Были у профессора основания опасаться что чартков станет модным живописцем
Срочно нужны ответы 1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукином дворе? 2. Почему Чартков купил портрет с
1) Ему не понравилось то что такие уродливые картины нравятся русскому народу.
2) Чартков, как художник, интересовался творчеством других людей, часто ходил по рынку и смотрел на картины. Его ещё никогда ничего так не привлекало, как портрет ростовщика. Хоть картина была не закончена, видно было, что это рука настоящего мастера. Глаза мужчины были, как будто живыми. Именно они оказали свое влияние на Чарткова. Он решает потратить последние деньги на покупку этой необычной находки. Думаю здесь герой просто оказался под неким влиянием портрета, поэтому и решил отдать последние средства.
3) Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства.
Описание комнаты молодого талантливого художника Чарткова, в которой он ютился, выглядело не весьма привлекательно. Большая комната убогая и низенькая, узкий диванчик, слегка обтянутый кожей, полнейший хаос из холстов, эскизов, недоделанных в творческом порыве материалов – вот комната человека, прибывшего в большой город с большими оптимистическими надеждами на будущее. Чартков усердно занимается своей работой. Он творит, рисует и забывает о пище, о условиях в которых живет. Описание его комнаты подчеркивает его великий талант, который не волнует нищета. Но как же он изменился, когда разбогател. Живая душа превратилась в мертвую.
5) В повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет» у профессора, безусловно, была причина опасаться, что Чартков в погоне за славой и деньгами перестанет изображать то, что велит ему сердце, а будет рисовать лишь в угоду самолюбивым заказчикам. Талантливый и амбициозный художник, постепенно отходит от подлинного искусства, изменяет своей душе и сердцу. Теперь Чартков рисует лишь то, что требуют его богатые заказчики; так он становится модным и известным богачем, неспособным более создать ничего стоящего. Чартков понимает, что обменял талант на деньги.
1.Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом.
2.Чартков, как художник, интересовался творчеством других людей, часто ходил по рынку и смотрел на картины. Его ещё никогда ничего так не привлекало, как портрет ростовщика. Хоть картина была не закончена, видно было, что это рука настоящего мастера. Глаза мужчины были, как будто живыми. Именно они оказали свое влияние на Чарткова. Он решает потратить последние деньги на покупку этой необычной находки. Думаю здесь герой просто оказался под неким влиянием портрета, поэтому и решил отдать последние средства.
3.Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства.
Вопросы для анализа повести Н. В. Гоголя «Портрет»
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Вопросы для анализа повести Н.В.Гоголя «Портрет».
Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукинском дворе?
Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?
Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?
Зачем так подробно описана комната Чарткова?
Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?
Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?
Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?
Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет “тайную связь с его судьбой”?
Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?
Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?
Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?
Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
Почему работа над портретом “завлекла”Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?
Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?
Почему “Золото сделалось. страстью, идеалом, страхом, целью” Чарткова?
Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь?
Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в “зависть и бешенство”, почему он уничтожает талантливые произведения искусства?
Отчего Чартков впал в “безнадёжное сумасшествие” и умер?
Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?
Почему ростовщики необходимы “осадку человечества”, поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?
Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?
Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?
Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?
Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?
Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?
В чём значение искусства и почему “талант. чище всех должен быть душою”? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: “Гений и злодейство – две вещи несовместимые”?
Конспект урока литературы в 10 классе по теме ««Тема творчества в повести Н.В.Гоголя «Портрет»: три типа художника, их нравственный выбор».
Открытый урок по литературе с элементами интеграции в 10 классе «Тема творчества в повести Н.В.Гоголя «Портрет»: три типа художника, их нравственный выбор».
Цели урока:
Образовательная :
— проанализировать повесть Н.В. Гоголя «Портрет»
— определить тему, актуальность проблем повести
— вывести основные проблемы повести, пригодные для использования в качестве аргументов в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку
Развивающая:
— развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя
— устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников;
— умение работать с текстом.
Воспитывающая:
воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым;
— убедить учащихся, что чистота души человека зависит только от его самого;
— умение различать светлые и негативные стороны жизни.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-беседа
Оборудование: проектор, компьютер.
Опережающее домашнее задание.
Читать повесть, отвечая на данные вопросы (см. приложение)
«Спасай чистоту души своей.
Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть душою»
-Здравствуйте, ребята, гости нашего урока. Сегодня мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить ее тему и проблемы; постараемся определить, какой выбор стоит и перед гениями и перед обыкновенными людьми.
Я думаю, с этой задачей мы справимся, если будем на уроке… (активными, заинтересованными, мыслящими). Желаю нам успеха!
Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова? Первая часть эпиграфа относится к каждому из нас, а вторая? (К творцу). Как вы думаете, связан ли эпиграф с темой нашего урока? (Да, связан с темой творчества).
Запишем тему урока.
— Ребята, начнём анализировать повесть, оттолкнувшись от композиции. Какова она?
Повесть состоит их 2 частей. В первой части дана история художника Чарткова и параллельно (кратко) история русского художника из Италии); вторая часть рассказывает о художнике, создавшем портрет ростовщика.
— Что узнаем мы о молодом художнике Чарткове в начале повести? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.)
Был ли у него талант? (чтение отрывков).
-Что стало целью для Чарткова? (Им овладела страсть наживы, золото как самоцель)
-Так бы и продолжалась жизнь Чарткова, если бы ни одно происшествие, какое?
— Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?
(Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.)
— В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку своего гениальное произведение, литературоведы усматривают черты художника А.А. Иванова, чей труд над картиной «Явление Христа народу» стал для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Художник Иванов много лет писал свое грандиозное полотно.
-Что рассказывается об этом художнике, какой путь выбрал он? Каково его творение? (чтение цитаты)
-Гоголь подводит нас к мысли, что талант – это дар Божий, и дан он, чтобы служить добру, истине. Дарование нужно не только заслужить, но и сохранить в себе.
— Что почувствовал Чартков, когда понял, что потерял свой талант?
-Как вы думаете, может ли этот момент считаться кульминационным в истории Чарткова? (да, может. Герой прозрел, осознал гибель своего таланта).
Но только ли талант погиб в художнике?
— Какое адское намерение родилось в его душе?
Подтвердите текстом (Чтение цитаты: «Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».)
— Жизнь Чарткова закончена, а портрет ростовщика с его дьявольской силой, остался.
— Как отзывались люди о портрете ростовщика? «В нём сидит нечистая сила». «Переходя из рук в руки он приносил страдания и несчастья.)
-Как называется повесть? ( «Портрет»)
Так что же здесь главное? Портрет приносит горе каждому, кто с ним соприкоснётся. Портрет у Гоголя – это олицетворение зла, темного начала в мире).
В чем заключается смысл названия? Зло – неотъемлемая часть этого мира, оно всегда где-то среди нас, оно способно овладеть любым человеком.
Художник вовремя понял свою беду и решил уединиться в монастыре, очиститься от греха.
— Простил ли его Бог? (Да. Он заслужил прощение)
— Какую картину он написал в конце жизни? (Икону «Рождество Христово».)
Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех. (Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах Божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину. Все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое».
Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын.
— Эти слова, ребята, можно считать гимном жизни. Они и сейчас актуальны.
Вернёмся к эпиграфу «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Почему талантливый должен быть чище душой? Истинное искусство должно служить добру. Дар дается не каждому человеку. Кому же он дан, тот должен быть чище всех душою. Обязан не растерять, не разменять его на мелочи.)
Какой литературный прием использует автор в повести? (Три жизни, три художника. Прием сопоставления).
Подведём итог урока. Материалы из этой повести можно использовать в качестве аргументов в сочинении-рассуждении на ЕГЭ. Заполним таблицу «Банк аргументов на ЕГЭ».
1. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
2. «Актуальны ли проблемы, поставленные Гоголем, в современном мире».
«Нравственный выбор художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Служение искусству или золотому тельцу»
«Нравственный выбор художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет».
Служение искусству или золотому тельцу».
Просмотр содержимого документа
««Нравственный выбор художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Служение искусству или золотому тельцу»»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
Тема: «Нравственный выбор художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет».
Служение искусству или золотому тельцу».
Цель урока: Определить, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества;
выяснить, как автор решает проблему истинного искусства.
Планируемы образовательные результаты
Самостоятельное формулирование цели, проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагание, постановка вопросов, умение выражать свои мысли, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание усвоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения, приобретение исследовательских навыков ориентирования в потоке информации и умения анализировать ее; умение обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты; делать логические заключения и проявлять творческие способности.
Самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности.
Словарь урока: «художественное мастерство», «язык и стиль», «прототип литературного героя», «образ в системе образов», «сюжет», «композиция», «идея», творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Искусство – образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе. Талант – высокий уровень одаренности, выдающиеся способности человека к деятельности в какой-либо области. Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. Тщеславие – кичливое высокомерие, любовь к славе, почитанию.
Ресурсы урока: Портрет Н.В. Гоголя, текст повести «Портрет», мультимедийный проектор, учебник под ред. А.Н. Архангельского, критические статьи: Белинский В.Г. «Взгляд на русскую литературу», Белый А. Мастерство Гоголя, Гуковский Г.А. «Реализм Гоголя», Манн Ю.В. «Поэтика Гоголя», Интернет-ресурсы: www.nsportal.ru, www.infourok.ru, www.doc4web.ru, www.открытый урок.рф
Образовательные технологии: технология развития критического мышления учащихся
Методы и приемы обучения: компетентностное обучение, метод проблемного изложения материала, дискуссия, дифференцированный подход в обучении, беседа по содержанию текста повести, доклады студентов, ответы на проблемные вопросы.
Ход учебного занятия
— Добрый день. Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему, которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить, творить, идя тернистым путём, с чистой душой, либо быть модным, жить в достатке, растратив свой талант, жизнь, продав душу.
Самоконтроль готовности учащихся к уроку
Начнем с эпиграфа. Высказывание принадлежит самому автору: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» Как вы понимаете эти слова?
Мы проведем нашу работу в технике «загзаг», разделив его на три части и озаглавив соответственно «знаем», «хотим знать», «узнали»
Предполагаемый ответ учащихся.
Художник более чем кто-либо другой в ответе за свою судьбу. Его искусство пробуждает в людях добрые или злые чувства. Поэтому художник отвечает не только за своё будущее, но и за судьбы других людей.
Итак, вопросы 1 части «знаем»:
Что вы знаете из бигорафии Н.В. Гоголя?
Какие проблемы поднимает и решает Н.В. Гоголь в своих произведениях?
Что вы знаете о сборнике Н.В. Гоголя «Петербургские повести»?
Какие повести входят в этот сборник?
С содержанием каких повестей вы уже знакомы?
Предполагаемый ответ учащихся.
В первой половине 1835 года Гоголь публикует сборник «Арабески», в состав которого вошли три повести: «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Петербургскими повестями, дополненными затем рассказом «Нос» и повестью «Шинель», Гоголь завершал целостную картину русской жизни, существенным звеном которой оказалась также написанная в эти годы комедия «Ревизор».
Основная тема петербургских повестей – обманчивость внешнего блеска столичной жизни, её мнимого великолепия, за которым скрывается низменная и пошлая проза. Кроме того Гоголя волнует тема творчества и художника. Он убеждён, что талант – это Божий дар, он дан, чтобы «постигнуть высокую тайну создания».
Слово учителя. Талант – это Божий дар, он дан, чтобы «постигнуть высокую тайну создания». Этой теме посвящена повесть «Портрет».
Тема нашего урока «Нравственный выбор художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Служение искусству или золотому тельцу». Предположите, какова будет цель урока?
Предполагаемый ответ учащихся.
Определить, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества; выяснить, как автор решает проблему истинного искусства.
Учитель: 2 часть – «хотим узнать». О петербургском периоде творчества Н. В. Гоголя и история создания повести «Портрет» наши учащиеся подготовили сообщения. Слушаем их выступления.
Повесть «Портрет» посвящена основной и животрепещущей теме Н. В.Гоголя – теме творчества, судьбы художника, эстетического и нравственного.
Замысел повести относится 1831-1832 годам. Три произведения – «Невский проспект», «Портрет» (1 ред.), «Записки сумасшедшего» – вошли в сборник «Арабески», опубликованный в 1835 году. Автор мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах. Первые две повести перекликаются с рядом статей «Арабесок» по вопросам искусства. Автор так глубоко и искренне верил в его спасительную силу, что надеялся посредством его повлиять на миропорядок. «. Знаю, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято. В искусстве таятся созданья, а не разрушенья. Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства. » – сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому.
В начале 40-х годов автор возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята современниками. В. Г. Белинский отметил: «Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести невозможно читать без увлеченья.
Но вторая её часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя. » В Риме автор подверг повесть тщательной переработке. В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог с читателем, обнажал все «нервы» произведения. Во второй редакции он углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части проблема реализации художнического дара, влияния искусства на душу человека входила эпизодически. В окончательном варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: «Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?» Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика.
Повесть состоит из двух частей. В первой рассматривается трагическая история художника Чарткова; вторая рассказывает историю преображения человека. Здесь Н. В. Гоголь использовал хорошо известный в мировой литературе приём «перевёрнутой композиции» (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям первой).
Учитель: напоминаю, 2 часть нашего зигзага – «хотим узнать»
Почему погиб талант Чарткова?
Почему герою не удалось сохранить свой талант, а автору таинственного портрета удалось преодолеть в себе живописца “нестройной жизни”?
Каков смысл композиции?
Ответы на эти и другие вопросы помогут вам разгадать многочисленные тайны гоголевского текста. На урок речь пойдёт о тайне творчества, о загадке человеческого духа, о возможных способах постижения природы искусства, о том, как важно человеку не предавать себя, не изменять своему таланту и верить в своё призвание.
2 часть – «хотим узнать». Вопросы для анализа повести.
Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукинском дворе?
Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?
Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?
Зачем так подробно описана комната Чарткова?
Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?
Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?
Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?
Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет «тайную связь с его судьбой»?
Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?
Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?
Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?
Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
Почему работа над портретом «завлекла» Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?
Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?
Почему «Золото сделалось. страстью, идеалом, страхом, целью» Чарткова?
Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь?
Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в «зависть и бешенство», почему он уничтожает талантливые произведения искусства?
Отчего Чартков впал в «безнадёжное сумасшествие» и умер?
Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?
Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?
Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?
Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?
Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?
Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?
Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?
В чём значение искусства и почему «талант. чище всех должен быть душою»? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: «Гений и злодейство – две вещи несовместимые»?
Учитель: Мы повторили содержание повести, а теперь обратим внимание на тот факт из жизни Гоголя: именно в 1835 году Гоголь собрал статьи по искусству («Живопись, скульптура и музыка», «Несколько слов о Пушкине», «Об архитектуре нынешнего времени»), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью «Портрет». Это свидетельствует о том, что Гоголя волнуют вопросы творчества и место художника в обществе.
В повести «Портрет» автор рассматривает жизнь современного художника в этом суетном мире, писатель ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства.
Гоголь рассчитывает на понимание читателей и критиков, но каково же было разочарование писателя, когда ведущий критик 30-40-х годов В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести «Портрет»: «Портрет есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество фантастических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с неё портрет, и которая бранит балы и восхищается природою – и вы не откажете в достоинстве этой повести. Но вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не ум, а фантазия не принимала никакого участия».
Обратите внимание: Белинский называет вторую часть повести «приделкой, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».
Заранее подготовленный ученик рассказывает о дальнейшей судьбе Гоголя и его повести «Портрет»:
Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора» Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме. Но ничто не радует сердце писателя: ни тёплая погода, ни устроенный быт, ни местные красоты. Гоголь думает о России. Здесь, в Риме, он знакомится с художниками, в частности, с художником Ивановым, который работает над картиной «Явление Христа народу».
Гоголь видит, как самоотверженно трудится художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В. Г. Белинского. И он решает переделать повесть «Портрет». К 1841 году эта работа была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой; Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.
Итак, что по-вашему заставило Гоголя вновь взяться за перо и переделывать повесть?