Быть воспитанным что это значит 5 класс

Быть воспитанным что это значит 5 класс. Смотреть фото Быть воспитанным что это значит 5 класс. Смотреть картинку Быть воспитанным что это значит 5 класс. Картинка про Быть воспитанным что это значит 5 класс. Фото Быть воспитанным что это значит 5 класс

Тема: «Быть воспитанным – что это значит?»

не только привычна и легка,

Цель: помочь учащимся сформировать твердое понятие о том, что такое воспитанность, какого человека можно считать воспитанным.

Развить у учащихся стремление к самооценке и самоанализу; Вызвать желание к самовоспитанию, саморазвитию.

Предварительная подготовка к классному часу:

Анкетирование родителей, на основе которого проводится анализ воспитанности ребенка в семье. Составление сводного листа данных изучения уровня воспитанности учащихся (на основе диагностической программы изучения уровней воспитанности учащихся ).

Форма классного часа: беседа на нравственно-этическую тему.

Для создания доброжелательных отношений и хорошего настроения участников беседы – игра «Давайте говорить друг другу комплименты».

Инструкция игры: у каждого ребенка красное сердечко с именем одноклассника, которому он должен сделать комплимент. Ребята обмениваются сердечками с приятными похвалами друг другу.

Вам хорошо знакомы слова старой песенки о школе: «…с доброй книгою дружить и воспитанными быть учат в школе…». Поговорим о воспитанности. Быть воспитанным – что это значит?

(на доске прикреплена вырезанная из бумаги фигурка человека, от нее начерчены расходящиеся лучи)

Какими признаками должен обладать человек, чтобы мы могли его назвать воспитанным?

Древние греки утверждали, что надо быть очень выдающимся человеком, чтобы позволить себе быть невежливым. Именно вежливость смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет раздражение и ненависть, заставляет сдерживаться, способствует возникновению любви и уважения. Вежливости можно научиться, но существует и врожденная вежливость, идущая от души, а не от воспитания.

Правила вежливости запрещают:

— входить в официальное учреждение в шляпе (мужчинам) и громко разговаривать (лицам обоего пола);

— шуметь, тревожить и раздражать окружающих;

— критиковать чьи-либо религиозные убеждения;

— унижать чью-либо национальность;

— смеяться над ошибками и промахами других людей;

— наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами;

— отсылать по обратному адресу письмо или подарок;

— в неуважительном тоне отзываться о близких собеседника;

— коверкать фамилии и имена;

— открывать чужую сумку, заглядывать в нее, если она открыта, исследовать содержимое чужих карманов;

— самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф, буфет, кладовку.

О каком качестве воспитанного человека идет речь?

Непреложное правило воспитанного человека не вскрывать и не читать чужих писем. Есть множество вопросов, которые воспитанный человек задавать не будет: «Что тебе сказал по секрету Владик?», «Куда вчера вечером ходила твоя мама?». Находясь в чужом доме, воспитанный человек не открывает ящики столов, шкафов и прочее, не переходит без приглашения из одной комнаты в другую, не открывает без разрешения чужих сумок и портфелей, даже если они принадлежат близким людям. (Деликатность. Быть деликатным – значит уважать чужую жизнь и не совать нос не в свои дела).

Какое качество воспитанного человека отсутствует у Маши?

(Пунктуальность – высшее проявление вежливости).

Какое качество воспитанного человека отсутствует у данного героя?

Спросил у приятеля: «Кто эта уродина в синем платье?» Услышал в ответ: «Моя сестра». Повернулся спиной к пожилому человеку. Сказал на дружеской вечеринке: «Приятный сегодня вечер. Никак не ожидал». Предложил гостье-толстушке салат: «Ешь, не бойся, от него не полнеют». Сказал в гостях: «Пирожки с морковью – жуткая гадость». И тут как раз их подают. Походя, не подумав, обидел, огорчи, поставил в неловкое положение людей. И пусть для всех очевидно, что в поступках героя нет злого умысла, все равно очень неприятно.

(Тактичность – желание не обидеть, сердечность, понимание чувств другого человека).

Учитель: Т. о., воспитанный человек тот, кто умеет себя вести среди людей, кто чист и опрятен, у кого всегда и во всем порядок, кто бережет чужое время.

о воспитанных людях говорил: «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы уступчивы… Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и унижает его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома… Они не болтливы, не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями… Таковы воспитанные люди».

Так считает не только А. П. Чехов, но и другой известный писатель, великий философ : «Из всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Это очень трудная наука, потому что совершая какой-либо поступок, человек должен думать о том, как этот поступок отразиться на других людях.

Решение ситуационных задач. У вас за стеной живет пожилая соседка или сосед, которая (который) часто жалуется, что вы играете на пианино именно тогда, когда ей (ему) необходимо отдохнуть.

Дома вы очень бережно и аккуратно относитесь к своим вещам. Прибираете свою комнату, чистите свои вещи. А в школе рисуете на партах, небрежно убираете в классе. Можно ли считать воспитанным того, кто по – разному относится к вещам в школе и дома?

Придумайте продолжение следующим ситуациям:

Коля взял у Сережи из сумки жвачку без разрешения, а Сережа заметил и… Бездельник позавидовал предприимчивому человеку и написал на него лживое письмо, а тот…
Игра.

Посмотрите внимательно на себя. Какие качества воспитанности в себе вы могли бы назвать? Запишите эти качества на листочке. Теперь передайте листочек соседу по парте, который ставит «+», если согласен; «-», если не согласен; «*», если сомневается. Теперь передаем листочки через парту. Задание то же. После этого возвращаем листочек хозяину.

Есть над чем задуматься?

У каждого из нас наверняка есть знакомый, мнением которого мы очень дорожим, на которого хотим производить благоприятное впечатление. Мы думаем об этом человеке, стараемся почаще бывать в его обществе. А теперь представьте себе, что этот знакомый всегда находится неподалеку и постоянно за тобой наблюдает. Это изменит тебя до неузнаваемости. Ты уже не сможешь дернуть за ухо младшего брата или обругать товарища. Под взглядом этого человека тебе и в голову не придет, возвратившись из школы, швырнуть в угол пальто, облизать тарелку или пробурчать какую-нибудь грубость маме. Так воображение поможет тебе прилично вести себя дома, нормально есть и быть вежливыми с окружающими. А через некоторое время горбушка хлеба в грязной руке уже не покажется такой вкусной, невоспитанность товарищей будет тебя возмущать, а беспорядок в квартире – раздражать. Пройдет еще какое-то время, и ты почувствуешь, что хорошие манеры стали твоей привычкой и внутренней потребностью.

МОУ Спасская средняя общеобразовательная школа

Источник

Методическая разработка «Что значит быть воспитанным человеком?»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Что значит быть воспитанным человеком?»»

Классный час. 5 класс

Поговорим о воспитанности

Цели: формирование понятия об этикете, необходимости его соблюдения в современном обществе, о важных вопросах, связанных с воспитанностью, развитие способности вести диалог, воспитание требовательности по отношению к себе, формирование навыков самоанализа и самооценки.

Вступительное слово, беседа.

Слово это каждый из нас слышал не раз. Так что ж оно означает?

Недавно вы отвечали на вопросы анкеты, к этим ответам мы на нашем классном часе будем сегодня не раз обращаться.

Вот так ответили ребята на этот вопрос в анкете.

— А как объясняется значение этого слова в словарях?

Этикет (фр. «ярлык», «этикетка») – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям

(обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Этикет – составная часть внешней культуры общества.

Словарь иностранных слов.

Этикет – установленный порядок поведения где-либо (напр. придворный этикет, дипломатический этикет)

— Какой словарь дает более широкое толкование этого слова?

Устарел ли этикет? Можно ли прожить без этикета?

Мнения ребят, высказанные ими при анкетировании. (Вопросы анкеты см. приложении)

— Хочется ли вам что-то дополнить?

— А как считают взрослые?

Воспитанный человек. Каков он?

— Вот что написали вы в анкетах (Результаты анкеты)

Основные правила поведения в школе, в гостях, в общественных местах, на природе. (Выступления заранее подготовленных ребят)

В случае необходимости задать вопросы.

— А нужно ли помнить о вежливости дома. Как проявляется культура поведения в семье, по отношению к родителям?

— На чем же основывается культура поведения в современном обществе? (НА УВАЖЕНИИ К ЛЮДЯМ.)

Выставка книг о культуре поведения из школьной библиотеки. Выступление заведующей школьной библиотекой.

Упражнение «Разговор с великими о культуре поведения»

Ребятам раздаются листы с высказываниями выдающихся людей.

— Как вы понимаете эти высказывания? Согласны ли с позицией автора?

Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. М. Сервантес

Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе, — вот самый верный способ нравиться людям. Ф. Честерфилд

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. А. П. Чехов

Эксперимент «Что ты выбираешь?»

Позвольте провести небольшой эксперимент.

На столе лежат три предмета, выберите по своему усмотрению один из них. Объясните свой выбор. А теперь разверните и посмотрите, что внутри. (Настоящий шоколад, пластилин в обертке, шоколад в обычной бумаге.

— Проведите аналогию этой ситуации с жизнью: порой и с людьми так бывает. Кажется, красив человек, вежлив, однако все это показное. А другой с виду незаметен, однако при ближайшем знакомстве оказывается удивительным человеком: внимательным, воспитанным.

Кого в классе считают воспитанными людьми?

Вы уже давно знакомы друг с другом, учитесь вместе с первого класса.

— Так кого же вы назвали воспитанными?

Модель воспитанного человека (работа в группах)

— Каждой группе предлагается набор качеств, присущих людям.

(Примерный набор качеств: отзывчивость, настойчивость, смелость, упорство, снисходительность, тактичность, активность, доброта, выносливость, целеустремленность, благородство, самолюбие, эгоизм, равнодушие, лицемерие, любезность, милосердие)

— Как вы думаете, какие из них присущи воспитанным людям?

Объясните свой выбор.

Полезен ли был сегодняшний разговор?

— О чем вы сегодня узнали?

— Какие книги об этикете хотите взять в библиотеке?

— С какими правилами этикета хотите познакомиться подробнее?

— Что хотите пожелать друг другу?

Послушайте добрую песню Булата Окуджавы «Давайте восклицать»

(можно спеть вместе)

Хорошего вам настроения!

Вопросы анкеты, которая проводится накануне

1.Что означает слово «этикет»?

2. Устарел ли этикет? Можно ли прожить без этикета?

Воспитанный человек. Каков он?

Кого из одноклассников ты считаешь считаешь воспитанными людьми?

Источник

Классный час «Что значит быть воспитанным?»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Спартаковская средняя общеобразовательная школа»

«Что значит быть воспитанным человеком?»

Учитель: Карноухова А.Н.

Классный час « «Что значит быть воспитанным человеком» 5 класс

Цели: способствовать воспитанию нравственных качеств, через познание себя; выявление правильного и ошибочного представления о воспитании; создание «человека» идеально воспитанного.

У.: Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности, вбирает в себя опыт людей, накопленный многими поколениями. Общество человека воспитывает. Но воспитывает не только большая группа людей, но и малая, например, класс. В классе мы влияем друг на друга, воспитываем друг друга.

— Что значит быть воспитанным человеком? Какими качествами должен обладать человек, чтобы о нём сказали – «Да – он воспитанный человек!» Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.

1)- Можно ли считать воспитанным того, кто получил высшее образование? Почему?

Жизнь показывает, что нельзя каждого образованного человека считать воспитанным. Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.

Мир изменяется со сказочной быстротой. В меняющемся мире может существовать только изменяющийся человек. И всё же в области человеческих отношений должны присутствовать те постоянные незыблемые законы, на которые человек всегда должен опираться в своей жизни.

Как вы ответите на вопрос, что значит быть воспитанным человеком?

2)Упражнение «новый одноклассник»

В нашем классе – 6 учеников и, как нам кажется, все мы воспитаны. Но давайте попробуем создать 7 ученика и наделить его качествами идеально воспитанного человека. Вот он – ваш новый одноклассник! (доска – мальчик)(Учащиеся по очереди называют качества воспитанного человека – вежливцй уважающий других, добрый, отзывчивый, умее себя вести в обществе, обладает хорошими манерами, тактичный, пунктуальный)

В толковом словаре С. Ожегова сказано, что «воспитанный – это имеющий хорошее воспитание, умеющий хорошо вести себя в обществе».

Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Но воспитанность – это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое и существенное в человеке. Этим «нечто» является внутренняя культура и интеллигентность, основой которой являются радушие и уважение к другому человеку.

– Какое главное качество отличает воспитанного человека от невоспитанного?

— Из чего именно складывается воспитанность?

Вежливость. Древние греки утверждали, что вежливость – главное качество личности воспитанного человека.

Какие правила вежливости вы могли бы назвать?

Правила вежливости запрещают:

— входить в официальное учреждение в шляпе (мужчинам) и громко разговаривать (лицам обоего пола);

— шуметь, тревожить и раздражать окружающих;

— критиковать чьи-либо религиозные убеждения;

— унижать чью-либо национальность;

— смеяться над ошибками и промахами других людей;

— наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами;

— отсылать по обратному адресу письмо или подарок;

— в неуважительном тоне отзываться о близких собеседника;

— коверкать фамилии и имена;

— открывать чужую сумку, заглядывать в нее, если она открыта, исследовать содержимое чужих карманов;

— самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф, буфет, кладовку.

Пунктуальность. Именно она свидетельствует о хороших манерах. Только уважительная причина может извинить опоздание.

Не принято в обществе:

— приводить себя и свою одежду в порядок, поправлять галстук, прическу, чистить ногти;

— причесываться и вообще трогать волосы;

— использовать ноготь мизинца в качестве зубочистки;

— щелкать суставами пальцев;

— постоянно что-то “мурлыкать” себе под нос;

— бурными проявлениями, оскорбительными, грубыми словами обнаруживать свой гнев и негодование.

А теперь посмотрите на свое поведение и подумайте, насколько воспитанны.

Великий И. Гете писал, что «поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».Как вы понимаете это утверждение?

3) Пратические упражнения

О качествах воспитанных людей нужно не только знать, но и уметь их применять в разных жизненных ситуациях.

Выберите наиболее свойственный вам вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях.

( на столах ситуации с предложенными вариантами ответов).

Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом.Какой вариант поведения вы выберете?

А. предложу посмотреть передачу вместе с братом

Б. сначала посмотрю телевизор, потом пойду погуляю с братом

Г. Пойду погуляю с братом

Д. придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять

Классный руководитель, т.е. я – объявляю ребятам, что в цирк удалось достать всего несколько билетов. Но я вас всех люблю и мне трудно выбрать кому не идти. Сделайте это сами. Ия предлагаю вам самим решить кому не пойти.

А. предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно

Б. предложу решить голосованием

В. Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой

Г. Подниму руку, что не пойду

Д. предложу распределить по группам, а группа выберет достойных

Андрей взял у Вики без разрешения линейку. На её требования вернуть, Андрей не реагирует. Ваши действия.

Б. отнять линейку силой у Андрея и вернуть Вике

В. Взять ещё Викину вещь и вместе с Андреем дразнить Вику

Г. Пристыдить Андрея и попытаться убедить Андрея вернуть линейку

4) Познай себя!(анализ тестов )

У нас был проведён с вами тест… тест на 30 вопросов «Какой я?» ( тесты на столе с баллами) тест проведён, баллы посчитаны, но вы не знаете результатов. 9Анализ тестов)

Как вы считаете, с кем из ребят герой классного часа мог бы дружить?

В книжках-самоделках запишите какие качества своего характера вы бы хотели изменить?

Какие качества будете развивать?

Игра. «Волшебный цветок добра»

— Вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, что о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка (звучит музыка) и вам хочется её слушать. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости. У вас доброе настроение.,

Пока идёт релаксация – на доске появляется рисунок 3 цветков – серединка и стебель.

— откройте глаза, посмотрите на доску, а теперь давайте каждый из вас выберет цвет цветка вашего настроения и дорисует нашим цветам по лепесточку.

Цветы яркие, красивые – это значит, что наше занятие сегодня заканчивается с вашим хорошим настроение.

«Определение уровня воспитанности личности учащихся

с учетом возрастных особенностей и индивидуального развития»

Класс___________________________ Учебный год_____________________________

1. Если твой одноклассник совершает ошибку, оплошность, то ты:

А) не обращаешь на это внимание

Б) подсмеиваешься над ним

В) оказываешь поддержку

2.Я всегда рад присоединиться к большой компании, например, встретиться с друзьями, пойти с ними погулять, принять участие в интересном общественном мероприятии

Б) это зависит от компании

В) не люблю большие компании

3.Если ты обещаешь родителям или другу выполнить какое-либо дело, но у тебя возникают затруднения, то ты:

А) выполняю обещание, даже если мне это доставляет неудобство

Б) прошу отсрочку или прошу выполнить кого-нибудь другого

В) особенно не беспокоюсь, решаю, что ничего не поделаешь

4.Культура России богата, потому что, Россия многонациональная страна, считаешь ли ты это утверждение верным:

Б) возможно это и так

В) меня это не интересует

5.Занимаешься ли ты какой-нибудь творческой деятельностью (посещаешь художественную, танцевальную, театральную студию и.т.д.)?

Б) раньше занимался(ась), теперь нет

В) никогда не занимался(ась)

6.Есть ли у тебя постоянные обязанности по дому?

Б) помогаешь иногда по просьбе родителей

В) это дело государства

8.Вызывает ли у тебя трудность выступать перед большой аудиторией?

