Что может быть за попрошайничество
Внесено изменение в УК РФ в части попрошайничества
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за организацию попрошайничества».
12 февраля 2021 года в Государственную Думу внесен проект Федерального закона, цель которого установление ответственности за организацию попрошайничества в Российской Федерации.
В частности, настоящий проект Федерального закона дополняет Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 241 «Организация занятия попрошайничеством», которую предлагается изложить в следующей редакции:
«1. Деяния, направленные на организацию занятия попрошайничеством, если лицо ранее не привлекалось к ответственности за их совершение –
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, совершенные:
а) лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия или с угрозой его применения;
в) с использованием для занятия попрошайничеством несовершеннолетних,-
наказываются лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет, либо без такового.
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права заниматься определенные должности или занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пятнадцати лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо без такового.».
Расследование дел указанной категории планируется поручить следователям органов внутренних дел.
Кроме того, в связи с принятием настоящего проекта федерального закона предлагается понять также проект Федерального закона, который устанавливает соответствующую административную ответственность за указанные деяния.
Попрошайничество в 2019 году: вовлечение несовершеннолетних и попрошайничество в интернете.
Сложная экономическая обстановка, личное нежелание отдельных граждан заниматься трудом и таким образом содержать себя, а также не всегда достаточный контроль отдельных категорий населения приводит к тому, что на улицах большинства городов можно встретить людей, которые выпрашивают у прохожих деньги, применяя для того самые разные способы. Но если для обывателя попрошайничество – всего лишь назойливое и социально неодобряемое поведение, то с точки зрения закона такое явление (при соблюдении определенных условий) может быть квалифицировано как преступление, что повлечет для обвиняемого в нем лица соответствующие негативные последствия.
Особенности понятия и явления
Под попрошайничеством следует понимать приставание к гражданам с целью получения от них денежных средств.
Подобная деятельность, безусловно, служит негативной характеристикой общества. Кроме того, объемы денежных средств, проходящих через руки профессиональных нищих (а именно они чаще всего на улице выпрашивают милостыню), никем из официальных органов не контролируются. Следовательно, эти суммы не подлежат налогообложению и какому-либо учету, вследствие чего нередко используются злоумышленниками в преступных целях.
Административная ответственность
На практике эта статья редко применяtтся к попрошайкам, прежде всего – из-за отсутствия законного определения такого термина, и по ряду иных причин, которые будут рассмотрены ниже. Как правило, чаще всего стражи порядка ограничиваются лишь устным замечанием, официально не регистрируя и не оформляя случаи попрошайничества.
Максимальный размер штрафа, установленный КоАП, составляет всего 2000 рублей. Также нарушителю могут назначить административный арест, срок которого не может превышать 15 суток.
Но и эти нормы, по мнению сотрудников правоохранительных органов, недостаточно действенны.
При этом вопрос о том, как бороться с попрошайничеством, до сих пор не получил однозначного ответа. Безусловно, это явление негативно влияет на общественный порядок, однако эффективного механизма для борьбы с ним в России пока не существует.
Представляется, что в целях решения этой проблемы необходимо, во-первых, разработать и законодательно закрепить само понятие попрошайничества, и наряду с ужесточением ответственности за него разработать комплекс социальных мер для борьбы с этим негативным и пока неистребимым явлением.
Уголовная ответственность
В Уголовном кодексе отсутствует статья, прямо предусматривающая наказание за попрошайничество. Данное явление указано в качестве наказуемого только в ст. 151 УК РФ и приравнивается к преступлению лишь опосредованно. То есть уголовное наказание предусмотрено не за сам факт попрошайничества, а только за привлечение к этому занятию несовершеннолетних лиц.
Санкция указанной статьи не предусматривает штраф, а только такие меры, как арест, исправительные/обязательные работы, и в самых тяжелых случаях – лишение свободы.
Проблемы правового регулирования
Несмотря на обилие попрошаек на улицах крупных городов, реально бороться с этим явлением довольно сложно, прежде всего – из-за отсутствия легального определения попрошайничества. Кроме того, даже в случае если в отношении такого лица будет составлен протокол об административном правонарушении, вероятность того, что у виновного найдутся денежные средства для оплаты штрафа, ничтожна мала.
Также не урегулирован вопрос о том, считать ли попрошайничеством публичную игру на музыкальных инструментах в подземных переходах, если такой импровизированный концерт имеет целью сбор средств с прохожих. С одной стороны, такие действия имеют все признаки попрошайничества, с другой – всегда можно интерпретировать их как призыв к благотворительности, а собранные таким образом деньги – добровольными пожертвованиями.
Попрошайки в интернете: законно или нет
Людей, которые с помощью интернета распространяют просьбы об оказании им материальной помощи, можно условно разделить на две группы:
Представляется, что термин «попрошайничество» более применим именно к последней категории, поскольку люди из первой группы, хочется надеяться, просто используют возможности интернета для старта своей творческой карьеры. Для них даже изобретен современный термин – «кибернищие», что, безусловно, свидетельствует о широком распространении попрошайничества в виртуальной сети.
Редко кто из них задумывается, выпрашивая деньги в интернете, законно ли это. С точки зрения российского права ответ на этот вопрос очень неоднозначен. Так, если в качестве повода для сбора средств используются вымышленные факты или персональные данные посторонних людей, истории их болезни и так далее, возможно даже возбуждение уголовного дела о мошенничестве по ст. 159 УК РФ. А если сбор средств осуществляется на добровольной основе, под видом пожертвований, ни к уголовной, ни к административной ответственности инициатора такого сбора привлечь не получится.
Законопроект № 1110873-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за организацию попрошайничества» (внесен 12.02.2021)
Законопроект дополняет Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 241 1 «Организация занятия попрошайничеством», которую предлагается изложить в следующей редакции:
Деяния, направленные на организацию занятия попрошайничеством, если лицо ранее привлекалось к ответственности за их совершение – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Те же деяния, совершенные:
лицом с использованием своего служебного положения;
с применением насилия или с угрозой его применения;
с использованием для занятия попрошайничеством несовершеннолетних, – наказываются лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с использованием для занятия попрошайничеством лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
Попрошайничество административное правонарушение
Часто мы сталкиваемся со случаем, когда незнакомые нам люди на улице очень настойчиво предлагают оказать какую-либо услугу, просят что-то приобрести или дать на безвозмездных условиях денежную сумму. Как можно догадаться, в данном случае мы говорим о попрошайничестве. Попрошайничество – это паразитическая форма жизнедеятельности, выпрашивание денег либо иных материальных и нематериальных ценностей у незнакомых людей. Не привнося ничего положительного в общество, участники данного явления чаще всего порождают вредные и негативные события.
Они могут проявляться в подрыве социального равновесия, нарушении общественного порядка и, что еще хуже, в посягательстве на права других граждан. Данное явление далеко не всегда является признаком неблагополучия общества. Нищие и бродяги существовали в любую эпоху, независимо от степени экономического развития страны. В виде исключения можно отметить те государства, где статья за попрошайничество предусматривает серьёзную ответственность в виде исправительных работ или лишения свободы. В нашей стране не существует какой-либо формы уголовной ответственности за то, что взрослый человек просит милостыню на улице или в метро. Однако это не относится к тем случаям, когда взрослый использует ребёнка для наживы, вовлекая его в попрошайничество или бродяжничество. Отделаться одним лишь штрафом за такое правонарушение не удастся, мера ответственности здесь будет значительно более суровой. Что же гласит закон Российской Федерации? В отличие от Уголовного кодекса РСФСР, в котором существовала специальная статья 209 «Тунеядство», включавшая в себя не только намеренный отказ от трудоустройства, но и попрошайничество, в современном российском законодательстве совершеннолетнему гражданину не грозит какая-либо ответственность за паразитический образ жизни. Однако при этом выпрашивание денег у прохожих с использованием для этого несовершеннолетних, согласно ст. 151 УК РФ, является наказуемым деянием и предусматривает следующее наказание: обязательные работы до 480 часов; исправительные работы от года до двух лет; арест от 3 до 6 месяцев; лишение свободы до 4 лет. Столь разнообразный перечень мер ответственности за попрошайничество, каждая из которых существенно отличается по тяжести, объясняется обстоятельствами, которые могут отягощать или, наоборот, смягчать вину гражданина. Принимая решение о наказании, суд может учесть не только тяжелые жизненные условия, вынудившие мать с ребёнком заняться бродяжничеством, но и корыстные мотивы, когда несовершеннолетний занимается попрошайничеством лишь для незаконного обогащения других лиц. Существует такой вид попрошайничества, как «профессиональные попрошайки». Этот вид наиболее распространен, поскольку каждый нищий, находящийся под «опекой» криминальных структур, ежедневно приносит им немалый доход.
В государствах бывшего СНГ кроме всем привычного выпрашивания также развито интернетпопрошайничество, включающее мошенничество на порталах знакомств или в социальных сетях. Бродяжничество и попрошайничество являются социально опасными явлениями, представляя собой питательную среду для криминала, наркомании, алкоголизма и проституции, незаконной миграции. Если же речь идёт о ребёнке, живущем на улице или путешествующем без присмотра родителей, то задача государства состоит в скорейшем изъятии его из неблагоприятного социума. Как правило, бродяжничество и попрошайничество взаимосвязаны, поскольку путешествующий без денег гражданин вынужден гдето находить средства к существованию. Не имея необходимой гарантии пропитания и денег для дальнейшего передвижения по стране, попрошайка может заняться воровством или грабежами. Таким образом, длительное проживание на улице социально опасно не только для самого бездомного, но и для окружающих его граждан.
Законодательство не предполагает ни уголовной, ни административной ответственности за бродяжничество. Исключением является лишь вовлечение несовершеннолетних в попрошайничество. Однако если к взрослому бездомному у государства нет претензий, пока он не подозревается в причастности к криминалу, то малолетний попрошайка должен быть изъят из социально неблагоприятной среды как можно быстрее. В настоящий момент ответственность за действия, расцениваемые как попрошайничество, исчерпывающим образом не выработана. В Кодексе об административных правонарушениях РФ можно увидеть лишь ст. 20.1, согласно которой «мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка…, сопровождающееся оскорбительным приставанием к гражданам…, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток». Однако данная статья не в полной мере раскрывает попрошайничество как форму нарушения общественного правопорядка, не отражает её содержание. Но как быть, если факт такого неправомерного действия налицо, а санкции нет? Неужели нужно все подобные нарушения рассматривать через призму состава ст. 20.1 КоАП РФ? Вышеуказанная позиция не представляется верной, так как на уровне местного законодательства такой вопрос решен давно и более успешно, чем на уровне федеральном. Например, ярким примером в данном вопросе выступает ст. 3.8 «Приставание к гражданам в общественных местах» Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», в диспозиции которой определено: «Приставание к гражданам в общественных местах, то есть нарушение общественного порядка, выразившееся в навязчивых действиях гражданина, осуществляемых в отношении других граждан против их воли, в целях купли-продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, а также в целях гадания, попрошайничества, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг в общественных местах».
В данном случае раскрыты все основные виды и формы попрошайничества, определены его признаки. Это понятие наиболее полно раскрывает сущность этого действия как противоправного, а потому нарушающего охраняемые права и законные интересы граждан. В отношении данной статьи вопрос остается только один: слишком мала ответственность – предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей. На наш взгляд, наказание должно быть наказанием, пусть даже административным. Учитывая тот факт, что большинство «попрошаек» – как правило, лица без гражданства РФ (либо вообще незаконно находящиеся на территории нашей страны люди), более разумным и эффективным будет замена данной санкции на наказание, предусмотренное ст. 3.10 КоАП РФ, а именно административное выдворение за пределы Российской Федерации. Если же данное лицо является гражданином РФ, то к нему следует применить положения ныне не действующего Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1951 г. «О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами», то есть «направление на спецпоселение в отдалённые районы России с обязательным привлечением к трудовой деятельности лиц, занимающихся попрошайничеством, уклоняющихся от общественно-полезного труда и ведущих паразитический образ жизни, а также бродяг, не имеющих определенных занятий и места жительства».
Следующим примером нормативного регулирования общественных отношений, связанных с явлением попрошайничества, является ст. 13.3 «Приставание к гражданам» Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях. В данном случае формулировка построена более лаконично, но в целом в ней переданы все существенные характеристики указанного действия. Однако в соответствии с ч. 6 ст. 28.3 КоАП Российской Федерации протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
Протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий. Если же такого соглашения между федеральным органом исполнительной власти, осущест вляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий нет, сотрудники полиции могут принять участие лишь в сборе некоторых материалов (объяснение, рапорт), протокол сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации по статье, предусмотренной законом субъекта Российской Федерации, не составляется.
Анализируя вышесказанное, а также в силу общественной опасности рассматриваемых противоправных действий предлагается внести в главу 20 Кодекса об административных правонарушениях РФ норму следующего содержания: ч. 1: «Попрошайничество – то есть приставание к гражданам в общественных местах, ведущее к нарушению общественного порядка, выразившееся в навязчивых действиях гражданина, осуществляемых в отношении других граждан против их воли, в целях купли-продажи, обмена, приобретения вещей иным способом, а также в целях гадания, требований либо просьб о безвозмездной передаче денег, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг в общественных местах, – влечет для: а) граждан Российской Федерации высылку из места проживания и направление на спецпоселение в отдалённые районы России с обязательным привлечением к трудовой деятельности (в случае неприменения к данным лицам норм трудового законодательства в силу возраста, нетрудоспособности и иных оснований – направление в трудовые комиссии по месту проживания либо месту пребывания); б) для иностранных граждан, лиц без гражданства – административное выдворение за пределы Российской Федерации». ч. 2: «В случае если данное деяние реализовывалось на особо опасных местах (участок дороги, трассы, иные объекты), – влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей».
Заимствование подобной нормы способствует совершенствованию законодательства и устранению пробелов в праве. Также стоит отметить, что в отношении приведенной статьи сложилась богатая практика применения, что дает основания говорить об успешном внедрении и использовании правовой нормы в систему КоАП РФ, так как многие процедурные моменты уже изучены, и предложены варианты по их решению. Хотелось бы отметить, что данный вопрос был, есть и будет актуальным, так как попрошайничество как паразитическая форма жизни является богатой почвой для дальнейшего развития преступных помыслов. Большое деяние начинается с малого. Поэтому лучше пресечь такое явление на корню, чем позже бороться уже с его более агрессивными формами.
Попрошайки в России: милостыня в законе, но нищим от этого не легче
Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Прежде чем бороться с попрошайничеством в России, как это сейчас стали делать власти многих европейских стран, необходимо создать систему помощи гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, говорят эксперты. Таким людям нужно помочь интегрироваться в общество, получить необходимые для работы навыки и оказать медицинскую помощь, считают они.
Европейские власти взялись за борьбу с попрошайничеством. С 1 августа в Латвии нищим запретили попрошайничать в центре города.
Нарушителям общественного порядка (именно так будет квалифицироваться попрошайничество) грозит предупреждение или штраф в 10 лат (чуть больше 500 рублей).
Мэр Риги Нил Ушаков заявил, что просить милостыню теперь можно только возле храмов. Таким образом власти пытаются сделать Ригу более привлекательной для туристов.
Штраф за милостыню
И латвийские власти не одиноки в своих новациях.
В Литве власти Вильнюса пошли еще дальше и в ноябре 2011 года запретили не только просить милостыню, но и подавать ее. Штраф для нарушителей общественного порядка составляет от 290 до 580 евро. Подавать неимущим можно только в костелах и во время специальных мероприятий.
Это решение связано с тем, что нищие, просящие милостыню на улицах, портят имидж города и вызывают недовольство жителей, пояснили городские власти. Кроме этого, большинство нищих тратят полученные деньги на алкоголь.
До введения штрафов литовские власти проводили информационную компанию, призывая жителей не давать денег бездомным. Параллельно распространялись листовки с контактными данными учреждений, предоставляющих помощь (одежду, еду) малообеспеченным людям.
В декабре 2011 года глава МВД Франции Клод Геан распорядился запретить нищим просить милостыню на территории парижских достопримечательностей, популярных среди туристов: на Елисейских полях, у Лувра и сада Тюильри, а также у торгового центра «Галери Лафайет». Нарушителям грозит арест или штраф.
Норвегия тоже собирается бороться с попрошайками: осенью 2012 года парламент будет рассматривать закон, предусматривающий штраф более чем в 500 евро за подачу милостыни.
Власти считают, что попрошайничество превратилось в профессию как для многих норвежцев, так и приезжающих иностранцев.
Попрошайничество в России не наказуемо
Российский закон, в отличие от литовского, не предусматривает наказания для людей, подающих милостыню. Строго говоря, понятие «милостыня» в законодательстве даже не прописано, пояснил РИА Новости партнер правового агентства «Консультант для Вас» Алексей Смирнов.
Уголовное наказание существует только за вовлечение несовершеннолетних в занятия попрошайничеством (ст. 151 УК РФ). Наказание достигает четырех лет лишения свободы, рассказал Алексей Смирнов.
Другие наказания для попрошаек куда более гуманны. Кодекс об административных правонарушениях (КОАП) города Москвы предусматривает штраф (ст. 3.8) на сумму от 100 до 500 рублей за приставание к гражданам в общественных местах, гадание, навязывание услуг, то есть нарушение общественного порядка.
Если человек тихо стоит в переходе с табличкой «подайте на пропитание» или «подайте на приют для животных», в теории бояться представителей закона ему нечего. Он законов не нарушает.
Поход по вагонам метро с гитарой, гармошкой и жалостливой песней вообще не наказуем. Правила пользования московским метрополитеном, зафиксированные в постановлении правительства Москвы в 2008 году, запрета для таких музыкантов не содержат, констатирует Смирнов.
Хотя теоретически попрошайкам в метро можно «пришить» статью 2.11.14 столичного КОАП, которая предусматривает штраф от 100 до 2000 рублей за использование территории метрополитена для занятий предпринимательской и иной – что важно – деятельностью без письменного разрешения руководства предприятия.
Запрет на милостыню
Эксперты отмечают, что попрошаек на улицах столицы в последние годы стало значительно меньше. Действующие санкции дают определенный результат, говорит РИА Новости директор проекта «Человек и деньги» фонда «Общественное мнение» Людмила Преснякова.
Необходимо ли следовать по пути европейских стран и запрещать просить милостыню в центре Москвы, вопрос сложный, отметила Преснякова.
«С одной стороны, попрошайничество нередко является криминальным бизнесом, – рассуждает эксперт. – С другой стороны, иногда у людей нет иного выхода, кроме как просить милостыню».
При этом в РФ недостаточно развиты институты помощи людям, которые находятся в сложной жизненной ситуации. В России не так много мест, куда нуждающиеся могут прийти за помощью.
Если в законодательстве должна появиться норма, касающаяся попрошаек, то она должна быть достаточно гуманной, говорит РИА Новости профессор кафедры общей социологии НИУ ВШЭ Елена Ярская-Смирнова. Прежде чем штрафовать попрошаек, государство должно выстроить модель помощи таким гражданам.
«Если в девятнадцатом веке попрошайками были обедневшие в неурожайные годы крестьяне, то сейчас среди попрошаек четко выделяются несколько категорий граждан: освободившиеся из мест лишения свободы заключенные, спившиеся люди, пенсионеры, – перечисляет Ярская-Смирнова. – Эти люди не интегрированы в общество».
Государственная система помощи должна обеспечить этих людей возможностью получить образование и работу, дать им какое-то жилье, оказать наркологическую помощь. Это дорого, предупреждает Ярская-Смирнова.
Может быть, поэтому сейчас помощь попрошайкам оказывают в основном общественные благотворительные организации, то есть привозят еду и оказывают минимальную медицинскую помощь. Чиновники, как и во многих странах, оказываются сторонниками репрессивных мер.
Коррупция увеличится
Людей, просящих милостыню, если это не криминальный бизнес, наказывать не надо, полагают эксперты.
«Наказание для людей, просящих милостыню, аморально, – говорит РИА Новости ответственный секретарь правозащитной организации «Комитета за гражданские права» Валерий Габисов. – Общество не должно допускать, чтобы нуждающиеся ходили с протянутой рукой».
Пока же получается, что государство не дает возможности части граждан уйти от попрошайничества, церковь ими тоже не стремится заниматься, в итоге нуждающиеся выходят просить милостыню не на паперть, а по всему городу, говорит он.
Введение в РФ закона, аналогичного латышскому, приведет лишь к увеличению коррупции в правоохранительных органах, которые будут следить за отсутствием попрошаек на улице, говорит Габисов.
«В условиях разгула коррупции за право работать на улицах столицы профессиональные попрошайки будут платить не только своим хозяевам, но и сотрудникам правоохранительных органов», – сказал он.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции