Быть блаженным что значит
Значение слова «блаженный»
1. В высшей степени счастливый. [Чацкий:] Блажен, кто верует, тепло ему на свете! Грибоедов, Горе от ума. Там, за далью непогоды, Есть блаженная страна;Не темнеют неба своды, Не проходит тишина. Языков, Пловец. || Выражающий блаженство. На губах [Порфирия Владимирыча] играла блаженная улыбка. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы. [Соня] вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Л. Толстой, Война и мир.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
блаже́нный
1. в высшей степени счастливый ◆ [Чацкий:] Блажен, кто верует, тепло ему на свете! Грибоедов, «Горе от ума», 1825 г. ◆ Там, за далью непогоды, // Есть блаженная страна; // Не темнеют неба своды, // Не проходит тишина. Н. М. Языков, «Пловец», 1829 г.
2. выражающий блаженство ◆ [Соня] вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1869 г.
3. только полн. ф. разг. глуповатый, чудаковатый (первоначально юродивый) ◆ [Мастаков:] Часто я играю роль блаженного и дурачка, который не понимает своих поступков. М. Горький, «Чудаки», 1910 г.
4. только полн. ф. религ. в христианстве отказавшийся от всех мирских ценностей, житейской мудрости и рассудочной ясности в общении; юродивый (обладающий даром прорицания)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стократный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Блаженный
Блаженный [евр. ашре; греч. макариос, букв. «счастливый» ].
I.: 1) это слово употребляется в Библии по отношению к человеку, которого ждет блаженство на земле или в грядущем веке. Такое значение слова «блаженный» мы находим в ВЗ в выражении «блажен муж, который. » или «блажен тот, кто. » ( Пс. 1:1 ; Пс. 2:12 ; Пс. 31:1 ; Притч. 3:13 ; Иов. 5:17 ). В Синод. пер. НЗ слово макариос чаще всего передается как «блажен», но иногда переводится по-другому, напр. «счастливый» ( Деян. 26:2 );
2) в ВЗ считается счастливым тот человек, которого Господь благословил полнотой жизни, земными благами ( Иов 29 и след.; Пс. 126:3–5 ), а главное – радостью непосредственного общения с Богом. Поэтому благочестивый человек, послушный Закону Божию, признается в особой степени блаженным ( Пс. 1:1 ; Пс. 40:1 ; Пс. 118:1 ; Пс. 127:1 ). Блаженными именуются и все, уповающие на Бога ( Пс. 2:12 ; Пс. 32:12 ; Пс. 39:5 ; Пс. 83:6.13 ; Пс. 111:1 ; Притч. 16:20 ; Ис. 30:18 ). Поскольку Бог проявляет милость и долготерпение к Своему народу ( Пс 31 и след.; Пс. 32:12 ; Пс. 64:5 ; Пс. 143:15 ), то этот народ блажен (ср. также Пс 83 и след.; Пс. 88:16 ; Пс. 145:5 ). Блажен и тот, кого Бог наказывает ( Иов 5 и след.; Пс. 93:12 ), потому что посредством такого наказания человек выводится на путь спасения;
3) в НЗ спасение и блаженство неразрывно связаны с Царством Божиим, путь в которое открывается верой в жертву Иисуса Христа и исполнением Его учения ( Лк. 14:15 ; Откр. 19:9 ). След., блажен тот, кто принимает Иисуса и Его слово ( Мф. 16:17 ; Мф. 24:46 ; Лк. 1:45 ; Лк. 11:28 ; Откр. 1:3 ), кто верит в Него ( Ин. 20:29 ) и не соблазнится о Нем ( Мф. 11:6 ). Особенно призваны радоваться Царству Божию нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду ( Мф 5 и след.; ср. Лк 6 и след.); очи и уши видящих и слышащих Иисуса названы блаженными ( Мф. 13:16 ; Лк. 10:23 ). Ср. также ⇒ Заповеди блаженства.
II. Блаженный «спасенный» от глаголов, означающих «спасать», – евр. йаша, греч. содзеин:
2) в НЗ «спасение» и «избавление» часто связаны с освобождением от болезни, смерти, одержимости и проч.; но наряду с этим в Евангелиях, а особенно в Дeян и в посланиях, главное основание блаженства – это спасительный подвиг Иисуса Христа, избавление от власти греха и смерти, избавление от вечного осуждения и дарование вечного спасения и ⇒ жизни ( 1Фес. 4:17 ; 1Петр. 1:4 ; Откр. 21:1 ; Откр. 22:1 );
3) спасение и блаженство даруются верующему Богом через Иисуса Христа ( Мф. 18:11 ; Лк. 19:10 ; 1Кор. 1:21 ; 2Тим. 1:9 ). При этом люди, как посланники Божьи, могут быть посредниками Божественного спасения ( Рим. 11:14 ; 1Кор. 9:22 ; Иак. 5:20 ; ср. 1Кор. 7:16 ), но только следуя вере и спасительному учению ( Иак. 1:21 ), человек может достичь спасения и стать блаженным (спасенным). В выражениях «стать блаженным», «быть спасенным», «достичь спасения», «дать спасти себя» слово «блаженный» относится исключительно к людям, принимающим Голгофскую жертву и следующим учению Иисуса Христа. Они оказываются спасенными от порчи преходящего «мира сего» и осознают себя вступающими в «грядущий век» – в новую эпоху спасения, начавшуюся с явления Иисуса Христа. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин. 3:17 ). «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых [блаженных] – сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). ⇒ Спасение ⇒ Искупление ⇒ Прощение.
Кто такой блаженный
Кто такой блаженный, значение слова
Блаженный — от греч. μακάριος, макариос — счастливый, благоденствующий, блаженный. В Русской Православной Церкви блаженным называют отдельных святых и юродивых. В католической Церкви статус «блаженного» получает человек, который был близок к Богу.
Церковное толкование
Крест юродства часто воспринимается людьми неоднозначно, но для православного человека «блаженный» значит — счастливый. Счастливый близостью к Богу, пониманием Его воли. Быть блаженным, значит — быть «благим», добрым и хорошим человеком. Те, кого мы считаем «умными» в земном понимании слова не всегда мудры в духовной жизни. Блаженные же познали высшую правду и почитаются Церковью. «Странными» и необычными они кажутся лишь потому что живут правдой Небесной на грешной земле.
Блаженные часто ведут жизнь скитальцев, по дороге они совершают чудеса, исцеляют людей, предсказывают грядущие испытания. В католической Церкви «блаженными» называли тех, кто брал на себя добровольно подвиг аскезы и отказывался от земных благ.
Кроме того в современной Православной церковной терминологии «блаженный» – титул глав некоторых Церквей:
Известные блаженные
В Православной Церкви широко известны:
Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, †1557, память 2/15 августа;
Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
В 16 лет святой пришел в Москву и начал подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды. Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду. Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани.
Блаженная Ксения Петербургская, † в начале XIX в., память 24 января/6 февраля.
Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей.
По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге.
Блаженный
Блаже́нный (греч. μακάριος, макариос — счастливый, благоденствующий, блаженный) — 1) христианин, живущий благочестивой жизнью, по заповедям Божьим, Христовым, в том числе по заповедям блаженств; 2) святой, прославившийся подвигом юродства Христа ради; 3) наименование, прилагаемое к некоторым святым, не связанное с подвигом юродства (блаженный Иероним, блаженный Феодорит Кирский и др.); 4) человек, ведущий праведную жизнь перед Богом ( Пс.1:1 ); 5) прилагательное, дополняющее титул глав некоторых Церквей; 6) счастливый человек.
В современной православной церковной терминологии «блаженный» – титул глав некоторых Церквей: патриархов, архиепископов (в греческой традиции, в отличие от русской, архиепископ по рангу выше митрополита) и митрополитов. Например: Феофил, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины; Христодул, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады; Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши.
Блаженный (лат. beatus) – принятое в русском обиходе именование святых Церкви, в тех случаях, когда почитание им установилось до отпадения католицизма от Православия (1054 г.) и они включены в православные святцы (Блаженный Августин, еп. Иппонийский, †430; преподобный Иероним Блаженный, Стридонский, † 420, – их память 15(28) июня. У самих католиков термин «блаженный» прилагается к святому на первом этапе его канонизации.
В древности блаженными также именовали святых, «угодивших Богу втайне» (например, Блаженный Никита Царьградский, XII в., память 9 ⁄ 22 сентября), и тех, чья святость подтверждена преимущественно свидетельством других людей.
В Древней Руси «блаженными» стали называть святых из разряда юродивых (Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, †1557, память 2(15) августа; Блаженная Ксения Петербургская, † в начале XIX в., память 24 января/6 февраля).
Кроме того, в церковных молитвах блаженными именуются также усопшие государи и высшие духовные лица.
Кто такой блаженный?
В советский период истории нашей страны, когда воцерковленных людей оставалось совсем мало и верующие должны были скрывать свою принадлежность к Церкви, слово «блаженный» приобрело пренебрежительный характер в обиходной речи.
Что значит слово «блаженный»?
На самом деле это замечательное по своей сути и великое по своей природе звание, происходит от греческого слова «макариос» — счастливый, делающий благо. И имеет несколько значений:
Заповеди блаженства
Каждый православный знает заповеди блаженства, которые всем миром произносят во время литургии. Это те заповеди, которые Господь изложил в своей проповеди на холме в Галилее. Девять заповедей, которые должны сделать человека счастливым, в нашем бытовом понимании никак не соотносятся с земным пониманием счастья. Потому что по заповедям блаженны, то есть счастливы те, кто плачет, кто гоним, кто нищ духом. Но в христианском понимании именно это и приносит счастье и полноту жизни.
Поэтому блаженный, значит счастливый в самом высоком, небесном понимании этого слова.
Кого еще называют блаженными?
Можно привести примеры глав Церквей, которые имеют этот титул. Например:
То есть блаженный – это громкий христианский титул.
В России известными блаженными, которых почитают и любят все православные христиане, являются, например, Ксения Петербургская и Василий Блаженный.
Ксения Петербургская
Стать одной из самых любимых святых в России, Ксении Григорьевне Петровой помогло большое несчастье – когда ей было всего 26 лет, умер ее горячо любимый муж. И Ксения оставила свою обеспеченную комфортную жизнь в высшем обществе, оделась в костюм своего мужа и стала говорить всем, что умерла Ксения, а ее муж Андрей Федорович, вот он – жив.
Она раздала свое имущество бедным, отдала свое жилище родственнице и оформила при этом все документы так, как будто находилось совершенно в здравом уме. И всю свою жизнь, совершая подвиг юродства ради Христа, она помогала тем, кому тяжело. Сама при этом не имела ни вещей, ни крыши над головой. И Господь наградил ее даром предвидения и прозрения душ людей. Она много раз уберегала людей от несчастий и бед.
Василий Блаженный
Это имя известно каждому, кто хоть раз был на Красной Площади в Москве и любовался непередаваемой красоты собором Покрова Пресвятой Богородицы, который известен под именем Собора Василия Блаженного.
Василий Блаженный – русский чудотворец, который родился в 1468 году и с 16 лет юродствовал в Москве. Он обличал неправду, обман, предсказывал будущее, читая в душах людей. И зимой, и летом он ходил нагой и босой по городу, отдавая милостыню, которой люди его щедро награждали за провидение, тем, кто в ней нуждался больше его. Он проповедовал милосердие, призывал людей к праведности и покаянию.
Первое время его обижали, били, гнали из людных мест. Но он сносил все это с радостью, страдая ради того, чтобы победить свою гордость во имя Христа. И юродствуя, Василий приобрел огромную славу и почитание. Его имя навечно запечатлено в православных святках. За праведность Господь дал ему долгую жизнь, Святой прожил 99 лет, что для того времени считалось невероятным.
На примерах этих двух блаженных можно окончательно понять, что значит для православных это слово.
Блаженные, значит счастливые благодаря близости к Богу, пониманием его воли. Они осознали еще на земле, что все земные удобства, комфорт и богатство ничего не стоят после телесной смерти. А вот бессмертная душа, которая в их земной жизни уже приблизилась к вечной жизни, это, действительно, главное.
Быть блаженным, значит быть добрым, милостивым, сопереживающим и бескорыстно помогающим. А то, что они кажутся странными и выпадающими из общей картины – это признак того, что они на грешной земле праведники, от того и выпадают из общего ряда.