В) нет, я этого не боюсь

9.Если родители обещают купить тебе обновку, но у них возникают материальные затруднения, то ты:

А) требую, так как обещания надо выполнять

Б) немного жду, потом напоминаю

В) отказываюсь от обновки

10.Ты зашел в кафе пообедать. Есть свободное место за столиком, где сидит человек другой расы. Твои действия, ты останешься в кафе обедать?

В) подумаю, смотря, какая ситуация

11.Стараешься ли ты украсить свою комнату, сделать её более уютной?

А) да, мне нравится этим заниматься

Б) мне нравится уют и красота, но пусть их создают другие

В) я не обращаю на это внимание

12.Если в школе какой-либо предмет дается тебе с трудом, то ты:

А) особенно не переживаешь, оставляешь все как есть

Б) стараешься дополнительно заниматься по этому предмету

В) усиленно готовишься только перед контрольными работами

13.К тебе обращается ребёнок-инвалид с вопросом:

А) ты разговариваешь с ним естественным образом

Б) ты отходишь от него, не знаешь как себя вести

14.Приехав в детский лагерь, легко ли ты знакомишься с незнакомыми ребятами?

Б) я присматриваюсь к новым ребятам

В) я испытываю трудности

15.Как ты ведёшь себя при посторонних людях, в общественных местах?

А) стараюсь продемонстрировать хорошие манеры

В) всегда и везде веду себя одинаково

16.Если бы к вам в класс пришли новички-беженцы из других регионов, как бы ты к ним отнёсся

А) постарался поддержать их, помог привыкнуть к новой школе

Б) отнёсся к ним спокойно, но дружить не стал бы

17.В свободное время ты пошел бы:

А) в музей, на художественную выставку

18.Доводишь ли ты любое дело до конца?

Б) зависит от важности дела

В) нет, не обязательно

19.Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты сделаешь?

А) отбираю интересные и приношу

Б) принесу книги, которые я прочитал

В) если все принесут, я тоже кое-что отберу

20.Можешь ли ты, организовать игру, работу в коллективе?

Б) это зависит от коллектива ребят

В) я не люблю быть организатором

21.Тебя учитель просит выполнить общественное поручение, которое для тебя кажется невыполнимым.

А) сделаю все что смогу

Б) обращусь за помощью

В) да, я всегда внимательно читаю такие описания.

22.Мне трудно представить, что моим другом может стать человек другой веры

В) для меня это не главное

23.Есть ли у тебя любимый писатель, поэт, художник, композитор?

Б) есть произведения, которые мне нравятся, но их авторов я не знаю

В) нет, я этим не интересуюсь

24.Если твоя семья ждет прихода гостей (идет уборка комнат, готовиться угощение), то ты:

А) активно помогаешь

Б) помогаешь, только если гости приходят к тебе

В) занимаешься своими делами или уходишь из дома, чтобы не мешать

25.Ты заметил среди гостей грустную девочку (мальчика), которая(ый) одиноко сидит в стороне. Что ты сделаешь?

А) ничего, какое моё дело

Б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства

В) подойду и непременно заговорю

А) ты считаешь, что это должен делать весь класс

Б) ты соберешь группу ребят

В) ты бы смог это сделать сам, самостоятельно

27.Если тебе сказали, что твой друг нечестно ведёт себя по отношению к тебе, то ты:

А) перестал бы с ним общаться

Б) стал бы внимательно следить за его поведением, ждать, когда он себя выдаст

В) открыто сказал бы ему о своих подозрениях

28.Одноклассник пришёл к тебе в гости неряшливо одет. Это тебя раздражает?

В) внешний вид не имеет значение

29.Нравится ли тебе читать в книгах художественные описания пейзажей, явлений природы, переживаний героев?

А) нет, я стараюсь пропускать эти места в книге, не люблю их читать

Б) читаю иногда, если есть настроение

В) да, я всегда внимательно читаю такие описания.

30.Ты пришел на уборку школы, и видишь, что все уже трудятся. Что ты сделаешь?

А) постою с ребятами, потом видно будет

Б) уйду домой, если не будут отмечать присутствующих

В) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ними.

Подсчёт результатов производится по 6 критериям, каждый из которых соответствует определённой компонент:

1 компонент: ГУМАННЫЙ

2 компонент: КОММУНИКАТИВНЫЙ

3 компонент: ДУХОВНЫЙ

4 компонент: ТОЛЕРАНТНЫЙ

5 компонент: КРЕАТИВНЫЙ

6 компонент: ТРУДОВОЙ

Критерии уровня воспитанности, основанные на ключевых компонентах

1 копонент 2 копонент 3 копонент 4 копонент 5 копонент 6 копонент

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *