Булгаковская осень что это значит
Булгаковская осень
По лунной дорожке осеннего сада
Мой кот уходил в эту полночь куда-то.
О, эта надежда, о эта отрада-
Дарил вдохновенье посланник крылатый,
И было и грустно немного и больно,
Что кануло в Лету веселое лето,
По лунной дорожке шагнула невольно.
И все говорила с тобой до рассвета,
О том, как внезапно зима наступила,
И тени метались устало по кругу,
О том, как легко эти выси любила,
В любовнике видела верного друга.
И все, что могло в эти ночи случиться,
Проносится мимо, и.
Дождём стучится осень в двери, окна,
Как будто плетью хлещет наотлёт.
Стучится день, уже холодный, воглый,
как в мутной каше скрылся горизонт.
Потоки брызгами стекают по асфальту,
Промокла куртка, влагой напоясь.
Почти плывут машины, жмут педали
Водилы, на погоду матерясь.
Октябрь резвится, ветром нападая,
Открылась осень мачехой, недоброй стороной,
И у подъездов запертых собаки дробно лают,
Стремясь в полутепло, в полууют домов.
Скользнув, прижмутся к полутёплым трубам.
Осенняя пора,
Вы хризантемой стали!
Известная молва
Уже бежит за Вами.
Осенняя река
Уставшая, остыла.
Водицею мутна,
Течет себе уныло.
«Осенняя пора
Очей очарованье!»
За что же обрекла
Ты лето на изгнанье?
Осенний дождь,
как старый вождь,
бубнит, но вымолвить не в силах,
что всё сбылось, чего ты ждешь!…
Благослови же всё, что было.
Солнце бездомное ласково лижет
Стены, березы. будя ностальгию.
Сколько по городу девушек рыжих
Столь же прелестные и остальные.
Осень листья закружила,
Затеяв с ними дикий пляс,
На лужи лодочки пустила,
Закрутит ветер их тот час.
На травяном ковре оставит
Заплатки яркая листва,
А солнце златом вышивает –
Чтоб вспыхнула на нем звезда…
Но снова наползают тучи
Промозгло стало и темно
А ветер все сильней и круче…
Ведь оборвал ты все давно!
Заморосил холодный дождик,
Смывая красок яркий цвет
И.
Осенний дождь чуть слышно моросит
И хороводит листья на аллее,
Где девушка печальная сидит,
Быть может о несбывшемся жалея.
Закончились погожие деньки,
Зонты являя верным атрибутом.
И раньше зажигая огоньки
Фонарь средь луж укажет путь кому-то.
Все стало серым, площадь и дома,
С рекламных тумб слезают чьи-то лица.
Привычным станет утренний туман
И на траве вновь иней заискрится.
Холодные ветра уже несут
В тяжелых тучах первый признак снега.
Последнюю осеннюю грозу
Уныло ждет.
Осенний дождь стучит в стекло
И разливается по лужам,
Скорей домой, скорей в тепло,
А впереди зима и стужа.
Осенний дождь стучит в стекло,
Ему, как мне, согреться нужно,
Мне лето вспомнилось светло,
И ветерок повеял южный.
Осенний дождь стучит в стекло,
Ему недолго так стучаться,
Уж время, Осень, истекло,
И окна кружевом искрятся.
Всему свой срок, свои пределы,
Земля покрылась гладью белой.
Пешеходный маршрут на осень: булгаковская Москва
Осенью погода переменчива: тем не менее никто не отменяет долгих осенних прогулок. ParkSeason предлагает читателям пройтись по маршрутам из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Они доступны также в Google-картах в двух частях: от театра Варьете до места разговора Воланда и Матвея и от погони Иванушки до Торгсина.
От театра Варьете до дома Грибоедова
До того, как заглянуть на Патриаршие пруды и в «нехорошую квартиру» на Садовой, где происходили ключевые события романа, предлагаем прогуляться до места, где по книге располагался театр Варьете. Там давал свое представление Воланд перед всей Москвой, собравшейся посмотреть на иностранца-практиканта черной магии. Варьете был выдуман Булгаковым, но у него также есть реальный прототип: Московский Мьюзик-холл, который тогда находился на Большой Садовой, 18. Он начал работу в 1923 году как эстрадный театр, а через 3 года переехал в здание цирка братьев Никитиных.
Адрес: Сад Аквариум (м. Маяковская, Большая Садовая, 14)
Литературный институт имени А. М. Горького (Culture.ru)
От встречи Мастера и Маргариты до площадки разговора Воланда и Матвея
Она несла тревожные желтые мимозы, а он просто шел рядом. Два одиноких человека, которых столкнуло провидение, переплело их жизни и подарило любовь. В каком именно месте произошла их судьбоносная встреча, доподлинно неизвестно. Тем не менее, опираясь на архивные карты московской планировки, исследователи отмечают, что Гнездниковский переулок был самым кривым переулком Тверской. Название этого переулка появилось в XVIII веке. Раньше здесь находилась слобода ремесленников, которых называли «гнездниками».
Адрес: Малый Гнездниковский переулок
«Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж».
Под кремлевской стеной Маргарита встретила Азазелло, который подарил ей волшебный крем и приглашение на бал к сатане. Александровский сад был торжественно открыт в 1821 году, занимался проектом архитектор Осип Бове. Он был частью плана по восстановлению Москвы после пожара.
В доме Пашкова по легенде состоялся знаменитый диалог Воланда и Матвея о судьбе главных героев романа и о современной персонажам Москве. Дом был построен по заказу у капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I. Проектировал его (предположительно) архитектор Василий Баженов — точных свидетельств нет. Когда постройка была закончена, заказчик не переставал восторгаться красотой здания и считал его одним из самых красивых в Москве.
Адрес: Пашков дом — ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1
От погони Иванушки до особняка Маргариты
Начав преследование свиты подозрительного иностранца, Иван не удержался от того, чтобы искупаться в Москве-реке: на свою беду, он оставил вещи на Пречистенской набережной, где позже их не нашел. Свое название набережная получила в XIII веке — по улице Пречистенка, которая располагается недалеко. В 1924 году набережная была переименована в Кропоткинскую, однако в 1992 году ей было возвращено историческое название.
Адрес: Пречистенская набережная, после домов 19 и 15
Перед тем как броситься в реку, Иван забежал в случайную квартиру, адрес которой, как и большинства других мест, автор не указывает. Историки и булгаковеды, однако, пришли к выводу, что эта квартира была в доме №10 на Пожарском (бывшем Савельевском) переулке.
Адрес: Пожарский переулок, 10
Пора заглянуть в особняк Маргариты, верхний этаж которого она занимала со своим мужем до судьбоносной встречи с Азазелло (а до этого, конечно, с Мастером). Автор обещает показать каждому особняк Маргариты, стоит лишь обратиться к нему. Однако описание расположения дома и его внешнего вида настолько туманно и призрачно, что единственное, что известно, это: «Все пять комнат в верхнем этаже особняка, вся эта квартира, которой в Москве позавидовали бы десятки тысяч людей, была в полном ее распоряжении». На роль красивого особняка претендуют сразу несколько мест в столице, которыми мог вдохновляться Михаил Булгаков, но мы остановимся на двух адресах.
Адрес: ул. Остоженка, 21
Влюбленные проводили часы в подвальчике Мастера у камина, где всегда потрескивал огонь: Мастер писал, а Маргарита вышивала ему черную шапочку с золотой буквой М. Наиболее правдоподобной считается версия о том, что фактическим адресом проживания Мастера является Мансуровский переулок, дом 9. Как раз в этом доме был уютный подвал, где жил друг М. Булгакова, художник Топленников, и где сам писатель был частым гостем в 1926 году.
Адрес: Мансуровский пер., 9
От полета Маргариты до Воробьевых гор
Пересекая переулок за переулком, Маргарита наслаждалась видами ночной Москвы, заглядывала иногда в окна к честным советским гражданам и немного хулиганила. Пролетев Малый Власьевский переулок, она свернула на Сивцев Вражек и наконец попала на Арбат, а позже на Большом Николопесковским переулке заметила красивый 8-этажный дом, где на предпоследнем этаже находилась квартира злополучного Латунского.
Маршрут: Мал. Власьевский пер. → Сивцев Вражек пер. → направо → Староконюшенный пер. (на него свернуть налево) → Арбат (налево) → Большой Николопесковский пер. (на него свернуть направо)
При описании Драмлита (где жил критик Латунский, на которого обрушился гнев Маргариты) М. Булгаков использовал один из самых своих любимых приемов — он перенес реально существовавшее в 1935 году здание на новый адрес. Настоящее здание находилось на другой стороне Москвы-реки, в Лаврушинском переулке, дом №17, рядом с Третьяковской галереей. В квартире №84 проживал критик Осаф Семенович Литовский (1892-1971): именно он ввел термин «Булгаковщина» после первого представления пьесы «Дни Турбиных». Даже некоторая схожесть фамилий говорит о том, что Литовский был прототипом Латунского.
Адрес: конец Николопесковского переулка
Адрес: ул. Арбат, 54/2, стр. 1
«Ну что же. Попрощайтесь с городом. Нам пора».