Быстрый звонкий говорливый что это

Разработка открытого урока по русскому языку во 2-м классе на тему «Имя прилагательное»

Класс: 2

Тема урока: Имя прилагательное.

Форма урока: урок-игра.

Наглядные пособия, ТСО: Буратино, фишки-монеты, магнитофон, таблица «Этапы урока», карточки, золотой ключик, компьютер, экран, проектор.

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!
– Сегодня у нас будет необычный урок-игра. Мы познакомимся с новой частью речи.
На доске тема урока.
– Игра будет проходить по следующим этапам (таблица этапов игры висит на доске).

I этап. «Угадай, кто это?»
II этап. Знакомство с именем прилагательным
III этап. Музыкальная пауза
IV этап. Загадки
V этап. Физминутка
VI этап. Игра «Кто это? Что это?»
VII этап. Работа по парам
VIII этап. Итог урока

– Итак, начнём урок.
Психологический настрой учащихся (тихо звучит сказочная музыка).
– Все закрыли глаза, кругом тишина.
– Что мы слышим?
– Где мы?
– Представьте себе, что мы все попали в сказочную страну.
– Какие звуки мы слышим?
– Птички поют, бабочки порхают, ручей журчит, солнышко светит. Кругом светло, тепло. Всем нам весело и радостно стало!
– Открыли глаза и улыбнулись друг другу.

I этап. Угадай кто это?

– К нам в гости пришёл весёлый человек. Но надо отгадать его имя, решив ребус.
– Назовите, что изображено на рисунках?
– Прочитайте по первым буквам имя Весёлого человека. По рисункам отгадывают, рисунки показаны на слайде.

Быстрый звонкий говорливый что это. Смотреть фото Быстрый звонкий говорливый что это. Смотреть картинку Быстрый звонкий говорливый что это. Картинка про Быстрый звонкий говорливый что это. Фото Быстрый звонкий говорливый что это

– Кто это? Буратино. Вот он.
– Буратино принёс много заданий для нашего урока. И просит помочь ему.

Работа на тетрадях. Чистописание.

– С какой буквы начинается слово Буратино? Какой звук?

На доске слова: б..рёзовый, б..жит, б..льной, б..льшой.

– Чем похожи все эти слова? Обоснуйте свой ответ. (Все слова начинаются с буквы б. Во всех словах пропущена безударная гласная).
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово бежит, это глагол, отвечает на вопрос что делает? А все остальные слова отвечают на вопрос какой?)

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

II этап. Знакомство с именем прилагательным.

На столах у детей – карточки с двумя столбиками слов:

Мёд жаркие
Трава сладкий
Поле зелёная
Дни большое

– Прочитайте слова на карточках, и составьте пары слов из левого и правого столбиков и соединим их линиями. По какому признаку объединены слова в первом столбике? (Они отвечают на вопросы кто?, что? Это имена существительные)
– А что общего у слов во втором столбике? (Они отвечают на вопросы какой? Какая? …)
– Молодцы, эти слова называются именами прилагательными. Они отвечают на вопросы какой?, какая?, какие?, какое?

Быстрый звонкий говорливый что это. Смотреть фото Быстрый звонкий говорливый что это. Смотреть картинку Быстрый звонкий говорливый что это. Картинка про Быстрый звонкий говорливый что это. Фото Быстрый звонкий говорливый что это

– Какие слова во втором тексте помогают догадаться, о ком говорится в тексте?
– Это имена прилагательные. Они уточняют, украшают слова.

III. Музыкальная пауза

– Буратино принёс нам интересную музыку, а музыка то не простая. Слушайте внимательно. Отгадайте кто это?

1 задание. К этим словам подберите как можно больше прилагательных. (Показ зверей на слайде)

1) Собака какая? (злая… )
2) Тигр
3) Заяц
4) Белка

– Молодцы, правильно! (Буратино раздаёт фишки-монетки)

IV этап. Загадки

– А вы любите загадки?
– Буратино нам сегодня принёс много загадок. Давайте отгадаем. (Загадки в конверте). Отгадавшему Буратино раздаёт фишки-монетки.

1. Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой.
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный он внутри. (Арбуз)

2. красный нос в землю врос,
А зелёный хвост – снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)

3. Сама пёстрая, ест зелёное, а делает белое. (Корова)

4. Непоседа пестрая – птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

5. Хитрая плутовка – рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её ….. (лиса)

6. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)

7. красная, сладкая, душистая,
Растет низко, к земле близко. (Земляника)

8. Живёт в глуши лесной
Старательный работник –
Лесной носатый плотник. (Дятел)

V этап. Физминутка

– А теперь немножко отдохнём (показ текста на слайде)

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл,
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать (повторить 2 раза).

VI этап. Игра «Кто это? Что это?»

– Я называю прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова. Побеждает та группа, которая больше наберёт фишек.

– Добрая, любимая, родная – …
Весенний, звонкий, говорливый – …
Интересная, библиотечная, любимая – …
Хитрая, рыжая, пушистая – …
Вкусный, шоколадный, свежий – …
Шелковое, красивое, длинное – …
Круглый, деревянный, обеденный – …
Косолапый, белый, неуклюжий – …
Настольная, яркая, удобная – …
Зимние, тёплые, красивые – …
Новогодний, весёлый, долгожданный –
Морозный, ясный, зимний – …
Домашний, пушистый, любимый – …
Полевой, садовый, лесной – …
Сочное, вкусное, спелое – …
Новые, многоэтажные, красивые –…
Горячий, мясной, вкусный – …
Грецкие, лесные, вкусные – …
Настенные, карманные, ручные – …
Чистая, прозрачная, питьевая – …
Мягкая, удобная, деревянная – …

– Что мы описываем с помощью имён прилагательных? (Форму, цвет, вкус, размер)
– Форма, цвет, размер, вкус – это признаки. Значит, что обозначают имена прилагательные? (Признаки предмета).

Быстрый звонкий говорливый что это. Смотреть фото Быстрый звонкий говорливый что это. Смотреть картинку Быстрый звонкий говорливый что это. Картинка про Быстрый звонкий говорливый что это. Фото Быстрый звонкий говорливый что это

VII этап. Работа по парам

– Рассмотрите иллюстрации, составьте сравнительное описание этих предметов в парах. Сравните арбуз и дыню, грушу и лимон, розу и шиповник, вишню и малину по форме, по цвету, по вкусу, по плотности итд.

Быстрый звонкий говорливый что это. Смотреть фото Быстрый звонкий говорливый что это. Смотреть картинку Быстрый звонкий говорливый что это. Картинка про Быстрый звонкий говорливый что это. Фото Быстрый звонкий говорливый что это

Быстрый звонкий говорливый что это. Смотреть фото Быстрый звонкий говорливый что это. Смотреть картинку Быстрый звонкий говорливый что это. Картинка про Быстрый звонкий говорливый что это. Фото Быстрый звонкий говорливый что это

– Молодцы! (Буратино раздаёт фишки-монетки)

VIII. Итог урока

– Буратино очень рад, что вы так хорошо усвоили новую тему.
– Ещё раз вспомним вместе правило:

Быстрый звонкий говорливый что это. Смотреть фото Быстрый звонкий говорливый что это. Смотреть картинку Быстрый звонкий говорливый что это. Картинка про Быстрый звонкий говорливый что это. Фото Быстрый звонкий говорливый что это

– Хорошо
– Вам понравился урок? Какой этап для вас был самым интересным?
– Буратино дарит вам свой золотой ключик на память. (Вручение жетонов «Золотой ключик» всем)
– До свидания!

Источник

Урок по письму и развитию речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема «Имя прилагательное как часть речи».

Урок по письму и развитию речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема «Имя прилагательное как часть речи».

учитель русского языка ГКОУ РМ «Поводимовская школа- интернат»

Цель: познакомить с ролью прилагательных в речи, закрепить умение находить прилагательные в тексте.

формировать умение учащихся находить имена прилагательные в речи и устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными; активизация познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности и инициативы;

коррекция и развитие связной устной речи учащихся на основе их полных ответов; коррекция и развитие связной письменной речи учащихся при работе над деформированным текстом; коррекция и развитие памяти посредством припоминания ранее изученных правил; коррекция и развитие мыслительной деятельности при объяснении смысла выражений.

воспитывать усидчивость и самоконтроль, аккуратность при ведении записей; воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки-помощницы, записи на доске, учебник, карточки с деформированным текстом.

Здравствуйте, ребята. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнемся друг другу. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.

2. Проверка домашнего задания.

— Что было задано? Откройте тетради, я пройду и посмотрю как вы справились.

3. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

4. Работа по учебнику.

Упражнение 136, стр. 106 (разбор)

Работа у доски. (по очереди)

5. Закрепление материала.

Физминутка для рук.

— Я диктую существительные, а вы должны записать прилагательные, обозначающие в каком магазине можно купить данный предмет.

Овощи, книги, обувь, цветы, шкаф, коньки, матрешка, молоко, хлеб.

Индивидуальная работа. (Осташкин С., Кукин А., Асташина Н., по карточкам)

Игра «Каждому свое место».

— Есть в русском языке слова, противоположные по смыслу (белый – чёрный, здоровый – больной). Есть слова, которые звучат по-разному, но близки по смыслу, например: смелый, храбрый, мужественный.

Много таких слов среди прилагательных. Они очень оживляют речь, делают её нагляднее, образнее. Посмотрим, умеете ли вы находить такие прилагательные.

Молодой- старый высокий-низкий

Широкий- узкий здоровый-больной

— Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в «Волшебный сон».

— Ребята, а о каком человеке так говорят?

Душа нараспашку (откровенный).

Всё в руках горит (ловкий, умелый).

Мухи не обидит (безобидный).

Не робкого десятка (смелый).

Родился в рубашке (удачливый, счастливый).

Тише воды, ниже травы (скромный, робкий).

Послушайте стихотворение С.Острового “Взаимность”. Подумайте, какие черты характера присущи главному герою стихотворения.

Дети: Добрый, честный, справедливый, хороший.

— Да, есть люди добрые, честные и справедливые, а бывают жадные, жестокие. В каждом человеке есть две половинки: белая и чёрная, важно только, какую человек открывает в себе больше.

Человек с красивой душой не сорвёт синий василёк, послушает пение птиц, шорох листьев, порадуется красоте зелёного убора, не сломает ветку, не оставит мусор, не раздавит бабочку, а сбережёт окружающую красоту.

— Закрыв глаза, пальчиками определить букву на карточке. Взять у ромашки соответствующий лепесток. Прочитать пословицу, досказав словечко и объяснить ее смысл.

Работа по карточкам.

— Прилагательные обозначают признак предмета. А сейчас я проверю, умеете ли вы по признакам определить предмет.

(дети выполняют задание самостоятельно по карточкам)

Индивидуальная работа. (Осташкин С., Кукин А., Асташина Н., по карточкам)

Холодная, ключевая, прозрачная –

Стройная, белоствольная, кудрявая –

Сладкое, сочное, румяное –

Быстрый, звонкий, говорливый –

Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

6. Домашнее задание.

Упражнение 137, стр. 108. (разбор)

Индивидуальная работа. (Осташкин С., Кукин А., Асташина Н., по карточкам)

-Над какой темой работали?

— Что такое прилагательное?

— Что оно обозначает?

— На какие вопросы отвечает?

-Чем занимались на уроке?

-Что понравилось и хотели бы повторить на следующих уроках?

— Какое настроение у вас в конце урока?

— Молодцы! Знаете вы какие? Вы внимательные, Сообразительные, активные, умные. И все эти слова – имена прилагательные.

— Большое спасибо за хорошую работу я говорю… и ставлю им «5».

— Молодцы… Они получают «4».

— Старались сегодня…Но нужно подтянутся «3».

Источник

Конспект урока русского языка «Имя прилагательное»; 7 класс

Урок русского языка.

Класс: 7 класс коррекционной школы.

Тема «Имя прилагательное. Закрепление. »

Цель: расширить знания о роли прилагательных в речи, закрепить умение находить прилагательные в тексте.

формировать умение учащихся находить имена прилагательные в речи и устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными;

активизация познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности и инициативы;

коррекция и развитие связной устной речи учащихся на основе их полных ответов; коррекция и развитие связной письменной речи учащихся при работе над деформированным текстом; коррекция и развитие памяти посредством припоминания ранее изученных правил; коррекция и развитие мыслительной деятельности при объяснении смысла выражений.

воспитывать усидчивость и самоконтроль, аккуратность при ведении записей; воспитывать интерес к урокам русского языка.

закрепление умений в определении рода, числа, падежа имён прилагательных; способствование развития навыка самоконтроля на письме;

совершенствование познавательных процессов учащихся: произвольного внимания через смену видов деятельности.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки-помощницы, учебник, карточки с деформированным текстом.

Здравствуйте, ребята. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнемся друг другу. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.

ая яя ий ый ой ое ее ые ие

— Что она напоминает? (окончания им. прилагательных)

— Запишите ее, правильно соединяя.

4. Словарная работа

Замените высказывание одним словом и запишите (при произнесении словарного слова учащимися появляется картинка на экране):

— Кисломолочный напиток, получаемый из молока (кефир).

— Кондитерское изделие на основе какао (шоколад).

— Самый крупный водоем на земле (океан).

— Металлический знак круглой формы, который выдается за особые заслуги (медаль).

— Занимательный, любопытный, необычный, привлекающий интерес (интересный).

— Военный человек (солдат).

-запишите словарное слово 7 кл. на букву С, Б, П, В., 6 кл. на букву И.

Придумайте предложение с прилагательным «интересный».

5. Упражнение «Магазин»

— Я диктую существительные, а вы должны записать прилагательные, обозначающие в каком магазине можно купить данный предмет.

Овощи, книги, обувь, цветы, шкаф, коньки, матрешка, молоко, хлеб. С данными прилагательными составьте сочетание сущ.= прилаг. Коллективно. Овощной магазин, книжная полка, … выделить окончание прилагательного и объяснить.

6. Игра «Каждому свое место». Коллективная

— Есть в русском языке слова, противоположные по смыслу (белый – чёрный). Есть слова, которые звучат по-разному, но близки по смыслу, например: смелый- храбрый, мужественный,

Много таких слов среди прилагательных. Они очень оживляют речь, делают её нагляднее, образнее. Посмотрим, умеете ли вы находить такие прилагательные.

Подумайте и поднимите руку, кто готов близкие по значению и противоположные слова по смыслу. Х орошая погода-прекрасная погода, плохая погода., прилежный ученик, вкусное яблоко, морозные дни, добрая весть, долгие годы, синее небо, верный товарищ, чистое стекло)

Противоположные слова по смыслу. Сильный-слабый добрый-злой Молодой- старый высокий-низкий

Широкий- узкий здоровый-больной Сухой-мокрый радостный-грустный

— Ребята, а о каком человеке так говорят?

Душа нараспашку (откровенный).

Всё в руках горит (ловкий, умелый).

Мухи не обидит (безобидный).

Не робкого десятка (смелый).

Родился в рубашке (удачливый, счастливый).

Тише воды, ниже травы (скромный, робкий).

Работа по карточкам. №1

-. У ченики выполняют упражнение – загадку. Можно ли по признаку определить предмет? (дети выполняют задание самостоятельно по карточкам)

Холодная, ключевая, прозрачная …

Стройная, белоствольная, кудрявая …

Сладкое, сочное, румяное …

Быстрый, звонкий, говорливый …

Хищный, серый, ……(волк)
Рыжая, хитрая………(лиса)
Большой, косолапый………(медведь)
Солнечная, ясная……(погода)
Прохладный, дождливый…….(день)
Раннее, серое……(утро)
Работа по карточкам. №2 В зимнем лесу

Зимой в лесу необыкновенно красиво. Под _________ ёлками лежит ___________снег. Какая красота! Все деревья оделись в _______ наряд, нахлобучили _________шапки.

На ________ поверхности появились первые узоры. Снежинки горят________ огнём, когда попадают в лучи солнечного света.

— Молодцы! Знаете вы какие? Вы внимательные, Сообразительные, активные, умные. И все эти слова – имена прилагательные.

Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!

-Вы, конечно, узнали это– прилагательное.

Что такое имя прилагательное? Можно попустить

Выберите правильный ответ. Карточка №3.
Имена прилагательные обозначают:
а) название предмета;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
2.На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
а) кто?, что?;
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делать? что сделать?
— С какой частью речи связаны имена прилагательные?

— Как изменяются имена прилагательные? Устно, коллективно.

Трудно будет без него,

— А теперь ребята встали

— Быстро руки вверх подняли,

-В стороны, вперед, назад,

— Повернули вправо, влево,

— Тихо сели- вновь за дело. Можно пропустить.

5.На пути нашего следования словосочетания.
Образуйте словосочетание «прилагательное + существительное».
сад + осень, (осенний сад) краснота + ягода,(красная ягода) осень + лист, (осенний лист) ночь + темнота, (тёмная ночь) день+дождь, (дождливый день).

6.УПРАЖНЕНИЕ для отдыха Можно пропустить

ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.

Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте удобно и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы отдохнули хорошо, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
7. Найди ошибку. Карточка №5
Найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в роде и числе:
1. Белый медведь.
2. Новая туфли.
3. Высокие горы.
4. Зимняя пальто.
5. Снежная зима.
6. Зубная врач.

9.Работа по учебнику.
Работа по учебнику на стр.152 Упр.196, (выполнение упражнения с комментированием)

10. Согласуйте имена существительные с именами прилагательными в нужном падеже.
К (спокойное) морю, за (стройный) тополем, после (жаркое) лета, у (высокое) дерева, над (цветочная) поляной.

Быстро руки вверх подняли,

Повернулись вправо – влево.

Тихо сели вновь за дело. Можно пропустить.

-Над какой темой работали?

— Что такое прилагательное?

— Что оно обозначает?

— На какие вопросы отвечает?

-Чем занимались на уроке?

-Что понравилось и хотели бы повторить на следующих уроках?

Источник

Урок-конкурс по теме: «Имя прилагательное» по письму и развитию речи в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII-го вида

Цель урока: развитие речи обучающихся, формирование их речевой культуры.

Образовательные: активизация познавательной деятельности учащихся; развитие устной речи; обогащение, уточнение, активизация словарного запаса.

Коррекционные: развитие самостоятельности и инициативы; коррекция слуховой, смысловой памяти и логического мышления; развитие внимания, наблюдательности.

Воспитательные: мотивация к обучению, воспитание доброты, чуткости к природе и людям.

— карточки с заданиями по теме “Имя прилагательное”;

— слова синонимы, антонимы.

I. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы проводим итоговое занятие по теме “Имя прилагательное”. Занятие это мы проведём в форме урока-конкурса любителей русского языка. Цель конкурса – проверить, обогатилась ли ваша речь именами прилагательными, узнать, умеете ли вы понимать смысл и значение имён прилагательных, понимаете ли вы для чего нужны прилагательные в нашей речи.

А раз у нас конкурс, значит вы сегодня должны постараться показать свои знания, смекалку, находчивость, сообразительность.

В работе вам будут помогать карточки с заданиями. Класс ребята поделили на две команды и выбрали своё название “Любознательные” и “Находчивые”.

Девиз команд: Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем.

Во время разминки мы лучше познакомимся с командами. Команда должна за 3 минуты правильно ответить на возможно большее количество вопросов.

Вопросы для команды “Любознательных”

Вопросы для команды “Находчивых”

Учитель: Сегодня мы посетим Остров Прилагательных. Чтобы попасть на остров, надо назвать пароль: вопросы, на которые отвечают имена прилагательные (какой? какая? какое? какие?)

Итак, мы с вами на острове прилагательных. Чтобы свободно по нему перемещаться, ответьте на вопрос: что обозначают имена прилагательные? (признак предмета) Посмотрите, какие прилагательные вышли встречать нас.

Прочитайте их. (на доске)

Маленький, дерзкий, смелый, старый, голубой, волшебный, грустный

Что общего у всех этих прилагательных? (они стоят в единственном числе, в мужском роде, отвечают на вопрос какой?)

А теперь давайте обратимся к нашим существительным, которые мы захватили на остров.

Прочитайте их хором.

василёк облачко речка

– Чтобы предметы, которые обозначают эти слова, приобрели определённый цвет, размер необходимо назвать их признаки, используя прилагательные, которые вышли нам навстречу.

– К какому из трёх имён существительных мы можем подобрать имена прилагательные из данной группы?

Дети: К слову василёк.

Дети: Существительное василёк стоит в единственном числе, он мужского рода как и прилагательные.

Учитель: Какой василёк? (маленький, голубой, волшебный)

Учитель: Итак, наш василёк стал не никакой, а очень даже какой! Он голубой, маленький, волшебный.

А что нужно сделать, чтобы эти прилагательные подошли к существительным облачко, речка? (Надо задать вопрос, изменить окончания)

Учитель: Так кто же скажет, какую роль в нашем языке выполняют имена прилагательные?

Быстрый звонкий говорливый что это. Смотреть фото Быстрый звонкий говорливый что это. Смотреть картинку Быстрый звонкий говорливый что это. Картинка про Быстрый звонкий говорливый что это. Фото Быстрый звонкий говорливый что это

Учитель: Послушайте, что о себе говорят жители этого острова.

Учитель: С какой частью речи связаны имена прилагательные? (C существительными)

Итак, без прилагательных наша речь была бы неточной, неинтересной, непонятной. Чтобы понять роль прилагательных в речи, выполним задание № 1 в ваших карточках.

Работа по карточкам

Прочитайте текст. Понятно ли вам, о каком времени года идёт речь? Чего не хватает в тексте?

Земля покрылась … ковром.

Команде “Любознательных” вставить такие прилагательные, чтобы получилось описание летнего утра.

“Находчивым” вставить прилагательные, помогающие представить зимнее утро. (Проверка выполнения задания)

Учитель: Прилагательные обозначают признак предмета. А сейчас я проверю, умеете ли вы по признакам определить предмет.

Стройная, белоствольная, кудрявая –

Сладкое, сочное, румяное –

Быстрый, звонкий, говорливый –

Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

– Какие признаки могут обозначать прилагательные? (цвет, вкус, форму, материал, качества характера)

Команда “Любознательных” подчёркивает и называет имена прилагательные, обозначающих вкус и цвет. А команда “Находчивых” подчёркивает и называет прилагательные, обозначающие форму и материал.

Горький, круглый, красный, железный, овальный, сладкий, капроновый, лиловый, квадратный, пресный, деревянный, солёный, кружевной, стальной, кислый, серый, медовый, четырёхугольный.

Игра “Найди лишнее слово”

Объясни, почему оно лишнее.

Лиловый, красный, шёлковый.

Молодой, большой, огромный.

Грубый, ласковый, нежный, тонкий.

Конкурс “Умейте на загадки отгадки находить”

Народ создал много загадок. В загадках задуманный предмет изображается хитро, замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом.

(Команды загадывают друг другу загадки, в которых обязательно употребляются имена прилагательные.)

Игра “Каждому слову своё место”

Учитель: Есть в русском языке слова, противоположные по смыслу (белый – чёрный, здоровый – больной). Есть слова, которые звучат по-разному, но близки по смыслу, например: смелый, храбрый, мужественный.

Много таких слов среди прилагательных. Они очень оживляют речь, делают её нагляднее, образнее. Посмотрим, умеете ли вы находить такие прилагательные.

Задание: Команда “Любознательных” подбирают парами слова, близкие по смыслу.

Команда “Находчивых” – слова, противоположные по смыслу.

(Ребята на доске прикрепляют магнитами каждый своё слово в нужное место.)

прилежный – старательныйсильный – слабый

Ребята, а о каком человеке так говорят?

Всё в руках горит (ловкий, умелый).

Мухи не обидит (безобидный).

Не робкого десятка (смелый).

Родился в рубашке (удачливый, счастливый).

Тише воды, ниже травы (скромный, робкий).

Учитель: Послушайте стихотворение С.Острового “Взаимность”. Подумайте, какие черты характера присущи главному герою стихотворения.

Дети: Добрый, честный, справедливый, хороший.

Да, есть люди добрые, честные и справедливые, а бывают жадные, жестокие. В каждом человеке есть две половинки: белая и чёрная, важно только, какую человек открывает в себе больше.

Человек с красивой душой не сорвёт синий василёк, послушает пение птиц, шорох листьев, порадуется красоте зелёного убора, не сломает ветку, не оставит мусор, не раздавит бабочку, а сбережёт окружающую красоту.

Конкурс на лучшего чтеца

Мы отправляемся с вами в путешествие в удивительный мир поэзии.

(Дети наизусть читают любимые стихи, которые немыслимы без имён прилагательных.)

IV. Итоги конкурса. Заключительное слово учителя.

– Понравился ли вам наш урок-конкурс? Что именно понравилось?

– Какую главную мысль вынесли из урока? (Прилагательные уточняют, украшают нашу речь.)

Итак, подошёл к концу наш урок-конкурс. Последнее его задание дало нам возможность окунуться в удивительный мир поэзии. И пусть эти стихи обогатят вашу речь, откроют вам могучую силу и красоту нашего языка. Я думаю, что вы сегодня, рассказав столько стихов, загадок, проявив, действительно, находчивость и любознательность, с ещё большим интересом отнесётесь к изучению русского языка, а прилагательные, которыми вы умело пользовались, сделают вашу речь более точной и красивой.

В нашем конкурсе нет побеждённых, победила ваша находчивость и любознательность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *