Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100

Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100

«Матрёшка» игра в Одноклассниках, уровни 641-660, эпизод 33 «Мраморные пещеры»

641 Вопрос: Иван Царевич пустил стрелу. Куда она попала?
Ответы:
БОЛОТО
ЛЯГУШКА
ЖАБА.
642 Вопрос: Что находится у вас под кроватью?
Ответы:
ПЫЛЬ
ПОЛ
НИЧЕГО
643 Вопрос: Что можно положить в качестве начинки в пиццу?
Ответы:
КОЛБАСА
СЫР
ГРИБЫ
644 Вопрос: При покупке одежды на что Вы смотрите в первую очередь?
Ответы:
ЦЕНА
КАЧЕСТВО
РАЗМЕР.
645 Вопрос: Какой костюм лучше одеть на Хэллоуин?
Ответы:
СТРАШНЫЙ
ВАМПИР
ВЕДЬМА.

646 Вопрос: Где можно прятать шпаргалку?
Ответы:
ТРУСЫ
РУКАВ
КАРМАН
647 Вопрос: Что нужно, чтобы написать картину «Черный квадрат»?
Ответы:
КИСТЬ
ХОЛСТ
КРАСКИ.
648 Вопрос: Самые лучшие друзья Деда Мороза?
Ответы:
ДЕТИ
СНЕГОВИК
ОЛЕНИ.
649 Вопрос: Что выдает влюбленного человека?
Ответы:
ГЛАЗА
УЛЫБКА
ПОВЕДЕНИЕ.
650 Вопрос: Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу?
Ответы:
УСЫ
СОЛНЦЕ
ВОЛОСЫ

651 Вопрос: Что делать, если на курорте плохая погода?
Ответы:
СПАТЬ
ПИТЬ
УЕЗЖАТЬ.
652 Вопрос: Кто любит сидеть дома?
Ответы:
ДОМОСЕД
КОТ
СТАРИК
653 Вопрос: Какое транспортное средство начинается с буквы Т?
Ответы:
ТРАМВАЙ
ТАКСИ
ТРАКТОР
654 Вопрос: Что мужчина берет с собой в баню?
Ответы:
ПИВО
ВЕНИК
ПОЛОТЕНЦЕ.
655 Вопрос: Что или кто может помешать водителю на дороге?
Ответы:
ПЕШЕХОД
ЖИВОТНОЕ
ДПС.

656 Вопрос: Где Вы предпочитаете проводить свободное время?
Ответы:
ДОМА
ПРИРОДА
УЛИЦА.
657 Вопрос: Чего хочется в самолете?
Ответы:
СПАТЬ
ПИТЬ
ЕСТЬ.
658 Вопрос: За что необходимо платить каждый месяц?
Ответы:
КВАРТИРА
СВЕТ
ИНТЕРНЕТ.
659 Вопрос: Девушка быстро бежит на каблуках. Куда она спешит?
Ответы:
СВИДАНИЕ
РАБОТА
АВТОБУС
660 Вопрос: Как присвоить зарплату собственного мужа?
Ответы:
ЗАБРАТЬ
УКРАСТЬ
ПРОСИТЬ.

Источник

Что рисуют дети, и когда нужен детский психолог

Почти все дети с удовольствием рисуют. Рисунок – это и детская фантазия, и отражение того, что малыш увидел или чему научился. Это и игра, и обучение. Как часто мы гордимся, если рисунки получаются все лучше и лучше, но почти не обращаем внимания на то, что именно и как изображено на листе бумаги.

А ведь в детском рисунке отражается внутренний мир ребенка, именно поэтому психологи уделяют рисунку особое внимание. Потому что нарисовать ребенку легче, чем выразить что-то словами. Рисунок – это такой искренний рассказ о себе, о том, как ребенок воспринимает и себя, и свое окружение.

Для специалиста это еще и показатель психического развития ребенка, его восприятия, моторики, развития мышления и речи, его эмоционального состояния, поэтому так часто на консультациях психолог просит ребенка нарисовать конкретный рисунок, и оценивает его по определенным критериям. Как правило, рисуночные тесты являются дополнением к другим диагностическим методикам, и сами по себе никогда не являются основанием для какого-либо диагноза. Они помогают понять, как и о чем ребенок думает, как он что-то представляет, что он чувствует, и где могут быть проблемные ситуации.

На что стоит обратить внимание?

Посмотрите на детский рисунок более внимательно – и вы узнаете своего ребенка намного лучше. О чем он думает и мечтает? Чего он боится? Как он видит мир вокруг себя?

Обращайте внимание на рисунки ребенка в целом. Какие эмоции они передают? Какое общее впечатление складывается? Как вам кажется, какие чувства испытывал ребенок, пока рисовал – он радовался, грустил, злился, сожалел о чем-то?

Лучше всего, если вы посмотрите на разные рисунки, потому что отдельно взятая картинка может быть и случайной, и просто говорить о каком-то мимолетном состоянии.

О чем могут рассказать рисунки?

Психологи заметили, что некоторые рисунки могут рассказать о важных для ребенка вещах – о его семье и взаимоотношениях внутри семьи, о нем самом и о том, как он видит себя в мире. А мы с вами можем приоткрыть дверцу в мир, который видит ваш ребенок.

Рисунок семьи

Дети часто рисуют папу и маму, бабушку и дедушку, своих братьев и сестер. Давайте посмотрим на семью глазами ребенка:

Нарисуй девочку (мальчика), похожего на себя

Нарисуй детский сад / Нарисуй свой класс

А это уже может быть опасно!

Иногда рисунок может стать сигналом, что с ребенком не все в порядке, и стоит обратиться к психологу или к врачу. Мы ни в коем случае не призываем ставить диагноз и делать какие-то выводы только на основании рисунков. Но на некоторые моменты мы хотели бы обратить особое внимание.

Вот некоторые тревожные сигналы, которые не стоит игнорировать:

Обратите внимание, как ребенок рисует

Очень слабый нажим на карандаш, нечеткость линий, а у детей старше 5-6 лет – неспособность заштриховать (“закрасить”) область внутри замкнутой линии (штриховка выходит далеко за область контура, или значительно не доходит до контура).

О чем это может говорить? Эти проявления могут говорить о неврологических нарушениях, нарушениях зрения или опорно-двигательного аппарата или о нарушениях мелкой моторики. Стоит обратить внимание педиатра и невролога.

На рисунке человека присутствуют изображения внутренних органов. Конечно, нарисованное сердечко у принцессы или принца – не в счет, или рисунок приема у врача. Но если ребенок часто изображает внутренние органы в подробностях, то стоит проконсультироваться у психиатра.

Разрозненность частей тела на рисунке: руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны друг с другом и ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека.

Что это означает? Это может говорить о личностной дезорганизации или психических нарушениях. Желательно получить консультацию детского психолога или психиатра.

Стереотипные рисунки: один и тот же рисунок повторяется много раз, с одинаковыми элементами, цветами, расположением на листе.

Что это означает? Это может быть признаком психологических нарушений – например, что-то является для ребенка очень важным, он не может прожить какую-то ситуацию, и постоянно рисует одно и то же. Рекомендуем проконсультироваться у психолога.

На рисунках полностью отсутствуют люди и животные: ребенок рисует только неодушевленные предметы или абстрактные рисунки.

О чем это может говорить? Это может быть как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений, например, аутистического спектра. Стоит проконсультироваться у невролога и детского психолога.

Травмы у людей: иногда в рисунках отражается физическая боль ребенка, о которой он боится сказать. Посмотрите на травмы у людей или зверей на картинках, обратите внимание на место, где нарисован пластырь. Может быть, малыш ушибся или его что-то волнует? Спросите его об этом или осмотрите это место у ребенка.

Полный отказ рисовать. Обычно дети легко делают то, что им дается без особого труда. Если же рисовать по каким-то причинам трудно – то это может быть показателем скрытых проблем.

Что это означает? Возможно, у ребенка недоразвита мелкая моторика, и ему действительно сложно рисовать (это вопрос для консультации у детского невролога). Полный отказ рисовать может быть и показателем психологических проблем – ребенок боится совершить ошибку, боится выразить себя, или даже он пережил травматическую ситуацию и боится проявляться свои чувства. В этом случае стоит обратиться к детскому психологу.

Обращайте внимание на рисунки в целом. Если вы заметили, что меняются цвета, есть какие-то непонятные для вас изменения в теме рисунков – не стесняйтесь, спросите у детского психолога. Рисунок вашего ребенка может отражать его эмоциональное состояние в целом.

Рисунок – это прекрасный повод для общения!

Почаще говорите с ребенком о его рисунках. Это замечательный повод для беседы – вы узнаете, о чем ребенок думает, что его тревожит или вдохновляет, о чем он мечтает.

Иногда ребенку сложно что-то сказать напрямую, но он это может выразить через рисунок и свой рассказ о нем. Это очень хороший способ больше узнать о своем собственном ребенке – о его внутреннем мире, о его восприятии других людей. А еще это полезно самому ребенку – ведь он учится рассказывать, строить предложения и выражать свои мысли и чувства.

Словом, если отнеситесь к детским рисункам более внимательно, и вы увидите мир глазами вашего малыша и сможете лучше его понять.

Источник

Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100

Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Смотреть фото Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Смотреть картинку Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Картинка про Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Фото Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100

Губы выражают настроение персонажей: улыбку, грусть. Если герои рисунков: сам ребенок, родители, друзья – улыбаются, это показатель гармонии и позитивного настроя у ребенка.

Ребенок на рисунке сильно выделяет рот и зубы, то в глазах ребенка этот человек воспринимается как вербального агрессора. И вовсе это не значит, что такой человек много говорит, но он может по отношению к ребенка выдавать колкие замечания.

А если любимая бабушка или мама вообще без рта нарисована? Есть повод задуматься, возможно вы слишком Часто ругаете своего ребенка? Если ребенок у других людей на рисунке рисует эти части тела, а у одного персонажа пропускает, есть повод насторожиться.

Уши – это в понятии ребенка не самый важная деталь, поэтому дошкольники часто уши просто не рисуют. Впрочем, оно и понятно. Зачем человеку уши? Вам каждый ребенок скажет: Уши нужны для того, чтобы слышать мнение других о тебе. А если это мнение, ну, скажем не очень лестное? Вот и я о чем! Кому же понравится слушать нелестное мнение о себе? Критика, вещь неприятная, хоть и полезная.

Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Смотреть фото Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Смотреть картинку Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Картинка про Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Фото Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100

Нарушенные пропорции. Ребенок рисует одни предметы крупнее, чем все остальные. Это могут быть значимые для ребенка люди или предметы (не важно положительное это значение или отрицательное). А еще большие предметы, что нарисованы в горизонтальной плоскости обозначают их место в системе семьи.

А если ребь на рисунке нарисовал больше всех Телевизор? Что это значит? Это значит, дорогие мои взрослые, что у вас непререкаемым авторитетом, по мнению ребенка, является Телевизор. Есть повод задуматься? Правда? Вот и сам собой напрашивается вопрос в этой ситуации: кто занимается воспитанием ребенка в семье? Телевизор? Тогда пора менять систему, если, конечно, не хотите, чтобы и дальше воспитанием вашего чуда занимался Телевизор.

Расстановка на рисунке тоже много чего может сказать. Самых близких и дорогих людей ребенок рисует рядом с собой. Их руки протянуты друг другу – это Команда, дружба и Любовь. Если фигуры располагаются в отдалении друг от друга, нет взаимодействия на рисунке, есть преграды, значит, ребенок видит разобщение, нет психологического контакта с отдельными членами семьи.

Порой дети рисуют на рисунке людей или персонажи, которых нет в реальности. Обычно это некая компенсация, ребенок рисует то, что ему не хватает. Стоит расспросить ребенка об этом поподробнее. Возможно, вы узнаете, чего ребенку не хватает в реальной жизни.

Если ваши руки большие – это значит, что именно вы держите «в руках» самого ребенка или всю семью, если руки Самые большие. А вот поднятые руки, это признак защиты или ссоры. Однако не всегда. Если по сюжету люди прощаются или здороваются, то это жест оправдан самим замыслом, сюжетом. Но если ребенок изображает себя постоянно у угрожающих позах, он тем самым показывает, что хочет чтобы его боялись. Подумайте, что заставляет ребенка желать именно этого? От чего он защищается?

Ноги – это опора. Если фигуры на рисунке ребенка опираются на какую-то опору (пол, земля, трава, ковер…) – это хорошо. Ребенок уверен в своих силах, он «устойчив».

Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Смотреть фото Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Смотреть картинку Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Картинка про Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Фото Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100

А если ребенок рисует так, что нажимая на карандаш рвет бумагу или ломает сам карандаш? Линии нарисованы с сильным нажимом. Ребенок обводит рисунок по контору несколько раз, сильно заштриховывает его? Вот это должно настораживать, потому что такой рисунок говорит о том, что ребенок реально чего-то боится, что-то тревожит ребенка. А вот что именно его тревожит должны понять вы. А если сами не можете понять, то обратитесь к детскому психологу за помощью.

А вот еще один рисунок. Все нарисовано хорошо и четко, а вот комар или змея или еще что-то нарисовано очень слабыми, тоненькими линиями. Ваш художник этого боится, боится так, что и их изображение вызывает у него страх. Вопрос: зачем он это рисует, если боится? Ответ прост. Вот вы, когда боитесь, хотите избавиться от страха? Хотите? Правда? Вот и деть Хочет. Рисуя то, что его тревожит он как бы делится этим страхом с листом бумаги, разделяет этот страх и он становится чуточку легче.

Вашему ребенку больше 4-х лет? Тогда ему смело можно предложить кроме свободного рисунка нарисовать рисунок по определенной тематике:

• Я и мой детский сад

В каждом таком рисунке ребенок в первую очередь будет изображать себя. Делать «проекцию». Причем ребенок может не захотеть нарисовать свою семью по каким то причинам, но согласится нарисовать семью какого-то животного. А такой рисунок намного информативнее, чем Моя семья.

Направленность рисунка семьи животных не явна для ребенка, поэтому рисунок может быть информативнее. Если ребенок по какой-то причине не хочет рисовать свою семью, можно предложить ему нарисовать животных.

Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Смотреть фото Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Смотреть картинку Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Картинка про Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Фото Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100

Ваш ребенок решил запечатлеть себя, любимого? Замечательно! На что нужно обратить внимание? Посмотрите насколько хорошо прорисованы черты лица: нос, глаза, рот. Лицо – это символ социальной сферы, как ребенок его прорисовывает показывает вам уровень его самоуважения и адаптации в обществе. Помните, когда ваш ребенок был совсем маленьким, то он закрашивал лица людей в раскрасках? Причем лица могли быть разного цвета: зеленого, красного, оранжевого. Маленькие дети еще не осознали свое собственное «Я», не воспринимали себя отдельной личностью, вот это и отражалось в рисунках. Если и в более старшем возрасте ребенок продолжает закрашивать лица, то причины могут быть иными: от стремления «спрятаться» от постоянного контроля, до просто скрытого раздражения.

Ребенок решил нарисовать рисунок «Моя семья» и подарить вам его на день рожденья. Прекрасная мысль! Посмотрите как он это делает. Тут важны детали: в каком порядке он рисует членов семьи, где помещает себя, нарисовал ли всех членов или кого-то оставил за границами рисунка (сестра в школе, папа на работе, бабушка в деревне)
Если ребенок начинает рисунок с себя – это значит, он чувствует себя в своем мире. Порой ребенок первым рисует самого авторитетного члена семьи, потом по убывающей. Не очень хороший признак, если ребенок последним рисует себя. Значит, он чувствует себя малозначимым. В литературе описываются рисунки, на которых ребенок рисует только себя (эгоцентризм в высшей степени), но если честно, мне не приходилось лично встречать таких рисунков. Возможно если такой рисунок появится у вас это будет говорить не о эгоистичности ребенка, а о том, что он не понял вашу инструкцию. Не торопитесь с выводами.

Ребенок нарисовал не всех членов семьи. Это может говорить о трудностях взаимодействия ребенка с этим членом семьи, а может просто обозначать то, что данного члена семьи просто сейчас Нет в доме (уехал). Но если такие рисунки повторяются даже когда этот член семьи вернулся есть повод задуматься: У нас проблема?

На рисунках семьи также особое внимание следует уделить расположению фигур в вертикальной плоскости. Все дети считают себя уже почти большими, поэтому вполне нормально, когда все члены семьи нарисованы почти на одной линии. Если ребенок нарисовал себя значительно ниже других, скорее всего у него не получается проявлять свою индивидуальность и он чувствует себя излишне зависимым от взрослых.

Ребенок нарисовал рисунок «Я в детском саду». Так, посмотрим, что у нас тут? Если на таком рисунке присутствует сам автор, другие дети, воспитатель, игровая площадка и игрушки – это хорошие знаки. Скорее всего, ребенку хорошо в детском саду, он дружит с детьми, для него важны отношения с воспитателем, ему интересно и для него значимо происходящее там.

Но конечно, надо провести общий анализ, рассмотреть: цветовую гамму, проанализировать мимику и руки фигур, их расположение и прочее.

Если ребенок рисует только здание детского сада без людей – это означает, что он испытывает дискомфорт от пребывания там. В этом случае детский сад воспринимается ребенком неуютным и безликим, ему не интересно происходящее там и он не отожествляет себя с этим местом.

Ну и на «закуску» … если моей довольно большой статьи по детскому рисунку вам недостаточно, и вы хотели бы что-то еще почитать то рекомендую: Джон Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация»

Источник

Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100

Начиная с годовалого возраста, все дети любят рисовать. Стоит только им увидеть карандаш или шариковую ручку, так сразу они норовят схватить их в свои маленькие ручки и украсить своей живописью любую подвернувшуюся под руку бумагу: книгу, газету и даже обои. Родителям, конечно, интересно посмотреть, что рисует их малыш. Но годовалый ребенок еще не умеет ничего рисовать, поэтому он чертит линии, черточки и ставит жирные точки. Однако выбирать цвета в этом возрасте дети уже умеют, а потому при рисовании стараются использовать яркую и многоцветную палитру.

Связано это с тем, что малыш желает, чтобы родители заметили его рисунки и выбирает цвет, который наиболее контрастный с белой бумагой. Тревожиться насчет этого родителям не следует, в этом возрасте это совершенно нормально. Но за черточками, фигурками, кружочками и человечками ребенка трехлетнего возраста уже скрывается ценная информация. Внимательные родители могут самостоятельно, без помощи психолога, расшифровать их и выяснить, что творится в душе у ребенка.

Больше всего дети 3-х летнего возраста пытаются изобразить человека. Они рисуют голову, которая одновременно похожа на туловище, рот и глазки, которые представляют собой линию и пары кружочков. Ножки и ручки в детском рисунке напоминает палочек, а шея, нос, пальцы, уши, ресницы чаще всего в творениях искусства детей этого возраста отсутствуют. Они появятся позже, а пока малыш воспринимает мир, как пространство наполненное людьми. Он понимает, что в этом мире существует и он, у которого должно быть свое личное место там, где его больше всего любят. Поэтому он рисует себя в кругу членов семьи, воспитателей или друзей из детского сада. Вот что можно узнать из детских рисунков в виде человечков:

Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Смотреть фото Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Смотреть картинку Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Картинка про Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Фото Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100

1. Малыш перестал рисовать, а на бумаге красуется только один человечек. Это тревожный сигнал. Значит, он по каким- то причинам не видит себя в структуре семьи и чувствует себя одиноким. Обычно дети младшего возраста сначала рисуют себя, затем того члена семьи, которого считают более важным. Обычно это мама или папа, потом они старательно выводят брата или сестру, бабушку или дедушку и так далее.

2. Ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме папы или мамы. Так рисуют дети из неполных семей, когда один из родителей отсутствует. Такой рисунок сигнализирует о скрытой неприязни малыша к тому человеку, которого в его рисунке нет. Это своеобразная детская месть за то, что ему обидно чувствовать себя обделенным родительской лаской отца или матери. Опасный сигнал, если ребенок нарисовал всех членов семьи, но не стал рисовать среди них себя. Значит, ему не хватает родительской любви и он не чувствует себя нужным в семьи.

3. По размерам частей тела человечков можно узнать, какое мнение у ребенка о себе. Если малыш нарисовал себя маленьким, а остальных членов семьи большими, то он слишком сильно зависит от мнения родителей. Тактику воспитания таких детей надо пересмотреть, слишком жесткие требования и наказания способны подавить индивидуальность и самостоятельность ребенка. Человечек с маленькой головой также говорит о заниженной самооценке ребенка, значит он не чувствует себя умным и сомневается в своих способностях. Если же на детском рисунке туловище человека прочерчены четко, а голова еле заметна, то это рисунок застенчивого и робкого ребенка. Крупное туловище и большая голова указывают на то, что ребенок не комплексует и считает себя сильным.

Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Смотреть фото Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Смотреть картинку Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Картинка про Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Фото Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100

На детских рисунках детей 5-7 летнего возраста появляются глаза, нос, пальцы, шея, ресницы, волосы и одежда. Чем тщательнее прорисовывает ребенок лицо человека, тем больше он озабочен своим внешним видом. Если руки у человека прижаты к телу, то ребенок растет замкнутым, он не чувствует себя счастливым. Открытую и жизнерадостную натуру ребенка можно узнать по изображению человека с широко расставленными в разные стороны руками, открытыми ладонями и улыбающимся до ушей ртом. Если ребенок вместо человечков рисует зубастых страшилищ, то это признак детской агрессии.

В детских рисунках отражается отношение ребенка к окружающим людям и его восприятие самого себя. Анализ рисунка ребенка не только расширяет возможности родителей в выявлении скрытых недостатков в характере ребенка, но и дает полную информацию о допущенных ими ошибках при воспитании. Если ребенок каждый раз рисует одного и того же зубастого человека, то родителям стоит задуматься о том, что так сильно пугает его и поближе познакомиться с его окружением в детском саде или же пересмотреть свои методы воспитания.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Источник

Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Смотреть фото Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Смотреть картинку Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Картинка про Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100. Фото Что может нарисовать ребенок на голове спящему отцу 100baby_secret_net

baby-secret.net

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.
Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности. Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.
Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

Гениталии. Сокрытие области гениталий часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

Откровенное изображение гениталий. Изображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей.

Поскольку нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов, представляют собой значимые аспекты представления ребенка о самом себе и также подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Размер и расположение

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства. Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке. Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Перспектива

Другие особенности изображения

Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую). Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

Рис.19 В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности (рис. 19). Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

Чрезмерная штриховка. Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.
Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.

Рисунки без людей. Рисунок человека был и продолжает быть любимым предметом детского творчества. В процессе интеллектуального и личностного роста ребенка рисунок человека подвергается ряду преобразований, но данный образ должен сохраниться, по крайней мере, на протяжении периода скрытой сексуальности как центральный мотив в рисунках, которые могут включать домашних животных, дом, цветы, дерево, сияющее солнце, возможно даже облако или два. Для маленьких детей настолько нетипично исключение из рисунка фигуры человека, что, безусловно, подтверждает предположение о вероятных трудностях в межличностных отношениях. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце. Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.
Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

Стирания. Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.

Качество линий

При интерпретации рисунка оценивается и качество линий. Значение того или иного типа линий вы можете найти в части книги, посвященной особенностям детского рисунка в целом.

Кроме того, к данной методике в полной мере применимы все общие моменты, касающиеся рисуночных тестов, а также интерпретационный материал теста «Дом-Дерево-Человек» в той его части, которая относится к рисунку человека.

Заключение

Таким образом обобщая изложенное, можно сказать, что рисунок человека дает богатую информацию для размышлений. Рисунок ребенка позволяет выносить гипотетические суждения о таких свойствах и характеристиках личности, как: агрессивность и враждебное отношение к окружающим, озлобление, спутанная сексуальная роль, чувство фрустрации и импульсивность, тревога и многих других как более, так и менее серьезных нарушениях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *