Бухта что это в исламе

Гибат, бухтан, кибру, хасад, рия‘

Бухта что это в исламе. Смотреть фото Бухта что это в исламе. Смотреть картинку Бухта что это в исламе. Картинка про Бухта что это в исламе. Фото Бухта что это в исламе

«Гибат» в переводе с арабского означает «хула». Хула – это неприятный разговор о человеке за его спиной. Мы должны сохранить от этого свой язык, ибо это непристойный поступок, который, согласно хадису Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), приравнивается к 30 прелюбодеяниям.

ورد في الخبر الغيبة أشد من ثلاثين زنية في الاسلام

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «… И за спиной друг друга не сквернословьте. Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо умершего брата. Вам омерзительно было бы это…» (Сура «аль-Худжурат», аят 12).

Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в сражении один из мусульман пал шахидом, и было сказано кем-то: «Готов для него рай». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Откуда ты знаешь? Возможно, он говорил то, что его не касается, и скупился тем, в чём не было нужды».

وروى أنه قتل شهيد في المعركة على عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم فقال قائل: ن هنيئا له الجنة، فقال: صلى الله عليه وسلم: وما يدريك لعله كان يتكلم فيما لا يعنيه، ويبخل بما لا يغنيه

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Знаете ли вы, что такое гыба (хула)?», они ответили: «Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение) знают лучше». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Говорить о своём брате то, что ему не понравится, это есть хула», тогда сказали: «А если ему свойственно то качество, о котором говорят?» Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Если будет в вашем брате то, что вы обсуждаете, это хула, а если этого в нём нет, то это клевета (бухтан)» (имам Муслим, № 2589; ат-Тирмизи, № 1934; имам Малик в книге «аль-Муватта»; имам Ахмад, 230 с/2; ад-Дарими, 299 с/2).

Бухтан – это клевета. Грех за подобное деяние тяжелее, чем за гибат.

Человек совершаем гибат, когда говорит истину, которая кому-то не нравится. А если говорит неправду, то это уже клевета (бухтан). Клевета хуже поклепа. Клевета и поклеп запретны иметь в сердце, хотя он не озвучивает их, нельзя даже иметь мысли, которые не понравились бы другим.

Кибру – это гордость, видение себя лучше других. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто имеет хоть малую частицу гордости, не войдёт в рай». Проявление гордости бывает на языке, когда говорит «Я», «Я», как говорил проклятый Сатана: «Я лучше Адама (мир ему), Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины».

نتيجته على اللسان أن يقول: أنا وأنا كما قال إبليس اللعين: أنا خير منه، خلقتني من نار، وخلقته من طين

Хасад – это зависть к кому-либо из-за блага, дарованного Всевышним Аллахом, когда завистник желает лишения этих благ его обладателя. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Зависть съедает благие деяние подобно огню, сжигающему дрова».

قال النبي صلى الله عليه وسلم: الحسد يأكل الحسنات كما تأكل النارالحطب

Рия’ – показуха, совершение деяний напоказ, стремление получить хорошее мнение о себе. «Одного шахида отправляют в Ад, и он говорит: «О Мой Создатель, я стал шахидом на Твоём пути». Всевышний отвечает ему: «Нет, напротив, ты хотел, чтобы люди сказали, что ты храбрый человек, и они сказали это».

ورد الخبر: (أن الشهيد يؤمر به يوم القيامة إلى النار، فيقول: يا رب استشهدت في سبيلك، فيقول الله تعالى: بل أردت أن يقال إنك شجاع، وقد قيل ذلك،

Рия – это желание, чтобы о твоих делах, добродетели, ибадате слышали люди. В его основе лежит желание возвыситься перед людьми посредством своего поклонения и добродетелей, показывая им хорошие стороны своей личности.

От Али-асхаба (да будет доволен им Аллах) передают: «В Судный день тем, кто читали Коран и хадис, Аллах скажет: «Не уступали ли вам в цене при покупках, не уважали ли вас, приветствуя первыми, не исполняли ли ваши желания? Сегодня вы за то деяние вознаграждения не получите, – всё, что нужно, вы получили в миру»».

Эти и подобные им порицаемые качества лишают человека приближения к познанию Всевышнего Аллаха и лишают человека счастья в обоих мирах. Да сохранит нас Аллах от всех порицаемых качеств, которые могут лишить нас довольства Аллаха!

Бухта что это в исламе. Смотреть фото Бухта что это в исламе. Смотреть картинку Бухта что это в исламе. Картинка про Бухта что это в исламе. Фото Бухта что это в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Почему мы откладываем обучение?

Бухта что это в исламе. Смотреть фото Бухта что это в исламе. Смотреть картинку Бухта что это в исламе. Картинка про Бухта что это в исламе. Фото Бухта что это в исламе

Речь пойдёт об обучении Корану. Правильно читать Коран – зачем?

«А мне это не нужно, я и так делаю намаз». «Мне уже поздно обучаться, я не смогу». «Как я найду время ещё и для уроков по Корану?» «Дети подрастут, и я начну». «Сначала улажу дела на работе, потом выделю время для обучения Корану». «Отправлю детей в мечеть, они потом меня научат». Эти и множество других отговорок крутятся в головах мусульман, которые тяготеют к Корану. Сердца их требуют Корана, а нафс находит множество путей отложить исполнение этого требования.

Обязательно ли мусульманину уметь правильно читать Коран?

Индивидуальная обязанность каждого совершеннолетнего мусульманина – совершать ежедневную пятикратную молитву. В эту молитву входит пять обязательных произносимых вслух частей (рукнов):

1. вступительный такбир – слова الله اكبر (Аллаһу Акбар);

2. сура Аль-Фатиха;

3. ташаххуд (аттахийяту);

4. салават после ташаххуда;

5. первый салям.

Если совершить ошибку при чтении одной из составных частей намаза, входящих в этот список, то смысл читаемого меняется, а это делает молитву недействительной. Этого уже достаточно, чтобы отложить все дела и приступить к обучению.

Научиться правильному чтению первой суры Священной Книги – Аль Фатихи – это необходимость, а не каприз.

Для правильного произношения аятов Корана изучают таджвид – это наука о правильном произнесении арабских букв, свойств и правил.

Имам Аль-Джазари сказал: «Я не знаю другого такого способа полного исправления, как тренировка языка и повтор за произношением того, кто хорошо владеет им…»

Это подразумевает, что мы должны найти учителя, который познакомит нас с арабскими буквами, научит правилам чтения и правильному произношению.

После обязательных намазов крайне желательно читать азкары, и тут на помощь придёт знание таджвида. Ведь богослужение мусульманина не заканчивается на совершении лишь обязательной молитвы.

Прочесть хотя бы раз полностью Коран!

Надо ли мусульманину остановиться на чтении Аль-Фатихи, или стоит продолжить чтение Корана?

Здесь надо взвесить все за и против. Какие же ЗА и какие ПРОТИВ могут быть?

— Коран — это речь Всевышнего Аллаха, при чтении которой вы получаете вознаграждение от Всевышнего за каждую букву;

— время, проведённое за чтением Корана, не сравнится со временем, проведённым в мирских делах;

— посредством Корана человек может просить Всевышнего об исполнении своих нужд.

Хадисы о Коране

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ الَّذِي لَيْسَ فِي جَوْفِهِ شَيْءٌ مِنَ القُرْآنِ كَالبَيْتِ الخَرِبِ

«Человек, в котором нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому». (Тирмизи, 2913)

От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ قَرَأَ حَرْفًا مِنْ كِتَابِ اللَّهِ فَلَهُ بِهِ حَسَنَةٌ، وَالحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا، لَا أَقُولُ الم حَرْفٌ، وَلَكِنْ أَلِفٌ حَرْفٌ وَلَامٌ حَرْفٌ وَمِيمٌ حَرْفٌ

«Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Книги Аллаха, запишется одно доброе дело, а за каждое доброе дело воздастся десятикратно, и я не говорю, что Алиф, Лям и Мим – это одна буква, нет, Алиф – это буква, Лям – буква и Мим – буква». (Тирмизи, 2910; Байхаки, «Шу’аб аль-Иман», 1983)

От ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

خَيْرُكُمْ مَنْ تَعَلَّمَ القُرْآنَ وَعَلَّمَهُ

«Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран и учит ему (других)». (Бухари, 5027; Ибн Маджах, 211; Абу Дауд, 1452; Тирмизи, 2907; Ибн Хиббан, 118)

Хадисов о значимости чтения и заучивания Священного Корана множество, и все они свидетельствуют о том, что Коран должен занимать одно из самых важных мест в жизни мусульманина. Но будьте осторожны, чтобы Коран не проклял вас!

Передаётся, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил:

رب تال للقرآن والقرآن يلعنه

«Сколько же читающих Коран, которых Коран проклинает!» («Ихьяъ ʻулум ад-дин», 1 / 274)

Это и есть ПРОТИВ, которое не должно стать поводом для прекращения нашей учёбы, наоборот, оно должно послужить причиной отказа от греховного и укрепления веры!

Дай Аллах силы каждому из нас найти время научиться читать Коран, чтобы чтение Священной книги стало нашим каждодневным богослужением. Амин.

Будем благодарны за репост!

Марьям Алибегова

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Бухта что это в исламе. Смотреть фото Бухта что это в исламе. Смотреть картинку Бухта что это в исламе. Картинка про Бухта что это в исламе. Фото Бухта что это в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Три человека, противником которых в Судный день будет сам Аллах

Бухта что это в исламе. Смотреть фото Бухта что это в исламе. Смотреть картинку Бухта что это в исламе. Картинка про Бухта что это в исламе. Фото Бухта что это в исламе

Деяния в Исламе оцениваются по намерениям. Первостепенным для мусульманина является довольство Всевышнего Аллаха. Он должен заниматься своим делом, не переступая границы дозволенного, помня об Аллахе и имея благие намерения, такие, как обеспечение своей семьи, оказание помощи другим.

Ислам запрещает верящему притеснение (зульм) во всех его формах. С точки зрения Ислама притеснение считается одним из скверных дел, потому что это посягательство на права людей. Также в нём имеется нарушение установленных шариатом границ.

Одним из видов притеснения является совершение того, что вредит человеку, попирает его права или ограничивает их, умаляет его достоинство и тому подобное. Обычно в числе притеснённых оказываются слабые люди, которые не могут противостоять притеснителю.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

قَالَ اللَّهُ: ثَلاَثَةٌ أَنَا خَصْمُهُمْ يَوْمَ القِيَامَةِ: رَجُلٌ أَعْطَى بِي ثُمَّ غَدَرَ، وَرَجُلٌ بَاعَ حُرًّا فَأَكَلَ ثَمَنَهُ، وَرَجُلٌ اسْتَأْجَرَ أَجِيرًا فَاسْتَوْفَى مِنْهُ وَلَمْ يُعْطِ أَجْرَهُ

«Всевышний Аллах говорит: «В День воскрешения Я буду противником троих: человека, пообещавшего и поклявшегося Моим именем, а затем поступившего вероломно; человека, продавшего в рабство свободного человека и проевшего полученные за него деньги; и человека, нанявшего работника, потребовав от него выполнения работы сполна, но не заплатившего ему того, что тот заработал»». (Имам Ахмад, 8692; Бухари, 2227; Ибн Маджах, 2442)

Всевышний Аллах запретил все виды и формы зульма, и Он Сам будет в Судный день противником каждого притеснителя. Однако Аллах выделил этих трёх людей, которые перечислены в вышеприведённом хадисе, ибо они совершили преступление, касающееся прав Всевышнего Аллаха.

Тот, кто поклялся именем Аллаха, а потом обманул, не исполнив обещание, нарушив договор и обманув, совершил тяжкое преступление. В словах хадиса: «человека, пообещавшего Моим именем, а затем поступившего вероломно» подразумевается человек, который дал обещание, подкрепив его именем Всевышнего Аллаха, или поклялся Его именем, а потом нарушил это обещание. Также здесь подразумевается человек, который пообещал безопасность именем Всевышнего, а потом не сдержал это обещание.

Обман, вероломство и предательство не могут быть свойственны верующему. Во многих аятах Священного Корана и в хадисах Посланника Аллаха ﷺ ему велено выполнять договоры и исполнять обещания.

От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لِكُلِّ غَادِرٍ لِوَاءٌ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، يُرْفَعُ لَهُ بِقَدْرِ غَدْرِهِ، أَلَا وَلَا غَادِرَ أَعْظَمُ غَدْرًا مِنْ أَمِيرِ عَامَّةٍ

«В день Воскрешения у каждого вероломного окажется знамя, которое поднимут сообразно степени его вероломства, и, поистине, никто не проявляет большего вероломства, чем тот, кто правит людьми». (Имам Ахмад, 11427; Муслим,1738).

Такое порицание для вероломного человека – с демонстрацией его всем людям в Судный день – указывает на мерзость и тяжесть его греха. В этот День он становится униженным и оскорблённым, потому что совершил деяние, которое осуждает любой разумный человек.

Несмотря на всё это, обман и вероломство распространены в нашем обществе даже между членами одной семьи, в то время как Всевышний Аллах повелевает верующим выполнять обещания, данные даже немусульманам.

Тот, кто продал свободного человека, совершил преступление по отношению к поклонению, которое Всевышний Аллах вменил в обязанность этому человеку. Ведь невольник не может совершить поклонение так, как его совершает свободный человек.

Вдобавок к этому некоторые обязанности, которые вменены свободному человеку не вменены невольнику. Поэтому преступление человека, продавшего в рабство свободного человека, является очень тяжким.

В словах из вышеприведённого хадиса: «человека, продавшего в рабство свободного человека…» подразумевается тот, кто продал свободного человека, зная, что он является свободным.

Что касается человека, нанявшего работника и не заплатившего ему того, что он заработал, то он подобен тому, кто продал в рабство свободного человека. Всевышний Аллах запретил нанимать человека для работы и не платить ему, Он посчитал это тяжким грехом.

В словах из вышеприведённого хадиса «человека, нанявшего работника, потребовав от него выполнения работы сполна, но не заплатившего ему того, что тот заработал» подразумевается случай, когда человек, нанявший работника, получил ту услугу, которая ему была нужна от работника, но взамен этого не дал ему ничего или не отдал полную плату, которую тот заработал.

От ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَعْطُوا الْأَجِيرَ أَجْرَهُ، قَبْلَ أَنْ يَجِفَّ عَرَقُهُ

«Расплатитесь с наёмным работником, пока не высохнет его пот». (Ибн Маджах, 2443)

Аль-Манави в своей книге «Файз аль-Кадир», комментируя этот хадис, пишет следующее: «Веление расплатиться, прежде чем высохнет пот работника, дано в образном смысле, и подразумевается, что необходимо расплатиться сразу, как только тот завершит работу, даже если он не вспотеет или если пот уже успел высохнуть».

Ислам заботится о правах наёмного работника и велит нам не обращаться с ним высокомерно, ведь работник перед Всевышним может быть выше в степени, чем человек нанявший его, ибо Всевышний Аллах отдаёт предпочтение людям, не исходя из их имущественного состояния или телосложения, а исходя из уровня их богобоязненности.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

(смысл): «Поистине, самый почтенный [лучший и достойный в этом мире и Ахирате из вас пред Аллахом] – тот, кто больше всего остерегается грехов и наказания Аллаха. Поистине, Аллах – знающий, сведущий о явном и скрытом». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Худжурат: 13)

Посланник Аллаха ﷺ своим примером показал нам, как следует относиться к работнику по Исламу, и как строить с ним взаимоотношения.

От слуги Пророка ﷺ Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся:

وَاللَّهِ لَقَدْ خَدَمْتُهُ سَبْعَ سِنِينَ، أَوْ تِسْعَ سِنِينَ، مَا عَلِمْتُ قَالَ لِشَىْءٍ صَنَعْتُ: لِمَ فَعَلْتَ كَذَا وَكَذَا، وَلاَ لِشَىْءٍ تَرَكْتُ: هَلاَّ فَعَلْتَ كَذَا وَكَذَا

«Клянусь Аллахом, я прислуживал ему в течение семи (или девяти) лет, и что бы я ни совершил, он ни разу не сказал мне: “Зачем ты сделал то-то и то-то?” И что бы я ни оставил, он ни разу не сказал мне: “Почему ты не сделал так-то и так-то?”» (Муслим, 2309; Абу Дауд 4773)

Посланник Аллаха ﷺ предостерегал своих сахабов (да будет доволен ими всеми Аллах) от причинения зла наёмным рабочим и тем, кто служит им, а также от принуждения их к выполнению работы, которая им не под силу. Он также побуждал помочь работнику, если ему поручили тяжёлую работу. Таким же должно быть отношение начальника (владельца) организации к своим работникам.

Исходя из всего вышеприведённого, мы понимаем, что категорически нельзя нарушать договор и данное обещание, также нельзя нарушать права человека и права нанятых нами работников, нельзя заставлять их работать в плохих условиях и унижать их труд.

Если же кто-то решил нарушить эти предостережения Посланника Аллаха ﷺ и запреты шариата, то пусть знает, что в День воскрешения его противником будет Всевышний Аллах.

Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Бухта что это в исламе. Смотреть фото Бухта что это в исламе. Смотреть картинку Бухта что это в исламе. Картинка про Бухта что это в исламе. Фото Бухта что это в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Гыйба и бухтан (сплетни и клевета)

«О Расулюллах! Как сплетни могут быть хуже, чем прелюбодеяние?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Если человек, совершивший прелюбодеяние, попросит прощения, Аллах простит его, а сплетник не будет прощен, пока его не простит тот, о ком он сплетничал». (Байхаки)

Согласно мусульманской терминологии слово «гыйбат» означает «говорить об отсутствующем человеке, то, что ему не понравилось бы, даже если это правда». Если же это не правда, то это является двойным грехом. Совершающий подобное затрагивает честь своего брата, хотя на самом деле он должен любить его как самого себя. Конечно, никто не захотел бы, чтобы его поступки, которые он совершил по оплошности, стали достоянием общественности. Никто не любит, когда о нем говорят за спиной. Поставив себя на место своего брата – мы получим еще один повод не говорить о нем плохо. Какое же наказание предусмотрено в хадисах за это поистине страшное преступление.

Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: Сплетник не войдет в рай.

В другом хадисе, приведенном Абу Са’дом и Джабиром бин ‘Абдуллах (да будет доволен ими Аллах) говорится от том, что Расулюллах (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Сплетни хуже, чем прелюбодеяние». Сахабы спросили: «О Расулюллах! Как сплетни могут быть хуже, чем прелюбодеяние?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Если человек, совершивший прелюбодеяние, попросит прощения, Аллах простит его, а сплетник не будет прощен, пока его не простит тот, о ком он сплетничал». (Байхаки)

Абдуллах бин Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что он слышал, как Расулюллах (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил: «Чье заступничество препятствует исполнению наказания по Шариату, тот противостоит Аллаху. Кто, зная, что не прав, продолжает ссориться, тот под гневом Аллаха, пока не прекратит. Кто говорит о верующем то, что в нем нет, того Аллах бросит в Радгатуль Хабаль (яму с жижей из гноя и крови), пока он не очистится за то, что сказал». Абу Дауд.

Конечно, мусульманин искренне верующий в Господа и Судный День никогда не позволит себе совершать подобные вещи, дабы не навлечь на себя Его гнев. Даже узнав, что кто-либо отзывался о нем плохо, он предпочтет промолчать, нежели ответить тем же. Бывает так, что мы можем считать какой-либо поступок малым, думаем, что Аллах нам простит, но разве мы можем быть уверены в этом? Никакое несчастье в этом мире не сравнится с наказанием в могиле или огне Ада.
‘Алимы говорят: значение слов «мучаются не за большие грехи» не большие по их мнению, но на самом деле вред от этих грехов очевиден. Нередко, сплетни служат причиной появлению смуты. Как правило сплетни имеют особенность быстро распространяться. Если же о «неблаговидности» мусульман узнают немусульмане, то это способствует снижению доверия к мусульманам в частности и к Исламу вообще. То есть, сплетники усиливают исламофобию, тем самым «играя на руку» врагам Ислама.

Хранение тайны присуще лучшим из верующих. Один из примеров это история Абу Бакра и Усмана, когда Умар ибн Хаттаб предлагал каждому из них в жены овдовешую дочь Хафсу. Умар рассказывал: «Я повстречался с Усманом и предложил ему в жены Хафсу, сказав: Если хочешь я выдам ее за тебя. Он ответил, что подумает над этим. И я ждал несколько дней. Потом он встретил меня и сказал, что не будет жениться. А через некоторое время я предложил Абу Бакру в жены свою дочь. Но он промолчал и ничего не сказал мне в ответ. И я рассердился на него больше, чем на Усмана. А еще через несколько дней к ней посватался Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и я выдал ее замуж.
А потом меня встретил Абу Бакр и сказал: «Ты наверное рассердился на меня, когда я не ответил тебе».
Я сказал: «Да!»
Тогда он сказал, что знал о том, что Пророк упоминал о ней и только это помешало ему ответить на его предложение.
Женщины, которые восприняли руководство ислама, чьи сердца были наполнены верой, а души озарены светом, также преданно хранили тайну.
__________

Зайд ибн Аслям говорил: “Гъиба запрещена только в отношении того, за кем не известно открытого совершения грехов”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 222.
Хасана аль-Басри говорил: “Если в человеке явно проявится нечестие, то упоминание этого не будет относиться к гъиба, как например упоминание женоподобного мужчины или хариджита”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 237.
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Тот, кто известен своими грехами и совершает их открыто, является нечестивцем, и на него гъиба дозволена”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 447.

Источник

Бухта что это в исламе. Смотреть фото Бухта что это в исламе. Смотреть картинку Бухта что это в исламе. Картинка про Бухта что это в исламе. Фото Бухта что это в исламеru_muslima

Альхамду лиЛлах, я Мусульманка

Нет мощи и силы кроме как у Аллаха

Разъяснение того, что такое гъиба,и случаев, когда запрещено и когда разрешено придавать огласке греховные действия другого человека

Абу Хурайра рассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Известно ли вам, что такое гъиба?» Люди сказали: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это упоминание о твоем брате-мусульманине тем, что не понравилось бы ему». Кто-то спросил: “А если присуще брату моему то, о чем я говорю?” Он ответил: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты совершишь гъиба, а если этого в нем нет, то ты возведешь на него клевету!» Муслим 2589.

В своей основе гъиба в отношении мусульман строго запрещена, и является большим грехом по единогласному мнению. См. “аль-Азкар” 289, “Тафсир Ибн Касир” 3/567.

Однако очень часто многие мусульмане не понимают определение понятия «гъиба», делая гъиба тогда, когда это запрещено, и порицая совершение гъиба тогда, когда оно дозволено, а может даже и обязательно!

Несмотря на то, что гъиба в своей основе запрещена, в зависимости от ситуации она может стать дозволенной и даже обязательной. В частности совершение гъиба для опровержения и указания ошибки или заблуждения того, кто искажает Ислам и вводит в заблуждение мусульман, является дозволенным и необходимым, в чем нет среди ученых разногласия.

И как часто некоторые мусульмане возмущаются, когда кто-либо из ученых или обладающих знанием опровергает или же предостерегает от того, кто искажает религию. Они называют это гъиба, тогда как сами лишь на основании своих страстей, безосновательно порочат ученых и простых мусульман за их спинами, совершая даже не гъиба, а клевету (бухтан). Однако, как только речь заходит о заблуждениях их идеологов или сторонников, они сразу же вспоминают о таком понятии как «гъиба», говоря: «Не ешьте мясо мусульман!»

Это является невежеством и отсутствием знания о запретном и дозволенном видах «гъиба». Религия Ислам величественней, чем честь человека, который ее искажает, будь то осознано, или же искренне заблуждаясь. Насколько бы ценным ни была честь мусульманина, религия наша любимее, чем кто-либо из людей, не говоря уже о том, кто ее искажает.

Имам аш-Шафи’и говорил: “Ученые делали исключением из запретного вида гъиба, некоторые дозволенные виды гъиба, из числа которых есть обязательные! К этому относится разъяснение ошибки ошибающегося в вопросах шариата, поскольку неприкосновенность религии важнее, чем неприкосновенность отдельного человека!” См. “аль-Умм” 7/90.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророки, мир им, были защищены от допущения серьезных ошибок в отличие от ученых и правителей, поистине они не защищены от этого. И поэтому дозволяется, более того является обязательным разъяснять истину, которой надлежит следовать, если даже в этом разъяснении придется указывать на ошибки ученых и правителей”. См. “Маджму’уль-фатауа” 19/123.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “К проявлению искренности (насыха) по отношению к Аллаху, к Его Писанию и посланнику (мир ему и благословение Аллаха) относится то, что совершают ученые, опровергающие заблуждения с помощью Корана и Сунны и разъясняющие это. Также к этому относится и опровержение слабых высказываний ученых”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 96.

И если гъиба является дозволенной, чтобы указать на ошибки, даже в отношении ученых и правителей мусульман, то указание и обсуждение ошибки того, кто не является ученым или правителем мусульман, дозволенно тем более!

И доводов тому, о чем идет речь, в шариате очень много:

Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что как-то раз один человек попросил у пророка (мир ему и благословение Аллаха) разрешения войти, и он сказал: «Впустите его, но сколь плох он как соплеменник!» аль-Бухари 6054, Муслим 2591.

Имам аль-Къуртуби сказал: “В этом хадисе указание на то, что дозволено делать гъиба за человека, который известен своими открытыми грехами, нечестием или призывом к нововведениям”. См. “Фатхуль-Бари” 10/452.

Также от ‘Аиши сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянув по именам двух людей, сказал: «Я не думаю, что такой-то и такой-то хоть что-нибудь знают о нашей религии». аль-Бухари 6068.

Имам аль-Ляйс ибн Са‘д, являющийся одним из передатчиков этого хадиса, сказал: “Эти двое были из числа лицемеров”.

‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: “Однажды мы сидели вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Сейчас к вам зайдет проклятый человек!» А до этого ‘Амр ибн аль-‘Ас (его отец) остался, чтобы надеть свою одежду и примкнуть к нам. И я не переставал смотреть, кто войдет и бояться, пока не вошел аль-Хакам ибн Абу аль-‘Ас”. Ахмад 3/163, аль-Баззар 2/247. Достоверность хадиса подтвердили шейх Мукъбиль и Шу’айб аль-Арнаут.

Зайд ибн Аркъам рассказывал: “В свое время мы вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выступили в поход, в котором людям пришлось испытать немало тягот, и я услышал, как ‘Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль (глава лицемеров) сказал: “Ничего не расходуйте на тех, кто находится вместе с посланником Аллаха, пока они не разбегутся от него!” И еще он сказал: “Поистине, если мы вернемся в Медину, влиятельные обязательно выгонят из нее презренных!” После этого я пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал ему об этом”. аль-Бухари 4903, Муслим 2772.

Также сообщается, что когда Зу Хууайсара, предок всех хариджитов, будучи недовольным разделом трофеев пророком (мир ему и благословение Аллаха), сказал ему: “О Мухаммад! Побойся Аллаха, будь справедлив!”, в другой версии сказано, что он сказал: “Это было сделано неискренне!” После того, как он ушел, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам за его спиной: «Поистине, ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут казаться вам ничтожными. Среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их глоток их чтение не пройдет, и они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!» аль-Бухари 4351, Муслим 1064.

То, что во всех этих хадисах сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил за спинами этих категорий людей, указывает на дозволенность гъиба в этих случаях!

Имам Ибн Аби Заманин говорил: “Приверженцы Сунны не переставали порицать заблудших приверженцев страстей, и они запрещали находиться с ними, предостерегали от их искушений, разъясняли их положение и не относили это ни к гъиба, ни к злословию”. См. “Усулю-Ссунна” 293.

Хафиз Абу Бакр аль-Исма’или сказал: “Имамы мухаддисы считали обязательным отстранение от нововведения и считали обязательным оставление гъиба, кроме как за человека, чье нововведение было явным, и кто призывал к нему. Слова, сказанные о таком человеке, не являются гъиба”. См. “И’тикъаду аимамиль-хадис” 46.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия упомянув слова Хасана аль-Басри: “Разве вы не желаете упоминать о нечестивом человеке? Говорите о его ошибках, чтобы люди остерегались его!”, сказал: “Выявление и сообщение о нововведении и распутстве кого-либо не относится к гъиба, как это сообщил Хасан аль-Басри и другие имамы, если человек совершает эти грехи открыто и явно. Такой человек заслуживает наказания мусульман, и самое меньшее, что ему полагается – это порицание, чтобы люди удерживались и отстранялись от него. И если не порицать и не упоминать то, что присуще ему из распутства, грехов или же нововведений, то люди могут, обольстившись последовать за ним в этом”. См. “Маджму’уль-фатауа” 15/268.

Имам ан-Науауи сказал: “Если кто-либо увидит, что приобретающий религиозные знания (фикъх) посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знания, и побоится, что это повредит изучающему фикъх. В подобном случае он должен дать ему добрый совет, объяснив этому человеку положение того, к кому он ходит, при условии, что он действительно стремится дать добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку, ибо возможно, что говорящего об этом побуждает зависть и обманывает шайтан, внушающий ему, что его совет является благом”. См. “аль-Азкар” 292.

Таким образом, нет среди ученых ахлю-Сунна разногласия в этом вопросе, и примеров этому в рассказах о саляфах очень много:

Сообщается, что когда некий суфий сказал Ибн аль-Мубараку: «Ты делаешь гъиба!» Он ответил: “Замолчи! Если мы не будем разъяснять, то откуда знать, где истина, а где ложь?!” См. “аль-Кифая” 1/45.

‘Абдуллах, сын имама Ахмада рассказывал: “Однажды пришел Абу Тураб к моему отцу, и мой отец стал говорить: “Такой-то передатчик ненадежный, а такой-то надежный”. Абу Тураб сказал: “О шейх, не делай гъиба на ученых!” Тогда мой отец сказал ему: “Горе тебе! Это не гъиба, а наставление!” См. ”Тарихуль-Багъдад” 12/316.

Разве кто-то может обвинить этих великих имамов в том, что они совершали запретное гъиба?! Поистине, этого не сможет сделать никто, кроме невежественного человека, неосведомленного о положениях религии!

Таким образом, на основании всего сказанного становится ясно, что упоминание, обсуждение и опровержение того, что открыто говорит или пишет некий мусульманин, не является запретным видом гъиба, и более того, при необходимости является даже обязательным.

И относительно дозволенности гъиба для указания ошибки или же предостережения, нет среди ученых ахлю-Сунна разногласия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *