Быть добру что означает
Что такое доброта, хорошо ли быть добрым и как им стать (7 шагов)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Всех нас с детства учат быть добрыми: помогать слабым, заботиться о стариках, не обижать животных и совершать хорошие поступки.
С этой целью люди придумали пословицы и поговорки о доброте, на которых было воспитано не одно поколение. Зачем это нужно? Чтобы сделать мир лучше.
Но к сожалению, это качество присутствует не у всех. Или присутствует, но в малой степени. Как его развить и что доброта дает людям – тема сегодняшней статьи.
Определение — что такое доброта
Что такое доброта простыми словами? Это желание делать другим приятно: совершать некие действия, которые вызывают у окружающих радость, благодарность и другие позитивные чувства. Это отзывчивость, сострадание и терпимость.
Важным критерием этого качества, на мой взгляд, является отсутствие корысти. То есть ты сделал что-то хорошее и тебе самому приятно от того, что кого-то порадовал. Ты не ждешь в ответ того же. Просто делаешь без какого-либо умысла и расчета.
Доброта – это душевное свойство, черта характера, личностное качество. Она либо есть, либо ее нет. Невозможно сегодня быть добрым, завтра пуститься во все тяжкие, став злодеем проявить жестокость, а на следующей неделе снова стать добряком. Так не бывает.
Но ее можно в себе воспитать. На самом деле, это очень правильное и выгодное для человека качество, позволяющее получать от жизни и людей то, что они другим никогда бы не дали.
Недаром были придуманы сотни пословиц о доброте, которые в простой форме доносят до людей мудрость веков:
Доброта происходит от слова «добро», что означает благо. То есть добрый человек – это тот, кто делает добрые дела, приносит людям благо. И поверьте, большинство из них рано или поздно захотят сделать что-то и для вас в ответ.
Как ее распознать
Это качество можно увидеть только на деле, в поступках. Поэтому того, кто ничего не делает, нельзя назвать ни добрым, ни злым. Главным спутником доброты является альтруизм (что это?).
Но не надо путать его с крайностью, когда человек снимает с себя последние брюки. Чтобы помочь, иногда достаточно поддержать приятным словом, советом или улыбкой.
Добрый человек принимает людей такими, какие они есть, он их любит и не осуждает. Часто мы путаем это качество с эгоизмом (что это?), когда буквально заставляем других что-то делать, пытаемся их перевоспитать.
Нам кажется, что так будет лучше, но на самом деле заботимся только о своих чувствах. На эту тему есть отличное выражение «догнать и «причинить» добро». Оно о том, что порой с самыми лучшими побуждениями мы, сами того не понимая, причиняем другим страдания.
Простой пример: мать, которая уверена, что сын женился не на той, всячески рушит его брак, строит козни, обижает и провоцирует невестку. В этой ситуации доброта и жестокость идут рука об руку: мать хочет, чтобы ее ребенок был счастлив, но мерит это счастье по себе, игнорируя интересы сына, тем самым делая плохо ему.
Нередко в таких ситуациях отношения между сыном и матерью сильно портятся, причем последняя остается в гордом одиночестве с верой в то, что воспитала неблагодарного отпрыска. Как думаете, можно назвать ее добрым человеком? Я думаю, нет.
И таких примеров масса. Поэтому, если вас ни о чем не просили, а вам хочется сделать что-то хорошее (на ваш взгляд), спросите себя: «Нужно ли это человеку? О ком я сейчас забочусь – о нем или о себе?» А еще лучше – спросить напрямую у другого, нужна ли ему в данный момент ваша доброта.
Культивирование доброты и как стать добрым за 7 шагов
Как воспитать в человеке это качество? В отношении маленьких детей применяются разные способы: чтение пословиц о доброте, сказок и притч, демонстрация мультфильмов. Но если взрослый говорит одно, а потом пинает кошку на глазах у ребенка, то это вряд ли поможет (а скорее вызовет когнитивный диссонанс в голове ребенка).
Личный пример – лучшее средство, чтобы что-то донести. Чему бы ни учили своих отпрысков, они все равно будут повторять ваши поступки. Поэтому чаще делайте хорошее.
В школе подросткам часто дают задание – написать сочинение «Что такое доброта», проводят уроки на эту тему и организовывают мероприятия, нацеленные на проявление этого качества.
А что же делать взрослому человеку, который давно вырос: он не учится в школе да и родители давно оставили попытки как-то его воспитать? Предлагаю вам «программу по взращиванию собственной доброты», состоящую из 7 этапов:
Такие «прелести» ожидают нас повсеместно, их череда способствует тому, что злость становится устойчивой чертой личности. И все же вы выбираете, что для вас важней – доброта или жестокость. Аргументы для выбора у каждого свои.
Чтобы избавиться от чувства злости, необходимы два условия:
Материальные ценности, желание владеть ими толкает людей на преступления, делает их черствыми изнутри. Определение доброты предполагает способность дарить, безвозмездно делиться.
Добрые дела — это удел чудаков или «мягкая сила»
В свое оправдание злые и жестокие люди сочиняют множество «сказок», объясняющих, почему быть добрым – это плохо. Хотите вы того или нет, но это всего лишь работа ваших психологических защит, направленных на заглушение голоса совести (что это?), чтобы не чувствовать стыд и вину.
Какие бывают мифы – приведу два самых распространенных:
Например, закомплексованным человеком, навешав ему медовых комплиментов? Или тем, кто помешан на деньгах, пообещав ему несметные богатства? От этого никто не застрахован.
Я думаю, что доброта – это преимущество, позволяющее стразу разглядеть, кто находится рядом с вами. Это долгосрочное вложение, которое многократно окупается в противовес мелочной злобе, которая приносит одни проблемы в будущем. Быть добрым реально выгодно.
Давайте рассуждать. Сколько вам понадобится сил и стараний, чтобы кинуть в обидчика ответную гадость? Почти нисколько. А если сдержаться, постараться его понять, не реагировать на колкости? Думаю, это сложнее всего. Так где сила? Только реально сильный человек может позволить себе быть добрым.
Краткое резюме
В заключение отмечу, что быть добрым не так уж и просто. В мире, где человек человеку – волк, процветают эгоизм, отчуждение, эмоциональная глухота.
Материальные ценности стоят выше нравственных: из-за них чужими становятся даже самые близкие люди. Чтобы сделать мир лучше, каждый должен начать с себя, а не указывать на это другому.
Еще раз повторюсь (и мою мысль подтвердят сотни пословиц и поговорок на эту тему), что быть добрым (альтруистичным) — это очень и очень выгодная стратегия успешного выживания в любом обществе. Люди все замечают, помнят и обязательно воздадут вам должное. Ничем другим вы не сможете завоевать такого же расположения. Ничем!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (11)
Очень хорошо написано. Легко читается и сразу понятно
Как иронично.Говориться быть добрым — значит не преследовать коварные цели,а в резюме написано,что «это очень и очень выгодная стратегия успешного выживания в любом обществе. Люди все замечают, помнят и обязательно воздадут вам должное».Даже в статье указали какую-то выгоду,то есть без корыстной мотивации добрым никто не будет имхо.
Нельзя в нашем мире быть добреньким, такое качество будут воспринимать как слабость и ездить верхом.
Вообще доброта — это когда ты делаешь что-то хорошее для других без выгоды для себя. То есть ты сделал и потом не пожалел об этом. Вот это для меня настоящая доброта. Таких людей очень и очень мало.
А есть такое, когда вроде бы сделал добро, но ждешь от того человека в ответ и стоит ему не сделать, ты начинаешь жалеть о своем поступке. Еще есть категория, которые замаливают так свои грехи.
Имеется небольшое собственное сочинение о доброте. Читательская аудитория сильно одобряет, могу предложить.
Мой комментарий, предназначен больше в поддержку Евгения Тимофеева,который предложил поделиться своим собственным сочинением на тему доброты. Мне бы очень было интересно прочесть.
Дети верят в сказки —
Кто заглянет в ящик —
К тем, кто верит в Чудо,
Автор: Евстратова Елена
Если постоянно делать кому-то добро, люди перестанут это ценить и начнут воспринимать подобное отношение как должное и даже требовать его.
Вот объясните, зачем мне становится добрым? Зачем кому-то помогать бескорыстно? Я живу и хочу, чтоб меня не трогали, больше мне ничего от других не надо и я никого не хочу опекать.
Я не верю в бескорыстную доброту, всё равно ведь каждый добродел хочет получить какие-то плюшки, может не впрямую, но выгоду ищут все.
Ещё считается, что толстые люди очень добрые, скорее всего это они сами придумали, а может это от слова раздобреть пошло, что значит потолстеть.
Доброта — это уязвимость. Этим качеством все и всегда хотят просто воспользоваться, ничего не давая взамен.
Добро – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово добро? Пытаешься разобраться, что такое добро? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «добро» в словарях русского языка
Добро это:
добро — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.
Изначально было противоположно понятию худа (то есть означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или животному и растительному миру.
Добро
I д`обро нареч. качеств.-обстоят. разг.
1.Доброжелательно, отзывчиво, дружелюбно.
3.Не предвещая беды, несчастья; благоприятно. II д`обро предик.Оценочная характеристика чьего-либо поведения, чьих-либо действий, поступков как доброжелательных, отзывчивых, дружелюбных, выражающих доброту и расположение по отношению к кому-либо. III добр`о ср.
1.Все хорошее, положительное; все, что приносит счастье, благополучие, пользу. Ant:зло
Добро
I нареч. разг.
1) Ласково, приветливо.
2) Дружелюбно, мирно. II
1. ср.
1) Все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу (противоп.: зло).
2) Хорошее, доброе дело, поступок.
3) разг. Личное имущество, вещи, пожитки.
2. ср. Название буквы древней славянской или старой русской азбуки.
3. нареч. разг.-сниж. Хорошо, удачно, успешно.
4. союз разг. Употр. при указании на благоприятствующую причину чего-л.; соответствует по значению сл.: благо.
5. частица разг. Употр. при подтверждении, одобрении чего-л., при согласии с чем-л.; соответствует по значению сл.: хорошо, ладно, так, пусть будет так.
Добро
Добро
добр`о 2, нескл., с. (название буквы)
Добро
3 => добро 1 все положительное, хорошее полезное Желать добра кому-н. От добра добра не ищут (посл.). Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). добро 1 разг. пренебр. о ком-чем-нибудь плохом, негодном Такого добра и даром не надо. добро 2 ладно, хорошо Д.! Сделаем по-твоему! добро 1 Colloq имущество, вещи Чужое д. Накопить добра.
Добро
I добро нареч. разг.
1) Ласково, приветливо.
2) Дружелюбно, мирно. II добро
1. ср.
1) Все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу (противоп.: зло).
2) Хорошее, доброе дело, поступок.
3) разг. Личное имущество, вещи, пожитки.
2. ср. Название буквы древней славянской или старой русской азбуки.
3. нареч. разг.-сниж. Хорошо, удачно, успешно.
4. союз разг. Употр. при указании на благоприятствующую причину чего-л.; соответствует по значению сл.: благо.
5. частица разг. Употр. при подтверждении, одобрении чего-л., при согласии с чем-л.; соответствует по значению сл.: хорошо, ладно, так, пусть будет так.
Добро
1. Положительное начало в нравственности, противоп. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте.
2. То, что хорошо, полезно, приятно. Добра вам, добра желаю. Из этого добра не выйдет. Нет худа без добра. Пословица. От добра добра не ищут. Пословица.
3.Доброе дело, добрые поступки. Делать много добра.
4. Личное имущество, пожитки. Сундуки полны добра.
5. Дрянь, что-н. негодное (разг. фам. ирон.). Такого добра нам и даром не нужно. Поминать добром (разг.) – вспоминать с благодарностью, хорошо отзываться о ком-н. Не к добру (разг.) – угрожает дурными последствиями. По добру, по здорову – см. добрый.
Добро
добра, мн. нет, ср. Старинное название буквы «д».
Добро
нареч. в знач. утвердительной частицы (обл.). Хорошо, ладно. Добро! будет старуха царицей. Пушкин. Шибанов в ответ господину: добро! тебе здесь нужнее твое серебро. А. К. Толстой. Добро пожаловать (торж.) – приветствие гостю.
Добро
с частицей «бы» или «б» (к-рая с личной формой глаг. образует сослаг. накл.), союз условный, употр. в соответствии с последующим противительным союзом «а то» (простореч.). Пускай бы еще, можно было бы примириться, допустить, если бы… Добро бы было в гору или в ночную пору, а то и под гору и днем. Крылов. Добро бы убивал, скажем, или коней крал, а то так попал (в тюрьму), здорово живешь. Чехов.
Добро
хорошее, положительное начало; противоположность злу вещи, имущество
Добро
название буквы д в древнем славянском или старом русском алфавите
Добро
Добро́ – 1) одно из имён Бога, указывающее на Него как на Всеблагого и как на Источник всяческих благ; 2) то, что соответствует Божьему благоволению; 3) исполнение человеком Божественной воли, ведущей его к духовному совершенству.
Добро есть акт свободной человеческой воли, следующей за всесвятой волей Бога. Бог обладает совершенной святостью, Он совершенно чист от всякого греха, непричастен никакому злу, любит одно только добро. Он, Источник добра, Сам является наивысшим Добром для Своих созданий, ибо желает видеть их подобными Себе и вечно соединенными с Собой. Он имеет благо Своей Сущностью и любое благо, какое только можно себе мысленно представить, содержится в Нем. Он есть Добро по Самому Своему Существу и, Сам будучи Добром, на все распространяет лучи Своей благости.
Наука о добре и зле находится в Священном Писании и творениях многих святых.
Различение слов «благо» и «добро» представляет счастливую особенность русского языка, – предпосылку для отнесения «блага» к высшей метафизической реальности – Богу, а «добра» к этической характеристике.
Исполнение всеблагой Божественной воли и есть постоянное возрастание человека в добре, ведущее к воспитанию человеческих добродетелей.
Источник добра
Автономного от Бога добра не существует. Либо это бессознательное свойство образа Божьего (свойств души, дарованных Творцом Своему созданию при рождении, и направляемое данной Им совестью), либо это сознательное уподобление Богу, действие Его благодати в христианине.
Если человек, отрицающий Бога, помогает кому-то, то он очевидно считает источником добра себя (других вариантов нет). Это питает его гордость, даже, если он этого и не осознаёт.
Внутреннее содержание поступка
Истинное добро всегда имеет духовное содержание, это не просто угодный другому человеку поступок. Ценность поступка определяется тем, с каким намерением оно совершается. Под видом добра может выступать и зло, например, тщеславие, гордость, человекоугодие и даже сребролюбие. Чаще всего мотивом является чувство удовлетворения своим поступком.
Условия истинного добра
Истинное добро связано с испытаниями и совершается в тайне. Одно дело помочь нищему без ущерба для себя, а другое – если сам остро нуждаешься; одно дело – сделать от избытка средств известный всем добрый поступок, другое – пожертвовать необходимым в тайне.
Добро и добродетель
Есть добро (добрый поступок), а есть добродетель (привычка к деланию добра). Цель христианской жизни – приобретение добродетелей.
Грехопадение настолько повредило природу человека, что без Бога он в принципе не может достичь чистоты. Бог – истинное добро, поэтому тот, кто не имеет с Ним общения, не может стать добрым в совершенстве.
Бог и добро
Бог – источник добра. Невозможно совершенствоваться в добродетели, имея искажённые представления о её Источнике, или считая лишь себя источником добра. Бог сформулировал добродетели в Своих Заповедях.
апостол Иаков:
Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех ( Иак. 4:17 ). Ср. ( Лк.12:47-48 ; Ин.15:22 )
преподобные Варсонофий и Иоанн:
Если кто делает доброе не по цели Богоугождения, – это доброе оказывается злым, по намерению делающего.
прп. Серафим Саровский:
Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает.
архиепископ Иоанн (Шаховской):
Где же взять время на добро? Даже подумать о нем нет времени. Всё заполнено в жизни. Добро стоит, как странник, которому нет места ни в служебной комнате, ни на заводе, ни на улице, ни в доме человека, ни ‑тем менее – в местах развлечений его. Добру негде приклонить голову. Как же торопиться его делать, когда его нельзя даже на пять минут пригласить к себе, – не только в комнату, но даже в мысль, в чувство, в желание. Некогда! И, как добро этого не понимает и пытается стучаться в совесть и немного мучить ее. Дела, дела, заботы, необходимость, неотложность, сознание важности всего этого совершаемого… Бедный человек! А где же твое добро, где же твой лик? Где ты сам? Где ты прячешься за крутящимися колесами и винтами жизни? Всё же скажу тебе: торопись делать добро, пока ты живешь в теле. Ходи в свете, пока ты живешь в теле. «Ходи в свете, пока есть свет». Придет ночь, когда уже не сможешь делать добра, если бы и захотел.
священник Даниил Сысоев:
Добро, с точки зрения христианства, есть следование воле Бога, а зло есть нарушение воли Бога. Более того, с точки зрения христианства, добро есть описание свойств Божьих, свойств сущности Самого Бога. Мы прямо верим, что Бог целомудрен, чист, кроток, смирен, Бог есть любовь. И поэтому человек, который делает добро, тем самым становится похожим на Бога.
Н.О. Лосский:
К числу первичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли, принадлежит любовь к свободе и высшее выражение ее – свобода духа. Это свойство тесно связано с исканием абсолютного добра. В самом деле, совершенное добро существует только в Царстве Божием, оно – сверхземное, следовательно, в нашем царстве эгоистических существ всегда осуществляется только полудобро, сочетание положительных ценностей с какими-либо несовершенствами, т. е. добро в соединении с каким-либо аспектом зла.
блаженный Августин:
Где нет веры, там нет и доброго дела, потому что намерение прежде всего делает дело добрым, а доброе намерение происходит от веры.
преподобный Ефрем Сирин:
Так всё делай и так обо всем думай, чтобы угодить Богу; а если нет у тебя этой мысли, то потеряет цену всякое твое делание.
преподобный Симеон Новый Богослов:
Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу… (ср. Евр.11:6 )
святитель Тихон Задонский:
Многие делают добро, но не от веры, поэтому Богу угодить не могут… Многие удаляются от нечистоты, но ради стыда человеческого, а не от страха Божия, то есть не от веры, ибо такие тайно дерзают на такое, о чем стыдно и говорить ( Еф. 5, 12 ). Иные кроткими и незлобивыми кажутся, но ради мирной и спокойной жизни с людьми. Это есть мудрость человеческая, и потому не от веры. Иные ближним своим всякое добро делают, но ради того, чтобы ими любимы были, и это не от веры…
свт. Игнатий (Брянчанинов):
В обществе падшего человечества некоторые люди называются добрыми. Так называются они неправильно, относительно. В этом обществе называется добрым тот человек, который делает наименее зла.
Слепы те, которые дают важную цену так называемым ими добрым делам естества падшего. Эти дела имеют свою похвалу, свою цену во времени, между человеками, но не пред Богом, пред Которым все совратились с пути, до одного негодны ( Рим.3:12 ). Уповающие на добрые дела естества падшего не познали Христа, не поняли таинства искупления, увязают в сетях собственного лжеумствования, воздвигая против своей полумертвой и колеблющейся веры нелепое возражение: Неужели Бог так неправосуден, что добрых дел, совершаемых идолопоклонниками и еретиками, не вознаградит вечным спасением? Неправильность и немощь своего суда эти судьи переносят на суд Божий.
Недостаточно быть добрым по естеству: надо быть добрым по Евангелию. Естественное добро часто противоречит добру евангельскому, потому что наше естество находится не в первобытной чистоте, дарованной ему при создании, но в состоянии падения, при котором добро перемешано в нас со злом. И потому это добро, если не выправится и не вычистится Евангелием, само по себе непотребно и недостойно Бога!
свмч. Арсений (Жадановский):
Кто знает, может быть, неверующий, который на наш взгляд кажется добрым человеком, имеет пробел в своей нравственности, незаметный для нас, а это уже и есть причина дальнейшего его убожества, в данном же случае неверия. А быть верующим или, лучше, казаться таковыми и в то же время быть людьми небезупречной нравственности, это обычное явление, ибо и бесы веруют и трепещут ( Иак.2:19 ). Нам также известна фарисейская праведность показная, лицемерная. Вот что, однако, несомненно: безукоризненно-нравственный человек не может быть неверующим. Здесь нравственная жизнь ведет к вере, равно как и искренняя вера воспитывает добрую нравственность. Это уже несомненная истина.
прот. Аркадий Шатов:
У некоторых неверующих людей есть принцип, который они считают более высоким, чем все религиозные принципы. Это принцип бескорыстия. Вы помогаете другому, потому что видите в этом человеке Христа и считаете, что Бог вам за это воздаст, говорят они, а нам не нужно воздаяния, мы ПРОСТО делаем добро.
Хочу сказать со всей ответственностью: я не знаю людей, которые действительно жили бы этим принципом. Я знаю людей, которые обманывают себя им. Принцип абсолютной любви существует в христианстве на высотах человеческого духа. Например, апостол Павел говорит: Я желал бы быть отлученным от Христа ради моих сродников по плоти. То есть он готов идти в ад, если сродникам по плоти это послужит ко спасению. Но люди, не знающие Бога, которые провозглашают этот принцип, сами очень далеки от него. В действительности их деятельность чаще всего имеет личный мотив, и этот мотив гордость: Мне НИЧЕГО не надо, я сам буду для всех всем, всем буду служить, всё буду делать. У христианина же бескорыстная любовь сочетается с сознанием своей немощности, греховности, недостойности.
У церковных людей более серьезное отношение к своему делу: они знают, что за каждое дело будут нести ответ на суде Божием.
свт. Лука (Войно-Ясенецкий):
Вы думаете: что будет с добрыми людьми, которые зла не делают, даже много добра творят, но Бога не исповедуют?
Войдут ли они в Царство Небесное? Сподобятся ли жизни вечной? О нет, о нет! Это не я говорю, но Сам Христос.
Недостаточно одних добрых дел, надо еще всем сердцем веровать в Господа Иисуса Христа и пославшего Его Бога Отца, надо омыть свою греховную скверну в купели крещения, нужно причащаться Тела и Крови Христовых.
Не я говорю, а Сам Христос говорил апостолам Своим пред вознесением Своим на небо: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:15-16 ).
Тем, кто веры не имеет, кто не крестился, не приобщался Тела и Крови Христовых, нет доступа в этот град новый Иерусалим, нет жизни вечной, как нет ее и для иудеев, и для мусульман, хоть и много среди них есть людей добрых и весьма достойных.
Тогда где же будет им место? На это отвечает Христос, сказавший: В доме Отца Моего обителей много.
Какова же будет участь их? Не знаем, но так как Господь сказал обителей много, думаем, что и для них найдется какая-нибудь скромная обитель в доме Отца Небесного. Они не наследуют в полной мере Царства Божия, но и не будут мучиться. Они будут в каком-то промежуточном состоянии. Какое это состояние, мы, конечно, не знаем.