Быль или былина в чем отличие
Отличие были от былины в чем
Мне так представляется, что былины — это сказки, возможно под гусли, которые ходили по древней Руси в вольном пересказе до широкого распространения письменности.
Быль — это в основе своей правдивый, часто поучительный рассказ «на основе реальных событий»
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
«Быль» рассказывает нам о событиях, которые реально когда-то происходили.
А «былины» — это героический эрос древней Руси, героями которого были могучие богатыри. В основе их сюжета лежали героические события, во время которых лучшие из наших воинов били коварных захватчиков родной земли.
Написаны данные произведения особым стихом, который называется былинным. С одной стороны в былинах описывались реально существовавшие люди и события, которые происходили столетия назад, но с другой стороны эти истории никто не записывал, их передавали из уст в уста. И каждый рассказчик добавлял в былину что-то своё. В результате этого богатыри превратились в людей сверхъестественной силы, которые в одиночку сражались с целыми полчищами врагов.
Можно сказать, что «былина» — это приукрашенная «быль».
Сравнивая два этих понятия, мы должны придерживаться тех их лексических значений, которые приближены к литературоведческим.
Быль — это краткий (как правило, устный) рассказ, пересказ о каком-либо событии или происшествии, которое, якобы, случилось в реальности, в действительности.
Былина — это некое эпическое сказание-песнь. Преимущественно — о подвигах богатырей. Былины имеют историческую основу, отражая события 10 — 16 веков.
Как видим, быль не является в прямом смысле литературным жанром. Быль не воспевает богатырские подвиги (во всяком случае, не обязательно должна их воспевать). И быль вовсе не исторична.
На мой взгляд, разница между двумя этими жанрами — очень большая. Быль, говоря современным языком, это репортаж, газетная статья, раскрывающая суть события, последовательность действий, почти не приукрашенная и отбрасывающая авторское мнение куда-то на задний план.
Совершенно другое — былина. Это, в первую очередь, авторский рассказ. Сочиненный и приукрашенный, написанный не только для того, чтобы познакомить читателя с тем или иным событием, но и для того, чтобы передать читателю свою точку зрения. Дидактический смысл в былинах присутствует практически всегда. Кроме того, былина рассказывалась/пелась в том числе и для развлечения, поэтому сюжет приукрашивается, рихтуется, читатель исподволь подводится к определенному выводу.
Быль формально не относится к литературным жанрам — это скорее жанр устного или письменного народного творчества. Быль имеет в своей основе реальное событие, случившееся с автором истории или его близкими знакомыми. То есть быль — это обычные наши рассказы о впечатлениях от чего-либоСамые удачные были распространяются довольно широко, постепенно переходя в литературный жанр приданий или сказаний.
Былина же — это романтическое предание о подвигах богатырей или реальных исторических персонажей древности. Часто былина носит назидательный характер, учит тому как следует поступать в той или иной ситуации, в основном на патриотическом уровне. Былина — исторически сложившийся литературный жанр.
Милая Кошечка [330K]
На самом деле «быль» и «былина» отличаются между собой.
Быль — это рассказ, в нем описывается, что действительно происходило в жизни. Это реальные рассказы, тема у них может быть абсолютно любая.
Былина — в былине описываются подвиги богатырей, великих людей, в былине может быть доля выдумка, да и сама былина написана более интересно и живописно, она буквально вся окутана духом патриотизма, любви к родине. Былину еще называют — песня-сказание.
Все события в были основаны на реальных прошлых событиях, то есть за основу для были берётся какое-то произошедшее событие в жизни конкретного человека или же группы людей. И быль более относится к рассказам.
А вот уже былина больше близка к сказкам, потому как автор, если основывается на реальных фактах, то многое добавляет из головы. К былинам часто употреблимо понятия как песни-сказания.
Былина повествует о подвигах богатырей (как правило), она рассказывает о различных хороших и благородных поступках, написана в какой-то степени торжественным языком.
Быль — это просто рассказ о том, что когда-то происходило, а тема рассказа может быть абсолютно любой, в том числе и обычной житейской.
Былина от Были отличается тем, что в былине рассказывается всё подробно, интересно, иногда автор что-то добавляет от себя, чтоб было ещё интереснее читать былину.
А в были всё рассказывается кратко и сухо, только самое главное.
Быль — это рассказ о том, что было на самом деле.
А былина — это что-то старое, обычно народное и эпичное (например, песни-сказания о богатырях).
То есть была была, но неизвестно когда, а былина — это старое и историческое.
Что такое былина и какие бывают былины
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С героями былин, легендарными богатырями, могучими чудовищами и доблестными князьями, мы знакомимся за школьной партой.
Образы русских воинов, то ли правда существовавших в былые времена на Святой Руси, то ли созданных воображением наших предков, прочно остаются в сердце и памяти, становятся национальными символами.
Кем же были первые авторы древних поэтических сказаний? Что такое былина? И, наконец, какие бывают былины? Поищем ответы на эти вопросы вместе.
Былина — это жанр фольклора
Былина — это жанр фольклора, изначально устная героико-историческая песнь, сочетающая установку на достоверность с элементами народной фантазии.
Первые образцы жанра, которые, по мнению исследователей, относятся к эпохе создания и становления древнерусского государства (ХI-XIII века), существовали в качестве песен, исполнявшихся под аккомпанемент щипковых инструментов (гуслей) и передававшихся из уст в уста.
Так как сюжеты былин касались исторических фигур и реальных событий, предметом повествования становилось прошлое, ведь вывод о чём-либо можно сделать лишь тогда, когда оно прошло, завершилось. Вот почему подобные песни изначально назывались старинами.
Термин «былина» вошёл в обиход в 1839 году, когда фольклорист и этнограф И. П. Сахаров приступил к изучению этого самобытного жанра.
В книге «Сказания русского народа» собиратель представил эпические песни о подвигах богатырей и поляниц (женщинах-богатыршах), о княжеской дружине князя Владимира в стольном граде Киеве, о Соловье-Разбойнике и Змее Тугарине.
Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.
Какие бывают былины
В фольклористике былины традиционно делят на 3 группы:
Героические былины бывают двух типов:
К социально-бытовым можно отнести былину «Садко».
Хвастливого гусляра перестают звать на пиры. Садко уходит на берег Ильмень-озера, где в одиночестве играет на гуслях. Игра приходится по нраву Морскому Царю, который заключает с музыкантом сделку.
Садко богатеет, становится первым купцом и хвалится, что скупит весь новгородский товар. Но это ему не удаётся. Однажды Садко попадает в сильную бурю и понимает, что Морской Царь требует его в жертву.
Под водой Садко играет на гуслях, отчего водяной пляшет так, что дрожит земля. По людским молитвам, Никола Можайский спасает Садко. Гусляр просыпается в родном Новгороде и мирно доживает свой век, строя храмы и помогая бедным.
Сказочные былинные тексты сочетают черты сказки (наличие волшебных персонажей, троекратность испытаний) и образы былинных героев.
Герои русских былин
Подобно циклу воинских преданий европейского средневековья, в которых повествуется о подвигах рыцарей Круглого стола и короле Артуре, в русском героическом эпосе прославляются могучие защитники родной земли.
Их король Артур — это киевский князь Владимир Красно Солнышко, собирающий в своей дружине весь цвет воинства. Самые популярные богатыри, обессмерченные художником В. Васнецовым: Илья из-под города Мурома села Карачарова, Добрыня, родившийся по разным версиям то ли в Искоростени, то ли в Рязани, и сын ростовского священника Алёша (Олёша).
Также известны киевские герои: Михайло Потык, Ставр Годинович и Чурило Пленкович. Сохранились предания (что это такое?) и о славных новгородцах: купце Садко и силаче Василии Буслаеве.
Не менее интересны истории о поляницах (женщинах-богатыршах). Например, Добрыня находит свою жену в бою. В конце поединка, когда соперники по воинскому обычаю должны снять забрала и показать лица, воин понимает, что бился с женщиной.
Прекрасной воительницей оказывается Настасья Микулишна — дочь богатыря Микулы Селяниновича. С Настасьей связан любопытный сюжетный поворот. Отлучившись в очередной поход на целых 12 лет, Добрыня оставляет молодую жену одну.
В это время Алёша Попович приезжает к ней и сообщает, что видел друга погибшим, после чего предлагает прекрасной «вдове» руку и сердце. Та соглашается, но Добрыня возвращается и вовремя разоблачает их. Он задаёт Алёше трёпку. Примирить их удаётся Илье.
Подвиги былинных героев
Но главное в воинских песнях — не любовные коллизии (это как?), а ратные подвиги. Чем же прославился каждый из народных героев?
Среди былин об Илье Муромце самой популярной стало сказание «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которое рассказывает о расправе с легендарным свистуном. Выколов ему глаз стрелой, Илья привязывает пойманного разбойника к седлу и привозит прямо в Киев на показ князю.
Тот сомневается, действительно ли перед ним Соловей, и Муромец приказывает пленнику засвистеть вполсилы. От свиста гнутся церковные маковки — и Владимир велит расправиться со злодеем. В чистом поле Илейка срубает Соловью голову.
Былина «Святогор» тоже связана с Ильёй. Старший богатырь, сидящий во Святых Горах, хранит силу земли. Он ловит Муромца и сажает в свой карман, где носит его два дня. Признав, что Святогор сильней, Илья завоёвывает его благосклонность. Богатыри обмениваются крестами, братаются, клянутся вместе беречь землю русскую.
Однажды они находят в горах белый гроб и по очереди ложатся в него. Для Ильи гроб велик, а вот Святогору — по росту. Великан просит накрыть его дубовыми досками. Муромец делает по сказанному, а вот поднять их уже не могут ни тот, ни другой. Святогор понимает, что ему пора уходить, и передаёт свою силу Илье.
Второй по популярности герой народного эпоса — Добрыня Никитич. Былины о Добрыне Никитиче сообщают, что главный его соперник — Змей Горыныч. Припадая к земле, богатырь всякий раз набирает силу и одерживает победу в тот самый миг, когда кажется, что чудище уже не умертвить.
У былинного змееборца любопытные характеристики: его величают умным, хитрым. Именно Добрыню, да ещё богатыря Дуная князь выбирает в сваты, когда хочет просить руки королевны ляхов Апракси.
Алёша Попович знаменит поединком с Тугарином. Тугарин — татарский военачальник Тугархан.
Предание рассказывает, как Попович убивает Тугархана под стенами Киева, вызвав его на поединок прямо из-за княжеского стола. От вражеского войска не остаётся ничего, а от награды витязь отказывается.
Краткое резюме
Учёные находят в летописях почти всех героев песенного народного эпоса, что подтверждает факт их существования. Несокрушимые русские воины напоминают нам о воинской славе и ратных подвигах предков.
Былины о русских богатырях — лучшее чтение для будущих защитников Отечества.
Чем герои новгородских былин отличались от остальной Руси
В отличие от летописей, предназначенных для узкого круга интеллектуалов и правящего класса, былины транслировали представления и ролевые модели для широкого круга людей. В связи с этим сюжеты и герои былин отражали общественные настроения и особенности социального устройства разных русских земель.
Великий Новгород — наособицу
Исследователи отмечают, что былины киевского и общерусского цикла рассказывают о героических подвигах богатырей, их отношениях друг с другом в рамках дружины и с князем. Великий Новгород был торговой республикой, где князь играл подчинённую роль, в отличие от городской купеческой прослойки, известной как «золотые пояса». Интересам горожан были ближе экономика и торговля, чем война. Поэтому в новгородских былинах практически нет героики, но много того, что можно назвать современным термином «история успеха». На это, в частности, указывает Сергей Азбелев, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом), профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.
Самым известным новгородским былинным персонажем является Садко — «богатый гость». Гость здесь означает купца, торговца. Происхождение Садко не вполне ясное, но он явно выходец из низших слоёв — в некоторых былинах он в начале пути вообще профессиональный гусляр. Потом с помощью ума, сметки, хитрости и толики везения Садко поднимается на вершину жизненного успеха, становясь одним из самых богатых людей Новгорода. При этом, он не делается владыкой или даже несомненным лидером. В частности, есть былина, в которой Садко бросает вызов всему Великому Новгороду в плане владения капиталом и проигрывает — город выше и больше любого горожанина и общественные интересы важнее, чем успех кого-то конкретно.
Ещё интереснее боярин Ставр Годинович — он не просто богатый человек, а занимается ростовщичеством, что в новгородских былинах совсем не порицается, скорее, наоборот. Заключение Ставра в темницу князем Владимиром можно трактовать как отражение конфликта между Киевом и Новгородом, который существовал в реальности. Причём, претензии киевского князя к новгородскому боярину носили материальную, имущественную основу.
И совершенно невозможно представить в киевских или общерусских былинах такого героя как Василий Буслаев, известного также как Василий Буслаевич. Он — безотцовщина, буян и хулиган. Но Буслаев встаёт на правильный путь, сделавшись ушкуйником — это особое воинское сословие новгородцев, защищавшее как город, так и купеческие караваны и лавки. В ушкуйники шли добры молодцы без роду-племени, младшие сыновья бояр, которым не светило стать наследниками отцовских богатств и власти. И ушкуйничество для них выступало серьёзным социальным лифтом, говоря современным языком. Сословие ушкуйников обладало престижем и влиятельностью в Новгороде.
В новгородских былинах очень точно описываются новгородские реалии XII-XV веков, в отличие от былин киевских или общерусских, где время было условное, как и враги, повергаемые богатырями.
Как отмечает исследователь Наталия Макарова, новгородские былины ближе не к героическому эпосу, а к европейским новеллам о городской жизни — фаблио. В частности, былины про персонажей второго ряда, Хотене Блудовиче, богатом госте Терентьище и других, описывают бытовые подробности сватовства, торговли, в том числе — с заграницей, принятия решения на городском вече…
Есть реальные прототипы
В общерусских былинах, кроме условного времени и врагов, сами герои не имеют исторической привязки. Владимир Красно Солнышко, Вольга, богатыри Святогор, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец — вымышленные персонажи, вобравшие черты многие реальных людей, действовавших на Руси. Исторический Илья Муромец, чья жизнь известна и даже есть идентифицированная могила, не имеет отношения к былинному Илье.
А вот первостепенные персонажи новгородских былин, Садко и Василий Буслаев, упоминаются в летописях. Правда, Садко там описан как Сатко/Сотко, но исследователи, включая Дмитрия Лихачёва, не сомневаются в том, что это — один и тот же человек, живший в Новгороде XII века, вокруг которого потом сложился корпус былинных сказаний.
Не вызывает сомнения историчность Василия Буслаева, хотя про него, в отличие от Садко, про которого написано в 25 летописях, рассказывает только один текст, но зато его обильно цитируют другие летописные источники, включая внешние по отношению к Новгороду.
Быль или былина в чем отличие
Тема исследования
Былина — быль иль сказка?
Актуальность проблемы
Характер человека современного и характер персонажа героического эпоса во многом схожи, а следовательно, былины интересны нам не только с исторической точки зрения.
С помощью этого проекта мы хотим исследовать мир русского былинного эпоса — немного похожий, но в то же время отличный от мира сказки.
Задачи
1. Изучить литературу по заданной теме. Найти определение былин.
2. Показать сходство и различие былины и сказки, особенности поэтического языка былин.
Гипотеза
1. Если в былине происходят нереальные события и присутствуют волшебные персонажи, значит былины — это сказка.
2. Если действия, происходящие в былинах, находят подтверждение в истории, значит былина — это быль.
Этапы исследования
1. Что такое былина?
2. История возникновения былин.
3. Особенности поэтического языка былин.
Объект исследования
Методы
2. Анализ литературы.
3. Работа с дополнительной литературой и электронными источниками.
Ход работы
1. Постановка целей проекта.
2. Определение учебных вопросов темы.
3. Составление общего плана по разработке проекта.
4. Разработка основных разделов проекта.
5. Самоанализ в группе.
6. Выводы. Презентация проекта.
Наши результаты
Народные сказки знакомы нам с детства: Иванушка-дурачок, Василиса Прекрасная, Кащей Бессмертный, Баба-Яга и прочие персонажи прочно вошли в нашу культуру и сознание. Пожалуй, даже самый занятой и серьезный взрослый способен вспомнить хотя бы несколько сказочных сюжетов. Между тем, мир фольклора вовсе не ограничивается этим жанром: наряду со сказками, существуют разнообразные заговоры, баллады, скоморошины, былины, песни (исторические, лирические, хороводные и проч.), а также так называемые малые жанры — загадки, пословицы, поговорки. В своем проекте мы хотим исследовать один из этих жанров — это былина.
Что же такое былина?
И чем она отличается от сказки? Былина — это героический эпос русского народа. Героический — потому что речь в нем идет о великих героях-богатырях древности. А слово «эпический» происходит из греческого языка и означает «повествование», «рассказ». Таким образом, былины — это рассказы о подвигах прославленных богатырей. Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений — старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления», — вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.
Как былины дошли до наших дней?
Былины на протяжении многих веков и поколений не записывались, а передавались из уст в уста сказителями. Причем в отличие от сказок они не просто рассказывались, а пелись. В селах древней Руси, превратившейся со временем в Российское государство, крестьяне, занимаясь рутинной работой (например, шитьем или плетением сетей), чтобы при этом не скучать, напевали истории о богатырских подвигах. Сын и дочь учили эти напевы от родителей, затем передавали своим детям. Таким образом, слава и подвиги людей, живших столетия назад, сохранялась в памяти народа. Только представьте себе: в начале 20 века — в эпоху, когда в крупных городах уже существовали поезда и кинематоргаф, в далеком северном селе, на краю света, старый крестьянин так же, как и его отцы и деды напевал былины, прославлявшие богатыря Добрыню — дядю князя Владимира и славного воина древней Руси. Добрыню и этого крестьянина разделяли многие века и огромное расстояние и тем не менее слава богатыря преодолела эти преграды.
Особенности поэтического языка былин.
В былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем, используется гиперболы — намеренные преувеличения. Все, что окружает богатыря, столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам. Время действия былин тоже особенное. Все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными. Былинное время и течет по-другому, не как наше. Поэтому Илья, отправляясь в путь, «заутреню стоял во Муроме, а к обедне поспеть хотел он в стольный Киев-град», и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события, вроде сборов в дорогу и т.д., описываются медленно, подробно, обстоятельно, и время как бы замедляет свое течение,ненадолго приостанавливается.
Загадок больше, чем ответов, и вряд ли мы когда-нибудь узнаем всю правду. Но удовольствие от чтения былин о народном герое при этом не уменьшается.
Выводы
Список ресурсов
Проект Былины и былинные богатыри.
Так быль или небыль расскажет былина?
Культура каждой страны включает образцы так называемого «народного творчества»: они могут быть как письменными, так и устными, передававшимися из поколения в поколение исключительно по рассказам старших.
Впрочем, грань это довольно тонкая, ведь рано или поздно известные нам сказки, песни и легенды кто-то все же записывал и сохранял для потомков — иначе многие древние сказания наших предков до нас просто бы не дошли.
Запомнилось на века!
Какими бы разными ни были страны и народы, их населяющие, всегда можно отметить что-то общее в их культурах, фольклоре и мифологии.
У каждого народа есть сказки, легенды, песни, у многих — даже целые героические эпосы, которые можно назвать прообразом современных фэнтези-романов в нескольких частях. Имеются и различия: восточные народы, например, и по сей день любят особый жанр народного творчества, когда сказитель под аккомпанемент музыкального инструмента сочиняет рассказ на ходу — как говорится, «что вижу — о том и пою».
У наших предков же были популярны сказания о прошлых временах, которые со временем оформились в так называемые «старины» или «былины» — особый жанр славянского фольклора.
Было или не было?
Былины до сих пор представляют огромный интерес не только для читателей и литературоведов, но и для историков и культурологов. В основном жаркие споры идут на одну тему: что же такое былина?
Пока исследователи сходятся во мнении, что былина и, допустим, сказка, отличаются друг от друга одним: сказка выдумана от начала до конца, а сказочный мир населен никогда не существовавшими персонажами.
Былина же, пусть в несколько переиначенном, приукрашенном и измененном виде представляет собой рассказ о событиях, которые случились когда-то на самом деле.
Да-да, главные герои былин — могучие богатыри — это образы реально живших когда-то воинов, оставшихся в народной памяти. Святогор и Ставр Годинович, Илья Муромец и Добрыня Никитич, Алеша Попович и Микула Селянинович действительно когда-то ходили по нашей земле!
Остались в народной памяти и другие герои, например, сказитель Садко, пахарь Вавило, злодеи Соловей-Разбойник и Тугарин Змеевич, русские князья Владимир и Святослав.
Шутка ли — великан!
Описания, впрочем, могут поселить в нас сомнения: возможно ли, чтобы когда-то по нашей земле действительно гуляли великаны, «косая сажень в плечах», одно дыхание которых осыпало с деревьев листву?
Не забывайте, что прежде люди отличались совсем невысоким ростом, так что не обязательно было древнему воину действительно быть «великаном», чтобы заслужить такое прозвище.
Анализ останков средневековых героев, воспетых в легендах и преданиях, наглядно показывает: большинство из тех, кого много веков назад европейцы принимали за гигантов с богатырской силой, были среднего по нашим меркам роста — 170-180 сантиметров.
Происхождение: божественное?
Более того, у некоторых ученых бытует даже версия, что богатыри, обладающие могучей силой, постепенно заменили в народном сознании образы языческих богов — а подвиги и славные деяния на самом деле приукрашенные описания природных стихий и явлений.
Правда, канонической считается все же версия об историческом происхождении былин — как иначе объяснить многочисленные совпадения с ключевыми событиями русской истории?
Князь Владимир, крестивший Русь, судя по летописям, имел дядю по имени Добрыня, отличавшегося добротой, справедливостью и поистине богатырской мощью — не напоминает ли он былинного Добрыню Никитича? Могучий воин, поразивший в битве на Калке 70 противников, носил имя Олешко Попович — не он ли стал прообразом знаменитого Алеши?
Наконец, мощи Ильи Муромца и по сей день можно увидеть в Киево-Печерской лавре: под старость богатырь подустал и ушел иноком в монастырь. Выдумка лишь в том, что славная троица все свои подвиги никак не могла совершить вместе: жили реальные воины все-таки в разное время.
Было, было!
Вывод можно сделать и по самому названию русского героического эпоса: раньше такие сказания звались «старинами», то есть, историями о том, что произошло в старину на самом деле. Автор же первого сборника былин «Песни русского народа», фольклорист Иван Сахаров, ввел в обиход название «былины».
Слово это не случайное, оно взято из летописи «Повесть временных лет» и означает «факты, реальность, то, что было на самом деле».
И действительно, хотя былин существует огромное количество (только официально известных более 400), а одни и те же события в былинах разных регионов могут рассказываться и пересказываться по-разному, сегодня у ученых нет сомнений: помимо огромного количества бесценной информации о повседневной жизни, укладе, обычаях и традициях наших предков есть в былинах и описания подлинных свершений и подвигов.
От Киева до Москвы
Не случайно «былинная» хронология практически аналогична хронологии нашей истории: сначала возникали единичные былины о подвигах великих воинов, которые каждый славянский род пересказывал по-своему. Затем родились так называемые «киевские» и «новгородские» былины — самые, наверное, известные сейчас. Есть в архивах и былины московского периода Руси, и даже более поздние сказания — стало быть, существует какая-то связь между историей и легендами?
Что же в русских былинах реально, а что подсказано фантазией сказителя? Постараемся разобраться в следующих статьях!