Быть чем является глагол

Какая часть речи слово «было»?

Слово «было» — это само­сто­я­тель­ная часть речи гла­гол «быть» в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни и слу­жеб­ная часть речи части­ца в опре­де­лен­ном контексте.

Определим, какая часть речи сло­во «было» в рус­ском язы­ке, выяс­нив его общее зна­че­ние, грам­ма­ти­че­ские и син­так­си­че­ские признаки.

Слово «было» — это глагол

Чтобы понять, каким общим зна­че­ни­ем обла­да­ет инте­ре­су­ю­щее нас сло­во, вос­поль­зу­ем­ся высказыванием:

В этом пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое «было свет­ло» ука­зы­ва­ют на состо­я­ние окру­жа­ю­щей среды.

Рассмотрим еще один пример:

Много яблок что дела­ло? было.

Слово «было» сино­ни­мич­но «вырос­ло», «созре­ло».

Теперь, сум­ми­руя наши наблю­де­ния, мож­но сде­лать вывод, что сло­во, кото­рое назы­ва­ет состо­я­ние или дей­ствие, явля­ет­ся гла­го­лом. Оно нахо­дит­ся в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, о чем сви­де­тель­ству­ет суф­фикс -л-:

бы л о — корень/суффикс/окончание.

Его началь­ной фор­мой явля­ет­ся гла­гол «быть», кото­рый име­ет зна­че­ние «суще­ство­вать», «нахо­дить­ся», «иметь­ся», рас­по­ла­гать­ся» и т. д.

Глагол «быть» изме­ня­ет­ся в фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни по родам и числам:

Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глагол

В пред­ло­же­нии это сло­во чаще все­го быва­ет гла­голь­ной связ­кой в соста­ве имен­но­го ска­зу­е­мо­го или реже про­стым гла­голь­ным сказуемым.

Всё было погру­же­но в глу­бо­кий сон.

Укажем грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки ана­ли­зи­ру­е­мо­го слова.

Морфологический разбор слова «было»

I. Общее зна­че­ние. Часть речи.

Обозначает состо­я­ние; глагол.

В зави­си­мо­сти от смыс­ла кон­тек­ста это сло­во может исполь­зо­вать­ся в каче­стве слу­жеб­ной части речи.

Слово «было» — частица

Если это сло­во нахо­дит­ся в пост­по­зи­ции за гла­го­лом, при­ча­сти­ем в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, то оно теря­ет спо­соб­ность обо­зна­чать состо­я­ние. Оно вно­сит в выска­зы­ва­ние смыс­ло­вой отте­нок, что дей­ствие нача­лось или пред­по­ла­га­лось, но так и не совер­ши­лось из-за каких-то обстоятельств.

Он пошел было из дому, но что-то вспом­нив, вер­нул­ся назад.

Мы созво­ни­лись было, да ни о чем так и не договорились.

Частица «было» само­сто­я­тель­но не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния, а отно­сит­ся к тому сло­ву, за кото­рым нахо­дит­ся. В пред­ло­же­нии эта части­ца под­чер­ки­ва­ет­ся вме­сте со ска­зу­е­мым, кото­рое в этом слу­чае явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным, или с дру­гим вто­ро­сте­пен­ным чле­ном предложения.

Мать раз­ве­си­ла было сушить высти­ран­ное белье, но тут пошел дождь.

Осветившее было лес­ную поля­ну солн­це тот­час закры­ла чер­ная туча.

Источник

Какая часть речи слово «был»?

Слово «был» — это само­сто­я­тель­ная часть речи гла­гол «быть» в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода про­шед­ше­го времени.

Разберемся, какая часть речи сло­во «был», выяс­нив его грам­ма­ти­че­ские признаки.

Обычно в рус­ском язы­ке при­над­леж­ность сло­ва к опре­де­лен­ной части речи выяв­ля­ют, отве­тив на сле­ду­ю­щие вопросы:

Слово «был» — это глагол

Чтобы отве­тить на эти вопро­сы и выяс­нить, какая часть речи сло­во «был», рас­смот­рим сле­ду­ю­щее выска­зы­ва­ние, в кото­ром оно употребляется:

В дет­стве у меня был белень­кий котенок.

Котенок что делал? был, то есть имелся.

Обратимся к дру­го­му сообщению:

Словом «день» обо­зна­че­но под­ле­жа­щее, кото­рое отве­ча­ет на вопрос что?

Что гово­рит­ся о дне? Если дадим ответ, что «день был», то явно этой инфор­ма­ции не хва­та­ет, что­бы понять, о чем все-таки сооб­ща­ет­ся в пред­ло­же­нии. Значит, тре­бу­ет­ся к нему доба­вить при­ла­га­тель­ное «сол­неч­ный».

Значит, сло­во «был» само по себе не несет ника­кой инфор­ма­ции, а толь­ко сооб­ща­ет, что в про­шлом пред­мет был в опре­де­лен­ном состо­я­нии (был сол­неч­ный).

Подытожив наши наблю­де­ния, сде­ла­ем вывод, к какой части речи при­над­ле­жит инте­ре­су­ю­щее нас слово.

Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глагол

Грамматические признаки слова «был»

Это сло­во име­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни, на что ука­жет суф­фикс -л-:

бы л — корень/суффикс/окончание.

Его началь­ной фор­мой явля­ет­ся инфи­ни­тив «быть», име­ю­щий в зави­си­мо­сти от смыс­ла кон­тек­ста зна­че­ния; «иметь», «про­ис­хо­дить», «суще­ство­вать» и т. д. В фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни этот гла­гол изме­ня­ет­ся по родам и числам:

Это сло­во име­ет фор­му един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода, на что ука­зы­ва­ет нуле­вое окончание.

В пред­ло­же­нии рас­смат­ри­ва­е­мая фор­ма явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым или высту­па­ет в соста­ве имен­но­го ска­зу­е­мо­го в роли связ­ки, лишен­ной пол­но­цен­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния, а толь­ко обо­зна­ча­ю­щей един­ствен­ное чис­ло муж­ской род про­шед­шее время.

Примеры

Он был раз­гне­ван так, что покрас­не­ло все лицо.

Говорят, что наш дедуш­ка был далек от политики.

Источник

Синтаксическая роль глагола

Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глагол

Роль глагола в русском языке сложно переоценить. Он является одной из самых употребляемых частей речи, уступая только существительному. Важной особенностью глагола является то, что он может выступать в роли всех пяти членов предложения, как основных, так и второстепенных. Об этом и пойдет речь ниже.

Глагол как часть речи обозначает действие. Он отвечает на вопрос что делать? что сделать? Может изменяться по родам (только в прошедшем времени: кричал-кричала-кричало), числам (рисует-рисуют), временам (говорил-говорит-будет говорить).

Синтаксической ролью слова является функция, которую оно выполняет в составе предложения. Синтаксическую роль отдельного слова определить невозможно. На основании этой функции определяются члены предложения.

Глагол, как правило, входит в состав грамматической основы предложения и является сказуемым, но при определенных условиях он может выполнять и остальные четыре функции.

Итак, глагол в предложении может являться:

Стоит отметить, что чаще всего глагол является именно сказуемым. Сказуемым может быть глагол любого рода, числа или времени, а подлежащим, определением, дополнением или обстоятельством может быть только неопределенная форма глагола, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать? (также известная под названием инфинитив).

Для того чтобы определить, какую именно синтаксическую роль играет глагол в конкретном предложении, необходимо уметь правильно задавать вопрос. Для этого важно не зацикливаться на том, что он по определению отвечает на вопрос что делать?, но может являться абсолютно любым членом предложения. Определить роль конкретного глагола в предложении невозможно без определения грамматической основы. В первую очередь всегда определяется подлежащее и сказуемое.

Источник

Какая часть речи слово «будет»?

Слово «будет» — это гла­гол в фор­ме 3 лица един­ствен­но­го числа.

Выясним, сло­вом какой части речи явля­ет­ся «будет», обра­тив­шись к его началь­ной фор­ме «быть».

«Быть» — это сло­во, кото­рое име­ет лек­си­че­ское зна­че­ние «суще­ство­вать», «иметь­ся», «нахо­дить­ся», «рас­по­ла­гать­ся», «при­сут­ство­вать», «про­ис­хо­дить» и пр.

Я хочу быть здесь каж­дое лето.

На мой взгляд, в зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств эта встре­ча может быть и может не быть.

Глагол «быть» име­ет фор­му насто­я­ще­го вре­ме­ни «есть», кото­рая доволь­но ред­ко используется.

Чаще этот гла­гол упо­треб­ля­ет­ся в фор­мах буду­ще­го или про­шед­ше­го вре­ме­ни (был, была, было, были).

Никого не было на пустын­ном берегу.

Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глагол

Грамматическая форма слова «будет»

Понаблюдаем, как ука­зан­ный гла­гол несо­вер­шен­но­го вида изме­ня­ет­ся в фор­мах буду­ще­го времени:

Следовательно, у сло­ва «бу́дет» ука­жем сле­ду­ю­щие грам­ма­ти­че­ские признаки.

Морфемный разбор слова «будет»

Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глагол

Вспомогательный глагол «будет»

Слово «бу́дет» частич­но утра­ти­ло пол­но­цен­ное лек­си­че­ское зна­че­ние и чаще исполь­зу­ет­ся в каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла в обра­зо­ва­нии раз­лич­ных слож­ных (ана­ли­ти­че­ских) словоформ.

1. В первую оче­редь, он участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии состав­ных форм гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида буду­ще­го вре­ме­ни, кото­рые явля­ют­ся в пред­ло­же­нии про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым.

Кто из вас будет выпол­нять эту работу?

В такой слож­ной фор­ме основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние име­ет инфи­ни­тив, а сово­куп­ность грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков (накло­не­ние, вре­мя, лицо, чис­ло) выра­жа­ет­ся фор­мой вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «будет».

2. Вспомогательный глагол-связка «будет» исполь­зу­ет­ся в состав­ном гла­голь­ном ска­зу­е­мом в соче­та­нии со сло­ва­ми «дол­жен», «надо», «нуж­но», «мож­но» и пр.

Он дол­же н будет рас­ска­зать нам об этом феномене.

Надо буде т пой­ти к нему и выяс­нить все подроб­но­сти случившегося.

В жар­кий день мож­но будет попла­вать в озе­ре вече­ром, когда вер­нем­ся с работы.

3. Этот вспо­мо­га­тель­ный гла­го­ла при­сут­ству­ет в состав­ном имен­ном ска­зу­е­мом, име­ю­щем зна­че­ние «пре­бы­вать в каком-то состо­я­нии или положении».

Источник

ГЛАГОЛЫ «БЫТЬ» И «ИМЕТЬ» И ИХ ФУНКЦИИ В ЯЗЫКЕ

Изучение предложений с глаголом «быть» осложняется труд­ностью, если не невозможностью, дать удовлетворительное опреде­ление природы и функций глагола «быть». Прежде всего, является ли «быть» глаголом? Если это глагол, то почему он так часто от­сутствует? Если же «быть» не глагол, то каким образом он имеет статус и формы глагола, оставаясь при этом тем, что называют «глаголом-именем»? Тот факт, что существует «именное предло­жение», характеризующееся отсутствием глагола, и что оно пред­ставляет собой универсальное явление, противоречит, казалось бы, тому, также весьма обычному, факту, что оно имеет эквива­лентом предложение с глаголом «быть». Факты как бы ускользают от анализа, и проблема в целом еще настолько слабо разработана, что здесь даже не на что опереться. Причина, вероятно, кроется в том, что обычно рассуждение строится, по крайней мере импли­цитно, так, как если бы появлению глагола «быть» логически и хронологически предшествовало состояние языка, когда такой глагол отсутствовал. Но подобное прямолинейное рассуждение повсеместно опровергается языковой действительностью и не от­вечает к тому же никаким требованиям теории.

В основу анализа, как исторического, так и описательного, следует положить различие двух слов, которые смешивают, когда рассуждают о глаголе «быть»: одно из них — «связка», граммати­ческий показатель тождества; другое—полнозначный глагол. Эти два слова сосуществовали и всегда могут сосуществовать, бу­дучи совершенно различными. Но во многих языках они слились. В основе проблемы глагола «быть» оказывается, таким обра­зом, не процесс хронологической последовательности, а диалек-

тическое сосуществование двух слов, двух функций, двух кон­струкций.

Утверждая идентичность указанных двух слов, иногда ссыла­ются на именное предложение. Мы уже пытались г определить основные черты этого типа высказывания, и ничего существен­ного к сказанному мы здесь добавить не можем, разве только по­стараемся четче противопоставить именное предложение и пред­ложение, содержащее глагол «быть», и еще раз подчеркнем то, что их различает.

Когда говорят о глаголе «быть», необходимо уточнять, идет л ли речь о понятии грамматическом или о понятии лексическом. Именно потому, что такое различение не проводилось, проблема и стала неразрешимой и ее не удалось даже ясно сформулировать. В действительности же существует лексическое понятие «быть», глагольное выражение которого является столь же исконным, что и выражение любого другого понятия, и которое может функ­ционировать, совершенно не вторгаясь при этом в область функции «связки». Следует только вернуть ему и в теории его реальность и его автономность. В индоевропейских языках эта лексема пред­ставлена корнем *es-, который не следует переводить как «быть», чтобы не усугублять той самой путаницы, из которой мы пытаемся выйти. Его значение — «иметь существование, принадлежать дей­ствительности», и это «существование», эта «действительность» опре­деляются как нечто достоверное, непротиворечивое, истинное. Весьма показательно, как это понятие конкретизируется в произ­водных именных формах: лат. sons «виновный», юридический термин, который применяется к «сущему», к тому, «кто есть дейст­вительно» (совершивший преступление); санскр. sant-, авест. hant-«существующий, действительный, хороший, истинный»; превосх. степень санскр. sattama-, авест. hastama- «самый лучший»; санскр. satya-, авест. haiGya- «истинный»; санскр. sattva- «существование; сущность; плотность»; др.-исл. sannr «истинный»; греч. та ovxa «истина; обладание». В истории различных индоевропейских язы­ков *es- оказывалось иногда замененным, но пришедшая ему на смену лексема сохраняет тот же смысл. Так обстоит дело в «тохар­ском» языке, в котором используется nes-, в ирландском, где ис­пользуется ta- (atta-). Попутно отметим, что ирл. ta- с дательным падежом местоимения (буквально «быть у») стало выражением для «иметься»: ni-t-ta «у тебя нет». Одна из семантических функций *es- или его субститутов, по существу, и заключается в том, чтобы сделать возможной конструкцию «быть у» в значении «иметься».

Совершенно иным является положение «связки», которая упо­требляется в высказывании, устанавливающем тождество между двумя именными членами. Здесь наиболее общее выражение не

Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глагол1 См. гл. XIV настоящей книги.

содержит никакого глагола. Это «именное предложение» в том виде, как оно представлено в настоящее время, например, в рус­ском или венгерском языках, где нулевая морфема, пауза, осу­ществляет связь между двумя членами и утверждает их тожде­ство — какой бы ни была с логической точки зрения разновидность этого тождества: формальное равенство («Рим — столица Италии»), включение класса в класс («собака — млекопитающее»), принад­лежность к совокупности («Пьер — француз») и т. п.

Очень важно понять, что нет никакой естественной или необ­ходимой связи между глагольным понятием «существовать, быть, иметься в действительности» и функцией «связки». Задавать во­прос, каким образом глагол «быть» может отсутствовать или опу­скаться,— значит ставить все с ног на голову. Правильной явля­ется обратная постановка вопроса — как существует глагол «быть», обеспечивая глагольное выражение и лексическую опору логиче­ской связи в утвердительном высказывании.

В действительности же привычные нам языки создают в этом отношении иллюзию. Появление глагола «быть», служащего для предикации тождества двух членов, не было неотвратимой языко­вой необходимостью. Во многих языках в различные исторические эпохи наблюдается тенденция к реализации функции связки — обычно осуществляемой с помощью паузы между членами, как в русском языке,— в особом знаке, в морфеме. Но эта тенденция разрешалась не одним-единственным и обязательным способом. Способы были различны; создание или приспособление для этой цели глагольной формы — лишь один из них. Рассмотрим кратко основные.

В древнесемитских языках глагола «быть», как известно, не существовало. Достаточно было поставить рядом именные члены высказывания, чтобы получилось именное предложение, при на­личии, по-видимому, дополнительного признака — паузы между членами, что, однако, не имело графического выражения. На примере венгерского, русского и др. языков можно видеть, что эта пауза имеет значение элемента высказывания; более того, это знак предикации. Вероятно, везде, где структура языка позволяет стро­ить предикативные высказывания путем соположения двух именных форм при свободном порядке слов, их разделяет пауза. При этом условии именные формы осуществляют предикацию. Так, в ара­мейском языке: malkuteh malkut ‘alam «его царство — вечное

царство»; ‘arhateh din «его пути — справедливость»; hfl §alma re§eh di-dhab tab^ «эта статуя, ее голова из чистого золота». Но в функ­ции предикации может использоваться и особый знак: «связкой» служит местоимение так называемого третьего лица единственного числа, которое в этом случае вставляется между субъектом и пре­дикатом: ‘elahkon hu ‘elah ‘elahin «ваш бог— он (=есть)бог богов». То же самое местоимение используется и тогда, когда субъект стоит

в первом или во втором лице: ‘anahna himmo ‘abdohl dl-‘elah-smayya w’ar c a «мы рабы бога неба и земли» (Ездра, кн. I V, 11), буквально «мы они его рабы бога. ». В этом примере мы видим, кроме того, согласование в числе между местоимением-связкой и субъектом. В единственном числе будет буквально «я он его раб» (= я его раб); отсюда во множественном числе «мы они их рабы» (= мы их рабы) с местоимением муж. рода множ. числа himmo.

Такую же схему мы находим в арабском языке 2 — именное предложение, в котором субъект, обычно определенный, предшест­вует предикату, обычно неопределенному: Zaidun c alimun «Сайд — ученый». Можно ввести определение к субъекту, не изменив при этом синтаксической формы: ‘abuhu musinun «его отец стар», но также и Zaidun ‘abuhu musinun «Сайд, его отец стар» (== отец Сайда стар). Когда же определенными являются и субъект и пре­дикат, между ними можно вставить местоимение huwa «он»: allahu huwa ‘lhayyu «бог он (= есть) живой».

Подобное синтаксическое использование местоимения в функ­ции связки представляет собой явление, имеющее принципиаль-

Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глагол2 Ср. К. Brockelmann, Arab. Gramm. 11-е изд., § 100—102.

3 Другие примеры см. в кн.: J. Deny, Grammaire de la langue turque, § 549
и ел., 1175; а также в коллективной работе: «Philologiae Turcicae Fundamenta»,
\, 1959, стр. 104, 111, 125, 207 и др.

ное значение. Мы видим здесь, что два совершенно различных типа языка могут сближаться, образуя одну и ту же синтаксиче­скую структуру, посредством конвергенции, орудием которой является местоимение. Наличие аналогичных ситуаций в семит­ских и тюркских языках заставляет предположить, что подобное решение может встретиться и в других языках, каждый раз, когда двучленное именное предложение при помощи какого-либо фор­мального средства (не просодического) реализуется как утверди­тельное высказывание и включает новый член, служащий знаком утверждения. Местоимение и является таким знаком. Мы можем теперь привести подтверждение из третьего типа языков, в котором с помощью того же способа была самостоятельно создана форма именного предложения. Это явление имело место и в индоевропей­ских языках, точнее говоря, в части иранских языков.

Между согдийским языком и ягнобским в этом отношении су­ществует историческая преемственность. Но подобную функцию указательного местоимения можно наблюдать также и в двух других иранских языках — в пушту и осетинском. В пушту в

Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глагол4 Мы в свое время указывали на такое использование местоимения в согдий­ском и ягнобском языках («Grammaire sogdienne», II, стр. 67—68), но не смогли его объяснить.

Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глагол6 Ср. нашу книгу «Etudes sur la langue ossete», P., 1959, стр. 74—75, где пред­
восхищено настоящее изложение.

7 Более подробно см. Ernout, BSL, L, 1954, стр. 25 и ел.

8 См. L. Sjoestedt, Description d’un parler du Kerry, стр. 112 и ел.

9 Krause, Westtocharische Grammatik, I, 1952, стр. 61, § 64.

И наконец, последнее решение — то, которое мы наблюдаем в большинстве индоевропейских языков: использование *es-как в функции связки, так и в качестве глагола существования. Различие между ними отныне устранено. Складывается, таким образом, положение, характерное для современного французского языка, где можно сказать как cela est «это есть», так и cela est bon «это хорошо» без какой бы то ни было дифференциации etre «быть» и exister «существовать». При такой ситуации нет больше ничего, что соответствовало бы лексическому противопоставлению испан­ского ser : estar или тому противопоставлению, которое выражается в русском языке, с одной стороны, в форме «нулевая морфема: есть», с другой стороны, различием падежа предиката «именитель­ный : творительный». Вместе с тем слияние этих двух категорий в некоторое единство упрощает функционирование временных флек­сий, поскольку устанавливается система более регулярных пара­дигм. И в конце концов то, что было не чем иным, как граммати­ческой связью, получает лексическое подкрепление — «быть» ста­новится лексемой, способной и выражать существование, и утверж­дать тождество.

Несколько странным, вероятно, покажется, что таким же вспо­могательным глаголом, как «быть», является и «иметь». Казалось бы, все различает эти два глагола, и непонятно, почему они должны функционировать одинаково. Какая необходимость была для по­явления в различных языках второго вспомогательного глагола, если, например, в русском или персидском языках обходятся

Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глагол10 BSL, LII,1956, стр. 289-306.

11 У нас еще, возможно, будет повод вновь обратиться в свете указанного здесь
различия к сложным фактам, связанным с «быть» в индо-иранских языках, иссле­
дованным Р. Л. Тернером (R. L. Turner, BSOS, VIII,1936, стр. 795 и ел.) и
X. Хендриксеном (Н. Hendriksen, BSOAS, XX, 1957, стр. 331 и ел.).

Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глагол
Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глагол

Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глаголодним? Более того, этот второй вспомогательный глагол «иметь», в отличие от «быть», действительно и в полном смысле слова имеет значение, которым занимаются лексикографы; помимо своей функ­ции вспомогательного глагола он имеет свободную конструкцию — конструкцию глагола в активном залоге, подобного всем другим, и управляет прямым дополнением. По существу, чем больше мы изучаем «иметь», тем труднее нам объяснить, почему мы считаем его вспомогательным глаголом. Попробуем поэтому охарактери­зовать его с формальной стороны в нескольких языках. Нужно подвергнуть глагол «иметь» конкретному анализу хотя бы в не­скольких языковых системах, даже если (как это и окажется) нам придется в конце концов отказаться от некоторых связанных с ним теоретических понятий, не имеющих оправдания ни в логике, ни в грамматике.

Рассмотрим, как обстоит дело во французском языке сравни­тельно с глаголом etre «быть». Можно заметить, что у avoir «иметь» есть некоторые свойства, общие с etre, и ряд других свойств, при­сущих только ему. Мы кратко суммируем отношения между этими глаголами следующим образом:

1. И etre и avoir имеют формальный статус вспомогательных
глаголов, с помощью которых образуются формы времени.

2. Ни etre, ни avoir не имеют формы пассива.

3. Etre и avoir допускаются как вспомогательные глаголы для
образования времен у одних и тех же глаголов в зависимости от
того, являются ли эти глаголы возвратными или нет, то есть в
зависимости от того, обозначают ли субъект и объект одно и то же
лицо или нет: etre используется, когда субъект и объект совпадают
(il s’est blesse «он ушибся»), a avoir — когда они не совпадают
т’а blesse «он ушиб меня»).

4. Иначе говоря, вспомогательные глаголы etre и avoir нахо­
дятся в отношении дополнительной дистрибуции; все глаголы
обязательно используют либо тот, либо другой (il est arrive «он
приехал», il a mange «он съел»), в том числе и сами etre и avoir,
которые в независимом употреблении сочетаются с avoir (il a ete
«он был», il а ей «он имел»).

Подобная симметрия употребления и отношение дополнитель­ной дистрибуции между двумя вспомогательными глаголами, имею­щими, кроме того, одинаковый состав форм и сходные конструкции, вступает в явное противоречие с их лексической природой и с их синтаксическим поведением в независимом употреблении. Здесь etre и avoir разделяет одно существенное различие: вне функции вспомогательного глагола конструкция etre предикативна, в то время как конструкция avoir транзитивна. Тут, казалось бы, между двумя глаголами пролегла пропасть. Непонятно, в частности, каким образом транзитивный глагол может стать вспомогатель­ным.

Это, однако, иллюзия. «Иметь» обладает конструкцией транзн-

тивного глагола и тем не менее таковым не является. Это глагол псевдотранзитивный. Между субъектом и объектом глагола «иметь» не может существовать отношение переходности, когда действие предполагается переходящим на объект и видоизменяющим его. Глагол «иметь» не выражает никакого процесса. По существу, «иметь» как лексема встречается в языках крайне редко; большин­ство языков ее не знает. Даже в пределах индоевропейской семьи языков это позднее приобретение 12 ; понадобилось много времени, чтобы оно закрепилось хотя бы в части этих языков. Наиболее распространенным выражением отношения, передаваемого в наших языках с помощью «иметь», является обращенное выражение «быть у», где субъектом становится то, что представляет собой грамма­тический объект глагола «иметь». Например, единственным воз­можным эквивалентом «иметь» в арабском языке является капа 1-«быть у». Такова ситуация в большинстве языков.

Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глагол12 См. MeiI let,Le developpement du verbe «avoir», «Antid6ron. J. Wacker-
nagel», 1924, стр. 9—13.

13 Deny, Grammaire, § 1198.

14 Poppe, Grammar of written Mongolian, 1954, стр. 147, § 509.

16 Различные выражения были изучены Г. Деетерсом, см. «Festschrift A. De-brunner», 1954, стр. 109 и ел.

16 D. Westermann, Worterbuch der Ewe-Sprache, I, стр. 321.

Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глагол Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глаголодним? Более того, этот второй вспомогательный глагол «иметь», в отличие от «быть», действительно и в полном смысле слова имеет значение, которым занимаются лексикографы; помимо своей функ­ции вспомогательного глагола он имеет свободную конструкцию — конструкцию глагола в активном залоге, подобного всем другим, и управляет прямым дополнением. По существу, чем больше мы изучаем «иметь», тем труднее нам объяснить, почему мы считаем его вспомогательным глаголом. Попробуем поэтому охарактери­зовать его с формальной стороны в нескольких языках. Нужно подвергнуть глагол «иметь» конкретному анализу хотя бы в не­скольких языковых системах, даже если (как это и окажется) нам придется в конце концов отказаться от некоторых связанных с ним теоретических понятий, не имеющих оправдания ни в логике, ни в грамматике.

Рассмотрим, как обстоит дело во французском языке сравни­тельно с глаголом etre «быть». Можно заметить, что у avoir «иметь» есть некоторые свойства, общие с etre, и ряд других свойств, при­сущих только ему. Мы кратко суммируем отношения между этими глаголами следующим образом:

1. И etre и avoir имеют формальный статус вспомогательных
глаголов, с помощью которых образуются формы времени.

2. Ни etre, ни avoir не имеют формы пассива.

3. Etre и avoir допускаются как вспомогательные глаголы для
образования времен у одних и тех же глаголов в зависимости от
того, являются ли эти глаголы возвратными или нет, то есть в
зависимости от того, обозначают ли субъект и объект одно и то же
лицо или нет: etre используется, когда субъект и объект совпадают
(il s’est blesse «он ушибся»), a avoir—когда они не совпадают
(il m’a blesse «он ушиб меня»).

4. Иначе говоря, вспомогательные глаголы etre и avoir нахо­
дятся в отношении дополнительной дистрибуции; все глаголы
обязательно используют либо тот, либо другой (il est arrive «он
приехал», il a mange «он съел»), в том числе и сами etre и avoir,
которые в независимом употреблении сочетаются с avoir (il a ete
«он был», il а ей «он имел»).

Подобная симметрия употребления и отношение дополнитель­ной дистрибуции между двумя вспомогательными глаголами, имею­щими, кроме того, одинаковый состав форм и сходные конструкции, вступает в явное противоречие с их лексической природой и с их синтаксическим поведением в независимом употреблении. Здесь etre и avoir разделяет одно существенное различие: вне функции вспомогательного глагола конструкция etre предикативна, в то время как конструкция avoir транзитивна. Тут, казалось бы, между двумя глаголами пролегла пропасть. Непонятно, в частности, каким образом транзитивный глагол может стать вспомогатель­ным.

Это, однако, иллюзия. «Иметь» обладает конструкцией транзи-

тивного глагола и тем не менее таковым не является. Это глагол псевдотранзитивный. Между субъектом и объектом глагола «иметь» не может существовать отношение переходности, когда действие предполагается переходящим на объект и видоизменяющим его. Глагол «иметь» не выражает никакого процесса. По существу, «иметь» как лексема встречается в языках крайне редко; большин­ство языков ее не знает. Даже в пределах индоевропейской семьи языков это позднее приобретение 12 ; понадобилось много времени, чтобы оно закрепилось хотя бы в части этих языков. Наиболее распространенным выражением отношения, передаваемого в наших языках с помощью «иметь», является обращенное выражение «быть у», где субъектом становится то, что представляет собой грамма­тический объект глагола «иметь». Например, единственным воз­можным эквивалентом «иметь» в арабском языке является капа 1-«быть у». Такова ситуация в большинстве языков.

Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глагол12 См. Me i I let, Le developpement du verbe «avoir», «Antid6ron. J. Wacker-
nageb, 1924, стр. 9—13.

13 Deny, Grammaire, § 1198.

14 Poppe, Grammar of written Mongolian, 1954, стр. 147, § 509.

16 Различные выражения были изучены Г. Деетерсом, см. «Festschrift A. De-brunner», 1954, стр. 109 и ел.

16 D. Westermann, Worterbuch der Ewe-Sprache, I, стр. 321.

Мы не будем нагромождать здесь для доказательства факти­ческий материал — примеры составили бы огромный список. Каж­дый может легко убедиться, какие бы языки он ни взлл, в преоб­ладании типа «mihi est» («у меня есть») над типом «habeo» («имею»). И как бы мало нам ни было известно об истории того или иного языка, мы часто наблюдаем, что развитие идет от типа «mihi est» к «habeo», но не наоборот, а это значит, что даже там, где сущест­вует «habeo», оно могло возникнуть из предшествующего «mihi est». Если какое-либо выражение этого отношения можно считать «нормальным», то это как раз «mihi est aliquid» («у меня есть не­что»), в то время как «habeo aliquid» («имею нечто»), как бы ни было важно само по себе появление «иметь» как самостоятельного гла­гола,— всего лишь вторичный вариант этого выражения, имеющий ограниченную сферу распространения.

Следует только предупредить здесь возможное недоразумение, которому легко может дать повод выражение «mihi est», если его рассматривать в таком виде, не уточняя его места в системе каж­дого отдельного языка. Выражение «быть у», о котором идет речь, абсолютно не тождественно французскому обороту etre а — се livre est a moi «эта книга моя». Между тем и другим необходимо проводить строгое различие. Французскому est a moi нельзя при­писать ту же функцию, что лат. est mihi; в латинском языке est mihi передает то же отношение, что и habeo, которое является не чем иным, как его трансформацией: est mihi liber «у меня есть книга» было заменено habeo librum «я имею книгу». Во французском же языке здесь выражаются два разных отношения: avoir выражает обладание (j’ai un livre «у меня есть книга»); etre а выражает при­надлежность (се livre est a moi «эта книга моя»). Различие отно­шений вытекает из различия конструкций: etre а требует всегда определенного субъекта; un livre est a moi «какая-то книга моя» было бы невозможно, нужно сказать: се livre est a moi «эта книга моя». Напротив, avoir требует всегда неопределенного объекта; j’ai ce livre «я имею эту книгу» даже в лучшем случае имело бы слабый шанс появиться в речи; нужно сказать: j’ai un livre «я

Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глагол«A. Klingenheben, Nachrichten der Gotting. Gesellschaft, 1933, стр. 390.

la J. Lukas, A Study of the Kanuri Language, стр. 28—29, § 72.

имею (одну) книгу». Вот почему латинское est mihi соответствует французскому j’ai, а не est a moi.

Нас интересует, следовательно, отношение обладания (посес-сивности) и его выражение с помощью «быть у». Потому что «иметь» это не что иное, как инвертированное «быть у»: mihi est pecunia «у меня есть деньги» инвертируется в habeo pecuniam «я имею деньги». В отношении посессивное™, выраженном с помощью mihi est, предмет обладания осмысляется как субъект; обладатель указывается лишь периферийным падежом, дативом, и обозна­чается им как тот, в ком «быть у» реализуется. В конструкции (ego) habeo pecuniam «я имею деньги» это отношение не может стать «тран­зитивным»; ego «я», понимаемое теперь как субъект, тем самым отнюдь не становится действующим лицом процесса: оно пред­ставляет собой средоточие состояния в синтаксической конструк­ции, которая лишь имитирует выражение процесса.

Все проясняется, когда мы наконец признаем «иметь» тем, чем он и является — глаголом состояния. И подтверждение этому мы находим в системах самых различных языков. В готском языке «иметь», aih, является перфекто-презентным глаголом. Он входит в класс, содержащий исключительно глаголы субъективного со­стояния, отношения, настроения, но не действия 20 : wait «знать», mag «мочь», skal «долженствовать», man «полагать», og «бояться» и т. п. Таким образом, aih «иметь» характеризуется как глагол состояния уже самой своей формой. У него есть соответствие в индо­иранских языках — вед. 1§е, авест. ise «иметь, обладать»; и здесь

Быть чем является глагол. Смотреть фото Быть чем является глагол. Смотреть картинку Быть чем является глагол. Картинка про Быть чем является глагол. Фото Быть чем является глагол19 В статье Мейе, цитированной выше, различие между ними не проводится.
Для хеттского языка оно указано в «Archiv Orientelni», XVII, 1949, стр. 44 и ел.

20 Ср. «Archivum Linguisticum», I, 1949, стр. 19 и ел. (в наст, книге гл. XI);
«Die Sprache», VI, 1960, стр. 169t

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *