Бунин деревня о чем произведение

Краткое содержание «Деревня»

Всего получено оценок: 215.

О произведении

Рассказ «Деревня» Бунина, написанный в 1909 году, представляет собой реалистическое изображение русской деревни на рубеже XIX–XX веков. Патриархальный строй, незыблемость старых, изживших себя традиций, нежелание думать своей головой и что-то менять лежат в основе серой и безрадостной жизни русских крестьян.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 5 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Деревня» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Бунин деревня о чем произведение. Смотреть фото Бунин деревня о чем произведение. Смотреть картинку Бунин деревня о чем произведение. Картинка про Бунин деревня о чем произведение. Фото Бунин деревня о чем произведение

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Глава 1

Братья Красовы, Тихон и Кузьма, проживали в небольшой деревне Дурновка. Одно время они торговали вместе разным мелким товаром, но « однажды чуть ножами не порезались — и разошлись от греха ».

Кузьма стал работать по найму, а Тихон снял небольшой постоялый двор, открыл лавочку и кабак. К сорока годам Тихон был по-прежнему видным, сноровистым мужчиной, который неутомимо трудился, увеличивая своё состояние. Выгодно женившись на старой горничной с приданным, он «” доконал” потомка обнищавших Дурново, полного, ласкового барчука…И мужики так и ахнули от гордости, когда взял он дурновское именьице ».

Тихон слыл дельным, бережливым хозяином. Однако все его старания не приносили ему радости. Жена Тихона, Настасья Петровна, вечно была на сносях, но неизменно рожала мёртвых девочек. Все добро, что Тихон долгие годы добывал кровью и потом, некому было оставить. Не было никакой радости в его жизни, и Тихон « начал попивать — и таки частенько, не допьяну, но до порядочной красноты лица ».

Тихону минуло уже пятьдесят лет, « но мечта стать отцом не покидала его ». Он сошёлся с молодой женой наёмного работника Родьки, которую все так и звали — Молодая. Родька, узнав об изменах жены, бил её свирепо « ежедневно и еженощно ». Но надежды Тихона не оправдались: Молодая не забеременела, и он поспешил избавиться от неё и Родьки.

Как следует поразмыслив, Тихон « помирился с братом и уговорил его взять на себя управление Дурновкой ».

Глава 2

Брат Тихона, Кузьма, был человеком совершенно иного склада. Он « всю жизнь мечтал учиться и писать », и это желание выражать свои мысли было очень сильным. Кузьме хотелось описать собственную жизнь во всей своей безысходности и нищете. Свою писательскую карьеру он начал с небольшого рассказа, затем принялся писать незатейливые стихи и даже издал небольшую книжку со своими виршами.

Писательская деятельность не приносила Кузьме доходов, и на протяжении многих лет он скитался в поисках роботы. Он повидал на своём веку немало зла, равнодушия, жестокости и, будучи человеком с восприимчивой душой, запил. Кузьма стал опускаться и дошёл до того критического состояния, когда понял, что « необходимо или по святым местам уйти, в монастырь какой-нибудь, или — просто дёрнуть по горлу бритвой ».

В этот непростой жизненный период Кузьма получил записку от брата с просьбой встретиться.

Глава 3

Кузьма был рад вернуться в родную Дурновку. Ещё больше он радовался тому, что пришёл конец его скитаниям, и он обрёл тихое спокойное место. По ночам Кузьма ходил по территории с колотушкой, пугая возможных воришек. Днём читал газеты, оставлял заметки о том, что видел или слышал вокруг.

« Когда завернуло ненастье », Кузьма совсем заскучал. Ему, человеку думающему, было совершенно не с кем поговорить. Иногда появлялся брат Тихон, но он был неважным собеседником и если и заводил разговор, то только о хозяйстве.

После загадочной и скоропостижной смерти Родьки ставшая вдовой Молодая стала работать кухаркой в доме Тихона. Вскоре о ней и о Кузьме стали ходить слухи, которые очень огорчали Кузьму : он относился к вечно молчаливой и серьёзной Авдотье с отцовской любовью.

Однажды Кузьма сильно перемёрз, и его стала бить лихорадка. Единственным живым существом в доме оказалась Авдотья, но она равнодушно отреагировала на болезнь Кузьмы и ничем ему не помогла. « Недомогание не покидало Кузьму ещё долго », но в итоге он выздоровел.

Тихон, чувствуя вину перед Авдотьей, давно вынашивал планы выдать её замуж за одного из деревенских парней. Свой выбор он остановил на Дениске — разбитном молодом парне, настоящем « живорёзе », который жестоко избивал собственного отца.

Кузьме было жаль выдавать Авдотью замуж за такого человека, но она была согласна выйти за кого угодно, лишь бы не побираться в старости по чужим дворам. К тому же, Тихон давал за ней приданое и согласился справить свадьбу.

Свадьбу сыграли по заведённому порядку. Невеста горько рыдала над своей судьбой, Кузьма по-отцовски со слезами благословлял её, а гости в хмельном угаре пели песни. Венчание прошло в местной церквушке, под унылое завывание февральской вьюги…

Бунин деревня о чем произведение. Смотреть фото Бунин деревня о чем произведение. Смотреть картинку Бунин деревня о чем произведение. Картинка про Бунин деревня о чем произведение. Фото Бунин деревня о чем произведение

Заключение

В своём произведении Иван Бунин с беспощадной правдивостью описывает простой русский народ, погрязший в невежестве, жестокости, равнодушии к чужому горю. На примере двух братьев он показывает разное отношение к происходящему и безуспешно пытается отыскать ответ на вопрос, как сделать жизнь русского человека светлой и счастливой.

После ознакомления с кратким пересказом «Деревня» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Деревня

Бунин деревня о чем произведение. Смотреть фото Бунин деревня о чем произведение. Смотреть картинку Бунин деревня о чем произведение. Картинка про Бунин деревня о чем произведение. Фото Бунин деревня о чем произведение

Россия. Конец XIX — начало XX в. Братья Красовы, Тихон и Кузьма, родились в небольшой деревне Дурновка. В молодости они вместе занимались мелкой торговлей, потом рассорились, и дороги их разошлись.

Кузьма пошёл работать по найму. Тихон снял постоялый двор, открыл кабак и лавочку, начал скупать у помещиков пшеницу и рожь, приобретать за бесценок землю. Став довольно состоятельным хозяином, Тихон купил даже барскую усадьбу у обнищавшего потомка прежних владельцев. Но это не принесло ему радости: жена рожала только мёртвых девочек, и некому было оставить всё, что нажил. Никакого утешения в тёмной, грязной деревенской жизни, кроме трактира, Тихон не находил. Стал попивать. К пятидесяти годам он понял, что из пробежавших лет и вспомнить нечего, рядом нет ни одного близкого человека, и сам он всем чужой. Тогда решает Тихон помириться с братом.

Кузьма по характеру совсем другой человек. С детства он мечтал учиться. Сосед выучил его грамоте, базарный «вольнодумец», старик-гармонист, снабжал книжками и приобщил к спорам о литературе. Кузьме хотелось описать свою жизнь во всей её нищете и страшной обыденности. Он пытался сочинить рассказ, потом принялся за стихи и даже издал книжку немудрёных виршей, но сам понимал всё несовершенство своих творений. Да и доходов это дело не приносило, а кусок хлеба даром не давался. Много лет прошло в поисках работы, часто бесплодных. Насмотревшись в своих странствиях на человеческую жестокость и равнодушие, он запил, стал опускаться всё ниже. В конце концов Кузьма решает либо уйти в монастырь, либо покончить с собой.

Тут его находит Тихон и предлагает взять на себя управление усадьбой. Поселившись в Дурновке, Кузьма веселеет — наконец-то для него нашлось спокойное место. Ночью он ходит с колотушкой — караулит усадьбу, днём читает газеты и в старой конторской книге делает заметки о том, что видел и слышал вокруг.

Постепенно начинает одолевать его тоска: поговорить-то не с кем. Тихон появляется редко, говорит только о хозяйстве, подлости и злобе мужиков и необходимости продать имение. Кухарка Авдотья, единственное живое существо в доме, всегда молчит, а когда Кузьма тяжело заболевает, предоставляет его самому себе и без всякого сочувствия уходит ночевать в людскую.

С трудом поправившись, Кузьма отправляется к брату. Тихон встречает гостя приветливо, но взаимопонимания между ними нет. Кузьма хочет поделиться вычитанным из газет, а Тихона это не интересует. Он давно одержим мыслью устроить свадьбу Авдотьи с одним из деревенских парней. Когда-то он согрешил с ней ради своего неукротимого желания обрести ребёнка — хотя бы и незаконного. Мечта не осуществилась, а женщину опозорили на всю деревню.

Теперь Тихон, который и в церковь-то редко ходит, решает оправдаться перед Богом. Он просит брата взять на себя хлопоты по этому делу. Кузьма против этой затеи: ему жаль несчастную Авдотью, в женихи которой Тихон определил настоящего «живореза», который избивал собственного отца, к хозяйству склонности не имел и соблазнился лишь обещанным приданым. Тихон стоит на своём, Авдотья безропотно покоряется незавидной участи, и Кузьма неохотно уступает брату.

Свадьбу играют заведённым порядком. Невеста горько рыдает, Кузьма со слезами её благословляет, гости пьют водку и поют песни. Неуёмная февральская вьюга сопровождает свадебный поезд под унылый перезвон бубенцов.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Смысл повести Деревня Бунина

Над повестью «Деревня» И.А. Бунин работал 10 лет. В этом произведении автор затронул процессы, которые происходили в российской деревне во время и после революционных событий 1905 — 1907 гг. Мастер слова поставил перед собой сложную задачу: показать население российской глубинки без идеализации. И.А. Бунин был хорошо знаком с бытом и повседневной жизнью простого народа. Но какой основной смысл заложил писатель в произведение «Деревня»?

Смысл названия книги «Деревня» И.А. Бунина

И.А. Бунин был близок к простому народу. Он хорошо понимал повседневную жизнь и уклад русского мужика. Герой повести — Балашкин — высказал четкий аргумент, почему книга «Деревня» имеет такое название. Он дал уверенный и правдивый ответ на вопрос, над которым долго размышлял один из его приятелей. Его друга терзал один момент, о чем же следует писать в настоящее время — о деревне или о городе. «Вся Русь — деревня!» — ответил Балашкин.

Конец 19 века. Основная масса населения того времени была деревенская. У людей накопилось множество проблем. Тяжелое бремя крепостного права еще свежо в памяти простого населения. Однако люди до конца еще не понимают, что делать со своей свободой. Мысли, переживания, эмоции простого деревенского народа нашли отражение в произведении И.А. Бунина. Мастер слова захотел показать, как население справлялось с нищетой и голодом. Во что верили, на что надеялись простые мужики, и как они воспринимали свою малую Родину — именно эти вопросы освещает писатель в своей книге.

Смысл произведения «Деревня» И.А. Бунина

В своем «деревенском» произведении И.А. Бунин попытался не просто показать жизнь русской глубинки. Писателя волновала душа простого народа, его мысли и переживания. И.А. Бунин нарисовал психологический портрет русского человека без излишеств и идеализации. Автор осветил острые проблемы, которые накопились в обществе.

И.А. Бунин реалистично и точно показал ужасающие проблемы, с которыми столкнулся простой народ. Страшный голод, нищета, унижения. Русские люди, изнуренные тяжелым трудом, пытались выживать. Автор глубоко сочувствовал русским мужикам. Он всем сердцем болел за крестьян. Несмотря на тяжелые испытания, которые выпали на долю простому народу, люди не озлобились. В них сохранилось не только невероятное жизнелюбие, но и детская наивность, непосредственность, доброта.

Писатель симпатизирует своим героям. Он уважает их за нравственную чистоту, силу воли, несломленный характер. Неиссякаемое терпение крестьян, несмотря на тяжкое бремя обстоятельств, вера в лучшее — то, что восхищает не только автора, но и всех читателей. И.А. Бунин жалеет народ, но в то же время он понимает, что все беды крестьяне создали для себя сами. Как это возможно? Одни люди просто смирились с нечеловеческими условиями существования, не предпринимая никаких попыток улучшить свою жизнь. Другие ругают всех вокруг, не понимая, что их недовольство негативно сказывается исключительно на их повседневном быте. Но что делать в сложившейся ситуации? Как народу выйти из порочного круга? Автор не дает четкого ответа, предлагая читателю самому ответить на эти вопросы.

В произведении «Деревня» И.А. Бунин затрагивает широкий спектр проблем из разных областей: религия, философия, политика, экономика, психология, нравственность. Не случайно подобрано и название деревни, которая описана в книге. Дурновка. Уже из названия читатель понимает всю проблематику жизни в российской глубинке. Многострадальная деревня со своими ценностями, укладом и невероятными сложностями бытия.

Смысл финала «Деревня» И.А. Бунина

И.А. Бунин в произведении беспощадно показал не только физическую деградацию народа, но и духовную. «Кто виноват?». Вечный вопрос, на который писатель так и не дал точного ответа. Автор изобразил судьбу целой страны. Суровая картина действительности жизни крестьян не оставляет равнодушным ни одного читателя.

Однако безысходность и трагичность судьбы присуще не только крестьянам. У дворян также нет полноценного будущего. Русские люди обречены. Герой Тихон глубоко надеется, что его род будет продолжаться. Однако череда похорон своих мертвых отпрысков заставляет несчастного мужчину усомниться в этом. Тихон не видит смысла своего дальнейшего существования. Его судьба — это скорбь и печаль.

Пугающая действительность глухой деревни Дурновка поражает. Жители погрязли в нескончаемых проблемах. Простые люди будто погребены заживо, без возможности выбраться из тяжелейших условий существования. Жертвы стихии, которых поглотили нищета и ужасающая реальность. Авторский пессимизм достиг своего апогея.

В конце произведения вырисовывается отчетливая картина: Дурновка — собирательный образ вообще всех русских деревень, Россия — это и есть сама деревня, дурновцы — это обобщенный русский народ. Измученные, подавленные, обремененные сложнейшими тяготами люди, у которых практически не осталось сил для спасения. Писатель использовал унылые печальные краски, чтобы без прикрас передать душевную боль крестьян. Вокруг лишь нищета, грязь, страдания. Но где же надежда на лучшую жизнь?

Источник

«Деревня», анализ повести Бунина

Повесть «Деревня» – одно из первых крупных произведений И. Бунина в прозе. Над главным произведением «деревенского» цикла писатель работал в течение целого десятилетия, с 1900 по 1910 год, оно стало откликом на происходящие в российской деревне процессы в канун, во время и после революционных потрясений 1905-1907 гг.

Поставив перед собой задачу изобразить русский народ без идеализации, художник проводит беспощадный, словно бритва, психологический анализ жизни деревни. Главным материалом для анализа стали хорошо знакомые писателю повседневная жизнь, быт и психология русского мужика.

Лейтмотивом произведения является тема «души русского человека в глубоком смысле». В глубоко психологической повести Бунин не просто рисует картину деревенской жизни – он раскрывает личности людей, их переживания и чувства.

Реалистично изображая ужасающие картины нищей деревенской жизни, писатель всем сердцем сочувствует крестьянам – бедным, изнуренным тяжким трудом, нуждой и унижениями. Бунин искренне любит своих героев за нравственную чистоту и доброту, за непосредственность и детскую наивность, за терпение во всех испытаниях и неиссякаемое жизнелюбие. Жалея народ, писатель размышляет о том, что в своих бедах виноват сам народ. Чуткий взор художника отмечает смешение в народной жизни противоположных начал: смирения с нечеловеческими условиями существования и недовольства обыденным, добротой и терпением одних людей и своеволием и деспотизмом других. Такое смешение в конечном счете приводит к крайнему максимализму, недовольству буднями, озлоблению, неумению вести диалог и искалеченным судьбам миллионов крестьян.

Проблематика повести необычайно широка. Бунин сумел затронуть в «Деревне» практически все сферы человеческой жизни: историю и современность, политику и философию, образование и религию, нравственность и психологию, быт и экономику. В произведении поднимаются и вечные вопросы. Кузьма Красов, размышляя о многовековой беспросветности деревенской жизни, восклицает: «Кто виноват?». Бунин полагает, что виноват в своих несчастьях сам народ, однако не дает ясного ответа на вопрос «Что делать?», оставляя пространство для размышления.

Место и время действия – деревня Дурновка, название которой указывает на идиотизм деревенской жизни, в 1904-1907 гг. Дурновка – собирательный образ, воплощающий черты многострадальной русской деревни: «…Россия? Да она вся – деревня…».

Повествование в произведении ведется от имени автора. Сюжетно-фабульная основа «Деревни» основана на параллели образов Тихона и Кузьмы Красовых. Композиция повести включает три части: в первой части в центре повествования находится Тихон, во второй – Кузьма, а итоговая часть подводит итоги жизни братьев. При этом Бунин намеренно размывает деление на части параллельным включением других образов и ситуаций с целью создания более широкой, панорамной картины деревенской жизни. Сквозное сюжетное действие в «Деревне» отсутствует: повествование построено на чередовании сцен привычной деревенской жизни с эпизодами стычек мужиков с деревенскими богачами и украшено многочисленными пейзажными и портретными зарисовками.

Проблемы русской деревни показаны на основе судеб главных героев повести – братьев Красовых. Образы Тихона и Кузьмы во многом противоположны. Потомок крепостных, сумевший стать хозяином дурновского имения, Тихон уверен, что самая надежная вещь в мире – деньги. Смекалистый, трудолюбивый и волевой мужик подчиняет всю свою жизнь погоне за богатством. Народный поэт и правдолюбец Кузьма Красов размышляет о судьбе великой России, мучительно переживая трагедию своего народа – нищету и отсталость крестьянства. Через мысли, споры, выводы братьев о себе и России писатель раскрывает темные и светлые стороны крестьянской жизни, вскрывая всю глубину разложения крестьянского мира.

Источник

Краткое содержание повести «Деревня» по главам (И.А. Бунин)

Произведение Ивана Бунина «Деревня» является одним из первых значимых произведений писателя. Свой труд автор создавал на протяжении десяти лет: 1900-1910 гг. Данная повесть стала настоящим откликом на революционные события в России. Создавая ее, Бунин поставил перед собой задачу — продемонстрировать и проанализировать жизнь русского народа в деревне. Чтобы быстро узнать основные события, составляющие сюжет произведения «Деревня», рассмотрим его краткий пересказ. «Деревня» в сокращении — это точная, но уменьшенная копия повести от Многомудрого Литрекона. Приятного просвещения!

Глава 1

В центре повествования — суровая жизнь поселения Дурновка. Это обобщенный образ многострадальной русской деревни. Произведение рассказывает о событиях конца девятнадцатого — начала двадцатого века.

Главными героями произведения являются братья Тихон и Кузьма. В их образах писатель воплотил типичные проблемы русских крестьян. В начале произведения рассказывается об истории семьи Красовых.

Читатель узнает, что прадед главных героев решился порезвиться с любовницей барина. Именно за этот поступок мужчина был затравлен собаками. Дед их, который славился своими воровскими делами и грабежом церквей, все же сумел стать свободным крестьянином и получить вольную. Об отце мальчиков известно, что он однажды взялся за торговое дело, однако вскоре он разорился.

Когда Тихон и Кузьма были молодыми, они были торговцами. Дело было не шибко прибыльным: иногда товар приходилось выменивать даже на дохлых кошек, чтобы хоть как-то получить выгоду. Однако потом ребята серьёзно поссорились друг с другом, затем разошлись по разным дорогам: Кузьма стал наемным работником, а Тихон открыл свое дело — кабак и лавочку с мелким товаром. Они стали занимать разное социальное положение. Тихон стал более состоятельным человеком. Теперь это зажиточный хозяин, который живет в усадьбе разорившегося барина — в Дурново. В его манерах появилось много властности и самодовольства. Люди уважали его, а он о себе говорил:

Я, брат, человек русский. Мне твоего даром не надо, но имей в виду: своего я тебе трынки не отдам!

На первый взгляд, жизнь Тихона была замечательна. Однако существовала большая проблема. У героя не было детей: сначала он жил с немой кухаркой, и она задавила своего отпрыска во сне, а потом женился на женщине немолодой ради приданого. Настасья Петровна все ходила беременной, но в результате рождались лишь мертвые девочки. Жить без наследников Тихону было очень грустно. Кому же достанется его состояние? Герой не получал удовольствия от жизни. Разве что он забывал обо всём в трактире, где любил выпить. Пока еще была надежда, он возил жену по святым местам и думал, что вот у святых дети тоже рождались поздно. Но годы шли, и беременность приносила жене только муку. И сам Тихон был уж не молод.

В это лето было, из-за чего расстроиться. Кабаки закрывались из-за новых правил, «министр финансов сам захотел поторговать», и все чаще звучало слово «монополия». Рожь из-за жары не удалась, что тоже наносило удары по бизнесу. Даже ярмарки были не в радость. Тихон отвечал покупателям сквозь зубы и завышал цены. Читателю открывается безрадостная картина: река «скисла» от кожевенных заводов, чернозем раз в пять лет давал неурожай, и голод был вечным спутником Руси. Тихон загрустил, осознав все это.

Поехал он в церковь, но и там не нашел отрады. Все вокруг казалось ему жульничеством. Смиренницы наверняка ругались между собой, надписи на могилах всегда приукрашивали действительность. Нищие вызывали отвращение. Все разорились дотла, везде была одна бедность, и Тихон все думал: «Хозяина бы сюда». Посреди нищих деревень все чаще встречались сгоревшие:

от Выселок осталось в эти дни только одно звание — только черные остовы изб среди мусора. Мусор курился молочно-синеватым дымком, кисло воняло гарью…

С такими мыслями прожил Тихон еще несколько лет. В 1904 началась война с Японией, а в 1905 — первая революция. Но Тихон говорил:

«Свою землю девать некуды, не война-с, а прямо бессмыслица!».

Революцию он поддержал и даже радовался потерям, потому что был озлоблен на власть. Но как только пошла речь об отчуждении и разделе земель, Тихон резко изменил мнение. Он считал, что нельзя позволять народу делать все, что ему вдумается, ведь разрушить легко, а построить? Люди его статуса бунта не ожидали, но на всякий случай побаивались. Слухи ходили, что уже вышло распоряжение не работать у господ по прежней зарплате. И Яков уже жалел, что нельзя нагнать пару десятков казачков и разобраться со всеми по старинке.

Однако намерению помешала встреча с Молодой — такая была кличка у девушки, которая недавно вышла замуж. Она была очень хороша собой, и Тихон нанял их с мужем к себе на работу. Сначала девушка не поддавалась на уговоры и посулы, но Тихон взял ее силой, пока мужа не было дома. Но супруг был ревнивым, бил Молодую за измену. Тихон и сам боялся его расправы. Он решил поскорее найти повод уволить его, ведь Молодая не забеременела, а значит, и ее незачем было держать. И тут он вспомнил о своём брате, и решил с ним помириться.

Тихон приезжает в город и узнает, что его родной брат служил у помещика Касаткина. Он даже публикуется в журналах и пишет стихи. В итоге, два брата встретились в трактире у Даева и провели важную беседу.

С малых лет Кузьма отличался от своего брата тем, что у него была большая тяга к учебе и к новым знаниям. Мужчина, который жил с ними по соседству, учил мальчика читать и писать. Кузьма мечтал рассказать в своих трудах о бедном существовании деревенских мужиков. Однако вскоре герой понял, что его творения не являются совершенными ни по содержанию, ни по стилю. К тому же за свою деятельность он получал одни копейки. Так, герой разочаровался в своей работе и пристрастился к спиртным напиткам. В его сознании периодически даже возникали плохие мысли: то он вздумал стать отшельником, то решил свести счёты с жизнью.

Кузьма считает, что в русском народе толку нету, что он дик. Он не гордится своим происхождением. И брат после раздумий согласился с ним. Потом заговорили о религии. Оказалось, что оба брата давно не ходят в церковь. Тихон уверен, что его простят в конце пути, а Кузьма едко замечает:

Жил-жил свиньей всю жизнь, вздохнул, — и все как рукой сняло! Есть тут смысл ай нет?

Именно в таком отчаянном состоянии его нашёл Тихон. Он пригласил своего брата управлять имением. Переехав к брату, Кузьма снова полон силы духа. Днем Кузьма следил за прессой, а новую информацию записывал в конторскую книгу. А ночью герой сторожил усадьбу.

Тихон в суете стал задумываться о том, что ничего не успел сделать за свою жизнь. В Москву собирался — не съездил, пикник хотел на траве устроить — не устроил. Ему было жаль, что в погоне за деньгами он совсем не мог выделить времени на себя и свой досуг. Вспомнил он и про купца Ростовцева, с которым дружил. Но нет уж этой дружбы, и один Тихон остался. С этими невеселыми мыслями он снова вышел к скоту, ведь его постоянно нужно было кормить. В холодный вечер он заболел крупом и слег.

У Тихона на уме была лишь одна мысль — сосватать Авдотью с каким-то парнем из Дурновки, скрыть свой грех. И вот он нашел подходящую кандидатуру — нищего парня Дениску. Тот был политическим агитатором, много читал, но работы у него не было, и жил он очень бедно. Тихон предложил ему помощь в первое время и намекнул, что надо бы жениться. Парень сразу понял, о ком идет речь. И сговорились они, что после праздника будут организовывать свадьбу.

Глава 2

Глава начинается с описания характера и мировоззрения Кузьмы. Он всегда мечтал учиться и изобразить русскую нищету так искусно, чтобы все прониклись его талантом.

Жизнь Кузьмы была обычной историей любого самоучки на Руси. Он жил посреди невежества и пьянства, грамоте научился случайно, а книги читал тоже случайные. Но в руки попадались те книги, которые повествовали о нелегкой судьбе народа. За чтение такой литературы ему сильно доставалось.

Первый литературный опыт Кузьмы был освистан на базаре. И он стал подделываться под вкусы толпы. Но сам осознавал, что пишет ерунду. В спорах с просвещенным другом Балашкиным он часто защищал народ и говорил о том, что его духовность непостижима для чиновников и помещиков. Но оппонент вдребезги разбивал его аргументы. Кузьма хотел учиться, но не мог заработать на это. Долгое время он зарабатывал на жизнь случайными подработками в Воронеже и имел связь с чужой женой. Наконец, его друг Балашкин умер, и больше не у кого было брать книги и знания. Умерла в родильной горячке женщина, с которой он жил. Кузьма стал ярым приверженцем Толстого: не пил водки, не ел мяса, хотел поселиться в коммуне. Но увидев вопиющую несправедливость на вокзале, когда укушенные бешеным волком люди не могли получить помощь, Кузьма накричал на жандармов, и на него составили протокол. Герой от возбуждения не смог больше держаться — напился и уехал в Киев, бросив все дела. Так он спился и потерял работу. Потом он стал ярмарочным шутом и издал никому не нужную книгу с плохими стихами.

Революцию Кузьма воспринял с долей скептицизма: «Ненадолго лягушке хвост». Он уже не верил ни в какие идеалы, пил и едва сводил концы с концами. Теперь уже не восхищался он творениями Гоголя, теперь уже понимал он, что народ далек о своего идеального литературного образа. Он понял, что сам же народ виноват в своих бедах. Но все же был рад, что жгут помещиков. Безотрадность русской жизни угнетала его: то встретит мужика с «дурной болезнью», то увидит грязную избу и услышит брань людей, осточертевших друг другу, то драку матери с сыном. Всюду ему встречались больные и несчастные люди. Дети умирали от невежества родителей, взрослые мучали друг друга. Муж сдавал жену в аренду за пятиалтынный. Человек, мучаясь от голода, зарывался в навоз — хуже свиньи. Такими были наблюдения героя от скитаний по Руси.

Сам Кузьма в это время представлял не менее жалкое зрелище. Он уже давно прослыл посмешищем и не мог найти работу. Люди не воспринимали его всерьез, ведь он не нажил ни семьи, ни дома. А его образование по-прежнему было ниже среднего, ведь он не мог его получить в полной мере. Вспоминал он о женщине, с которой был в Воронеже, но она по-прежнему была замужем. Дочка ее могла бы быть его дочерью, но никто не знал наверняка.

Именно в таком отчаянном положении Кузьма получил от Тихона записку, а потом и стал управляющим в его имении в Дурновке.

Глава 3

Жизнь Кузьмы в Дурновке проходила размеренно и не без удовольствия. Он болтал с девками, гулял, слушал речи глупого учителя и забавлялся ими.

Между Дурново и соседней деревней Мыс искони была вражда. И лишь одна бывшая любовница барина Однодворка была связным между ними, не примыкая ни к одной из сторон. Она говорила о своей биографии без стеснения: барин дал за нее мужу очень много ржи, и муж добровольно отдал ему супругу. Теперь Однодворка зарабатывала шитьем и воровством щитов с чугунки. Этими щитами топилась вся деревня.

Кузьма охранял усадьбу ночью, а днем спал. Дела почти не было. Тихон оставил там немного скотины — всего лошадь и корову. Поэтому Кузьма сдал делать заметки о жизни в деревне, особенно интересовал его мужик по кличке Серый. Он был самым нищим и ленивым мужиком в деревне. Часто он жаловался, что ему просто не повезло в жизни, что ему «никто не дал настоящего дела». Для каждой неудачи у него находилась отговорка. И детей слишком много, и земля не плодоносит — лишь бы ничего не делать. Однажды он разбогател на деле, купил кирпичную избу, но не смог даже ее отопить. Пришлось продавать ее дешево и искать из глины. Но даже сидя в нищенских условиях, он все продолжал повторять, что ждет своего большого дела. Все лишь потешались над ним. С работой ему не везло. Серый не любил работать и слушаться начальства. Со всех мест его гнали поганой метлой.

Рассказал он Кузьме интересную историю, как женил дочку без приданого. Повадился к ней один парень. Отец стал их выслеживать. Дождался он, пока парень руки распустит. И застал их на соломе. После этого позор вынудил Егора взять в жены бесприданницу. Серый гордился этой хитростью.

Кузьма жил так, и стало ему скучно. Не с кем было разделить интеллектуальную беседу. Он невольно сравнивал себя с Серым — был таким же нищим и слабовольным.

Рядом с Кузьмой жила Молодая, но между ними ничего не было. Хотя о них ходили мерзкие слухи. Даже брат верил им, поэтому ревновал Молодую к Кузьме и часто намекал на их связь.

Кузьма совсем одичал и состарился в деревне. Но если Тихон ненавидел деревню всей душой, то Кузьма лишь «силился ненавидеть». Он чувствовал, что рожден для такой жизни, хоть она была грязной и безотрадной.

Тихон казался Кузьме подозрительным и зацикленным на быте. Тихон действительно постоянно говорил о хозяйстве, постоянно был занят, и даже жена боялась его теперь. Слишком резким он стал.

Однажды Кузьма застудился и заболел лихорадкой. Он ожидал хотя бы сочувствия от Молодой, но Дуня (так ее звали) лишь холодно поинтересовалась, не поставить ли самовар. Дни смешались с ночами, и больной Кузьма потерял счет времени. Отчаявшись однажды от бреда, Кузьма услышал о себе пренебрежительную реплику Молодой: «А, да ну его! Помрет — похоронят…». Но потом он увидел, что приехал брат. Тихон сказал, что богато похоронил жену, и что нашел покупателя на Дурновку. Теперь он собирался уехать на совсем. Но Кузьма так плохо себя чувствовал, что ему было все равно.

Проснувшись от бреда, Кузьма увидел, как Серый зарезал старую лошадь и скормил ее собакам. Ему стало дурно.

Брат предложил Кузьме переселиться в город. Он был совсем не против. Недавно от Однодворки он узнал историю, что недавно из Тулы вернулся Денис, сын Серого. Он стал болтать, что есть у него деньги, и скоро он выгодно женится. Ему поверили, когда узнали, на ком. Так Кузьма узнал о давнишнем плане Тихона поженить Дениску и Молодую. Ему эта идея показалась дикой. Кузьма совсем не желает этого. Ему очень жаль Авдотью, ведь у неё жених — настоящий бездельник, который женится на ней лишь ради приданого. Но сама Молодая благодарна Тихону и принимает свою судьбу. По ее мнению, кандидатура хорошая, да и денег дают, отчего же ей не пойти замуж? Кузьма стал ее отговаривать, а девушка злобно накинулась на него со слезами:

Куда ж, по-вашему, мне деваться? Век чужие пороги обивать? Чужую корку глодать? Мало я слез-то поглотала?

Кузьма согласился. Одним утром он увидел в газете объявления о казнях. Его возмутило это, и он поехал к Тихону — обсудить это. Тихон отвечает, что казни — поделом. По его мнению, бандиты достойны такого финала. Он описывает один такой случай, как простые рабочие ограбили честных дельцов. Он считает расправу за это справедливой.

Кузьма и Тихон собираются в город, чтобы начать новое дело. Но не дает покоя Кузьме судьба Молодой. Он жалуется на Дениску, просит брата подумать лишний раз. Тихон утверждает, что так он замаливает грех перед Дуней. Кузьма возражал, но неожиданно Тихон стал оценивать весь русский народ. В ходе оценки он не нашел ничего отрадного в народе:

Народ! Сквернословы, лентяи, лгуны, да такие бесстыжие, что ни единая душа друг другу не верит!

Пропала жизнь, братуша! Была у меня, понимаешь, стряпуха немая, подарил я ей, дуре, платок заграничный, а она взяла да и истаскала его наизнанку… Понимаешь? От дури да от жадности. Жалко налицо по будням носить, — праздника, мол, дождусь, — а пришел праздник — лохмотья одни остались… Так вот и я… с жизнью-то своей!

Сосватали молодых очень быстро. Кузьма предлагал Молодой бросить все это дело, но она сказала, что деваться ей некуда, и дело уже начато.

На свадьбе было не до радости. Все знали, на чьи деньги пируют и по какому поводу. От песен Авдотья горько плакала, а февральская вьюга предсказала тоскливое будущее девушки. Кузьма и сам еде сдерживался. Потом он перекрестил молодых и разрыдался с отцовской нежностью и сожалением. Он не хотел этой свадьбы, знал, что не выйдет толку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *