Бусидо что это такое
Кодекс Бушидо — настольная книга каждого сёгуна, ронина и самурая
Ты наверняка не раз слышал в фильмах или современных треках о таком понятии как Бушидо, ну или Бусидо, кому как больше нравится. Так вот это своеобразный кодекс чести японских самураев, эдакий сборник правил и заветов, в котором было написано, что можно делать настоящему воину, а что нельзя. В современной Европе и Америке азиатская культура по-прежнему остаётся своего рода диковинкой, несмотря на активную популяризацию местной культуры посредством аниме и фильмов с Джеки Чаном.
В сознании большинства людей самурай — это японский воин, никогда не снимающий свои трёхэтажные доспехи, который рубит всех направо и налево, а в экстренном случае рубит и себя, чтобы врагам не досталось. По большей части — так и есть, японских самураев можно примерно сравнить с европейскими рыцарями, которые в сверкающих латах грациозно скакали по полю боя, прикрываемые пехотой в кожаной броне и с тупыми мечами.
Сказания и легенды о самураях как о поборниках чести и достоинства пошли во многом благодаря соблюдению японскими воинами кодекса Бушидо, который учил их не только сражаться, но и вести себя в обществе, подчиняться сюзерену и даже умирать.
У самурая нет цели, есть только путь
Самурайский кодекс стал постепенно формироваться ещё начиная с 12-13 века в виде общих воинских законов. Окончательно всё это соединилось в Бушидо в конце эпохи воюющих провинций Сэнгоку Дзидай (1467—1568 гг.) В нём описывалось, по большей части надлежащее поведение самурая во время битвы, в общении со своим господином и, конечно, японцы немалое значение уделили и гайду по достойному уходу из жизни.
Так как Бушидо по факту является неписаным кодексом, то и собрать все основные постулаты воедино удалось не сразу. Наиболее близкими по духу и значению с оригинальным самурайским кодексом считаются правила, описанные Дайдодзи Юдзаном в книге «Начальные основы воинских искусств».
Среди основных качеств самурая японцы выделили три: верность, доблесть и мужество, что характеризует его, в первую очередь, как бойца и защитника, и только потом как члена общества. Помимо этого самурай должен быть сведущим в науках, а в свободное время упражняться в поэзии и проведении чайных церемоний.
Им было разрешено строить возле своего жилья небольшой чайный домик, при этом свойства чайника и чашек также были строго регламентированы: нелакированный чайник должен был быть сделан из керамики, чашки — скромными и современными, а стены кодекс настоятельно рекомендует украсить картинами какэмоно.
Бушидо гласит, что самурай должен взвешивать каждое своё слово и каждый раз спрашивать себя, правду ли он собирается сказать, потому что ложь недопустима. На войне верный кодексу должен был смело бросаться вперёд на копья и стрелы, рискуя своей жизнью, если того требует долг. При этом самурай обязан оставаться верным своему сюзерену, даже если число вассалов господина сократится до одного. Он не должен допускать распущенности в еде, сохраняя себя в форме, а также обязан делать вид, что сыт, даже если ничего не ел, потому что «сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду».
В конце концов, если самурай, лёжа в постели, услышал, что кто-то говорит о его сюзерене, или он захотел сказать что-либо сам, то верный кодексу обязательно встанет и оденется перед тем как начать свою речь.
Другой постулат гласит, что истинная храбрость заключается в том, чтобы умереть, когда это будет действительно необходимо, а до того момента — жить. К смерти нужно идти с сознанием того, какие действия самурая могут опозорить его честь, и как ему надо отдать жизнь, чтобы не умалить своего достоинства.
Если самурай погибает в ходе военных действий, то, согласно кодексу, он должен гордо произнести своё имя и со спокойной улыбкой умереть без «унизительной поспешности». Если воин погибает от неизлечимого смертельного ранения и у него есть какое-то время перед уходом в иной мир, он должен произнести слова уважения к старшим по званию, и, подчинившись неизбежному, испустить дух. При этом во всём кодексе неоднократно звучит идея о том, что умереть с честью — главное дело самурая.
От сёгуна до ронина и самурая
Как традиционно принято называть любых средневековых солдат рыцарями, так и японских военных все без разбора крестят самураями. На деле же, японская милитаристская система была несколько сложнее, и помимо дефолтных самураев, включала в себя и ронинов, и сёгунов, и ниндзя, и сохэев, а позже и камикадзе. В общем японская армия достаточно вариативна, так что давай разбираться, как всё-таки правильно классифицировать азиатских «рыцарей» по рангу и назначению.
Первый сёгун появился в Японии в 794 году: по сути дела, звание сэйи-тайсёгуна (сокращённо сёгун), или же верховного главнокомандующего армией, имело свойство плавно переходить от одного военного к другому. Как раз в 8 веке звание сёгуна официально утвердили, носитель этого титула считался военным советником императора и командующим японской армией.
Впервые до такой чести дослужился японский полководец Отомо но Отомару, который начал путь наверх по военной карьерной лестнице аж в 43 года, когда получил младшую военную степень пятого класса. Дослужился до сёгуна он только спустя 20 лет, когда император назначил его главнокомандующим в походе на земли северных племён варваров.
С тех пор сёгунат так или иначе влиял на государственные дела в Японии до тех пор, пока в 1868 году император Мэйдзи не выиграл войну против крупных феодалов и не расформировал всю военную систему, упразднив как сёгунов, так и самураев.
Самураями назывались светские феодалы, мелкие дворяне, в общем среднее военное сословие, которое могло купить себе экипировку, обучиться военному искусству и быть полезным своему сюзерену. Изначально японская армия, по азиатским традициям, предпочитала не стереотипные катаны, а лук и стрелы, передвигаясь преимущественно на лошадях. Только потом появились красивые трёхэтажные доспехи, похожие на разукрашенную пагоду, а «Путь лука и скакуна» превратился в кодекс «Бушидо».
Среди самураев выделялась элитная каста войнов — даймё. Эти люди отличались интеллектом, лучше сражались, знали военные стратегии и активно метили в сёгуны, потому что плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. Сами же самураи не всегда представляли собой благородных японцев, в свободное время упражняющихся в поэзии на танто с чашечкой зелёного чая. Были и такие, но было немало и тех, кто предпочитал более низменные удовольствия: например, напиться сакэ и пойти к гейшам.
Тут важно понимать, что в отличие от распространённого мнения о том, что самураи — это чуть ли не личная охрана императора, на самом деле они стояли немногим выше крестьянской пехоты. Действительно элитные войска — это даймё и сёгуны. Так что ничего удивительного в том, что многим самураям были присущи человеческие черты: желание напиться, предать, избежать смерти и всё такое прочее.
Тем более что в Японии обедневший или проигравший сражение феодал нередко был обязан распустить своих самураев, которые ввиду отсутствия хозяина становились ронинами: достаточно позорной кастой в японской армии. Им приходилось терпеть насмешки от самураев и самостоятельно продолжать свой жизненный путь, в то время как выбора у них было не так много: уйти в монастырь и стать воинами-монахами сохэями, совершить сэппуку или продолжать своё существование в качестве ронина, воина-странника.
Стать ронином можно было при гибели сюзерена, при разжаловании за проступки или ненадлежащее поведение, а также по собственной воле. С одной стороны, у ронинов была свобода, о которой самураи могли только мечтать, а с другой — приходилось самим искать способ добыть себе пропитание.
Вот на этом моменте пути многих ронинов расходились. Редко кто соглашался после достойной военной службы работать в поле или заниматься ремеслом. Как правило, все оставались верны своей профессии и разбредались кто куда.
Некоторые становились частными наёмниками, защищали купцов, знатных лиц или просто деревню с крестьянами по доброй воле, некоторые, наоборот, показывали свою тёмную сторону и занимались разбоем, приравнивая себя к якудза. Сотни тысяч самураев превратились в «бесхозных» ронинов, когда верховный сёгун Токугава лишил земель многих влиятельных крупных феодалов, принуждая даймё распустить свою армию. Тогда-то Японию и заполонили воины-странники, которые за неимением работы не знали куда приложить силу.
Подобная система сохранялась до 1868 года, когда император Мейдзи постепенно начал упразднять традиционные японские звания и перекраивать воинскую систему под более современный лад. Можно сказать, что вторая половина 19-го века это и есть конец «пути самурая» — Бушидо.
Кодекс самурая бусидо. Читать основные постулаты, положения.
Бусидо (в переводе «путь воина») — самурайский кодекс, набор законов, требований и правил поведения настоящего самурая в обществе, в сражении и в одиночестве.
Это философия и этика японского воина, которая произошла из далекого прошлого. Бусидо, которое первоначально объединяло общие воинские законы, благодаря введенному в него нравственному смыслу и почитанию искусств в 12-13 веках, а также развитию сословия самураев, соединилось с ним и полностью сформировалось в 16-17 столетии как кодекс чести самурая.
Основные положения и постулаты кодекса Бусидо
Полностью сформировавшись в конце периода воюющих регионов Сэнгоку Дзидай (1467—1568 г.), бусидо предписывал самураям: быть безоговорочно преданным феодалу; признать военное искусство единственной деятельностью, которой должен заниматься самурай; совершать самоубийство если честь самурая запачкана; запрещал ложь в любых проявлениях и жажду денег.
Точно и вполне конкретно постулаты кодекса оформлены в «Начальных основах воинского мастерства» Дайдодзи Юдзана:
— Настоящая смелость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть, когда нужно умереть.
— Жить нужно с четким осознанием того, что необходимо делать самураю и что позорит его честь.
— Необходимо взвешивать любое слово и всегда спрашивать у себя, является ли правдой то, что хочешь произнести.
— Нужно умеренно питаться и не допускать распущенности.
— Самурай обязан быть не только безупречным сыном, но и преданным своему господину. Он не предаст сюзерена даже если количество его подданных уменьшится со ста до десяти и с десяти до одного.
— В битве преданность самурая выражается в том, чтобы без испуга идти на копья и стрелы врага, навстречу смерти, если таков зов долга.
— Преданность, честнось и храбрость — три главных качества самурая.
— Когда самурай спит, он не должен ложиться ногами в направлении дома господина. В сторону сюзерена запрещено целиться ни во время стрельбы из лука, ни во время тренировки с копьём.
— Когда самурай, находясь в постели, слышит беседу о своём сюзерене или хочет произнести что-то сам, он обязан встать и надеть одежду.
— Сокол не клюет брошенные зёрна, даже если давно ничего не ел. Подобно ему и самурай обязан показывать, что сыт, даже если умирает от голода.
— Если рана самурая смертельна, самураю нужно с почтением попрощаться со старшим по положению и безмятежно умереть.
— Имеющий только физическую силу не заслуживает титула самурая. Кроме потребности в освоении наук, самурай должен расходовать свободное время на поэзию и изучение чайной церемонии.
— Около своего жилища воин может построить небольшой чайный павильон, в котором следует поставить новые картины-какэмоно, новые бесхитростные чашки и нелакированный чайник из керамики.
Слово «Бусидо», высеченное на камне.
Видео о бусидо
В видео показан отрывок из фильма «Последний самурай», передающий смысл кодекса самурая.
Другие интересные статьи по теме: Обучение и воспитание самураев.
Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!
Бусидо — кодекс самурая
Итак, черты настоящего самурая. Они были сформулированы в труде Дайдодзи Юдзана под названием «Начальные основы воинских искусств».
1. Справедливость
Бусидо касается не только правил ведения боя, но и черт характера: справедливость является самой главной чертой самурая. Справедливость — это способность без колебаний принимать решение о линии поведения в соответствии с разумом; умирать, когда это правомерно, и драться, когда это правомерно. Справедливость — это скелет, который придает организму твердость и обеспечивает его рост. Без костей голова не будет находиться наверху, руки не будут двигаться, а ноги — стоять. Так и без справедливости — ни один талант, ни одно умение не позволят человеку стать самураем.
2. Мужество
Бусидо разделяет отвагу и мужество: «Мужество стоит считать благом, лишь когда его применяют в деле справедливости, в правом деле». Конфуций писал: «Понимание того, что правильно, и исполнение этого свидетельствуют о мужестве». Короче говоря, мужество — это делать то, что правильно.
3. Доброта и милосердие
Человек, наделенный властью отдавать приказы и убивать, должен был вместе с тем быть необыкновенно добрым и милосердным: «Любовь, великодушие, внимание к другим, сострадание и жалость суть черты доброты, самого высокого качества человеческой души». И Конфуций, и Мао-Цзы часто говорили, что самое высокое требование к людям власти — доброта.
4. Вежливость
Важно знать разницу между подобострастием и вежливостью, это будет трудно для тех, кто посетит Японию впервые. Но для истинного самурая всё ясно: вежливость вырастает из доброжелательности. Ты наверняка слышал что вежливость и хорошие манеры являются отличительными чертами японцев. Однако вежливость должна быть выражением благожелательного отношения к чувствам других людей. Это никакое не благо, если человек вежлив лишь ради соблюдения приличий. В своей высшей форме вежливость приближается к любви.
5. Нестяжательство
Настоящие самураи презирали деньги, полагая, что люди должны сторониться денег, потому что «богатство мешает мудрости». Дети высокопоставленных самураев воспитывались в понимании того, что говорить о деньгах — плохой вкус, что неведение о достоинстве различных монет является признаком хорошего воспитания. Бусидо призывал к бережливости — не столько по экономическим причинам, сколько ради воздержания. Роскошь считалась величайшей угрозой для мужественности, от воинов требовали простоты в быту. Счетные машины и счеты вызывали отвращение.
6. Честь
Бусидо имеет отношение, в первую очередь, к военным людям, но он также касается и моральных аспектов. Самураев характеризуют чувство чести, яркое осознание собственного достоинства и значимости. Они рождаются и вырастают, чтобы оценить обязанности и привилегии своей профессии. Страх позора висел, как меч, над головой каждого самурая. Обиды на малейшие провокации высмеивались, и человека называли «вспыльчивым». В Японии даже есть такая пословица: «Терпение значит выносить невыносимое».
7. Верность
Самураи навсегда оставались преданными тем, перед кем они в долгу. Верность тем, кто выше тебя, была отличительной чертой феодальной эпохи. Верность вообще распространена среди разных людей: банда карманников тоже клянется в верности своему предводителю Но только в кодексе рыцарской чести верности имеет первостепенное значение.
8. Характер и самоконтроль
Бусидо учит, что самураи должны вести себя в соответствии с абсолютными моральными стандартами. То, что верно, верно. То, что неверно, неверно. Разница между хорошим и плохим и между правильным и неправильным — данность. Об этом не спорят, это не обсуждают, этому не дают оценку. Просто самурай должен это знать. В конце концов, мужчина сам должен научить своих детей моральным стандартам, исходя из которых они будут строить свои модели поведения: «Перво-наперво в самурае воспитывался характер. Тонкости вроде благоразумия и образованности были менее важны. Интеллектуальное превосходство высоко оценивалось, но самурай по сути был человеком дела».
Семь принципов кодекса самураев Бусидо
В сегодняшней статье мы рассмотрим основные положения философии Бусидо, которой более 400 лет, но которая работает и сегодня. Мы считаем кодекс самураев еще одним полезным источником мудрости и жизненной философии заслуживающей внимания. Если подвести некий итог духовного смысла учения Бусидо, то он заключается в том, что воин (мужчина, человек) должен жить, осознавая, что он может умереть в любой момент и что нужно ценить каждую минуту жизни, которая может оказаться последней. Только тогда человек будет жить в «полноцветном» мире, будет ощущать себя частью чего-то большего, будет посвящать весь свой досуг саморазвитию и помощи ближним, обретет смысл жизни.
«Только тот, кто понимает, что, быть может, видит это в последний раз, может смотреть на мир с такой любовью и замечать то, на что обычные люди в суете жизни не обращают внимания. Он чувствует, как солнце греет его своими лучами, как красиво поют птицы и шелестят листья деревьев, как листок, сорвавшись с ветки, кружась, попадая в ручей, стремительно плывет по течению» – цитата из Википедии.
Бусидо (в некоторых источниках «Бушидо») – в дословном переводе с японского «путь воина», — это своеобразный кодекс чести, свод правил и рекомендаций, а также жизненная философия для самурая. Ниже приведены основные семь принципов кодекса самураев «Бусидо».
Благородство
Самурай не должен без причин вести себя жестоко, ему это не нужно, чтобы показать свою силу. Самурай вежливый, даже с врагами. Без уважения к людям ты становишься не лучше животного. Самурая уважают не только за его силу в бою, но и за то, как он ведет себя с другими людьми.
Долг и верность
Самурай отвечает за свои действия, которые добровольно принимает на себя, отвечает за содеянное. Он абсолютно преданный и верный своему начальнику и является образцом для своих подчиненных. Слово мужчины – это его следы, по ним ты можешь идти за ним, куда бы он ни шел. Следи лишь за тем, куда идешь ты сам!
Искренность и правдивость
Если самурай говорит, что он что-то сделает, он это выполнит. Ничто в этом мире не может помешать ему. Он не должен «давать слово» – обещать или присягать. Одно то, что он это сказал, уже является гарантией выполнения. Сказать и сделать – одно и то же.
Сочувствие
Интенсивные тренировки делают самураев быстрыми и сильными. Они отличаются от других, они приобретают силу, которая должна использоваться на благо всем. У самурая есть сочувствие, поэтому он использует любую возможность, чтобы быть полезным для других. Если судьба не дает ему такой возможности, он находит ее сам. Сочувствие самурая, в первую очередь, должно быть направлено на женщин и детей.
Храбрость и героизм
Подними себя над толпой. Прятаться в свой панцирь, как черепаха – значит вообще не жить. Самурай должен иметь дух героя. Это очень опасно и рискованно, но только при этом жизнь полноценна. Героизм не слепой, но умный и сильный. Замени свой страх уважением и осторожностью.
Честность и справедливость
Будь всегда в своих действиях честным. Верь в справедливость – не иных людей, а в ту, которая в тебе. Для самурая нет полутонов, когда речь идет о чести и справедливости, есть только черное или белое, правда или ложь. Любой честный человек, имеющий чистую душу, не должен бояться правды.
Честь и слава
Существует только один судья чести самурая: он сам. Принимаемые решения и совершенные действия – отражение того, кто ты есть на самом деле.
Еще несколько важных правил и положений Бусидо
Вы согласны с принципами Бусидо? Расскажите о своем мнении в комментариях ниже.
Бусидо что это такое
Миф о бусидо: реальный моральный облик самурайского сословия
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Изучение самурайского сословия в наши дни набирает популярность, и занимает уже значительную нишу в современных исторических исследованиях. Связано это, прежде всего с активной интеграцией восточной культуры, в частности японской, в западную современную культуру. Современные историки, при изучении вопросов самурайского сословия, склонны сводить свои исследования к рассмотрению определенных аспектов института самурайства, будь то военное дело или военная история самураев, социальное положение, а также вопросы, связанные с культурой или религиозной составляющей самурайского сословия. Самой распространенной формой исследований является описание самурайского сословия на протяжении всей его истории, с поверхностным рассмотрением различных его аспектов. При таком подходе различные специфики, присущие самурайскому сословию на определенном историческом этапе, теряются, и происходит унификация образа самураев. Пагубное воздействие на реальный исторический облик самурайского сословия оказывает и известный кодекс самурайской чести бусидо, окончательно оформившейся и записанный лишь в XVII – XVIII веках, он создает облик самурайского сословия, который предстает неизменным за всю его историю. Однако при детальном изучении данного вопроса, становится видно, что самурайское сословие в определенный период своей истории, могло значительно отличаться как в социально-экономическом, так и в культурно-философском плане от своих предшественников и потомков. В данном случае, актуальным становится вопрос об изучении действительного морального облика самурайского сословия периода до XVII века, то есть до официального появления идеи бусидо.
Целью работы является изучение реальности существования кодекса чести бусидо у самураев и установление их действительного морального облика.
Изучить историю происхождения бусидо
Рассмотреть основные постулаты кодекса чести бусидо
Изучить самурайские наставления, написанные реально воевавшими самураями и определить реальные правила жизни для самураев
В качестве источников выступили сохранившиеся наставления самураев, в частности работы Юдзана Дайдодзи «Будосёсинсю» и Ямамото Цунэтомо «Хагакурэ», которые и составляют кодекс бусидо, а также наставления самураев периода до XVII века.
Данный вопрос является слабо изученным, так как в большинстве работ, посвященных истории самурайства на первый план, выходит изучение их военной истории, а кодекс чести бусидо не подвергается детальному анализу и соотношению с другими источниками.
Автором были детально подобраны и изучены представленные в исследовании источники, проведенные анализ и сравнение, позволили выявить действительно существовавшие у самураев моральные правила, тем самым позволив сделать представление о реальном моральном облике самураев.
Мифологический образ самураев.
Реальный моральный облик самураев.
Итак, как мы можем видеть, что уже в источниках первой половины XVII века, отсутствует сколь-нибудь малая абсолютизация смерти и идея превозношения безоговорочной верности господину, хотя данный институт, несомненно, присутствовал в самурайском сословии, но не был окружен столь возвышенным ореолом. По данным трактатам самураям предписывается по большому счету придерживаться двух вещей: воспитывать в себе воинские качества и регулярно совершенствоваться в боевых искусствах, и максимально придерживаться буддийской этики и морали, что было должно к соблюдению всему населению Японии.
Таким образом, доказав, что мало того, что идеалы самурайского морального облика, созданные во второй половине XVII – XVIII веков, по содержанию слабо соответствовали предписаниям даймё XIV – XVI веков, так они имеют и значительные отличия от аналогичных трактатов первой половины XVII века.
Проведенный анализ источников показал, что идеалы самурайского морального облика, созданные во второй половине XVII – XVIII веках, являлись попыткой не имеющего никакого отношения к войне самурайства, придумать себе идеологию, которая позволяла бы им, не воюя, подрожать славным предкам. Из анализа и сравнения источников стало видно, что по содержанию они слабо соответствовали предписаниям самурайских князей XIV – XVI веков, а также имеют и значительные отличия от аналогичных трактатов первой половины XVII века. Было установлено, что такие распространенные самурайские характеристики как стремление и готовность к смерти, сиюминутная готовность пожертвовать жизнью за своего господина, полное презрение к деньгам и т.д. являются результатом мифотворчества самураев XVII – XVIII веков, а реальные, воевавшие представители самурайства, вели куда более практичный образ жизни.
Список источников и литературы
Алессандро Валиньяно. Предупреждения и предостережения по поводу обычаев и катаги (нравов) распространенных в Японии // Мещеряков, А. Н. Книга японских обыкновений / А. Н. Мещеряков; пер. Э. Г. Ким – М.: Наталис, 1999. – С. 165-193;
Араи Хакусэки. Сиба Но Ки (Собирание и сжигание хвороста). Уилсон, У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов / У. С. Уилсон; пер. с англ. Р. В. Котенко. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 241–250.
Асакура Сотэки. Асакура Сотэки ваки («Запись бесед с Асакура Сотэки»). Уилсон, У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов / У. С. Уилсон; пер. с англ. Р. В. Котенко. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 110–113.
Асакура Тосикагэ. Семнадцать статей. Уилсон, У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов / У. С. Уилсон; пер. с англ. Р. В. Котенко. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 103–106.
Горбылёв А. М. Кризис самурайской традиции и упадок боевых искусств / А. М. Горбылев // Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой. – Т. 2. – Москва, 2009. – С. 3-89;
Имагава Садаё. Установления (надписи на стене Имагава). Уилсон, У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов / У. С. Уилсон; пер. с англ. Р. В. Котенко. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 99–102.
Като Киёмаса. Наставления. Уилсон, У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов / У. С. Уилсон; пер. с англ. Р. В. Котенко. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 136–139.
Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии / Н. И. Конрад. – М.: Искусство, 1980. – 143 с.;
Курода Нагамаса. Предписания. Уилсон, У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов / У. С. Уилсон; пер. с англ. Р. В. Котенко. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 140–144.
Мещеряков, А. Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм / А. Н. Мещеряков. – М.: Наука, 1987. – 192 с.;
Миямото Мусаси. Го Рин Но Сё («Книга пяти колец») / Миямото Мусаси; пер. А. Г. Фесюн. – СПб.: Азбука, 2015. – 160 с.;
Набэсима Наосигэ. Надписи на стене. Уилсон, У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов / У. С. Уилсон; пер. с англ. Р. В. Котенко. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 129–131.
Нитобэ Инадзо. Бусидо – душа Японии / Нитобэ Инадзо; пер. с англ. К. Семенова. – М.: София, 2004. – 208 с.;
Сиба Ёсимаса. Тикубасё. Уилсон, У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов / У. С. Уилсон; пер. с англ. Р. В. Котенко. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 85–90.
Спальвин, Е. Г. Конфуцианские идеи в этическом учении японского народа / Е. Г. Спальвин // Известия Восточного института. – 2006. – №13. – С. 181-194;
Спеваковский, А. Б. Самураи – военное сословие Японии / А. Б. Спеваковский. – М.: Наука, 1981. – 168 с.;
Судзуки, Д. Т. Дзэн и японская культура / Д. Т. Судзуки; пер. С. В. Пахомов. – СПб.: Наука, 2003. – 522 с.;
Такуан Сохо. Вечерние беседы в храме Токайдзи. Такуан Сохо. Самураи: меч и душа / Такуан Сохо; пер. А. Б. Никитин. – СПб.: Евразия, 2001. – С. 207–235.
Такуан Сохо. Рэйросю (Ясное звучание самоцветов). Такуан Сохо. Самураи: меч и душа / Такуан Сохо; пер. А. Б. Никитин. – СПб.: Евразия, 2001. – С. 64–78.
Такэда Нобусигэ. Суждения в девяносто девяти статьях. Уилсон, У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов / У. С. Уилсон; пер. с англ. Р. В. Котенко. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 121–128.
Такэда Сингэн. Ивамидзудэра моногатари. Уилсон, У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов / У. С. Уилсон; пер. с англ. Р. В. Котенко. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 114–120.
Тёрнбулл, С. Путь самурая. Война и религия / С. Тёрнбулл; пер. с англ. О. Серебровская. – М.: Эксмо, 2010. – 216 с.;
Topии Мототада. Завещание. Уилсон, У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов / У. С. Уилсон; пер. с англ. Р. В. Котенко. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 132–135.
Хироаки Сато. Самураи: История и легенды / Хироаки Сато; пер. Р. В. Котенко. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 416 с.;
Ходзё Нагаудзи. Двадцать одно правило. Уилсон, У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов / У. С. Уилсон; пер. с англ. Р. В. Котенко. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 107–109.
Юдзан Дайдодзи. Будосёсинсю (напутствие вступающему на Путь Воина). Книга самурая / Юдзан Дайдодзи; пер. А. А. Мищенко. – СПб.: Евразия, 2012. – 256 с.;
Ягю Мунэнори. Хэйхо Кадэн Сё. Переходящая в роду книга об искусстве меча / Ягю Мунэнори; пер. А. Б. Никитин. – СПб.: Евразия, 1998. – 224 с.;
Ямамото Цунэтомо. Кодекс бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве / Ямамото Цунэтомо; пер. А. Боченкова, В. Горбатько. – М.: Эксмо, 2004. – 432 с.;
1 Спеваковский А. Б. Самураи – военное сословие Японии. М., 1981. С. 27–28.; Тёрнбулл С. Путь самурая. Война и религия. М., 2010. С. 164–166.
2 Нитобэ Инадзо. Бусидо — душа Японии. М., 2004. С. 20–22.; Мещеряков А. Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм. М., 1987. С. 73–80.
3 Спеваковский А. Б. Самураи – военное сословие Японии. М., 1981. С. 27–28.
4 Нитобэ Инадзо. Бусидо — душа Японии. М., 2004. С. 20–22.
5 Мещеряков А. Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм. М., 1987. С. 73–80.
6 Судзуки Д. Т. Дзэн и японская культура. СПб., 2003. С. 68–71.
7 Спальвин Е. Г. Конфуцианские идеи в этическом учении японского народа // Известия Восточного института. – 2006. – № 13. – С. 181–194.
8 Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М., 1980. С.44–46.
9 Тёрнбулл С. Путь самурая. Война и религия. М., 2010. С. 153–154.
10 Нитобэ Инадзо. Бусидо — душа Японии. М., 2004. С. 63–74.
11 Тёрнбулл С. Путь самурая. Война и религия. М., 2010. С. 164–166.
12 Хироаки Сато. Самураи: История и легенды. СПб., 1999. С. 10–26.
13 Горбылёв А. М. Кризис самурайской традиции и упадок боевых искусств // Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой. – 2009. – Т. 2. – С. 3–8.
14 Тёрнбулл С. Путь самурая. Война и религия. М., 2010. С. 163.
15 Юдзан Дайдодзи. Будосёсинсю (напутствие вступающему на Путь Воина). Книга самурая. СПб., 2012. 256 с.
16 Ямамото Цунэтомо. Кодекс бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве. М., 2004. 432 с.
18 Араи Хакусэки. Сиба Но Ки (Собирание и сжигание хвороста). Уилсон У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов. СПб., 1991. С. 241–250.
19 Хироаки Сато. Самураи: История и легенды. СПб., 1999. С. 28.
20 Алессандро Валиньяно. Предупреждения и предостережения по поводу обычаев и катаги (нравов) распространенных в Японии. Мещеряков А. Н. Книга японских обыкновений. М., 1999. С. 165–193.
21 Миямото Мусаси. Го Рин Но Сё («Книга пяти колец»). СПб., 2015. 160 с.
22 Ягю Мунэнори. Хэйхо Кадэн Сё. Переходящая в роду книга об искусстве меча. СПб., 1998. С. 55–129.
23 Такуан Сохо. Вечерние беседы в храме Токайдзи. Такуан Сохо. Самураи: меч и душа. СПб., 2001. С. 207–235.
24 Такуан Сохо. Рэйросю (Ясное звучание самоцветов). Такуан Сохо. Самураи: меч и душа. СПб., 2001. С. 64–78.
25 Асакура Сотэки. Асакура Сотэки ваки («Запись бесед с Асакура Сотэки»). Уилсон У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов. СПб., 1991. С. 110–113.
26 Асакура Тосикагэ. Семнадцать статей. Уилсон У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов. СПб., 1991. С. 103–106.
27 Имагава Садаё. Установления (надписи на стене Имагава). Уилсон У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов. СПб., 1991. С. 99–102.
28 Като Киёмаса. Наставления. Уилсон У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов. СПб., 1991. С. 136–139.
29 Курода Нагамаса. Предписания. Уилсон У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов. СПб., 1991. С. 140–144.
30 Набэсима Наосигэ. Надписи на стене. Уилсон У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов. СПб., 1991. С. 129–131.
31 Сиба Ёсимаса. Тикубасё. Уилсон У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов. СПб., 1991. С. 85–90.
32 Ходзё Нагаудзи. Двадцать одно правило. Уилсон У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов. СПб., 1991. С. 107–109.
33 Такэда Нобусигэ. Суждения в девяносто девяти статьях. Уилсон У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов. СПб., 1991. С. 121–128.
34 Такэда Сингэн. Ивамидзудэра моногатари. Уилсон У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов. СПб., 1991. С. 114–120.
35 Topии Мототада. Завещание. Уилсон У. С. Идеалы самураев. Сочинения японских воинов. СПб., 1991. С. 132–135.
36 Тёрнбулл С. Путь самурая. Война и религия. М., 2010. С. 157.