Бывалка былица что было случилось рассказ не вымышленный а правдивый старина

Былина-2 Бывалка былица что было случилось рассказ не вымышленный а правдивый старина. Смотреть фото Бывалка былица что было случилось рассказ не вымышленный а правдивый старина. Смотреть картинку Бывалка былица что было случилось рассказ не вымышленный а правдивый старина. Картинка про Бывалка былица что было случилось рассказ не вымышленный а правдивый старина. Фото Бывалка былица что было случилось рассказ не вымышленный а правдивый старина

«Были́на ы, ж. (лит.). Русская народная эпическая песня о богатырях. Сказитель, певец былин» (Ушаков 1, 212).

«БЫЛИНА, ж. То, что действительно было, быль. Начати же ся тъи пѣсни по былинамъ сего времени, а не по замышлению Бояню» (СлРЯ XI-XVII вв. 1, 364).

Достойно удивления то, что составители СлРЯ XI-XVII вв. привели всего одно употребление слова былина из древних памятников, и тот — «Слово о полку Игореве». Составители «Словаря-справочника Слова о полку Игореве» в обязательном порядке фиксировали самые ранние употребления слов, встречающихся в «Слове», и вот что там сказано о былине:

«Былина — действительное событие (1): Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти старыми словесы трудныхъ повѣстіи о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича! Начати же ся тъи пѣсни побылинамь сего времени, а не по замышленію Бояню. 1—2.

И рцем таково слово: Лудчи бо нам, брате, начяти повѣдати иными словесы от похвальных сихъ и о нынешных повѣстех. Начаша ти повѣдати по дѣлом и по былинам. Задон. Унд., 243 (XVII в.

XIV в.). [Ср.: Нача повѣдати по делом былым. Задон. Синод., 250.].

Первые издатели: „Начать же сию песнь по бытиям того времени“.

▲ Вежливо обратился до государя, [рассказал] про свою судьбу. Государь сдивовался: „Неужели жо ето былина — фсе было у тебя? Так, знать, ты много горя перенес!“. Д. К. Зеленин. Великорусские сказки Вятской губернии. Пгр., 1915, 317.

◊ По былинамь — дат. пад. ед. ч.»

Таким образом, если исключить «Слово о полку Игореве», то самое раннее употребление слова былина — это список «Задонщины» XVII в., то есть за 500 лет (между XII и XVII вв.) ни одного употребления в памятниках письменности! Затем редкие употребления в фольклорных и околофольклорных текстах и быстрая специализация слова в качестве термина научной фольклористики, уже в XIX веке. Все это не может не подпитывать сомнения в подлинности «Слова о полку Игореве».

