей. Советую обыгрывать персонажей — не столько читать, сколько рассказывать.
Когда мой сын не хотел читать, я предлагала ему посидеть за книжкой вместе. Он соглашался, а потом я останавливалась на самом интересном месте и говорила: «Слушай, мне нужно срочно отлучиться, подожди пять минут, и продолжим». Сыну было интересно, что же там произойдет дальше, и он с нетерпением ждал моего возвращения. Сейчас с удовольствием читает сам.
Еще я часто рекомендую родителям купить диафильмы и диапроектор. Когда я начала показывать диафильмы в библиотеке, все говорили: «Да ну, наших детей этим не удивишь, они это смотреть не будут». Ничего подобного! Диафильмы пользуются огромной популярностью — дети даже спорят, кто будет читать текст вслух.
Еще мы устраиваем теневые театры: вместе все готовим, вырезаем, а потом проигрываем по ролям. Детям очень нравится.
Ольга Зайцева: «Организовать семейный просмотр экранизации книги»
Библиотекарь 1-й категории библиотеки № 258
В нашей библиотеке действует специальный проект по приучению детей к чтению «Пластилиновая ворона». Сначала мы изучаем произведение, обсуждаем героев — и главных, и второстепенных. А потом занимаемся поделками — рисуем, лепим, делаем аппликации. Это очень увлекает.
В феврале — марте мы устраивали интересную акцию, которая сразу полюбилась нашим читателям. Мы заворачивали книги в красивые обертки, чтобы не было видно обложку, и предлагали не выбирать, а взять вслепую. Брали с удовольствием. Книги мы подбирали специально: там было больше современных произведений, новинок, потому что классику ребята читают и в школе.
У нас есть подборка тематических настольных игр, самые обычные ходилки-бродилки по мотивам приключений героев известных сказок — Винни Пуха, кота Леопольда, Золушки и других. Такая игра дает повод познакомиться с книгой, прочесть ее. Очень советую родителям взять этот способ на заметку — он незатратный и очень веселый.
Еще вариант приучить ребенка к чтению — организовать семейный просмотр экранизации хорошей книги. В ходе дальнейшего обсуждения фильма можно предложить ребенку познакомиться с первоисточником.
Марина Соломонова: «Пусть заинтересуется сам»
Заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара
Для маленького ребенка важен процесс не столько чтения, сколько обсуждения. После того как вы перевернули последнюю страницу, спросите у него: «Что ты понял из книжки? А можешь пересказать, что тебе понравилось больше всего?» Так вы узнаете, произошел ли у ребенка контакт с произведением.
Для детей постарше надо найти историю, которая их заинтересует. Пусть ребенок читает по чуть-чуть, не принуждайте и не торопите его. Ходите вместе в книжные магазины или библиотеки, говорите ему: «Давай я выберу одну книгу, и ты одну, и мы вместе обсудим». Пусть будет разнообразие — не только, допустим, классика, но и фэнтези, и детективы.
С подростками сложнее. Они перегружены информацией: школьная программа, экзамены, те же соцсети. Просто пусть в вашем доме везде будут разные книги. И ни в коем случае не говорите ребенку, чтобы он взял одну из них почитать, — пусть заинтересуется сам. Не навязывайте.
Для каждого возраста важно жанровое разнообразие и включение в круг чтения произведений разных времен. Как куратор каталога «Сто лучших книг для детей и подростков» я стараюсь отслеживать новые произведения, тренды. Не хочется забивать каталог похожими произведениями.
Анна Тучкова: «Обязательно прислушивайтесь к ребенку»
Библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68
Самая распространенная ошибка — родители приходят в библиотеку и просят: «Порекомендуйте что-нибудь для мальчика!» Или: «А что выбрать для девочки?» Это неправильно, потому что книги пола не имеют.
Обязательно прислушивайтесь к ребенку, учитывайте, что ему интересно. Если он любит приключения, то выбирайте приключенческие сюжеты, если любит про волшебство — не отказывайте в этом.
Еще совет: перед тем как дать ребенку книжку, вы можете вкратце рассказать своими словами, о чем она. Метод простой, но очень действенный.
Библиотека сегодня — территория возможностей или кладбище талантов?
Рассказ молодого библиотекаря о личном опыте, минусах и плюсах профессии и о том, что необходимо поменять в библиотечной среде.
По материалам недавней статьи решил написать свою историю о том, как и зачем я — молодой человек, сегодня работаю библиотекарем.
По образованию я учитель истории и обществознания. Ещё во время учёбы в университете успел поработать в школе. После получения диплома появился порыв оставить Петрозаводск и перебраться в глухую карельскую деревню, где учебных заведений почти не осталось, а нехватка учителей ощущается острее всего. Почти решился, как неожиданно мне предложили попробовать устроиться в Национальную библиотеку Карелии, что, собственно, я и сделал.
Библиотека, хоть и крупнейшая в субъекте, представлялась мне понятным и незамысловатым местом. На тот момент я наивно полагал, что уж с выдачей книг как-нибудь справлюсь. Иллюзии разрушились в первый же день. Меня встретило большое современное учреждение: свыше 100 сотрудников, распределённых на отделы со своей спецификой работы, больше 1,5 миллиона книжных изданий по всевозможным отраслям знаний, огромное книгохранение, информационные ресурсы, бесконечные проекты и мероприятия, о существовании которых я не догадывался.
Я оказался в самом крупном структурном подразделении – отделе библиотечного обслуживания. Библиотеки сегодня вовлечены в круговорот перемен, который многим даётся крайне сложно. В 2015 году, когда я пришёл работать в эту сферу, то лично стал свидетелем этих изменений. Во-первых, у нас на тот момент шла реконструкция здания, в рамках которой библиотека расширилась, появились новое пространство и материальная база, провели повсеместный ремонт.
Правда, после завершения работ возникли проблемы как в старом здании, так и в новом. Подрядчик не устранил недостатки в рамках гарантийных обязательств, так как компания находится в стадии банкротства. Классика, конечно, но в этот раз речь идёт не о стройке, а о личном опыте.
В самом начале у меня поинтересовались: чем увлекаюсь и как я могу это связать с мероприятиями в стенах библиотеки. Любовь к книгам и кинематографу пришлась как раз кстати. Через несколько недель у меня родился проект, где я решил обсуждать и анализировать художественные произведения и их экранизации. Это всё переросло в цикл дискуссий на тему отечественного и зарубежного кино, но прямо или косвенно связанный с литературой.
Мы обсуждали миры братьев Стругацких и параллельно обращались к творчеству Бондарчука и Тарковского, сталкивали экранизации подростковых антиутопий и тексты Оруэлла, Хаксли, Замятина и Брэдбери, отправлялись на поиски «Героя нашего времени» Лермонтова и приходили к балабановскому Даниле Багрову.
Мне предложили взять на себя тему комиксов и графических романов. До этого я не очень этим интересовался, но решил не отказываться. Так родился проект «Территория комиксов», где в интерактивной форме шло знакомство с этой удивительной областью искусства. Для взрослых эту тему я старался раскрыть с иной стороны: вроде того, что персонаж Джокера появился из-за экранизации романа Виктора Гюго «Человек который смеётся», где главного героя Гуинплена сыграл немецкий актер Конрад Фейдт.
Я рассказывал и о необычных авторах и их работах. Например, про Шона Тана, очень крутого австралийского художника, чьи произведения меняют представления о графическом романе. Его книгу «Потерянная вещь» (The Lost thing) экранизировали, одним из режиссёров выступил сам автор. В 2011 году мультфильм взял «Оскар» в номинации лучший анимационный короткометражный фильм.
Шон же в ответе за роман «Прибытие» (The Arrival), повествующий о герое, который из-за конфликтов внутри страны оставил свою семью и покинул родной дом. Другая часть света встретила его незнакомой культурой, языком и общественным устройством. Эффект сопереживания главному герою появляется мгновенно, ведь в «Прибытии» вы не найдёте ни единого слова, только визуальная информация.
На этом моя работа не ограничивалась. Я изучал книжный фонд библиотеки, анализировал мероприятия и проекты, проходящие внутри и за пределами учреждения, узнавал об опыте зарубежных и отечественных коллег, привыкал работать на разных кафедрах, так как библиотекарь сегодня должен быть универсальным специалистом и куратором.
С самого начала не всё оказалось таким радужным. Первая проблема, с которой я столкнулся, это мизерная зарплата, которая составила чуть меньше 12 тысяч рублей. Сейчас с этим вопросом дела худо-бедно обстоят иначе, средняя зарплата в регионе, если мы говорим о культуре и официальных данных, составляет примерно 30 тысяч рублей. Руководство молодых сотрудников старается поддерживать, так как изменения невозможны без новых людей и подходов.
Что касается старших коллег, то в процессе взаимодействия внутри коллектива, помимо недопонимания, часто возникает взаимовыгодный обмен опытом. Обычно это происходит с теми, кто в этом заинтересован, а таких людей большинство.
С другой стороны, такие учреждения как школы, библиотеки и музеи довольно сложно идут на нововведения. Я понимаю, что легко пойти на поводу ностальгии, когда не было интернета, а в библиотеки ходили огромными толпами, но ведь всё поменялось невероятным образом. И вместо того, чтобы признать эти изменения и встроить в них библиотечную работу, некоторым удобнее окутать себя пеленой безразличия, нежелания и явного негодования в отношении чего-то нового.
На сегодняшний момент коллектив библиотеки заметно изменился. Десять лет назад молодёжь можно было по пальцам сосчитать, теперь же треть кадров — это люди до 35 лет. С момента моего трудоустройства в библиотеке успело поработать много молодых сотрудников. Многие из них не стали задерживаться в библиотечной сфере. Есть разные причины почему так происходит: некоторых не смогла заинтересовать специфика профессии или банально не справлялись с поставленными задачами, у других библиотека была просто временным местом работы.
Когда я сам просто пользовался библиотекой, некоторые вещи меня довольно сильно раздражали. Оставались элементы обслуживания читателей ещё с советских времён. После реконструкции появилось то, что я сам так давно ждал. Например, можно самостоятельно взять книги без обращения к сотрудникам библиотек: если брал их на дом, то в любое время суток можешь самостоятельно вернуть через станцию книговозврата.
Если свободного времени не хватает, то есть возможность через сеть заказать нужную литературу, а затем с помощью читательского билета забрать её в полке бронирования, которая похожа на ячейки для хранения ценных вещей. Никаких карточных каталогов, всё в цифровом варианте.
Почему же я всё-таки работаю в библиотеке? Честно признаюсь, что те идеи, которые мною предлагаются, за редким исключением, не встречают сопротивления со стороны начальства. Сотрудники разных возрастов готовы помогать и поддержать твои замыслы, многие коллеги раскрываются просто с нереально крутой стороны, сохраняя священный огонь молодости даже после 30 лет работы в библиотечной сфере.
И всё чаще встречаешь ситуации, когда здоровый консерватизм соседствует с нововведениями, ведь не стоит забывать, что традиционная библиотечная работа до сих пор остается востребованной.
Да я и сам вижу, что многое поменялось, но, на мой взгляд, не хватает качественных, даже фундаментальных изменений. За год у нас проходят тысячи мероприятий, где книга зачастую выступает обычным дополнением.
Библиотека – это то пространство, где ты можешь комфортно проводить время, посещать выставки, мастер-классы, квизы, лектории, встречи с писателями, режиссерами, концерты и крупные акции, но чтобы это стало повсеместным явлением не только для сотрудников, но и для пользователей библиотеки, необходимо осознание важности перемен на всех уровнях.
Часто работе мешает самоцензура, и это касается не только библиотек. В атмосфере перманентного страха и боязни сделать что-то не так скрывается тупик для изменений. Есть ещё проблема, что в библиотеки иногда приводят людей организовано, будь то простое ознакомление или какое-нибудь мероприятие. С этим я тоже столкнулся, ведь такой подход не формирует позитивного представления о библиотеке, куда приходишь только потому, что сам этого хочешь.
Часто информация о наших проектах не доходит до целевой аудитории. По этой причине некоторые крутые проекты не получилось воплотить в жизнь. К проблеме можно добавить и недостаточную вовлечённость подростков в библиотечное пространство. Как раз сейчас мы работаем над решением этой задачи.
Пошёл четвёртый год, как я работаю в библиотеке. За это время произошла куча разноплановых событий. Сегодня библиотека постепенно становится площадкой, которая может стать главным культурным, информационным и социально значимым местом города. Может, но еще не стала.
Вероятно, в маленькой библиотеке я бы не стал задерживаться. Всё-таки там, где я работаю, уже есть отличное пространство, необходимая техника и перспектива дальнейшего развития. Я стараюсь посещать другие регионы, принимаю участие в фестивалях, общаюсь с коллегами. В связи с этим можно смело сделать вывод, что остаётся ещё очень много мест, где время словно остановилось, а про 21 век даже не слышали. Это к вопросу недостаточного финансирования сферы, а также кадровой составляющей.
Мне приятно осознавать, что, несмотря на существующие проблемы, у меня есть возможность принимать участие в абсолютно разных мероприятиях, общаться и взаимодействовать с разными людьми. К примеру, сегодня мои коллеги из библиотечного проекта «Читка» могут поставить пьесу «Пинежский Пушкин», основанную на рассказе архангельского фольклориста и писателя Бориса Шергина.
В 1934 году повсеместно началась подготовка к юбилею Пушкина. Борис Шергин рассказал о поэте неграмотной пинежанке. Об услышанном она рассказала землякам. Эти пересказы, впечатления, отображения слышанного, своеобразно понятого, реплики, афоризмы, отрывочные, но эмоционально насыщенные и поэтически-образные, послужили материалом для компоновки «пинежского» рассказа о Пушкине.
Действие пьесы разворачивается в 1937 году в избе-читальне, где помимо деревенских представлений о Пушкине добавили контекст страшного и трагического периода советской истории. Я и сам принимал участие в этом проекте, только в другой постановке. Мне досталась роль чёрта, трикстера с намерением заполучить душу главного героя, в определённые моменты перевоплощающегося в участкового.
В один день может пройти творческо-просветительская программа для детей, где я могу рассказывать о космосе и вселенной, видеть искреннее удивление, живую заинтересованность, а на следующий день со взрослыми обсуждать, как творчество Чехова можно использовать в качестве лекарства от скуки.
Пару лет назад на акцию «Библионочь» я сделал площадку в формате «Фрэнки-шоу», только в режиме реального времени. С музыкальным и визуальным сопровождением я от имени известных людей рассказывал о своей жизни, а присутствующим требовалось раскрыть о ком идёт речь.
Вы начинающий художник или фотограф? В таком случае можно договориться, и вам бесплатно предоставят одно из выставочных пространств библиотеки. Хотите просто поработать над своим проектом? Пожалуйста, никто не против, а про наши мероприятия можно вообще отдельную статью писать. И мне хочется верить, что возможностей как-то себя проявить именно в стенах библиотеки будет только больше.
«Библиотекарь — не врач и не педагог, чтобы помогать людям в каком-то высоком смысле», — сказала Ольга Жигулина в комментариях под статьей о библиотекаре из Саранска.
Я не соглашусь. В идеале современный библиотекарь – это не только специалист своей области, но и учитель, психолог, автор, администратор и режиссёр. В нас крепко сидит небольшое заблуждение, особенно касательно университетов и школ. Система образования просто буксует на месте, процессы, что происходят в школе вызывают лишь недоумение, ведь именно там качественные изменения проходят сложнее всего, а программа и методика учебных дисциплин стоит на повторе десятки лет.
При таком положении дел библиотека имеет все шансы стать местом интересного и подлинного досуга для детей и подростков, которого им так не хватает, особенно в маленьких городах.
Учитель – это очень массовая профессия, где затаилось столько архаики, что непонятно как это изменить. Наличие молодежи дело не исправит, да и многие идут в педагогику по остаточному принципу, просто никуда больше не поступил.
Бывают моменты, когда апатия накрывает меня. Но, в конце концов, большинство вещей зависит от нас самих и нашего желания. Мне импонирует просветительская миссия в абсолютно разных форматах и проявлениях. Для меня библиотека стала тем местом, где можно пробовать реализовать себя. Несмотря на сложности, вроде остатков старых подходов к работе и периодическому скепсису окружающих.
Я хочу быть в центре изменений, которые хоть проходят сложно и неоднородно, но всё-таки проходят. Потому что во времена застоя лучшее место для молодых там, где протекают метаморфозы.
Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.
С чего начать знакомство с профессией молодому библиотекарю
Скорее всего, в наше время уже никто не думает, что библиотекарь — этот тот, кто весь день сидит в тихом читальном зале и читает книги в свое удовольствие.
На самом деле функционал сотрудников библиотеки огромен, и он может стать неожиданностью для неподготовленного молодого специалиста. Впервые придя на работу, он должен не только ознакомиться с большим объемом имеющейся литературы и удержать в голове принцип ее расстановки, но и запомнить выписываемые библиотекой периодические издания, особенности работы в АБИС и многое, многое другое. А ведь еще необходимо помочь посетителям найти ту самую книгу.
В статье ЛаЛаЛань расскажет, с чего начать знакомство с будущей профессией, как адаптироваться к неожиданной нагрузке и откуда черпать вдохновение молодому библиотекарю.
Необходимые качества для библиотекаря
Работа в библиотеке неразрывно связана с обработкой огромного объема информации. Современный библиотекарь — это и IT-специалист, и психолог, и администратор, и педагог, и историк, и актер, и литературовед, а иногда и дизайнер, и сценарист. Количество требуемых навыков и умений неисчерпаемо.
Однако, помимо этих дополнительных качеств, существуют и непосредственно профессиональные.
Библиотечное дело требует от сотрудника огромного количества знаний, навыков и компетенций. Получить их можно в соответствующем учебном заведении: в университете или профильном колледже.
Например, по специальности «Библиотековедение» можно пройти обучение в Московском гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий или Сахалинском колледже искусств. Поступить на специальность «Библиотечно-информационная деятельность» и «Документоведение и архивоведение» можно в один из следующих вузов:
Пройти дополнительное обучение можно, например, на Высших библиотечных курсах. Это платная форма переподготовки сотрудников библиотек с высшим небиблиотечным образованием. На курсах можно систематизировать и дополнить имеющиеся теоретические знания, а также получить практические навыки в области информатики и таких специальных дисциплин, как «Книговедение», «Библиографоведение» и другие.
Узнать на практике
Чуть выше ЛаЛаЛань подсказала, куда можно пойти учиться, если вы планируете работать в библиотеке. Однако не обязательно приходить в профессию только через соответствующее учебное заведение.
Многие становятся библиотекарями по разным причинам и часто без образования в области библиотечного дела: кто-то просто всю жизнь обожает книги, кто-то с рождения владеет бенгальским языком, а библиотеке срочно нужен такой специалист в отдел заведования бенгальской литературой, у кого-то библиотека рядом с домом — единственное перспективное место работы и так далее.
В этих и многих других невероятных случаях, когда профессиональный путь приводит нас в библиотеку, профильное образование менее важно, чем ваши личные качества, желание и готовность учиться новому. В библиотеке на практике можно изучить за полгода-год то, что некоторые узнают за 2–3 года в учебном заведении.
Разумеется, мы понимаем, что в одной статье невозможно отразить все тонкости работы библиотекарем, но надеемся, что нам удастся задать вектор для тех, кто ищет ответы на свои вопросы.
Итак, с чего можно начать будущему библиотекарю?
Познакомиться с терминами
В мире библиотечного дела — своя разветвленная система терминов, овладеть которой необходимо для профессионального общения с коллегами, посетителями и руководством.
Мы предлагаем вам для начала познакомиться со следующими терминами и понятиями.
Например, по периодичности издания делятся на:
В фонде библиотеки каждая книга промаркирована особым образом. У нее есть штемпель, инвентарный номер, и, возможно, RFID-метка. На переплете сверху и на обороте титульного листа располагается шифр. Например: 28.4 В 16.
В разных библиотеках срок, на который выдается книга, может отличаться, как и сами условия этой выдачи. Эти параметры разнятся в зависимости от ориентации на определенную группу читателей и профиля самой библиотеки. Кроме того, большинство современных библиотек оснащены RFID-технологией (что это такое и что общего у библиотеки и домофона, читайте в статье ЛаЛаЛани).
Это означает, что молодому специалисту необходимо изучить специфику работы с RFID-сканерами, научиться заполнять электронные формуляры и использовать ЭЧБ — электронные читательские билеты.
Поработать с посетителями
Несмотря на распространение электронных технологий и активно продвигающуюся вперед цифровизацию информации, в библиотеку приходят за тактильными ощущениями. А еще за живым, человеческим общением. Роль библиотеки в современном обществе не сводится к книгохранилищу, а библиотекарь уже давно занимается не только возвратом и выдачей книг.
Целевая аудитория библиотек различается, и это необходимо учитывать. Например, в университетскую библиотеку заходят студенты 17–30 лет и преподаватели, гораздо чаще они заинтересованы в учебной или научной литературе. А вот, например, в семейную муниципальную библиотеку приходят и мамы с детьми 3–5 лет, и подростки, и даже бабушки и дедушки, которые ищут интересный детектив на случай бессонницы. Для этих категорий библиотека — место проведения досуга и часто скорее духовного, чем информативного обогащения.
Для взаимодействия с такими посетителями пригодятся развитые коммуникативные навыки, умение подбодрить, заинтересовать, понять потребность читателя.
Пообщаться с коллегами
Наверное, один из самых быстрых и эффективных способов набраться опыта — обратиться к коллегам за советом, в котором они вам вряд ли откажут. Многие сотрудники работают на одном месте годами, оттачивая профессионализм, и даже просто наблюдение за их поведением на рабочем месте будет полезным и информативным.
Библиотекарь — яркий образ для художественной литературы и кинематографа. Свое искаженное прочтение он приобрел в прошлом веке, когда за библиотекарем закрепился совершенно неуместный образ возрастной женщины, шикающей на всех, кто говорит в читальном зале чуть громче, чем подобает. Однако и массовое увлечение чтением в советские годы прочно закрепило за библиотекарем образ компетентного, осведомленного и вдумчивого советчика, который всегда позволит читателю найти искомую книгу среди множества томов.
Разумеется, такой многогранный и неистощимый для интерпретаций образ не мог остаться незамеченным в художественной среде. Авторы подмечают исторические черты и их влияние на положение библиотеки в обществе, создают одни стереотипы о библиотечной среде и рушат другие. Библиотека и библиотекари встречаются в таких литературных произведениях, как: