Буксует вом на мтз 1221 что делать
Почему не работает вал отбора мощности на МТЗ
Что такое ВОМ и зачем он нужен на тракторах?
Все современные тракторы, в том числе машины Минского тракторного завода МТЗ, оснащаются ВОМ. Чаще всего он располагается сзади и работает в паре с трехточечным навесным устройством. Но для некоторых работ, которые требуют пристального контроля оператора, вал устанавливают спереди техники. Возможны варианты оборудования трактора и передним, и задним ВОМом – для более широкого функционала.
Рабочей частью устройства является хвостовик, к которому подсоединяются гидронасос или карданный вал навесных агрегатов. Сами хвостовики стандартизированы и выпускаются в различных типоразмерах. Также стандартизирована скорость вращения ВОМ, которую в отдельных моделях можно переключать.
ВОМ – это прочный, надежный и универсальный агрегат, который, может быть довольно большим и тяжелым, требовать установки дополнительной коробки передач. При его совместной работе с навесным оборудованием испытывает два вида нагрузок:
Для максимально эффективной и долговечной работы ВОМ в составе гидравлики трактора МТЗ необходимо правильно подобрать агрегат, интегрировать его в системы несущей машины, обеспечить ему оптимальные условия эксплуатации и регулярное техобслуживание. Также важно периодически проводить осмотр и регулировку вала, которую выполняют в определенном порядке с применением стопорных пластин.
Почему не работает вал отбора мощности на МТЗ и что с этим делать?
На машинах Минского тракторного завода и других марок тракторной техники ВОМ может выйти из строя по разным причинам. О наличии неисправности или проблемы могут свидетельствовать различные признаки. Остановимся на самых распространенных среди них и их способах устранения.
Задний мост машины издает посторонние шумы, ВОМ при этом работает рывками. Самой вероятной причиной неисправности может быть износ зубцов центральной шестерни или шлицевых соединений. Для устранения поломки демонтируют вал, выпрессовывают его и осматривают состояние шестеренок. При наличии свободного хода или больших зазоров ВОМ отправляют на ремонт, а после монтажа исправного агрегата проводят регулировку.
ВОМ буксует, не передает полного вращения или продолжает оборачиваться после выключения. Причин может быть несколько – от износа тормозных лент, до нарушения регулировки вала и проблем с рычагом управления ВОМ. Для устранения проблемы регулируют вал, проверяют состояние компонентов, очищают от загрязнений и устраняют препятствия, которые не позволяют деталям свободно двигаться.
Свободное перемещение хвостовика вала. Может иметь место при ослаблении фиксирующей гайки, у которой может износиться резьба (ее восстанавливают и затягивают гайку до упора). Возможны и другие дефекты гайки, из-за чего потребуется ее полная замена.
Проблемы с кулачковой муфтой. Сбои в работе данного узла говорят о его выработке. Муфту снимают при демонтаже тракторной кабины и меняют на другую – ремонтировать ее нет смысла.
Наличие в управляющем валике, стакане с пружинами и проушинах трещин, вмятин. Они возникают в результате воздействия, чрезмерной нагрузки, износа. Поврежденные и изношенные детали снимают и заменяют новыми.
Наличие подтеков масла на крышке вала. Обнаружить неисправность можно только при визуальном осмотре узла. Возникает она в случае износа уплотняющих элементов – прокладок, манжет, которые требуется заменить другими.
Посторонний шум при максимальной нагрузке на несущую машину. Такое явление возникает при износе шлицовых соединений, опорных подшипников или сателлитных осей, неудовлетворительном техническом состоянии зубцов шестеренок. Детали либо реставрируются (если это возможно), либо заменяются другими. И для первого, и для второго потребуется полностью снять с трактора вал. Особенно тщательная проверка и регулировка понадобится в случае манипуляций с редуктором ходоуменьшителя.
Тракторная техника не выдает предельную мощность во время агрегатирования навесного оборудования. Неполадки возникают из-за ленточных тормозов, которые нужно отрегулировать или заменить, если их толщина составляет менее 2,5мм.
Важная информация, которую следует знать об ВОМ
Состояние вала отбора мощности в сборном виде и отдельных его компонентов необходимо тщательно контролировать. Для этого необходимо периодически проводить осмотр агрегата и его обслуживание, придерживаясь рекомендаций производителя и используя специальные инструменты. Оптимально проводить сервисные работы на профильных СТО, которых в России имеется очень много. Профессиональные действия помогут сохранить гарантию на агрегат и продлить срок его службы, а саму работу вала сделают предельно эффективной.
Точно установить поломку и ее серьезность может только специалист, который также определит причину появления. Выяснение факторов, которые привели к поломке, помогут избежать аналогичных явлений в будущем, а это – экономия денег. Адекватная стратегия устранения обнаруженных дефектов предусматривает обоснование целесообразности ремонтных, восстановительных и реставрационных работ, выбор инструментов и оборудования.
Если вам нужен ВОМ для МТЗ или любые работы с ним (диагностика, реставрация, ремонт, монтаж/демонтаж, регулировка, техобслуживание), то обращайтесь в «Гидролдер». Наша компания имеет собственную СТО в Ростове-на-Дону и огромный склад товаров и комплектующих для максимально оперативной починки.
Вал отбора мощности МТЗ-1221: устройство и регулировка
Для того чтобы навесное оборудование могло функционировать, на тракторах устанавливают устройство, которое передает вращение от двигателя трактора присоединенной системе. Это устройство получило название вал отбора мощности или сокращенно ВОМ. Трактора МТЗ оборудованы ВОМ, установленным обычно в заднем положении, иногда в боковом.
Задний вал отбора мощности МТЗ-1221
Задний вал отбора мощности (ВОМ) трактора МТЗ-1221 имеет двухскоростной независимый (540 и 1000 об/мин) и синхронный (4,18 об/м пути) приводы.
Рис. 1. Планетарный редуктор заднего ВОМ
1 — кронштейн; 2 — гидроцилиндр; 3 — эксцентриковая ось; 4, 5 — рычаг; 6 — валик управления; 7 — стопорная пластина; 8 — болт фиксации хвостовика; 9 — стопорная пластина сменного хвостовика; 10 — сменный хвостовик; 11 — регулировочные винты; 12 — пластина стопорная; 13 — болт фиксации пластины стопорной; 14 — ось; 15 — крышка задняя; 16, 18 — тормозные ленты; 17 — барабан включения; 19 — тормозной барабан; 20 — вал ВОМ; 21 — ось сателлита; 22 — коронная шестерня; 23 — сателлит; 24 — солнечная шестерня; 25 — водило; 26 —вал коронной шестерни; 27 — муфта переключения привода.
Независимый привод осуществляется от опорного диска сцепления через двухскоростной редуктор привода вала отбора мощности, внутренний вал КПП (18), муфту переключения привода (27) (рис. 1) на вал коронной шестерни (26) планетарного редуктора. Синхронный привод осуществляется через муфту переключения (27), соединяющую вал (26) планетарного редуктора с шестерней КПП.
Планетарный редуктор ВОМ МТЗ-1221 расположен в корпусе заднего моста и состоит из коронной шестерни (22), связанной с валом (26), трех сателлитов (23), установленных на осях (21), водила (25) и солнечной шестерни (24). Солнечная шестерня (24) посредством шлицов связана с барабаном включения (17), который вместе с тормозной лентой (16) образует ленточный тормоз включения.
Водило (25) выполнено за одно целое с тормозным барабаном (19), соединенным с валом (20) и вместе с тормозной лентой (18), образующим ленточный тормоз выключения.
Во внутреннюю расточку вала (20) устанавливаются сменные хвостовики вала отбора мощности (10), 8 шлиц (540 об/мин) или 21 шлиц (1000 об/мин). На валике (3) подвижных концов тормозных лент имеется эксцентрик с рычагом (5) для осуществления внешней подрегулировки зазора ленточных тормозов путем поворота валика (3).
Внутри корпуса заднего моста расположены два регулировочных винта (11), связанных с валиком управления (6) и с рычагами (4), (5). ВОМ включен, когда тормозная лента (16) затянута, а тормозная лента (18) отпущена. В этом случае барабан включения (17) и соединенная с ним солнечная шестерня (24) остановлены.
Вращение от коронной шестерни (22) через сателлиты (23), обегающие остановленную солнечную шестерню (24), передается на водило (25) и вал (20) ВОМ. Вал отбора мощности выключен, когда тормозная лента (18) затянута, а тормозная лента (16) отпущена. В этом случае остановлен сменный хвостовик (10).
Управление задним валом отбора мощности (ВОМ) МТЗ-1221
На тракторе установлен гидрофицированный механизм управления задним ВОМ (рис. 2), состоящий из крана управления (2) с тягой (1), гидроцилиндра (7), связанного через рычаг (9) с валиком управления (6) (рис. 1) и маслопроводов (3), (5) и (6) (рис. 2).
Рис. 2. Управление задним ВОМ МТЗ-1221
1 — тяга; 2 — кран управления; 3 — маслопровод отбора масла; 4 —электрогидрораспределитель привода ПВМ; 5 — маслопровод сливной; 6 — маслопроводы гидроцилиндра ВОМ; 7 — гидроцилиндр; 8 — шток; 9 — рычаг.
Напорный маслопровод (З) связывает кран (2) с краном управления ПВМ (передний ведущий мост). Управляющие маслопроводы (6) соединяют кран (2) с гидроцилиндром (7). «ВОМ включен» — крайнее верхнее положение; «ВОМ выключен» — крайнее нижнее положение.
На правильно отрегулированном вале отбора мощности расстояние «А» между головкой штока (8) цилиндра (7) и крышкой равно: 64 ±2 мм (включен); 41 + 2 мм (выключен).
Передний вал отбора мощности (ВОМ) МТЗ-1221
Передний ВОМ трактора МТЗ-1221 предназначен для привода с/х машин, расположенных на переднем навесном устройстве, имеет независимый привод с направлением вращения хвостовика по часовой стрелке, если смотреть на его торец, и обеспечивает частоту вращения хвостовика 1000 об/мин при частоте вращения двигателя 1845 об/мин с реализацией мощности 44 кВт (60 л.с.), не более.
Привод переднего ВОМ осуществляется от шкива (1) коленчатого вала двигателя к редуктору (4) через проставку (2), постоянно установленную в шкиве (1) и карданный вал (3).
Рис.3.Передний вал отбора мощности (ВОМ)
1 — шкив; 2 — проставка; 3 — карданный вал; 4 — редуктор; «А» — величина выдвижения штока
Устройство и работа переднего вала отбора мощности МТЗ-1221
В редукторе переднего вала отбора мощности МТЗ-1221 передача мощности осуществляется от вала (12) к хвостовику (1) через расположенные на валу (12) переключаемую муфту (11), шестерню (10), промежуточную шестерню (24), шестерню (17), установленную на валу (16), который связан с коронной шестерней (9) планетарного редуктора.
Планетарный редуктор унифицирован с планетарным редуктором ВОМ тракторов МТЗ-80. Он управляется гидроцилиндром (15), связанным с поворотным валиком (18), воздействующим на рычаги (19) ленточных тормозов.
На минимально устойчивых оборотах двигателя включите привод переднего ВОМ, для чего поверните рычаг (22), расположенный сверху корпуса редуктора, против часовой стрелки, предварительно отпустив болт (23).
Выключение привода осуществляйте поворотом рычага (22) по часовой стрелке. После завершения переключений затяните болт (23).
Включение и отключение вала отбора мощности производите следующим образом:
Включение переднего ВОМ МТЗ-1221 производите на холостых оборотах двигателя и только после разгона с/х машины увеличьте частоту вращения двигателя до требуемой.
Для замены хвостовика (1) выключите ВОМ, остановите двигатель, отверните шесть болтов (3), снимите пластину (2), выньте хвостовик (1) и установите требуемый, предварительно смазав тонким слоем консистентной смазки центрирующую поверхность. Операцию сборки повторите в обратной последовательности.
При замене масла в редукторе новое масло должно быть заправлено до уровня контрольной пробки (13). Периодически проверяйте выход штока цилиндра управления (размер «А»). Если выход штока при положении «выключен» менее 45 мм или при положении «включен» более 90 мм, замените накладки ленточных тормозов.
Управление передним валом отбора мощности (ВОМ) МТЗ 1221
Управление передним ВОМ МТЗ-1221 осуществляется электрогидравлической системой.
Рис. 4. Управление передним валом отбора мощности МТЗ-1221
1 — жгут; 2 — пульт; 3 — переключатель; 4 — включатель кнопочный; 5 — лампа контрольная; 6 — жгут; 7 — электрогидрораспределитель
Электрическая часть системы управления передним валом отбора мощности МТЗ 1221 входит в объединенную систему управления БД (блокировкой дифференциала) заднего моста, приводом ПВМ (переднего ведущего моста) и передним валом отбора мощности и состоит из установленных в кабине справа от водителя на пульте (2) переключателя (3), кнопочного выключателя (4), контрольной лампы (5), расположенного в пульте (2) реле, соединенных между собой согласно прилагаемой электрической схемы при помощи жгута (1) по кабине (жгута объединенной системы управления БД ПВМ и ПВОМ), связанного в свою очередь со жгутом (6) по трансмиссии, подсоединенным к электрогидрораспределителю (7) включения привода передним ВОМ.
Система запитана от бортовой электросети трактора согласно прилагаемой электрической схемы. Напряжение питания в систему подается после пуска двигателя. Электрогидрораспределитель (7) управляет потоком масла, подводимым к гидроцилиндру механизма управления ленточными тормозами планетарного редуктора.
Переключатель (3) имеет два фиксированных положения:
Для включения привода переднего вала отбора мощности МТЗ-1221 необходимо при работающем двигателе переключатель (3) перевести в положение «Включение» и затем нажать на кнопочный выключатель (4) пуска переднего вала отбора мощности и отпустить его.
При этом контакты реле в пульте (2) замыкаются и на электромагнит электрогидрораспределителя (7) подается напряжение, перемещается золотник электрогидрораспределителя (7) и масло под давлением подается в безштоковую полость гидроцилиндра управления передним ВОМ, а штоковая полость соединяется со сливом. Включение привода передним валом отбора мощности МТЗ-1221 сигнализируется контрольной лампой (5).
Для отключения необходимо перевести переключатель (3) в положение «отключен» (нажать на рифленую часть переключателя).
При этом контакты реле в пульте (2) размыкаются, электромагнит электрогидрораспределителя (7) обесточивается, золотник возвращается в исходное положение, безштоковая полость гидроцилиндра соединяется со сливом, масло подается в штоковую полость, привод выключается, контрольная лампа (5) гаснет.
При останове двигателя (глушении) передний ВОМ автоматически отключается. Поэтому после следующего запуска двигателя для включения привода необходимо нажать на кнопочный выключатель (4).
Дополнительная информация
Задний ВОМ
Задний вал представляет собой комбинированный механизм, то есть может работать в двух режимах:
Боковой ВОМ
Боковой ВОМ необходим, чтобы привести в действие механизмы и приспособления, которые навешены на трактор в передней или боковой частях. Конструкционно он представляет собой отдельный механизм в корпусе из чугуна, прикрепляется с помощью штифтов и болтов на левый люк КПП трактора.
Боковой ВОМ имеет только независимый привод и подключен к коробке передач.
Для включения бокового ВОМ необходимо потянуть вверх тягу, которая находится в кабине слева от сиденья тракториста. При этом поворотный рычаг сдвигает валик с поводком, а подвижная шестерня зацепляется с шестерней КПП. Боковой ВОМ работает в двух режимах: 535 об/мин и 735 об/мин. Режим переключается понижающим редуктором коробки перемены передач.
Состав ВОМ
Основными компонентами вала отбора мощности относятся 2-х скоростной редуктор, переключатель привода с независимого на синхронный и планетарный редуктор.
Главным механизмом, который отвечает за включение определенного типа привода и изменение крутящего момента является планетарный редуктор.
Планетарный редуктор
Основной его частью является водило. На ступицу водила на бронзовой втулке установлена солнечная шестеренка. В водило запрессованы втулки, на которых смонтированы три сателлита. С помощью шлицевого соединения водило зацеплено с валом. Вал оканчивается хвостовиком, с которого производится отбор мощности. Само водило охвачено коронной шестерней с валом привода, на который через муфту передается вращение.
Переключение производится с помощью рукоятки, которая находится в кабине тракториста. Поворачивая против часовой стрелки включают зависимый режим, по часовой – независимый. Для отключения ВОМ необходимо перевести поводок в среднее положение.
Редуктор располагается в корпусе заднего моста трактора.
Механизм включения ВОМ состоит из тормозных барабанов и лент и устройства привода лент. Один из тормозных барабанов установлен на водило. Другой жестко привязан к солнечной шестерне. Оба барабана могут блокироваться тормозными лентами, расположенными вокруг.
Принцип работы заключается в следующем: рычаг включения ВОМ перемещается назад в положение «Вкл». При этом барабан солнечной шестерни тормозится и блокируется тормозной лентой, а барабан водила, наоборот, отпускается. Таким образом, сателлиты перемещаются по застопоренной солнечной шестерне, соответственно проворачивается водило и его вал.
Чтобы выключить ВОМ, необходимо перевести рычаг вперед, в положение «Выкл», и происходит зеркальный процесс. Тормозная лента стопорит барабан водила, а солнечная шестерня разблокируется. Соответственно коронная шестерня через сателлиты передает энергию на солнечную шестерню, которая вращается без какой-либо нагрузки.
Эксплуатация
Основные правила, которые необходимо соблюдать при эксплуатации ВОМ:
Неисправности и регулировки ВОМ
Учитывая простоту конструкции, для механизма ВОМ тракторов МТЗ не нужны специальные процедуры ТО. Наиболее подвержены неисправностям элементы управления работой ВОМ. В случае появления какого-либо из следующих признаков:
необходимо провести проверку на целостность, износ деталей, при необходимости осуществить регулировки или ремонт. Также ремонт может понадобиться в случае, если вал начал пробуксовывать.
Внешние регулировки
Если внешняя регулировка производилась неоднократно, ось может быть повернута до упора и провернуть ее дальше не будет возможности. В таком случае необходимо поворотом против часовой стрелки установить ее в крайнее левое положение и начать регулировку сначала.
Правильно проведенную процедуру видно, если рычаг управления не доходит до конца прорези около 3 см и четко проходит (со щелчком) через нейтральную позицию.
После ремонтных работ или замены каких-либо деталей необходимо провести внутренние регулировки:
Если при отключении ВОМ его хвостовик продолжает вращаться, либо при работе наблюдается неравномерное вращение, необходимо провести регулировку тормозных лент. Регулировка производится следующим образом:
Демонтаж ВОМ
При сильном износе тормозных лент, когда регулировкой не получается добиться нужного эффекта, необходимо бывает демонтировать ВОМ для их замены.
Ситуации, когда появляется шум, который нарастает пропорционально увеличению крутящего момента, выбросы масла на корпус могут сигнализировать о том, что изношены шлицы вала, элементы планетарного редуктора, возможно уплотнительные манжеты потеряли эластичность или разрушились. В таких случаях вом необходимо провести демонтаж ВОМ для оценки технического состояния его деталей. При обнаружении дефектов, поврежденные элементы необходимо заменить.
Особенности устройства и регулировки вала отбора мощности МТЗ 1221
Вал отбора мощности является частью трансмиссии, обеспечивающий привод используемых в агрегате с трактором машин. Мтз 1221 имеет схожую конструкцию ВОМ с трактором Беларус МТЗ 82, где его независимый привод организован от муфты сцепления и проходит через три части трансмиссии (промежутку, КПП и задний мост), а синхронный привод от шестерни промежуточного вала КПП со стороны соединения с задним мостом. Редуктор включения размещён в нижней части корпуса заднего моста и выходит приводным шлицевым хвостовиком наружу задней стенки моста.
В материале изложены особенности, виды конструкций механизмов вала отбора мощности трактора Беларус 1221 и его модификаций.
Особенности конструкции ВОМ Беларус 1221
Учитывая, что данный трактор является более усовершенствованным в части эргономики управления МТЗ 1221 имеет ряд отличий в сравнении с устройством в механизмах вала отбора мощности МТЗ 82, а также присутствуют отличия конструкции непосредственно в ряде выпускаемых модификаций данной машины.
Основным отличием от МТЗ 82 является усовершенствованная система управления, где включение ВОМ осуществляется не механически — системой тяг и рычагов, а встроенным гидроцилиндром, взаимодействующим также с тормозными лентами планетарного редуктора ВОМ через систему рычагов. Давление на цилиндр подаётся от гидросистемы трансмиссии, через управляемый тягой золотник отдельного распределителя. Также по заказу управление может быть организовано в составе электронной системы управления трактором отдельной клавишной кнопкой на боковой панели управления, где давление на гидроцилиндр в приводе управления заднего ВОМ подаётся встроенным распределителем с электромагнитным клапаном.
Касаемо отличий устройства среди модификаций трактора нужно отметить, что машины 1221.2, 1221.3, 1221.4 оснащены планетарным редуктором заднего вала отбора мощности с ленточными тормозами, а последние модификации 1221.5, 1221.6 оснащаются редуктором с гидроподжимными дисковыми муфтами.
Самая современная модификация 1221.6 с комплексной электронной системой управления КЭСУ оборудована диагностирующими индикаторами работы ВОМ, кнопкой аварийной остановки ВОМ и автоматическим отключением его привода при остановке дизеля.
Вместе с тем все версии трактора по заказу могут оснащаться передним ВОМ, также управляемым распределителем с электромагнитным клапаном через кнопку на боковом пульте управления в кабине.
Устройство независимого привода
В данном режиме вращение передаётся постоянным потоком при работающем двигателе трактора. Мощность отбирается непосредственно от ступицы нажимного диска сцепления и входящего в её шлицы вала привода ВОМ.
Посаженный на силовой вал трубчатый вал привода ВОМ выполнен заодно целое с двумя цилиндрическими ведущими шестернями двухскоростного редуктора независимого режима. Обе ведущие шестерни находятся в постоянном зацеплении с ведомыми цилиндрическими шестернями, размещенными на отдельном валу. Переключение скорости вращения привода (540 или 1000 об/мин) осуществляется зубчатой муфтой, организованной между двумя ведомыми шестернями путём её осевого перемещения через вилку и поводок, выведенный наружу промежуточного корпуса. Далее привод передаётся валом, проходящим через трубчатый промежуточный вал коробки передач. Шлицевой выход вала взаимодействует с кулачковой муфтой переключения режимов привода и при включении зацепления передаётся по валу, размещённому на подшипниковой опоре в перегородке корпуса заднего моста, обеспечивая привод управляемому планетарному редуктору заднего ВОМ.
Устройство синхронного привода
Данный режим привода передаёт вращение только при движении трактора со скоростью вращения соединительного шлицевого хвостовка заднего ВОМ 4,87 оборотов на 1 метр пути машины (при установленных задних шинах 18.4R38). Непосредственный привод синхронного режима осуществляется от шестерни на промежуточном валу КПП, взаимодействующей с планетарным редуктором включения ВОМ при соответствующем переключении кулачковой муфты. Использование данного режима привода рекомендуется при скорости движении трактора не больше 8 км/час.
Ленточный редуктор ВОМ
Устройство планетарного редуктора с ленточными тормозами заднего ВОМ трактора МТЗ 1221 не отличаются от устанавливаемого на трактора Беларус 82(80), принцип работы и сборочный порядок абсолютно одинаков.
Функция редуктора заключается в остановке и запуске вращения приводного заднего хвостовика при включённом режиме привода. Управление осуществляется работой планетарного механизма узла путём переключения двух тормозных лент, одна из которых установлена на барабане водила другая на барабане солнечной шестерни планетарки.
Для включения вращения тормозная лента на барабане солнечной шестерне затормаживается, а на водиле отпускается. Таким образом, коронная шестерня зубцами своего внутреннего венца, вращая сателлиты на осях водила, заставляет их обкатываться о венец заторможенной солнечной шестерни, обеспечивая передачу вращения на само водило и жёстко установленный в шлицы его ступицы вал редуктора.
В обратной ситуации, когда солнечная шестерня освобождена, а водило вместе с валом привода заторможено — вращение от коронной шестерни через сателлиты передаётся на солнечную шестерню обеспечивая ей холостое вращение вместе с одноимённым расторможенным барабаном.
Дисковый ВОМ
В усовершенствованных версиях МТЗ 1221.5, 1221.6 установлен планетарный редуктор включения с гидроподжимными фрикционными дисковыми муфтами (номер редуктора по каталогу 1025-4202020).
Конструкция редуктора выполнена таким образом: муфта водила связана своими ведущими дисками с корпусом редуктора, а ведомыми – с зубчатым венцом муфты, изготовленным заодно целое с солнечной шестерней. Вторая муфта ведущими дисками с зубчатым венцом муфты на валу редуктора, а ведомыми дисками с крышкой редуктора.
Принцип работы редуктора остаётся тем же. При затормаживании солнечной шестерни сателлиты, вращаясь под действием коронного венца привода обкатываются по статичному заторможенному венцу солнечной шестерни увлекают за собой водило вместе с валом редуктора обеспечивая вращение шлицевому соединительному наружному хвостовику. Торможение солнечной шестерни обусловлено соединением дисков муфты со статичным корпусом редуктора.
При подаче давления на муфту вала, водило посаженное на его шлицы тоже останавливается и привод вала прекращается. Вращение от коронной шестерни вращает сателлиты вместе с расторможенной солнечной шестерней в холостую. Остановка обеспечивается соединением муфтой вала и крышки редуктора.
Подшипники механизмов привода и редукторов ВОМ МТЗ 1221
6 шт
Управление валом отбора мощности МТЗ 1221
Перед началом работ с приводным оборудованием нужно изучить технические требования к агригатированию используемого оборудования с трактором. Привести в соответствие приводные шлицевые хвостовики с учётом режимов и скоростью вращения привода. Установить соответствующую скорость привода.
Для индикации работы ВОМ тахоспидометр на панели управления трактора вместе с стрелочным указателем частоты вращения коленчатого вала дизеля, дисплеем счетчика моточасов и скорости движения оборудован двумя шкалами частоты вращения вала отбора мощности в режимах скорости 540 и 1000 об/мин. Считывание сигналов для отображения частоты вращения ВОМ производится датчиком на редукторе заднего ВОМ, либо при его отсутствии считывание данных для индикации оборотов происходят из фазной обмотки генератора.
В системе управления валом отбора мощности присутствуют следующие сегменты управления:
Выбор режима привода
Орган управления режимами работы привода размещён у основания сидения водителя в виде рукоятки передвигающейся в горизонтальной плоскости поперёк оси движения трактора. Рукоятка переключения режимов работы имеет три положения:
Также в некоторых версиях Беларус 1221 переход режимов осуществляется вертикальным перемещением рукоятки, где средне является нейтральным, верхнее — независимым, нижнее — синхронным.
Синхронный режим включают только из нейтрального положения, при работающем дизеле на низших передачах второго или первого диапазона в движении трактора. Переключение в нейтральное положение производят аналогично. Переход на независимый режим производят также с нейтрального положения рычага переключения режимов только при заглушенном дизеле. Аналогично производят перевод в нейтраль.
Управление приводом
Включение или выключение привода производят только при установленном режиме привода ВОМ — «синхронном или независимом». Во избежание поломки кулачковой муфты переключения режимов запрещено включать ВОМ в нейтральном положении рукоятки управления режимами. Включение и выключение привода осуществляют при работающем дизеле в режиме оборотов 1000-1100 об/мин.
Рукоятка управления редуктором ВОМ имеет два положения:
Выбор скорости вращения независимого режима
Орган переключения скорости вращения независимого режима работы находится на корпусе промежуточной части трансмиссии в виде фиксируемого поводка болтом. Для установки нужной скорости ослабляют болт и устанавливают поводок в соответствующее выбранной скорости положение.
Установленная скорость вращения всегда должна соответствовать используемому приводному хвостовику и техническим требованиям приводной агрегатируемой машины.
При эксплуатации трактора без использования вала отбора мощности рекомендуется устанавливать скорость независимого режима на 540 об/мин, при этом рукоятка режимов привода должна быть в нейтральном положении, тяга включения заднего ВОМ в нижнем выключенном положении или кнопка управления на пульте в положении «выключено», на хвостовик установлен защитный колпак.
Сменные хвостовики
Редуктора вала отбора мощности комплектуются сменными шлицевыми хвостовиками на 6, 8 или 21 шлиц, где хвостовики на 6 и 8 шлицов используются для силового режима привода со скоростью вращения 540 об/мин, на 21 шлиц — для привода высокой мощности с вращением 1000 об/мин.
Замена осуществляется снятием крышки хвостовика при откручивании четырёх болтов и шести ботов поджимающей пластины, после чего меняется хвостовик в торцевой шлицевом посадочном месте вала редуктора. При сборке болты крепления пластины и крышки затягиваются с моментом 40 – 50 Н.м.
Регулировка редуктора ВОМ
Признаками необходимости настройки привода управления редуктором ВОМ и его тормозных лент является пробуксовка тормозных лент и несоответствующий вылет штока цилиндра в приводе включения, где нормальный вылет в положении «выключено» должен быть 41 мм, в положении «включено» — 64 мм.(расстояние А на схеме). При достижении вылета штока во включённом положении больше 80 мм и выключенном менее 32 мм необходимо провести регулировку зазора ленточных тормозов редуктора.
Внешняя регулировка
Первичную внешнюю регулировку осуществляют при установленном нейтральном положении рычага выбора режима привода заднего ВОМ, при работающем дизеле.
Внутренняя регулировка
Если регулировка не позволяет установить допустимый вылет штока цилиндра, а лыска эксцентрикового регулировочного вала в результате настройки переместилась из своего правого вертикального положения в крайнее левое производят внутреннюю регулировку тормозных лент.
Давление в системе управление должно быть не менее 1 мПа (10 кгс/см²). Размер вылета штока цилиндра должен соответствовать во включённом положении 64+/-2 мм, в выключенном 41+/-2 мм. Если регулировка не дала результата и ленты редуктора продолжают пробуксовывать производят полную их замену.
- Буксует вом на мтз 82 что делать видео
- Буксует вом на мтз что делать