Бузуки что это такое
Бузуки
Энди Ирвин
Джон Мойнихан
Донал Ланни
Содержание
История
В Греции инструмент долгое время считался вне закона, музыка для бузуки была запрещена и не выходила за пределы таверн, где обычно собирались криминальные элементы. Возрождение этого инструмента началось в 60-е годы XX века, благодаря выдающемуся греческому композитору Микису Теодоракису, который создал музыку для всемирно известного фильма «Грек Зорба» с Энтони Куинном в главной роли. «Сиртаки» Теодоракиса стали визитной карточкой Греции.
История бузуки в Ирландии начинается в 1960-х гг. XX века. Пионерами использования этого инструмента (вернее, его классического варианта) для исполнения национальной ирландской музыки были Джон Мойнихан и Энди Ирвин. Греческий вариант (3 хора), хотя и не стал характерным для ирландских исполнителей, получил развитие благодаря Алеку Финну. Первоначально бузуки использовался в качестве аккомпанирующего инструмента для флейты или скрипки. Изменение классического строя, повлекшее за собой приглушение «восточного» характера звучания, снискало инструменту славу солиста ирландского оркестра.
Именно в Ирландии развернулась большая работа по модернизации бузуки. Первым значительным изменением стала плоская нижняя дека, заменившая округлую наборную, унаследованную от греков. Это позволило сделать звук более сухим и четким, акцентировать интонационные штрихи при игре медиатором, что отвечало характеру ирландской музыки. Ирландский бузуки, в отличие от греческого варианта, зачастую лишен декоративных элементов, верхняя дека плоская, имеет одно круглое, подобно гитаре, отверстие резонатора. Встречаются инструменты с овальным отверстием и/или с панцирем, украшенным растительным орнаментом.
В течение 1960-х делаются первые успешные попытки усилить звучание бузуки с помощью электроники, в результате чего появляется т.н. «электробузуки». Пионерами электроусиления бузуки стали греческие музыканты Манолис Хиотис и Гиоргос Зампетас, которые разработали и успешно применили специальные звукосниматели для данного инструмента; по своему звучанию он очень напоминает хамбакер. На бузуки устанавливаются как активные, так и пассивные датчики. Сегодня звукосниматели для бузуки производятся фирмами EMG, Lace Actodyne и Seymour Duncan.
До сих пор продолжаются эксперименты по созданию бузуки-арктоп в подражание американским гитарам (например, Gibson Les Paul).
На сегодняшний день бузуки является достаточно распространенным инструментом для исполнения этнической и барочной музыки.
Изготовление
Рассмотрим породы древесины, применяемые для изготовления бузуки.
Верхняя дека изготавливается из ситкинской ели, виргинского можжевельника или коа.
Для обечайки и нижней деки (у ирландского варианта) или наборных ребер резонатора (у греческого варианта) используются махагони, красное дерево, клён, коа или орех.
Изготовители
Приобрести инструмент можно не только у отдельных мастеров, специализирующихся на этнических инструментах: существуют промышленные образцы бузуки, изготавливаемые по всему миру.
В России распространены ирландские бузуки производства румынской фирмы HORA. На них может быть установлен звукосниматель и эквалайзер.
Строй инструмента
Бузуки имеет 2 различные конфигурации струн:
В современных инструментах используются металлические струны. Зачастую третий и четвёртый хоры содержат по одной струне с обмоткой.
Строй инструмента с 3-мя хорами
D | D# | E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | A# | B | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A |
D | D# | E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D |
E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D | D# | E |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | A# | B | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A |
E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D | D# | E |
Строй инструмента с 4-мя хорами
Для инструмента с четырьмя хорами существует огромное разнообразие вариантов строя:
Техника игры
Общие данные
Необходимо настраивать инструмент каждый раз перед исполнением.
Посадка и постановка рук
В подавляющем большинстве случаев следует играть переменным штрихом. Такая манера игры актуальна и для аккомпанемента, и для соло.
Бузуки
Бузуки — струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лютни. Происходит от древнегреческой кифары (лиры). Известен также под именем «баглама», распространен в Греции, на Кипре, в Израиле, в Ирландии («зук») и в несколько измененном виде в Турции (турецкий бузуки). Классический бузуки имеет 4 двойных металлических струны (архаический — баглама — 3 двойных). К семейству бузуки можно отнести и багламазаки — крошечный бузуки с 3-мя двойными струнами, без звуков которого не обходится ни один греческий оркестр, играющий в стиле «ребетико».
Верхняя дека бузуки изготавливается из ситкинской ели, виргинского можжевельника или коа. Для обечайки и нижней деки (у ирландского варианта) или наборных ребер резонатора (у греческого варианта) используются махагон, красное дерево, клен, коа или орех.
В современных инструментах используются металлические струны. Зачастую третий и четвертый хоры содержат по одной струне с обмоткой.
Происхождение (история)
В Греции инструмент долгое время считался вне закона, музыка для бузуки была запрещена и не выходила за пределы таверн, где обычно собирались криминальные элементы. Возрождение этого инструмента началось в 60-е годы XX века, благодаря выдающемуся греческому композитору Микису Теодоракису, который создал музыку для всемирно известного фильма «Грек Зорба» с Энтони Куинном в главной роли. «Сиртаки» Теодоракиса стали визитной карточкой Греции.
История бузуки в Ирландии начинается в 1960-х гг. XX века. Пионерами использования этого инструмента (вернее, его классического варианта) для исполнения национальной ирландской музыки были Джон Мойнихан и Эндрю Ирвин. Греческий вариант (3 хора), хотя и не стал характерным для ирландских исполнителей, получил развитие благодаря Алеку Финну. Первоначально бузуки использовался в качестве аккомпанирующего инструмента для флейты или скрипки. Изменение классического строя, повлекшее за собой приглушение «восточного» характера звучания, снискало инструменту славу солиста ирландского оркестра.
Именно в Ирландии развернулась большая работа по модернизации бузуки. Первым значительным изменением стала плоская нижняя дека, заменившая округлую наборную, унаследованную от греков. Это позволило сделать звук более сухим и четким, акцентировать интонациюнные штрихи при игре медиатором, что отвечало характеру ирландской музыки. Ирландский бузуки, в отличие от греческого варианта, зачастую лишен декоративных элементов, верхняя дека плоская, имеет одно круглое, подобно гитаре, отверстие резонатора. Встречаются инструменты с овальным отверстием и/или с панцирем, украшенным растительным орнаментом.
В течение 1960-х делаются первые успешные попытки усилить звучание бузуки с помощью электроники, в результате чего появляется т.н. «электробузуки». Пионерами электроусиления бузуки стали греческие музыканты Манолис Хиотис и Гиоргос Зампетас, которые разработали и успешно применили специальные звукосниматели для данного инструмента; по своему звучанию он очень напоминает хамбакер. На бузуки устанавливаются как активные, так и пассивные датчики. Сегодня звукосниматели для бузуки производятся фирмами EMG, Lace Actodyne и Seymour Duncan.
До сих пор продолжаются эксперименты по созданию бузуки-арктоп в подражание американским гитарам (например, Gibson Les Paul).
На сегодняшний день бузуки является достаточно распространенным инструментом для исполнения этнической и барочной музыки.
Строй бузуки
Бузуки имеет 2 различные конфигурации струн:
3 группы по 2 струны (3 хора), считающаяся наиболее древней;
4 группы по 2 струны (4 хора) или классическая.
Строй инструмента с 3-мя хорами:
Наиболее распространенный строй — DAD.
В отдельных случаях встречается «черный строй» — EAE.
Строй инструмента с 4-мя хорами:
Техника игры
При исполнении музыки на бузуки чаще всего используется плектр или медиатор. Наиболее подходящие толщины — от самого гибкого (0,46 мм) до среднего (0,96 мм).
В подавляющем большинстве на бузуки играют переменным штрихом. Такая манера игры актуальна и для аккомпанемента, и для соло.
Необходимо настраивать инструмент каждый раз перед исполнением.
При игре сидя помещайте инструмент на бедро, но старайтесь сильно не прижимать его к себе — это сильно заглушит звук и сделает движения правой руки скованными.
При игре стоя следует пользоваться ремнем для классической гитары. Отрегулируйте его таким образом, чтобы правая рука в рабочем положении была согнута почти под прямым углом. Расположите инструмент таким образом, чтобы резонатор располагался на уровне пояса, а головка грифа на — уровне груди, или чуть выше (в зависимости от собственных предпочтений исполнителя).
Видео: Бузуки на видео + звучание
Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:
Бузуки
Бузуки – музыкальный инструмент, встречающийся в ряде европейских и азиатских стран. Его аналоги существовали в культуре древних персов, византийцев, впоследствии распространившись по миру.
Что такое бузуки
Бузуки принадлежит категории струнных щипковых музыкальных инструментов. Схожи с ним по строению, звучанию, конструкции – лютня, мандолина.
Второе название инструмента – баглама. Под ним он встречается на Кипре, в Греции, Ирландии, Израиле, Турции. Отличие багламы от классической модели – наличие трех двойных струн вместо традиционных четырех.
Внешне базуки представляет собой полукруглый деревянный корпус с длинной шейкой с протянутыми вдоль нее струнами.
Устройство инструмента
Устройство схоже с другими струнными инструментами:
Средняя, стандартная длина моделей – около 1 метра.
Звучание бузуки
Тональный спектр составляет 3,5 октавы. Издаваемые звуки – звенящие, высокие. Музыканты могут воздействовать на струны пальцами рук или плектром. Во втором случае звучание будет более четким.
В равной степени подходит для сольных выступлений и для аккомпанемента. Его «голос» отлично сочетается с флейтой, волынкой, скрипкой. Громкие звуки, издаваемые бузуки, нужно сочетать с такими же громкозвучащими инструментами, чтобы не перекрывать их.
История
Доподлинно невозможно установить происхождение бузуки. Распространенная версия – конструкция соединила черты турецкого саза и древнегреческой лиры. Древние модели имели корпус, выдолбленный из куска шелковицы, струнами служили жилы животных.
На сегодняшний день внимания заслуживают две разновидности инструмента: ирландский и греческий варианты.
Греция долгое время держала бузуки в изоляции. Играли на нем только в кабаках, тавернах. Считалось, что эта музыка воров и прочих криминальных элементов.
Во второй половине XX века греческий композитор М. Теодоракис решил представить миру богатство народных инструментов. В их составе был и базуки, которому жильные струны заменили металлическими, несколько облагородили корпус, соединили гриф с резонатором. Позже к трем парам струн была добавлена четвертая, существенно расширившая музыкальный диапазон.
Ирландский бузуки был завезен из Греции, слегка модернизирован – необходимо было избавить его от «восточного» звучания. Округлая форма корпуса стала плоской – для удобства исполнителя. Звуки теперь стали не слишком звонкими, зато четкими – что и нужно для исполнения традиционной ирландской музыки. Вариант, распространенный в Ирландии, больше напоминает внешним видом гитару.
Используют бузуки, играя этнические, фольклорные произведения. Востребован он у эстрадных исполнителей, встречается в ансамблях.
Сегодня, помимо традиционных моделей, существуют электронные варианты. Остались мастера, работающие под заказ, есть предприятия, занимающиеся промышленным выпуском.
Техника игры
Профессионалы предпочитают перебирать струны плектром – от этого повышается чистота извлекаемого звука. Перед каждым исполнением требуется настройка.
Греческий вариант предполагает, что исполнитель сидит – стоя будет мешать выпуклый с обратной стороны корпус. В стоячем положении игра возможна ирландскими, плоскими моделями.
Сидящий музыкант не должен плотно прижимать корпус к себе – это повлияет на высоту звука, сделает его глуше.
Стоящий исполнитель для большего удобства использует наплечный ремень, фиксирующий положение инструмента в определенном месте: резонатор должен находиться на поясе, головка грифа – в районе груди, правая рука достигает струн, образуя в согнутом положении угол 90°.
Один из наиболее популярных приемов игры – тремоло, заключающееся в многократном повторении одной и той же ноты.
Господам бузукерам посвящается
А вот вам фотки Бузуки в Ирландии и не только
Времена фолк-возрождения на Британских островах принесли на музыкальный рынок новых людей, а с ними и новые идеи, поэтому, неудивительно, что в ирландской музыке появился и остался столь нетипичный для этой традиции инструмент. Особенно, если учесть, что кроме арфы, струнных инструментов в ней особенно и не было. Гитара и банджо появились в Ирландии практически одновременно с бузуки, и сейчас используются даже реже. Далеко не всегда в ирландской фолк-группе можно встретить гитару, а вот бузуки используется постоянно.
В Ирландии бузуки появился с подачи Джонни Мойнихана, музыканта и тусовщика конца 60-х. Мойнихан сумел поучаствовать в самых значительных музыкальных проектах того времени – Sweeney’s Men, Planxty, De Danann, но нигде долго не задерживался. Подобный склад человека и музыканта вообще довольно часто встречается в Ирландии. Можно быть замечательным инструменталистом, но иметь отвращение к игре в группе, концентрируясь на пиве и сейшенах, на совершенствовании мастерства и игре для друзей и немногочисленных слушателях, изредка записываясь с теми же друзьями, альбомы которых уже стали платиновыми. Хороший пример такого человека – это великий ирландский скрипач Томми Пиплз. Таким был и Джонни Мойнихан.
В конце 60-х друг привез Мойнихану четырехструнный бузуки из Греции.
Он показал экзотический инструмент Энди Ирвину, и тот, большой любитель гитары и мандолины, серьезно увлекся новинкой. Ни один следующий проект Ирвина, ставшего одним из самых известных ирландских музыкантов, не обходился без бузуки. Ирвин поделился идеями с Доналом Ланни, ставшим в будущем лучшим ирландским бузукистом и крупным продюсером. Эти люди пронесли свой интерес и любовь к инструменту через десятилетия, и было бы странно, при всем их влиянии на ирландскую музыку, если бы бузуки не стал для многих стандартом де-факто.
Надо отметить, что греческое четырехструнное бузуки настраивается в CFAD.
Ирландские музыканты адаптировали инструмент под GDAE и GDAD, так как это лучше подходило для инструментального ансамбля с использованием мандолины и мандолы. Они также изменили форму, по аналогии с мандолиной, сделав резонатор плоским – для усиления громкости звучания.
Все трое, Ирвин, Мойнихан и Ланни, играли на четырехструнных инструментах. Практически одновременно с ними Алек Финн, один из основателей и бессменный лидер известнейшей группы De Danann, начал играть на трехструнном бузуки, настроенном по классической греческой схеме в DAD.
В настоящее время без бузуки не обходится практически ни один сейшен в Ирландии, и многие фолк-группы широко используют этот инструмент в аранжировках. Из наиболее известных – Altan, Dervish, Bothy Band, Boys of the Lough, Patrick Street и многие другие.
Шотландские группы, переняв многое у ирландцев, также ввели в свои аранжировки этот инструмент, однако, используют его все-таки гораздо реже. Среди шотландских групп, в звучании которых делается значительный упор на бузуки, можно выделить замечательную (и, во многом, культовую) группу Battlefield Band.
Музыкальная энциклопедия от А до Я | Бузука
Тональный
спектр
стал ассоциироваться с миром криминала, а, как следует, и исполнители на бузуке.