Бюджет внебюджет что это
Государственный бюджет и внебюджетные фонды
Запланированные доходы бюджета ≥ расходы бюджета –бюджет. профицит Запланированные расходы бюджета ≥ доходы бюджета- бюджет. дефицит
Доходы гос. бюджета — денеж. ср-ва, посту-пающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соотв-вии с действующей классиф-цией и существующим законодат-вом. Доходы фор-мируются за счет: налогов, взимаемых централ. и мест. органами власти; неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэконо-мич. деят-ти, а также доходов от имущества, находящегося в гос. собственности; доходов целевых бюджетных фондов.
Расх. гос. бюджета — это денеж ср-ва, направленные на финанс. обеспечение задач и функций гос. и местного самоупр-ния. Все расходы делятся на: военные; экономич; на соц цели; на внешнеполитич. деят-ть; на содержание аппарата упр-ния.
Бюджет и внебюджетные фонды
Вы будете перенаправлены на Автор24
Фонды как экономическая и общественная категории
В экономической науке существует такая категория, как «фонд». Этот термин обозначает централизацию финансовых средств, собранных для решения экономических задач.
В общественной жизни термин «общественный фонд» подразумевает организацию, которая собирает и перераспределяет деньги между потребителями.
Создание и деятельность фондов регулируется государственным законодательством и внутренними инструкциями (для внебюджетных фондов).
Бюджетные фонды
Бюджетные фонды представляют собой важную составляющую системы государственного бюджета. Это целевые финансовые образования. Они могут быть как общегосударственными, так и региональными:
Их основная задача состоит в решении финансовых вопросов в различных областях путем стабильного и бесперебойного финансирования мероприятий расходной части бюджета.
Бюджетные фонды формируются за счет средств бюджета, специальных налогов, целевых государственных займов, казначейских векселей.
Сегодня, когда речь идет о целевых бюджетных фондах, подразумеваются денежные фонды целевого назначения, сформированные за счет целевых доходов внутри бюджета.
Кроме общегосударственных и региональных бюджетных фондов существуют еще и фонды бюджетных предприятий.
Основными задачами бюджетных фондов являются целевое финансирование отдельных отраслей хозяйства, ликвидация последствий катастроф природного и техногенного характера, обеспечения социальных, культурных и экономических программ.
Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды представляют собой систему аккумуляции и перераспределения денежных ресурсов, которая имеет свои источники формирования и целевое направление использования.
Готовые работы на аналогичную тему
Внебюджетные фонды могут быть региональными, муниципальными, территориальными подразделениями региональных фондов. Их разновидностями могут быть фонды финансовой поддержки одаренной молодежи, фонды развития территорий, валютные фонды, фонды поддержки малого и среднего бизнеса и т.п.
Источниками формирования внебюджетных фондов могут быть целевые поступления от налогов и сборов, средства бюджета, добровольные пожертвования или взносы физических и юридических лиц, прибыли от предпринимательской деятельности самого фонда, займов, полученных фондом, других поступлений.
Внебюджетные фонды помогают обеспечить дополнительными средствами приоритетные отрасли экономики и позволяют расширить социальные услуги для населения. Эти фонды всех уровней способствуют улучшению социальной защиты населения, развитию социальной инфраструктуры.
Эволюция бюджетных и внебюджетных фондов
Если рассматривать в историческом аспекте процесс формирования фондов, то мы увидим, что изначально возникали внебюджетные фонды. Их количество варьировало. С развитием и укреплением централизованных государств, происходило объединение определенных финансовых объединений и формирование единого бюджета.
В настоящее время вновь возродилась необходимость во внебюджетных фондах. Причина заключается в децентрализации власти, повышение роли местного самоуправления. Поэтому, все внебюджетные фонды, действуя в рамках нынешнего законодательства, решают важные экономические проблемы общегосударственного и регионального уровней.
Фонды Российской Федерации
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют как бюджетные, так и внебюджетные фонды разных уровней (общефедеральные, региональные, муниципальные, отдельных предприятий, благотворительные). Они подчиняются российскому По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Конкурентоспособность России подробнее законодательству и способствуют развитию как отдельных регионов и отраслей. Так и всего государства в целом.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 16 04 2021
Бюджет внебюджет что это
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.11.2017 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 172-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 494-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ст. 6 дополняется абз. 47 (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 6 (в ред. ФЗ от 01.07.2021 N 251-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (на 2022 год).
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
Внебюджетные средства: собственные средства или дополнительный источник бюджетного финансирования?
«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 7
На практике встречаются два варианта использования денежных средств, заработанных бюджетным учреждением самостоятельно, то есть два варианта учета доходов и расходов в рамках оказания платных услуг. Первый вариант (наиболее распространенный): доходы от оказания платных услуг поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Второй вариант: доходы от оказания платных услуг в полном объеме поступают в бюджет и позже используются учреждением в виде дополнительного бюджетного финансирования. Рассмотрим вопросы бухгалтерского и налогового учета доходов от внебюджетной деятельности бюджетных учреждений в 2010 г. в обоих случаях.
Доходы от внебюджетной деятельности поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения
Приносящая доход деятельность, или внебюджетная деятельность, осуществляется бюджетными учреждениями на вполне законных основаниях. При этом полученные внебюджетные средства должны использоваться на обеспечение деятельности учреждений. Подпункт 3 п. 11 ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ гласит: бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности. Далее в указанном пункте идет перечисление оснований, то есть обязательных условий, которые должны быть соблюдены при получении и использовании указанных средств. Это наличие генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения. Кроме того, в пп. 4 п. 11 ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ говорится, что операции с указанными средствами осуществляются в порядке, установленном финансовым органом, на основании сметы доходов и расходов приносящей доход деятельности.
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».
Для учреждений, находящихся на бюджете субъектов РФ или местном бюджете, такое право закрепляется в законодательном акте о бюджете соответственно субъекта РФ или муниципального образования. Так, в Законе г. Москвы от 02.12.2009 N 10 «О бюджете города Москвы на 2010 год» говорится, что доходы получателей средств бюджета г. Москвы от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности зачисляются на внебюджетные счета финансовых органов г. Москвы и отражаются на лицевых счетах получателей средств бюджета. Порядок расходования указанных средств устанавливается Правительством Москвы.
Согласно Закону Нижегородской области от 11.12.2009 N 245-З «Об областном бюджете на 2010 год» средства бюджетных учреждений, финансируемых из областного бюджета, полученные от оказания платных услуг, в полном объеме учитываются в сметах доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Порядок расходования средств устанавливается Министерством финансов Нижегородской области.
Таким образом, федеральные бюджетные учреждения, а также бюджетные учреждения указанных регионов и регионов, в которых законом о бюджете закреплены подобные нормы, используют внебюджетные средства на обеспечение своей деятельности. Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, установлен Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 88н. Для прочих бюджетных учреждений такой порядок устанавливает соответствующий финансовый орган. Порядок утверждения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности утверждает главный распорядитель бюджетных средств.
Для указанных учреждений действует следующая схема получения и расходования средств от оказания платных услуг:
Вопрос налогообложения в этом случае решается на основании ст. 321.1 НК РФ, в которой говорится об особенностях ведения налогового учета бюджетными учреждениями. В соответствии с указанной статьей налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между суммой дохода, полученной от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Обратите внимание! Сумма превышения доходов от коммерческой деятельности над расходами до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению. Это значит, что расходы бюджетного учреждения, финансирование которых предусмотрено бюджетной сметой, оплаченные за счет средств от оказания платных услуг, не признаются в целях исчисления налога на прибыль (п. 1 ст. 321.1 НК РФ).
Дебет счета 2 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»
Кредит счета 2 401 01 130 «Доходы от оказания платных услуг».
Дебет счета 2 201 01 510 «Поступление денежных средств учреждения на счета»
Кредит счета 2 205 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг».
Дебет счета 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов готовой продукции (работ, услуг)»
Начислен налог на прибыль к уплате в бюджет:
Дебет счета 2 401 01 130 «Доходы от оказания платных услуг»
Кредит счета 2 303 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций».
Оплата расходов за счет средств от приносящей доход деятельности:
Кредит счета 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов».
Для справки. В смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности платежи в бюджет в соответствии с законодательством РФ должны быть отражены следующим образом:
На счетах санкционирования расходов операции по приносящей доход деятельности отражаются в учете бюджетного учреждения следующим образом:
Дебет счета 2 504 11 000 «Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности»
Кредит счета 2 504 12 000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств».
Дебет счета 2 504 12 000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств»
Кредит счета 2 502 12 000 «Принятые обязательства по приносящей доход деятельности».
Как пример, отражающий порядок получения и использования средств, доведенных до учреждения в качестве дополнительного финансирования, выделенного вместо доходов от приносящей доход деятельности, перечисленных учреждением в доход бюджета, рассмотрим доходы от сдачи имущества в аренду.
Таким образом, мы видим, что использование доходов от аренды в качестве источника дополнительного финансирования с точки зрения бюджетного законодательства продумано и организовано, чего нельзя сказать о налогообложении указанных доходов. На основании п. 4 ст. 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду (включая земельные участки) относятся к внереализационным доходам, то есть включаются в налогооблагаемую базу. Однако на протяжении ряда лет перед бюджетными учреждениями вставал вопрос: как платить налог на прибыль с доходов от аренды, если права распоряжаться данными доходами бюджетным учреждениям не предоставлено? На этот вопрос Минфин ответил в Письме от 19.02.2009 N 02-06-07/836, указав, что бюджетные учреждения получают ЛБО за счет источника дополнительного финансирования не только на укрепление своей материально-технической базы, но и на уплату налога на прибыль. Однако вопрос не был решен окончательно, поскольку платить налог на прибыль бюджетным учреждениям приходится не с разницы между доходом и расходом по данному виду деятельности, а со всей суммы дохода. Такое положение вступает в противоречие с Налоговым кодексом, поскольку объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, а не доход (ст. 247 НК РФ).
Уплата налога со всей суммы дохода сокращает источник дополнительного финансирования на 20%. Это ставка по налогу на прибыль организаций в 2010 г. (ст. 284 НК РФ).
Вполне закономерно в такой ситуации появление Постановления КС РФ от 22.06.2009 N 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта третьего статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)», в котором говорится о том, что существующий порядок уплаты налога на прибыль с доходов от аренды не соответствует Конституции РФ. В указанном Постановлении суд констатировал, что учреждения не вправе давать поручение на списание с единого счета бюджета, на который поступают доходы, средств для уплаты налога. В то же время Бюджетный кодекс предполагает, что налог с доходов от сдачи в аренду федерального имущества должен быть уплачен до учета средств в составе доходов федерального бюджета.
Таким образом, Конституционный Суд РФ признал, что действующее законодательство не обеспечивает определенность в порядке самостоятельной уплаты бюджетными учреждениями налога с упомянутых доходов, и постановил, что федеральный законодатель должен урегулировать порядок уплаты налога с учетом специфики правового статуса бюджетных учреждений в срок до 01.03.2010. До внесения в законодательство необходимых изменений учреждения обязаны платить налог в существующем порядке, то есть со всей суммы дохода.
Бюджетный учет операций в рамках дополнительного бюджетного финансирования за счет средств от оказания платных услуг
Далее мы рассмотрим корреспонденцию счетов по отражению операций получения и использования дополнительного бюджетного финансирования. Воспользуемся для этого рекомендациями Письма Минфина России от 19.02.2009 N 02-06-07/836 «О порядке отражения в бюджетном учете операций, связанных с начислением и уплатой налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду».
Учет у администратора дохода
Дебет счета 1 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»
Кредит счета 1 401 01 130 «Доходы от оказания платных услуг».
Дебет счета 1 210 02 130 «Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит счета 1 205 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг».
Учет у бюджетного учреждения
Дебет счета 1 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»
Кредит счета 1 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».
Дебет счета 1 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит счета 1 205 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг».
На счетах санкционирования расходов операции по получению ЛБО за счет источника дополнительного финансирования отражаются следующим образом.
Дебет счета 1 503 15 000 «Полученные бюджетные ассигнования»
Кредит счета 1 503 13 000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам».
Дебет счета 1 503 13 000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам», содержащий код группы, статьи КОСГУ
Кредит счета 1 503 13 000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам», содержащий соответственно код статьи и (или) подстатьи КОСГУ.
Дебет счета 1 503 13 000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам»
Кредит счета 1 502 11 000 «Принятые бюджетные обязательства».
ТЕМА 6. «Целевые бюджет. и внебюджет. фонды»
В соответствии с Бюджет. кодексом целевые бюджет. фонды – это фонд денеж-х ср-в, образов. в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по спец. схеме.
Целевые бюджет. фонды имеют ряд особенностей:
1. планирование и утверждение в составе бюджета;
2. их состав в бюджете не постоянен;
3. направление использ-х ср-в строго установлено законом на соответствующий год;
4. ср-ва фондов не подлежат изъятию и не м.б. использованы для получения прибыли;
5. неиспользован. ср-ва фонда в текущ. году отправляются на след. год……
К целевым бюджет. фондам относятся:
1. Федерал. дорож. фонд формируется за счет налогов на реализацию горюче-смазоч-х материалов, пользование автодорог. И используется на содержание, ремонт, реконструкцию дорог и ……
2. Федерал. фонд воспроизводства минерал.-сырьевой базы формир-ся за счет части отчислений, производимых пользователями недр, добываемых все виды полез-х ископаемых, разведыват-х на гос. ср-ва. И используется на изучение геологич-х континентал-х недр и на биолого-разведывател. работы.
Внебюджет. фонды – это совокуп-ть фин. ресурсов, находящ-ся в распоряжении центр-х, регионал-х и местных органов и характериз-ся целевой направлен-тью использования ден-х ср-в, предназначенных для финансирования расходов, не включенных в бюджет. Их формирование происходит за счет спец-х отчислений юрид-х и физич-х лиц, имеющих налог. природу. Нахождение неподлежащих изъятию ден-х ресурсов фонда собственности гос-ва и расход-х их только на определен. цели.
Внебюджет. фонды подразделяются по функционал. назначению:
ü на фонды экономич. хар-ра;
ü на фонды социал. хар-ра;
ü на фонды природоохранител. хар-ра.
Важными внебюджетными фондами явл-ся:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).
2. Фонд социального страхования (ФСС).
3. Фонд обязат. медиц. страхования (ФОМС).
Они относятся к федерал. фондам соц. обеспечения.
Соц. обеспечение, как экономич. категория, это сис-ма распределит. отношений, в процессе кот-х за счет части национал. дохода образуются и используются обществен. фонды денеж. ср-в, материал. обеспечение и обслуживание категории граждан, нуждающ-ся в гос. поддержке.
Частью гос. сис-мы соц. защиты населения явл-ся обязат. соц. страхование, осуществляемое в соответствии с ФЗ «Об основах обязател. соц. страхования» № 165-ФЗ от 16.07.1999 года, и представл. собой сис-му созданных гос-вом правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсации и минимизацию последствий изменения материал. и соц. положения работников и иных категорий граждан. В нем установлены соц. страх. иски, подлежащие удовлетворению.
ü получение медиц. помощи;
ü проф. заболевания;
ü потеря кормильца;
ü наступление пенсии;
ü признание нетрудоспособным;
В соответствии с частью 2 Главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации от 01.01.2001 года основным источником денеж-х ср-в всех 3-х фондов явл-ся Единый соц. налог (ЕСН).
Работадатель уплачивает налог с налог. базы на кажд. работника нарастающим итогом с начала года:
В Пенсионный фонд – 20%
В Фонд соц. страхования – 3,2%
В федерал. фонд медиц. страхования – 0,8%
В териториал. фонд медиц. страхования – 2%
Законодат-во Российской Федерации «Об обязател. пенсион. страховании» состоит из:
1. Конституции Российской Федерации.
2. ФЗ «Об основах обязат. соц. страхования» № 165-ФЗ от 16.06.1999г.
3. ФЗ «Об обязательном пенсион. страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001г.
4. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г.
5. ФЗ «Об индивидуал. (персонифицирован.) учете в сис-ме гос. пенсион. страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996г.
ФЗ № 167 устанавливает основы гос. регулирования и правоотношений в сис-ме обязательного пенсионного страхования.
Субъектами обязательного пенсионного страхования явл-ся :
1. федеральные органы гос. власти;
3. застрахованные лица.
Федерал. органы гос. власти имеют право:
ü устанавливать порядок и исполнение бюджета Пенсионного фонда;
ü формировать, инвестировать и хранить пенсион. накопления.
Негос. Пенсион. фонды – это тоже страховщики.
Ср-ва Пенсионного фонда используются только на выплату пенсий, на погребение пенсионера, доставку пенсий.
Пенсионный фонд имеет право проверять и получать у страхователей документов. У налоговых органов – информацию о страхователях и представлять интересы застрахован-х лиц перед страхователями.
ü обосновывать тарифы страх. взносов;
ü пересчитывать, назначать и выплачивать труд. пенсии и соц. пособия;
ü обеспечивать контроль и учет пенсион. ср-в;
ü регистрировать страхователей;
ü вести гос. банк данных по всем категориям страхователей и индивид. (персонифицирован.) учет всех категорий застрахован. лиц.
Страхователями явл-ся лица, производящие выплаты физич. лицам, а также физич. лица, добровольно вступившие в указанные правоотношения.
ü зарегистрироваться в Пенсион. фонде;
ü уплачивать страх. взносы;
ü представлять документы для индивид. учета, назначения и выплаты страх. обеспечения.
— на накопит. часть пенсии 0%;
— на накопит. часть пенсии 6%;
ü для лиц 1967 г.р. и моложе на периход. период 2005-2007 годы
— на страх. часть пенсии 10%,
— на накопит.часть пенсии 4%.
Физич. лица самост. вступившие в правоотношения с Пенсион. фондом уплачивают суммы страх. взносов фиксированным платежом, устанавл. на месяц, исходя из стоимости страх. года.
Право на обяз. пенсион. страхование застрахован. лиц реализуется в случае уплаты страх. взносов не менее стоимости страх. года, т.е. суммы денеж. ср-в, кот. должны поступить за застрахован. лицо в течение одного финанс. года. Если уплачен. за год сумма меньше стоимости страх. года, то в пенсион. фонд необходимо доплатить разницу, иначе взносы не будут учитываться и права не будут накапливаться. Напр., на 2006 года сумма страх. года была равна 1364 руб.
Страхов. случаем признаются ……
Страх. и накопит. части ….
ФЗ «Об индивид. (персонифициров.) учете в сис-ме обязат. персонифицирован. страхования устанавл-ет ….
На кажд. застрахован. лицо в Пенсион. фонде откр-ся индивид. (персонифициров.) счет, состоящий из:
— общей части, в кот. указ-ся:
ü страх. стаж, на кот. начислены страх. взносы,
ü сумма страх. взносов, уплачен-х и фактически поступивших,
ü сведения о расчет. капитале, включая его индексацию,
— спец. части, в кот. указ-ся:
ü сведения о передаче взносов одной инвестиц. компании другой или о передаче их в негос. Пенсион. фонд;
ü сведения о получении инвестиц. дохода;
ü суммы произведен-х выплат;
ü суммы страх. взносов, уплачен. и поступивших за застрахован. лицо;
ü инвестиц. доход, профес. стаж и сумма произведен. выплат.
Индивид. счет хранится в Пенсион. фонде в течении всей жизни застрахован. лица, а после его смерти в течение срока хранения пенсион-х дел.
Застрахован. лицу выдается государственное пенсионное страховое свидетельство (ГПС), хранящ-ся у него и содержащее страховой номер индивид. л/с, дату регистрации и анкет. данные застрахован. лица. В случае изменения данных общ. части ГПС, они вносятся в индивид. л/с застрахован. лица и выдается новое ГПС с тем же номером.
С 01.01.2002 г. вступил в силу ФЗ «О труд. пенсиях в Российской Федерации», согасно кот. труд. пенсия состоит из 3-х частей:
— базовая, размер кот. устанав-ся правительством и выплач-ся всем вне зависимости от стажа и заработка. Размер базов. пенсии зависит от кол-ва иждивенцев (но не более 3-х) и от возраста застрахован. лица.
— страховая, зависит от стажа работы и з/пл.
— накопительная, зависит от стажа работы и з/пл. и выплачивается в пределах суммы отражен. в спец. части индивид. л/с.
Право на труд. пенсию наступает:
При наличии страхового стажа не менее 5 лет.
Страх. часть труд. пенсии расчит-ся по формуле:
СЧ = ПК/Т, где СЧ – страх. часть труд. пенсии
ПК – сумма расчет. пенсион. капитала застрахов. лица,
учтен. по состоянию на день, с кот. ему назнач-ся
страх. часть пенсии
Т – количество месяцев (19 лет = 228 месяцев)
Накопит. часть труд. пенсии расчит-ся по формуле:
Для мужчин стаж больше или равно 25 лет,
Для женщин стаж больше или равно 20 лет.
ЗП – ср. месяч. з/пл в Российской Федерации за тот же период
СЗП – ср. месяч. з/пл за период с 01.07. по 30.09.01, утвержден. Правительством Российской Федерации.
СК – коэффициент стажа, состав. для застрахован. лиц 0,5 и повыш-ся на 0,01 за кажд. полн. год общ. труд. стажа сверх требуемой продолжительности.
В отличии от базовой и страховой части накопит. часть пенсии подлежит инвестированию согласно ФЗ «Об инвестировании ….» № 111 от 25.07.2002 г.
ВнешЭконом Банк инвестирует накопит. часть, если не отвечать на «письма счастья».
По конкурсу или в негос. пенсион. компании – по выбору чел-ка, то ср-ва застрахован. лица отдаются в доверит. управление управляющей компании.
Негос. пенсион. фонд – уход от гос. пенсион. обеспечения. Деньги передаются в собственность негос. пенсион. фонда пофамильно. (Пенсион. фонд выписывает пенсион. книжку, а пенсионер передает ее фонду.)
Управляющая компания – это центр, кот. дает распоряжения брокеру.
Специализ. депозитарий – все документы застрахован. лица хранит и о неправил-х действиях сигнализирует в Пенсион. фонд Российской Федерации.
Требования к инвестиц. портфелю управл. компании:
ü максимальная доля 1-го эмитента (кто занимается выпуском цен. бумаг) не должна превышать 5% за исключением гос. цен-х бумаг;
ü депозиты в предприятиях и организациях, вход. В одну банк. группу, или цен. бумаги не должны превышать 10%;
ü максим. доля эмитиров-х цен-х бумаг аффилирован. компаниями, управл. компаниями не должны превышать 5%;
ü максим. доли облигаций 1-го эмитента не д.б. больше 10% совокуп. объема, наход. в обращении;
ü максим. доля 1-го эмитента не д.б. больше 30% совокуп. объема, наход. в обращении цен-х бумаг (за исключением гос. цен-х бумаг);
ü максим. доля денеж. ср-в и депозитов в руб-х и валюте на счетах в банках не д.б. больше 20%;
ü максим. доля ср-в в цен-х бумагах иностр-х эмитентов не д.б. больше 20%.
Фонд социального страхования (ФСС) – 2-й по значимости фонд.
ü федерал. отделения;
ü центр. (отраслев.) отделения;
ü филиалы (регионал. и отраслев. отделения);
Ср-ва ФСС образуются:
ü за счет выплат от работодателя;
ü за счет граждан, заним. индивид. труд. деят-тью;
ü за счет доходов от инвестирования свобод. части;
ü за счет добровол. взносов граждан и юрид. лиц;
ü за счет ассигнований федерал. бюджета, связ-х с предоставлением льгот.
Ср-ва ФСС направляются:
ü на выплату пособий по времен. нетрудоспособ-ти,
ü на выплату пособий по родам,
ü на выплату пособий при рождении или усыновлении,
ü на выплату пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет,
ü на выплату соц. пособия на погребения,
ü на выплату пособия по уходу за ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет,
ü на оплату путевок д/раб-ов и их детей, на лечеб. диетич. питание,
ü на частич. содержание, находящ-ся на балансе страхователей, санаториев,
ü частичная оплата путевок в детс. загород. оздоровит. лагеря.
Согласно Инструкции о порядке расходования ср-в ФСС Российской Федерации, утвержденной Постановлением от 09.02.2001 г. № 11, страхователи осуществляют расходы по гос. соц. страхованию в счет начислен. ЕСН, подлежащ. зачислению в ФСС.
Ответ-ть за правил-ть начисления и расход-ть ср-в фонда несет администрация в лице руководителя и гл. бухгалтера при превышении суммы расхода по гос. соц. страхованию над суммой ничисленных ЕСН, подлежащ. зачислению. Страхователь обращ-ся за возмещением в отделение ФСС с представлением расчетов. Выделение страхователю ср-в производ-ся на основе предствлен. страхователем расчет. ведомости и иных документов, установлен-х ФСС. Если сумма расходов по гос. соц. страхованию меньше суммы начислен. ЕСН, то страхователь со своего банк. счета перечисляет в ФСС сумму начислен. ЕСН, уменьшенную на сумму, произведен-х им расходов по гос. соц. страхованию.