Бушидо что это такое
Кодекс самурая бусидо. Читать основные постулаты, положения.
Бусидо (в переводе «путь воина») — самурайский кодекс, набор законов, требований и правил поведения настоящего самурая в обществе, в сражении и в одиночестве.
Это философия и этика японского воина, которая произошла из далекого прошлого. Бусидо, которое первоначально объединяло общие воинские законы, благодаря введенному в него нравственному смыслу и почитанию искусств в 12-13 веках, а также развитию сословия самураев, соединилось с ним и полностью сформировалось в 16-17 столетии как кодекс чести самурая.
Основные положения и постулаты кодекса Бусидо
Полностью сформировавшись в конце периода воюющих регионов Сэнгоку Дзидай (1467—1568 г.), бусидо предписывал самураям: быть безоговорочно преданным феодалу; признать военное искусство единственной деятельностью, которой должен заниматься самурай; совершать самоубийство если честь самурая запачкана; запрещал ложь в любых проявлениях и жажду денег.
Точно и вполне конкретно постулаты кодекса оформлены в «Начальных основах воинского мастерства» Дайдодзи Юдзана:
— Настоящая смелость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть, когда нужно умереть.
— Жить нужно с четким осознанием того, что необходимо делать самураю и что позорит его честь.
— Необходимо взвешивать любое слово и всегда спрашивать у себя, является ли правдой то, что хочешь произнести.
— Нужно умеренно питаться и не допускать распущенности.
— Самурай обязан быть не только безупречным сыном, но и преданным своему господину. Он не предаст сюзерена даже если количество его подданных уменьшится со ста до десяти и с десяти до одного.
— В битве преданность самурая выражается в том, чтобы без испуга идти на копья и стрелы врага, навстречу смерти, если таков зов долга.
— Преданность, честнось и храбрость — три главных качества самурая.
— Когда самурай спит, он не должен ложиться ногами в направлении дома господина. В сторону сюзерена запрещено целиться ни во время стрельбы из лука, ни во время тренировки с копьём.
— Когда самурай, находясь в постели, слышит беседу о своём сюзерене или хочет произнести что-то сам, он обязан встать и надеть одежду.
— Сокол не клюет брошенные зёрна, даже если давно ничего не ел. Подобно ему и самурай обязан показывать, что сыт, даже если умирает от голода.
— Если рана самурая смертельна, самураю нужно с почтением попрощаться со старшим по положению и безмятежно умереть.
— Имеющий только физическую силу не заслуживает титула самурая. Кроме потребности в освоении наук, самурай должен расходовать свободное время на поэзию и изучение чайной церемонии.
— Около своего жилища воин может построить небольшой чайный павильон, в котором следует поставить новые картины-какэмоно, новые бесхитростные чашки и нелакированный чайник из керамики.
Слово «Бусидо», высеченное на камне.
Видео о бусидо
В видео показан отрывок из фильма «Последний самурай», передающий смысл кодекса самурая.
Другие интересные статьи по теме: Обучение и воспитание самураев.
Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!
Кодекс Бушидо — настольная книга каждого сёгуна, ронина и самурая
Ты наверняка не раз слышал в фильмах или современных треках о таком понятии как Бушидо, ну или Бусидо, кому как больше нравится. Так вот это своеобразный кодекс чести японских самураев, эдакий сборник правил и заветов, в котором было написано, что можно делать настоящему воину, а что нельзя. В современной Европе и Америке азиатская культура по-прежнему остаётся своего рода диковинкой, несмотря на активную популяризацию местной культуры посредством аниме и фильмов с Джеки Чаном.
В сознании большинства людей самурай — это японский воин, никогда не снимающий свои трёхэтажные доспехи, который рубит всех направо и налево, а в экстренном случае рубит и себя, чтобы врагам не досталось. По большей части — так и есть, японских самураев можно примерно сравнить с европейскими рыцарями, которые в сверкающих латах грациозно скакали по полю боя, прикрываемые пехотой в кожаной броне и с тупыми мечами.
Сказания и легенды о самураях как о поборниках чести и достоинства пошли во многом благодаря соблюдению японскими воинами кодекса Бушидо, который учил их не только сражаться, но и вести себя в обществе, подчиняться сюзерену и даже умирать.
У самурая нет цели, есть только путь
Самурайский кодекс стал постепенно формироваться ещё начиная с 12-13 века в виде общих воинских законов. Окончательно всё это соединилось в Бушидо в конце эпохи воюющих провинций Сэнгоку Дзидай (1467—1568 гг.) В нём описывалось, по большей части надлежащее поведение самурая во время битвы, в общении со своим господином и, конечно, японцы немалое значение уделили и гайду по достойному уходу из жизни.
Так как Бушидо по факту является неписаным кодексом, то и собрать все основные постулаты воедино удалось не сразу. Наиболее близкими по духу и значению с оригинальным самурайским кодексом считаются правила, описанные Дайдодзи Юдзаном в книге «Начальные основы воинских искусств».
Среди основных качеств самурая японцы выделили три: верность, доблесть и мужество, что характеризует его, в первую очередь, как бойца и защитника, и только потом как члена общества. Помимо этого самурай должен быть сведущим в науках, а в свободное время упражняться в поэзии и проведении чайных церемоний.
Им было разрешено строить возле своего жилья небольшой чайный домик, при этом свойства чайника и чашек также были строго регламентированы: нелакированный чайник должен был быть сделан из керамики, чашки — скромными и современными, а стены кодекс настоятельно рекомендует украсить картинами какэмоно.
Бушидо гласит, что самурай должен взвешивать каждое своё слово и каждый раз спрашивать себя, правду ли он собирается сказать, потому что ложь недопустима. На войне верный кодексу должен был смело бросаться вперёд на копья и стрелы, рискуя своей жизнью, если того требует долг. При этом самурай обязан оставаться верным своему сюзерену, даже если число вассалов господина сократится до одного. Он не должен допускать распущенности в еде, сохраняя себя в форме, а также обязан делать вид, что сыт, даже если ничего не ел, потому что «сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду».
В конце концов, если самурай, лёжа в постели, услышал, что кто-то говорит о его сюзерене, или он захотел сказать что-либо сам, то верный кодексу обязательно встанет и оденется перед тем как начать свою речь.
Другой постулат гласит, что истинная храбрость заключается в том, чтобы умереть, когда это будет действительно необходимо, а до того момента — жить. К смерти нужно идти с сознанием того, какие действия самурая могут опозорить его честь, и как ему надо отдать жизнь, чтобы не умалить своего достоинства.
Если самурай погибает в ходе военных действий, то, согласно кодексу, он должен гордо произнести своё имя и со спокойной улыбкой умереть без «унизительной поспешности». Если воин погибает от неизлечимого смертельного ранения и у него есть какое-то время перед уходом в иной мир, он должен произнести слова уважения к старшим по званию, и, подчинившись неизбежному, испустить дух. При этом во всём кодексе неоднократно звучит идея о том, что умереть с честью — главное дело самурая.
От сёгуна до ронина и самурая
Как традиционно принято называть любых средневековых солдат рыцарями, так и японских военных все без разбора крестят самураями. На деле же, японская милитаристская система была несколько сложнее, и помимо дефолтных самураев, включала в себя и ронинов, и сёгунов, и ниндзя, и сохэев, а позже и камикадзе. В общем японская армия достаточно вариативна, так что давай разбираться, как всё-таки правильно классифицировать азиатских «рыцарей» по рангу и назначению.
Первый сёгун появился в Японии в 794 году: по сути дела, звание сэйи-тайсёгуна (сокращённо сёгун), или же верховного главнокомандующего армией, имело свойство плавно переходить от одного военного к другому. Как раз в 8 веке звание сёгуна официально утвердили, носитель этого титула считался военным советником императора и командующим японской армией.
Впервые до такой чести дослужился японский полководец Отомо но Отомару, который начал путь наверх по военной карьерной лестнице аж в 43 года, когда получил младшую военную степень пятого класса. Дослужился до сёгуна он только спустя 20 лет, когда император назначил его главнокомандующим в походе на земли северных племён варваров.
С тех пор сёгунат так или иначе влиял на государственные дела в Японии до тех пор, пока в 1868 году император Мэйдзи не выиграл войну против крупных феодалов и не расформировал всю военную систему, упразднив как сёгунов, так и самураев.
Самураями назывались светские феодалы, мелкие дворяне, в общем среднее военное сословие, которое могло купить себе экипировку, обучиться военному искусству и быть полезным своему сюзерену. Изначально японская армия, по азиатским традициям, предпочитала не стереотипные катаны, а лук и стрелы, передвигаясь преимущественно на лошадях. Только потом появились красивые трёхэтажные доспехи, похожие на разукрашенную пагоду, а «Путь лука и скакуна» превратился в кодекс «Бушидо».
Среди самураев выделялась элитная каста войнов — даймё. Эти люди отличались интеллектом, лучше сражались, знали военные стратегии и активно метили в сёгуны, потому что плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. Сами же самураи не всегда представляли собой благородных японцев, в свободное время упражняющихся в поэзии на танто с чашечкой зелёного чая. Были и такие, но было немало и тех, кто предпочитал более низменные удовольствия: например, напиться сакэ и пойти к гейшам.
Тут важно понимать, что в отличие от распространённого мнения о том, что самураи — это чуть ли не личная охрана императора, на самом деле они стояли немногим выше крестьянской пехоты. Действительно элитные войска — это даймё и сёгуны. Так что ничего удивительного в том, что многим самураям были присущи человеческие черты: желание напиться, предать, избежать смерти и всё такое прочее.
Тем более что в Японии обедневший или проигравший сражение феодал нередко был обязан распустить своих самураев, которые ввиду отсутствия хозяина становились ронинами: достаточно позорной кастой в японской армии. Им приходилось терпеть насмешки от самураев и самостоятельно продолжать свой жизненный путь, в то время как выбора у них было не так много: уйти в монастырь и стать воинами-монахами сохэями, совершить сэппуку или продолжать своё существование в качестве ронина, воина-странника.
Стать ронином можно было при гибели сюзерена, при разжаловании за проступки или ненадлежащее поведение, а также по собственной воле. С одной стороны, у ронинов была свобода, о которой самураи могли только мечтать, а с другой — приходилось самим искать способ добыть себе пропитание.
Вот на этом моменте пути многих ронинов расходились. Редко кто соглашался после достойной военной службы работать в поле или заниматься ремеслом. Как правило, все оставались верны своей профессии и разбредались кто куда.
Некоторые становились частными наёмниками, защищали купцов, знатных лиц или просто деревню с крестьянами по доброй воле, некоторые, наоборот, показывали свою тёмную сторону и занимались разбоем, приравнивая себя к якудза. Сотни тысяч самураев превратились в «бесхозных» ронинов, когда верховный сёгун Токугава лишил земель многих влиятельных крупных феодалов, принуждая даймё распустить свою армию. Тогда-то Японию и заполонили воины-странники, которые за неимением работы не знали куда приложить силу.
Подобная система сохранялась до 1868 года, когда император Мейдзи постепенно начал упразднять традиционные японские звания и перекраивать воинскую систему под более современный лад. Можно сказать, что вторая половина 19-го века это и есть конец «пути самурая» — Бушидо.
Бусидо
Полезное
Смотреть что такое «Бусидо» в других словарях:
Бусидо — (путь воина) кодекс поведения японского сословия самураев. Бусидо требовал бесконечной преданности и верности своему господину, доблести, самосовершенствования (закаливания духа и воли), самоотвержения (человек без собственного Я) и самообладания … Исторический словарь
Бусидо — («Путь воина»), кодекс поведения японских самураев. Требовал верности сюзерену, признания военного дела единственным занятием, достойным самурая. * * * БУСИДО БУСИДО («путь воина»), феодальный кодекс поведения японских самураев. Требовал верности … Энциклопедический словарь
БУСИДО — ( путь воина ), кодекс поведения японских самураев. Требовал верности сюзерену, признания военного дела единственным занятием, достойным самурая … Современная энциклопедия
БУСИДО — ( путь воина ) феодальный кодекс поведения японских самураев. Требовал верности сюзерену, признания военного дела единственным занятием, достойным самурая … Большой Энциклопедический словарь
бусидо — сущ., кол во синонимов: 1 • кодекс (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
бусидо — іменник середнього роду середньовічний кодекс поведінки самураїв іст … Орфографічний словник української мови
Бусидо — ( путь воина ), кодекс поведения японских самураев. Требовал верности сюзерену, признания военного дела единственным занятием, достойным самурая. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Бусидо — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
БУСИДО — кодекс чести японских воинов самураев. Состоит из гиси (верности) и гири (справедливости) и требует от человека мужества и правдивости. Многое в нем заимствовано из этики конфуцианства. Моральным кодексом для всех японцев бусидо стал в конце 19 в … Энциклопедия Кольера
Путь самурая. Кодекс Bushido (Бусидо). Часть I
Bushido. Часть I
Bushido, как способ регулирования поведения воина, не опиралось непосредственно ни на какие специальные учреждения, принуждавшие к соблюдению моральных норм, оно основывалось на силе убеждения, общественного мнения, примера, воспитания, традиций и силе нравственного авторитета отдельных лиц, отмеченных в средневековой истории Японии.
Принципы бусидо не были объединены в специальный свод правил и не были изложены ни в одном литературном памятнике феодальных времён, однако нашли своё отражение в легендах и повестях прошлого, рассказывающих о верности вассала своему феодалу, о презрении к смерти, мужестве и стойкости самураев.
Bushido даже нельзя назвать учением в прямом смысле, это, скорее, одна из форм выражения феодальной идеологии, её основные положения и принципы, развивавшиеся из поколения в поколение в течении длительного времени. Бусидо это особая мораль, выработанная сословием воинов, входивших в господствующий класс Японии, которая представляла собой систему взглядов, норм и оценок, касавшихся поведения самураев, способов воспитания самурайской молодёжи, создания и укрепления определённых нравственных качеств и отношений.
При всём этом бусидо являлось сословной моралью. Оно служило только самурайству, оправдывало все его действия и отстаивало его интересы. Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана:
Бушидо что это такое
В «Бушидо: Душа Японии» (1988 год) писатель Нитобэ Инадзо пишет:
«…Бушидо, является сводом нравственных принципов, которые самураи призваны были соблюдать… Чаще всего это был неоговоренный и неписанный кодекс… Это былj органическое развитие военной карьеры на протяжении десятилетий и столетий«.
Нитобэ стал первым, кто подтвердил документально существование японского рыцарства. В своей работе «Феодальная и современная Япония» (1896 год) историк Артур Мая Кнапп написал: «Тридцать лет назад каждый самурай проходил путь обучения по закону чести, долга и самопожертвования, который разрабатывался тысячи лет… Не было необходимости создавать или устанавливать правила. В детстве его обучали, как в прочем и с более ранних лет, кодексу самопожертвования. Инстинкт чести был у него в крови…».
Во время Сегуната Токугава известный также как бакуфу Токугава ( 徳川幕府 ), аспекты бушидо были сформированы в японском феодальном праве. Перевод документов, связанных с бушидо (путь воина), был начат в 1970-е годы доктором Карлом Стинстрапом, который посвятил свою жизнь исследованию этических кодексов наиболее известных кланов самураев, в том числе Ходзе Соун и Имагава Риосун. В 1977 году диссертация Стинстрапа в Университете Гарварда получила название «Ходзе Сигетоки (1198 – 1261 гг.) и его роль в развития политических и этических идей в Японии».
По словам редакторов «Monumenta Nipponica» «десятки тысяч документов дожили до наших дней с времен средневековья… Лишь немногие из них были переведены на английский язык, или, возможно, появятся когда-нибудь в переводе». Одним из старейших академических журналов на английском языке занимается исследованиями Азии, в котором доктор Стинстрап опубликовал большую часть своих работ, является «Monumenta Nipponica».
Первичные исследования по бушидо позже были проведены Уильямом Скоттом Уилсоном в его работе «Идеалы самурая. Писания японских самураев» 1982 года. Писания охватывают сотни лет, семейные родословные, социальные классы, особый стиль письма – это еще не все, что ценно в писаниях. В работе Уилсона также рассматриваются ранние японские писания восьмого века: Кодзики (712 год н.э.), Секу Нихонги (797 год н.э.), Кокин Вакаси (начало 10 века), Конйаки Моногарати (приблизительно 1106 год н.э.) и Хэйкэ Моногатари (1371 год), а также писания китайских классиков («Литературный сборник», «Великое обучение», «Доктрина Мина и Мэн-цзы (приблизительно 500 год до н.э.)).
В онлайн интервью переводчик Уильям Скотт Уилсон сказал:
«Первый символ, Бу (武), представляет собой соединение двух корней, которые означают «стоп» и «копье». Здесь можно выбрать из двух значений: либо «прекратить (т.е. агрессию) копье», либо «прекратить (т.е. агрессию) с помощью копья«, оба из которых имеют оттенок примирения, а не агрессии.
Историческое развитие, до 12-го века
От 13-го до 16-го столетия
Другие примеры эволюции Бушидо в литературе 13 – 16 столетий:
Высказывания слуг и военачальников периода Сенгоку (戦国時代 Sengoku jidai?), таких как Като Кийомаса и Набэсима Наосиже, как правило, записывались и передавались следующим поколениям на рубеже 16-го века, когда Япония находилась в периоде относительного мира. В руководстве, относящемся ко «всем самураям, независимо от ранга», Като говорил: «Если человек не постигает сущность Бушидо ежедневно, для него будет трудно умереть мужественно и храбро. Таким образом, важно, чтобы эти положения были выгравированы в разуме воина».
От 17-го до 19-го столетия
В относительном мире Япония находилась в время периода Сакоку с 1600 года до середины 19-го столетия, который также называется Pax Tokugawa (Пакс Токугава). В течение этого периода класс самураев играл центральную роль в контроле соблюдения правил и управлении страны в сегунате Токугава. Литература бушидо этого времени содержит много идей, имеющих отношение к классу воинов, который икал более широкого применения боевых умений и опыта в мирное время, а также размышления о долгой истории войн в этих землях. Литература этого времени включает произведения:
«Последнее утверждение Тории Мототада» (1539 – 1600 гг.)
«Курода Нагамаса» (1568 – 1623 гг.)
«Набэсима Наосиже» (1538 – 1618 гг.)
«Книга Пяти Колец» («Го Рин Но Се») Миямото Мусаси (1584 – 1645 гг.)
«Будососинсу» Тайра Сигесуке и Дайдодзи Юдзан (1639 – 1730 гг.)
«Хагакурэ», которое связано с Ямамото Тсунетомо и Тсурамото Тасиро.
«Хагакурэ» содержит многочисленные высказывания периода Сенгоку от Набэсима Наосиже (1537 – 1619 гг.) в отношении Бушидо, и философии, связанной с ним в начале 18 века от Ямамото Тсунетомо (1659 – 1719 гг.), бывшего слуги внука Наосиже, Набэсима Митсусиже. «Хагакурэ» было составлено в начале 18 века, но оно хранилось как своего рода «тайное учение» в клане Набэсима, пока не пришел был конец эпохи Токугава (1867 г.). Его высказывание «Я нашел путь воина, это смерть» означал готовность принести в жертву, что и составляло кодекс бушидо (Путь воина).
Эпоха Токугава стала эпохой учений ронинов, и стратег Ямага Соко (1622 – 1685 гг.) писал о вопросах, связанных с бушидо, букио («кредо воина») и о более общем понятии шидо, «пути джентельмена», предназначенного для соблюдения во всех слоях общества. Соко попытался систематизировать вид «универсального бушидо» с особым акцентом на «чистых» конфуцианских ценностях (отказ от мистического влияния Дао и буддизма на неоконфуцианскую ортодоксию), и в то же время призывал к признанию единства божественной сущности Японии и японской культуры. Эти радикальные концепции – в том числе предельная преданность императору, независимо от ранга и клана – привело его к возникновению противоречий с правящим сегунатом. Он был сослан в земли Ако (будущее место, где возник инцидент, получивший название «47 ронинов»), и его произведения широко распространились до возникновения национализма в начале 20-го века.
Поздняя интерпретация бушидо от Тсунетомо была, пожалуй, более наглядной философией, которая уточняла его уникальность и опыт, одновременно почтительная и вызывающая, в конце концов, не смогла сочетаться с нравами и законами формирующегося гражданского общества. Из 47 ронинов, которые и по сей день рассматриваются как примеры бушидо, Тсунемото чувствовал, что они были небрежны, задерживали время для мести, а их успехи во многом преувеличивались. Вместо этого Тсунемото знал, что истинный самурай должен действовать без колебаний, четко выполнять свои обязанности, невзирая на успех или неудачу.
Такие романтические настроения, конечно, выражались воинами на протяжении столетий, хотя это могло противоречить искусству войны. Это двойственность находится в самом сердце бушидо, и возможно, составляет «Путь воина». Некоторое сочетание органического противоречия традиционного бушидо и более «универсальной» или «прогрессивной» его формулировки (как у Ямага Соко) обусловили катастрофические японские военные амбиции в 20 веке.
19-е и 20-е столетия
Последние исследования в Японии и за рубежом были сосредоточены на различиях между классом самураев и теориями бушидо, разработанными в современной Японии. В бушидо довоенного периода часто центральная роль отводилась императору, гораздо большее значение придавалось таким добродетелям, как преданность и самопожертвование, чем было во многих интерпретациях эпохи Токугава. Бушидо использовался как пропагандистский инструмент со стороны правительства и военных, которые фальсифицировали его в соответствие со своими потребностями. Исследователи японской истории соглашаются с тем, что бушидо, которое распространено в современной Японии, является не просто продолжением древних традиций. В последнее время было высказано мнение, что современный дискурс бушидо возник в 1880-е года как ответ на иностранные раздражители, такие как английское понятие «отношение джентльменов», принятое японцами при значительном воздействии западной культуры. Интерпретация бушидо Нитобэ Иназо направлено по схожей траектории, хотя он следовал ранним тенденциям. Это относительно пацифистское бушидо было украдено и адаптировано военными и правительством в начале 1900-х годов как национализм, который возрастал во время русско-японской войны.
Бушидо получило широкое распространение, изменялось с течением времени и согласно географическим и социально-экономическим особенностям, характерным для самураев, которые в одно время составляли около 10% населения Японии. При переписи первой эпохи Мэйдзи в конце 19-го века насчитывалось 1 282 000 «высоких самураев», которым было разрешено ездить на лошади и 492 000 «низких самураев», которым было разрешено носить два меча, но не разрешалось ездить на лошади, при населении страны в 25 миллионов.
Бушидо включает в себя сострадание к тем, кто находиться в худшей ситуации, и для сохранения своего имени. Ранняя литература бушидо в дальнейшем описывала требования спокойного поведения, честности, справедливость и соблюдения приличия. Связь между обучением и путем воина была четко сформулирована, одно было естественным дополнением к другому.
Другие части философии бушидо рассматривали методы воспитания детей, внешний вид и уход, но все это можно было рассматривать как постоянную подготовку к смерти – к хорошей смерти с честью, которая была конечной целью в жизни, прожитой в соответствие с бушидо. Несомненно, «хорошая смерть» являлась наградой для самурая, но отнюдь не гарантией «будущих наград» в загробной жизни. Известные самураи, хотя, конечно, не все (например, Амакуса Широ), всю жизнь шли к такой цели, или относились с презрением к жизни, или выражали понимание того, что их цель, как это предполагает убийство, исключает такие награды, особенно в буддизме. Наоборот, страдания души благородного воина в аду или скитающийся дух, были широко распространенным мотивом в японском искусстве и литературе. Бушидо являлось философией, которая в отличие от религиозных убеждения, имела глубокую приверженность и уместность в этом мире, тогда как Дао оказывало влияние посредством дзен-буддизма.
Семь добродетелей Bushido
Прямота ( 义 )
Мужества ( 勇 )
Доброта ( 仁 )
Уважение ( 礼 )
Честность ( 诚 )
Честь ( 名誉 )
Лояльность ( 忠义 )