Бюрократический аппарат что это простыми словами
Что такое бюрократия, в чем ее плюсы и минусы для народа и государства
Дословно – «власть письменного стола».
Уважаемые читатели, приветствую вас на блоге iklife.ru. Сегодня поговорим о том, что такое бюрократия и всегда ли это плохо. Бюрократия происходит от французского слова «бюро» – офис, канцелярский стол – и греческого «кратос» – власть. Дословно получается – власть письменного стола.
Бюрократией называют систему управления, которая основывается на документированности: каждое действие должно быть задокументировано, официально оформлено, чтобы можно было разобраться через суд, кто прав, а кто виноват.
Бюрократия появилась тогда, когда зародилась письменность. Это слово не всегда надо использовать в отрицательном значении.
Зачем нужен бюрократический аппарат
Чтобы было меньше несправедливости. Хотите получить пособие, потому что у вас многодетная семья – принесите справку, что у вас несколько детей. Хотите пособие по инвалидности – покажите медицинское заключение, что вы инвалид.
Если выяснится, что человек получил деньги, которые ему не причитаются – можно будет найти документ, который он предъявил, найти юриста, который ему этот документ дал, и взыскать с него штраф. И с этого человека тоже.
Без бюрократии нельзя
Как доказать, что офицер отдал приказ? Никак, документов никаких нет.
Офицер на свободе, солдат в тюрьме.
Три вида бюрократии
Классическая. Это когда на вершине человек с хорошими навыками управленца. Например, я учился в вузе, где ректором был бывший генерал-майор МВД. Да, он кандидат технических наук, но все-таки он 30 лет работал не в науке, а в МВД.
Люди с профессиональными навыками в классической бюрократии, конечно, тоже есть, их большинство, но они всегда подчиняются верховному «управленцу».
Мне рассказывали про кафедру, которую пять лет возглавлял доктор наук. Он был великим ученым, но с людьми работать вообще не умел. Он все время давал не те поручения не тем людям, не мог нормально отчитываться вышестоящему руководству, вовремя решать проблемы. Через пять лет его сместили.
Поэтому, наверное, и стоило делать ректором генерал-майора, а не ученого.
Профессиональная. Когда управляют именно профессионалы в своей сфере, а не просто хорошие управленцы.
Адхократия. Когда нет жесткой иерархии, низы могут решать проблемы не хуже верхов, если будет нужно. Адхократия очень гибкая, эффективная, но в ней может легко возникать хаос и всеобщая путаница.
Недостатки бюрократии
Бумаг бывает слишком много. Уходит много времени на то, чтобы их собрать, простоять в очередях, получить нужные подписи. Проблемы, которые надо решать срочно, решаются долго.
Иногда бумажная волокита создается для того, чтобы имитировать бурную деятельность. «Верхи» таким образом отчитываются еще более крупным «верхам» о том, как они хорошо работают: вот, смотрите, мы делаем это, это, это, а еще вот это, и все отчеты у нас есть.
В реальности же все эти отчеты ложатся на плечи рядовых сотрудников. В первую очередь, страдают от этого бюджетные организации: школы, больницы. Учителя, преподаватели вузов, врачи вместо своей работы заполняют бумажки.
Еще один недостаток – бывает сложно решать вопросы из-за строгой иерархичности. Низы не могут решить какой-то вопрос, потому что он «не в их компетенции», а до верхов не достучаться.
Третья проблема – коррупция. «Заплатите мне денежку», а то будете сто лет в очередях стоять.
Если смотреть в глобальном плане, то бюрократия ведет к расслоению общества, нарастанию недовольства, а потом – к митингам, революциям и кровопролитию.
Это все, что я хотел вам рассказать про бюрократию. Часто это слово используется в негативном значении, бюрократами называют чиновников, которые занимаются только бумажками и не решают проблемы народа.
Бюрократия — что это и как она работает
Когда говорят о бюрократии, часто имеют в виду что-то плохое. Она выглядит препятствием к нормальной жизни — тем, что ограничивает права простых людей, заставляя их чувствовать себя маленьким винтиком большого и сложного механизма. С другой стороны, это явление существует на протяжении всей истории человеческой цивилизации. А это означает, что она является чем-то важным и необходимым.
1. Что такое бюрократия простыми словами
Таким образом речь идёт о власти тех людей, которые являются частью механизма управления. Обычно речь идёт об обществе, хотя иногда этот термин может употребляться по отношению к сотрудникам фирм или организаций.
Бюрократия часто используют в тех случаях, когда считают, что соблюдение формальных правил в деятельности должностного лица считается более важным, чем фактическое исполнение своих обязанностей. Однако для правильного понимания этого явления необходимо понимать, что государству для управления гражданами необходим аппарат, который его реализует. Без существования таких людей общество существовать не может.
Негативный оттенок в восприятии бюрократии связан с тем, что, хотя представители этого слоя общества должны выполнять свои обязанности, но иногда, благодаря своему месту в механизме управления, присваивают себе властные полномочия.
Слово «бюрократия» используют для обозначения формализованного порядка действий и тех людей, которые его реализуют.
2. Когда появилась бюрократии — история
Некоторые явления можно глубже понять, изучив их историю. Бюрократия появилась вместе с государством. Впервые её можно было встретить тогда, когда возникали первые монархии: Древний Египет, Китай, Шумер и другие. В это время возникла необходимость в аппарате чиновников, которые могли бы реализовывать распоряжения монарха, ведали распределением благ и осуществляли учёт имеющегося богатства.
Впервые детальным изучением этого понятия впервые занялся социолог и экономист Макс Вебер. Он определил то, что по его мнению представляет собой идеальная бюрократия:
Вебер рассматривал бюрократию в качестве положительного явления. По его мнению, она предназначена для того, чтобы сделать управление максимально эффективным. Он полагал, что бюрократические структуры способны осуществлять управление идеальным образом.
Вебер не ограничивался исследованием того, какой она должна быть с идеальной точки зрения, а старался изучать её реальные особенности. В частности, он разделял бюрократию на рациональную и иррациональную. В первом случае он выделял следующие характеристические черты:
К иррациональным проявлением он относил ситуации, в которых функция управления и власть становились самоцелью, препятствуя выполнению поставленных задач. На практике это часто выражается в бездумной бумажной работе, ставшей самоцелью.
3. Разновидности бюрократии
Исследователи рассматривают три разновидности бюрократии:
3.1. Классический тип
В классическом типе бюрократии случае задачей является выполнение общих управленческих задач на основе следования общепринятым правилам.
Перечисленные факторы способствуют эффективности решения поставленных задач. Сильной стороной такого варианта бюрократии является эффективная организация работы на основе простоты и понятности каждого действия, включённого в систему.
Такая форма работы активно применяется в сфере государственного управления и активно используется в работе бюджетных организаций и предприятий, которые находятся в государственной собственности.
3.2. Профессиональные бюрократические структуры
Профессиональная бюрократия имеет свои преимущества, связанные с чёткой организации деятельности. В рассматриваемом типе структур они соединяются с теми, которые основаны на профессионализме и использовании интеллектуального потенциала работников.
Отличительными особенностями профессиональной бюрократии являются:
Такой вариант организации является более эффективным. Однако для своего функционирования он требует найма квалифицированных и людей творческого склада, эффективное руководство которыми требует высокого профессионализма руководителей.
3.3. Использование адхократии
Этот вид бюрократической организации можно рассматривать в качестве наименее формального варианта. В этом случае осуществляется временное объединение специалистов для решения конкретных задач. Для этого привлекают таких сотрудников, знания и опыт которых могут пригодится для выполнения работы.
При организации работ таким образом обычно отсутствует чёткая иерархия сотрудников. Форма организации работы выбирается такой, которая наилучшим образом будет соответствовать выполняемым задачам.
4. Почему бывают злоупотребления
Хотя обществу необходимо наличие лиц, которые выполняют управленческие задачи, тем не менее в этой сфере присутствуют злоупотребления. Они могут быть обусловлены различными причинами:
Для того, чтобы устранить проблемы в деятельности, нужно бороться с теми, кто совершает нарушения. Кроме того, важно совершенствовать действующие нормативные акты, устраняя неоднозначности и приводя их в соответствие с сегодняшними требованиями.
5. Зачем бюрократия нужна
Без неё государство не сможет выполнять свои функции. Например, при рождении второго ребёнка в России молодой семье предоставляется материнский капитал. Он может быть использован для строго определённых целей. Чтобы это проконтролировать, государство не выдаёт деньги на руки владельцу, а проверяет, на что он хочет его потратить и по его заявлению выполняет перечисление средств.
На всех стадиях этого процесса чиновники (работники Пенсионного фонда) выполняют определённую работу для того, чтобы обеспечить матери возможность использовать полученную сумму. Аналогичным образом бюрократия действует в других сферах жизни общества.
Негативное восприятие бюрократии обычно обусловлено тем, что простой человек часто ощущает зависимость от решений того или иного чиновника. Он должен выполнять свои должностные обязанности, следовать установленным правилам, но не обладать властью над гражданами.
Смотрите также видео «Развитие бюрократии»:
О бюрократии и бюрократизме простыми словами
Термины «бюрократия» и «бюрократический аппарат» довольно часто присутствуют в современной жизни. Как правило, они носят негативный оттенок. Бюрократизм как система возник ещё в древности, но он не теряет своей актуальности и по сей день. Его называют гидрой, у которой отрубают одну голову, а вместо неё появляется три. Но во всех ли случаях вредна бюрократия?
Что такое бюрократия — определение
Бюрократию википедия рассматривает в трёх значениях:
Слово бюрократия появилось от соединения двух слов – французского бюро, обозначающего канцелярию и греческого кратос, обозначающего власть.
Это интересно: Росреестр и кадастр это что такое, понятие кадастровая палата.
Бюрократия простыми словами
Говоря простыми словами, бюрократия – это такое управление государством, при котором бюрократический аппарат сосредоточил всю власть в своих руках и ведёт дела настолько формальным образом, что это мешает его развитию и нормальной жизни людей.
Бюрократическая структура отличается строгой иерархией, то есть подчинённостью одних чиновников другим, а все вместе они претендуют на свою исключительную значимость для общества, противопоставляют себя ему и при этом реализовывают свои личные и корпоративные интересы.
Бюрократия в Древнем Китае
Одна из древнейших и наиболее развитых бюрократий – Китайская. Она имела очень сложную организацию и отличалась крайним рационализмом. Её очень разветвлённый, многочисленный и тщательно отрегулированный административный аппарат сформировался в конце III века до нашей эры.
Характерными чертами китайской бюрократии были следующие:
Направленность древнекитайского хозяйства была аграрной, поэтому централизованный бюрократический аппарат был призван решать сложные задачи технического характера. В первую очередь – это вопросы, связанные с водными ресурсами.
Конфуцианство как основа иерархии и сдача экзаменов
В качестве основы построения структуры субординации лежало учение Конфуция, согласно которому, общество представляет собой иерархическую систему с определённым местом для каждого индивидуума. После провозглашения конфуцианства государственной религией место жрецов заняли госчиновники. Законам была отведена роль второго плана, они рассматривались как обезличенные, а, значит, плохо пригодные для того, чтобы регулировать отношения в обществе.
За каждым человеком государство признавало теоретическую возможность пополнить ряды чиновничества. Но на практике этому «мешало» обязательное требование о том, что назначают на должность только лиц самых достойных – имеющих образование и много читающих. Для подготовки такой категории в Китае имелось множество школ и училищ.
Занять пост можно было тремя путями:
Экзамены сдавались на протяжении всего существования Поднебесной империи. Они не были отменены даже тогда, когда Китай завоевали монголы.
Это интересно: политические предпочтения — что это такое и какими они бывают?
Торжество административной системы Китая
Специальное обучение и сдача экзаменов имели своей целью идеологическую «обработку» чиновников в соответствии с преданностью:
В итоге в Китае были созданы все предпосылки для обеспечения консервативной стабильности общественного строя на основе хорошо просчитанной и налаженной системы администрирования. Такой порядок привёл к тому, что больше, чем 2 тыс. лет, до начала ХХ века, в Китае были неизменными социальный строй и его порядки. Этому не помешали ни кризисы, ни восстания крестьян, ни вторжения иноземцев.
Отношение народа к бюрократии никогда не было положительным, как не является оно таковым и сегодня. Так, поэт VIII века Бо Цзюи аллегорически описал невозможность преодолеть бюрократическую систему. Садовник посадил цветок, возле которого выросло сорное растение. Оно обвило цветок и срослось с ним корнями. Как быть садовнику? Если поливать цветок, значит, питать и сорняк, а если вырвать сорняк, с ним будет убита и красота.
Из истории термина «бюрократия»
Первоначально термин «бюрократия» не имел негативного оттенка. Он был введён в XVIII веке французским экономистом Гурнэ, который использовал его для обозначения исполнительной власти. В науку он вошёл в XIX веке благодаря немецкому историку, социологу и экономисту Веберу.
Под этим термином Вебер подразумевал:
Бюрократия как идеал и как негативное явление
Бюрократия рассматривалась Вебером как некий идеал, приближение к которому даст возможность:
Но некоторое время спустя, учёный выделил два смысла этого понятия – позитивный и негативный. В позитивном смысле – это рациональная система управления, а в негативном – это формальные атрибуты власти (приказы, инструкции, директивы), которые превращаются в самоцель.
Современные теории бюрократии
Сегодня социологи высказывают мнение о том, что основным минусом бюрократии является факт превращения средств в цель деятельности. В результате, жёсткая иерархия, строгая дисциплина и исполнение инструкций без осмысливания конкретной ситуации становятся тормозом на пути рациональной деятельности. Значение норм и стандартов сильно преувеличивается. Они точно определяют, как нужно решать поставленные задачи, как взаимодействовать с клиентами и представителями общественности.
Последствия бюрократии
Это приводит к тому, что управленцы в итоге теряют способность к принятию самостоятельных решений и гибкость. Они перестают мыслить творчески и даже отказываются от компетенции. Их основной задачей становится выполнение инструкций.
В результате наблюдается следующая картина:
Негативные и позитивные черты бюрократии
Бюрократической форме управления государством присущи следующие негативные характеристики:
В современном обществе социологи выделяют две модели бюрократии:
Представительная бюрократия
Бюрократии представительного толка присущи такие черты, как:
Социологи придерживаются мнения, что без такого типа бюрократии общество не сможет развиваться, так как только эта модель является работоспособной. Отсюда следует, что одной из главных задач современных управленцев является задача организовать работу в соответствии с указанными принципами. Решить её можно только в том случае, если представители бюрократической машины изменят свои установки, поменяв стремление к личному благополучию на готовность к решению насущных проблем общества.
Зарождение бюрократии в России
Родоначальником бюрократического правления в России стал Пётр Великий. А продолжателем и окончательным организатором – граф М.М. Сперанский. Бюрократия возникла как побочный продукт необходимости централизованного управления государством. В Российской империи она приняла гипертрофированные формы. Как писал В.И. Ленин, в царской России народ являлся рабом чиновников, как и крестьяне раньше рабами помещиков при крепостном праве. В определённой степени бюрократизм проявлялся и в советский период, однако, во главу угла тогда всё же ставились интересы народа.
Бюрократизм в современной России
В современной России негативные стороны бюрократизма проявляются достаточно ярко. Одной из его важных характеристик является его паразитический характер. Труд чиновника, если он в результате не даёт продукта в виде эффективного управления, является бессмысленным.
В итоге, это и не труд вовсе, а его имитация. Идеалом высокопоставленных представителей бюрократического аппарата предстаёт издание нормативных актов, принуждение к их исполнению без допуска какого-либо контроля. То есть, политический интерес бюрократии – в осуществлении и защите своего монопольного правления.
Меры борьбы
В качестве способов борьбы с бюрократизмом рассматриваются такие, как:
Что такое бюрократия: формы, характеристики и отличие от демократии
Привет, друзья. Сегодня обсудим что такое бюрократия простыми словами, зачем она нужна и всегда ли это понятие носит отрицательный характер.
О понятии
«Бюрократия» происходит от французского bureau «бюро, канцелярия» + греческого кράτος «господство, власть». Если переводить дословно, то получается – власть, или господство канцелярии. Иными словами, власть людей, находящихся во главе административных органов и отдающих полномочия в форме приказов, распоряжений, указаний и т.п.
Бюрократия представляет собой систему управления, которая осуществляется с помощью аппарата, стоящего над обществом. Она подразумевает особый систематизированный порядок получения услуг населением от государственных и иных организаций.
Если «переводить» на человеческий язык, то бюрократия – это система, основанная на документировании: каждое действие должно быть оформлено официально с помощью справок, выписок, договоров, соглашений и прочих документов.
Все это нужно для того, чтобы любой человек в последствии мог доказать свою правоту в том или ином вопросе в случае возникновения спорных ситуаций.
Несмотря на то что сам термин появился только к середине 18 века, истоки зарождения концепции этой системы идут со времен появления письменности.
Выходит, что зачатки бюрократизма были уже в Древнем Египте, Древнем Китае, Римской империи. В России родоначальником бюрократии считают Петра I.
В чем отличие от демократии
Если бюрократия – это власть канцелярии, то демократия в переводе с греческого δῆμος «народ» + κράτος «власть» — власть народа.
Демократия – это политическая система, в основе которой находится метод общего, коллективного принятия решений и равного влияния на внутренние процессы государства.
Демократию характеризуют несколько отличительных признаков:
По большому счету сравнивать демократию и бюрократию не совсем корректно.
Демократия – это форма правления, а бюрократия редко выступает как самостоятельная форма правления и ее элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в других формах – например, диктатуре.
Какова роль бюрократии
Мы привыкли слышать в слове бюрократия негативный подтекст. Но основная функция аппарата – администрирование процессов.
Такой аппарат носит название бюрократического, а люди, работающие в нем, называются бюрократами. Как видите, в самом слове нет ничего ругательного и обидного.
Еще одна роль бюрократии состоит в искоренении несправедливости. Приведу обычный пример из жизни.
Некий гражданин принес в соответствующее учреждение медицинское заключение о том, что он является инвалидом. Ему назначается пособие, но в скором времени выясняется, что справка оказалась поддельной и социальные деньги получал фактически мошенник.
Чтобы восстановить справедливость, достаточно найти медзаключение и человека, который его выдал. По итогу оба соучастника рискуют получить серьезный штраф.
В зависимости от специфики организации деятельности принято выделять 3 вида бюрократии:
Недостатки бюрократии
Может ли быть бюрократия идеальной
Понятие бюрократии как части администрирования и служения во благо народу начало рассматриваться лишь в 20 веке с подачи Макса Вебера – немецкого экономиста и социолога.
Он считал бюрократию идеальным инструментом управления и назвал общие принципы, при соблюдении которых бюрократия действительно может быть положительной:
По сути если бы любой бюрократический аппарат подчинялся вот таким правилам, то наверняка бюрократия и была бы «хорошей» и работала на благо общества. Но поскольку всегда имеет место человеческий фактор, даже самый идеальный инструмент превращается в тормоз.
Заключение
Канцелярское управление характерно для всех без исключения ветвей власти. Свести на нет бюрократию невозможно – все же она гарантирует соблюдение порядка и в отдельных случаях работает на благо справедливости.
В то же время, все развитые государства стремятся минимизировать бумажные проволочки, постепенно исключая из администрирования принцип «форма ради формы».
На этом у меня все. Если есть желание подискутировать на заданную тему, буду рад Вашим комментариям.
Может захотите поделиться опытом, в котором Вы сталкивались с бюрократическим аппаратом.
Не забудьте подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить выход новых полезных публикаций.
Более 6 лет изучаю инструменты интернет заработка, создал несколько источников дохода.
Активно инвестирую в различные направления.
На страницах блога помогаю людям становиться финансово грамотными и улучшать качество своей жизни.
АППАРАТ БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ
Смотреть что такое «АППАРАТ БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ» в других словарях:
АППАРАТ БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ — англ. apparatus, bureaucratic; нем. Apparat, burokratischer. 1. По M. Веберу персонал бюрократической организации, функционирование к рой основано на принципе специализации, иерархизации постов, безличном характере выполняемых ролей и регуляции… … Толковый словарь по социологии
БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ — см. АППАРАТ БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
административно-бюрократический — <<административно бюрократ<>и<>ческий>> ая, ое. = Административно командный. А ая верхушка. А. аппарат управления … Энциклопедический словарь
государственно-бюрократический — <<государственно бюрокр<>а<>тический>> ая, ое. Свойственный государственной бюрократии. Г. аппарат. Г. строй … Энциклопедический словарь
административно-бюрократический — ая, ое. = административно командный А ая верхушка. Администрати/вно бюрократи/ческий аппарат управления … Словарь многих выражений
государственно-бюрократический — ая, ое. Свойственный государственной бюрократии. Госуда/рственно бюрокра/тический аппарат. Госуда/рственно бюрокра/тический строй … Словарь многих выражений
Чиновничество в России — Чиновничество в России служащие государственного и муниципального аппарата царской России (1722 1917). Чиновниками называли служащих, занятых в структурах власти и управления, особенно в высшем эшелоне, и имевших определённый чин. С… … Википедия
Доходы чиновников России — Чиновничество в России служащие государственного и муниципального аппарата царской России (1722 1917). Чиновниками называли служащих, занятых в структурах власти и управления, особенно в высшем эшелоне, и имевших определённый чин. С ликвидацией… … Википедия