Букшеринг что это такое
Свобода вместо помойки: что такое буккроссинг
Что такое буккроссинг и зачем он нужен?
Буккроссинг (в переводе с английского — «перекрестный обмен книгами») — это международное общественное движение. Его предназначение — «отпускать тома на волю» и пропагандировать ответственное «книжное потребление». Буккроссинг — это одна из экологичных альтернатив покупкам книг. Суть движения проста — человек, прочитав книгу, оставляет ее в общественном месте (кафе, библиотеке, станции метро) для того, чтобы любой желающий мог забрать его себе. Этот человек позже запускает процесс заново.
«Поделиться книгами с друзьями и соседями — это естественный инстинкт. Я надеюсь, буккроссинг вносит хотя бы небольшие изменения в отношение людей к ценности книг. К тому же, движение позволяет найти общий язык совершенно незнакомым людям, создавая Всемирную библиотеку — своеобразную группу любителей чтения, не знающей географических границ», — считает создатель первого официального буккроссинг-сервиса Рон Хорнбейкер.
«Буккроссинг — это экологично. Каждый желающий может оставить в пункте буккроссинга свою книгу и бесплатно взять любую понравившуюся. Так книги, которые кому-то уже не нужны, попадут не в макулатуру и, что гораздо хуже, на свалку, а к тому, кто их с удовольствием прочитает. Буккроссинг позволяет не только сэкономить природные ресурсы — леса, энергию и воду, но и пространство в жилищах людей» — утверждает эколог Наталия Сибирцева.
Буккроссинг — это не то же самое, что простой обмен книгами. Давая почитать книгу своему другу или знакомому, вы ждете, что она вернется к вам. «Книговорот» же предполагает, что вы отпускаете том в свободное плавание навсегда.
Где я могу оставить или взять книгу?
В России активно развиваются и официальные, и неформальные точки буккроссинга. Стихийные книжные полки разбросаны по всему городу, чаще всего они находятся в кафе и коворкингах. В Москве постоянные (буккроссеры называют их «безопасными») места обмена книгами есть в нескольких музеях, центрах госуслуг, вокзалах, множестве библиотек и даже парках — найти подходящий вам адрес можно здесь. Такие же точки есть в Санкт-Петербурге, Воронеже, Смоленске и других городах России.
У меня нет времени идти в библиотеку, как быть?
Точки буккроссинга есть даже в Московском метро. Пока вы едете по делам, вы можете бесплатно взять книгу на полке у стойки «Живое общение» в объединенном вестибюле станций метро «Пушкинская» и «Тверская». Отдать прочитанную книгу или сдать свои собственные можно на такой стойке любой станции метро.
Я могу передать книгу иностранцу?
В 2001 году специалист по интернет-технологиям Рон Хорнбэейкер запустил специальный международный сайт BookCrossing (он считается родоначальником официального буккроссинга). Сервис позволяет отслеживать местонахождение переданной книги, общаться с пользователями на форуме, покупать книги со скидками и даже создать официальные зоны книжного кроссинга в своих местных библиотеках, кафе или коворкингах. Сейчас международное сообщество буккроссинга насчитывает почти 2 млн участников из 132 стран, которые передали друг другу около 13,5 млн томов.
Букшеринг что это такое
Ты добавляешь книги в свой личный кабинет, фотографируешь обложку книги и парочку рандомных страниц, которые тебе подскажет система. Это сделано для того, чтобы обезопасить всех и проверить, точно ли книга у тебя на руках и в хорошем состоянии.
После прохождения модерации, книга добавляется в твой личный кабинет и все пользователи смогут найти твою книжку в поиске.
Далее, тебе поступает запрос от другого пользователя, которому понравилась твоя книга, и ты сам решаешь, отдавать книгу именно этому человеку или подождать, когда кто-нибудь другой запросит её же.
Ещё раз, выбор кому отдать книгу стоит за тобой! Это будет не рандомный пользователь, а тот, кого выберешь ты.
После того, как вы встретились и ты отдал книгу, тебе зачислился Bookcoin и вы друг другу оставляете отзыв. Как прошла встреча, в каком состоянии была книга (актуально для принимающей стороны) и просто общие комментарии о человеке.
Чтобы взять книгу, нужно выполнить несколько простых действий:
1. Найти нужную книгу в поиске.
2. Отправить запрос держателю книги о том, что ты хочешь взять его книгу.
3. После того как держатель книги подтвердит запрос, во внутреннем чате договариваетесь с ним о месте и времени встречи и передачи книги.
4. В назначенное время и место приходите и обмениваетесь книгами.
Принцип работы нашей платформы:
Делишься своими книгами, зарабатываешь буккоины и получаешь доступ к книгам других людей.
Мы сформировали 2 типа книг:
1. Художественные книги, фантастика, классика и все прочие книги, у которых цена по рынку ниже 500 рублей*
За такие книги начисляется 1 буккоин.
2. Книги по саморазвитию, бизнесу, бестселлеры, большинство нон-фикшн книг и все прочие книги, у которых цена по рынку выше 500 рублей*
За такие книги начисляются 3 буккоина.
Буккоины можно получить 5 способами:
1. Выставить книгу в личный кабинет и дождаться, когда она кому-либо понравится и отдать её.
За это ты получишь либо 1 буккоин, либо 3, смотря к какому типу относилась книга, которую ты отдал.
2. Купить их в приложении или на сайте.
3. Приглашай друзей. За каждого приглашенного друга начисляется 1 буккоин.
4. Добавляй книги. За каждую 5ю добавленную на нашу платформу книгу начисляется 1 буккоин.
5. Поделиться в соц. сетях и рассказать о нашей платформе. За каждую соц. сеть начисляется 1 буккоин.
Буккоины можно потратить 2 способами:
1. Взять книгу
2. Обменять на призы от партнёров.
Буккроссинг, коливинг, каршеринг: объясняем термины современной экономики
Молодое поколение полностью меняет свои представления о потреблении. Сейчас человеку важнее функционал и свойства вещи, чем обладание. Отношение к вещам меняется в сторону выгодного и рационального использования. Положение и будущее шеринговой экономики в комментарии для «Слово и Дело» описала директор по развитию розничного бизнеса банка РГС Марина Дембицкая.
Задумайтесь, многим ли сегодня нужна собственная машина? Урбанисты и экономисты считают, что легковой автомобиль — это самый неэффективный вид передвижения по городу, ведь в среднем он перевозит всего 1,3 человека. Чтобы не обременять себя покупкой и обслуживанием автомобиля многие выбирают каршеринг — совместное пользование автомобилем. Просто выбираешь ближайшую машину и едешь — по деньгам выходит намного дешевле.
В условиях пандемии и развития удаленной работы многие пересмотрели свой взгляд и на владение жильем. Зачем брать ипотеку и десятилетиями привязываться к банку, когда можно снять квартиру или дом? Зачем привязываться к одному городу или стране, когда можно жить, где захочешь?
Зачем человеку собственный велосипед, дрель, которой пользуешься раз в год, палатка для кемпинга — если все эти вещи можно арендовать у других? А потом ею воспользуется тот, кому она в данный момент нужна.
«Результаты опроса предпочтений автовладельцев, проведенного «РГС Банком» в мае, показали, что несмотря на растущий тренд использования услуг каршеринга, все-таки большая часть россиян и автовладельцев в частности все еще воспринимает данную услуг как второстепенную, вспомогательную, и вполне могут обойтись без нее в случае форс-мажорных ситуаций, к примеру, в условиях пандемии», — приводит данные Дембицкая.
Мария Дембицкая считает, что популярность шеринговых сервисов в России возможна только в случае их доступности широким слоям населения в разных регионах, а не только в крупных мегаполисах.
Какие понятия должен знать каждый, кому интересна шеринговая экономика
Коливинг
Коливинг — это совместное проживание. Это такая шеринговая идея, когда люди — чаще всего единомышленники — живут в одном пространстве. Коливинг — это современная коммуна, которая отличается совместными культурными мероприятиями, совместным приемом пищи и совместной коммуникацией. Коливинг стал популярным в последнее время среди молодых людей. Причина проста — у них не всегда есть возможность приобрести собственную квартиру, да и привязываться к одному месту они не хотят.
Коливинг — это отличная возможность найти единомышленников.
Источник фото: pixabay.com
Буккроссинг
Буккросинг — это обмен книгами. Это совсем молодое течение, которое стало активно развиваться в последние годы. Работает это так: на определенных шеринговых площадках в интернете или в общественных местах люди предоставляют книги, которые кто угодно может бесплатно почитать и вернуть обратно. Букшеринг — это экологично. Он спасает от лишнего использования бумаги, ведь для того, чтобы изготовить книгу, нужно очень много целлюлозы и воды.
Дресскроссинг
Дресскроссинг — это обмен ненужной одеждой и аксессуарами. Если вам необходимо красивое платье на один вечер, или сумасшедший костюм на Хеллоуин, необязательно тратить деньги на новый наряд. Поищите пункты дресскроссинга в вашем городе или группы в социальных сетях, и вы сможете каждый праздник быть красивой, не потратив много денег.
Сегодня мир страдает от перепроизводства одежды. Мир моды — один из самых вредных для экологии, ведь ежегодно в мире производятся сотни тонн вещей, которые далеко не всегда продаются. Возможно, стоит подумать о природе и о своем кошельке.
Каучсерфинг
Изначально CouchSurfing — это крупнейшая гостевая сеть в мире, которая объединяет людей по всему миру, приглашая путешественников бесплатно переночевать или пожить в другой, незнакомой стране.
Со временем появилось отдельное название движения — каучсерфинг. Теперь можно не привязываться к одной компании, а находить людей по всему свету, которые готовы бесплатно приютить путника.
Источник фото: pixabay.com
Велошеринг и кикшеринг
Велошеринг — это велосипед напрокат. Кикшеринг — то же самое, только с самокатом. В больших городах эти движения набирают особую популярность. Не каждый может позволить себе держать дома собственный велосипед или электросамокат, но, благодаря онлайн-сервисам, каждый может доехать до работы или покататься в парке за небольшую цену.
Согласно исследованию аудиторской компании PwC, американцы, которые привнесли в свою жизнь шеринговую экономику, признались, что их жизнь стала эффективнее. Шеринг делает жизнь доступнее и добрее.
Запуск букшеринга в большой компании — опыт РБК
Менеджер по коммуникациям РБК Екатерина Кудрявцева написала для vc.ru колонку о том, как при помощи мебели из IKEA, одного художника и нескольких единомышленников придумать и создать в помещении крупного медиахолдинга новое пространство для обмена книгами.
В начале ноября мы открыли в офисе РБК книжное пространство, работающее по принципу букшеринга.
Почему такая идея появилась? Мы ощущали нехватку места, которое не было бы кабинетом или переговоркой, где можно поработать, почитать или пообщаться с коллегами и сотрудниками из других отделов, этажей (в большом офисном здании можно сказать — вселенных).
Мы решили организовать комфортное и стильное пространство, заполненное классными книгами, где приятно находиться и в которое может зайти любой сотрудник компании в любое время. Ограничения — нехватка свободного места и традиционный минимум ресурсов.
О месте
Еще на этапе планирования мы ломали голову над тем, где найти место для книг: не сквозное, но мимо которого ходят люди; не закрытое, но уютное. Мы также предположили, что делать библиотеку для всех выше четвертого этажа бессмысленно – туда вряд ли будут специально подниматься (большая часть сотрудников РБК работает на первых трех этажах здания, активные переговорки находятся на первом этаже). Свободных пространств в компании, где работает более тысячи человек, вообще не очень много — мест, отвечающих таким условиям, в девятиэтажном здании не оказалось.
В итоге, посоветовавшись с HR-департаментом, мы остановили свой выбор на выходе с лестничной площадки на третьем этаже — это место более или менее отвечало нашим условиям: хорошее освещение, светлые стены. Следующий шаг — превратить ничем не примечательный коридорчик в место, где захочется находиться.
Фото: Олег Яковлев для РБК
Об оформлении
Параллельно мы начали поиски художника, который превратил бы стены коридора во что-то атмосферное и красивое. Процесс занял больше двух месяцев (справедливости ради скажем, что занимались мы им в свободное от основной работы время — конечно, это можно было сделать и быстрее).
Мы бросили клич на Facebook, познакомились со многими талантливыми граффитчиками и артерами и даже почти выбрали художника, который нам очень понравился. Но сложность была в том, что оформление корпоративного пространства должно (так или иначе) соответствовать бренду эстетически, оставаясь при этом стильным и понятным.
Наконец мы нашли художника, чьи творческие интересы встречались с нашим представлением о брендированном прекрасном на полпути. Кирилл Соколов согласился нарисовать невозможное пространство в духе Эшера и фирменных цветах и геометрических формах РБК. Такое решение — не только эстетическое, но и функциональное: визуальные иллюзии добавили в наш коридорчик ощущение простора.
Кирилл нарисовал эскиз, мы получили модель пространства с рисунком и сразу поняли: это то, что нужно. И новая трудность: как расписать стены так, чтобы запах краски не мешал работать редакции телеканала (именно он находится на третьем этаже офиса)?
Кирилл оформлял стены два неполных будних дня. Мы могли перенести работу на выходные, но большого смысла это не имело — телеканал работает 24/7, офис никогда не бывает пустым. К счастью, пространство от входа в редакцию отделяет лифтовая зона и две двери, поэтому коллеги неудобств не ощутили (или оказались достаточно вежливыми, чтобы не жаловаться на них).
Впрочем, запах краски окончательно выветрился за четыре дня при открытом окне — мы надеялись, это будет быстрей. После этого можно было ставить стеллажи и расставлять книги.
О мебели
Так как с самого начала проекта ресурсы (в том числе и финансовые) были ограничены, за мебелью мы сначала отправились на склад компании. Но, балансируя между экономией и единством стиля, в итоге поехали в IKEA.
Наше небольшое пространство требовало простой, вписывающейся в любой антураж мебели — не офисной. В IKEA мы купили несколько базовых стеллажей (каждый из вас их не раз видел), столики и напольные светильники. Кресла-мешки заказали в одном из многочисленных интернет-магазинов мягкой мебели, выбрав недорогие, не маркие и в корпоративных цветах.
О книгах
Нам не хотелось приглашать коллег к пустым полкам, поэтому мы подружились с крупнейшими книжными издательствами. Они согласились поддержать наш проект, за что им огромное читательское спасибо: сейчас в РБК читают и обмениваются лучшими книжками от «Эксмо-АСТ», «Азбуки Аттикус», Corpus и «Альпины Паблишер»: это и художественная литература, и нон-фикшн, и деловые книги.
Обо всём остальном
Мы придумали несколько способов взаимодействия с пространством. Первый — очевидный. Quid pro quo: берете книгу — оставляете книгу. Судя по результатам первой недели работы «РБК Книги», оно выполняется: книги меняются, приходят и уходят, но их общее количество сохраняется.
Отсюда — второй способ, «ответственный». На маркерной доске мы отмечаем, сколько книг в пространстве сейчас: когда кто-то берет или оставляет книги в пространстве, он меняет общий книжный «баланс».
Наконец, третий и, наверное, самый важный — социальный. В книгах есть закладки: там можно записать впечатление о книге или свои контактные данные, если есть желание обсудить прочитанное. Кто знает, вдруг это положит начало книжному клубу или чему-то подобному (мы видели такое только в американских сериалах, но с чем черт не шутит).
И, разумеется, сюда можно просто зайти посреди рабочего дня: сменить обстановку, почитать, поработать и пообщаться.
О результатах
РБК — крупная компания. Здесь работает много людей, и все они разные, у них разные интересы, разные хобби, и им интересны разные книги. Поэтому, например, мы не можем сделать только «библиотеку, полезную для бизнеса» — корпоративная библиотека должна быть полезна для всех. Но мы обязательно будем выделять отдельные полки под тематические подборки книг.
Дальнейших планов много — уже очевидно, что «РБК Книги» будут жить не только в нашем небольшом букшеринге. В будущем мы хотим обмениваться книгами с другими компаниями, разрабатывать тематические подборки (как на «физических носителях», так и в диджитале). Возможно, выведем проект во внешний мир.
«Кому-то жалко животных, а мне жалко книги»
МОСЛЕНТА поговорила с владельцами трех независимых книжных магазинов, которые сами ищут, покупают и продают редкие издания. Оказалось, что это не всегда романтичное занятие: иногда редкую книгу приходится буквально спасать с помойки или от нерадивого владельца.
Книжники рассказали, какие сложности подстерегают букиниста в поисках книги, почему букинистическая книга стоит меньше, чем место на полке, и где найти энтузиастов, чтобы обустроить небольшой магазин в коммуналке.
Екатерина Климова и Яков Петерс, магазин букинистических и антикварных книг «Чтец»
Адрес магазина: ул.Большая Татарская 25-27, стр.1
Букинистика: от 50 рублей («Русские романсы и песни») до 6000 («Атлас Тибетской медицины»)
Антикварные книги: от 250 рублей («Краткая грамматика английского языка» 1916 года) до 250 000 («Ярославская Большая мануфактура» 1910 год)
Яков: Мне давно хотелось организовать какое-то новое «книжное» пространство. Обычные букинистические магазины – серое, унылое помещение, заставленное дешёвыми однотипными стеллажами, – всегда угнетали, вызывали тоску. Они не для людей.
Екатерина: Они вполне отвечали духу времени и предназначены были скорее для коллекционеров. А коллекционеры – необычные люди.
Для коллекционеров книги – это их «всё», они полностью захвачены книгами и отдадут за них буквально последние штаны.
Я бывала в квартирах таких людей. Очень страшное зрелище: всё пространство вплоть до потолка заполнено только книгами, коробками с книгами, сумками с книгами, иногда там не было даже кровати, только узенькая тропинка на кухню и в туалет. Но таких мало, и они по-настоящему «больные» люди.
из личного архива Екатерины Климовой
Яков: Но нельзя же ориентироваться на «больных» покупателей, обычных людей гораздо больше и они тоже любят книги. Надо, чтобы в магазине было приятно находиться, чтобы в нём была не только торговля, но и своя культурная жизнь: встречи с поэтами, прозаиками, читки книг, просмотр кинофильмов, возможность отметить какой-нибудь праздник.
Екатерина: С Яковым я познакомилась три года назад, и мы решили сделать проект, в котором бы букинистика и антиквариат органично сосуществовали. Долгое время у нас не было своей площадки, мы базировались в съемных офисах и поставляли книги другим магазинам, сотрудничали с «Озоном», выставлялись на eBay и alib. В какой-то момент нас «попросили покинуть помещение» и мы стали искать очередной офис, а нашли очаровательное место с возможностью розничной торговли. Тогда мы решили, что пора делать такой магазин.
Яков: Конечно, без Кати невозможно было бы этот проект реализовать: она уже десять лет занимается и букинистикой, и антиквариатом. Передалось с молоком… отца.
Яков: Ты приезжаешь к сумасшедшим, к алкоголикам, к наркоманам, которым нужно срочно собрать на дозу.
Филиппо Валоти Алебарди / МОСЛЕНТА
Я подумал: «Точно музей какой-то ограбили». Начал разговаривать и выяснилось, что отец одного из них был коллекционером. После его смерти какое-то время они носили книги на помойку. О том, что они выкинули, я даже думать не хочу. Носили-носили, носили-носили, а потом устали, деньги закончились, и их осенила мысль, что на этой «макулатуре» можно и заработать.
Обычно наличных денег я ношу относительно немного, тысяч сто. Но ведь были случаи, когда людей убивали и за меньшие суммы, за сто или пятьсот долларов. Такие люди не думают о последствиях, им просто срочно нужны деньги. Поэтому каждый раз смотришь, разговариваешь, анализируешь, пытаешься понять человека и его намерения.
Каждый день нам поступают звонки с предложениями и не всегда эти адреса в пределах Садового кольца или МКАДа. Это может быть и Подмосковье, и какой-нибудь город в 400 километрах езды. И ты обязательно садишься и едешь.
Екатерина: На чистой букинистике выжить невозможно. Букинистика – это, конечно, дух магазина, его жизнь, но каждое место на полке имеет свою цену.
Если сумму аренды разделить на все полки, то получится, что букинистическая книга стоит дешевле, чем место на полке.
Так что кормит магазин антиквариат. Вот эти наши три шкафа антикварных книг. Но далеко не каждый может поставить у себя такие три шкафа. Поставить-то, конечно, может, но грамотно заполнить их нет. Нужны знания, опыт, чутьё.
Самая дорогая русская книга, как ни странно, – Маяковский. Десять экземпляров, вручную отрисованных на серой бумаге. Многие эту тоненькую книжечку просто выбросили бы как мусор, детские каракули. А институтов, после которых можно стать книжным дилером и научиться понимать материал нет. Даже курсов таких не существует.
Яков: Когда встречаются два разных профессионала, то каждый привносит своё, один дополняет другого. Я могу купить книгу, которая сама по себе значения не имеет, но у нее будет, например, красивый оклад или корешок. Очень много антикварных книг в действительности покупают только из-за корешка, её потом даже никогда не откроют, и всю жизнь она будет стоять на полке для красоты.
Екатерина: Так называемые «дорогие обои». Правда, этот сегмент на сегодняшний день практически исчез. «Дорогие обои» раньше всегда дарили чиновникам, а сейчас есть закон, по которому подарок должностному лицу должен быть не больше двух тысяч рублей. Или нефть… Раньше все книги, где говорилось про газ, нефть и нефтедобычу, были самыми дорогими, но потом нефть упала, рынок просел, и они подешевели. И не просто подешевели, а стали никому не нужны.
Яков: Антикварные книги покупают в основном не коллекционеры, а простые люди, которым нужно сделать оригинальный подарок. И, в отличие, от икон или картин антикварные книги нельзя назвать инвестицией.
Екатерина: Конечно, если случайно дёшево купить прижизненного Пушкина с автографом, то это однозначно можно назвать инвестицией, в остальном же антикварный рынок очень конъюнктурный. Сегодня есть спрос на эту книгу, а завтра нет, сегодня книга стоит столько, а завтра она может стоить совсем другие деньги. На цены влияет очень много факторов.
Яков: Тут важно понимать, что книги не тот товар, который сегодня купил, а завтра продал и получил прибыль. Если вы захотите срочно продать книгу, объективная цена которой десять тысяч, то вы получите где-то две с половиной. Больше за неё не даст ни один дилер.
Это низко оборачиваемый товар, который должен ждать своего клиента. При этом, как книжный дилер, ты должен постоянно вкладываться в новые библиотеки, искать новые книги.
Запас прочности должен быть такой, чтобы год можно было скупать библиотеки и при этом платить за аренду, налоги и зарплаты сотрудникам.
Екатерина: И ты должен быть готов вкладывать не только деньги фирмы, но и свои. Буквально вытаскивать всё из кошелька и снимать всё со счетов.
Яков: Ты можешь выложить из своего кармана 150 тысяч, но до конца ты никогда не знаешь, получится ли хотя бы вернуть эти деньги. Сначала кажется, что это стоящая вещь, а открываешь книгу и оказывается, что в ней вырвано три страницы. Всё, деньги уже не вернуть никогда.
Екатерина: Средний покупатель скорее купит себе побольше продуктов, чем очередную книгу. Да, есть те, кто предпочитают «живую» книгу. Но «предпочитаю» означает выбор и люди скорее пожертвуют этой книгой, чем сэкономят на продуктах.
Яков: Каким бы романтичным ни казался этот бизнес, он требует очень жесткого подхода и это не так весело, как кажется.
Яков: Да, мы любим это дело, живём магазином, это всё круто, классно, интересно, но на содержание такого бизнеса уходит очень много сил. Это очень рискованный бизнес, в котором нужна смелость и даже некоторая дерзость, знание, интуиция, понимание психологии.
Стас Гайворонский, книжная лавка «Ходасевич»
Адрес магазина: ул.Покровка, дом 6
Цены: от 20 рублей («Герой нашего времени» издание Школьной библиотеки) до 7700 рублей («Манон Леско», издательство ACADEMIA 1932 год)
До того как открыть свою книжную лавку я работал санитаром в реанимации, работал в отделе доставки на почте и плавильщиком алюминия на заводе, курьером, пиарщиком сети библиотек и креативным директором в «Циферблате». Параллельно я искал работу в книжном, но оказалось, что куда легче открыть свой магазин. К тому же я всю жизнь собираю книги, которые выбрасывают на помойку.
Кому-то жалко животных, а мне жалко книги.
И в какой-то момент их у меня стало столько, что пришлось открыть книжную лавку, в которую каждый может принести любую ненужную ему книгу.
Филиппо Валоти Алебарди / МОСЛЕНТА
В отборе литературы я прежде всего ориентируюсь на свой вкус. К счастью, в литературе он у меня средний. Какую-то лютую фэнтези мы пока ещё не продаём, но для постоянных покупателей мы ищем книги, которые им нужны. Для этого у меня есть даже своя вольная команда маленьких букинистов, которые ищут и приносят мне книги, наподобие команды мальчишек-бродяг у Холмса.
Есть у нас и новые издания. В основном это книги небольших издательств, которых практически невозможно найти в других местах. Например, прекрасный интеллектуальный журнал из Латвии «Ригас лайк», или книги издательств ИЛ-music, Опустошитель и РТП. Есть у нас и своё маленькое издательство ЯнгБук, благодаря которому мы выпустили несколько книг. Их, кстати, можно найти не только в «Ходасевиче», но и в других независимых книжных – в Подольске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Красноярске.
Нет ничего счастливее подростка, который может купить дешёвые старые книги.
Букшеринг, бесплатная раздача книг, – один из самых удачных экспериментов нашего магазина. У меня есть такая особенность, я очень люблю ходить, и во время этих прогулок мне в голову приходят разные идеи. Большая часть таких идей – это пыжи и лишь единицы можно назвать «разрывными снарядами». То есть большинство идей и экспериментов – это идеи ради идеи и внимания.
Собственно, эксперименты начались, когда я понял, что не хочу умереть от скуки и от чахотки, как герой сентиментального романа, я не хочу, чтобы в магазине было скучно как в библиотеке или обычном книжном. Поэтому раз в месяц у нас происходит распродажа, куда приходят сотни читателей и в такие дни бывает, что я физически не могу зайти в магазин.
Другая разрывная идея, принимать книги в дар, тоже довольно простая, но эффективная. Тысячи людей оказались рады избавиться от книг, не испытывая при этом угрызения совести и не выбрасывая их на помойку. В итоге, даритель книг доволен, покупатель доволен низкими ценами, а мы довольны больше всех – копаться в книгах это одно из приятнейших занятий и, собственно, наша основополагающая идея.
Чем для нас является книготорговля легко понять по нашим слоганам: «книга освобождает» и «комплектуйте личные библиотеки».
Обычно, когда люди не могут заработать деньги, они говорят, что эта деятельность для них миссия или просвещение.
Филиппо Валоти Алебарди / МОСЛЕНТА
Сергей Ланских, интернет-магазин интеллектуальной литературы Libroroom
Проект временно заморожен
Я в книжном бизнесе с 2001 года. Долгое время работал в «Глаголе», одном из старейших независимых издательств в России. Они одни из первых издавали у нас Лимонова, Берроуза, Буковски. В 2008 году я задумался об открытии своего проекта, мне хотелось сделать интернет-магазин формата «Фаланстер». Тогда, да и сейчас, в общем, не было интернет магазина, который бы представлял подборку хорошей интеллектуальной литературы.
К тому же малые издательства чаще всего не могут позволить себе широкое распространение на территории бывшего СССР и в российских регионах. А если у них и есть сеть распространения, то зачастую это компании, которые работают с очень серьезной накруткой и превращают недорогие книги в «золотые».
На тот момент у меня не было никакого опыта в этой сфере и я потратил много времени на понимание того как это всё работает. Нужно было изучить CMS платформы, всё настроить, наладить вопросы доставки. Причём не только по России, но и в другие страны. У нас были даже заказы в Японию, Южную Корею, Австралию, Чехию. Работали мы без какого-либо договора с почтой России, то есть каждый заказ лично относили на почту, стояли в очереди. Это было трудоёмко и занимало очень много времени, а наценка на книжки была небольшая, в пределах 40-50 процентов. Доставка была очень доступной, на упаковку тратился минимум, всё делалось без какой-либо сверхприбыли.
У нас было два рабочих места, диван и два кота, чай, кофе. Всё было так, будто ты зашел к кому-то в гости.
У нас была совсем небольшая компания, в «Либроруме» работало где-то три-четыре сотрудника, не больше. Зарплата была маленькая, по московским меркам можно даже сказать символическая, и у каждого были какие-то сторонние дела вроде подработок или учёбы. Даже мне приходилось совмещать магазин с другой работой потому, что проект не приносил таких денег, чтобы гарантировать стабильную выплату зарплат и аренды квартиры.
Но всё свободное время каждый из нас проводил в магазине, был драйв такой, была своя тусовка и, даже когда приходилось доставлять какой-нибудь заказ на окраину Москвы, мы воспринимали это не как утомительный рабочий процесс, а как какое-то путешествие.
В 2014 году нам предложили сделать оффлайн магазин. На время стройки Алабяно-Балтийского тоннеля нам выделили кусочек пространства около центра современного искусства на Соколе. Площадка была крошечная и никак не была отделена от остального пространства, но аренду нам предоставили на довольно выгодных условиях.
Единственная проблема состояла в том, что охрана постоянно вмешивалась в наши дела, просила освободить помещение после одиннадцати и всё такое. А мы хотели по максимуму использовать возможности такого магазина, постоянно устраивали мероприятия: лекции, дискуссии, читки и даже дни рождения. Естественно, большая часть таких событий заканчивалась за столом, куда мы садились пить чай или вино, общались. Причём во время таких мероприятий мы делали большую кассу, чем в обычные дни. Даже если люди приходили просто отметить чей-то день рождения, они обязательно покупали одну или две книги.
Ассортимент того магазинчика был совсем небольшой, в принципе, все три стеллажа в моей комнате оттуда. Близость к центру современного искусства наложила свой отпечаток. Если раньше у нас была хорошо представлена интеллектуальная литература и такие небольшие издательства, как «Теория радикальных практик», «Гилея», «Красный матрос», «Ил-Music», то после создания оффлайн магазина у нас появилась очень хорошая подборка по современному искусству.
Стройка тоннеля завершилась где-то через шесть месяцев, за это время нам почти удалось создать некое сообщество вокруг нашего магазина, появились постоянные покупатели среди местных жителей. Мы стали закупать даже детскую литературу, так как в выходные к нам часто заходили родители с детьми. Но, когда тоннель был построен, сначала выгнали центр современного искусства, а потом нас.
Сейчас на месте нашего магазина находится «Макдональдс». Звучит как метафора, но это правда.
После этого Libroroom заморозился и существует в таком состоянии весь последний год. Я устроился работать в литературный музей и на проект просто не хватает времени, команда распалась, а с сайта мы убрали кнопку «купить». Тем не менее люди по-прежнему звонят мне и пишут, спрашивают о наличии той или иной книги, просят доставить что-то. Я всегда помогаю. Если эта книга есть у меня в наличии, то отправляю её почтой, если нет, то заказываю в издательстве или советую, где её можно купить. Иногда люди сами приходят за своими заказами. Как и раньше, это происходит в домашних условиях, мы просто договариваемся и человек приходит ко мне домой.
Libroroom заморожен, но я планирую в ближайшие пару месяцев снова открыть его. Сейчас прорабатываю договор с «Почтой России» потому, что работать как раньше очень трудозатратно. И новый Libroroom будет нацелен на поддержку региональных независимых магазинов. Если меня попросят доставить какую-то редкую книгу, которой в этом городе просто нет, то я сделаю это, но если её можно купить в каком-нибудь независимом магазинчике, то я дам их контакты. Существует множество хороших магазинов, о которых люди просто не знают. В Питере есть «Порядок слов», в Перми «Пиотровский», в Екатеринбурге «Йозеф Кнехт». В этом, конечно, мало коммерции, но это всегда было для меня скорее неким хобби, из которого вырастали интересные знакомства и хорошее времяпровождение, а не бизнес.
И надо понимать, что ты не картошку в сезон продаешь, о книгах нужно уметь рассказывать. Я вот до сих пор не могу сказать, что умею предлагать книги. Бывает так, что ты не успеваешь за модой или за премиями, а потом прочитаешь что-нибудь и начинаешь этим делиться, заражаешь их. А бывает так, что ты читаешь, готовишься, но не можешь заразить.
Желание всё закрыть и бросить появляется неоднократно. Иногда накатывает, думаешь бросить книги и заняться какими-нибудь машинами или телефонами, но приходишь домой, смотришь на эти стеллажи и всё проходит.