Буква й не образует что
Согласный звук [й] и буква й
Урок 20. Русский язык 2 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Согласный звук [й] и буква й»
Это снова я – Василиса. Сегодня мне очень захотелось поделиться с вами тем, что недавно и меня очень заинтересовало. Мы поговорим о самой, пожалуй, необычной букве русского алфавита. Это буква непростая. Она умеет играть в прятки. При этом звук, который она обозначает, мы слышим, а букву не видим. Вы, конечно, догадались, что это за буква. Кто догадался? Конечно, это – буква И краткое. Даже название у неё необычное. А вы знаете, что это одна из самых молодых букв нашего алфавита. Ей всего-то около трёхсот лет. Удивились? Да-да большинство букв гора-а-аздо старше.
Итак, сегодня мы поговорим про букву И краткое и звук [й].
В первом классе вы уже познакомились с буквой И краткое. Эта буква очень похожа на букву И, Они отличаются только тем, что над буквой Й есть надстрочный знак – как будто маленькая улыбочка. Но звук [И] мы можем долго-долго тянуть: и-и-и-и. И даже петь: и-и-и-и. При этом звук свободно выходит изо рта, не встречая никакой преграды. Вы же помните, что звук мы обозначаем в квадратных скобочках? А вот попробуйте-ка потянуть звук [й]. Язык сразу приподнимается, перекрывая проход, и звук получается коротким. Вот потому-то, несмотря на внешнее сходство, мы говорим, что [и]– гласный звук, а [й] – согласный.
При этом, когда мы произносим мягкие согласные звуки, наш язык слегка приподнимается к верхнему нёбу. Если сомневаетесь, проверьте. Попробуйте произнести, например звук [К] твёрдо, а потом мягко. [К – К/]. Или любую другую согласную букву, и понаблюдайте за своим язычком. – [т] – [т/], [л] – [л/], [р] – [р/]. А теперь попробуем произнести звук [й]. [Й] – [Й]… Чувствуете, что язык приподнялся? Это потому, что согласный звук [й] – мягкий.
Ну а теперь давайте попробуем произнести этот звук громко, звонко. [Й]! Получилось? Значит, звук [й] – звонкий. А есть ли у звука [й] пара? Вот, например, у звука [Б] есть парный мягкий [Б/], и у каждого из них есть ещё парные глухие – [П] И [П/]. Ну что, не получилось найти пару звуку [й]? Конечно, звук [й] непарный ни по звонкости-глухости, ни по твёрдости-мягкости.
Итак, мы доказали, что звук [й] согласный, мягкий, звонкий, непарный.
А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Один-много». Я говорю слово, обозначающее что-то одно, а вы – это же слово, обозначающее «много».
Бой – бои, герой – герои, музей – музеи, лентяй – лентяи, каравай – караваи. Что же изменило слова, превратив один предмет в много предметов? Просто букву Й заменили на букву И. Но это ещё не всё. Сейчас попробуем разделить наши слова на слоги.
Бой – 1 слог, бо-и – 2 слога. Ге-рой – 2 слога, ге-ро-и – 3 слога. Му-зей – 2 слога, му-зе-и – 3 слога. Лен-тяй– 2 слога, лен-тя-и – 3 слога. Ка-ра-вай – 3 слога, ка-ра-ва-и – 4 слога.
Как же так, вроде бы слово одно и то же, а количество слогов – разное. А дело в том, что буква И – гласная. Она, как и все гласные, образует новые слоги. А вот, как мы уже доказали, буква Й краткое – согласная, поэтому слог она не может образовать.
Иногда слово целиком не помещается на строчку. Дописать его на полях или, что даже смешно, на другой странице нельзя. Что же делать? Ну конечно, перенести часть слова на другую строку. Как же переносятся слова с буквой Й?
Посмотрите ещё раз на слова с буквой Й. Вы заметили, что буква Й почти всегда пишется после гласной? При переносе мы её никогда не станем отрывать от этой гласной. Ведь они так между собой дружат – гласная, и стоящая после неё буква Й. Ге-рой, му-зей, ка-ра-вай.
И даже если И краткое стоит в середине слова, как в словах гайка, лайка, зайка, мы все равно И краткое не будем отрывать от предыдущей гласной буквы. Гай-ка, лай-ка, зай-ка.
Иногда буква Й может стоять не после, а перед гласной, например, майонез, фейерверк. Или даже в начале слова – йод, йогурт.
И все они пришли в русский язык из других языков – французского, английского, немецкого, и других. Написание этих слов надо проверять по словарю и запоминать.
А помните, я говорила, что буква Й краткое любит играть в прятки? Как вы думаете, когда мы не видим букву Й, но слышим звук [й]? Ну конечно, когда называем буквы Я, Е, Ё, Ю и в словах, в которых эти буквы стоят в начале слова или после гласных. Например, яхта [й/ахта ], енот [й/энот], ёлка, юбка [й/упка], маяк [май/ак ]. Видите, как ловко звук [й] спрятался в буквах Я, Е, Ё, Ю?
Ну что же, пришла пора прощаться. Осталось только вспомнить всё, о чём недавно узнала я и решила поделиться с вами, ребята.
* Буква й обозначает звук [й]. Он согласный, мягкий, звонкий, непарный.
* Буква й не образует слога (лесной, чайка).
* При переносе Й не отрывается от впереди стоящего гласного (зай-ка, лей-ка).
* Чаще всего буква Й пишется в середине или в конце слова после гласной, но иногда в словах, пришедших к нам из других языков, может стоять в начале слова или перед гласной.
Слов на «Й» совсем немного:
Йогурт, йод, и слово йога.
Йорк, Йоркшир, Йошкар-Ола…
Мало их, мои друзья.
А теперь я попрощаюсь с вами, ребята. До новых встреч.
Звук [й] и его обозначение буквой Й
Задачи урока: Учить детей правильно произносить и выделять согласный [й’] в слабой позиции (после гласных), различать гласный звук [и] и согласный [й’] на слух, обозначить звук [й’] буквой Й. Обучать чтению слогов с этой буквой.
Ход урока
I. Повторение пройденного материала.
– Какие гласные звуки обозначают мягкость предшествующего согласного?
– Какие гласные звуки делают предшествующий согласный твёрдым?
– Почем некоторые гласные буквы мы изучали парами?
– Какие согласные буквы мы изучили?
II. Знакомство с новым материалом.
На доске: изображение «Чайник»
Звуковой анализ слова ЧАЙНИК
– Охарактеризуйте звук [й’]. (Согласный, мягкий, звонкий.)
Наблюдение за различиями звуков [й] и [й’]в словах ТРАМВАИ, ТРАМВАЙ
На доске: изображение «Трамвай», «Трамваи», под изображениями написаны слова.
– Разделите слова на слоги.
– Сколько слогов в слове ТРАМВАИ? (3)
– Сколько слогов в слове ТРАМВАЙ? (2)
– Гласный [и] в слове ТРАМВАИ образует третий слог, а [й’] третьего слога не образует, он всегда находится в одном слоге с гласным. Значит, [й’] – не гласный а звонкий согласный звук.
– Он очень звучный, похожий на [и], только краткий, поэтому буква этого звука и называется И-краткое.
На доске появляется изображение буквы Й.
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык?
(Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно?
(Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос.
(Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе?
(Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата бегают.
(Бег на месте)
Вот голодная лиса
(Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса.
(Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает,
(Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает.
(Дети садятся за парты)
Обучение чтению слов с [й’]на конце (после гласного)
– Послушайте рассказ про букв Й и назовите слова, в которых она присутствует.
Там, где буква Й, всегда май, прибой, айва, чайки. Любуйся, восхищайся, играй, мечтай! А сама буква Й всегда скромная: вперёд не лезет почти никогда. Всё время либо в серединке спрячется, либо в самом конце пристроится: зайка, зазнайка, лай трамвай…
Дети называют слова. Хоровое деление слов на слоги?
– Может ли Й образовывать слог?
– Где Й находится в слоге? (Находится в конце слога, после гласного, никогда от него не отрывается.)
(Хоровое чтение ответов, деление слов на слоги)
1. Я б на гвоздях лежать не смог,
А папа может – он же… (йог)!
2. Пришёл мороз. Под небом синим
На ветках серебрится… (иней).
3. Митя в магазин за сайкой
Мчался так, что взмокла… (майка)!
1. Отважный рыцарь, что с тобой?
Проснись, тебе поря уж в … (бой)!
2. Поломал игрушку? Дай-ка!
Просто отвинтилась … (гайка).
III. Подведение итогов урока.
– С какой буквой мы сегодня познакомились?
– Что вы узнали о ней?
Чайка по небу летела,
Сесть на луг она хотела,
Но волшебница-ромашка
Превратила чайку в … (чашку)
Нет, она здесь не на месте!
Поколдуем снова вместе –
И ползёт уже букашка
По цветку с названьем … (кашка).
Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей
Буква «Й» гласная или согласная, твердая или мягкая? Фонетический разбор слова.
Этот вопрос очень часто задают ученики, которым необходимо разобрать слово согласно всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть далее.
Прежде чем рассказать о том, какой является буква «й» (мягкой или твердой), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.
Дело в том, что у каждого слова имеется своя звуковая оболочка, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом у разных слов и их форм совершенно разное звуковое оформление. Причем сами звуки не имеют никакого значения. Однако они выполняют важнейшую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы может легко различать слова.
Приведем пример: [дом] – [дама´] – [до´ма]; [м’эл] – [м’эл’], [том] – [там], [дом] – [том].
Для чего нам необходима информация о том, какой является буква «й» (твердая или мягкая)? Во время фонетического разбора слова очень важно правильно отобразить транскрипцию, которая описывает его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:
[ ] – данное обозначение называют квадратными скобками. Их обязательно ставят для обозначения транскрипции.
[ ´] – это ударение. Он ставится, если слово имеет больше, чем один слог.
[б’] – своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает его мягкость.
Кстати, во время фонетического разбора слова нередко используют и следующий символ – [j]. Как правило, им обозначают звучание буквы «й» (иногда применяют и такой символ, как [й]).
Буква «й»: согласный или гласный?
Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.
Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: [м], [й], [в], [ф], [г], [л], [р], [ч], [ц], [х]. Как видите, их намного больше, нежели гласных.
Глухие и звонкие звуки.
По соотношению голоса и шума согласные звуки могут быть как звонкими, так и глухими. При этом во время произношения звонких слышится и шум, и голос, а глухих – только лишь шум.
Кстати, многие согласные звуки образуют собой между пары по глухости и звонкости: [к] – [г], [б] – [п], [з] – [c], [д] – [т], [ф] – [в] и пр. Всего в русском языке 11 таких пар. Однако существуют звуки, у которых нет пар по этому признаку. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] – это непарные звонкие, а [ч] и [ц] – это непарные глухие.
Мягкие и твердые согласные буквы.
Как известно, согласные буквы различаются не только по звонкости или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Данное свойство представляет собой второй наиважнейший признак звуков.
Так, буква «й»: твердая или мягкая? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть каждый признак по отдельности:
Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют между собой пары по таким признакам, как мягкость и твердость: [д] – [ д’], [п] – [п’] и пр. Всего существует 15 таких пар. Однако есть и такие звуки, у которых нет пар по этому признаку. Какие буквы твердых согласных звуков являются непарными? К ним можно отнести следующие – [ш], [ж] и [ц]. Что касается непарных мягких, то это [щ’], [ч’] и [й’].
Обозначение на письме.
Теперь вам известна информация о том, буква «й» твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: «Как обозначается мягкость таких звуков на письме?» Для этого используются совершенно разные способы:
Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком. Именно поэтому при фонетическом разборе слова специалисты рекомендуют обращать свое внимание на соседние символы.
Что касается гласной буквы «й», то она является всегда мягкой. В связи с этим в транскрипции ее принято обозначать следующим образом: [й’]. То есть символ запятой, свидетельствующий о мягкости звука, необходимо ставить всегда. Этому же правилу подчиняются и [щ’], [ч’].
Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать фонетический анализ какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.
1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
Итого: 5 букв и 5 звуков.
2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
Почему звук «Й» это согласный?
Фонетика русского языка многогранна и сложна. Как и в большинстве языков в русском языке присутствуют согласные и гласные, мягкие и твердые. А понять, где какая буква не всегда удается подсознательно правильно сделать. Например, буква «й» — гласная или согласная? Твердая или мягкая?
Происхождение буквы «й»
В 2018 году буква «й» отмечает свое столетие с момента появление в алфавите русского языка. В 1918 году лингвистическая реформа позволила заменить тогда имеющую «i» на всем привычную в наше время «й».
Академики много спорили о принадлежности буквы к различным звукам. Этому способствовала историческая причина, где употребляемую «i» применяли в таких случаях, где пишется «и» таких, как «мiр» вместо «и», или пишется «й», к примеру «маiор» замена на «й». А споры по этому вопросу продолжались многие годы.
Итак, «й» это гласная или согласная буква?
Несколько столетий лингвистика изучает звуковую структуру языка и речи. Это способствует появлению новых признаков для классифицирования и оценки звуков.
Для понимания принадлежности буквы «й» необходимо её протяжно произнести. Как бы стараясь пропеть эту букву, не подменяя на схожую «и», позволяет удостовериться, что это не получиться. По нормам фонетики это означает, что «й» — согласный.
Отдельные гласные при фонетическом разборе в состоянии сбить с правильного определения, так как имеют два звучания одновременно, «й» — один из них. Это буквы «ё» [йо], «ю» [йу], «я» [йя] и называют их йотированными. Появляются такие звуки сразу за гласным, расположенный в первых слогах или за «ъ» или «ь» знаком.
Буква «й» (и краткое), обозначающая согласный звук [й’]» (1-й класс)
Класс: 1
I. Организационный момент
Учитель: Сядьте удобно. Впереди нас ждёт интересная работа, поэтому будьте на уроке внимательны. Я думаю, что своими ответами на уроке вы будете радовать и себя, и меня, и наших дорогих гостей.
II. Повторение
Выделение звука [й,]
Учитель: Отгадайте загадку:
Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется (Трамвай)
Это вид транспорта. К сожалению, в нашем городе трамваев нет, но может быть появятся в будущем. (Приложение. Рисунок 1)
Учитель: Какой звук услышали в конце слова?
Предполагаемый ответ учащихся: Звук [й,]
Учитель: Этот звук вам уже знаком. Мы встречали его, когда изучали буквы «е», «я», «ё». Прочитайте слова и вспомните, в каких случаях буквы «е», «ё», «я» обозначают два звука.
Слова для чтения: енот, маяк, ружьё
Предполагаемые ответы учащихся: В начале, после гласной, после разделительного Ь
III. Объяснение нового материала
Постановка цели
Учитель: Сегодня мы научимся распознавать звук [й] и обозначать его новой буквой « и краткое». А также научимся читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Работа со звуком
Учитель: Произнесём звук [й] и поймаем его ладошкой. Обратите внимание: при произношении этого звука мы улыбаемся, язык упирается, верхние и нижние зубы обнажены.
(1 учащийся дает полную характеристику звука [й,], затем все повторяют хором, далее учащимся предлагается игра «Найди звук»)
Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите звук [й]. Если звука нет, молчите.
Лиса, копьё, майка, игрок, лицо, троллейбус, имя, чай, сильный, яма, машина, чайка.
– Молодцы! Большинство из вас правильно нашли звук. А кто ошибался, не огорчайтесь. Мы учимся.
Знакомство с новой буквой
Учитель: Какой буквой на письме обозначается звук [й]. (И краткое)
– Посмотрите внимательно. На что похожа буква?
Учитель показывает карточку с буквами Й й
– Чтобы Й (и краткое) не путать с И, сверху галочку пиши.
– Посмотрите, на что ещё похожа буква.
Учитель: Чтобы букву вы хорошо запомнили, напечатаем её на спинке друг у друга.
Работа в парах
Дети печатают на спине друг друга заглавную букву Й, маленькую букву й.
Учитель: Я думаю все запомнили эту букву.
Буква Й (и краткое) не простая.
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.
IV. Закрепление нового материала
Отгадывание сказочных героев
Учитель: Ребята, а вы любите читать сказки?
Я проверю, как хорошо вы знаете сказочных героев.
«Доскажите слово» и определите место звука [й]: в начале, в середине, в конце и скажите, какой буквой обозначается этот звук.
Учитель: (по мере отгадывания загадок учитель крепит слова на доску)
1. В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный (Бармалей)
3. Появилась девочка
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Та девочка спала
И маленькую ласточку
От холода спасла. (Дюймовочка)
2. Я – великий умывальник
Знаменитый (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.
4. Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Добрый доктор (Айболит)
– Почему эти слова пишутся с большой буквы? (Имена сказочных героев)
Работа со слогами, словами
Учитель: Заглянем в больницу к Айболиту. На приёме у него посетители невесёлые, больные. Пусть Доктор Айболит их послушает трубочкой. (Приложение. Рисунок 3) А мы будем отправлять к доктору других пациентов.
– Сегодня день особенный. На приём к доктору могут придти только те больные, в названии которых есть буква Й. Кто может придти к Айболиту?
Предполагаемые ответы учащихся:Воробей, соловей, чайка, Незнайка, муравей, змей, лентяй, Гадкий утёнок
Учитель: Достаточно на сегодня посетителей.
Ребята, а вам интересно узнать, какой диагноз Айболит поставил больным?
Всех послушал Айболит
И животным говорит:
«Ваша хитрая семейка
Заболела «неумейкой».
Помогать вам не хочу,
Я лентяев не лечу.»
Учитель: Почему доктор не захотел лечить, ведь он был такой добрый? (Звери – лентяи, притворщики)
Учитель: Давайте поможем, ребята, вылечить болезнь «неумейку» и вернём животным доброе имя.
– Научим читать слоги и слова воробья.
Учитель: В чём отличие каждой пары слов?
– На какую букву оканчиваются слова в 1 столбике? А во втором?
– Сколько слогов имеют слова в 1 столбике? Почему? А во втором?
2) И Зайка слёзы льёт. Он не может написать правильно своё имя.
ЗАИКА (карточка со словом)
– Прочитаем, в кого он превратился. Что надо сделать, чтобы вернуть зайке имя?
Предполагаемые ответы учащихся: Дописать галочку сверху. (Приложение. Рисунок 5)
3) Поможем попугаю подобрать противоположные по смыслу слова: узкий, высокий, добрый, большой, здоровый, далёкий. (Приложение. Рисунок 6)
4) Научим Белого медведя делить слова на слоги. (Приложение. Рисунок 7)
ЛИ – НЕЙ – КА, КА – РА – ВАЙ, ЙОД [ёд], ГЕ – РОЙ, ВОЙ – НА
Задания детям: (учащиеся выполняют задания по каждому слову)
1. Прочитайте слово.
2. Разделите на слоги. Какое правило знаете?
3. Растолкуйте значение этого слова.
ЛИ – НЕЙ – КА: (показ предмета)
а) прямая черта на бумаге. В тетрадях в узкую линейку вы пишете на уроках письма
б) инструмент для измерения и чертежа. (на математике – отрезки чертим по линейке)
в) строй в шеренгу (на физкультуре)
КА – РА – ВАЙ: большой круглый хлеб (показ предмета)
ЙОД: лекарство, которым смазывают царапины (показ предмета)
– А знаете ли вы? Йод есть в воздухе, воде, пище. Если его не будет, то люди будут болеть. Больше всего йода в морских водорослях. Из них и делают на фабрике йод.
ГЕ – РОЙ: человек, который совершает подвиги. Он храбрый, доблестный.
ВОЙ – НА: вооруженная борьба между государствами, народами.
V. Физминутка
Учитель: Молодцы! Вылечили всех больных. Можно и отдохнуть.
Учитель проводит игру «Если нравится тебе, делай так…».
VI. Работа с учебником (работа с текстом)
Учитель:
Дети, а вы здоровы?
Тогда отвечайте дружно мне
С какой буквой сегодня знакомы?
С буквой «И краткое». Молодцы!
– Откройте азбуку на странице 158-159.
Учащиеся рассматривают иллюстрацию.
Задание детям: У кого есть бабушки и дедушки, которые участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 года, поинтересуйтесь, как жили они в военное время. А потом расскажете об этом в классе.
Работа со словами
Учащиеся учатся читать слова, которые встретятся в тексте: дедушка, медаль, солдат, отвага.
Учащиеся читают текст самостоятельно, затем хором: одно предложение громко, другое вполголоса.
Вопросы детям: Из чего состоит текст? Что выражает предложение?
Вопросы детям по прочитанному тексту:
– Кем был дедушка на войне? (Солдатом)
– Какую награду получил дедушка на войне? (Медаль за отвагу)
– Как вы понимаете слово «отвага»? (Смелость, храбрость, бесстрашие)
– Какой подвиг мог совершить дедушка? (Мог подорвать танк гранатой, мог сбить самолёт, взять в плен немецкого офицера…)
– Прочитайте из текста, что сказала мама о дедушке. (дедушка стар, а душа у него молодая.) (Приложение)
– Как понимаете слова мамы? (В пожилом возрасте дедушка чувствует себя молодым, энергичным, жизнерадостным, ощущает прилив новых сил)
Учащиеся читают еще раз текст («жужжащее чтение») и готовятся к пересказу.
Задания учащимся: Найдите в тексте слова, в которых есть буква Й (Война)
Учитель: А вы бы хотели, чтобы сейчас наступила война? Почему? (Война всё разрушает, гибнут люди)
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда будет МИР!
VII. Подведение итогов урока
Учитель: С какой буквой познакомились на уроке?
– Обратимся к алфавиту, между какими буквами стоит Й?
– Какой звук эта буква обозначает?
– Поднимите руку, кто порадовал себя своими ответами.
VIII. Домашнее задание
Читать текст на страницах 158-159, уметь его пересказывать.