Что может быть нетленным
Словари
1. Не подверженный разложению, тлению.
Никогда не исчезающий; вечный.
НЕТЛЕ́ННЫЙ, нетленная, нетленное; нетленен, нетленна, нетленно.
1. Не подверженный разложению, не тронутый тлением, не сгнивший (о мощах в представлении христиан; церк.). Нетленные останки. «Нетленный сон и силу чудотворства он может дать младенческим останкам.» Пушкин.
2. перен. Никогда не исчезающий, вечный (книжн. поэт. устар.). Нетленная слава.
Нетленные останки (высок.) мощи святых.
НЕТЛЕННЫЙ, не истлевающий, не гниющий, не могущий истлеть, сгнить. Нетленные останки, нетленные мощи угодников.
| Несокрушимый, не гибнущий, вечный. Нетленная добродетель. Нетленная слава, неземная, небесная. Нетление ср. состояние, нетленность жен. свойство нетленного. Нетля жен. все нетленное. Золото нетля. Всякое доброе дело нетля.
1. Не подверженный тлению, разложению. Н-ые останки. Н. прах. Н. ангел.
2. Никогда не исчезающий; вечный. Н-ая красота. Н. Святой Дух. Н-ая душа.
1. Не подверженный тлению, разложению.
Равно во все края вселенной Являлся ангел молодой; На все, что только прах земной, Глядел с презрением нетленный. Лермонтов, Ангел смерти.
Багровый полированный гранит Наперекор безжалостному тленью Нетленный прах бессмертного хранит. Сурков, Ленин.
Никогда не исчезающий; вечный.
— Нетленной красотой веет с их [книг] страниц. М. Горький, Читатель.
Вечный, никогда не исчезающий, не подверженный тлению.
► Равно во все края вселенной Являлся ангел молодой; На все, что только прах земной, Глядел с презрением нетленный. // Лермонтов. Стихотворения // /
► Пред ним roast-beef окровавленный. И Стразбурга пирог не тленный Меж сыром Лимбургским живым И ананасом золотым. // Пушкин. Евгений Онегин //
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
В действительности далеко не всякие мощи нетленны. Конечно, нетленность тела является одним из критериев при сборе свидетельств для канонизации праведника. Однако этот критерий не основной.
Тем, впрочем, примечательнее факт нетленности мощей отдельных святых, как, например, святитель Спиридон Тримифунтский или преподобный Иов Почаевский. А таковых действительно немало. Однако ещё больше тех, чьи мощи нетленны лишь частично, а то и вовсе сохранились в виде отдельных костей. Как уже было сказано, нетление мощей не основной и не единственный признак святости человека. Поэтому святой остаётся святым независимо от того, в каком состоянии находится его тело после смерти.
Совершенно очевидно, что называть нетленными все мощи подряд, на основании того, что все они – святыня, неправильно и недопустимо. Собственно, все мощи Церковь нетленными не называет, да и не называла никогда. Безусловно, мощи любого святого являются святыми. Однако нетленными можно назвать только те мощи, которые с момента смерти святого не подверглись разложению. Расширительно и при желании это понятие можно применить ещё к тем мощам, которые сохранились нетленными частично, как, например, мощи преподобного Александра Свирского. Но не более того.
Предвосхищая вопрос: «Почему же происходит так, что тела одних святых полностью нетленны, а другие истлели до костей?» – объясню. Святость – это состояние, которое достигается посредством веры человека, его покаяния и жизни согласно Евангелию. Но, поскольку никакими человеческими усилиями святость недостижима, она всегда – дар Божий. И дар этот – исключительно личный. Иные же благодатные дары, в нашем сознании нередко сопряжённые со святостью, праведник получает уже не для себя. Известные нам по опыту общения с праведными людьми или хотя бы просто из книг прозорливость, старчество, дар исцеления и прочие дары даются святому ради тех, кому они могут принести пользу. Откройте жизнеописание любого из святых прошлого века, и вы увидите не один десяток свидетельств об исцелениях неизлечимо больных, чудесных предостережениях от поступков, чреватых трагическими последствиями, молитвенной помощи в безвыходных ситуациях. Ради всех таких свидетелей, участников, исцелённых, умудрённых, раскаявшихся и даются праведникам дары благодати. Нетление тела – явление похожего порядка. К нетленным мощам идут люди, возле них исцеляются, каются, обретают веру. В этой связи вполне понятна нетленность мощей, например, преподобных Киево-Печерских. Но представьте себе, что святой полжизни подвизался в пустыне, где и скончался. Или погиб во время массового истребления христиан где-то на ныне мусульманском Востоке, или сам завещал не воздавать себе посмертные почести и оставить тело где-нибудь в непроходимых дебрях. Или жил в такой местности, где почитания мощей не было как такового (а в период I–V веков таковые существовали). Есть ли смысл в том, чтобы тело такого святого не истлело? Кому и какую пользу это принесёт? А в чём прок нетленности ради нетленности, я, признаться, не знаю и сам.
Второй фактор, непосредственно и крайне негативно повлиявший на сохранность мощей многих святых, как ни странно, – ревность верующих людей. К мощам святых церковный люд всегда относился с благоговейным почтением. И на сохранности многих мощей это сказалось самым худшим образом. Их попросту разобрали по частицам. Тем более что в истории Церкви бывали и такие времена, когда интерес к мощам был буквально повальным. Можете представить себе, сколько целых, сохранившихся и, возможно, нетленных на тот момент мощей не сохранились до наших дней в целости только потому, что святой был известен и почитаем. Не подумайте, я не имею ничего против отделения от мощей частиц, тем более, в некоторых случаях это – необходимость. Без частиц мощей мучеников невозможно, например, ни престол освятить, ни антиминс для храма выдать. Но частицы частицам рознь. Если в наше время отношение к этому внимательное и благоговейное, то в VIII или XII веке едва ли кто отделял от мощей частицы по волоску. И снова-таки, если в нетленности тела святого есть ясный смысл, то какой смысл в нетленности отдельно взятой фаланги его пальца – непонятно.
На этом, полагаю, можно закончить. На том закончить, с чего начали. Да, далеко не все мощи нетленны, но, несмотря ни на что, любые останки святого – святые мощи. Отношение к святыне, как нам хорошо известно, должно быть почтительным и благоговейным независимо от того, что перед нами – нетленное тело в монументальной раке или маленькая косточка в мощевике на иконе.
НЕТЛЕННЫЙ
Смотреть что такое «НЕТЛЕННЫЙ» в других словарях:
нетленный — См … Словарь синонимов
НЕТЛЕННЫЙ — НЕТЛЕННЫЙ, не истлевающий, не гниющий, не могущий истлеть, сгнить. Нетленные останки, нетленные мощи угодников. | Несокрушимый, не гибнущий, вечный. Нетленная добродетель. Нетленная слава, неземная, небесная. Нетление ср. состояние, нетленность… … Толковый словарь Даля
НЕТЛЕННЫЙ — НЕТЛЕННЫЙ, ая, ое; енен, енна (высок.). Никогда не исчезающий, вечный (в 1 знач.). Нетленная слава героев. Нетленная красота. • Нетленные останки (высок.) мощи святых. | сущ. нетленность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
нетленный — нетленный, кратк. ф. нетленен, нетленна, нетленно, нетленны; сравн. ст. нетленнее (малоупотр.) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
нетленный — ая, ое. Вечный, никогда не исчезающий, не подверженный тлению. ► Равно во все края вселенной Являлся ангел молодой; На все, что только прах земной, Глядел с презрением нетленный. // Лермонтов. Стихотворения // / ◘ СТРАЗБУРГА ПИРОГ… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Нетленный — прил. 1. Не подверженный разложению, тлению. 2. перен. Никогда не исчезающий; вечный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
нетленный — нетленный, нетленная, нетленное, нетленные, нетленного, нетленной, нетленного, нетленных, нетленному, нетленной, нетленному, нетленным, нетленный, нетленную, нетленное, нетленные, нетленного, нетленную, нетленное, нетленных, нетленным, нетленной … Формы слов
нетленный — нетл енный; кратк. форма енен, енна … Русский орфографический словарь
нетленный — кр.ф. нетле/нен, нетле/нна, ле/нно, ле/нны; нетле/ннее … Орфографический словарь русского языка
нетленный — *нетле/нный … Слитно. Раздельно. Через дефис.