Бюджет или коммерция что лучше
Стоит ли переходить из коммерции в бюджет?
Немногим моим коллегам пришлось пройти путь от работы с предпринимателями и коммерческими компаниями до трудоустройства в государственных учреждениях. В большинстве случаев они нарабатывали многогодовой опыт и их приглашали на такую должность. Но даже главному бухгалтеру со стажем и высокой квалификацией перепрофилирование дается нелегко.
Бухгалтерский учет в коммерческих и бюджетных учреждениях имеет одну основу и принципы, определенные в Федеральном законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Однако бюджет — это, можно сказать, отдельное государство, и на практике приходится столкнуться с совершенно другим подходом к работе.
Выделим принципиальные отличия:
Как видите, непросто сменить рабочий кабинет в бухгалтерии какого-нибудь ООО на место в госучреждении. Конечно, есть и существенные плюсы: стабильная работа, наличие полного социального пакета (отпуск, больничные, пособия и т.д.), полностью официальная заработная плата. К тому же часто для специалистов предусмотрена возможность повышения квалификации и, разумеется, карьерного роста. Все это не каждая организация способна предложить (тем более ИП), поэтому работа в бюджете считается престижной (по крайней мере, что касается профессии бухгалтера).
Для тех, кто планирует сменить сферу деятельности, разберем основные сложности и ключевые моменты такого перехода. Для начала немного поговорим о системе государственных учреждений.
Для кого предназначен бюджетный учет?
К таким организациям относятся (см. п. 1 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина №162н от 06.12.2010):
Перечень несколько шире, в списке взяты самые основные.
Важно! Отдельные виды госучреждений (госкорпорации, унитарные предприятия и др.) ведут обычный бухгалтерский учет вместе с бюджетным, параллельно и обособленно.
Государственные и муниципальные учреждения (см. ст. 9.1 Закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях») подразделяются на три вида: автономные, бюджетные или казенные. В зависимости от имеющихся полномочий, наделения правами, обязанностями, законодательными ограничениями и устава каждое из них обладает индивидуальными особенностями. При определенных условиях учреждение может изменять статус (например, при перемене финансирующего бюджета или передачи ему расширенных полномочий). Рассмотрим три типа учреждений, опираясь на самые главные их отличительные черты.
Особенности автономных учреждений (АУ)
Для понимания организации порядка работы АУ необходимо обратиться к Бюджетному кодексу и Закону №174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В числе прочего автономной признается организация, выполняющая работы (оказывающая услуги) в определенных сферах, в первую очередь социальных, но не только. Например, сюда же относятся СМИ, спорт или занятость населения. Такая организация (это даже понятно из названия) имеет автономность (самостоятельность) в действиях. Может открыть расчетные счета в банках (для некоторых АУ), наряду с лицевыми счетами.
В зависимости от ситуации, вида расходов и финансирования, остатки средств, не использованных в текущем календарном году, учреждение потратит на уставные цели, перенесет на следующий период или вернет в бюджет.
В отличие от участника ООО, собственник имущества в АУ никак не отвечает по возникшим обязательствам, верно и обратное утверждение. Он не имеет права получать прибыль от деятельности (т.е. отсутствуют дивиденды). Это при том, что наряду с уставной осуществляется предпринимательская деятельность (соответствующая целям создания учреждения), о чем говорится в п. 2 ст.10 ФЗ №7.
Ежегодно, несмотря на результаты работы, АУ публикует в СМИ, которые устанавливает учредитель, отчеты о своей деятельности (аналогично обязанности для некоторых коммерческих компаний размещать свою отчетность в открытом доступе на сайте).
Возможности и ограничения бюджетных учреждений (БУ)
Имеют сходные цели с автономными: оказание услуг, предусмотренных законодательством, в социальных областях (научная и образовательная деятельность, здравоохранение и т.д.).
Для ведения деятельности устанавливаются задания, которые составляет орган-учредитель. Сверх задания допускается (в том числе за плату) выполнять работы (оказывать услуги):
Финансируется БУ из бюджета путем выдачи субсидий, которые, помимо прочего, включают расходы на содержание недвижимого имущества (в т.ч. особо ценного) и налогов на него. Такое имущество допускается сдавать в аренду при условии согласия учредителя. Есть, правда, минус – в этом случае его содержание учредителем прекращается.
Кстати! В отличие от ООО, имущество, полученное бюджетным учреждением, не принадлежит ему на праве собственности, а находится на праве оперативного управления согласно п. 9 ст. 9.2 Закона 7-ФЗ.
Операции со средствами проводятся через лицевые счета. По некоторым операциям есть ограничения. Как уже говорилось выше, использовать по собственному усмотрению особо ценное имущество (ОЦИ) нельзя. Причина понятна: оно предназначено для осуществления уставной деятельности. Порядок признания ОЦИ указан в Постановлении №538.
Потребуется согласие и при совершении крупной сделки (по умолчанию – свыше 10% балансовой стоимости активов БУ). Также бюджетное учреждение не может размещать депозиты в банке.
Казенные учреждения (КУ)
Подчиняются в зависимости от уровня госоргану или органу местного самоуправления. Средства к существованию им обеспечивает соответствующий бюджет (в качестве основания используется смета).
Помимо финансирования, получают доходы от платной деятельности, но при условии, что такое право указано в учредительных документах. Размер и/или порядок платы за услуги (работы) устанавливается руководящим органом (опять же в зависимости от уровня учреждения). Все денежные потоки КУ контролирует казначейство или финансовый орган субъекта РФ путем открытия специальных лицевых счетов.
Тотальный контроль сказывается на работе: смета предусматривает буквально все статьи расходов от покупки канцелярии до коммунальных затрат и фонда оплаты труда, поэтому при ведении учета в «казёнке» необходимо следить за движением средств по каждому пункту.
Обратите внимание! Существуют правила и ограничения при заключении контрактов (договоров) казенным учреждением. В частности, они прописаны в п. 5, п 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.
Для бухгалтера немаловажной покажется информация об операциях, которые совершать КУ не в праве:
Зато оно может передать право ведения бюджетного учета и формирования отчетности специализированной сторонней организации – централизованной бухгалтерии (она чем-то похожа на аутсорсинговые компании).
Финансирование и госзакупки
Мы привыкли к тому, что средства организации расходуются в соответствии с решениями, принимаемыми руководителем и учредителями, причем происходит это обычно довольно гибко, но в бюджете все регламентировано жестче. Целевое расходование — это один из основных его принципов, другой – экономия, а если точнее – эффективность. Есть даже такая статья в Бюджетном кодексе. Поэтому многие покупки в бюджетной сфере происходит через систему государственных закупок.
Важно! Некоторые учреждения имеют более широкие права (хотя несут больше обязанностей и ответственности), например, автономные.
Осуществление платных услуг возможно, если разрешает законодательство. В качестве распространенного примера – школы. Наравне с обычным обучением они организуют дошкольное образование (так называемые «малышкины школы»), где будущие первоклассники знакомятся с азами учебы (а заодно и с самим учебным заведением, учителями), проверяют свои знания.
Для ведения контроля за расходованием предоставленных средств бюджетные организации:
Заметили, что многие пункты один в один как у коммерческих? Это возвращает нас к общим основам ведения учета, они одинаковы везде.
План счетов и кодификация
Самое сложное, наверное, при переходе в бухгалтерию бюджета — это его специфический план счетов. На базовых принципах бухучета (общих для госорганизаций и предпринимательства) Минфином установлен единый план счетов (ЕПС), а к нему инструкция, утвержденные Приказом №157н. Дополнительно есть частные планы счетов, утвержденные другими Приказами Минфина:
Коммерсантам в этом плане проще: счета имеют всего два знака (кроме забалансовых), легко запоминаются. Бюджетники получили себе счета, состоящие аж из 26 знаков (разрядов)! Давайте посмотрим, какие коды в них входят:
Правда, к облегчению тех, кто сейчас, возможно, передумал менять рабочую область, скажу – в бухучете госучреждений фактически используют только 9 последних разрядов (с 18 по 26). Довольно запутанная система кодировки расписана в ЕПС и специальных инструкциях.
Оставшиеся девять разрядов заполняются в зависимости от того, к какому типу относится учреждение (см. приказы Минфина по утверждению планов счетов выше). Например, казенные учреждения в кодировке с 24-го по 26-й символ отражают коды КОСГУ.
Вот мы и дошли до еще одной особенности бюджетного учета – классификациях КОСГУ и КВР. Для их правильного сопоставления существуют таблицы, утвержденные и опубликованные Минфином. Они призваны облегчить труд бухгалтеров-бюджетников.
Важно! КВР – код вида расхода. Трехзначный код, объединяющий однородные операции. КОСГУ – классификация операций сектора государственного управления. Шифр детализирует расход по КВР.
Необычными выглядят и проводки в бюджете. Вот хотя бы пример операции по покупке материалов у поставщика: Дебет 010500000 «Материальные запасы» Кредит 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов». Для опытного специалиста эта кодировка понятна так же, как для нас с вами счет 50 «Касса».
Также есть некоторая специфика в ведении самого учета. Несколько лет назад, а именно в 2016 году, был утвержден Федеральный стандарт под названием «Основные средства» (Приказ Минфина №257н от 31.12.2016), который действует и в 2020 году. Бюджетники в обязательном порядке применяют его с 2018 года, причем методы учета и оценки отличаются от принятых в коммерции. Первоначальная стоимость ОС, например, для бюджетного учреждения не имеет значения.
В то же время для коммерческих организаций тоже существуют подобные стандарты, но применяются (по крайней мере, пока) по желанию. Поэтому, если захотите перейти (так и хочется сказать «на темную сторону силы») в государственное учреждение, придется серьезно подойти к матчасти и изучению бюджетного законодательства.
Отчетность
Состав отчетности для госучреждений отличается, как вы уже догадались, от привычных нам балансов, деклараций и расчетов. Хотя наряду с бюджетным многие учреждения ведут и обычный бухгалтерский учет, взносы и налоги по заработной плате у них те же, поэтому, конечно, они отчитываются и по стандартным формам.
Есть и специализированная отчетность. Сроки подачи устанавливает вышестоящий орган по инструкциям №33н (Приказ Минфина от 25.03.2011) и №191н (Приказ Минфина от 28.12.2010). Причем ориентировкой для подчиненных учреждений является срок, установленный Федеральным казначейством для распорядителей бюджетных средств:
Для бюджетников тоже существует электронная отчетность – система «Электронный бюджет». Через нее учреждения отчитываются по срокам, установленным вышеуказанными инструкциями.
Если присмотреться, то некоторые формы бюджетной отчетности напоминают «свое родное»: баланс учреждения, отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, сведения об остатках денежных средств учреждения. Тем не менее эти формы все-таки нацелены на сбор данных об использовании средств бюджета их распределении, экономии и т.д.
Обратите внимание! В статистику бюджетникам, так же как и простым смертным, приходится отчитываться. Учреждение периодически должно обращаться на сайт Госкомстата и проверять наличие в индивидуальном списке обязательных форм.
Подводя итоги: работа в сфере бюджетного учета имеет свои преимущества, но совершенно без подготовки и ликбеза в этой области переходить в госучреждение рискованно, можно допустить серьезные ошибки и испортить репутацию (как говорится, зарабатывается она годами, а разрушается за один день).
Если решились на переход:
Мы не коснулись в статье госзаказа и государственных закупок, о них мне бы хотелось поговорить подробнее в будущем. Это тоже очень интересная и достаточно сложная тема.
Платное и бесплатное образование в ВУЗе: сходства и отличия особенности обучения на каждой основе
Чиновники неоднократно заявляли, что в настоящее время образование в стране стало более доступным. Достичь этой «доступности» удалось благодаря появлению коммерческого отделения, которое сегодня сумело уже «подвинуть» бюджетное. Несмотря на действие одних и тех же образовательных программ, условий обучения, существует немало мифов о платном и бесплатном профессиональном становлении, которые мы намерены развеять в этой статье.
Чиновники неоднократно заявляли, что в настоящее время образование в стране стало более доступным. Достичь этой «доступности» удалось благодаря появлению коммерческого отделения, которое сегодня сумело уже «подвинуть» бюджетное. Несмотря на действие одних и тех же образовательных программ, условий обучения, существует немало мифов о платном и бесплатном профессиональном становлении, которые мы намерены развеять в этой статье.
Бесплатное высшее образование
Ежегодно десятки тысяч абитуриентов буквально штурмуют ВУЗы, стараясь поступить на бюджетное место. Обучаться за счет государства не только приятно, но и престижно. Ведь заняв «бесплатную нишу» в ВУЗе, абитуриент сумел доказать свою состоятельность, хорошую подготовку, упорство и пр.
Образование полностью бесплатном быть не может априори. Учащемуся потребуются определенные принадлежности, канцтовары, учебные пособия, компьютер, подходящая одежда и пр. Но это все относится к желаниям (предпочтениям) и необходимости, не имея прямого отношения к ВУЗу.
Количество бюджетных мест ежегодно пересматривается, притом на протяжении последних лет доля бюджетного образования сокращалась. Сейчас в ВУЗах объем мест для бесплатного освоения профессии едва достигает 30%. Все остальное отводится на контрактное обучение.
Бесплатное обучение в высшем учебном заведении
Более того, количество мест для каждой специальности утверждает Минобразования и науки. Исходя из этого ВУЗ получает соответствующее финансирование на обучение учащегося и выплату ему стипендии.
Да-да, стипендия полагается только студентам очного отделения, обучающимся на бюджетной основе. Остальные претендовать на эту выплату не могут. Более того, размер господдержки небольшой – около 1500-5000 рублей в месяц. Притом сумма стипендии может быть уменьшена или ее выплата приостановлена при ухудшении успеваемости.
Бюджетное образование считается более качественным и требовательным. Малейший проступок, ухудшение успеваемости, прогул занятий, нарушение дисциплины и правил Вуза может быть чревато отчислением.
Образовательная программа на бюджетных местах должна соответствовать госстандартам, учитывать основные требования работодателей к востребованным специалистам (какими знаниями и навыками они должны обладать) и пр. В настоящее время «ассортимент» специальностей в рамках бюджетного образования сильно ограничен. Поэтому важно не просто выбрать подходящий ВУЗ, но и необходимое или желаемое направление подготовки в нем, оценить собственные шансы на зачисление и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Для поступления в высшее образовательное заведение в любом случае придется преодолевать ЕГЭ, но проходные баллы на бесплатное место всегда выше, чем на коммерческое. Поэтому для покорения бюджетного образования необходимо иметь максимально высокие результаты ЕГЭ и использовать все шансы (льготы, достижения и пр.).
Специфика платного обучения в ВУЗе
Платное (коммерческое) обучение в ВУЗе в значительной степени повысило шансы на освоение выбранной специализации в стенах ВУЗа. В данном случае финансированием работы высшего образовательного заведения занимается не государство, а абитуриенты (или их официальные представители: опекуны и родители). Для получения образования по контракту необходимо внести определённую сумму за соответствующие услуги учебного центра, притом ценник может кардинально разниться. На сегодняшний день средняя стоимость обучения в Вузе на очном отделении достигает 60-560 тысяч рублей, на заочном – 45-120 тысяч рублей, дистанционном – 30-90 тысяч рублей.
Особенности обучения в ВУЗе на платной основе
Притом некоторые специализации или формы обучения в большинстве случаев доступны абитуриентам только по контракту. Например, дистанционное обучение (как отдельное отделение) возможно исключительно на платной основе, покорение престижных и востребованных направлений возможно только в рамках платных услуг Вуза.
Важно отметить, что процедура подачи документов и зачисления «контрактников» стандартна. Абитуриент предоставляет приемной комиссии все необходимые документы, проходит конкурсный отбор, заключает договор с Вузом, оплачивает его услуги и попадает в ряды студентов. Притом образовательная программа и учебный процесс ничем не отличается от бюджетного освоения специальности.
Несмотря на более лояльные требования к абитуриентам к поступлению готовиться все же придется. Конкурсный отбор строится на основе привычных правил: чем выше балл, тем больше шансов поступить. Более того, считается что к «контрактникам» относятся мягче, предоставляя им поблажки, привилегии и пр. На самом деле это не так. Правила Вуза едины для всех учащихся, независимо от их социального и иного статуса, формы обучения и пр.
На сегодняшний день доля коммерческого обучения в Вузе составляет около 60-70%. Притом абитуриент может самостоятельно платить за свое обучение при помощи специальных кредитных программ: образовательный кредит, рассрочка на обучение при ВУЗе и пр. Обучение по контракту – занятие непостыдное, но высокозатратное, поэтому оказывается посильным не для каждого желающего.
Достоинства и недостатки бюджетного и платного обучения
У каждой палки два конца. Казалось бы, бюджетное обучение – сплошные плюсы. Но на самом деле здесь также можно выделить положительные и отрицательные моменты.
К числу явных преимуществ бесплатного образования можно отнести:
Среди недостатков бюджетного обучения можно выделить:
К положительным моментам в освоении платного образования можно отнести:
Среди недостатков платного обучения можно отметить:
Что выбрать: платное или бесплатное образование?
Всем давно известно, что качество обучения полностью зависит от желания и стремления студента. Поэтому, если возникает вопрос, связанный с выбором варианта обучения, то достаточно ответить на несколько вопросов:
Самые распространенные мифы о платном и бесплатном образовании
Миф №1. Где легче учиться?
Издавна считается, что обучение по контракту дается легче: студентам предоставляют всевозможные поблажки, прощают прогулы, не валят на экзаменах и зачетах. На самом желе – это самое глубокое заблуждение. Качество образование, стандарты и правила Вуза едины для всех и не зависят от формы обучения, отделения и иных факторов.
Миф №2. Контрактников не отчисляют.
Несмотря на то, что студент платит за учебу, никто не дает ему права пренебрегать правилами ВУЗа, не выполнять возложенные на него обязанности. Поэтому при наличии законных оснований любой учащийся (будь то бюджетник или контрактник) подлежит отчислению.
Наиболее частые вопросы которые интересуют абитуриентов и их родителей?
Миф №3. У контрактников нет стипендии.
Да, согласно действующему законодательству, получать стипендию могут лишь учащиеся очных отделений, осваивающие образовательную программу на бюджетной основе. Но в случае победы студента на всевозможных соревнованиях, состязаниях, свершении значимых научных/спортивных и иных открытий ему может назначаться дополнительная выплата-вознаграждение в виде Президентской стипендии, награды и пр. Здесь удостаиваться такой чести могут как бюджетники, так и контрактники.
Миф №4. На платном обучении качество образования ниже, чем на бюджетном.
Как мы уже говорили, качество обучения не зависит от варианта освоения профессии. Оно отчасти может сопрягаться с возможностями ВУЗа (педагогический состав, техническая и иная оснащенность), но в большинстве случаев оно напрямую взаимодействует со стремлением, мотивацией и желанием студента поглощать знания и обретать профессиональные навыки.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Что выбрать: бюджет или контракт? Обзор разных ситуаций
«Быть или не быть?» — вот в чем вопрос. Но подобных вопросов у абитуриентов и студентов возникает масса: колледж или вуз, очно или заочно, бюджет или контракт и пр. Притом заметьте, каждый из них по-своему важен и уникален, а ответ на, казалось бы, однотипный вопрос будет зависеть от множества обстоятельств и факторов. Сегодня мы решили обсудить с Вами ситуации, которые разъяснят, когда и почему абитуриенты выбирают бюджетную и коммерческую основу обучения или почему некоторые студенты переводятся с бюджета на контракт и наоборот.
Условия поступления и обучения на бюджетной основе
Поступление на бюджет – более чем престижно, и невероятно сложно. Именно так считают поступающие и их родители, но на самом деле все не так громоздко и сложно.
Основные моменты при поступлении и обучении на бюджетной основе
Когда целесообразно подавать документы на бюджетное место? Давайте порассуждаем:
Если проанализировать статистические данные, то можно заметить следующую тенденцию:
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Среди явных достоинств бюджетного профессионального образования можно выделить следующие моменты:
Несмотря на существенные достоинства, обучение на бюджетной основе не обходится без недостатков:
Условия поступления и обучения на коммерческой основе
Второй и наиболее доступной к освоению считается коммерческая программа при колледже или вузе. Здесь предполагается, что студент будет лично оплачивать образовательные услуги.
Изначально работодатели критиковали данный формат, полагая, что она негативно сказывается на качестве подготовки дипломированных специалистов: доступное образование не всегда оказывается приемлемым и достаточным для оказания качественных услуг.
Что следует учитывать при поступлении и обучении на платной основе?
К специфическим чертам коммерческого профессионального образования можно отнести:
Обратите внимание, что в дипломе об образовании не указывается вариант подготовки. Поэтому работодатель может уточнить данный момент только у владельца или непосредственно в вузе.
В каких случаях выбирают бюджетное обучение?
Чтобы понять, когда целесообразно и нужно (или можно) подавать документы на бюджетное обучение при колледже или вузе, достаточно сопоставить три основных элемента: желание абитуриента, его возможности, финансы.
Желание студента предполагает его стремление освоить конкретную специальность. Далее его траектория захватит выбор вуза, но уже на данном этапе важно учитывать уровень текущей подготовки. Решающую роль в выборе основы профессионального становления играют возможности и финансы. К первой категории относят уровень текущей интеллектуальной, физической моральной подготовки. Ко второй – наличие свободных денег, которые можно направить на обучение.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
По статистике, бюджетное обучение выбирают сильнейшие ученики, имеющие за плечами успехи (призовые места на олимпиадах), высокие баллы ЕГЭ, льготники и целевики.
Подавать документы на бюджетное обучение целесообразно в следующих случаях:
Если желания и возможности совпадают, то вероятность поступления на бюджет высока. В случае, когда одна из «чаш» уменьшается, шансы на зачисление таят на глазах. Притом финансы могут помочь студенту поступить на бюджет (если дать взятку, но сейчас все строго контролируется и жестко наказывается).
Варианты обучения в колледже или вузе
В каких случаях целесообразно подавать документы на коммерческое становление при колледже или вузе?
«В народе» считается, что платное обучение в вузе – удел слабых или неудачников. Но на самом деле не все так плохо и безнадежно.
Платное обучение делает получение профессионального образования более доступным, стараясь не ухудшать при этом качество подготовки дипломированных специалистов.
Поступать на контрактное обучение целесообразно, если возможности поступающего находятся на минимуме: уровень подготовки хороший, но полученные баллы ЕГЭ «не дотягивают» до средней «бюджетной планки», количество бюджетных мест мало (а платных наоборот велико), специальность доступна только в рамках платного обучения, финансовое положение абитуриента хорошее и позволяет спокойно (без затруднений) оплачивать услуги по воспитанию профессионала.
В данном случае акцент делается именно на желании и финансовом положении поступающего, минуя возможности (подготовка, результаты вступительных испытаний).