Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает

Словесница Искусств

№2 (16) • 2005 • Тайны ремесел

Друзья и партнеры

Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть картинку Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Картинка про Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает

Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть картинку Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Картинка про Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает

Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть картинку Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Картинка про Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает

Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть картинку Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Картинка про Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает

Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть картинку Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Картинка про Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает

Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть картинку Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Картинка про Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает

Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть картинку Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Картинка про Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает

«Бысть чрево твое святая трапеза. »

Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть картинку Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Картинка про Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогаетУвидеть старинную икону Богоматери «Бысть чрево твое святая трапеза» — редкая удача для коллекционера и исследователя. Далеко не каждый музей может похвастаться, что в его собрании присутствует этот редкий сюжет. Достоверно известно, что подобный образ, созданный неизвестным автором XVIII столетия, хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.

Мне посчастливилось встретить такую икону в частной коллекции одного из жителей нашего города. Это икона первой половины XIX века. написанная на деревянной доске темперными красками по старинной технологии.

Иконография (основные типы и правила изображения определенного лица, события или сюжета) иконы «Бысть чрево твое святая трапеза» довольно сложная. Развивался этот иконографический тип постепенно, обогащаясь все новыми и новыми символическими деталями.

В основе этого сложного и многозначного образа — Богоматерь «Великая Панагия» или «Оранта», представленная в рост, фронтально, с молитвенно воздетыми руками. На ее груди золотой медальон с полуфигурой Христа — Спаса Еммануила, который тоже распростер руки в благославляющем жесте. Большое сходство с этой иконой имеет особо почитаемая на Руси Богородица «Знамение» с молитвенно воздетыми руками и Богомладенцем, «явленным на лоне». Такое символическое изображение младенца Христа роднит «Знамение» с Благовещением.

Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть картинку Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Картинка про Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогаетИкона, именуемая «Бысть чрево твое святая трапеза», отличается от «Знамения» тем, что Богомладенец (Спас Эммануил) помещен в стоящую на престоле чашу — символ евхаристии (святого причастия). Престол находится в храме, об этом мы догадываемся по наличию архитектурных деталей: купола и колонн.

Попробуем перевести иконные символы на современный русский язык. Это поможет нам понять глубинный смысл образа. Поверх плата (мафория) голова Богоматери покрыта короной. Это значит, что перед нами «Царица небесная». Руки Девы Марии молитвенно воздеты: она молит своего божественного сына за человеческое племя. Этот жест — знак вечной молитвы Пресвятой Девы, несущей миру надежду и защиту.

Спас Эммануил чудесно явлен на лоне Богородицы. Это момент Благовещения, когда Пресвятая Дева узнает от архангела Гавриила благую весть о том, что в её чреве Богочеловек. Евхаристическая чаша на престоле (алтаре) символизирует Святое Причастие — кровь и плоть Иисуса Христа, его святую жертву во имя освобождения человека от мерзости первородного греха. И, наконец, символическое изображение храма — «земной церкви» — единения всех православных верующих.

Первой такой иконой была знаменитая византийская «Богоматерь Никейская» (по названию малоазиатского города Никеи, где она прославилась).

Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть картинку Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Картинка про Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогаетНовое название она получила в 325 году по решению I Вселенского собора, когда отцы церкви постановили петь пред этой иконой: «Бысть чрево твое святая трапеза».

Русская икона, названная «Бысть чрево твое святая трапеза», отличается от своего византийского прообраза наличием архитектурных деталей и изображением Святого духа в виде слетающего с небес голубя. На иконе из Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии он помещен в левом верхнем углу, на нашей — на ободке нимба Богоматери.

Чудом сохранившаяся икона из частной коллекции хабаровчанина поражает своими яркими красками: сочетанием вишневого, малинового. золотистого и зеленого цветов. Такое цветовое решение роднит ее с традициями поморских иконописцев-старообрядцев. Достаточно сравнить хранящуюся в Государственном историческом музее старообрядческую икону XIX в. «Спас Благое молчание» с описываемой, чтобы обнаружить соответствие цветовых соотношений, манеры письма лика, близкой к квадрату формы, цвета опуши (цветовой обводки по краю доски и средника).

В XIX веке, когда новообрядческие церкви были наполнены близкими к светскому искусству «живоподобными», плотскими образами, иконописцы-старообрядцы сохраняли древнее благочестие в иконе, следуя старинным традициям темперного иконного письма.

Большое значение придавали старообрядческие мастера использованию золота в иконе. Ведь золото — символ фаворского, божественного света. Иконописцы вызолачивают сусальным золотом фон и обильно украшают твореным (растворенным в квасцах) золотом оживку одежд, выполняя ее легкими ломкими линиями.

Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть картинку Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Картинка про Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогаетВсе это тесно связывает нашу икону с творчеством иноков Выговской пустыни — духовного центра старообрядчества в XVIII — XIX веках. Выговская пустынь — поселение старообрядцев-поморцев, расположенное на реке Выг, северо-восточнее Онежского озера, в глухих непроходимых лесах, окруженных болотами.

Выговское общежительство, включавшее мужской и женский монастыри, а также крестьянские села вокруг, было основано иноками-старообрядцами из северных монастырей.

В 1702 году императору Петру I донесли о существовании раскольничьего монастыря, но царь повелел: «Пусть живут», — и приказал приписать старообрядцев-пустынников к Повенецким железным заводам.

Здесь, вдалеке от мирских соблазнов, от влияния «просвещенной» Европы продолжали развиваться традиции русской духовности, сохранялась с дониконовских времен преемственность искусства.

Выговские монахи считали себя последователями иноков Соловецкого монастыря, известного своим открытым выступлением против никоновской реформы. Восемь лет, с 1668 по 1676 гг., выдерживал Соловецкий монастырь осаду царских войск.

Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть картинку Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Картинка про Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогаетИменно монахи с Соловков организовали в пустыни главные мастерские: меднолитейную, иконную, книжную, переплетную и др.

Славилась пустынь и собирательством, сюда везли старообрядцы со всех концов страны старинные образа, книги и ризы. Монахи-наставники собрали богатейшую библиотеку, в которой было представлено все письменное наследие Древней Руси, включая уникальные памятники житийной литературы.

Не менее значимым было и иконное собрание, позволившее на основе традиций различных иконописных школ Древней Руси выработать свой собственный поморский стиль, который мы видим и в декоре рукописных книг, и в иконах, и в росписи посуды, и в меднолитых произведениях. Но о них речь пойдет в следующей статье, посвященной творчеству мастеров-старообрядцев.

Галина ЕГОШИНА, искусствовед,
главный специалист Управления Росохранкультуры по ДФО

Источник

Никейская икона Божией Матери

Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть картинку Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Картинка про Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает

Икона Божией Матери Никейская — одно из древнейших изображений Богородицы. По преданию, она прославилась в 304 году в византийском городе Никее (ныне турецкий город Изник). Во время осады города военачальником Амиром один из воинов, увидев икону Божией Матери, бросил в нее камень, затем разбил образ и стал попирать ногами. Ночью Божия Матерь явилась во сне святотатцу и сказала: «Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель». На следующий день во время сражения нечестивец погиб, пораженный камнем в голову.

Святые отцы I Вселенского Собора (325 год), услышав об этой истории, постановили петь перед Никейской иконой песнь, начинающуюся словами: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза» («Стало чрево Твое, о Богородица, святою трапезой, носящей небесный Хлеб, Христа, Бога нашего, и никто из вкушающих от Него не умирает, как сказал Он, всех Питатель»). Часто эти слова иконописцы помещают на самой иконе, а преподобный Андрей Критский включил их в канон к празднику Преполовения Пятидесятницы.

Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть картинку Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Картинка про Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает

Иконографический тип иконы — Оранта (в переводе с латинского orantis — «молящийся»). Богородица написана с молитвенно воздетыми руками, на Ее груди — храм со святым престолом, на котором стоит Чаша со Святыми Дарами, в Чаше Богомладенец Христос. В русской иконописи этот тип получил название «Знамение».

По внешнему виду Никейская икона близка более новому прославленному образу — «Неупиваемая Чаша», перед которым с XIX века стали молиться от недуга пьянства, а с конца XX века еще и от недугов наркомании и табакокурения.

День памяти: 10 июня (28 мая по ст. ст.).

Подготовила послушница Татьяна Кладиева

Источник

НИКЕЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть картинку Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Картинка про Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает
Никейская икона Божией Матери

Никейская икона Божией Матери

Прославилась в 304 году. По преданию, во время осады Амиром города Никеи, находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: «Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель». Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным. Об этом событии было рассказано отцам I Вселенского Собора, бывшего в Никее в 325 году, которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: «Бысть чрево Твое Святая трапеза».

Однако в указанное время Никея не подвергалась осаде со стороны арабов. Современный рассказ о Никейской иконе мог сложиться под влиянием другого известного случая:

Об этом случае могло быть рассказано отцам VII Вселенского Собора, бывшего в Никее в 787 году.

Молитвословия

Бысть чрево Твое Святая трапеза [2]:

Бы́сть чре́во Твое́ Свята́я трапе́за,/ иму́щи Небе́снаго Хле́ба, Христа́ Бо́га на́шего,/ от Него́же вся́к яды́й не умира́ет,// я́коже рече́ все́х, Богороди́тельнице, Пита́тель.

Гра́ду Твоему́ ве́лие заступле́ние,/ и лю́дем ра́достное утеше́ние,/ чу́дная ико́на Твоя́ дарова́ся, Богоро́дице Де́во,/ о Тебе́ бо врата́ сме́рти сокруша́ются,/ и неисце́льныя боле́зни утоля́ются,/ о Тебе́ горды́ню вра́жию до конца́ низлага́ем,/ и ве́рою Сы́ну Твоему́ вопие́м,/ ча́шею спасе́ния напо́й на́с Христе́ Бо́же,/ и держа́вны на́с воздви́гни, на неви́димыя и ви́димыя враги́,/ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере,// я́ко Всеси́лен.

Ин тропарь, глас тот же

Ча́шею ра́дости и весе́лия и́стиннаго,/ прему́дростию Христа́ Твоего́,/ жа́ждущия лю́ди напо́й Богома́ти,/ да Тво́й ны́не пра́здник пра́зднуем све́тло,/ и небе́сною любо́вию горя́ще,/ и́же от Тебе́ рожде́ннаго де́лы благи́ми почти́м,/ да держа́вны на́с воздви́гнет,/ на вся́ собла́зны и лю́тыя грехи́,// Твое́ю по́мощию и заступле́нием, я́ко Всеси́лен.

К преди́вной Засту́пнице ро́да христия́нскаго,/ ми́ра всего́ при́сному упова́нию,/ ны́не Ру́сская страна́ с пла́чем припа́дает,/ и ми́лости от Тоя́ прося́щи, вопие́т:/ спаси́ сы́ны и дще́ри Моя́ от пла́мене поги́бельных страсте́й,/ забве́ния и помраче́ния, пия́нственнаго безу́мия,/ блу́днаго разжже́ния, мяте́жа, уби́йства и братоненави́дения./ Ины́я бо наде́жды не и́мам ра́зве Тебе́,/ на Тя́ до конца́ упова́ю,/ в ро́д и ро́д прославля́ю вожделе́нное и́мя Твое́,/ ра́дуйся, благослове́нная Мари́е,// ра́дуйся Неве́сто неневе́стная.

Источник

Никейская икона Божией Матери

Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть картинку Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Картинка про Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает

Никейская икона Божией Матери прославилась в 304 году. Это одна из древнейших икон Пресвятой Богородицы. Иногда икону называют по первым словам молитвы: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза…»

История образа: Согласно древнему преданию, Никейская икона Божией Матери прославилась в городе Никеи, находившемся в Малой Азии, ныне турецкий город Изник. Один из местных жителей, некий Константин, ярый противник христиан, во время осады города военачальником Амиром, увидев икону Пресвятой Богородицы, разбил ее камнем и начал попирать ногами.

Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: «Великое поругание учинил ты Мне; знай, что это ты сделал себе на погибель». На следующий день во время сражения Константин был убит камнем, поразившим его в голову. Ему разбило камнем голову и лицо, и он упал бездыханным.

Таким образом, Константин, по предсказанию Богородицы, получил достойное возмездие за свое нечестие, причем незамедлительно. Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского собора ( 325 год ), которые установили петь пред Никейской иконою Богородицы песнопение: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза».

«Стало чрево Твое, о Богородица, святою трапезой, носящей небесный Хлеб, Христа, Бога нашего, и никто из вкушающих от Него не умирает, как сказал Он, всех Питатель.» А преподобный Андрей Критский включил слова молитвы в канон Преполовению Пятидесятницы.

Некоторые исследователи полагают, что данное событие произошло несколько позднее, так как в указанное время Никея не подвергалась осаде со стороны арабов. Иконоборческие настроения армии демонстративно проявились в вызывающем инциденте в июне 726 года.

Именно в это время арабы осадили Никею. Огромные полчища врагов наводили страх и ужас на немногочисленных воинов, оборонявших город. Осажденные жители искали защиты у иконы Богородицы, и тогда один из солдат бросил в икону большой камень, повредив святыню, за что на следующий день был наказан. Православные жители Никеи увидели в этом событии особое Знамение и утвердились в вере.

VII Вселенский собор состоялся в Никее в 787 году, и, вполне возможно, что именно на нем был рассказан случай с Никейской иконой Божией Матери и принято решение петь перед иконой вышеназванное молитвословие. Часто эти слова пишутся на самой иконе Богородицы.

Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Смотреть картинку Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Картинка про Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает. Фото Бысть чрево твое святая трапеза в чем помогает

Иконография: Никейская икона Божией Матери по иконографическому типу — Знамение ( Оранта — Молящаяся ). На Никейской иконе Божия Матерь изображена с поднятыми в молении руками. На ее груди изображен храм со святым престолом. На престоле стоит Чаша со Святыми Дарами, в Чаше — Предвечный Младенец.

Изображение поясное. Символическое значение образа заключается в том, что Пресвятая Богородица отдает Младенца всему миру. Иисус Христос — это тот Спаситель, о котором говорил святой Пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча, что Он Агнец Божий и берет на себя грех мира, всего человечества.

Богомладенец изображен в чаше Евхаристии. Икона раскрывает нам глубокий смысл Божественной литургии. Пресвятая Богородица символизирует Церковь. Царица Небесная указывает нам на Христа, Святое Причастие — вечную, нескончаемую Чашу — благодатное средство спасения, данное нам Богом.

Иисус Христос-Причастие находится в центре иконной композиции, а Пресвятая Богородица как бы обрамляет Его Своим омофором, выступая хранительницей Евхаристии. Изображение храма, перед которым на высоком постаменте-престоле стоит Чаша, олицетворяет также христологическое учение о Богородице как о Храме Божьем.

Известнейший богослов протоиерей Георгий Флоровский пишет:

«Соединение со Христом, составляющее цель бытия Церкви – да и каждого отдельного христианина – есть прежде всего причастие Его жертвенной любви к человечеству.

И здесь огромная роль принадлежит Той, Которая уникальным образом связана с Искупителем – узами материнской любви. Матерь Божия становится Матерью всех живущих, всего христианского рода, каждого рожденного и возрожденного в Духе и истине. Вершина материнской любви – самоотождествление с ребенком – проявляется здесь во всей полноте.

Церковь не много говорит в догматах о тайнах своего собственного бытия. А тайна Марии – тайна Церкви. Мать Церковь и Матерь Божия вместе дают рождение новой жизни. И обе они – предстоятельницы.»

Никейская икона Божией Матери перекликается по иконографии с иконой «Неупиваемая чаша«. Различия совсем небольшие. На Никейской иконе голова Пресвятой Богородицы склонена несколько влево (от нас), а на иконе «Неупивая чаша» она изображена строго фронтально, хотя иконографический тип тот же самый.

Икона «Неупиваемая чаша» стала известна во много раз позднее, и скорее всего при написании этого образа была взята за основу иконография Никейской иконы, ее глубокое символическое содержание.

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся о вразумлении заблудших и отступивших от веры.

Празднование: 28 мая / 10 июня

МОЛИТВОСЛОВИЯ

Бысть чрево Твое Святая трапеза [2]:

Бы́сть чре́во Твое́ Свята́я трапе́за,/ иму́щи Небе́снаго Хле́ба, Христа́ Бо́га на́шего,/ от Него́же вся́к яды́й не умира́ет,// я́коже рече́ все́х, Богороди́тельнице, Пита́тель.

Гра́ду Твоему́ ве́лие заступле́ние,/ и лю́дем ра́достное утеше́ние,/ чу́дная ико́на Твоя́ дарова́ся, Богоро́дице Де́во,/ о Тебе́ бо врата́ сме́рти сокруша́ются,/ и неисце́льныя боле́зни утоля́ются,/ о Тебе́ горды́ню вра́жию до конца́ низлага́ем,/ и ве́рою Сы́ну Твоему́ вопие́м,/ ча́шею спасе́ния напо́й на́с Христе́ Бо́же,/ и держа́вны на́с воздви́гни, на неви́димыя и ви́димыя враги́,/ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере,// я́ко Всеси́лен.

Ин тропарь, глас тот же

Ча́шею ра́дости и весе́лия и́стиннаго,/ прему́дростию Христа́ Твоего́,/ жа́ждущия лю́ди напо́й Богома́ти,/ да Тво́й ны́не пра́здник пра́зднуем све́тло,/ и небе́сною любо́вию горя́ще,/ и́же от Тебе́ рожде́ннаго де́лы благи́ми почти́м,/ да держа́вны на́с воздви́гнет,/ на вся́ собла́зны и лю́тыя грехи́,// Твое́ю по́мощию и заступле́нием, я́ко Всеси́лен.

К преди́вной Засту́пнице ро́да христия́нскаго,/ ми́ра всего́ при́сному упова́нию,/ ны́не Ру́сская страна́ с пла́чем припа́дает,/ и ми́лости от Тоя́ прося́щи, вопие́т:/ спаси́ сы́ны и дще́ри Моя́ от пла́мене поги́бельных страсте́й,/ забве́ния и помраче́ния, пия́нственнаго безу́мия,/ блу́днаго разжже́ния, мяте́жа, уби́йства и братоненави́дения./ Ины́я бо наде́жды не и́мам ра́зве Тебе́,/ на Тя́ до конца́ упова́ю,/ в ро́д и ро́д прославля́ю вожделе́нное и́мя Твое́,/ ра́дуйся, благослове́нная Мари́е,// ра́дуйся Неве́сто неневе́стная.

Источник

Мо­лит­вы ве­чер­ней трапезы

Вшед­ше же в тра­пе­зу, глаголем:

Пе­ред ужином

Яко­же пред на­ча­лом ко­е­го­ждо мо­лит­во­сло­вия по­ла­га­ем три по­кло­на, глаголюще:Преж­де все­го по­ла­га­ем три по­кло­на с по­ка­ян­ны­ми молитвами:Бо­же, ми­ло­стив бу­ди мне, греш­но­му. (По­клон.)Бо­же, будь ми­ло­стив ко мне, греш­но­му. Лк 18:13Со­зда­вый мя, Гос­по­ди, по­ми­луй мя. (По­клон.)Со­зда­тель мой, Гос­по­ди, по­ми­луй меня!Без чис­ла со­гре­ших, Гос­по­ди, по­ми­луй и про­сти мя, греш­на­го. (По­клон.)Без чис­ла со­гре­шил я, Гос­по­ди, по­ми­луй и про­сти ме­ня грешного!По­сем мо­лит­ва пред трапезой:

Ядят убо­зии, и на­сы­тят­ся, и вос­хва­лят Гос­по­да взыс­ка­ю­щии Его, жи­ва бу­дут серд­ца их в век века.

Бу­дут есть бед­ные и на­сы­тят­ся, и вос­хва­лят Гос­по­да ищу­щие Его: бу­дут жи­вы серд­ца их во век ве­ка. Пс 21:27

Сла­ва, и ныне: Гос­по­ди, по­ми­луй, три­жды. Благослови.Сла­ва, и ныне, Гос­по­ди, по­ми­луй. (3) Благослови.И бла­го­слов­ля­ет свя­щен­ник тра­пе­зу: Хри­сте Бо­же, бла­го­сло­ви ястие и пи­тие ра­бом Тво­им, яко свят еси все­гда, ныне и прис­но, и во ве­ки ве­ков, аминь.Свя­щен­ник: Хри­сте Бо­же, бла­го­сло­ви пи­щу и пи­тие ра­бам Тво­им, ибо Ты свят, все­гда, ныне и прис­но и во ве­ки ве­ков. 1И мы: Аминь.Мы же: Аминь.

По яде­нии же:

Сла­ва, и ныне. Бысть чре­во Твое свя­тая тра­пе­за, иму­щая небес­на­го Хле­ба, Хри­ста Бо­га на­ше­го, от Него­же всяк ядый не уми­ра­ет, яко­же ре­че всех, Бо­го­ро­ди­тель­ни­це, Питатель.

По­сле ужина

Сла­ва, и ныне: Ста­ло чре­во Твоё, Бо­го­ро­ди­ца, свя­тою тра­пе­зой, но­ся­щей небес­ный Хлеб, Хри­ста, Бо­га на­ше­го, и ни­кто из вку­ша­ю­щих от Него не уми­ра­ет, как ска­зал Он, всех Питатель.

Та­же: Воз­ве­се­лил ны еси, Гос­по­ди, в тво­ре­ни­их Тво­их, и в де­лех ру­ку Тво­ею возрадуемся.Воз­ве­се­лил Ты нас, Гос­по­ди, тво­ре­ни­ем Тво­им, и о де­лах рук Тво­их мы воз­ра­ду­ем­ся. Ср. Пс 91:5Зна­ме­на­ся на нас свет ли­ца Тво­е­го, Гос­по­ди, дал еси ве­се­лие в серд­це мо­ем, от пло­да пше­ни­цы, ви­на и елеа сво­е­го умно­жи­ша­ся. В ми­ре вку­пе усну и по­чию, яко Ты, Гос­по­ди, еди­на­го на упо­ва­нии все­лил мя еси.От­ме­тил нас свет ли­ца Тво­е­го, Гос­по­ди! Ты дал ве­се­лье серд­цу мо­е­му: от пло­да пше­ни­цы, ви­на и елея сво­е­го они пре­ис­пол­ни­лись. С ми­ром ля­гу и сра­зу усну, ибо Ты, Гос­по­ди, мне од­но­му дал с на­деж­дою жить. Пс 4:7Б‑9По­сем гла­го­лем: До­стой­но есть яко во­ис­тин­ну бла­жи­ти Тя, Бо­го­ро­ди­цу, Прис­нобла­жен­ную и Пре­не­по­роч­ную и Ма­терь Бо­га на­ше­го. Чест­ней­шую Хе­ру­вим и слав­ней­шую без срав­не­ния Се­ра­фим, без ис­тле­ния Бо­га Сло­ва рожд­шую, су­щую Бо­го­ро­ди­цу Тя величаем.До­стой­но есть во­ис­ти­ну про­слав­лять Те­бя, Бо­го­ро­ди­цу, веч­но бла­жен­ную и пре­не­по­роч­ную и Ма­терь Бо­га на­ше­го. Че­стью выс­шую Хе­ру­ви­мов и несрав­нен­но слав­ней­шую Се­ра­фи­мов, дев­ствен­но Бо­га-Сло­во ро­див­шую, ис­тин­ную Бо­го­ро­ди­цу – Те­бя величаем.Сла­ва, и ныне: Гос­по­ди, по­ми­луй, три­жды. Благослови.Сла­ва, и ныне, Гос­по­ди, по­ми­луй. (3) Благослови.Свя­щен­ник: С на­ми Бог, Сво­ею бла­го­да­тию и че­ло­ве­ко­лю­би­ем, все­гда, ныне и прис­но, и во ве­ки ве­ков, аминь.Свя­щен­ник: С на­ми Бог Сво­ею бла­го­да­тью и че­ло­ве­ко­лю­би­ем все­гда, ныне и прис­но и во ве­ки ве­ков. 2И мы: Аминь.Мы же: Аминь.И сно­ва три за­клю­чи­тель­ных по­кло­на с те­ми же мо­лит­ва­ми, что и в начале.

При­ме­ча­ния

1 Ес­ли нет свя­щен­ни­ка, то стар­ший из тра­пезу­ю­щих про­из­но­сит: По мо­лит­вам свя­тых от­цов на­ших, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Бо­же наш, бла­го­сло­ви пи­щу и пи­тие ра­бам Тво­им, ибо Ты свят, все­гда, ныне и прис­но и во ве­ки веков.

2 В от­сут­ствие свя­щен­ни­ка: По мо­лит­вам свя­тых от­цов на­ших, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Бо­же наш, по­ми­луй нас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *