Были в россии времена тяжелее но подлее чем сейчас не было
zotych7
zotych7
Бывали хуже времена, но не было подлей
В 1929 году журнал «30 дней» опубликовал главу, не включенную в текст романа «Двенадцать стульев». Глава называлась «Прошлое регистратора ЗАГСа». Здесь рассказывалось, как в 1913 году уездный предводитель дворянства Ипполит Матвеевич Воробьянинов явился в кафешантан «Сальве», ведя под руки двух совершенно голых дам.
Событие это, взволновавшее передовые круги старгородского общества, окончилось так же, как оканчивались все подобные события: двадцать пять рублей штрафа и статейка в местной либеральной газете «Общественная мысль» под неосторожным заглавием «Похождения предводителя». (…)
Статья, в которой упоминались инициалы Ипполита Матвеевича, заканчивалась неизбежным: «Бывали хуже времена, но не было подлей».
И точно: это одна из самых заезженных фраз дореволюционной публицистики.
Знаменитое некрасовское двустишие появилось во вступлении к I части его поэмы «Современники» (1875):
О друг – читатель мой.
Как видим, двустишие здесь закавычено.
Дело в том, что Некрасов переложил в стихи фрагмент из рассказа Н. Д. Хвощинской-Зайончковской «Счастливые люди». Рассказ появился годом раньше в журнале «Современник» под псевдонимом «В. Крестовский». Один из персонажей, воспитанный на идеалах «эпохи великих реформ» 1860-х годов, замечает:
– Черт знает, что из нас делается. Огорчаемся с зависти, утешаемся ненавистью, мельчаем – хоть в микроскоп нас разглядывай! Чувствуем, что падаем, и сами над собой смеемся… А? правда? были времена хуже – подлее не бывало!
Хвощинская услышала эту жалобу от критика Степана Семеновича Дудышкина в апреле 1866 года, вскоре после покушения Дмитрия Каракозова на Александра II и начавшегося в связи с этим «завинчивания гаек». Беседуя с мужем Хвощинской, Дудышкин сказал:
– …Видал [времена] и тяжелее настоящего, но подлее не было.
Эти слова приведены в письме Хвощинской к Ольге Новиковой от 29/16 мая 1869 года.
Некрасовская сентенция не раз подвергалась критике. В книге «Основы народничества» (т. 2, 1893) Иосиф Иванович Каблиц писал: «…Обычным идеализированием прошлого являются отзывы современников об этом прошлом. Известно, что выражение: “Бывали хуже времена, но не было подлей” – было излюбленным именно людьми шестидесятых годов».
В 1889 году 18-летний Бунин ненадолго поселился у брата в Харькове. Согласно биографии писателя, написанной его женой, местная радикальная молодежь интересовала его, но по культуре была ему чужда. «Задевал его и язык их, (…) бледный, безобразный, испещренный иностранными словами и (…) повторением одних и тех же фраз, например: “чем ночь темней, тем ярче звезды” или “бывали хуже времена, но не было подлей”, “третьего не дано”… и так далее».
В советское время некрасовское двустишие могло цитироваться лишь в сугубо историческом контексте. Зато теперь оно популярно не менее, чем во времена молодости Ипполита Матвеевича.
Бывшее сделать небывшим,
или Парадоксы всемогущества
«А может ли Бог бывшее сделать небывшим?» – таков один из парадоксов о всемогуществе Божием.
Греки и римляне знали совершенно точно: не может. Это положение мы находим уже у Феогнида в VI в. до н. э.: «Невозможно бывшее сделать небывшим» («Элегии», 583).
Аристотель цитировал изречение афинского драматурга-трагика Агафона (V в. до н. э.):
Не бывшим сделать то, что было сделано.
Детальный перечень невозможного для богов представил Плиний Старший, римский ученый-энциклопедист I века н. э. («Естественная история», II, 27). В XVI веке этот перечень цитировал Мишель Монтень:
Для человека немалое утешение видеть, что бог не все может: так, он не может покончить с собой, когда ему захочется, что является наибольшим благом в нашем положении; не может сделать смертных бессмертными; не может воскресить мертвого; не может сделать жившего нежившим, а того, кому воздавались почести, не получавшим их, – так как он не имеет никакой иной власти над прошлым, кроме забвения.
И, конечно, даже боги не могут нарушить законы логики и математики: «Бог не может сделать, чтобы дважды десять не было двадцатью», – замечает Плиний. В 1625 году голландец Гуго Гроций изложил ту же мысль в современной форме: «Даже Бог не может сделать, чтобы дважды два не было четыре» («О праве войны и мира», I, 1, 10).
Для христианских мыслителей это было не столь очевидно. Итальянский кардинал XI века Петр Дамиани в трактате «О божественном всемогуществе» заявил: «Бог (…) может сделать бывшее небывшим».
Автор трактата возражал одному из отцов западной Церкви Иерониму Стридонскому, который считал, что «хотя и все может Бог, не может восстановить деву после падения ее» («Письма», 22, 5; перевод И. Купреевой).
Петр Дамиани, напротив, писал:
Признаю и, не боясь никаких возражений насмешливых спорщиков, утверждаю без колебаний: может всемогущий Бог всякой многобрачной вернуть девственность, восстановить в самом ее теле знак невинности, с которым вышла она из чрева матери
Этого мало: Бог может сделать так, чтобы Рим, основанный в древние времена, не был основан, – потому что Бог не связан ни законами природы, ни законами логики.
У позднейших церковных авторитетов этот тезис признания не нашел. Фома Аквинский учил:
…То, что несет в себе противоречие, не подпадает под всемогущество Бога. Но то, что произошедшее не произошло, подразумевает противоречие.
(«Сумма теологии» (1265–1274), I, 25, 4; перевод С. Еремеевой)
Того же мнения держался великий математик и богослов Готфрид Лейбниц:
Бог, будучи высочайше премудрым, не может отступить от сохранения известных законов и не может не действовать согласно правилам, как физическим, так и моральным, которые избрала его премудрость.
(«Опыты теодицеи» (1710), I, 28; перевод К. Истомина)
И все же некоторые позднейшие мыслители, в том числе Кьеркегор и Лев Шестов, вернулись к тезису Петра Дамиани: законы нашей логики Богу не писаны, иначе вера как таковая теряет смысл. Тут уместно процитировать Тургенева:
О чем бы ни молился человек – он молится о чуде. Всякая молитва сводится на следующую: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два – не было четыре!»
Существует множество формулировок парадокса о всемогуществе Божием. Из них едва ли не самый известный – парадокс о камне: «Может ли Бог создать камень, который он сам не в силах поднять?» Этот парадокс появился лишь в XIX веке, хотя уже в XIV веке итальянец Григорий из Римини доказывал, что Бог может создать бесконечно большое по величине тело.
В «Воспоминаниях» Лидии Ивановой приводится ответ ее отца, поэта-символиста Вячеслава Иванова, на этот хитрый вопрос:
– Бог не только может, Он уже создал такой камень. Это есть человек с его свободной волей.
В наше время «бывшее сделать небывшим» чаще всего означает исправление истории задним числом. Поэтому закончу афоризмом из «Дневника» английского писателя Сэмюэла Батлера (1835–1902):
Бог не может изменить прошлое, но историки могут. И должно быть, как раз потому, что иногда они оказывают эту услугу, Бог терпит их существование.
В борьбе обретешь ты право свое
В главе 9 «Двенадцати стульев» читаем:
– Этот ребус трудненько будет разгадать, – говорил Синицкий, похаживая вокруг столовника. – Придется вам посидеть над ним!
– Придется, придется, – ответил Корейко с усмешкой, – только вот гусь меня смущает. К чему бы такой гусь? А-а-а! Есть! Готово! «В борьбе обретешь ты право свое»? (…) А для чего вы этот ребус приготовили? Для печати?
– И совершенно напрасно, – сказал Корейко (…). – «В борьбе обретешь ты право свое» – это эсеровский лозунг. Для печати не годится.
– Ах ты боже мой! – застонал старик. – Царица небесная!
До большевистского переворота социалисты-революционеры (эсеры) были самой многочисленной и самой влиятельной революционной партией, а с весны по октябрь 1917-го – фактически правящей. Девиз «В борьбе обретешь ты право свое» печатался в их газетах, листовках, помещался на знаменах и прочей символике. Его знал чуть ли не каждый, кто в сознательном возрасте встретил Февральскую революцию. По известности он соперничал с лозунгом большевиков и меньшевиков «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». И то, что Синицкий его не знал, говорит о его абсолютном политическом невежестве.
Эсеровский девиз впервые появился в январе 1902 года в газете «Революционная Россия» – центральном органе партии. Однако взят он был не из сочинения какого-нибудь социалиста-революционера. Это эпиграф к книге выдающегося немецкого правоведа Рудольфа фон Иеринга «Борьба за право»:
Im Kampfe sollst du dein Recht finden.
Трактат Иеринга, опубликованный в 1872 году, два года спустя вышел в России в переводе П. П. Волкова.
Главные идеи трактата актуальны и в наше время: «Право есть непрерывная работа, притом не одной только государственной власти, но всего народа»; «Защита права есть обязанность перед обществом»; «Кто защищает свое право, тот (…) защищает право вообще».
До московского восстания левых эсеров в июле 1918-го эсеровский лозунг использовался в Советской России наравне с лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».
С лета 1918 года под лозунгом «В борьбе обретешь ты право свое!» эсеры боролись против большевиков в Гражданской войне. Во время Антоновского восстания в Тамбовской губернии 1920–1921 гг. к этому лозунгу был добавлен другой: «Долой власть насильников-коммунистов!»
В октябре 1917-го режиссер Е. Петров-Краевский по заказу частной фирмы снимал в Петрограде фильм-хронику «В борьбе обретешь ты право свое». Фильм не был закончен из-за Октябрьского переворота. А в 2007 году под тем же названием в Москве был показан документальный фильм Якова Назарова. Здесь уже речь шла о борьбе «отказника» Иосифа Бегуна за право выезда в Израиль.
Бывали хуже времена,
Но не было подлей
Из поэмы «Современники» (ч.1 «Юбиляры и триумфаторы», Н. А. Некрасова (1821-1877):
Я книгу взял, восстав от сна,
И прочитал я в ней:
«Бывали хуже времена,
Но не было подлей».
Последние слова поэт заключает в.кавычки не случайно, поскольку фактически это цитата из рассказа «Счастливые люди», принадлежащего перу малоизвестной ныне русской писательницы Надежды Дмитревны Хвощинской (1825—1889). В журнале «Отечественные записки» (1874. № 4) он был опубликован под псевдонимом «В. Kpecmobский».
Один из героев этого рассказа сетует на утрату своими современниками былых идеалов и гражданских чувств: «Черт знает, что из нас делается. Огорчаемся с зависти, утешаемся ненавистью, мельчаем — хоть в микроскоп нас разглядывай! Чувствуем, что падаем, и сами над собой смеемся. А? правда? были времена хуже — подлее не бывало!»
Таким образом, Н. Д. Хвощинская вошла в историю русской литературы и языка, хотя и одною, но крылатой, увековеченной поэтом строкою.
Иносказательно о времени, для которого типичны кризисные явления в общественной жизни, упадок морали и нравов.
Составитель Вадим Серов.
Бывали хуже времена.
Да уж! Крылатая глупость!
Прекрасный пример псевдоглубокомыслия.
О чём речь в этом стихе Некрасова и в рассказе Хвощинской?
О том, что, де, времена бывали хуже, но не были они такими подлыми.
То есть подлые времена – это ещё не самое плохое.
Что значит хуже-лучше?
Скажем, для примера, время правления на Руси Ивана Грозного, палача и садиста.
Это были, наверно, плохие времена. Опричнина, доносы, произвол всякой мрази по отношению к честным русским людям? Так что, они были «хуже», но не «подлей»?
Они были худшими, ибо были и подлыми!
Правление Сталина.
Террор по отношению к миллионам и на костях невинных жертв выжрался целый класс стервятников-назначенцев. Ведь «кадры решают всё!» Вот Сталин и насаждал подлых и абсолютно аморальных людишек на всех уровнях власти.
Это времена не подлые, а значит и не плохие. Были и подлыми и очень плохими!
«В человеке ВСЁ должно быть прекрасно. »
Знаменитая глупость Чехова, растиражированная раболепствующими глупцами миллионократно.
Пример той же псевдоглубокомысленности.
Но здесь хоть всё просто.
Возьмём самого глашатая этой идеи, эдакого прекраснодушного Данко – Антона Павловича.
Коль призываешь, то будь сам живым примером этого «прекрасного».
Значит кровавые отхаркивания больного туберкулёзом Чехова сгнившей разложившейся кровью, умершими кусочками его альвеол – это было воистину прекрасно?
А, простите, его, и всех других животных моча и экскременты тоже прекрасны?
(Для навозных мух, жуков и червячков – ДА. Прекрасны! Но Чехов с призывом своим обращался, давайте предположим, НЕ К НИМ. )
И все другие выделения человеческих и животных организмов почему-то не очень подходят под «прекрасность».
А мысли, дела и речь?
Грязные мысли и отвратительная ругань они прекрасны? Зато ПОВСЕМЕСТНЫ.
Мне возразят: Мол, Чехов не констатировал факты. А призывал!
Призывать можно и к альтруизму и интернационализму и к чему угодно.
Можно призывать всех людей стать всесильными и всемудрыми богами!
Но в призыве должна быть хоть капля трезвого здравого смысла. Чего у Чехова нет!
Ещё один перл, и тоже призыв, и тоже Чехова, и тоже размноженный миллионными тиражами добровольными холопьями.
«Писать, де, надо так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно!»
Поскольку и физический и «духовный» объём любого литературного произведения ОГРАНИЧЕН, то смысл высказывания таков:
Слов должно быть много и они теснятся на страницах опуса, зажаты, как сельди в бочке!
«Роман требует болтовни; высказывай всё начисто.»
В письме к А.А. Дельвигу:
«Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя» (16 ноября 1823 г)
А.С. Пушкин
Зато мыслей так мало, что они свободно парят в разряжённой БЕЗМЫСЛЕННОЙ атмосфере опуса.
Написал Чехов эту псевдоглубокомысленность давно, лет сто тому назад. И целый ВЕК массы дураков повторяют важно и назидательно эту глупость, даже не потрудившись разобраться в её бессмысленности!
Уинстон Черчилль сказал как-то о Д.Р.Макдональде, бывшем премьер-министром от Лейбористской партии:
«Этот человек обладает удивительной способностью выражать максимальным количеством слов минимальное количество мыслей.»
Жаль, что Черчилль не был знаком с этим идиотским высказыванием Чехова. А то бы не замедлил бы указать, что ТАКИЕ примеры заразительны!
Мораль: Чем глупее и безмысленней фраза, с тем большим апломбом и важностью она произносится, дабы миллионы холопов её подхватили и разнесли во все края света!
Во истину были в России трудные времена, но подлее времени ещё не было
От себя могу только добавить что мало того что меры явно не достаточны по поддержке народа, но и то что наобещали то нифига не работает на практике и все это прекрасно знают и видят.
Автор реально не было времен хуже сегодняшних?
Я вот припоминаю 2014. И 2008. И 2003 и 1998.
А, ещё 1991 (мне тогда лет мало было, но трёхзначные цифры на ладошек в очереди помню)
И еще 92,93,94,95,96,97,98,99.
Может вы вчера родились?
Подлее не было, когда вещают и обещают но все это или совсем недоступно или мизерно.Вот реально денег нет но вы держитесь на этом фоне менее мерзко смотрится.
Да подлее не было. Так подло фразы людей никто ещё не искажал и не разносил как истину. Вы уж потрудитесь послушать полную речь Медведева. Прежде чем подло перевирать цитату. А уж популизм, это уж точно подлее не бывает. Так как наивные дурочки легко на это ведутся.
Денег нет сейчас.Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья!
Это что меняет как то смысл цитаты?Как было похер так и осталось.
Сильно меняет, потому что они их все же нашли и как обещали повысили.
что повысили и кому?
Они не перевирают, они тупо из разных предложений (надо признать тупо построенных) надергали слов.
Ну давай что там откуда понадергано про денег нет но вы держитесь?
так это завуалированный посыл на х#й. или тебе надо прямым текстом говорить, чтобы дошло?
Перечитай еще раз, может доедет.
А через две недели были сделаны надбавки пенсионерам.
У вас вместо мозгов хлебушек.
Сравнивать сегодня и 90е это как сравнивать реальный бой с Емельяненко с игрой в мортал комбат на приставке.
А цены на нефть тут вообще не при чем
И 90х уже не будет, не надейтесь
Не Панорама, нет
UPD. К посту есть вопросы #comment_207187060
Коммуниста хотят признать виновным в экстремизме за публикацию манифеста Единой России
Кандидат в депутаты Госдумы от КПРФ и депутат саратовской областной думы Николай Бондаренко рассказал на своем ютуб-канале, что его вызвали в полицию для составления протокола о распространении экстремистских материалов (статья 20.29 КоАП).
По словам Бондаренко, полицейский по телефону уточнил, что протокол хотят составить из-за «Манифеста Единой России 2002 года», который коммунист опубликовал в своих соцсетях 10 лет назад.
Бондаренко полагает, что его хотят снять с предстоящих выборов. Если коммуниста признают виновным в распространении экстремистских материалов, то он в течение года не сможет выдвигать свою кандидатуру на выборах.
До этого от выборов уже отстранили бывшего кандидата в президенты Павла Грудинина.
«Ошалели под напором навальнятины»
Лидер фракции КПРФ в Госдуме Геннадий Зюганов пригрозил властям «поднять всю страну» из-за задержания в Саратове местного депутата-коммуниста Николая Бондаренко. Об этом он заявил на пресс-подходе перед заседанием нижней палаты парламента, запись выступления Зюганова вёл профильный канал «Дума ТВ». «Власть, видимо, ошалела до такой степени под напором этой грязной навальнятины, что вчера Бондаренко Николая решили привести в очередной околоток за то, что он снимал и показывал один из небольших митингов», — начал Зюганов. В связи с этим он, по его словам, уже «позвонил официальной власти и сказал: или вы дадите отбой, или мы поднимем всю страну» (с кем именно связывался депутат, он не уточнил). Коммунисты, пообещал парламентарий, «не допустят расправы над своим талантливым депутатом». Сейчас, считает Зюганов, уже поздно разбираться в том, «кто атаковал на акции 23 января, а кто махал дубинками»: с этим, по его мнению, уже справились на российских телеканалах. Теперь, уверен он, разбираться надо в том, кто и почему пришёл на акцию. Например, помимо «плохо подготовленных егэшников, которые плохо знают свою историю», на протестах, по мнению депутата, были и «те, кто потерял работу и не видит выхода, потому что нет элементарных честных выборов». «Поэтому, если хотите мира и спокойствия, принимайте прежде всего экономические меры. Стране нужен новый курс», — обратился Зюганов к представителям правящей партии.
В Саратове накануне задержали депутата-коммуниста из местной облдумы Николая Бондаренко. Он известен своими эмоциональными высказываниями по поводу пенсионной реформы, прожиточного минимума и протестных митингов; в YouTube парламентарий ведёт канал, на который подписано более миллиона человек. Саратовский суд 8 февраля признал Бондаренко виновным в участии в несанкционированной акции 23 января в поддержку оппозиционера Алексея Навального и оштрафовал его на 20 000 рублей. Сам депутат утверждал, что в митинге не участвовал. Коллеги Бондаренко уточняли, что на акции присутствовал как наблюдатель — «следил за действиями полицейских и помогал протестующим». За три дня до своего задержания в YouTube Бондаренко объявил о планах баллотироваться в Госдуму. В тот же день на заседании саратовской облдумы перед трибуной депутат вывесил растяжку с надписью «Нет политическим репрессиям», выступая таким образом против полицейского произвола на акциях протеста.
Бывали хуже времена, но не было подлей
Я книгу взял, восстав от сна,
И прочитал я в ней:
«Бывали хуже времена,
Но не было подлей!»
Швырнул далеко книгу я.
Ужели мы с тобой
Такого века сыновья,
О друг – читатель мой?
Эта фраза, кстати, стала крылатой еще до революции, и была популярна настолько, что превратилась в штамп, над которым глумились еще Ильф и Петров. Да что там эти — даже жена Бунина, рассказывая о причине нелюбви мужа к молодежи, писала:
Задевал его и язык их, (…) бледный, безобразный, испещренный иностранными словами и (…) повторением одних и тех же фраз, например: “чем ночь темней, тем ярче звезды” или “бывали хуже времена, но не было подлей”, “третьего не дано”… и так далее.
Вот она — оппо-интеллигенция! Ничуть не изменилась за 100 лет. Однако вернемся к строкам Некрасова. Обратите внимание — поэт вовсе не случайно взял эти слова в кавычки. На самом деле — это перефразированная цитата из рассказа «Счастливые люди» писательницы Надежды Дмитриевны Хвощинской-Зайончковской, писавшей под псевдонимом В. Крестовский. Эти слова произносит один из персонажей рассказа, и говорит он буквально следующее:
«Черт знает, что из нас делается. Огорчаемся с зависти, утешаемся ненавистью, мельчаем — хоть в микроскоп нас разглядывай! Чувствуем, что падаем, и сами над собой смеемся… А? правда? были времена хуже — подлее не бывало!».
Согласитесь, выглядит как вчерашняя запись где-нибудь в ЖЖ. Так и хочется изречь какой-нибудь трюизм вроде того, что в России меняются только имена царствующих особ.
Писательница Хвощинская-Зайончковская написала множество хороших книг и была очень популярна — до революции только ее собрание сочинений издавалось четырежды, а отдельные издания — вообще не счесть. Потом слава прошла, читатели постарели и умерли, и сегодня она давно и прочно забыта. Но в русском языке она, как мы видим, осталась, пусть и только одной фразой.
Рецензии на произведение «Были тяжелее времена, но не было подлее»
Благодарю. Удачи нам она нужна.
В 90-е годы в «Литературной газете» была статья с особым названием, написанным огромными буквами под названием «ХАМ ПРИШЁЛ». Это объясняет многое.
Вижу Ваше горящее сердце, которое передаёт Огонь Вашим стихам.
Дорогой Иосиф, скорее не горящее, скорбящее сердце и сокрушенный дух(пс 50:19)
Всё все понимают. А вот собраться сплотиться и дать пинка этим мразям духу мало пока у народа. Пока соберёмся,вымрем. Русские уже перешли свой рубикон, мы вымирающая нация. Нас уже списали,растоптав нашу честь, достоинство и преданность Родине.
И всё это сами отдали в погоне за «хорошей» жизнью. Кучка негодяев, нас купили дёшево
Искренне благодарна вам за вашу позицию и рецензию.
Ой-ой, какая ж это прелесть!
Под каждым словом ставлю свой подпись!
И пусть не думают, что спи@див всех имеют,
Как отымеет быль, лишь кончатся пиры!
Благодарю за замечательно-острый экспромт.
С улыбкой и уважением к вам.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+