Будем также надеяться что в недальнем времени

«Над Москвой, но для всей России. »
Открытие памятника Пушкину в Москве в 1880 г.

Будем также надеяться что в недальнем времени. Смотреть фото Будем также надеяться что в недальнем времени. Смотреть картинку Будем также надеяться что в недальнем времени. Картинка про Будем также надеяться что в недальнем времени. Фото Будем также надеяться что в недальнем времени

6 июня 1880 года. В этот день множество людей спешило на Страстную площадь. Они заполнили соседние улицы, бульвары, теснились у окон, на балконах. К специально сооруженным трибунам шли и шли делегации. Так Москва торжественно открывала памятник Пушкину.

Прошло еще 10 лет. И бывшие лицеисты добиваются учреждения комитета по созданию памятника поэту. Комитет, в который вошли соученики Пушкина М. А. Корф и Ф. Ф. Матюшкин, предложил установить памятник в Москве.

Состоялось три конкурса на проект памятника. Модели представляли под девизами. В конкурсе приняли участие почти все известные скульпторы того времени, и среди них М. М. Антокольский, П. П. Забелло, И, Н. Шредер, И. С. Пименов. Проекты памятника отличались большим разнообразием. Лучшими жюри признало модели Александра Михайловича Опекушина. Его победа удивила многих. Одна из газет писала: «Чему же учат в Академии художеств, когда на пушкинском конкурсе всех академиков «заткнул за пояс» какой-то крестьянин Опекушин».

Александр Михайлович Опекушин родился в семье крепостного крестьянина, в ярославской деревне Свечино, славившейся искусными мастерами лепки. Талантливым лепщиком был и его отец. Заметив способности сына, он увез его в Петербург, и вскоре тот попал в мастерскую известного в то время скульптора Д. И. Иенсена, где пять лет осваивал ремесло.

Однажды Александр Опекушин делал фигурку «Мальчик, пускающий пузыри», которая очень понравилась Иенсену, и тот помог ученику устроиться «вольноприходящим» в Академию художеств. Только в 1859 году, за два года до отмены крепогного права, Опекушин был выкуплен у помещика на волю.

Опекушин много и тщательно работал над проектом памятника великому русскому поэту. Прижизненных портретов Пушкина было мало, а фотография в те годы еще не существовала. Точно сохранила черты лица только посмертная маска поэта работы Гальберга.

«. Упала скрывавшая памятник поэта холстина,- писал Глеб Успенский,- и перед всеми собравшимися на площади зрителями явился простой, умный, с внимательным умным взором образ Пушкина».

День закончился концертом: оркестр под управлением Н.Г. Рубинштейна исполнил увертюры из опер «Руслан и Людмила» М. И. Глинки и «Русалка» А. С. Даргомыжского.

В одной из брошюр, увидевших свет сто лет назад, говорилось: «Мы уже видим начатки отрадных действий первого народного памятника. Со дня его открытия каждый день разнородные группы толпятся вокруг него и о чем-то толкуют. Женщины и мужчины, старые и молодые несут ежедневно к подножию поэта свою скромную благоговейную дань: то венками, то букетами цветов. Пробуждаются народные чувства, с ними воскресают вера, и надежда, и любовь, которые вызовут стремление к правде. Вот культурная сила пушкинского памятника, возвышающегося над Москвой, но для всей России. «

Пушкинские празднества длились четыре дня. Выступали известные писатели и поэты. Особенно сильное впечатление произвели на слушателей речи Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского и И. С. Тургенева. Они подчеркивали непреходящее значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.

На выставке, открытой в Дворянском собрании, впервые были представлены личные вещи Пушкина, его прижизненные портреты, рукописи, портреты его современников. Впоследствии эта первая пушкинская выставка заложила основу музея поэта.

. Вот уже почти полтора столетия стоит в центре Москвы бронзовый Пушкин.

По материалам статьи Г. Асланова и А. Руднева

Источник

Речь И. C. Тургенева по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве, 7 (19) июня 1880г

Милостивые государыни и государи!

Сооружение памятника Пушкину, в котором участвовала, которому сочувствует вся образованная Россия и на празднование которого собралось так много наших лучших людей, представителей земли, правительства, науки, словесности и искусства, – это сооружение представляется нам данью признательной любви общества к одному из самых достойных его членов. Постараемся в немногих чертах определить смысл и значение этой любви.

Пушкин, повторяем, был нашим первым поэтом-художником Пушкин был центральный художник, человек, близко стоящий к самому средоточию русской жизни. Этому его свойству дóлжно приписать и ту мощную силу самобытного присвоения чужих форм, которую сами иностранцы признают за нами, правда, под несколько пренебрежительным именем способности к «ассимиляции». Это свойство дало ему возможность создать, например, монолог «Скупого рыцаря», под которым с гордостью подписался бы Шекспир. Поразительна также в поэтическом темпераменте Пушкина эта особенная смесь страстности и спокойствия, или, говоря точнее, эта объективность его дарования, в котором субъективность его личности сказывается одним лишь внутренним жаром и огнем

Пушкин не мог всего сделать. Не следует забывать, что ему одному пришлось исполнить две работы, в других станах разделенные целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу. К тому же над ним тоже тяготела та жестокая судьба, которая с такой, почти злорадной, настойчивостью преследует наших избранников. Ему и тридцати семи лет не минуло, когда она его вырвала от нас. Без глубокой грусти, без какого-то тайного, хоть и беспредметного негодования, нельзя читать слова, начертанные им в одном его письме, за несколько месяцев до смерти: « Моя душа расширилась: я чувствую, что могу творить». Творить! А уже отливалась та глупая пуля, которая должна была положить конец его расцветающему творчеству! Быть может, уже отливалась тогда и та, другая пуля, которая предназначалась на убийство другого поэта, пушкинского наследника, начавшего свое поприще с неизвестного, негодующего стихотворения, внушенного ему гибелью учителя. Но не будем останавливаться на этих трагических случайностях, тем более трагических, что они случайны. Из этой тьмы возвратимся к свету; возвратимся к поэзии Пушкина.

Заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого.; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни. Он первый, наконец, водрузил могучей рукою знамя поэзии глубоко в русскую землю Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы (и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду великих, и такой человек!). И как о Шекспире было сказано, что всякий, вновь выучившийся грамоте, неизбежно становится его новым чтецом, так и мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком! Пусть это последнее слово не удивит вас, милостивые государыни и государи! В поэзии – освободительная, ибо возвышающая, нравственная сила! Будем же надеяться, что в недальнем времени даже сыновьям нашего простого народа, который теперь не читает нашего поэта, станет понятно, что значит это имя – Пушкин! – и что они повторят уже сознательно то, что нам довелось недавно слышать из бессознательно лепечущих уст: «Это памятник – учителю!». (Текст речи приводится по книге «Риторика» Муриной Л. А., с. 232-235).

1. Тема речи. Роль заслуга пушкина в русской литературе

2. Род и жанр красноречия.?академическая речь

3. Цель (цели) устного публичного выступления/подчеркнуть роль/, разновидность речи по целеполаганию. информационная

а) вступление (удачные варианты начала выступления); Милостивые государыни и государи!

б) основная часть (способы развертывания материала);

в) заключение (удачные варианты концовки).

5. Речевые особенности устного публичного выступления:

в) языковые средства, обеспечивающие связность и последовательность изложения.

Источник

Русские писатели и поэты о Пушкине

Приложение к словарю эпитетов А. С. Пушкина (Выпуск 2).

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла (Николай Гоголь, Несколько слов о Пушкине).
Пушкин – до глубины души русский… Ему были ведомы все страдания цивилизованного человека, но он обладал верой в будущее, которой человек Запада уже лишился (Александр Герцен, О Пушкине).
Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть (Александр Островский, Застольное слово о Пушкине).
…не было бы Пушкина, не было бы и последовавших за ним талантов (Фёдор Достоевский, Пушкин).
«…мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком! Будем также надеяться, что в недальнем времени даже сыновьям нашего простого народа, который теперь не читает нашего поэта, станет понятно, что значит это имя: Пушкин!» (Иван Тургенев, Речь по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве, 1880.).
Гуманность Пушкина была явлением высшего порядка: она не дразнила воображения картинами нищеты и страдания и туманом слез не заволакивала сознания: её источник был не в мягкосердечии, а в понимании и чувстве справедливости. И гуманность была, конечно, врожденной чертой избранной натуры Пушкина (Иннокентий Анненский, Пушкин и Царское село).
Может быть, настоящее царство Пушкина ещё впереди, может быть, истинный пушкинский день ещё придет. Это очень большой вопрос и для всей русской культуры очень важный» (Георгий Адамович, Пушкин).
Пушкин был поистине солнцем русской поэзии, распространившим свои лучи на громадное расстояние и вызвавшим к жизни бесконечное количество больших и малых спутников. Он сосредоточил в себе свежесть молодой расы, наивную непосредственность и словоохотливость гениального здорового ребенка, для которого все ново, который на все отзывается, в котором каждое соприкосновение с видимым миром будит целый строй мыслей, чувств и звуков (Константин Бальмонт, О русских поэтах).
Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин (Александр Блок, О назначении поэта).
Все мы с детства обязаны хвалить Пушкина. Холодны эти похвалы. Они не гарантируют нас от позднейших увлечений музой Надсона или ловкой музой графа А. Толстого. Пушкин самый трудный поэт для понимания; в то же время он внешне доступен. Легко скользить на поверхности его поэзии и думать, что понимаешь Пушкина. Легко скользить и пролететь в пустоту (Андрей Белый, Брюсов).
Кто любит Пушкина, тот за свободу. Кто с Пушкиным, тот за человека, родину и святыню. Если Пушкин завладевает сердцами России, значит жива Россия (Борис Зайцев, Победа Пушкина).
Пушкин – чудо России. Он единственный, воистину любимый… Русские не всегда любят своих героев. Но вот есть на Руси и исключение. Есть и для нас Некто, кому мы поклоняемся и знаем, что должны поклоняться, и, если кто не понимает, не чувствует, не может постигнуть величие этого «поклоняемого», тот берёт его как догмат. Этот Некто Пушкин. Пушкин – чудо России (Тэффи, Чудо России).
Он победил и время и пространство (Анна Ахматова, Слово о Пушкин).
В творчестве Пушкина чувствуется нечто вулканическое, чудесное сочетание страстности и мудрости, чарующей любви к жизни и резкого осуждения её пошлости, его трогательная нежность не боялась сатирической улыбки, и весь он – чудо (Максим
Если Пушкин считал, что первые достоинства прозы – точность и краткость, то у него самого эти две особенности сказываются сильнее всего именно в определении эмоций и душевных качеств (Юрий Олеша, Литературная техника).=
Пушкина не обоймешь словами. Так многопланово, разнообразно и безгранично его творчество, что человечество ещё века будет разбираться в оставленном им наследстве» (Николай Асеев, Мысли о Пушкине).
… у каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает её до конца» (Александр Твардовский, Пушкин).

Источник

Речь по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве

Будем также надеяться что в недальнем времени. Смотреть фото Будем также надеяться что в недальнем времени. Смотреть картинку Будем также надеяться что в недальнем времени. Картинка про Будем также надеяться что в недальнем времени. Фото Будем также надеяться что в недальнем времени

Читать онлайн

Будем также надеяться что в недальнем времени. Смотреть фото Будем также надеяться что в недальнем времени. Смотреть картинку Будем также надеяться что в недальнем времени. Картинка про Будем также надеяться что в недальнем времени. Фото Будем также надеяться что в недальнем времени

Всё так… Но можем ли мы по праву назвать Пушкина национальным поэтом в смысле всемирного (эти два выражения часто совпадают), как мы называем Шекспира, Гёте, Гомера?

Пушкин не мог всего сделать. Не следует забывать, что ему одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделенные целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу. К тому же над ним тоже отяготела та жестокая судьба, которая с такой, почти злорадной, настойчивостью преследует наших избранников. Ему и тридцати семи лет не минуло, когда она его вырвала от нас. Без глубокой грусти, без какого-то тайного, хоть и беспредметного негодования, нельзя читать слова, начертанные им в одном его письме, за несколько месяцев до смерти: «Моя душа расширилась: я чувствую, что я могу творить». Творить! А уже отливалась та глупая пуля, которая должна была положить конец его расцветающему творчеству! Быть может, уже отливалась тогда и та, другая пуля, которая предназначалась на убийство другого поэта, пушкинского наследника, начавшего свое поприще с известного, негодующего стихотворения, внушенного ему гибелью его учителя… Но не будем останавливаться на этих трагических случайностях, тем более трагических, что они случайны. Из этой тьмы возвратимся к свету; возвратимся к поэзии Пушкина.

Здесь не место и не время указывать на отдельные его произведения: другие это сделают лучше нас. Ограничимся замечанием, что Пушкин в своих созданиях оставил нам множество образцов, типов (еще один несомненный признак гениального дарования!), – типов того, что совершилось потом в нашей словесности. Вспомните хоть сцену корчмы из «Бориса Годунова», «Летопись села Горохина» и т. д. А такие образы, как Пимен, как главные фигуры «Капитанской дочки», не служат ли они доказательством, что и прошедшее жило в нем такою же жизнью, как и настоящее, как и предсознанное им будущее?

Поэт, не дорожи любовию народной!
Восторженных похвал пройдет минутный шум,
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд,
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Как бы то ни было, заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни. Он первый, наконец, водрузил могучей рукою знамя поэзии глубоко в русскую землю; и если пыль поднявшейся после него битвы затемнила на время это светлое знамя, то теперь, когда эта пыль начинает опадать, снова засиял в вышине водруженный им победоносный стяг. Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек! И как о Шекспире было сказано, что всякий, вновь выучившийся грамоте, неизбежно становится его новым чтецом – так и мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком! Пусть это последнее слово не удивит вас, мм. гг.! В поэзии – освободительная, ибо возвышающая, нравственная сила. Будем также надеяться, что в недальнем времени даже сыновьям нашего простого народа, который теперь не читает нашего поэта, станет понятно, что значит это имя: Пушкин! – и что они повторят уже сознательно то, что нам довелось недавно слышать из бессознательно лепечущих уст: «Это памятник – учителю!»

я могу творить». – Тургенев, очевидно, по памяти и потому не совсем точно цитирует фразу из письма Пушкина к H. H. Раевскому-сыну от второй половины июля 1825 г. (Пушкин, т. XIII, № 193). Точный текст: «Je sens que mon ame s’est tout-a-fait developpee – je puis creer» («Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить»). Отрывки из этого письма, включая приведенную Тургеневым фразу, напечатаны впервые Анненковым в «Материалах…» (Сочинения Пушкина, т. I, 1855, стр. 135–136) с прямой датировкой 1825 годом; вторично – во французском оригинале – в приложении III к тому же изданию «Материалов» (стр. 444–445). Следующим, IV приложением, напечатано здесь известное письмо Жуковского к С. Л. Пушкину о последних часах Пушкина. В редакционной заметке «Современника» (1837, т. V), напечатанной Анненковым на стр. 446, сказано: «Россия потеряла Пушкина в ту минуту, когда гений его, созревший в опытах жизни, размышлением и наукою, готовился действовать полною силою». Кажущаяся связь этих слов со словами из письма к Раевскому, очевидно, и ввела в заблуждение Тургенева, отнесшего и раннее письмо к Раевскому ко времени «за несколько месяцев до смерти» поэта. Перевод принадлежит, вероятно, самому Тургеневу. Ошибочное представление о том, что слова Пушкина написаны незадолго до его смерти, глубоко вошло в память Тургенева и он не раз повторял его, утверждая, что Пушкин погиб на пороге нового, высшего этапа своей деятельности, к которому предшествующее его творчество было лишь приготовлением. См. наст. том, стр. 81, 84, 109.

как «Медный всадник». – Тургеневу еще не был известен факт запрещения «Медного всадника» (см.: Т. Г. Зенгер. Николай I – редактор Пушкина. – Лит Насл, т. 16–18, стр. 521–524).

это ожидать? – Письмо Е. А. Баратынского, которое в пересказе приводит Тургенев, обращено к его жене, А. Л. Баратынской. Оно относится к первым месяцам 1840 г. и напечатано впервые и «Сочинениях» Баратынского, изд. 1869 г., стр. 423–424, – издании, подготовленном при участии Тургенева (см. наст. изд., т. XIII, стр. 689–690).

записные словесники… – Измененная автоцитата из отрывка лекций о Пушкине 1860 г., включенного в «Воспоминания о Белинском» (наст. изд., т. XIV, стр. 40).

Источник

Речь по поводу открытия памятника А.С. Пушкина в Москве.

♦ Задание 86. Что сближает, а что разделяет риторическую манеру И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского? Составьте свое выступление, которое будете произносить при открытии памятника любимому поэту. Напишите план-сценарий речи.

Задание 87.. Рассмотрите и заполните таблицу «Синтаксические конструкции в ораторской речи, повышающие ее выразительность». Найдите им объяснение в словаре, приведите примеры из проанализированных Вами текстов публичных выступлений.

Тип синтаксической конструкцииЗначениеУпотребление в ораторской речи (примеры)
Каламбур
Афоризм
Реплика
Парадокс
Цитата
Стилизация

Задание 88. Переделайте высказывания так, чтобы получилась анафора.

— Я понимаю ваши сомнения, возражения, недостатки предлагаемого метода, но это все же лучше, чем то, что мы имели до сих пор.

— Мы все нуждаемся в спокойствии, благополучии, уверенности в завтрашнем дне.

— Вредит нам наша безответственность, недисциплинированность, неуважение друг к другу.

Задание 89. Составьте высказывания с градацией, употребив в них следующие ряды слов. При этом расположите слова по возрастающему смыслу.

— стремительный, энергичный, живой;

— уничтожить, устранить, искоренить;

— человек, известный во всей стране, ученый с мировым именем, талантливый коллега.

Задание 90. Закончите высказывания так, чтобы получилась антитеза.

Задание 91. Продолжите данные риторические восклицания.

Задание 92. Составьте периоды, развив следующие высказывания.

— Художественная литература учит нас жизни.

— Учиться – это большое счастье.

— История и нынешний день тесно связаны.

— Ведите здоровый образ жизни.

Задание 93. Определите, в каких ситуациях можно употребить следующие парадоксы.

— Чем хуже, тем лучше.

— Лучшая защита – нападение.

— Кто умеет делает сам, а кто не умеет, учит других.

— Ум хорошо, а два – хуже.

Задание 94. Закончите высказывания, начатые гиперболическими формулами.

♦ Задание 95. Составьте текст со стилистически обусловленным (мотивированным) использованием инверсии, антитезы, анафоры, градации, риторического вопроса и других стилистических фигур.

Задание 96. Рассмотрите таблицу «Роды и виды красноречия». Проанализируйте классификацию видов речей: каковы принципы ее построения. Ответьте на вопрос: какие виды речей в каких сферах деятельности и в каких речевых ситуациях уместны? Аргументируйте ваше понимание, опираясь на анализ ораторских речей (по выбору).

Роды красноречияВиды красноречия
Социально-политическоеДоклад на социально-политические и политико-экономические темы; отчетный доклад; политическая речь, парламентская речь, дипломатическая речь, митинговая речь, агитаторская речь.
АкадемическоеЛекция вузовская, школьная, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция.
Социально-бытовоеЮбилейная речь, застольная речь, приветственная речь.
СудебноеПрокурорская или обвинительная речь, адвокатская или защитительная речь.
Богословско-церковноеПроповедь, речь на соборе.

Задание 97. Прочитайте текстыи определите, к какому роду и виду красноречия они относятся:

«Других ходов в столовую не существовало и проложено не было. Правда, Бобров, домовладелец, предлагает нам остановиться на предположении, что туда можно было проникнуть через форточку, а до форточки на четвертый этаж добраться по лестнице или по водосточной трубе. Но будем же рассуждать в пределах возможного и не станем допускать сказок. Приставленной лестницы никто не видел, а для того, чтобы лазить по водосточной трубе до четвертого этажа, нужно быть обезьяной или акробатом – приучиться к этому с детства, а братья Келеш – 40-летние люди и гибкостью тела не отличаются» (С.А. Андреевский).

«Я не хочу ни политики гильотины, ни политики виселицы, … ни вашего закона о ссылке. Господа, говорят этот закон не будет иметь обратной силы и его назначение – властвовать только над будущим. Раз уж вы произносите слово «будущее», я настоятельно предлагаю вам призадуматься над этим словом и над его содержанием. Ну-ка! Скажите, для кого вы вырабатываете этот закон? Ясно ли вам это? …» (В. Гюго).

«Я снова пытаюсь выразить вам свою признательность и снова чувствую свое бессилие. Ведь о почестях, каких вы меня удостоили, я не смел и мечтать. Всем вам должно быть понятно, что я никогда этого не забуду, что до гробовой доски буду вспоминать об этом с гордостью» (Ч.Диккенс).

«Господа судьи, господа присяжные заседатели! На вашу долю выпало произнести договор по беспримерному делу в летописи уголовного суда… На мне лежит задача облегчить для вас этот труд и разъяснить те обстоятельства дела, которыми обвинение желает воспользоваться. Вы сопоставите мои доводы с теми, которые представит вам защита, и тогда перед вами возникнет ясный образ настоящего дела…» (А. Жуков).

«В старой Киевской Руси главная пружина народного хозяйства, внешняя торговля, создала многочисленные города, служившие крупными или мелкими центрами торговли. В верхневолжской Руси, слишком удаленной от приморских рынков, внешняя торговля не могла стать главной движущей силой народного хозяйства. Вот почему здесь видим в 15-16 веках сравнительно незначительное количество городов, да и в тех значительная часть населения занималась хлебопашеством» (В.О. Ключевский).

Тема хII.
Правила русского красноречия. Композиция публичного выступления.

Задание 98. Прочитайте отрывок из книги И.Б. Голуб «Основы красноречия». Сформулируйте правила русского красноречия, запишите ответ в виде плана.

На наш взгляд, важнее всего содержательность речи. Пустая болтовня не может быть образцом для подражания, она несовместима с красноречием. Его главнейшее требование — богатство содержания речи, важность поставленной темы. Из этого требования вытекает и стремление к экономии речевых средств, отказ от многословия.

Точность, ясность и простота речи составляют достоинство любого произведения и выступления. «Мысль, вполне сложившаяся в мозгу, легко находит себе точное выражение в словах; неопределенность выражений обыкновенно бывает признаком неясного мышления».

Красноречие несовместимо с бедностью словаря. Богатство речи свидетельствует о свободном владении говорящим возможностями родного языка, причем не только в его словарных запасах, но и в скрытых стилистических ресурсах морфологии, синтаксиса.

Проблема чистоты речи предостерегает нас от неоправданного увлечения диалектизмами, жаргонизмами, иностранными словами.

Уместность речи следует оценивать в соответствии с требованиями различных стилей русского языка. Стилистическое закрепление языковых средств позволяет определить потребность в тех или иных словах, выражениях, грамматических формах в выступлении оратора, беседе официального характера а также в конкретном тексте того или иного жанра книжной или разговорной речи.

С учетом стилевых особенностей речи следует говорить и о ее правильности, поскольку одни и те же формы склонения, спряжения могут быть не оправданы в книжной, письменной речи, но допустимы в разговорном стиле. Важно не отвлеченное представление о правильности словоизменения, построения словосочетаний и предложений, а стилистическая оценка множества вариантов, существующих в языке.

Литературное произношение и ударение являются обязательным условием хорошей речи.

Образность речи, эмоциональность, благозвучие — ценные качества хорошего слога. Они обращают наше внимание к изучению метафор, эпитетов, сравнений и других изобразительных средств языка, а также риторических фигур и приемов звукописи.

Логичность речи гарантирует точность выражения мысли. Поэтому ни писатели ни ораторы не могут пренебречь законами логики. Нарушение их перечеркнет все другие достоинства речи, лишив ее главного — ценности содержания.

Задание 99. Прочитайте тексты. Какие части публичного выступления вы можете выделить? Охарактеризуйте каждую из них.

♦ Подготовьте выступление на тему «Что важно для успеха речи».

1. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Иногда тема является заданной, но нередко ее приходится выбирать самим. Выбрав тему, интересную для себя и слушателей, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и привлекать внимание слушателей. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления.

Следующий этап подготовки публичного выступления – подбор материалов для ораторской речи. Необходимо отобрать литературу, внимательно прочитать отобранный материал, выделить главное, интересное для сообщения, выработать собственное отношение к предмету речи.

Далее следует составить план выступления, записав к пунктам плана весь фактический материал, которым можно будет пользоваться во время выступления; придумать вступление и заключение, чтобы они были лаконичными, содержательными и соответствовали друг другу, продумать переходы от одной части к другой.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. В заключении рекомендуется повторить основную мысль речи, подвести итоги сказанного, сделать выводы. Важно продумать последние слова речи, так как они призваны усилить эффект выступления.

Хорошо продуманное вступление и необычное заключение не обеспечивают успеха выступления. Важно не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть выступления, в которой формулируется основная мысль речи. Материал в основной части может излагаться разными методами: индуктивным (от частного случая к обобщениям и выводам), дедуктивным (от общих положений к конкретным примерам), концентрическим (расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором), ступенчатым (последовательное изложение одного вопроса за другим), историческим (изложение материала в хронологической последовательности), методом аналогии (сопоставление различных явлений, событий, фактов). В одном выступлении возможно использовать различные методы изложения материала, что позволит речи в целом быть оригинальной и нестандартной.

Продумав основное содержание речи, следует найти выразительные приемы, которые придадут выступлению живость, эмоциональность, индивидуальность.

В конце работы над текстом нужно обязательно прорепетировать свое выступление, не читая текста доклада, а озвучивая его по собственному плану.

— Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так сказать, всякий раз приводить в порядок имеющийся материал.

— Говорить следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила.

Задание 100. Составьте вступление для речи «Как я отделался от дурной привычки».

Задание 101. Подготовьте описание какой-то достопримечательности города или экспоната музея как фрагмент речи экскурсовода, выступающего перед группой туристов.

Задание 102.Какое заключение Вы сделали бы, если бы рассматривали в своей речи вопросы современного образования в России? Запишите его.

Задание 103. Прочитайте речь. Определите построение (композицию) ораторской речи: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку (начало, вступление, главная часть, заключение).

Каким образом автор речи привлекает внимание своих слушателей и читателей. Ответьте на вопросы теста. Нужное подчеркните:

а) держит в напряжении аудиторию построением речи;

б) строит речь с учетом интересов аудитории, вводит риторические вопросы;

в) структура речи кратка, логична, использует подтекстовое, затекстовое содержание, известное аудитории;

г) вводит яркие, необычные, соответствующие развитию темы приемы: занимательные приемы, шутки, различные отступления;

д) четко планирует и прогнозирует содержание по минимальному времени.

Нобелевская речь И.А. Бунина.

Ваше Высочество, милостивые государыни, милостивые государи.

Девятого ноября, в далекой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби,— совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грасс дал мне, как писателю, наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода не-обходима особенно,— она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.

И еще несколько слов — для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш Королевский Дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для шведского Королевского Дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его Величество Король, Король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному внимания Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства.

Задание 104[*].Прочитайте речь, определите композицию текста. Определите информативную структуру речи. Обратите внимание на границы: структурно-смысловых частей. Определите типы речи: описание, повествование, рассуждение, объяснение, доказательство.*

Открытие в Москве памятника великому русскому писателю Ивану Андреевичу Крылову — знаменательное событие. Здесь, в древней российской столице, более двухсот лет назад родился будущий знаменитый баснописец. И все творчество его стало ярчайшим выражением свойств и особенностей русского национального характера и ума.

Крылов — уникальное явление, и не только в области литературной. Истинный чудесный самородок, он, подобно Ломоносову, Горькому, поднялся из самих глубин народной жизни до высот мировой культуры. Смелой рукой он ввел в отечественную литературу и навсегда утвердил в ней изумительные образцы живой народной речи, решительно поборов архаичные, салонные литературные вкусы и представления.

В своих блистательных остроумных и мудрых баснях Крылов обличал невежество и тупость, чинопочитание и алчность, лихоимство и чванство, лицемерие и жестокость. Его сатирическая муза всегда служила народу, была его верной защитницей. Нет, не был обличитель Иван Крылов «добрым дедушкой», каким бы его хотели видеть царедворцы. Его едкие басни не были милыми байками для детей. Они обличали пороки самодержавного строя.

«Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц. »— сказал о Крылове Гоголь. Восторженно и глубоко уважительно отзывались о таланте Крылова и его великом значении для России Пушкин, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Тургенев. Еще при жизни великого баснописца назвали на Руси народным писателем.

Своим прекрасным и самобытным творчеством Крылов открыл широкую дорогу для появления бессмертных творений Грибоедова и Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Островского, в книгах которых как бы нашли свое новое воплощение крыловские традиции народности и реализма.

Минуло почти полтора века со дня смерти великого баснописца. Неузнаваемо изменилась Русь, стала могучей советской державой. Но и сегодня простые и меткие строки крыловских басен, как бы напоенные лукавством и глубокой народной мудростью, продолжают жить с нами — в наших мыслях, в речи, в книгах, как живут народные пословицы и поговорки…

…Сегодня мы открываем в Москве бронзовый монумент Крылову — дань памяти великому россиянину, которого Белинский по праву назвал честью, славой и гордостью нашей литературы.

(С.В. Михалков, выступление при открытии памятника баснописцу И.А. Крылову в Москве).

Задание 105. Проведите комплексный анализ речи (по выбору). Ответьте на вопросы:

1. Отвечает ли выбор слов коммуникативной цели ораторской речи. Возможны ли лексические замены?

2. Рассмотрите синтаксическую структуру словосочетаний, предложений, синтаксических целых. Возможны ли синтаксические замены?

3. Какой характер носит использование изобразительно-выразительных средств

4. Как использованы в речи фразеологический фонд русского национального языка, оценочно-эмоциональные средства языка?

Задание 106. Прочитайте речь.* В комплексном анализе текста публичного выступления подтвердите соответствие нормативным требованиям текста, т.е. нормам русского языка: фонетико-интонационной, орфоэпической, лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, правописной и стилистической.

Оцените ораторскую речь:

а) ее содержательную структуру: новая актуальная информация, соответствие относительной истине, оценочный характер высказывания, логический, эмоционально-экспрессивный фон высказывания;

б) с позиции логичности, выделите ключевые понятия, определите структуру рассуждения, доказательства, объяснения.

Соответствует ли текст логическим законам построения тождества, противоречия, исключения третьего, достаточности основания выводов.

Слово о Пушкине

Задание 107. Подготовьтесь к устному ответу на вопрос: как можно построить речь, чтобы убедить своих слушателей.

Информационная справка

— Аристотель считал, что риторика — это наука доказательной речи. А.Ф. Мерзляков в “Краткой риторике” (1809) в разделе “Речи ораторские” писал: “В слове или речи заключаются три намерения оратора: научение, убеждение и искусство тронуть слушателя. Все сии намерения должны быть соединены в одно и служить друг другу взаимным пособием. Представляя предмет со всею ясностию и подробностию, мы научаем и в то же время убеждаем разум справедливостию или, по крайней мере, вероятностию наших доводов. Сие научение и убеждение действуют в то же время на нашу волю, заставляют нас принять участие в предмете, представленном оратором, управляют нашими склонностями и производят в нас или привязанность, или отвращение”.

— В книге Н.Н. Кохтева «Риторика» написано: «В ораторской речи для убеждения слушателей и доказательства своей мысли важно использовать аргументы — доводы в обоснование какого-либо положения, совокупность таких доводов называется аргументацией. Сам же аргумент — это мысль, истинность которой проверена и доказана практикой.

Аргументы делят на два вида.

1. Аргументы к существу дела. Это факты, устанавливаемые путем наблюдения, опыта, цифровой или статистический материал, документы, доказанные положения и т. д.

2. Аргументы к человеку. Что это за аргументы?

В ораторской речи они используются так же часто, как и первые. Цель их привлечения — воздействовать на слушателей эмоционально. Назовем некоторые из них.

1)Аргумент к авторитету — ссылка на высказывания или мнения великих людей, общественных деятелей, ученых, писателей в поддержку своего мнения. Чаще всего это проявляется в научной речи.

2)Аргумент к публике — ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей; оратор стремится привлечь слушателей на свою сторону и с их помощью оказать психологическое давление на оппонентов. Чаще всего это проявляется в митинговой речи, но возможно и в судебной.

4)Аргумент к тщеславию — расточение нёумеренных похвал оппонентам в надежде, что, тронутые комплиментами, они станут мягче.

5)Аргумент к жалости — возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия.

Перечисленные аргументы не всегда являются корректными, пожалуй, за исключением первого. Но и тут необходимо сделать оговорку: не все высказывания или мнения авторитетных людей безусловно верны. Поэтому ссылка на то, что кто-то придерживается определенного мнения, ничего не говорит об истинности этого мнения.

Задание 108. Проанализируйте отрывки из речи А.И. Солженицына (вступление и заключение), произнесенной им при получении Нобелевской премии. Укажите, какие публицистические приемы использует автор в своем выступлении. Какие из них вам особенно нравятся?

♦ Задание 109. Самостоятельно напишите публичную речь, выбрав тему из предложенных ниже или придумав свою.

Используйте в подготовленной Вами речи функционально-смысловой тип речи: повествование, описание, рассуждение.

— Фильм, который надо посмотреть.

— Книга, которую следует прочесть.

— Великий человек с моей точки зрения.

— Мое любимое занятие.

— Любимое место в моем городе.

♦■Задание 110. Самостоятельно напишите публичную речь (тема по выбору) Проанализируйте качества составленной Вами ораторской речи, опираясь на алгоритмы «Оценка публичного выступления»:

— Оценка выбора темы, определения вида речи, ее коммуникативной задачи, формулировки основной мысли, использования необходимых компонентов, ситуации общения;

— Составления плана, выбора аргументов, составления выводов. При этом обратите внимание на переходы между введением, основной частью и заключением, а также между пунктами основной части;

— На средства речевой выразительности, которые будут уместны в вашем случае.

Запомните: Риторики рекомендуют обращать внимание на характер введения и заключения, переходов между частями, использование уместных цитат. При произнесении речи пользуйтесь правилами интонации, пауз, уместности мимики, жестикуляции. При составлении речи обратите внимание на то, что нужно стремиться к речи информативно насыщенной, яркой, устремленной к добру. Речь ценится “во многословии, но без пустословия”.

Можете использовать одну из тем:

— Экскурсия в местный музей.

— Книга, научившая меня многому.

— Терпимость – редкое достоинство.

Задание 111. Ответьте на вопросы: Каким должен быть основной тезис; план его раскрытия, введение и заключение как наиболее запоминающиеся части речи. Соблюдены ли в речах основные цели введения — привлечь внимание аудитории, установить с ней контакт; заключения — конца речи, которое, как свидетельствуют риторы, должно быть оптимистичным, жизнеутверждающим.

Запомните: “Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому”.(Платон)

Проведите конкурс ораторов. Выберите общую тему конкурса «Современное красноречие». Определите экспертную/конкурсную комиссию.

Установите регламент. Определите Вашу условную роль: оратор; оппонент оратора; член жюри; активный участник беседы, круглого стола. Оцените в речи:

— Раскрыта ли тема/раскрыт/доказан ли основной тезис речи? Решена ли поставленная коммуникативная задача? Достигнута ли цель речи? Учтен ли фактор адресата?

— Насколько убедительны, достоверны и интересны приведенные в речи факты, примеры, статистические и цифровые данные; насколько уместны приводимые цитаты, авторитетны источники, на которые сделаны ссылки?

— Насколько продуманы переходы от одной мысли к другой/от одного положения к другому, выводы и обобщения.

— Какова структура речи: насколько логично и уместно расположен материал, как соотносится основная часть с введением и заключением.

— Оцените язык речи с точки зрения ее правильности (соблюдения норм русского языка), качеств хорошей ре

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *