Что может послужить причиной того что дети не играют

Почему современные дети не умеют ждать и не любят учиться, не переносят скуку и не играют сами

Проблемы современных детей достаточно серьезны. Если раньше школьники убегали на улицу и там весело проводили свободное время, то сегодня дети все чаще застревают в четырех стенах. И даже неважно где именно. Дом, школа, тренировки, танцы, секции – все едино. И в этих стенах наши дети ужасно пассивны – им все неинтересно. Несмотря на внешнюю активность жизни современные дети не умеют и не любят ждать, не хотят чему-то учиться, постоянно изнывают от скуки и при этом отказывают играть сами. Почему?

Ответы на эти вопросы уже давно получены психологами, и родителям стоит только изучить авторитетное мнение с целью корректировки воспитания и семейных ценностей. И тогда – хочется в это верить – получится изменить развитие детей в нужное направление.

Основные ошибки в воспитании детей

1. Моментальная реализация всех детских желаний со стороны взрослых!

Любой запрос ребенка сегодня принято моментально удовлетворять. Хочет есть – покупаем перекус. Скучает – даем планшет. Просит телефон – покупаем.

Взрослые стараются сделать детей счастливее, и к тому же бояться осуждения общества. Как так ребенок начнет плакать на улице и требовать шоколадку в магазине? Надо предупредить, предотвратить…

К сожалению, глобальный эффект у подобных действий прямо противоположный. Не удовлетворенность, а стресс.

Способность подождать исполнения желания – один из главных аспектов целеустремленности и успеха. Минимальные прививки «стресса», возникающие при запоздалом удовлетворении потребностей, учит бороться со стрессом в целом и в дальнейшем позволяют добиваться многого в жизни.

2. Уменьшение социальных контактов

Социальные навыки – основа успеха. Приобретаются же столь полезные умения только при живом и разнообразном общении.

Почему же современные дети не умеют общаться? Все просто.

Живое общение им все больше заменяют планшеты, телефоны, компьютеры. Конечно, есть такой вариант как социальные сети, но они не учат правильному взаимодействию, более того дают алгоритмы социализации в искаженном виде – через сленг, мемы, смайлики.

Более того, технологии отделили от детей и их родителей, которые и сами не прочь «потупить» в телефон, и рады занять ребенка «чтобы не мешал».

А ведь любой опыт достигается только тренировками. Если мы хотим научить детей общаться, то нужно их социализировать. И начать стоит с семьи.

Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть фото Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть картинку Что может послужить причиной того что дети не играют. Картинка про Что может послужить причиной того что дети не играют. Фото Что может послужить причиной того что дети не играют

3. Веселье и развлечения нон-стоп

Почему современные дети не умеют ждать?

Потому что их постоянно развлекают. И начинается это с самого раннего детства. Мамы, которые не занимаются ребенком постоянно – не играют и не развлекают его – подвергаются общественному порицанию. И начинают с еще большим усердием радовать малыша.

В искусственном мире постоянных развлечений нет скуки. Но реальный-то мир не такой. В реальной жизни много монотонной работы, обязательных дел и простых занятий. Мытье посуды, глажка белья, даже работа пылесосом – простая монотонная занятость, крайне нужная для развития нашего мозга.

Когда мы делаем механическую работу, мозг учиться работать в спокойно режиме. И потом, когда наступает череда домашних занятий, учебных повторений и иного неспешного развития, он реагирует адекватно. Помогает ребенку успешно адаптироваться к любым новым условиям.

4. Вредное влияние технологии

Гаджет – отличное спасение взрослых и настоящие «няньки» для детей. Но что в итоге?

Весьма печальный результат:

В простой жизни такое восприятие оборачивается серьезными проблемами:

Бьют гаджеты и по эмоциям, как детей, так и родителей. Эмоциональная доступность взрослых – важное «питание» детского мозга. Лишая детей этого, мы усложняем им будущее.

5. Дети правят семьей

Если ребенок чего-то не любит, принуждать и уговаривать его не будут. Дети все чаще диктуют, как их воспитывать. Родители не могут убедить чадо вовремя лечь спать или съесть суп, с боем забирают планшеты и еле-еле добиваются нормального выполнения домашних заданий.

В итоге, дети не получают нормального питания, полноценного сна – страдает развитие нервной системы, растет раздражительность, тревожность и невнимательность. Теряется понимание слова «надо» и приоритетным становится «я хочу».

Спросите, зачем уметь учиться современному ребенку и терпеть «надо»? Наверное, потому что для любые цели подразумевают не только действия по желанию, но и преодоление себя.

Хорошая специальность – требует обучения. Великие каратисты – тренируются ежедневно. Художники – начинают с простых штрихов.

Цели-то может и есть, но достичь их при подобных настроениях и минимальных навыках очень сложно. Это приводит разрушению придуманных желаний, и дарит детям горечь разочарования и банальную зависть.

Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть фото Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть картинку Что может послужить причиной того что дети не играют. Картинка про Что может послужить причиной того что дети не играют. Фото Что может послужить причиной того что дети не играют

Как научить ребенка терпению, эмпатии, учебе

Если понятно, почему современные дети не умеют учиться, ждать и играть, разберемся, как этому научить. В основе лежит тренировка разных участков мозга и простые правила жизни:

1. Понятные рамки

Режим и правила нужны для нормального развития и хорошего здоровья. Родителям стоит:

2. Ограниченный доступ к гаджетам и восстановление эмоционального контакта с детьми

Лучший вариант – семейный традиции, а также совместный отдых, игры и диалоги. Можно:

3. Учить ждать и скучать!

Это, действительно, важно. Скука – первый шаг к творчеству.

Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть фото Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть картинку Что может послужить причиной того что дети не играют. Картинка про Что может послужить причиной того что дети не играют. Фото Что может послужить причиной того что дети не играют

4. Приучайте ребенка к простым монотонным делам

Даже кроха может складывать за собой одежду, прибирать игрушки и заправлять кровать.

5. Учите социальному взаимодействию

Дети должны уметь и проигрывать, и выигрывать. Делиться вкусностями и игрушками. Хвалить и извиняться за реальные проступки. Быть вежливыми.

Дети меняются, когда родители корректируют подходы к воспитанию. Это может каждый: научить ребенка простым, но важным вещам и помочь детям добиться успеха в жизни.

Источник

Почему современные дети не умеют играть вместе?

Педагоги, психологи и многие родители отмечают, что современные дети либо совсем не играют вместе, либо играют очень мало, не умеют придумывать игры, чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Дети, не умеющие играть со сверстниками, замыкаются в себе и не умеют выстраивать взаимоотношения с окружающими. Общение со взрослыми не заменяет ребенку общение со сверстниками — для развития необходимо и то, и другое.

Именно сверстник нужен ребенку как предмет эмоциональной или деловой оценки, для самовыражения, управления другими. А при общении со взрослыми у ребенка вырабатываются другие умения: говорить и вести себя по правилам, слушать и понимать другого человека, усваивать новые знания. Для сравнения приведем анализ особенностей общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Особенности общения ребенка со сверстникамиОсобенности общения ребенка со взрослыми
Яркая эмоциональная насыщенность речи. Резкие интонации, крики. Смех. Разные выражения оттенков от эмоций бурной радости до бурного негодованияПреобладание спокойной речи
Нестандартность: из-за отсутствия жестких норм и правил дети используют неожиданные сочетания слов и звуков, передразнивают друг друга, что способствует развитию словотворчестваРебенок придерживается определенных норм вежливости и общепринятых форм общения
Преобладание инициативных высказываний над ответными. Ребенку важнее высказываться самому, чем выслушать другогоРебенок больше слушает
Управление действиями партнера, контроль его действий, навязывание ему собственных образцов, постоянное соревнование с собойВзрослый остается для ребенка источником оценки
Рождаются такие сложные явления, как притворство, нарочное выражение обиды, фантазированиеРебенок требует правдивости

Почему же проблема взаимоотношений детей между собой стоит так остро?

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов в учебной деятельности. Нагружая ребенка занятиями или только обучающими играми, не предусматривающими коллективного сотрудничества, взрослые не понимают, что обрекают своего ребенка на одиночество.

К ребенку при поступлении в первый класс предъявляются достаточно высокие требования, поэтому родители в первую очередь озабочены тем, как подготовить его к школе. Все стремятся научить детей читать, писать, считать, забывая о том, что ведущая деятельность ребенка-дошкольника — игровая и познавательная. А между тем именно в игре ребенок активно познает мир, который его окружает, беря на себя разные роли и обучаясь общению, взаимодействию с окружающими людьми. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности.

Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат, увы, уже к «неиграющему» поколению. Они часто сами не умеют играть. К тому же у взрослых регулярно не хватает времени. Родители иногда даже не знают, о чем можно поговорить с ребенком — общение сводится к вопросам «Что ты ел?», «Как ты себя чувствуешь?», «Почему ты плачешь?». И этот же опыт общения переходит от детей к сверстникам. Педагоги утверждают, что дети, собравшись вместе, не могут придумать себе занятия, с трудом объединяются в группы, ждут инициативы от взрослого.

В-третьих, прерывается опыт передачи игр младшим детям от более старших. Увы, но дворовые компании разновозрастных детей в настоящее время редкость. А если такие компании есть, то родители боятся отпускать своих детей с более старшими в силу разных причин.

Как же быть тогда взрослым? Мы не предлагаем готовых решений, а говорим о проблеме. Сделать выводы и найти решения должны сами взрослые, но для этого нужно помнить, что единственный язык, который легко дается детям, — это язык игры и беседы.

В издательстве «Вентана-Граф» вышла интересная программа «Предшкольная пора» под ред. Н.Ф. Виноградовой. Из множества рабочих тетрадей, которые направлены на разностороннее развитие ребенка, можно выделить пособия С.А. Козловой «Я и мои друзья», «Я хочу в школу», Т.А. Куликовой «Я и моя семья». В них показаны формы взаимодействия родителей и детей или группы детей, даются задания, которые помогают ребенку понять ценность дружбы и семейных традиций. Совместные занятия — рисование, составление генеалогического древа, чтение, изготовление игрушек, поделок, кулинарных блюд помогут ребенку подготовиться к социальной адаптации в коллективе детей, а родителям — лучше узнать своего ребенка.

Именно через игру и общение дети узнают мир со всеми его сложностями, усваивают систему взаимоотношений, развиваются, формируются как личности. Именно игра и беседа позволяют скорректировать возникающие возрастные проблемы. Нехватка времени у взрослого на игру и задушевную беседу провоцирует преждевременное взросление малышей, приводит к серьезным проблемам и в нашей взрослой жизни, и в жизни самих детей: сложности с обучением в начальной школе, в адаптации к взрослой жизни, трудности в общении.

Чеховских О.Г.
методист отдела сопровождения инноваций и педагогического эксперимента
МОУ ДПО «Центр развития образования», г. Самара

Источник

Не все так просто. Почему дети «века гаджетов» перестали двигаться и играть

Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть фото Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть картинку Что может послужить причиной того что дети не играют. Картинка про Что может послужить причиной того что дети не играют. Фото Что может послужить причиной того что дети не играют

Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть фото Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть картинку Что может послужить причиной того что дети не играют. Картинка про Что может послужить причиной того что дети не играют. Фото Что может послужить причиной того что дети не играют

Ленивое поколение

В социальных сетях постоянно всплывают посты о том, как изнежены современные дети. В список претензий входит: совсем не двигаются, не гуляют, не играют друг с другом во дворе. Причина? Ничего не интересно, кроме гаджетов, онлайн игр и мемов.

Претензии, надо сказать, в отношении многих современных детей и подростков отражают настоящее положение дел. Если ребёнок не ходит на танцы, гимнастику, какой-нибудь вид спорта подвижнее шахмат, то он, скорее всего, рыхлый, вялый, не умеет нормально бегать и максимально безопасно падать. Тревогу по этому поводу бьют учителя физкультуры по всей России: дети не справляются с элементарной программой, получают травмы буквально на ровном месте.

Вот краткий список того, что должен уметь ребёнок к десяти годам в плане движения:

Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть фото Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть картинку Что может послужить причиной того что дети не играют. Картинка про Что может послужить причиной того что дети не играют. Фото Что может послужить причиной того что дети не играют

Большинство современных мам и пап умели в детстве больше: например, кувыркаться, кататься по ровной поверхности, висеть, зацепившись ногами, и делать сложные манипуляции с мячиком. Но в списке — те движения, которых хватает для того, чтобы у ребёнка было всё в порядке с координацией и безопасным движением. И огромное количество десятилетних детей не способны с ними справиться. Однако гаджеты и социальные сети тут ни при чём. Все претензии стоило бы обратить ко взрослым.

С больной головы на здоровую

Когда мы сетуем на то, что девочки больше не играют в резинку и скакалку, в «козла» (игра с мячом, который надо перепрыгнуть после того, как он отскочил от стенки), а мальчики забыли футбол на переменках и «канадскую борьбу» (когда дети толкаются боками, убрав за спину руки) и между уроками в лучшем случае обсуждают новости из социальных сетей и прохождение игр, а в худшем — стоят, вперившись взглядом в телефоны, мы как-то упускаем из вида такой аспект, как. доступность движения в современной школе.

Выговор можно получить за игру в резиночки в рекреации, за канадскую борьбу, за попытку достать скакалочки. Рекреации рассматриваются как мини-версия актового зала, как дополнительный спортивный зал или как прихоть архитектора, но не в коем случае не как место, где детям можно и нужно двигаться. Разрешат разве что приседать на месте, но детей не слишком вдохновляет подобный «отдых».

Бегающие, прыгающие, толкающиеся дети — это, с точки зрения многих школ, прежде всего, порча напольного покрытия и синяки, за которые придётся объясняться с родителями. С учётом ситуации с медработниками в школах, администрация также очень боится пропущенного сотрясения мозга или вывихов. Даже стоящие в некоторых рекреациях шведские стенки неприкосновенны! Во-первых, от детей они портятся, во-вторых – а вдруг что?

Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть фото Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть картинку Что может послужить причиной того что дети не играют. Картинка про Что может послужить причиной того что дети не играют. Фото Что может послужить причиной того что дети не играют

Хорошо, здания школ могут быть слишком старыми. Игры во дворе? Но во многих школах запрещено выходить во двор на переменах. Клумбы потопчут, с уроков сбегут, ну и, конечно, головы друг другу проломят. Снова — а вдруг что. И этим «а вдруг что» страдают не только педагоги, сами родители тоже предъявляют претензии, если ребёнок бегал в коридоре или дворе и рассадил колено. И не только потому, что родители боятся претензий от опеки. Они. просто боятся.

Безопасность очень небезопасна

Шведские исследователи первыми забили тревогу. Культ безопасности ребёнка обернулся неожиданной стороной. Родители из тревожности не дают детям гулять во дворе без присмотра, детским компаниям — ходить в лес, на детской площадке одёргивают малышей, пытающихся куда-то залезть. В результате – естественная тяга ребёнка к движению подавляется.

В конечном счёте это выливается в то, что он становится неусидчивым, всё время вертится во время занятий или просмотра кино — тело требует своего, ведь для детей от природы характерна высокая двигательная активность (с некоторыми вариациями, в зависимости от темперамента и состояния здоровья).

Однако сама по себе нехватка движения не страшна. Страшно, что не происходит нормальной ежедневной мелкой тренировки тела, которая помогает избежать травм в ситуации, когда нагрузка повышается по какой-то причине. Дети больше не умеют падать безопасно и, хотя их день за днём берегут от падений, когда несчастный случай всё же происходит — получают травмы неожиданно более серьёзные, чем во времена нашего детства.

Кроме того, «безопасные» детские площадки на самом деле не останавливают тягу многих детей к экспериментам. Дети, следуя инстинкту, изобретают новые, неочевидные родителям способы проверить себя на прочность, силу и ловкость, и эти способы куда опаснее традиционных залезаний на дерево или попытки проползти по-пластунски под качелями.

И всё же ситуация с движением в скандинавских странах лучше, чем в России. В отличие от российских школ, скандинавские поощряют прогулки и подвижные игры во дворе. Конечно же, на случай совсем опасных ситуаций за детьми приглядывают — но никто не запретит детям лазать, бегать, играть в мяч и толкаться (но не драться!).

Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть фото Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть картинку Что может послужить причиной того что дети не играют. Картинка про Что может послужить причиной того что дети не играют. Фото Что может послужить причиной того что дети не играют

По причине того же беспокойства из-за безопасности, а так же, частично, из-за ситуации с разводами, из-за которых дети по выходным встречаются с отцами, а не гуляют со сверстниками (а еще занимаются с репетиторами на другом конце города), из детской культуры пропали командные дворовые игры. В норме дети постарше обучали этим играм младших, напрямую или просто своим примером. Сейчас эта культура передачи знаний и навыков внутри детской компании просто пропала.

Обычный аргумент против критики культа безопасности в России — воспоминания о том, сколько подростков в девяностые, из поколения «как мы выжили», умерло или покалечилось. Да, во времена, когда многие родители вообще никак не могли уделять внимания своим детям. Такие радикальные противопоставления подхода к детям и их безопасности, собственно говоря, верный признак невроза: для невротика в подходе часто существует только «или. или. », без промежуточных состояний.

Отказ от полного ограничения ребёнка в движении и общении со сверстниками в неформальной обстановке (не на кружке или в школе, где почти все взаимодействия урегулированы взрослыми и сильно урезаны) не означает исключительно отказ от беспокойства за ребёнка вообще.

Без сомнения, стоит вырабатывать новые или вспоминать старые тактики, чтобы наполнить жизнь ребёнка подвижными играми и проверками на ловкость, которые, надо сказать, важны и психологически тоже. Лучше бы заняться этой проблемой вместо того, чтобы сваливать вину взрослых на детей и гаджеты в их руках.

Источник

«Отсутствие игры может привести ребенка к неврозу»: интервью педагога и специалиста по игре Натальи Беляевой

Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть фото Что может послужить причиной того что дети не играют. Смотреть картинку Что может послужить причиной того что дети не играют. Картинка про Что может послужить причиной того что дети не играют. Фото Что может послужить причиной того что дети не играют

© Коллаж Chips Journal

А вы играете с ребенком?

На карантине мы с вами, очевидно, проводим с детьми больше времени, чем в обычной, «мирной» жизни: они ходят в сад, школы, в кружки, играют на площадках и бывают в гостях у друзей и старших родственников. Так что поэтому сейчас потребность в игре с родителями у детей серьезно возросла. О том, что такое игра, зачем она нужна и как внедрить ее в жизнь, мы поговорили с педагогом и руководителем петербургского проекта «Культура игры» Натальей Беляевой. Оригинал этого интервью вышел на НЭН.

Как и когда игра должна появиться в жизни ребенка?

Игра появляется в жизни ребенка с его рождения как культурный элемент. Волей или неволей мы читаем прибаутки, гладим ребенка, играем в «ку-ку-прятки» и многое другое. Мы, бабушки, дедушки, случайные прохожие, другие мамы в очереди поликлиник… Все это ребенок впитывает и повторяет. Чем старше он становится, тем сложнее становятся игры, и то, какими они будут, зависит от среды, окружения, всех тех, за кем у ребенка есть возможность подсмотреть.

Для чего нужна игра?

Самое страшное сегодня, что игра воспринимается не как ценность и необходимое условие развития, а как трата времени. В эпоху достижений детей загружают занятиями, тренировками, образовательными программами, совсем не оставляя времени на свободную игру. Для многих родителей это попытка подготовить ребенка к школе, фундамент успешности, однако вот что пишет канадский психолог, автор концепции развития ребенка на основе его привязанности к взрослому: «Оказывается, что именно в игре происходит большая часть роста, включая даже рост мозга. Развитию для прогресса требуется пространство, свободное от последствий и предосторожностей. Раньше мы думали, что мозг развивается в школе. Теперь мы знаем, что это игра развивает мозг, который затем может использоваться в школе».

Но для чего же игра нужна помимо того, что это в радость? По исследованиям немецкого фонда «Право играть», для гармоничного развития ребенку необходимо к шести годам «наиграть» 15000 часов (это шесть часов в день!). С помощью игры дети развивают тело, знания и эмоциональный интеллект. С первыми двумя обычно не возникает проблем, так как результаты таких игр можно измерить — сантиметрами, скоростью, правильными ответами. А вот с играми, которые развивают эмоции (сюжетно-ролевые) все гораздо сложнее — итог не пощупать руками. Именно по этой причине они постепенно исчезают из детских центров и садов, а мы сталкиваемся с тем, что детям сложно ждать, они не умеют договариваться, решать конфликты, контролировать эмоции, слушать, у них проблемы с эмпатией.

Какие игрушки точно нужны ребенку от года до трех?

От года до трех игры преимущественно предметные, ребенок набирается сенсорного опыта, который послужит ему фундаментом в течение всей последующей жизни. От этого будет зависеть очень многое. В этот период очень важно, чтобы игрушки были разнообразны в первую очередь по материалам, отличались тактильно, по форме, цвету. И игрушкой я сейчас называю не ворох плюшевых зайцев, мечей и пластиковых сортеров, игрушка — это в принципе любой предмет в окружении ребенка на этом этапе. По опыту, тряпочка, палочка, камушек, венчик от миксера, ложка, фантик могут составить конкуренцию самым навороченным куклам Барби. Важное условие — возможность увидеть ребенку: а как можно с любым предметом играть. Игрушки сами по себе не ценны, гораздо важнее — перенять опыт игры с ними. Для этого нужна среда и личный пример старших братьев/сестер, родителей.

Как научиться выбирать игрушки?

Выбор игрушки — это одна из самых больших родительских проблем. Я всегда предлагаю отталкиваться от того, что во-первых интересно ребенку, а во-вторых, вызывает искренний настоящий интерес и вдохновение у вас. Почему? Да потому что именно ваша реакция будет определяющей, ваш опыт игры будет бесценен, но это невозможно воплотить, если игрушка вызывает у вас неприязнь. Дети ее почувствуют. Самый идеальный вариант — создавать игрушки вместе с ребенком из подручных предметов — шишек, палочек, тряпочек, бумаги. Сложите игрушку из листка бумаги с помощью оригами, сверните птичку или зайца из тряпочки, из фольги смастерите корону или меч, а сколько всего можно придумать с коробкой. Обычной картонной коробкой! Посмотрите для вдохновения вот это видео.

Чем проще игрушка, тем лучше, это расширяет рамки для фантазии, дает больше свободы и не сковывает шаблонами восприятия.

Ну и конечно, важно при выборе игрушки понимать, а для чего она вам необходима? Чтобы научить ребенка чему-то (дидактические материалы)? Чтобы укрепить здоровье (скакалки, резиночки и прочее)? Или чтобы была возможность развернуть сюжеты, диалоги, прожить приключения (костюмы, маски, ткани)? Все это поможет сузить круг при выборе той или иной игрушки на прилавке.

Во что играть с малышом и когда он начнет интересоваться сюжетно-ролевой игрой?

По общепринятым табличкам о развитии, дети начинают играть в сюжетно-ролевые игры (те самые, что развивают эмоциональный интеллект) с трех лет, интерес к ним появляется чуть раньше, и ребенок наблюдает, запоминает, исследует их, подсматривает за старшими, впитывает. Но мы должны понимать, что это происходит в условиях, когда есть за чем подсматривать, когда есть те, у кого этот опыт можно перенять. Сам по себе ребенок не заиграет, если не сталкивался с таким явлением.

У малышей сюжеты сначала не глобальные, например, кашу варят и самозабвенно могут этим заниматься целый час. Потом появляется идея, что можно кашу посолить, а за солью в магазин понарошку сходить, а в магазин можно поехать на машине/автобусе/велосипеде… Таким образом сюжет усложняется, становится интереснее, ребенок с радостью придумывает новые повороты. Но начало всегда очень простое, не нужно ждать многосерийного сериала от трехлетки. Кроме того, играть поначалу стоит с сюжетов, которые очень понятны ребенку и с которыми он сталкивается каждый день: покормить зайца, спать мишку уложить, куклу искупать. Это связано с тем, что игра — она про действие, а значит, нужно понимать, как его воплотить: очень сложно пилотировать самолет, если ты этого никогда не видел.

Как помочь ребенку освоить принципы сюжетно-ролевой игры? Нужно ли вообще это делать?

Самый лучший способ — играть самому, не пытаться на словах что-то объяснять, а сразу действовать. То есть из позиции сверху— «я взрослый и сейчас расскажу, как играть» — перейти в роль напарника, первого среди равных, общаться с ребенком из роли, изнутри процесса. Важно так же помнить, что игра — дело добровольное, поэтому, если ребенок не хочет, не надо заставлять. Да, даже если вам очень хочется и сейчас есть время «причинить добро», стоит отступить. Главная ваша помощь — передать тот драйв, что рождается в игре личным примером, шалить, ломать шаблоны, создавать вызовы в игре, «заряжать», но никак не принуждать и поучать. Этого, поверьте, детям еще хватит на много лет вперед.

Нужно ли? Если есть играющая кампания, то вам повезло — ребенок впитает это самым естественным образом благодаря другим детям. Но если такой среды нет, и вы единственный, кто может ее создать, тогда это вопрос вашего выбора и приоритета — помогать ребенку в освоении сюжетно-ролевой игры или нет, развивать его эмоциональный интеллект или нет, обогащать ситуативный опыт или нет. Здесь нет однозначного ответа, потому что если вы пришли злым с работы, то лучше восстановить силы и быть хорошим папой/мамой и не рычать на ребенка без повода, чем впасть в режим жертвы и срываться на него по мелочам весь вечер. Но если силы есть, то почему бы и нет?

Модерировать ли игру ребенка на площадке со сверстниками? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?

Если модерация подразумевает управление процессом, то нет. Детям важен опыт самостоятельной игры. Если модерация в формате сопровождения, поддержки детских идей и помощи в их воплощении, я всегда за. Опять же, если в этом есть необходимость и вы видите, что ничего на площадке кроме бесиловки не происходит, а у вас есть сейчас задор и вдохновение показать ребятам, что бывает по-другому.

В каких случая вмешиваться стоит однозначно? Если есть угроза физической безопасности, и тут обычно все предельно прозрачно. Но есть еще ситуации, когда вмешиваться стоит — безопасность психологическая: обзывательства, невозможность мирно разрешить конфликт (не потому что не могут, а потому что не знают, как), слезы, буллинг, давление. Важно не кидаться на чью-либо сторону, а безоценочно описать, что вы видите, побыть зеркалом своего рода, предложить что-то с этим сделать без правых или виноватых, приняв при этом эмоции всех сторон.

Многие советуют «проигрывать» с ребенком какие-то сложные для него ситуации? Может ли это делать родитель или это нужно делегировать специалистам?

Это делают неспроста. Дело в том, что любая игра носит терапевтический эффект, так как по человеческой своей натуре мы (и дети, и взрослые) выбираем для игры те сюжеты, которые больше всего нас волнуют и таким образом перевариваем их, стараемся осознать, что-то принять, «пощупать». Сложные ситуации действительно есть смысл проигрывать, но только когда вы понимаете, что сможете справиться с эмоциями ребенка, принять их, сконтейнировать, не осуждать и не отстраняться, пробыть с ним в моменте от и до. Обычно именно это самое сложное. Важно в таком процессе действительно играть, а не «корректировать» ребенка. Если чувствуете, что пока не готовы к такому на сто процентов, то лучше обратиться к специалисту.

Что делать, если родитель не хочет и не может себя заставить играть?

В моей практике «не может» обычно означает «не хочет». Стремление играть заложено в нас природой и мозг устроен таким образом, что в той или иной мере каждый из нас в состоянии это делать. Но как я говорила выше, игра — дело добровольное, для всех ее участников, для родителя в том числе. Как нельзя заставить любить искусство, так же нельзя заставить и играть. В это можно втянуться, найти в этом процессе вдохновение для себя, и тут не будет универсального рецепта: кому-то будет интересно находить новые повороты в сюжете, кому-то мастерить, третьим родителям заново открывать для себя ребенка… У каждого будет своя точка входа в состояние «ХОЧУ и МОГУ». Появится желание открыть для себя мир игры — способ найдется.

Как понять, что потребность ребенка в игре не удовлетворена?

Если у вашего ребенка есть по шесть часов в день на игру, тогда все в порядке. Если нет, тогда скорее всего есть смысл озадачиться и найти на нее время в расписании.

Если ребенок недостаточно играет, то скорее всего, у него есть сложности в общении со сверстниками, он часто напряжен, много сил тратит на соблюдение границ и правил, которые выставлены сверху и поэтому накапливается стресс и усталость, ему почти все «неинтересно»; часто отсутствие игры может привести ребенка к неврозу.

Расскажите о ваших игровых встречах в Петербурге? Что на них происходит и для чего они?

Игровые встречи для детей и семей, где мы окунаемся в мир сюжетно-ролевой игры (недирективной) — ее часто называют «свободной игрой» — и развиваем эмоциональный интеллект. Играем с трех лет, со школьниками, со взрослыми. К нам никогда не поздно присоединиться! Игровые встречи — это возможность родителям делегировать создание игровой среды для ребенка на нас, возможность отдохнуть или подсмотреть за процессом и вдохновиться на игру дома, вспомнить себя в детстве, шанс для ребенка подсмотреть за игрой понарошку. Мы встречаемся, чтобы побыть феями, директорами, суперменами, поварами, брантозябрами, в конце концов, и как ни странно, именно через такие игры развивается эмоциональный интеллект.

Зачем все это нужно?

В таких свободных ролевых играх дети научаются контролировать свои эмоции, слышать и видеть других ребят, получают безопасный опыт разрешения огромного количества ситуаций, овладевают границами «понарошковости», развивают предметозамещение и еще много-много всего. Но самое главное — они получают огромное удовольствие и жизненный опыт (который очень реален и глубок, несмотря на «понарошковость» созданной игры).

Также мы проводим игровые встречи для взрослых, практикумы и онлайн курсы, которые помогают ЗАХОТЕТЬ играть взрослым и дают для этого не только знания, но и помогают сформировать навыки, привычку играть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *