Бунин лапти это что

Анализ произведения Бунина «Лапти»

Автор: Guru · 08.06.2018

Иван Алексеевич Бунин первым из русских писателей удостоился Нобелевской премии по литературе. Эпоха революционных перемен, в которую он жил, и вынужденная эмиграция наложили отпечаток на его творчество. Одним из произведений, написанных на чужбине и наполненных любовью к родине, является рассказ «Лапти».

История создания

В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он и не мог остаться, так как начались правительственные репрессии против «классовых врагов».

Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём своё видение русского национального характера. Иван Алексеевич всем сердцем любил родную Россию, а революционные события и жизнь в чужой стране действовали на него угнетающе. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.

Жанр и направление

Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и содержит одну сюжетную линию: ребёнок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.

Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.

Можно ли назвать рассказ притчей? В некотором смысле можно. Потому что, как и в притче, здесь не показаны конкретные характеры конкретных персонажей. Имя есть только у одного героя – Нефеда, но и он является не единичным героем со своим особенным характером, а собирательным образом «лаптей» — простых русских мужиков. Он символизирует милосердие и самопожертвование. Но всё-таки я думаю, что несмотря на всю схожесть, рассказ не является притчей в полном смысле. Потому что здесь моральный посыл произведения лежит глубже, в то время как смысл притчи не бывает завуалирован, он всегда на поверхности.

Смысл названия

Лапти – это обувь из соломы, которую на Руси носили крестьяне. Сельских мальчиков с детства обучали плести эту нехитрую обувь. Таким образом, лапти обозначают русские традиции, характер русского народа.

Но также «лаптем» называли простого, необразованного человека. Такого, как Нефед. Поэтому название рассказа олицетворяет не только обувь, которую просит ребёнок, но и простых, нехитрых русских мужчин.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

Проблематика произведения «Лапти» выражается в обострённом чувстве писателя к революционным реалиям. Ему гораздо ближе та русская жизнь, которая была до революции. Жертвенность и милосердие, как отличительная особенность национального менталитета, выражены в образе Нефеда.

Символично, что новосельские мужики спаслись только благодаря жертве Нефедушки. Новосельские мужики – это тоже простые люди с русским характером. И жертва Нефеда в любом случае не напрасна. По-моему, это значит, что добрый, жертвенный поступок всегда приносит пользу.

Смысл

Идея произведения раскрывается через символы. Неслучайно в произведении болен именно ребёнок, и неслучайно он просит не что-нибудь, а лапти. Ребёнок символизирует будущее русского народа, его судьбу. Непроглядную вьюгу можно сравнить с революционными потрясениями. Неизвестно, выживет ли в этой жестокой буре русский народ или погибнет. А лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, который уходит в прошлое вместе с царским режимом. Но именно в них – надежда на спасение.

Нравственный смысл рассказа выражается в поступке Нефедушки. Бунин хотел показать, что у русского народа есть будущее, только если люди сохранят в себе человечность, доброту и милосердие.

На мой взгляд, главная мысль произведения заключается в том, что ключ к спасению России – в преемственности поколений. Нельзя просто взять и отрезать традиции и обычаи предков, накопленный ими опыт, старый уклад жизни, формировавшийся веками. Только передача новым поколениям лучшего из наследия старших поколений может обеспечить благополучное развитие страны. Если взглянуть на ужасы массовых репрессий, которые принесла советская власть, можно понять, что писатель во многом был прав. Революции, какими бы заманчивыми они ни были, приносят страдания простому народу.

Источник

Бунинский символизм: почему в одноименном рассказе лапти – это символ? (3 фото)

Рассказ Бунина «Лапти», написанный в 1924 году, не потерял актуальности и в наши дни. Какую идею хотел донести до читателей автор, почему лапти в этом произведении красные, и что скрывается за этим символом?

Идея произведения

Бунин лапти это что. Смотреть фото Бунин лапти это что. Смотреть картинку Бунин лапти это что. Картинка про Бунин лапти это что. Фото Бунин лапти это что

Рассказ «Лапти» был написан с целью продемонстрировать читателю важное человеческое качество – умение сострадать. С первых предложений читатель погружается в мрачную и тяжелую атмосферу: непрекращающаяся вьюга пленила маленький хутор, на окраине которого мечется в горячечном бреду маленький мальчик, прося у матери лапти красного цвета. Больной ребенок недоумевает, почему ему отказывают в такой малости. Из-за бушующей стихии доктор не может приехать, чтобы оказать помощь. Муж испуганной женщины отсутствует, и она мучается от паники и безысходности, понимая, что не в состоянии выполнить последнее желание умирающего ребенка.

Обессилев, она молится Богу, и может показаться, что высшие силы ответили ей, послав в виде ангела обычного деревенского мужика Нефеда. Несмотря на простоту характера, он берет на себя миссию, на которую не отважился никто другой: в метель отправиться в город, чтобы добыть лекарство и уважить умирающего.

Бунин лапти это что. Смотреть фото Бунин лапти это что. Смотреть картинку Бунин лапти это что. Картинка про Бунин лапти это что. Фото Бунин лапти это что

И Нефед добрался до города, купил лапоточки и пузырек с красителем (фуксином), с помощью которого обуви можно было придать нужный цвет. Но смелый и самоотверженный человек не смог добраться до дома и замерз неподалеку от хутора. При этом уже после смерти он спас двоих заблудившихся мужиков: они увидели в сугробе ноги, поняли, что покойный им знаком, и выбрали нужное направление.

В рассказе продемонстрированы храбрость и самоотверженность обычного сельского человека. Искреннее и бескорыстное желание помочь оказалось сильнее страха за свою жизнь.

Почему лапти в рассказе – красные?

Бунин лапти это что. Смотреть фото Бунин лапти это что. Смотреть картинку Бунин лапти это что. Картинка про Бунин лапти это что. Фото Бунин лапти это что

Почему автор выбрал для предсмертного желания ребенка такое странное сочетание – лапти красного цвета? Казалось бы, это совершенно обычный и обыденный предмет обихода, а красный – это последний цвет, который может ассоциироваться с лаптями. Возможно, что мы наблюдаем аллегорию и отсылку к канонам христианства, где красный символизирует любовь к людям, милосердие, новую жизнь.

Красные лапти в рассказе – это символ самопожертвования, а гибель главного героя – жертва, принесенная во спасение жизни ребенка. Используя символы и образы, автор хотел продемонстрировать, что важная составляющая характера русского человека – надежда на лучшее.

И хотя мы не знаем, как сложилась дальнейшая судьба ребенка, мы все равно верим, что благодаря жертве Нефеда он поправился, стал достойным и добрым человеком и прожил долгую и счастливую жизнь. С помощью этого символа автор хотел подчеркнуть, что пока у нас есть вера, гуманизм, доброта, будущему обязательно быть.

Источник

Очень краткое содержание рассказа «Лапти» И.А.Бунина

«Лапти» — небольшой рассказ, написанный И. Буниным в 1924 году. Сюжет развивается в маленьком населенном пункте. На улице разбушевалась непогода. А в одном из дворянских домов заболел ребенок. В бреду мальчик просит принести ему красные лапти, да так жалобно просит, что в отчаянии взывает к Богу о помощи.

И вот в дом заходит Нефед. Видя мучения мальчика и его матери, он принимает решение отправиться в Новоселки за лаптями. А поскольку красных лаптей не бывает, нужно купить пузырек фуксина, чтобы покрасить обувь, тут же догадывается мужчина. Но женщина отговаривает Нефеда, ведь на улице такая непогода!

Но мужчина непоколебим в своем решении. Главный герой — образ простого русского мужика. К этому образу часто обращаются русские писатели в своих произведениях. Речь Нефеда проста, изъясняется он короткими фразами и просторечиями. А движения мужчины решительные. Это говорит о том, что он человек дела. Нефед — храбрый и самоотверженный человек. Несмотря на всю свою простоту, Нефед силен духом!

Анализ любого эпизода из произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских» по плану: 1. Озаглавить эпизод. 2. Указать, какое место этот

эпизод занимает в произведении.

3. Роль эпизода в раскрытии характеров персонажей или в развитии сюжета.

4. Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.

5. Есть ли в эпизоде пейзаж, или описание интерьера, предметного мира, из роль.

6. Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что у него характерно.

7. Языковые особенности эпизода — анализ средств языка, используемых автором.

Помогите, пожалуйста, если получу 2 — мне будет кранты:(

Разве 37 пкт — это мало? Ну помогите пожалуйста! Бунин лапти это что. Смотреть фото Бунин лапти это что. Смотреть картинку Бунин лапти это что. Картинка про Бунин лапти это что. Фото Бунин лапти это что

1 Какой композиционный прием использовал автор Л.Н.Толстой «После бала» 2 Кто из героев произведения противопоставлен друг другу? 3

Составьте рассказ «Полковник на балу и после бала»

4Раскройте смысл названия произведения

5 Расскажите об Иване Васильевиче, его отношении к жизни. Почему в мировосприятии героя происходят контрастные изменения?

7Кем является в произведении Иван Васильевич — автором, рассказчиком или героем

Оперируя фактами, докажите, что рассказ «После бала» — пример реалистического отражения действительности в художественной литературе.

Придумать продолжение концовки рассказа Бунина «Лапти»

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть… Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: — Ну что, барыня, как? Не полегчало? — Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит… — Лапти? Что за лапти такие? — А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. — Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо: — Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. — Как добывать? — В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело. — Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти! Еще подумал. — Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то… И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море. Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: — Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь: — Господи, помоги! Господи, защити! И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно. Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек. — Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье… За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

Иван Алексеевич Бунин первым из русских писателей удостоился Нобелевской премии по литературе. Эпоха революционных перемен, в которую он жил, и вынужденная эмиграция наложили отпечаток на его творчество. Одним из произведений, написанных на чужбине и наполненных любовью к родине, является рассказ «Лапти».

В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он и не мог остаться, так как начались правительственные репрессии против «классовых врагов».

Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём своё видение русского национального характера. Иван Алексеевич всем сердцем любил родную Россию, а революционные события и жизнь в чужой стране действовали на него угнетающе. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.

Жанр и направление

Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и содержит одну сюжетную линию: ребёнок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.

Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.

Можно ли назвать рассказ притчей? В некотором смысле можно. Потому что, как и в притче, здесь не показаны конкретные характеры конкретных персонажей. Имя есть только у одного героя – Нефеда, но и он является не единичным героем со своим особенным характером, а собирательным образом «лаптей» — простых русских мужиков. Он символизирует милосердие и самопожертвование. Но всё-таки я думаю, что несмотря на всю схожесть, рассказ не является притчей в полном смысле. Потому что здесь моральный посыл произведения лежит глубже, в то время как смысл притчи не бывает завуалирован, он всегда на поверхности.

Интересные факты

Главные герои и их характеристика

История создания

В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он и не мог остаться, так как начались правительственные репрессии против «классовых врагов».

Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём своё видение русского национального характера. Иван Алексеевич всем сердцем любил родную Россию, а революционные события и жизнь в чужой стране действовали на него угнетающе. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.

Проблемы

Проблематика произведения «Лапти» выражается в обострённом чувстве писателя к революционным реалиям. Ему гораздо ближе та русская жизнь, которая была до революции. Жертвенность и милосердие, как отличительная особенность национального менталитета, выражены в образе Нефеда.

Символично, что новосельские мужики спаслись только благодаря жертве Нефедушки. Новосельские мужики – это тоже простые люди с русским характером. И жертва Нефеда в любом случае не напрасна. По-моему, это значит, что добрый, жертвенный поступок всегда приносит пользу.

Литературная деятельность

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой.

Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны».

Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).

Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.

Смысл

Идея произведения раскрывается через символы. Неслучайно в произведении болен именно ребёнок, и неслучайно он просит не что-нибудь, а лапти. Ребёнок символизирует будущее русского народа, его судьбу. Непроглядную вьюгу можно сравнить с революционными потрясениями. Неизвестно, выживет ли в этой жестокой буре русский народ или погибнет. А лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, который уходит в прошлое вместе с царским режимом. Но именно в них – надежда на спасение.

Нравственный смысл рассказа выражается в поступке Нефедушки. Бунин хотел показать, что у русского народа есть будущее, только если люди сохранят в себе человечность, доброту и милосердие.

На мой взгляд, главная мысль произведения заключается в том, что ключ к спасению России – в преемственности поколений. Нельзя просто взять и отрезать традиции и обычаи предков, накопленный ими опыт, старый уклад жизни, формировавшийся веками. Только передача новым поколениям лучшего из наследия старших поколений может обеспечить благополучное развитие страны. Если взглянуть на ужасы массовых репрессий, которые принесла советская власть, можно понять, что писатель во многом был прав. Революции, какими бы заманчивыми они ни были, приносят страдания простому народу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Иван Бунин, «Лапти» (краткое содержание следует далее) — это короткий рассказ с, казалось бы, незатейливым сюжетом. Впрочем, талант Бунина в том и заключается, что когда читаешь его произведения, угадываешь самого себя или услышанную давеча историю с трагичным концом…

Иногда поздним вечером, когда совсем темно, подойдешь к окну, выглянешь на улицу, а там — сотни тысяч окон. Одни горят ярким желтым светом, в других — темнота, но за каждым из них читается своя история, свой рассказ, развивается свой сюжет…

Так и в прозе Бунина — серые будни со своими курьезами и происшествиями. Однако есть одно «но», которое невозможно выразить одним словом, или даже словами. Оно добирается до самой глубины души человеческой и достает что-то истинно живое, настоящее, то, что боишься упустить, потерять снова в этой толще непонимания, в бесконечной веренице слов и поступков. Итак..

Иван Бунин, «Лапти»»: краткое содержание

Зима. Пятый день метет непроглядная пурга и метель. Вокруг ни души. За окнами одного хуторского дома поселилось горе — тяжело болеет ребенок. Отчаяние, страх и беспомощность овладели сердцем матери. Муж в отъезде, до доктора не добраться, да и сам он не сможет доехать по такой погоде. Что делать?

В прихожей что-то стукнуло. Это Нефед принес соломы для печи. Через минуту-другую он заглянул в комнату, чтобы спросить о здоровье ребенка. Оказалось, что мальчик очень слаб, огнем горит, скорее всего, не выживет, но главное — он все в бреду упоминает о каких-то красных лаптях, просит их…

Не долго думая Нефед отправляется в соседнюю деревню за новыми лаптями и за фуксином — красной краской: если просит, значит душа желает, и надо непременно идти и добывать…

Ночь прошла в тревожном ожидании.

Утром раздался зловещий стук в окно. Это были мужики из соседнего села. Они привезли замерзшее тело Нефеда. Обнаружили его случайно, когда сами провалились в снежную яму, и уже отчаялись спастись. Но, увидев окоченевшее тело знакомого им Нефеда, поняли, что хутор совсем близко. Они напрягли последние силы и дошли до людей.

За поясом, под полушубком мужика, лежали новые детские лапти и бутылочка с фуксином. Так заканчивается рассказ (И. А. Бунин) «Лапти», краткое содержание которого было изложено выше.

Рассказ Лапти

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти.

И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…

Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

— Ну что, барыня, как? Не полегчало?

— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…

— Лапти? Что за лапти такие?

— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:

— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда.

Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати.

Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

— Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

— Господи, помоги! Господи, защити!

И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках.

Кинулись разгребать снег, подняли тело оказывается, знакомый человек. — Тем только и спаслись поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

Источник

Анализ рассказа «Лапти» (И. А. Бунин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.04.2020 · Обновлено 17.04.2020

Каждый из рассказов И. А. Бунина – это созданная четкими и живыми штрихами история, которая позволяет писателю поговорить о любви, нравственности и смысле человеческой жизни. Так, история самоотверженного подвига Нефеда из рассказа «Лапти» становится символом жертвенности и любви к ближнему. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ рассказа «Лапти» по плану, который поможет познакомиться с поднятыми писателем темами и художественными особенностями его прозы.

История создания

И. А. Бунин написал рассказ «Лапти» в 1924 году, когда находился в эмиграции. Русскую литературу начала XX века интересовала тема русского народа, осмысление его характера и особенностей. Изображение национального характера и его необыкновенной жертвенности стало одной из основных задач И. А. Бунина.

Главным героем его повествования предстает простой мужик Нефед, в своем желании помочь тяжело больному ребенку решившийся на самоотверженный поступок: ценой собственной жизни он добывает красные лапти, которые мальчик постоянно просит в бреду.

История Нефеда стала ностальгией Бунина по родине, прошлое которой он идеализировал в своей прозе. Тоска по родным местам, людям, языку стала лейтмотивом всей бунинской прозы в эмиграции.

Жанр, направление

Творчество И. А. Бунина отражает основные принципы Реализма. Писатель мастерски замечает и передает те детали и особенности, которые позволяют развернуть перед читателем живую картину и, одновременно, затронуть волнующие автора вопросы.

По жанровой принадлежности «Лапти» представляют собой рассказ. И. А. Бунин особенно любил этот жанр, так как небольшой объем, одна сюжетная линия и ограниченное количество действующих лиц позволяли писателю емко и точно передать желаемую мысль или идею. Писатель передает сюжет короткими всполохами, как будто это увиденные в промежутках лихорадочного бреда картинки или отдельные эпизоды, вырванные из мрака неровным тревожным пламенем свечи.

Суть: о чем?

В центре повествования оказывается история тяжело заболевшего мальчика. В жару и в бреду он постоянно плачет и просит принести ему какие-то красные лапти. Мать ребенка не находит себе места от отчаяния: за окном пятый день непроглядная вьюга, муж в отъезде, до больницы далеко, «да и не поедет ни один доктор в такую страсть».

Деревенский мужик Нефед, который приносит дрова для растопки, слышит о странном желании мальчика и неожиданно твердо заявляет: «Значит, надо добывать. Значит, душа желает». Его не пугает ни метель, ни то, что до Новоселок, где можно раздобыть лапти и фуксин для их покраски, шесть верст. Нефед одевается как можно теплее и, не дожидаясь утра, отправляется в путь.

Целая ночь проходит для обитателей дома в томительном и тревожном ожидании. Только когда рассветает, наконец слышатся под окнами шаги и голоса: это новосельские мужики привозят тело замерзшего насмерть Нефеда, за пазухой у которого лежат новенькие детские лапти и пузырек с фуксином.

Главные герои и их характеристика

Центральным героем рассказа является Нефед. Здесь важно заметить, что это единственный персонаж повествования, которому автор дает имя. Это деревенский мужик, слуга, о чем можно судить по тому, что мать мальчика он именует «барыней». Внешний вид Нефеда описан более чем просто: «шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки». Такой же простотой отличается его речь, в которой много просторечий, а фразы строятся предельно кратко и ясно. Однако этот человек оказывается наделен даром сострадания: он берется исполнить желание больного ребенка, так как видит в этом способ помочь, прежде всего, душе страдающего существа. Лапти и тюбик с краской, которые можно добыть только в соседней деревне, дорого обходятся Нефеду: он насмерть замерзает на обратном пути, но его жертву точно нельзя назвать напрасной.

Другие герои рассказа описаны автором отдельными штрихами, необходимыми для раскрытия и движения сюжета. Матери, которая не находит себе места из-за болезни ребенка и невозможности как-то облегчить его страдания, остается только взывать к помощи Господа. Неожиданную помощь и участие она находит в лице Нефеда. Привезшие тело замерзшего Нефеда мужики как будто доказывают, что тот погиб не напрасно. Заблудившиеся в непроходимой метели, они сами погибли бы, если бы не наткнулись на торчащие из-под снега ноги в валенках. Они же доставляют к дому вместе с погибшим Нефедом заветные лапти и краску.

Тематика рассказа Бунина «Лапти» описана Многомудрым Литреконом в нижеследующем списке:

Проблемы

Проблематика рассказа Бунина «Лапти» не менее увлекательна:

Основная идея

Нравственный смысл рассказа И. А. Бунина заключен в ценности и необходимости подвига во имя любви к людям. Подвиг этот может быть ежедневным и незаметным, а может стоить жизни, как отправившемуся через вьюгу за лаптями Нефеду. Самое главное – это уметь почувствовать чужую душу и ее потребности и, если ты можешь что-то сделать для спасения этой души, обязательно на это решиться.

Открытый финал рассказа позволяет читателям самим решить, помогла ли ребенку принесенная Нефедом жертва. Хочется думать, что помогла. Точно оказались спасены благодаря Нефеду новосельские мужики. Заплутавшие и сбившиеся с пути, они уже приготовились погибать, но увидели замерзшего Нефеда, поняли, что «в двух шагах жилье» и таким образом спаслись. Главная мысль рассказа «Лапти» заключается в том, что подвиг во имя любви к людям не может быть напрасным: в нем всегда есть высший смысл, пусть и недоступный человеку.

Чему учит?

Неразрывно связанная с христианской традицией идея любви к ближнему и жертвенности становится ключевой для понимания смысла рассказа И. А. Бунина. Нефед решается на опасный путь за лаптями и краской, потому что это видится главной отрадой для души измученного болезнью ребенка. Помогать другому, если ты в состоянии это сделать, является для доброго и простого Нефеда основным и единственно правильным способом существования. Об этом заставляет нас задуматься рассказ «Лапти»

Мораль произведения заключается в том, что подвиг не может быть тщетным и ненужным, он все равно проливает свет на то, что хотел осветить. Может быть, лапти не спасут ребенка, но поступок Нефеда дал дорогу нескольким путникам, которых дома ждут жены и дети. Значит, его жертва точно не напрасна. Таковы нравственные уроки рассказа «Лапти».

Критика

Что хотел сказать Бунин в рассказе «Лапти»? В своем небольшом по объему произведении И. А. Бунину удается поднять целый круг волновавших его тем и идей. Этому во многом способствуют художественных особенности текстов писателя: предельно сжатый сюжет, короткие реплики героев и отдельные точные черты, которые помогают увидеть в этой истории главное. «Дрожащее хмурое пламя свечи» изображается в рассказе символом тревоги и отчаяния матери у постели больного сына. «Значит, душа желает», — кратко говорит Нефед о красных лаптях, и исполнение этого желания представляется ему главным путем к выздоровлению ребенка. Наконец, сами лапти, найденные за пазухой у добывшего их ценой своей жизни Нефеда, становятся воплощением подвига или даже чуда, которое один человек способен собственными руками сотворить для другого.

Современные исследователи творчества И. А. Бунина отметили, что в заглавие рассказа «Лапти» вынесено многозначное слово. Помимо вида обуви, лаптями иногда называли простых, бесхитростных, малообразованных людей. Таков центральный персонаж рассказа Нефед. Следуя логике этой версии, можно заключить, что именно такие простые, близкие к природе и естественной жизни люди оказываются наиболее чуткими к горю других и, главное, способны в сложной ситуации показать силу своего характера, проявить решительность и героизм.

Рассказ И. А. Бунина «Лапти» раскрывает перед читателем историю настоящего подвига, основной движущей силой которого становятся любовь к человеку и необыкновенная жертвенность, свойственные цельным и сильным личностям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *