Буферная зона что это на дороге
Буферная зона что это на дороге
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ И ОГРАЖДЕНИЮ МЕСТ ПРОИЗВОДСТВА ДОРОЖНЫХ РАБОТ
____________________________________________________________________
Текст Сравнения ОДМ 218.6.019-2016 с ОДМ 218.6.014-2014 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Российским дорожным научно-исследовательским институтом» (ФАУ «РОСДОРНИИ») по заказу Росавтодора
2 ВНЕСЕН Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 Рассмотрен ГУ ОБДД МВД России (письмо от 21.12.2015 N 13/6-9170)
1 Область применения
Рекомендации направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охрану окружающей среды.
1.2 Настоящий методический документ рекомендуется для применения при выполнении работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также других работ, в местах проведения которых возникает необходимость временного изменения движения транспортных, пешеходных и велосипедных потоков.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 31544-2012 Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог. Специальные требования безопасности
ГОСТ 32757-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Классификация
ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения
ГОСТ 32759-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные тумбы. Технические требования
ГОСТ 32843-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Столбики сигнальные дорожные. Технические требования
ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
ГОСТ Р 52875-2007 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования
3 Термины и определения
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
Автомобиль прикрытия оборудуется сертифицированным демпфирующим устройством имеющим оценку соответствия и одобрения типа транспортного средства с таким устройством
3.2 временные технические средства организации дорожного движения и ограждения мест производства работ: Технические средства организации дорожного движения, ограждающие и направляющие устройства, средства сигнализации, прочие технические средства, используемые во время проведения работ.
3.3 дорожные работы: Работы, проводимые в пределах полосы отвода автомобильной дороги и в красных линиях и оказывающие влияние на безопасность дорожного движения.
3.4 долговременные работы: Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог (стационарные), проводимые на одном месте в сроки, определенные проектом, технологическими картами или другими документами и рассчитанные на срок свыше 24 часов.
3.5 краткосрочные работы: Работы по ремонту и содержанию дорог (стационарные, передвижные), проводимые в течение ограниченного количества часов, но не более 24 часов.
3.6 участок временного изменения движения (по ГОСТ 32757 — зона работ (событий)): Участок дороги между первым предупреждающим знаком и знаком, отменяющим ограничения, на котором в связи с производством дорожных работ вводятся изменения в движение транспортных средств, велосипедистов и пешеходов.
3.7 участок проведения дорожных работ: Участок дороги между первым и последним по ходу движения направляющим или ограждающим устройством.
3.8 зона предупреждения: Участок дороги, используемый для предупреждения участников движения о проведении работ, введении ограничения движения или его прекращении.
3.9 зона отгона: Участок дороги, используемый для изменения траектории движения транспортных средств при объезде рабочей зоны.
3.10 продольная буферная зона: Участок дороги, отделяющий транспортные средства от рабочей зоны по пути следования или отделяющий транспортные средства, движущиеся в противоположных направлениях по участку одной полосы.
3.11 поперечная буферная зона: участок дороги, отделяющий транспортные средства от рабочей зоны вдоль пути следования.
3.12 рабочая зона (по ГОСТ 32757 — место производства работ или место событий): Участок дороги или дорожного сооружения, на котором проводятся работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту или содержанию, размещаются дорожные машины, материалы, механизмы и рабочие.
3.13 зона возвращения (по ГОСТ 32757 — зона стабилизации): Участок дороги, предназначенный для возвращения транспортных средств на прежнюю траекторию (полосу/полосы) движения.
3.14 организация-исполнитель: Подрядная организация или предприятие, осуществляющие работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог либо другие виды работ.
В настоящем методическом документе применены следующие условные обозначения (таблица 1).
Технические средства, направляющие, ограждающие или сигнальные устройства, регулировщик
Технические средства организации дорожного движения
Демаркированная дорожная разметка
Дорожные знаки закрытые чехлами
Передвижные светофоры дорожные
Делиниаторы с пластинами
Временные защитные барьеры Защитные блоки
Заградительное устройство (барьер перильно-стоечный и т.п.)
Фонарь вставной в сочетании с защитным блоком
Фонарь вставной в сочетании с пластиной прямоугольной
Комплекс дорожных знаков переносной
Передвижные заградительные знаки
Машина с технологическим оборудованием
Регулировщик с жезлом (диском с красным сигналом или световозвращателем)
В настоящих Рекомендациях применены следующие сокращения:
— длина рабочей зоны;
— длина отгона в зоне возвращения;
— направление движения транспортных средств.
Буферная зона что это на дороге
Письмом Департамента ОБДД МВД России
от 18 сентября 2009 года N 13/6-5240
Организация движения и ограждение мест производства дорожных работ в населенных пунктах
Методические рекомендации разработаны на основе изучения особенностей режимов движения и задач организации движения в местах производства дорожных работ в населенных пунктах. При составлении схем организации движения учтен опыт дорожных организаций и ГИБДД.
В целях единообразного подхода к вопросу организации движения и ограждения мест производства дорожных работ в населенных пунктах, а также для обеспечения безопасности дорожного движения предлагаем использовать методические рекомендации «Организация движения и ограждение мест производства дорожных работ в населенных пунктах».
Настоящие методические рекомендации соответствуют действующим нормативным документам и согласованы с Департаментом ОБДД МВД Российской Федерации. Разработаны типовые схемы организации движения в местах производства работ в населенных пунктах и номенклатура применяемых технических средств.
Президент «Института Проблем
Заслуженный деятель науки и техники
д-р техн. наук, профессор
1. Общие положения
1.1. Настоящий методический документ определяет порядок и способы организации движения транспортных средств и пешеходов в местах производства дорожных работ в населенных пунктах, обеспечивающие безопасность как работающих на дороге, так и участников дорожного движения.
1.2. Организацию движения и ограждение мест производства дорожных работ следует осуществлять на всех дорогах и улицах независимо от их категории и ведомственной принадлежности. При этом следует руководствоваться настоящими отраслевыми нормативами и другими нормативными документами по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах.
1.3. В темное время суток места производства работ должны быть освещены в соответствии с ГОСТ 12.1.046-85 «Строительство. Нормы освещения строительных площадок», а применяемые ограждающие устройства должны быть оснащены фонарями с постоянным сигналом красного цвета.
1.5. В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
1. Место проведения дорожных работ: участок дороги или дорожного сооружения, на котором проводятся работы по строительству, реконструкции, ремонту, связанные с нахождением на проезжей части или тротуарах дорожной техники и рабочих;
2. Временные технические средства организации дорожного движения: технические средства организации дорожного движения, используемые в период проведения дорожных работ;
4. Владельцы дорог: исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5. Исполнитель работ: подрядная организация, выполняющая работы на дороге.
2. Цель, основные задачи и система обеспечения безопасности движения в местах производства дорожных работ
2.1. Целью организации движения и ограждения мест производства дорожных работ является обеспечение безопасности движения транспортных и пешеходных потоков, а также безопасности дорожных рабочих в этих местах.
2.2. Основными задачами по достижению указанной цели являются:
— предотвращение дорожно-транспортных происшествий, связанных с изменением условий движения транспорта и пешеходов в местах производства работ;
— обеспечение пропускной способности участков дорог, на которых ведутся работы, достаточной для пропуска движущихся по ним транспортных и пешеходных потоков;
— обеспечение безопасности работников дорожных служб, находящихся в местах производства дорожных работ.
2.3. Поставленные задачи решаются с помощью временных технических средств организации движения и ограждения мест производства дорожных работ, вид которых выбирают в соответствии с конкретным местом (зоной) на этом участке, характером проводимых работ и дорожными условиями.
2.4. Участком производства дорожных работ следует считать участок дороги от первого дорожного знака, предупреждающего о ведущихся на дороге работах, до последнего знака, отменяющего вводимые на участке ограничения в режимах движения транспортных средств. При отсутствии такого знака (например, в местах проведения краткосрочных работ) концом участка является последнее техническое средство организации движения, установленное на дороге самостоятельно, либо на транспортном средстве, движущемся впереди бригады рабочих и техники, выполняющих работы, в процессе которой они перемещаются вдоль дороги.
2.5. Участок производства дорожных работ можно условно разделить на пять функциональных зон, в каждой из которых решаются определенные задачи по организации и обеспечению безопасности движения (рисунок 1). В число этих зон входят:
— зона отгона транспортного потока;
— зона производства дорожных работ;
— зона стабилизации транспортного потока.
Рис.1. Зонирование участка производства дорожных работ
2.5.1. Зона предупреждения предназначена для предупреждения участников движения о наличии участка производства дорожных работ, характере опасности, связанной с проводимыми работами, и установления безопасного режима движения транспортных средств на участке производства дорожных работ.
При коэффициенте загрузки Z >= 0,6 необходимо устанавливать знак 3.27 в начале зоны предупреждения.
В этой зоне, в зависимости от характера проводимых работ, для решения поставленной задачи могут использоваться от одного дорожного знака или светового маячка до целого комплекса знаков и различных средств сигнализации и регулирования движения.
2.5.2. Зона отгона предназначена для перевода транспортного потока с полосы или полос, занятых дорожными работами, на свободные полосы движения в объезд зоны производства работ.
Траектория движения в этой зоне должна быть понятна водителям, поэтому при продолжительности работ до трех суток для отгона транспортного потока следует использовать такие технические средства, как ограждающие устройства, конуса, пластины, временную разметку. В зоне отгона могут быть установлены комплексы дорожных знаков со световой индикацией, установленные за линией конусов, вех или разметки, с помощью которых осуществляется отклонение транспортного потока.
При продолжительности работ более трех суток для отгона транспортного потока следует применять блоки парапетного типа.
Длина зоны отгона зависит от характера маневра, который совершают водители в этой зоне (Таблица 1).
Таблица 1
Перестроение на соседнюю полосу с вливанием в поток автомобилей
Перестроение на соседнюю полосу без вливания в поток автомобилей
Перестроение перед участком с попеременным движением автомобилей различного направления
Переход на свою полосу движения в зоне стабилизации транспортного потока
Длину зоны отгона (L) на полосе движения шириной 4,0 м при перестроении на соседнюю полосу с вливанием в поток автомобилей, число устанавливаемых в этой зоне направляющих устройств в виде конусов или пластин и расстояние между отдельными устройствами рекомендуется принимать в зависимости от разрешенной в этой зоне скорости движения (Таблица 2).
1 Область применения
Рекомендации направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охрану окружающей среды.
1.2 Настоящий методический документ рекомендуется для применения при выполнении работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также других работ, в местах проведения которых, возникает необходимость временного изменения движения транспортных, пешеходных и велосипедных потоков.
2 Нормативные ссылки
В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
ГОСТ Р 52875-2007 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования
3 Термины и определения
В Рекомендациях использованы следующие термины и определения:
3.1 автомобиль прикрытия: Автомобиль, оборудованный
демпфирующим устройством, проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета и временными дорожными знаками.
3.2 демпфирующее устройство: Устройство для восприятия и поглощения воздействия, получаемого при наезде транспортного средства, для его замедления или остановки с энергопоглощающей способностью не менее 130 кДж.
3.3 временные технические средства организации дорожного движения и ограждения мест производства работ: Технические средства организации дорожного движения, ограждающие и направляющие устройства, средства сигнализации, прочие технические средства, используемые во время проведения работ.
3.4 дорожные работы: Работы, выполняемые при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, искусственных сооружений, инженерных коммуникаций.
3.5 долговременные работы: Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог (стационарные), проводимые на одном месте в сроки, определенные проектом, технологическими картами или другими документами и рассчитанные на срок свыше 24 часов.
3.6 краткосрочные работы: Работы по ремонту и содержанию дорог (стационарные, передвижные), проводимые в течение ограниченного количества часов, но не более 24 часов.
3.7 участок временного изменения движения: участок дороги между первым предупреждающим знаком и знаком, отменяющим ограничения, на котором в связи с производством дорожных работ вводятся изменения в движение транспортных средств, велосипедистов и пешеходов.
3.8 участок проведения дорожных работ: Участок дороги между первым и последним по ходу движения направляющим или ограждающим устройством.
3.9 зона предупреждения: Участок дороги, используемый для предупреждения участников движения о проведении работ, введении ограничения движения или его прекращении.
3.10 зона отгона: Участок дороги, используемый для изменения траектории движения транспортных средств при объезде рабочей зоны.
3.11 продольная буферная зона: Участок дороги, отделяющий транспортные средства от рабочей зоны по пути следования или отделяющий транспортные средства, движущиеся в противоположных направлениях по участку одной полосы.
3.12 поперечная буферная зона: участок дороги, отделяющий транспортные средства от рабочей зоны вдоль пути следования.
3.13 рабочая зона: Участок дороги или дорожного сооружения, на котором проводятся работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту или содержанию, размещаются дорожные машины, материалы, механизмы и рабочие.
3.14 зона возвращения: Участок дороги, предназначенный для возвращения транспортных средств на прежнюю траекторию (полосу/полосы) движения.
3.15 организация-исполнитель: Подрядная организация или предприятие, осуществляющие работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог либо другие виды работ.
В настоящих Рекомендациях применены следующие условные обозначения (таблица 1):
Технические средства, направляющие, ограждающие или сигнальные устройства, регулировщик
Технические средства организации дорожного движения
Демаркированная дорожная разметка
Дорожные знаки закрытые чехлами
Передвижные светофоры дорожные
Делиниаторы с пластинами
Временные защитные барьеры
Заградительное устройство (барьер перильно-стоечный и т.п.)
Фонарь вставной в сочетании с защитным блоком
Фонарь вставной в сочетании с пластиной прямоугольной
Комплекс дорожных знаков переносной
Передвижные заградительные знаки
Машина с технологическим оборудованием
Регулировщик с жезлом (диском с красным сигналом или световозвращателем)
В настоящих Рекомендациях применены следующие сокращения:
— направление движения транспортных средств.
4 Общие положения
4.1 Места производства работ
4.1.1 Местами производства работ на автомобильных дорогах называются участки проезжей части, обочин, откосов земляного полотна, мостов (путепроводов), разделительной полосы, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, на которых проводятся работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию [1], а также другие работы, вызывающие необходимость во временном изменении движения транспортных, пешеходных и велосипедных потоков.
В зависимости от сроков проведения работ различают места производства долговременных и краткосрочных работ.
4.1.2 Для организации и обеспечения безопасности дорожного движения в местах производства работ следует:
— руководствоваться соответствующими требованиями технических регламентов, национальных стандартов, Правилами, настоящими Рекомендациями и другими отраслевыми дорожными методиками по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах [2].
— соблюдать требования по охране труда, установленные нормативными правовыми актами.
4.1.3 Работы по 4.1.1 следует планировать таким образом, чтобы:
— их продолжительность и протяженность как можно меньше затрудняли движение транспортных средств, велосипедистов и пешеходов;
— обеспечивалась пропускная способность, достаточная для пропуска транспортных потоков в рабочей зоне;
— организация движения обеспечивала безопасные условия для движения транспортных средств, пешеходов и велосипедистов;
— обеспечивались безопасные условия труда для людей, осуществляющих работы.
Перед началом проведения работ необходимо определить порядок пропуска транспортных средств, велосипедистов и пешеходов, режимы движения транспортных средств в местах производства работ, обеспечивающие безопасность, как участников дорожного движения, так и людей занятых в производстве.
Организация движения на участках проведения работ выбирается в зависимости от их длительности, категории автомобильной дороги, сложности дорожных условий, местоположения и длины рабочей зоны, фактической интенсивности движения транспортного потока, ширины проезжей части, закрываемой для движения.
4.1.4 Места производства работ обустраиваются техническими средствами организации дорожными движения, иными направляющими и ограждающими устройствами, средствами сигнализации и прочими средствами, предусмотренными настоящими Рекомендациями.
Технические средства организации дорожного движения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50971-2011, ГОСТ Р 51256-2011, ГОСТ Р 52282-2004, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ Р 52607-2006 и применяться по ГОСТ Р 52289-2004.
Тип технических средств и ограждения мест производства работ выбирается в соответствии с категорией автомобильной дороги, продолжительностью и видом работ, опасностью места производства работ (наличие неблагоприятных дорожных условий, разрытий, траншей, котлованов) в зависимости от способа пропуска транспортных средств (по проезжей части, обочинам или по специально устраиваемым объездам) в рабочей зоне.
Допускается по согласованию с подразделениями Госавтоинспекции на федеральном уровне в экспериментальных целях в местах производства дорожных работ применять технические средства организации движения, не предусмотренные действующими стандартами (п. 4.6 ГОСТ Р 52289-2004) при наличии согласованных и утвержденных в установленном порядке стандартов организаций (технических условий) фирм-изготовителей соответствующей продукции.
На участках производства работ допускается применять специальные технические средства фиксации нарушений Правил дорожного движения, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
— временные дорожные знаки;
— временную разметку проезжей части;
— ограждающие и направляющие устройства;
4.1.6 Участок временного изменения движения состоит из пяти функциональных зон, в каждой из которых решаются определенные задачи по организации и обеспечению безопасности движения (рисунок 1):
— продольная буферная зона;
4.1.7 Зона предупреждения
4.1.8.1 Перед рабочей зоной в случаях сужения проезжей части необходимо обеспечивать плавное изменение траектории движения транспортных средств на протяжении длины зоны отгона (Lотг).
Минимальную длину зоны отгона при уменьшении числа полос
движения на многополосных дорогах в рабочей зоне определяют:
— при скорости движения в рабочей зоне 60 км/ч и менее по формуле (1):
— при скорости движения в рабочей зоне 70 км/ч и более по формуле (2):
Формулы (1) и (2) также рекомендуется использовать для определения длины отгонов съездов (въездов), в случаях, когда на участке проведения работ предусматривается устройство временных объездов, проездов через разделительную полосу.
Длину зоны отгона, рассчитанную по формулам (1) или (2) рекомендуется принимать равной не менее величины (таблица 2).
Ограничение максимальной скорости, км/ч
Ширина проезжей части, закрытая для движения транспортных средств в рабочей зоне, м
Длина зоны отгона , м
4.1.8.2 На многополосных и двухполосных дорогах при сохранении числа полос движения, частичном сужении проезжей части для изменения траектории движения транспортных средств минимальную длину зоны отгона рекомендуется определять по следующей формуле (3):
Длина продольной буферной зоны должна составлять:
Если буферная зона попадает на участок с ограниченной видимостью, ее следует продлить до начала этого участка.
При передвижных дорожных работах длина буферной зоны должна быть равна расстоянию от автомобиля прикрытия до машины (механизма), производящей работы.
В буферной зоне не допускается размещение строительных материалов, техники и нахождение рабочих.
Длину рабочей зоны определяют с учетом технологии производства работ и экономической целесообразности.
Ширина поперечной буферной зоны должна быть не менее:
— 0,5 м на дорогах вне населенных пунктов;
— 0,3 м на дорогах в пределах населенных пунктов.
При минимальной ширине полосы движения, смежной с рабочей зоной, поперечная буферная зона должна составлять не менее 0,3 м.
4.1.11 Зона возвращения
Длина зоны возвращения должна быть равна расстоянию от конца рабочей зоны до места установки последнего направляющего устройства.
Длина отгона в зоне возвращения при долговременных и краткосрочных стационарных работах и длине рабочей зоны более 30 м, должна быть:
— 30 м на полосу на многополосных дорогах (при ширине полосы 3,75 м);
— 20 м на полосу на двухполосных дорогах (при ширине полосы 3,5 м).
При долговременных и краткосрочных стационарных работах и длине рабочей зоны менее 30 м, при поочередном пропуске по одной полосе встречных транспортных средств, зону возвращения не оборудуют.
4.2 Требования к организации проведения работ
Размещение на проезжей части и обочинах оборудования, инвентаря, строительных материалов и дорожных машин осуществляется организацией-исполнителем после полного обустройства участка временного изменения движения всеми необходимыми техническими средствами организации движения, ограждающими и направляющими устройствами в соответствии со схемой.
При выполнении работ строительные материалы, грунт, дорожные машины, механизмы и оборудование должны размещаться только в рабочей зоне.
Отклонение от схемы, а также применение неисправных технических средств недопустимо.
4.2.2 Применяемые при дорожных работах технические средства организации движения, ограждающие и направляющие устройства должны устанавливаться и содержаться за счет организации-исполнителя.
4.2.3 Установку и демонтаж технических средств организации дорожного движения, ограждающих и направляющих устройств, прочих технических средств, применяемых для обустройства мест производства работ, осуществляет организация-исполнитель.
Расстановку необходимых средств осуществляют непосредственно перед началом производства работ, в следующем порядке:
Первыми устанавливают дорожные знаки, наиболее удаленные от мест производства работ и для направления движения, противоположного тому, на котором предусмотрено проведение работ.
Демонтаж временных технических средств организации дорожного движения, направляющих и ограждающих устройств, прочих технических средств осуществляют незамедлительно после завершения работ в обратной последовательности.
4.2.4 Уполномоченные лица организации-исполнителя ежедневно перед началом и во время проведения работ, а также после окончания рабочей смены должны проверять наличие технических средств организации дорожного движения, ограждающих и направляющих устройств, предусмотренных схемой организации движения и ограждения мест производства работ. При необходимости заменяют пришедшие в негодность или устанавливают отсутствующие средства.
Длительность циклов работы передвижных и/или постоянных светофоров должна корректироваться с учетом неравномерности интенсивности движения в течении суток для исключения формирования очередей транспортных средств из 12 автомобилей и более.
4.2.5 При производстве работ на пересечениях автомобильных дорог рекомендуется соблюдать следующую последовательность:
— на пересечениях в одном уровне работы вначале выполняют на второстепенных дорогах;
— на пересечениях в разных уровнях начинают с наименее загруженных съездов (въездов), с последующим переводом на них, при необходимости, движения с загруженных участков пересечения.
4.2.6 Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований обеспечения безопасности дорожного движения в местах производства дорожных работ осуществляют подразделения ГИБДД. Владельцы автомобильных дорог осуществляют контроль соответствия организации движения и ограждения мест производства дорожных работ утвержденной схеме.
4.3 Информирование о производстве дорожных работ и оповещение об изменении маршрута движения
4.3.1 Владелец автомобильной дороги должен заблаговременно извещать предприятия общественного транспорта и автотранспортные предприятия о месте и сроках выполнения дорожных работ в случае устройства объездов или сокращения числа полос движения на ремонтируемом участке.
При необходимости организация-исполнитель по согласованию с предприятием пассажирского транспорта осуществляет перенос остановочных пунктов маршрутных транспортных средств.
4.3.2 Владелец дороги должен заблаговременно оповестить пользователей дороги о предстоящих ограничениях движения в местах производства работ, в том числе с использованием средств массовой информации.
4.3.3 При проведении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту владельцы автомобильных дорог устанавливают информационные щиты, на которых указывают сведения об объекте строительства (реконструкции, капитального ремонта), наименование заказчика и организации-исполнителя, фамилию должностного лица, ответственного за проведение работ, номер его служебного телефона, сроки проведения работ. Пример компоновки информационных щитов представлен в Приложении В.
Щиты устанавливают на расстоянии от 150 до 300 м до первого по ходу движения предупреждающего знака о проводимых дорожных работах вне населенных пунктов, соответственно на расстоянии от 50 до 100 м в населенных пунктах. При этом необходимо обеспечивать видимость дорожных знаков в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004.
При составлении надписей на щитах высоту прописной буквы рекомендуется выбирать в соответствии с Приложением В настоящих рекомендаций. Надписи должны быть черного цвета и размещаться на желтом фоне.
4.3.4 При организации объезда по существующим дорогам водителей информируют о его маршруте знаком 6.17 «Схема объезда», который устанавливают на расстоянии от 150 до 300 м (от 50 до 100 м в населенных пунктах) до начала объезда. В начале объезда необходимо установить знак 6.8.2 или 6.8.3 «Направление объезда». На всех пересечениях маршрута объезда устанавливают знаки 6.8.1, 6.8.2 или 6.8.3 «Направление объезда». Эти знаки могут быть дополнены знаками 6.10.1 или 6.10.2 «Указатель направлений».
4.4 Схемы организации движения и ограждения мест производства работ
4.4.1 Составление схем организации движения и ограждения мест производства работ
4.4.1.1 Схему организации движения и ограждения мест производства работ в масштабе составляют для участка временного изменения движения, на которой отображают:
— проезжую часть, обочины, разделительную полосу;
— пересечения и примыкания в одном уровне, включая железнодорожные переезды;
— пересечения и примыкания в разных уровнях (или отдельно съезды и въезды);
— искусственные сооружения, автобусные остановки;
— специально устраиваемые объезды;
— пешеходные и велосипедные дорожки.
4.4.1.2 На схемах указывают:
— ширину проезжей части и обочин, разделительных полос, велосипедных и пешеходных дорожек, специально устроенных объездов;
— временные дорожные знаки (с привязкой), светофоры, существующую и временную дорожную разметку, ограждающие и направляющие устройства, сигнальные фонари, расположение машин и механизмов, другие технические средства.
— закрытые чехлами или демонтированные дорожные знаки, демаркированную дорожную разметку.
При составлении схем рекомендуется использовать условные обозначения, приведенные в таблице 1 настоящих Рекомендаций.
На схеме также указывают вид и характер дорожных работ, сроки их исполнения, наименование организации, проводящей работы, телефоны и фамилии должностных лиц, составивших схему и ответственных за проведение работ.
4.4.1.3 Схемы составляют по настоящим Рекомендациям с использованием примеров организации движения и ограждения мест производства работ приведенных в Приложении Б.
Схемы для долговременных работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и ремонту могут разрабатываться как в составе проектов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 [3], так и самостоятельно.
Пример оформления схемы организации движения и ограждения места производства дорожных работ приведен на рисунке Б.42.
4.4.2.1 Схемы всех видов работ в пределах полосы отвода дороги или в «красных линиях» должны быть утверждены владельцем автомобильной дороги.
Уведомление о месте и сроках проведения работ, а также утвержденная схема должны быть переданы организацией-исполнителем в подразделения Госавтоинспекции на региональном или районном уровне, осуществляющие федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения на данном участке дороги, не менее чем за одни сутки.
При проведении долговременных работ длительностью более 5 суток владелец автомобильной дороги должен проинформировать в письменном виде соответствующее подразделение Госавтоинспекции об адресе участка, на котором намечено проведение работ, сроках их проведения не менее чем за 7 суток.
4.4.2.2 При выполнении работ, связанных с переносом или переустройством инженерных коммуникаций (газопровод, водопровод, кабели и т.д.) или проводимых в местах прокладки таких коммуникаций, схемы необходимо согласовывать со всеми заинтересованными организациями.
4.5 Требования по противопожарной безопасности и охране труда
4.5.1 Противопожарные требования
4.5.1.1 Организация-исполнитель должна обеспечивать пожарную безопасность в местах производства работ по ГОСТ 12.1.004-91 [4] и Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации [5].
Работники, осуществляющие дорожные работы (далее персонал), должны соблюдать требования противопожарной безопасности.
4.5.1.2 Персонал должен допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа.
4.5.2 Требования охраны труда, предъявляемые к персоналу
4.5.2.1 Персонал обязан соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения на объектах и сооружениях транспортной инфраструктуры, и находиться в пределах границ участка проведения работ.
4.5.2.2 Персонал должен иметь профессиональную подготовку (в том числе и по безопасности труда), соответствующую характеру выполняемых работ.
4.5.2.3 Персонал может быть допущен к работе только после прохождения инструктажа по безопасности труда, обучения безопасным методам труда, проверки знаний по охране труда с учетом должности, профессии применительно к выполняемой работе, проведенных в установленном порядке, а также при отсутствии медицинских противопоказаний, установленных Минздравсоцразвития России.
Целевой инструктаж проводится ответственным руководителем работ и фиксируется в наряде-допуске.
4.5.2.4 Перед началом работ рабочие и машинисты дорожных машин должны быть ознакомлены со схемой организации движения и ограждения места производства работ, с порядком движения дорожных машин и транспортных средств в местах разворота, въездах и съездах, местах складирования материалов и хранения инвентаря.
4.5.3 Требования к рабочей одежде
4.5.3.1 Рабочие, выполняющие дорожные работы, должны быть обеспечены специальной одеждой (жилетами) ярко-оранжевого цвета (далее сигнальная одежда), надеваемой поверх обычной спецодежды и другими средствами индивидуальной защиты по установленным нормам.
Все лица, находящиеся на участках, объектах производства работ на проезжей части, обязаны носить защитные каски.
4.5.3.2 Работникам, занятым на работах, связанных с загрязнением, вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, в соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 22 июня 2009 г. № 357 и выдаются бесплатно сигнальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, предусмотренные типовыми отраслевыми нормами [6] и сертифицированные в соответствии с «Правилами проведения сертификации средств индивидуальной защиты» [7].
4.5.3.3 Выдача работникам сигнальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по установленным нормам производится за счет средств работодателя.
5 Места производства долговременных работ
5.1 Организация дорожного движения
5.1.1 Долговременные работы проводятся в сроки, определенные проектами, технологическими картами или другими документами.
На участках временного изменения организации движения в местах проведения долговременных работ следует обеспечивать непрерывность движения, как транспортных средств, так и пешеходов.
5.1.2 На участках проведения долговременных работ при сужении проезжей части следует обеспечивать пропуск транспортных средств без изменения числа полос движения. Их минимальная ширина в рабочей зоне должна быть по и 5.2.1 не менее 3,0 м.
При невозможности обеспечить на многополосных дорогах ширину полос движения по 3,0 м, пропуск транспортных средств в рабочей зоне осуществляют:
— по существующему числу полос, с расширением проезжей части за счет обочины (Б.17, Б.22, Б.30);
При невозможности обеспечить на двухполосных дорогах минимальную ширину проезжей части равную 6,0 м пропуск транспортных средств встречных направлений осуществляют:
— по существующему числу полос, с расширением проезжей части за счет обочины (рисунок Б.5).
При необходимости полного закрытия участка:
— многополосной дороги для движения по одному из направлений, пропуск транспортных средств осуществляют по полосам (полосе) встречного направления, обочинам, по существующей сети дорог либо по специально устраиваемому объезду (рисунки Б.28, Б.29, Б.31, Б.32);
— двухполосной дороги для движения в обоих направлениях, пропуск транспортных средств осуществляют по существующей сети дорог, либо по специально устраиваемому объезду (рисунки Б.10, Б.13).
5.2 Ширина полосы движения в рабочей зоне
5.2.1 На участках проведения работ с сужением проезжей части в рабочей зоне для пропуска транспортных средств, рекомендуется обеспечивать следующую ширину полос движения:
При пропуске транспортных средств одного направления в рабочей зоне по двум и более полосам на автомагистралях рекомендуется правую крайнюю полосу устраивать шириной 3,5 м.
Максимальную скорость движения в рабочей зоне при указанной ширине полос движения устанавливают по п. 5.3.1.
При пропуске транспортных средств в рабочей зоне по существующему числу полос движения на автомагистралях допускается уменьшать ширину полосы до 3,0 м. В этих случаях максимальную скорость движения устанавливают по п. 5.3.2.
5.2.2 При пропуске транспортных средств в рабочей зоне по существующему числу полос с уменьшением их ширины в соответствии с п. 5.2.1, новые границы полос обозначают временной разметкой.
5.3 Максимальная скорость
5.3.1 При пропуске транспортных средств в рабочей зоне в местах производства работ на проезжей части по полосам движения с рекомендуемой шириной по п. 5.2.1 максимальную скорость движения рекомендуется ограничивать:
— до 70 км/ч на автомагистралях;
— до 60 км/ч на автомагистралях при пропуске транспортных средств в рабочей зоне по одной полосе, на многополосных дорогах с разделительной полосой вне населенных пунктов;
— до 50 км/ч на многополосных дорогах с разделительной полосой в населенных пунктах, на четырехполосных дорогах без разделительной полосы, на трехполосных дорогах при безконфликтном пропуске транспортных средств встречных направлений, на двухполосных дорогах вне населенных пунктов;
— до 40 км/ч на трехполосных дорогах при пропуске транспортных средств в рабочей зоне по полосе встречного движения, на двухполосных дорогах в населенных пунктах.
5.3.2 При пропуске транспортных средств в рабочей зоне в местах производства работ на проезжей части по полосам движения с шириной 3,0 м максимальную скорость движения рекомендуется ограничивать:
— до 50 км/ч на автомагистралях и многополосных дорогах с разделительной полосой;
— до 40 км/ч на четырехполосных дорогах без разделительной полосы.
5.3.3 При проведении работ на обочине или разделительной полосе:
— без уменьшения ширины полосы движения, прилегающей к обочине или разделительной полосе и без разрытий максимальную скорость движения допускается не ограничивать;
5.3.4 Движение транспортных средств со скоростью менее 40 км/ч на участках проведения работ допускается только в исключительных случаях, таких как:
— неудовлетворительное состояние проезжей части (например, коэффициент сцепления менее 0,3, глубина колеи более 25 мм, повреждения покрытия проезжей части превышают предельно допустимые размеры по ГОСТ Р 50597-93);
— несоответствие продольного уклона, радиуса кривой в плане нормам проектирования;
— когда условия производства работ или погодные условия не позволяют осуществлять движение с большей скоростью.
5.3.5 Для плавного и безопасного изменения скорости движения транспортных средств перед участком проведения дорожных работ применяют ступенчатое снижение скорости в соответствии с ГОСТ 52289-2004.
5.4 Регулирование движения при поочередном пропуске транспортных средств встречных направлений по одной полосе на двухполосных дорогах
5.4.1 Поочередное движение по одной полосе организуют в случае невозможности обеспечить пропуск транспортных средств по существующим полосам движения при уменьшении их ширины в соответствии с п. 5.2.1 настоящих Рекомендаций.
— длина участка проведения работ от 50 до 300 м при интенсивности движения менее 250 авт/ч;
— длина участка проведения работ менее 50 м при интенсивности движения от 250 до 500 авт/ч.
Светофоры устанавливают перед местом сужения дороги, где возможно накопление транспортных средств, ожидающих разрешающего сигнала светофора.
При ручном управлении сигналами светофора регулировщик должен размещаться таким образом, чтобы оба въезда были хорошо видны регулировщику от пульта управления светофорами.
5.4.3 Вместо регулирования встречного разъезда с помощью светофора допускается регулирование с помощью регулировщика. При этом обеспечивают его постоянное присутствие в течение всего срока производства работ.
5.4.4 Регулирование встречного разъезда с помощью знаков 2.6 «Преимущество встречного движения» и 2.7 «Преимущество перед встречным движением» допускается применять на участках проведения работ протяженностью менее 50 м с интенсивностью движения менее 250 авт/ч в двух направлениях, при условии обеспечения расстояния видимости встречного автомобиля с обеих его сторон по СП 34.13330.2012 [8].
5.4.5 При невозможности организации встречного разъезда транспортных средств в соответствии с п.п. 5.4.2 и 5.4.4 настоящих Рекомендаций пропуск транспортных средств для одного из направлений осуществляют по обочинам или в объезд по существующим дорогам.
5.5 Временные объезды
5.5.1 Объезды участков работ следует делать по возможности короче, чтобы уменьшить потери времени транспортными средствами из-за перепробега и снизить расход топлива.
5.5.2 На всем протяжении объезда мест производства работ следует обеспечивать скорость транспортных средств от 50 до 60 км/ч, а в стесненных условиях не менее 40 км/ч.
5.5.3 Въезд и выезд с основной дороги должен быть расположен на расстоянии от 25 до 30 м от границы участка временного изменения движения.
5.5.5 В отдельных случаях (например, реконструкция дороги, проходящей в глубокой выемке) временные объезды могут устраиваться с двух сторон дороги (для каждого направления движения).
5.5.6 Временные объезды оборудуют необходимыми техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с действующими национальными стандартами.
5.5.7 Эксплуатационное состояние объездов должно соответствовать требованиям ГОСТ 50597-93.
5.5.8 Для пропуска транспортных средств по обочинам или разделительной полосе на период производства дорожных работ при необходимости они должны быть укреплены, расширены и иметь покрытие по типу проезжей части.
6 Места проведения краткосрочных работ
6.1 Общие положения
6.1.1 К местам краткосрочных работ относятся:
— стационарные места производства работ по ремонту и содержанию дорог (восстановление изношенных покрытий, устранение деформаций и повреждений покрытий, ликвидация колей, установка недостающих барьерных ограждений, устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах и т.п.), выполняемые рабочими и дорожными машинами на постоянном месте (без перемещения);
— передвижные места производства работ по содержанию дорог (нанесение дорожной разметки, очистка проезжей части от мусора, обеспыливание, планировка откосов насыпей и выемок и т.п.), выполняемые рабочими и дорожными машинами в движении.
6.1.2 Продолжительность и протяженность участка проведения краткосрочных работ следует определять из условия наименьших помех движению транспортных средств, велосипедистов и пешеходов.
6.1.3 Стационарные работы следует проводить в границах одной полосы, ремонтируемый участок которой закрывается для движения. В случае, если рабочая зона выходит за существующие границы полосы движения, допускается сокращать ширину смежной полосы до 3,0 м, обозначая при этом ее границы направляющими устройствами.
Для сокращения задержек транспортных средств, протяженность закрываемого участка следует выбирать минимальной с учетом требований технологии работ.
6.1.4 Схемы составляют в соответствии с настоящими Рекомендациями с использованием примеров организации движения приведенных в Приложении Б.
6.1.5 Краткосрочные работы на дорогах с высокой среднесуточной интенсивностью движения целесообразно проводить в периоды, когда наблюдается снижение фактической интенсивности движения. Работы не желательно проводить в пиковые часы поездок населения к местам работы и обратно, а также к местам отдыха.
В темное время суток краткосрочные работы допускается проводить при необходимости:
— сохранения или восстановления безопасности дорожного движения (например, ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий в их начальных стадиях);
— использования периодов минимальной интенсивности движения.
6.1.6 Выбор временных технических средств организации движения, направляющих и ограждающих устройств в местах производства краткосрочных работ зависит от категории дороги, местоположения и длины рабочей зоны, дорожных условий.
6.1.7 После окончания (завершения всех технологических циклов) краткосрочных работ проезжая часть и обочины освобождаются от дорожных машин, механизмов, инвентаря, направляющих устройств, дорожных знаков, разметки и возобновляется беспрепятственное движение транспортных средств по всей ширине проезжей части.
6.2 Скорость движения
6.2.1 На участках проведения стационарных работ на проезжей части рекомендуется ограничивать максимальную скорость движения:
— до 60 км/ч на автомагистралях и многополосных дорогах с разделительной полосой;
— до 40 км/ч на двухполосных и многополосных дорогах без разделительной полосы.
6.2.2 При проведении работ на обочине или разделительной полосе без разрытий и уменьшения ширины полосы движения, прилегающей к обочине или разделительной полосе максимальную скорость движения рекомендуется ограничивать:
— до 70 км/ч на автомагистралях, а также на многополосных дорогах с разделительной полосой вне населенных пунктов;
— до 50 км/ч на многополосных дорогах с разделительной полосой в населенных пунктах, на многополосных дорогах без разделительной полосы и на двухполосных дорогах.
В случае уменьшения ширины полосы движения до 3,0 м, рекомендуется ограничивать максимальную скорость:
— до 60 км/ч на автомагистралях;
— до 50 км/ч на многополосных и двухполосных дорогах.
6.3 Краткосрочные работы на проезжей части
6.4 Средства организации движения и ограждения мест производства работ
6.4.1 Для ограждения мест производства краткосрочных работ на двухполосных дорогах применяют конуса дорожные, на автомагистралях и многополосных дорогах рекомендуется использовать направляющие пластины в соответствии с п. 9 настоящих Рекомендаций.
Установку конусов (пластин) осуществляют на всей длине участка производства работ в соответствии с таблицей 4 настоящих Рекомендаций.
Работники, занятые установкой временных знаков и ограждающих устройств, обязаны соблюдать правила техники безопасности для исключения травматизма от наезда движущихся по дороге транспортных средств.
6.4.2 Временные дорожные знаки применяют в соответствии с п. 8.1 настоящих Рекомендаций. Знаки устанавливаются последовательно, начиная с места, наиболее удаленного от рабочей зоны. Порядок установки дублирующих знаков аналогичен порядку установки основных временных знаков и проводится под контролем лица, обеспечивающего безопасность работников от наезда транспортных средств при пересечении ими проезжей части.
6.4.3 Автомобиль прикрытия с включенным проблесковым маячком или комплекс мобильный для дорожных знаков устанавливают внутри огражденного участка на расстоянии от 5 до 10 м до начала рабочей зоны.
Автомобиль прикрытия или комплекс мобильный для дорожных знаков должны быть различимы на расстоянии не менее 100 м.
Дорожную машину с технологическим оборудованием устанавливают за рабочей зоной на расстоянии от 3 до 5 метров.
При передвижных работах автомобиль прикрытия должен двигаться вдоль рабочей зоны вслед за дорожной машиной с технологическим оборудованием или на расстоянии от 5 до 10 м вслед за дорожными рабочими.
6.4.4 На опасных участках дорог (п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004) для снижения возможности въезда движущихся транспортных средств в рабочую зону и обеспечения безопасности движения участок отгона может огораживаться блоками парапетного типа из полимерного материала.
7 Места производства работ на участках дорог в населенных пунктах
7.1 Организацию движения на участках дорог в населенных пунктах осуществляют с учетом преимущества в движении маршрутных транспортных средств.
7.2 Остановочные пункты маршрутных транспортных средств на участках проведения долговременных работ для обеспечения безопасных условий движения пешеходов и пассажиров, следует переносить за его границы. Остановочные пункты временно располагают на расстоянии от 30 до 40 м до начала зоны отгона и от 15 до 25 м после окончания зоны возвращения и оборудуют дорожными знаками на переносных опорах, обозначающими места остановки маршрутных транспортных средств и пешеходными переходами. Остановочные пункты дополнительно оборудуются посадочными площадками, а в населенных пунктах и тротуарами.
7.3 Если условия производства работ вызывают необходимость пропуска пешеходов по проезжей части следует устанавливать заградительные устройства, отделяющие пешеходов от транспортных потоков.
7.4 На участках долговременных дорожных работ на ограждающие устройства следует устанавливать фонари красного или желтого цвета.
7.5 На участках производства работ под путепроводами, эстакадами или в тоннелях фонари должны быть включены круглосуточно. Допускается использовать вместо ограждений автомобили прикрытия с включенными проблесковыми маячками.
7.6 На участках дорог в населенных пунктах при проведении дорожных работ с закрытием движения пешеходов по тротуару, необходимо устраивать временные пешеходные переходы за пределами участка проведения работ по ГОСТ Р 52766-2007. Временные пешеходные переходы не устраивают, если расстояние до следующего существующего перехода составляет менее 150 м.
В случае ремонта пешеходного тоннеля или моста и невозможности пропуска по ним пешеходов, мероприятия по пропуску пешеходов разрабатываются индивидуально в каждом конкретном случае.
7.7 При выполнении работ с разрытиями на тротуарах, пешеходных (велосипедных) дорожках необходимо устанавливать пешеходные мостики для пропуска пешеходов (велосипедистов) через траншеи с учетом интенсивности пешеходного (велосипедного) движения.
7.8 Пешеходные и велосипедные дорожки по возможности не должны перекрываться для движения. В случае необходимости сужения дорожек, а также при пропуске пешеходов и велосипедистов по временным мостам следует обеспечивать минимальную ширину дорожек:
— 1,0 м для пешеходов;
— 1,0 м для велосипедов без встречного движения;
— 1,5 м для велосипедов со встречным движением;
— 1,5 м для совмещенного пешеходного и велосипедного движения.
Между краем траншеи (котлована) и пешеходными или велосипедными дорожками следует предусматривать расстояние не менее 0,20 м.
8 Временные технические средства организации движения в местах производства работ
8.1. Дорожные знаки
8.1.1 Общие положения
8.1.1.1 Дорожные знаки, устанавливаемые на участках временного изменения движения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290-2004. Знаки необходимо прочно устанавливать на опорах, исключая возможность их падения, и размещать под прямым углом к проезжей части по ГОСТ Р 52289-2004.
Запрещается использовать дорожные знаки, изображения которых повреждены и могут неоднозначно трактоваться или если повреждено более 25 % поверхности световозвращающей пленки знака.
8.1.1.2 Установку знаков в местах производства работ осуществляют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 к типоразмерам знаков, к высоте их установки и размещению относительно проезжей части и ремонтируемого участка, удаленности знаков друг от друга, очередности размещения знаков разных групп на одной опоре.
8.1.1.3 Плоскость дорожных знаков должна составлять с поверхностью покрытия угол 90°, а знаков, установленных на раскладных опорах от 90° до 100°. При этом элементы раскладной опоры не должны выступать более чем на 20 см за края знака.
8.1.2 Предупреждающие знаки
8.1.2.1 Для предупреждения водителей об имеющейся на участке проведения работ опасности применяют предупреждающие знаки.
8.1.2.2 Знак 1.25 «Дорожные работы» устанавливают перед участком дороги, в пределах которого проводятся любые виды работ. Знак рекомендуется устанавливать у начала зоны предупреждения на отдельной стойке.
Если работы ведутся на тротуаре или велосипедной дорожке, то знак устанавливают в случае, когда пешеходы или велосипедисты вынуждены использовать для движения проезжую часть.
В случаях, когда расстояния установки знака 1.25 по ГОСТ Р 52289-2004 не могут быть соблюдены, его допускается устанавливать на ином расстоянии, указываемом в этом случае на табличке 8.1.1 «Расстояние до объекта».
Вне населенных пунктов знак 1.25 необходимо устанавливать повторно на расстоянии от 50 до 100 м до начала участка проведения работ. В населенных пунктах и вне населенных пунктов в стесненных условиях повторный знак 1.25 устанавливается непосредственно у начала участка проведения работ.
Повторный знак 1.25 с табличкой 8.1.1, допускается устанавливать между перекрестком и началом опасного участка в случаях, если расстояние между ними составляет от 25 до 150 м вне населенных пунктов и от 25 до 50 м в населенных пунктах.
Таблички 8.1.3 и 8.1.4 «Расстояние до объекта» применяют со знаком 1.25 в местах поворота в сторону участка проведения работ.
В случаях, когда необходимо указать протяженность опасного участка повторный знак 1.25 устанавливают с табличкой 8.2.1 «Зона действия».
При проведении краткосрочных работ (например, профилактический осмотр колодцев подземных инженерных сетей, уборка проезжей части и т.п.) допускается установка одного знака без таблички 8.1.1 на переносной опоре на расстоянии от 10 до 15 м от места проведения работ.
Если дорожные работы ведутся на обочине, знак 1.25 следует применять с табличкой 8.12 «Опасная обочина».
Знаки 1.25, установленные справа от проезжей части, необходимо дублировать на дорогах с двумя и более полосами движения в данном направлении. Допускается дублировать знаки и в других случаях, когда это необходимо по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (например, при проведении работ на опасных участках дорог или в местах концентрации ДТП).
Если перед участком дороги, на котором проводят дорожные работы, применяют другие знаки, знак 1.25 устанавливают первым по ходу движения, кроме случаев применения вне населенных пунктов знака 6.19.1 и 6.19.2 «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть».
8.1.2.3 При регулировании движения на участках проведения работ при помощи светофоров участников движения предупреждают при помощи знака 1.8 «Светофорное регулирование».
8.1.2.4 Знак 1.15 «Скользкая дорога» применяют в тех случаях, когда возможна повышенная скользкость проезжей части по сравнению с предшествующим участком, вызванная проводимыми работами (например, в результате подгрунтовки ремонтируемого покрытия жидким битумом или дегтем, выноса глины и грязи с примыкающих дорог, по которым устроен объездной маршрут).
8.1.2.5 При наличии дефектов на покрытии проезжей части в зоне производства дорожных работ (выбоины, уступы от уложенного или снятого слоя покрытия и т.п.), затрудняющие движение транспортных средств, устанавливают знак 1.16 «Неровная дорога».
8.1.2.6 Знак 1.18 «Выброс гравия» устанавливают при устройстве или ремонте гравийных и щебеночных покрытий, при поверхностной обработке покрытия и в случаях, когда возможен выброс гравия (щебня) из-под колес автомобиля. Знак убирают после завершения формирования покрытия.
8.1.2.7 Знак 1.21 «Двустороннее движение» устанавливают для предупреждения водителей об участке, на котором вследствие проведения дорожных работ временно организовано двустороннее движение. Знак устанавливают перед участком дороги (проезжей части) с двусторонним движением в том случае, если ему предшествует участок (проезжая часть) с односторонним движением.
Вне населенных пунктов знак 1.21 необходимо устанавливать повторно на расстоянии от 50 до 100 м до начала опасного участка.
В зонах отгонов в стесненных условиях рекомендуется устанавливать знаки с двумя стрелами.
8.1.3 Знаки приоритета и запрещающие знаки
8.1.3.1 Для установления очередности движения при поочередном пропуске транспортных средств по одной полосе применяют знаки 2.6 «Преимущество встречного движения» и 2.7 «Преимущество перед встречным движением». Знаки устанавливают при интенсивности движения, обеспечивающей саморегулирование встречного разъезда и видимости всего участка по 5.4.4.
При недостаточной видимости полосы движения на всем участке проведения работ знаки 2.6 и 2.7 не применяют. В таких условиях движение организуют с помощью светофоров или регулировщиков по п.п. 5.4.2, 5.4.3.
Знак 2.6 устанавливают, как правило, справа по ходу движения транспортных средств на той стороне, где ведутся ремонтные работы. В этом случае с противоположной стороны должен устанавливаться знак 2.7.
В том случае, когда сужение проезжей части дороги, вызванное ремонтными работами, происходит с двух сторон, знак 2.6 следует устанавливать для того направления, откуда следует менее интенсивный транспортный поток.
На горизонтальных участках дорог знак 2.6 рекомендуется устанавливать для транспортных средств, движущихся по полосе, сужающейся в зоне дорожных работ. На участках дорог с продольным уклоном преимущество предоставляется транспортным средствам, которые движутся на подъем, для них устанавливают знак 2.7.
8.1.3.2 Знак 3.20 «Обгон запрещен» следует применять при сужении проезжей части на участках двух- и трехполосных дорог, когда обгон представляет опасность, ограничена видимость встречного транспортного средства, а также для беспрепятственного вхождения автомобилей в узкое место. При проведении дорожных работ знаки 3.20, установленные справа от проезжей части дублируют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004.
8.1.3.3 Ограничение скорости движения с помощью знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости» рекомендуется вводить на участке проведения работ в случаях уменьшения ширины полосы движения, при уменьшении числа полос движения, ограничения видимости, неудовлетворительного состояния проезжей части, а также для защиты и обеспечения безопасности людей, находящихся рабочей зоне.
При проведении дорожных работ на дороге с числом полос две и более для движения в данном направлении знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости», установленный справа от проезжей части дублируют.
8.1.3.4 Знак 3.25 «Конец ограничения максимальной скорости» устанавливают на расстоянии не более 20 м от конца зоны возвращения.
8.1.3.5 Знак 3.27 «Остановка запрещена» рекомендуется устанавливать в случае, если стоящие автомобили могут создать помехи движению, препятствовать проведению работ, снизить безопасность.
8.1.4 Предписывающие знаки и знаки особых предписаний
Знаки 4.2.1 и 4.2.2 также допускается применять для обозначения отклонения траектории движения транспортных средств от препятствия.
8.1.4.2 Знаки 5.15.5 и 5.15.6 «Конец полосы» допускается применять для обозначения изменения числа полос движения перед участком проведения работ, их следует устанавливать у начала временной переходной линии разметки или у первого из направляющих устройств, обозначающих границу отгона полосы.
8.1.4.3 Знак 6.17 «Схема объезда» применяют для указания маршрута объезда участка дороги, временно закрытого для движения и устанавливают вне населенных пунктов на расстоянии от 150 до 300 м, в населенных пунктах на расстоянии от 50 до 100 м от перекрестка, где начинается маршрут объезда.
Для указания маршрута движения перед началом объезда по существующей сети дорог следует устанавливать знак 6.17 перед ближайшим к участку дорожных работ перекрестку. На знаке должен быть схематично показан маршрут объезда с указанием населенных пунктов, в которых маршрут изменяет свое направление, или названия улиц, по которым он проходит.
8.1.4.5 Знаки 6.19.1 и 6.19.2 «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть» применяют на дорогах с разделительной полосой для указания направления движения для объезда закрытого для движения участка проезжей части и направления движения для возвращения на проезжую часть, предназначенную для движения в данном направлении.
Знак 6.19.1 с табличкой 8.1.1 устанавливают на расстоянии от 50 до 100 м, а вне населенных пунктов и предварительно, за 500 м до разрыва в разделительной полосе, по которому осуществляется переезд на проезжую часть, предназначенную для движения во встречном направлении.
Знак 6.19.2 с табличкой 8.1.1 устанавливают на разделительной полосе на расстоянии от 50 до 100 м до разрыва, по которому осуществляется переезд на проезжую часть, предназначенную для движения в данном направлении.
8.1.4.6 В случаях, когда по условиям дорожных работ пропуск транспортных средств необходимо ограничить по массе или габариту, устанавливают знаки 3.11 «Ограничение массы», 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства», 3.13 «Ограничение высоты», 3.14 «Ограничение ширины», 3.15 «Ограничение длины». Если вблизи места производства работ нет объезда, на ближайшем перед ним перекрестке устанавливают соответствующие запрещающие знаки 3.11-3.15 с табличкой 8.1.1 и знак 6.17 «Схема объезда», информирующий о направлении объезда.
Если на ремонтируемом участке дороги по условиям безопасности движения необходимо запретить движение пешеходов, устанавливают знак 3.10 «Движение пешеходов запрещено». Знак устанавливают в начале такого участка и на той стороне дороги, на которой вводят ограничение.
8.2 Дорожная разметка
8.2.1 При проведении долговременных работ на участке временного изменения движения дорожная разметка должна быть оранжевого цвета, соответствовать требованиям ГОСТ Р 51256-2011 и применяться по ГОСТ Р 52289-2004.
Временная разметка отменяет действие постоянной разметки белого цвета, обозначающей границы полосы движения.
8.2.2 При нанесении временной разметки устранять постоянную необязательно.
Временную разметку в местах совпадения линий временной и постоянной разметки наносят рядом с постоянной, за исключением разметки пешеходного перехода. Временную разметку пешеходного перехода наносят в случае его переноса или устройства нового пешеходного перехода.
При необходимости (на пересечениях, при изменении направления движения по полосам и т.п.) постоянную разметку удаляют или закрывают.
8.2.3 На автомагистралях и дорогах обычного типа с многополосной проезжей частью совместно с продольными линиями временной дорожной разметки допускается применять световозвращатели в соответствии требованиями ГОСТ Р 50971-2011.
8.2.4 При краткосрочных работах временную разметку наносят:
— для разделения транспортных потоков встречных направлений, на отфрезерованное покрытие проезжей части в случае движения по нему в темное время суток;
— для обозначения границ полос движения при изменении их числа на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог.
8.3 Передвижные дорожные светофоры
8.3.1 Передвижные дорожные светофоры на участках проведения дорожных работ применяют в случаях, когда невозможен саморегулируемый встречный разъезд транспортных средств:
— для регулирования движения в случаях, когда пропуск транспортных средств встречных направлений осуществляется поочередно по одной полосе;
— в местах пересечений и примыканий второстепенных дорог на объездах;
— для регулирования движения пешеходов через проезжую часть в случаях направления пешеходного движения на другую сторону проезжей части или если возникают опасные для пешеходов ситуации.
8.3.2 Передвижные дорожные светофоры также могут использоваться в зонах транспортных узлов, особенно в случаях при длительных перерывах в работе уже существующих светофоров вследствие проведения дорожных работ.
8.3.3 Типы, основные параметры и правила применения передвижных дорожных светофоров должны соответствовать требованиями ГОСТ Р 52282-2004 и ГОСТ Р 52289-2004.
Для каждого направления движения требуется как минимум один светофор справа от проезжей части. В особых случаях может возникнуть необходимость в дополнительных светофорах на левой стороне и/или над проезжей частью.
В местах сужения проезжей части передвижные дорожные светофоры могут устанавливаться на закрытой для движения полосе, которая должна быть огорожена в соответствии с требованиями п. 10 настоящих Рекомендаций.
Временную разметку 1.12 (стоп-линию) на узких участках в местах проведения дорожных работ дорог со светофорным регулированием допускается не наносить.
9 Направляющие устройства
9.1 Общие положения
9.1.1 Направляющие устройства используют для ограждения участков проведения работ и зрительного ориентирования участников движения (например, для обозначения участков проезжей части, закрытых для движения, и направления их объезда).
Устройства должны быть хороню видны и устойчивы к ветровой нагрузке и опрокидыванию.
Для обеспечения видимости ограждающих и направляющих устройств в темное время суток используют светвозвращающую или флуоресцентную краску или световозвращающую пленку типа А по ГОСТ Р 52290-2004. Для устройств, устанавливаемых на многополосных дорогах, рекомендуется использовать световозвращающую пленку типа Б.
9.1.2 В местах производства работ применяют следующие направляющие устройства:
— пластины прямоугольные (далее направляющие);
При проведении краткосрочных работ в светлое время суток установка фонарей на направляющих устройствах не требуется.
9.1.3 Расстояние между направляющими устройствами (пластинами, конусами) в продольном направлении не должны превышать значений, указанных в таблице 4.
Скорость движения на участке проведения работ, км/ч
Расстояния между направляющими устройствами (пластинами, конусами), м