Источник

Страница:Толковый словарь Даля (2-е издание). Том 1 (1880).pdf/240

правда, да насъ тогда не будетъ. Было добро, да давно; опять будетъ, да ужъ насъ не будетъ. На свѣтѣ всяко бываетъ, и то бываетъ, что ничего не бываетъ. Не на то пьетъ казакъ, что есть, а на то, что будетъ. Еще и то будетъ, что и насъ не будетъ. Кто больше бывалъ, тому и книги въ руки. Ѣшьте, дорогіе гости: все одно будетъ (т. е. надо) собакамъ выкинуть. Не было ль тутъ солдата? «Коли что пропало, такъ былъ». Шипитъ да дуетъ, что-то будетъ. Мужъ куетъ, жена дуетъ, что-то будетъ. Какъ чѣму быть, такъ и быть. Быть было худу, да Богъ не велелъ. Какъ не бывало, пропало. Такъ не будетъ, а какъ нибудь да будетъ. Быкъ да козелъ, былъ, да пошелъ. Сало было, стало мыло. В рукахъ было, да по пальцамъ сплыло. Будетъ съ насъ, не дети у насъ, а дети будутъ, сами добудутъ. Не о томъ, что гдѣ взять, а о томъ, чтобъ было, солд. Гдѣ ты былъ, тамъ и будь, отойди прочь. Жилъ не жилъ, былъ не былъ. Что нибудь да будетъ. Была не была (на удачу), куда ни шла. Что ни будетъ, то будетъ, а будетъ то, что Богъ дастъ. «Это кто разбилъ?» Это такъ и было. «Разобью тебѣ морду и рыло, да скажу, что такъ и было.» Пѣта бяху, семинарск., т. е. старая погудка. Будь, чѣму быть. Пусть будетъ, чѣму не миновать. Будь я (не будь я) тѣмъ-то, или такой-то, коли это неправда. Лучше не бываетъ-съ, отзывъ сидѣльца о товарѣ. Дѣлать какъ-нибудь, такъ никакъ и не будетъ. Улита ѣдетъ, когда-то будетъ. Коли ужъ такъ и быть, такъ не по чѣмъ и тужить. Такъ и быть, съ волками выть. Такъ совретъ, что не знаешь какъ и быть, иной. Сколько ни плакать, а быть перестать. Былъ бы купецъ, а товаръ есть, невѣста. Сколько ни браниться, а быть помириться. Какъ быть человѣкъ: и ѣстъ, и пьетъ. Всталъ да пошелъ, какъ ни въ чѣмъ не бывало. И то бываетъ, что кошка собаку съѣдаетъ, о женѣ. Нашъ Филатъ не быва’тъ виноватъ. Бываетъ, можетъ статься; быва’тъ пойду, можетъ быть пойду, арх. Не бываю, такъ и не знаю. Пропало, какъ не бывало. Не дорого пито, да дораго бито, дорогъ почетъ. Меня при этомъ или тутъ не было. Какъ быть, что теперь съ нами будетъ? Что было, то прошло (то видѣли), что будетъ, не ушло (увидимъ). Чѣму быть, того не миновать. Быть козѣ на бузѣ. Быть бѣдѣ. Я въ солдатахъ не бывалъ. Были бы крошки, а мышки будутъ. У каждаго свое горѣ, подразумевается есть. Онъ бываетъ веселъ, бываетъ и сердитъ. Будешь ли у меня сегодня? Быть при должности. Бы́вывали и мы при деньгахъ. Быть съ кѣмъ за одно, дѣйствовать согласно или сообща; быть съ кѣмъ въ половинѣ, получать половину доходовъ, барыша. Будетъ ли онъ въ силахъ сдѣлать это? Такъ и быть, вынужденное согласіе, утешеніе. Есть тому годъ, уже годъ прошелъ. Какъ ни будь, какъ ни есть, какъ ни попало, лишь бы сдѣлать. То́ есть, си́речь, приступъ къ изъясненію предыдущаго. Каковъ ни есть; каковъ бы ни былъ, лучшаго нѣтъ. Былъ таковъ, поминай какъ звали, ушелъ, пропалъ. Бу́ди црк. аминь. Будьсимъ, буци́мъ юж. зап. будто, какъ будто. Былъ-жилъ, бывало-живало, приступъ въ народныхъ сказкахъ. Быва́лоча кур. тмб. бывало, случалось; бывалоча хаживали по ягоду. Прошд. было, при другихъ глаголахъ, означаетъ дѣйствіе неполное, несостоявшееся, или готовность къ дѣйствію. Я чуть было не упалъ. Хотелъ было, да позабылъ. Взяться было за умъ во́время. Бываемый, вм. бывающій. Бы́вый вят. вм. бывшій. Онъ выбылъ изъ полку. Добудь мнѣ пороху. Не забывай насъ. Этого добра у насъ избываетъ, много. Чего убудетъ, опять набудетъ. Вода надбыла немного, она прибываетъ. Онъ сегодня отбылъ, уѣхалъ. Не отбывай работы, не лѣнись. Побудь здѣсь. Народъ подбываетъ. Пребывай въ добрѣ. Я вѣзде перебывалъ. Хозяинъ прибылъ. Долго ли здѣсь пробудешь? Насилу сбылъ лихорадку. Денегъ убыло. Луна убываетъ. Быть ж. бытіе, существо, созданіе, тварь. Всякая быть создана Богомъ. || Быль, дѣя, фактъ, событіе, истина, невымыселъ. Бытописаніе должно основываться на бы́тяхъ достовѣрныхъ. || Иногда быть (ряз. тмб.) принимаетъ видъ наречія: Это сдѣлано какъ быть, какъ должно. Пройду ли я тутъ? Быть, пройдешь. Будешь ли ко мнѣ? — Быть. Добрый ли онъ человѣкъ? — Быть. Онъ, какъ быть, не туда глядитъ, будто, кажись; не надеженъ. Бы́тошъ пск. союзъ будто бы. Бу́дущій м. отъ прчст. служитель, товарищъ, попутчикъ, означаемый такъ въ подорожныхъ, на чье-либо имя выдаваемыхъ. Кто съ вами бу́дущій? Пить чай съ будущимъ, шуточ. съ ромомъ, пуншъ. Бу́дущность ж. будущее, все то, что еще впереди, по времени. Быва́нье ср. что бываетъ, живетъ, случается; || пребываніе, бытность гдѣ. Это у насъ не въ бываньѣе, не водится. Быва́лый, случавшійся когда-либо, бывшій на дѣлѣ, виданный; || то же что быва́лецъ м., человѣкъ опытный, искусившійся, тертый, кому не въ диковинку то, о чѣмъ идетъ речь; находчивый. Бывалые въ людяхъ говорятъ, а небывалые дома сидятъ. Не спрашивай стараго, спрашивай бывалаго. Ни стараго, ни малаго, а середоваго, да бывалаго, т. е. спрашивай совета. Быва́лость ж. опытность. Бы́тчикъ м. бы́тчица ж. кто налицо, не отсутствуетъ; противоположно нѣбы́тчикъ и небы́тчикъ. Священники называютъ бытчиками, кто былъ на исповѣди; всѣ наличные на перекличкѣ, бытчики. Быва́лка, быва́льщина, были́ца, были́на, быль ж. что было, случилось, разсказъ не вымышленный, а правдивый; старина́; иногда вымыселъ, но сбыточный, несказочный. Бывальщину слушать лучше сказки. Были́на старину любитъ. Быль молодцу не укора. Были были (была быль), и боярѣ волкомъ выли, отъ стрѣльцовъ, отъ опричниковъ. Быль не сказка: изъ нея сло́ва не выкинешь. Быль за сказкой не угоняется. Быль — трава; небыль — вода. Быль, какъ смола; небыль, какъ вода. Во сняхъ счастье, а въ быль ненастье. Было́й, прошлый, прошедшій, бывшій, некогда случившійся. Было да прошло, и травой поросло. Быльно́й прм. дѣльный, дѣловой, нужный, настоящій, неподложный, сущій; полезный. Ты сюда пришелъ, словно быльной. Былѣво́й, относящійся до были, не до вымысла. Былѣвые пѣсни, историческія. Бытіе́ ср. быть, существо, тварь, созданіе. Всякое бытіе Бога хвалитъ. || Существованіе, пребываніе вживѣ, жизнь. Бытіе нашѣ земное, не чета небесному. Книга Бытія, первая книга Моисеева. Бытье́ ср. пребыванье, жизнь, въ значеніи низшемъ; быть; || иногда имущество. Бытья нашего земнаго не много. Житье нашѣ бытье́ — вставши, да за вытье. Онъ сказывалъ за собой житья-бытья всего одинъ домишка. Бы́ва ж. арх. обычай, обыкновеніе, обрядъ; || порокъ, недостатокъ; худые слухи о человѣкѣ. Объ немъ быва ходитъ, молва, слухи. Бы́вникъ арх. замеченный, опороченный, попавшійся въ чемъ. Бы́водить арх. держаться обычаевъ, о́быка, обрядовъ. Быводно́й, къ бывѣ относящійся. Бы́водье ср. обычные могарычи, особ. прибавочная плата, подарками, одежей ипр. годовому работнику. Бы́водецъ м. арх. батракъ, казакъ, годовой работникъ по хозяйству. Бывый, бывалый, бывый товарищъ, бывые соколы (Наум.)

правда, да нас тогда не будет. Было добро, да давно; опять будет, да уж нас не будет. На свете всяко бывает, и то бывает, что ничего не бывает. Не на то пьет казак, что есть, а на то, что будет. Еще и то будет, что и нас не будет. Кто больше бывал, тому и книги в руки. Ешьте, дорогие гости: все одно будет (т. е. надо) собакам выкинуть. Не было ль тут солдата? «Коли что пропало, так был». Шипит да дует, что-то будет. Муж кует, жена дует, что-то будет. Как чему быть, так и быть. Быть было худу, да Бог не велел. Как не бывало, пропало. Так не будет, а как нибудь да будет. Бык да козел, был, да пошел. Сало было, стало мыло. В руках было, да по пальцам сплыло. Будет с нас, не дети у нас, а дети будут, сами добудут. Не о том, что где взять, а о том, чтоб было, солд. Где ты был, там и будь, отойди прочь. Жил не жил, был не был. Что нибудь да будет. Была не была (на удачу), куда ни шла. Что ни будет, то будет, а будет то, что Бог даст. «Это кто разбил?» Это так и было. «Разобью тебе морду и рыло, да скажу, что так и было.» Пета бяху, семинарск., т. е. старая погудка. Будь, чему быть. Пусть будет, чему не миновать. Будь я (не будь я) тем-то, или такой-то, коли это неправда. Лучше не бывает-с, отзыв сидельца о товаре. Делать как-нибудь, так никак и не будет. Улита едет, когда-то будет. Коли уж так и быть, так не по чем и тужить. Так и быть, с волками выть. Так соврет, что не знаешь как и быть, иной. Сколько ни плакать, а быть перестать. Был бы купец, а товар есть, невеста. Сколько ни браниться, а быть помириться. Как быть человек: и ест, и пьет. Встал да пошел, как ни в чем не бывало. И то бывает, что кошка собаку съедает, о жене. Наш Филат не быва’т виноват. Бывает, может статься; быва’т пойду, может быть пойду, арх. Не бываю, так и не знаю. Пропало, как не бывало. Не дорого пито, да дорого бито, дорог почет. Меня при этом или тут не было. Как быть, что теперь с нами будет? Что было, то прошло (то видели), что будет, не ушло (увидим). Чему быть, того не миновать. Быть козе на бузе. Быть беде. Я в солдатах не бывал. Были бы крошки, а мышки будут. У каждого свое горе, подразумевается есть. Он бывает весел, бывает и сердит. Будешь ли у меня сегодня? Быть при должности. Бы́вывали и мы при деньгах. Быть с кем за одно, действовать согласно или сообща; быть с кем в половине, получать половину доходов, барыша. Будет ли он в силах сделать это? Так и быть, вынужденное согласие, утешение. Есть тому год, уже год прошел. Как ни будь, как ни есть, как ни попало, лишь бы сделать. То́ есть, си́речь, приступ к изъяснению предыдущаго. Каков ни есть; каков бы ни был, лучшаго нет. Был таков, поминай как звали, ушел, пропал. Бу́ди црк. аминь. Будьсим, буци́м юж. зап. будто, как будто. Был-жил, бывало-живало, приступ в народных сказках. Быва́лоча кур. тмб. бывало, случалось; бывалоча хаживали по ягоду. Прошд. было, при других глаголах, означает действие неполное, несостоявшееся, или готовность к действию. Я чуть было не упал. Хотел было, да позабыл. Взяться было за ум во́время. Бываемый, вм. бывающий. Бы́вый вят. вм. бывший. Он выбыл из полку. Добудь мне пороху. Не забывай нас. Этого добра у нас избывает, много. Чего убудет, опять набудет. Вода надбыла немного, она прибывает. Он сегодня отбыл, уехал. Не отбывай работы, не ленись. Побудь здесь. Народ подбывает. Пребывай в добре. Я везде перебывал. Хозяин прибыл. Долго ли здесь пробудешь? Насилу сбыл лихорадку. Денег убыло. Луна убывает. Быть ж. бытие, существо, создание, тварь. Всякая быть создана Богом. || Быль, дея, факт, событие, истина, невымысел. Бытописание должно основываться на бы́тях достоверных. || Иногда быть (ряз. тмб.) принимает вид наречия: Это сделано как быть, как должно. Пройду ли я тут? Быть, пройдешь. Будешь ли ко мне? — Быть. Добрый ли он человек? — Быть. Он, как быть, не туда глядит, будто, кажись; не надежен. Бы́тош пск. союз будто бы. Бу́дущий м. от прчст. служитель, товарищ, попутчик, означаемый так в подорожных, на чье-либо имя выдаваемых. Кто с вами бу́дущий? Пить чай с будущим, шуточ. с ромом, пунш. Бу́дущность ж. будущее, все то, что еще впереди, по времени. Быва́нье ср. что бывает, живет, случается; || пребывание, бытность где. Это у нас не в бываньее, не водится. Быва́лый, случавшийся когда-либо, бывший на деле, виданный; || то же что быва́лец м., человек опытный, искусившийся, тертый, кому не в диковинку то, о чем идет речь; находчивый. Бывалые в людях говорят, а небывалые дома сидят. Не спрашивай старого, спрашивай бывалого. Ни старого, ни малого, а середового, да бывалого, т. е. спрашивай совета. Быва́лость ж. опытность. Бы́тчик м. бы́тчица ж. кто налицо, не отсутствует; противоположно небы́тчик и небы́тчик. Священники называют бытчиками, кто был на исповеди; все наличные на перекличке, бытчики. Быва́лка, быва́льщина, были́ца, были́на, быль ж. что было, случилось, разсказ не вымышленный, а правдивый; старина́; иногда вымысел, но сбыточный, несказочный. Бывальщину слушать лучше сказки. Были́на старину любит. Быль молодцу не укора. Были были (была быль), и бояре волком выли, от стрельцов, от опричников. Быль не сказка: из нея сло́ва не выкинешь. Быль за сказкой не угоняется. Быль — трава; небыль — вода. Быль, как смола; небыль, как вода. Во снях счастье, а в быль ненастье. Было́й, прошлый, прошедший, бывший, некогда случившийся. Было да прошло, и травой поросло. Быльно́й прм. дельный, деловой, нужный, настоящий, неподложный, сущий; полезный. Ты сюда пришел, словно быльной. Былево́й, относящийся до были, не до вымысла. Былевые песни, исторические. Бытие́ ср. быть, существо, тварь, создание. Всякое бытие Бога хвалит. || Существование, пребывание вживе, жизнь. Бытие наше земное, не чета небесному. Книга Бытия, первая книга Моисеева. Бытье́ ср. пребыванье, жизнь, в значении низшем; быть; || иногда имущество. Бытья нашего земнаго не много. Житье наше бытье́ — вставши, да за вытье. Он сказывал за собой житья-бытья всего один домишка. Бы́ва ж. арх. обычай, обыкновение, обряд; || порок, недостаток; худые слухи о человеке. Об нем быва ходит, молва, слухи. Бы́вник арх. замеченный, опороченный, попавшийся в чем. Бы́водить арх. держаться обычаев, о́быка, обрядов. Быводно́й, к быве относящийся. Бы́водье ср. обычные могарычи, особ. прибавочная плата, подарками, одежей ипр. годовому работнику. Бы́водец м. арх. батрак, казак, годовой работник по хозяйству. Бывый, бывалый, бывый товарищ, бывые соколы (Наум.)

Источник

Конспект по литературному чтению «Былина»

Конспект урока по литературному чтению: «Былина – как один из видов устного народного творчества».

Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

-Прозвенел и смолк звонок,

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

-Проверим все ли готово к уроку. На столе: учебник, рабочая тетрадь по чтению, пенал, дневник.

Мы сегодня будем работать по группам.

-Начинаем наш урок с речевой разминки.

-На экране Вы видите текст.

-Прочитаем очень медленно и протяжно его.

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Еще были-жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Ай какими он словами похваляется:

«Я ведь князя-то Владимира повы́живу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

Сам я буду в Киеве да князем княжити!»

-Ребята посмотрите, как построен данный текст. Мы ещё с вами не читали такие произведения.

3.Самоопределние к деятельности.

— На доске вы видите ромашку. Назовите, какие виды устного народного творчества Вы уже знаете? (Перечисляют. Учитель переворачивает лепестки ромашки. Один лепесток остается закрытым).

-Скажите, почему один лепесток остался пустым? (Мы не знаем еще один вид устного народного творчества).

-Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним видом устного народного творчества.

-У вас на столах лежат карточки с заданиями. Возьми карточку, на которой написано карточка №1.

-На этих листах зашифрованы имена. Вам нужно их разгадать. Работаем на время, посмотрим, чья группа справится быстрее.

БОДНЫЯР КИНИЧТИ (Добрыня Никитич)

ШАЛЁА ПОЧИВОП (Алеша Попович)

ИЯЛЬ РУМОЦЕМ (Илья Муромец)

-Что объединяет эти три имени? (Все они были богатырями).

-Кто такие богатыри?

-Где мы можем увидеть богатырей? (В сказках, на картине, в мультфильмах).

-Да ребята действительно богатырей мы можем встретить в сказках, в мультфильмах, на картине.

-Перед вами картина «Богатыри». В центре Илья Муромец, слева Алеша Попович, а справа Добрыня Никитич.

-А помните фамилию художника написавшего эту картину? (Васнецов)

— Давайте посмотрим фрагмент мультфильма про русских богатырей.

-Похожи ли богатыри на современного человека? (Нет)

-В какое время жили богатыри?

-Да они жили очень давно. О том, что происходило на Руси в давние времена, народ передавал устно, рассказывал от одного поколения к другому.

-Владимир Даль так говорил об этом виде устного народного творчества: «Бывалка, бывальщина, былица, быль – что было, случилось, рассказ не вымышленный, а правдивый, старина; иногда вымысел, но сбыточный, не сказочный».

-Ребята, как же называется вид устного народного творчества, который мы сегодня изучим на уроке. (Былина)

4. Тема и цели урока.

-Какая же тема сегодняшнего урока. (Былина – как один из видов устного народного творчества).

-Что мы узнаем сегодня на уроке? (Узнаем что такое былина, познакомимся со структурой былины, узнаем как читается былина.)

5. Работа по теме урока.

-Вернемся к нашей речевой разминки, но прочитаем теперь её с ускорением.

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Еще были-жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Ай какими он словами похваляется:

«Я ведь князя-то Владимира повы́живу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

Сам я буду в Киеве да князем княжити!»

-Как вы думаете, что за текст, мы сейчас с вами прочитали? (Былину)

-Ребята, давайте дадим определение слову «былина», как вы поняли, что это такое, что означает это слово?

-Давайте проверим ваши ответы. Для этого воспользуемся разными источниками: учебником литературного чтения 4 класс, большой российской энциклопедией, большим толковым словарем русского языка.

1 группа работа с учебником на с.27.

2 группа ищет определение в энциклопедии.

3 группа в словаре.

4 группа информацию ищет в интернете.

(Учитель спрашивает каждую группу).

-Что же такое былина? (Ответы детей)

-Молодцы! С заданием справились.

-Давайте немного отдохнем.

Поглядеть из- под ладошек.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Получается на славу!
-Молодцы! Садитесь на свои места.

7. Продолжение работы по теме урока.

-Большое влияние оказали былины на нашу литературу, изобразительное искусство. Вдохновляли былины и многих композиторов.

-Я предлагаю вашему вниманию прослушать фрагмент Александра Бородина «Богатырская симфония».

-Какая эта музыка, какие эпитеты (прилагательные) можно подобрать к этой мелодии? (грозная, громкая и т.д.)

-А сейчас поработаем с дополнительной литературой о былинах.

-Каждая группа имеет свой вопрос по данной теме. Возьмите карточку №2 с вопросом. Текст лежит у вас на столе. Ваша задача найти ответ на данный вопрос в тексте.

-Как будем работать с текстом? Что сначала? (Прочитаем текст).

-Что дальше? (Прочитаем ещё раз вопрос, и будем искать ответ в тексте, выделяя его.)

Задание для 1 -й группы: узнайте, как возникли былины на Руси, как раньше они назывались. Найдите материал о князе Владимире Красно Солнышко.

Задание для 2 -й группы: узнайте, почему былина относится к жанрам устного народного творчества; кто был автором и исполнителем былинных сказаний.

-Откройте учебник на с.27 и посмотрите на исполнителей былин, которые пели былины сопровождая игрой на гуслях. Исполнение было медленное, мелодичное.

-Ребята обратите внимание на возраст гусляров. (старые люди, пожилой человек, молодой юноша).

-Люди разного возраста исполняли былины.

-На чём играют гусляры? Как называется этот музыкальный инструмент? (Гусляры играют на гуслях)

Задание для 3 -й группы: узнайте, что роднит былину с русской народной сказкой.

-Из чего состоит былина?

-Откройте рабочие тетради и запишите структуру былины.

Повтор слов, фраз, целых эпизодов.

Задание для 4 -й группы: найдите информацию о русском художнике В. М. Васнецове, об истории создания картины «Богатыри».

-Молодцы! И с этим заданием справились.

с.26-27 читать. Знать понятие «Былина», и структуры былины.

-Давайте вспомним, какая была тема урока? (Былины- как один из видов устного народного творчества).

-Какие цели урока мы сегодня перед собой ставили? (Узнаем что такое былина, познакомимся со структурой былины, узнаем как читается былина.)

-Достигли ли мы целей урока, мы сейчас проверим выполняя тест.

-Ребята работаем за компьютерами. Работа с тестами вам уже знакома, работаем группой.

8. Итог урока. Рефлексия.

-Урок у нас заканчивается. За это время вырос у нас дуб. Такой крепкий, сильный, могучий как наши богатыри.

На столах у вас лежат дубовые листочки 3 цветов.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то красный чахлый лист.

На улице осень и теперь и у нас в классе появился с вами осенний дуб.

Ресурсный материал к уроку

Былин а – р аньше называл а сь старинами. Былины имеют историческую основу. Действия во многих из них связаны с городами Великим Новгородом и Киевом, где правил князь Владимир Красно Солнышко. Произошли былины из древних песен и легенд. Возникли они во времена княжеских ссор и распрей. Главная мысль былин – защита Родины от врагов, служба богатыря князю.

Князь Владимир – внук князя Игоря, о котором сказано А. С. Пушкиным в произведении «Песнь о вещем Олеге» («Князь Игорь и Ольга на холме сидят. »). Он был не только князем киевским, правителем всей Руси. Именно благодаря ему на Руси было принято христианство, и поэтому он почитается церковью как святой и равноапостольный (равный апостолам – ученикам Иисуса Христа). Он получил в народе прозвище Красно Солнышко и являлся фигурой, вокруг которой объединилось большинство богатырей – героев древнерусских былин.

Былина относится к жанрам устного народного творчества, потому что былины, так же как и сказки, передавались из уст в уста. Так как былины передавались от одного человека к другому в устной форме, то они многовариантны. Об одном и том же богатыре сложено множество былин, которые могли иметь несколько различных вариантов. Сюжеты многих из них похожи, они имеют лишь некоторые отличия. Сочинялись былины простыми людьми, часто музыкантами, которые исполняли былины под гусли. Таких исполнителей называли боянами. Они ходили по деревням и селам и там, перебирая гусли, нараспев рассказывали о подвигах русских богатырей. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому былину легко было исполнять под гусли.

По своему строению былина похожа на сказку. В былине е сть зачин – краткое вступление. Основная часть – рассказ о самом подвиге. События основной части былины могут иметь повторы, как и в сказке. Концовку былины называют исходом.

В былинах много постоянных эпитетов (туча черная, красна девица, белый камень, красно золото, ночь темная-растемная и др.); повторов одних и тех же речевых оборотов и целых сцен; гипербол – художественных преувеличений («Разрывала, расщепляла стрела старый дуб во щепу, во черенки.; слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кустики низовенькие, камушки кремневенькие, ходовитые разбойнички, псы – ночные подорожнички и др.). Все это помогает выразить отношение к героям былины – симпатию и любовь или осуждение и страх. Например, преувеличение силы богатыря нужно для того, чтобы показать его мощь, храбрость и в то же время выразить восхищение могучим защитником Родины.

Виктор Михайлович Васнецов любил русскую историю, он написал много картин на сказочные сюжеты. Наиболее известные из них – «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Спящая царевна», «Ковер-самолет», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна».

В. М. Васнецов любил и знал родную историю, и его картина «Богатыри» повествует о беспокойном и тревожном времени, в которое жили русские богатыри. Тревожность «былинного» времени на картине передается особыми выразительными средствами: неспокойное, низкое предгрозовое небо, клубящиеся тучи.

В центре на исполинском вороном коне сидит Илья Муромец. Приложил он десницу (правую руку) к челу, зорко всматривается вдаль.

Илья – самый могучий богатырь. Кажется, с удивительной легкостью держит Илья «палицу булатную сорока пудов», и рука его не сгибается от такой тяжести. Красное древко огромного копья кажется тонким на фоне мощной широкоплечей фигуры богатыря. Илья – самый старший, опытный из богатырей. Густая седая прядь выбилась у него из-под шлема, серебряные нити сверкают в его в бороде. Илья – крестьянин, на нем простой шлем и обычная кольчуга. Конь Ильи под стать богатырю, такой же мощный, сильный. По правую руку от Ильи Муромца сидит на коне Добрыня Никитич, о котором также сохранились упоминания в летописях. Добрыня – победитель злого Змея Горыныча и Батыя. Былины рассказывают, что Добрыня знатного происхождения, он сын рязанского князя. На картине Добрыня выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения. Сверкает серебром его кольчуга и щит заморской работы, украшенный жемчугами. Огромный меч готов выхватить Добрыня из золотых ножен. Красавец белый конь (в былинах его называют ласково «Белеюшко») стоит в нарядной сбруе с золотыми украшениями.

По левую руку от Ильи Муромца находится самый молодой богатырь – Алёша Попович. Это прозвище говорит о том, что происходит он из семьи священника. Летописи упоминают о двух разных богатырях – Алексее и Александре Поповичах. Один их них служил князю Владимиру и получил за храбрость золотую гривну, другой погиб в битве на реке Калке.

При всей непохожести характеров и обликов богатырей на картине они составляют единое целое. Былины говорят о том, что эти богатыри – крестовые братья, это значит, что заключили они договор побратимства, обменялись нательными крестами, условились о согласии в действиях, поклялись помогать и служить друг другу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *