Буратино что умеет делать
Добро пожаловать в музей Хогвартса!
Залы музея
Волшебные игрушки
Буратино
Буратино – персонаж сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого, повествующей о деревянном человечке и его друзьях и недругах.
Внешний вид и особые приметы
Буратино – это деревянный человечек, созданный А.Н. Толстым по прототипу Пиноккио из одноименной сказки К. Коллоди.
Буратино – обаятельный шалопай с задорной улыбкой и живыми голубыми глазами. У него светлые вьющиеся волосы, похожие на стружки, тоненькие ручки и ножки на шарнирах, подвижная голова, длинный нос. И как ни старался папа Карло этот нос укоротить, тот так и остался длинным. Видимо, по причине необузданного любопытства деревянного мальчишки.
Одет Буратино очень просто: короткие штанишки, бумажная курточка и шапочка-колпачок.
Происхождение
В бедной каморке шарманщик Карло выпиливает из полена, подаренного ему другом, столяром Джузеппе, деревянного мальчишку и решает назвать его Буратино (по имени одной знакомой столяру семьи). Впоследствии Буратино будет называть Карло папой. Продав свою куртку, Карло покупает букварь и отправляет Буратино учиться в школу. Однако вместо школы Буратино попадает в кукольный театр, и с этого момента и начинаются приключения деревянной куклы.
Личность и характер
Буратино очень непоседлив, непослушен. Еще будучи фактически поленом, он устроил драку между Карло и Джузеппе. Затем непоседливость Буратино проявляется при его создании. Едва Карло вырезал деревяшке глаза, как они заморгали, а как только появился рот, Буратино тут же засмеялся и стал дразниться. И в первый же день баловство Буратино привело к тому, что папу Карло заточили в темницу. Да и после этого Буратино доставил немало хлопот и волнений.
В первое время вздорный характер Буратино привел к тому, что из каморки ушел Говорящий Сверчок, обитавший там много-много лет. Задиристость же деревянного озорника едва не привела его к гибели после стычки со старой и злой крысой Шушерой.
В то же время деревянный мальчик очень добр. Он старается всем помочь, хоть и не всегда у него это получается. Например, возвращаясь от черепахи, Буратино спасает убежавшего от Карабаса Пьеро, попавшего в западню.
Буратино мечтателен и упрям от природы, что вполне логично, учитывая материал, из которого он сделан. Наивен, доверчив, простодушен и открыт. Благодаря этим качествам Буратино находит друзей и узнает тайну ключика.
Однако простодушие и наивность подводят его, когда деревянный озорник встречает лису Алису и кота Базилио.
Нужно сказать еще и о том, что Буратино смел (в сценах с Карабасом Барабасом). Свойствен ему и авантюризм (сцена езды на петухе и сидения в пивном горшке).
Волшебство
Буратино, совсем как обычный мальчик, умеет говорить, ходить, танцевать, думать и любит сладкое. А еще он мечтает найти золотой ключик, и находит его.
Перевоспитание
За перевоспитание Буратино берутся кукла Мальвина и игрушечный пудель Артемон, сбежавшие из театра Карабаса. Мальвина сначала пытается вылечить его касторкой, потом учит арифметике и письму. Однако за свое озорство Буратино попадает в темный чулан, откуда сбегает к лисе и коту. Но, к счастью, мальчик встречается с черепахой Тортилой, которая рассказывает ему правду о коте и лисе, и о золотом ключике, который должен открыть какую-то дверцу. Спасает его и любопытство, благодаря которому Буратино подслушивает разговор Карабаса и Дуремара, и тогда понимает, зачем нужен ключик, и что он открывает дверцу за нарисованным очагом в каморке папы Карло.
Пережитые события изменяют мальчишку, и вместо вздорного самоуверенного хулигана мы видим озорного, но доброго, смелого и находчивого мальчика.
А перевоспитавшись, Буратино извиняется перед Говорящим Сверчком за то, что в самом начале сердито бросил в него молоток. Буратино кается перед папой Карло и просит у всех прощения, осознав свои ошибки.
Литературные источники
Аудиоверсии
Толстой А.Н. Буратино (инсценированная сказка, читает Н. Литвинов)
Толстой А.Н. Невероятные приключения Буратино (музыкальная сказка с участием А. Папанова, Р. Зелёной)
Иллюстраторы
Экранизации
«Золотой ключик», игровой и кукольный фильм-сказка. Режиссер А. Птушко, студия «Мосфильм». СССР, 1939 г. Роль Буратино озвучила О. Шаганова-Образцова.
«Приключения Буратино», диафильм. Художник Л. Владимирский, студия «Диафильм». СССР, 1953 г.
«Приключения Буратино», рисованный мультфильм. Режиссеры И. Иванов-Вано, Д. Бабиченко, студия «Союзмультфильм». СССР, 1959 г. Роль Буратино озвучила Нина Гуляева.
«Наш друг, Буратино», музыкальная сказка. СССР, 1973 г. Роль Буратино сыграла Кетино Джеканозишвили (участница ансамбля «Мзиури»).
Какой ключ к преобразованиям, как все изменить — история Буратино
Книга, которую я не могла понять ни в детстве, ни в юности, оказывается, имеет глубокий смысл. Вот этим я и хочу с вами поделиться! Какой смысл сказки буратино?
Кто такой Буратино
В книжке мы находим серых, некрасивых героев: пьяниц, нищих, бездельников. Нарисованы серые безрадостные картины жизни, и даже в убранстве жилища отражена какая-то убогость. С самого начала книга создает подобную атмосферу, и до самого конца осадок от первого впечатления не исчезает; наоборот, с каждой страницей становится все крепче. Смотрите сами, начало: ссора и драка между друзьями из-за пустяка (между пьяницей и папой Карло).
И в этой неблагоприятной обстановке они находят бревно и делают из него деревянного человечка.
То есть в неблагоприятной обстановке нищеты и пьянства, из дерева создается нечто.
А в наше время мы создаем детям инкубаторные условия. А дети получаются не всегда хорошими. И наоборот, в семьях с неблагоприятными условиями, кажется, что ребенок вырастет неблагополучным, а он, став взрослым, имеет правильные жизненные цели и приоритеты.
Дальше в сказке все идет по стандартной схеме. Мальчику пытаются дать знания, на последние деньги покупают ему азбуку и отправляют в школу. Папа думает, что это важно. А ребенку эти знания не нужны, он увидел, что все идут в театр, и ему захотелось. Мальчуган приходит к выводу, что, если люди не идут в школу, значит, там скучно и неинтересно. Его привлекает театр, потому что он интересен другим людям. Что он делает? Буратино выменивает азбуку на билеты в театр. Этим он наглядно показал, как расставляет свои приоритеты: что ему важнее.
Так и в нашем мире дети, которые выбирают интерес в жизни, добиваются успеха. Мы часто слышим истории: бывший двоечник в школе стал миллионером.*
Дальше пошла цепочка событий. Буратино увидел, как в театре ударили мальчика, и все смеялись, всем было весело. А у него было мировоззрение другое, отличное от признанных стандартов. Он видел, что это не совсем нормально. И он не постеснялся и не оробел. Деревянный мальчуган смело вышел, наплевал на толпу и заступился. Это – проявление лидерских задатков! Какая реакция у других людей? Буратино вызвал восхищение: «ух-ты, какой храбрый».
Кстати, с этого эпизода хочу сделать акцент на разных образах Буратино в кино, в мультике и в книге. В книге и мультике этот момент описан так: Буратино сидел молча и смотрел. А потом актеры заметили в зале деревянного мальчика и начали петь и плясать. Интерпретация киношного образа мне больше понравилась. Вызывает восхищение поведение паренька. Он становится на защиту незнакомца. Даже когда всем все-равно, все смеются, он не смотрит на толпу, а делает то, что считает правильным.
Когда я читала книгу моему сынишке, Олегу, то отступала от текста и этот момент описывала как в фильме. Хочу, чтобы он видел, как правильно поступать, что важно не мнение толпы, а иметь свою точку зрения, и не бояться ее высказывать. Возможно, в книге тоже так было в первоначальной редакции, а может сценарист фильма видел таким Буратино.
Есть еще отличие в образах. В кино он может и не хочет учиться и много чего не знает, но он не глупый, он размышляет, он дурачится, но не как глупенький себя ведет, а как жизнерадостный, целеустремленный человек, у которого есть мечта. Буратино трезво размышляет, когда к разбойникам и летучим мышам он высказывает недоверие и подозрение, поддает сомнению их мысли и идеи. То есть в фильме он думающий. А в мультфильме он именно глупый, не просто необразованный, а показан более желейным, бесхарактерным, глупеньким, плывущим по течению. Что в книге? В книге – смотря, как расставишь акценты. Думаю, режиссеры и сценаристы м\ф и кино, читая книгу, увидели в ней разные образы, разные акценты для себя выделили то ли умышленно, то ли просто по-человечески или в связи с тем, кто их зрительная аудитория: малыши или более старшие ребятишки.
Кульминацией истории стала борьба. Буратино попал в поле зрения «системы» – начальника всего этого театра, главного идеолога – Карабаса. Потом Буратино почерпнул тайную информацию, что где-то есть ключик, и проговорился о тайной двери.
Какой ключ к преобразованиям, как все изменить?
Что это за ключ? Ключ к преобразованиям, к пониманию того, как все изменить. Нужно построить новый театр. То есть, новую систему, с ее идеологией и нормами. Есть много организаций идеологических, патриотических, которые назвали себя «Золотой ключик». И никто не понимает, почему такое название. А название именно потому, что они поняли суть, и обладают ключом, знанием как все изменить, как создать «новый театр».
Примечательно, что Буратино ни разу не боролся с системой. Если ему что-то не понравилось, потому что это было несправедливо, он выступил, заступился за мальчика, устроил тут же новое шоу, которое всем понравилось. То есть, он действовал без промедления! Своими силами, ни на кого не рассчитывая, мальчик преобразовал и улучшил существующую систему как мог. Немного, но это – все, что он мог.
Урок для нас в том, как вел себя Буратино в сложных для него обстоятельствах. Он ни с кем не боролся, наоборот сотрудничал. Когда Кот и Лиса сказали: «пошли в страну Дураков», он пошел, он им поверил, потому что был доверчивым и добрым. И при этом он не унывал, не уходил в депрессию, что потерял все деньги. Вены себе не резал и не жаловался на каждом углу, что сейчас можно наблюдать повсеместно. Наоборот, паренек получил какой-то полезный опыт. Он дал шанс Судьбе ему помочь. И в итоге, Судьба ему подарила ВОЗМОЖНОСТЬ! Привела к созданию своего театра.
Толстой намеренно делает свою книгу символичной, давая читателю возможность многоуровневого исследования этой истории: она и для деток, и для взрослых полезна и интересна. Так, например, борода – символизирует власть и деньги. Театр – символизирует систему. Карабаса невозможно уничтожить, да и не надо. Получается, его никто не убивал, от него никто не избавился, он живет дальше. Но симпатии к нему уже никто не испытывает, нет полного доверия и желания сотрудничать с ним во всем. Помните, как этот момент подан писателем? В театр к Карабасу уже никто не приходит.
В священных книгах, в Библии** и в Коране написано, что нельзя бороться со злом, можно менять зло обращая его в добро. Изменить людей можно только лучшим. И только тогда все получится. Простейший пример приведу. Вспомните, как у нас «борются» с пьянством? Водку убирают с прилавков. Помогает? Люди бросают пить? Может быть, дело не в том, где водка: на прилавке, под прилавком или еще где. Может быть, если люди настолько изменятся, и ПОЙМУТ, что без спиртных напитков жить интересней и проще, тогда и алкоголь будет не нужен? Как думаете?
*У меня знакомый педагог-психиатр говорил: «Миллионерами» или теми, кто добился по жизни успеха, часто становятся нестандартно мыслящие люди, обладающие смелостью не жить, как все. Потому и ребенок, который учился на тяп-ляп, и думал о шалостях больше, чем об уроках, будет успешнее тихони и заучки.
**В Библии сказано: «побеждай зло добром».
Буратино — образ и характеристика главного героя сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Внешность
Папа Карло сделал Буратино из полена. У мальчика были круглые глаза, а нос был длинный, острый, любопытный. Длинные ноги с большими ступнями папа Карло сделал из лучинок. Из коричневой бумаги он сделал человечку курточку, а из ярко-зелёной — штанишки. Туфли были сделаны из старого голенища, а шапочка с кисточкой — из носка.
Характер
Сначала деревянный мальчик был глупеньким, непоседливым, очень озорным. Он не слушался папу Карло, не слушал и советов мудрого Говорящего Сверчка. Из-за своего легкомыслия он чуть не попал в беду: Карабас Барабас хотел его бросить в очаг. Но ловкому, находчивому мальчику удалось спастись.
Буратино наивен, простодушен и доверчив. Его обманули мошенники лиса Алиса и кот Базилио и завладели золотыми монетами, которые ему дал Карабас Барабас.
Он не любил учиться. Мальвина напрасно старалась научить его арифметике и чистописанию.
Находчивость деревянного человечка проявилась в том, что он залез в большой кувшин харчевни и подслушал разговор Карабаса Барабаса с Дуремаром, чтобы узнать тайну золотого ключика.
Храбрый Буратино не боялся Карабаса и полицейских псов. Он спас Мальвину и Пьеро от Карабаса Барабаса.
Буратино любит папу Карло и мечтает купить ему куртку.
Весёлого человечка любят друзья. Буратино помогает им уйти из плохого театра Карабаса Барабаса в театр, который находится за дверкой за холстом с нарисованным очагом в каморке папы Карло. В этом театре они стали давать интересные представления для жителей города.
8 фактов, которые вы не знали о Буратино
Что мы не знали о деревянном мальчике?
Вы многое знаете о Буратино? Откуда взялся этот герой, что связывает его с Пиноккио, и почему это две разные сказки? Почему российский писатель-сказочник начал «Буратино» как простой перевод, а закончил самостоятельным произведением со своим смыслом и посылом? Как «Золотой Ключик» превращали в экранизацию и искали актёров для таких непростых ролей? Давайте узнаем!