Бубела граффити что это
Артём Бурж рассказал о том, как граффити белорусских художников разделили Петербург на два лагеря.
Черно-белые портреты лидера рок-группы «Кино» Виктора Цоя и актера Сергея Бодрова на улицах Петербурга уже стали неформальными достопримечательностями. Люди со всей России фотографируются рядом с граффити. Но мало кто знает автора этих и многих других портретов на петербургских трансформаторных будках.
Вместе с этим, мнения жителей города на Неве разделились: кто-то выступает против уличного искусства и считает, что работы нужно закрашивать, а другие восхищаются талантом стрит-арт художников и призывают защитить законом их творения.
— Вас называют идейным вдохновителем и основателем арт-группы. Что конкретно стоит за этой формулировкой?
— С чего началось ваше увлечение уличным искусством и граффити?
— Мы начинали в Витебске. Я сидел с ребятами на «заброшке», они рисовали граффити. И я подумал, что у них это круто получается. Почему тогда это запрещено? Я решил поискать информацию «на злобу дня» о том, почему это нелегально. Оказалось, что все идёт вразрез: с одной стороны красиво, людям нравится, но в то же время это незаконно. Помню, к вечеру на меня напал революционный дух. Я вывез ребят в центр, сказал, что вся ответственность на мне и мы должны сделать портрет. Тогда мы рисовали Снуп Догга. На самом деле, мне было неважно, с чего начать. Первая реакция поразила, и поэтому я начал заниматься. Нашёл слабину, на которую можно надавливать и продвигать эту культуру в целом.
Граффити с персонажем фильма «Не грози Южному централу. ». Фото: HoodGraff / ВКонтакте
— Какая реакция вас поразила?
— Почему вы решили назваться именно HoodGraff?
— Как происходит разработка идеи нового граффити?
— В любом проекте я стараюсь делать акцент на идею. По итогу, это моё творчество. Так как я сам не рисую, мне надо развиваться за счет идей. Когда мы начинали в Витебске, все было так: «Ой! Давай Боба Марли и Стива Джобса нарисуем». Для начала этого было достаточно, чтобы проявить себя в качестве уличных художников, которым можно разрешать рисовать или хотя бы не давать штрафы и не сажать. Тогда это было нужно.
— Откуда вы черпаете вдохновение?
— Что насчет одного из самых известных портретов – граффити с Сергеем Бодровым? Какая новость стала поводом для этой работы?
Это немного другая история. С Бодровым портрет был более или менее системным. Его кандидатура давно была в наших списках и я долго вынашивал эту идею. У нас есть негласные списки личностей, портреты которых мы хотели бы нарисовать.
Граффити с актером Сергеем Бодровым. Фото: HoodGraff / ВКонтакте
— Значит, идея рождается не только от новостей? Что же еще может стать поводом для нового портрета?
— Когда мы были в Витебске, работы отталкивались от идеи изобразить культовых личностей, которые что-то изменили в этом мире. В определенный момент я понял, что надо привязываться к конкретной локации, потом начал думать о памятной дате. В таком случае граффити начинают «набирать сок». Мы стали ждать определенной даты, готовиться. И только потом я начал привязываться к новостям.
— Когда вы переехали с группой в Петербург? Почему выбрали именно этот город?
— В Питере у меня жил отец, я сюда в 2008 году приехал, влюбился в город и всё. Потом я поступил здесь в ВУЗ, и для меня это был официальный повод переехать. В Витебске было невыносимо развиваться творчески. Мне однозначно нужно было переезжать, и я выбрал для себя город, который понравился мне изначально. А в 2014 году я перевез за собой ребят из команды.
— С чего начиналась работа арт-группы в Петербурге?
— После того, как мы переехали сюда, у меня был расписан план на год-полтора. Я так посчитал, что если мы полгода потратили в Витебске для того, чтобы нами заинтересовались, то для такого большого города, как Питер, нужно больше времени. Был опять же неформальный список тех, кого мы нарисуем: где, как, в какие даты.
— Какая работа была первой после переезда?
— Вообще, первым считается Хью Хефнер. Его закрасили, тогда мы еще не переехали окончательно в Питер. Это была пробная вылазка. Виктор Цой считается официально первым. Буквально с первого портрета с нами связывается администрация города. Вообще было так: просыпаюсь с утра, мне звонят с «Эха Москвы» и говорят, что закрашивают нашу работу. Я начал нервничать, все-таки первая работа и уже закрашивают. Тут, видно, будет тяжело, я подумал.
Граффити с Виктором Цоем. Фото: HoodGraff / ВКонтакте
— Но ведь портрет Цоя не закрасили?
После этого пошли публикации в СМИ, вместе с ним пошёл и интерес. Мне позвонили из городской администрации с предложением встретиться. Предлагали предоставить 102 площадки, чтобы рисовать. Справедливости ради, хочу сказать, что мы ни в чем не нуждались и поэтому когда нам предлагали какую-то технику или краску – это меньшее, что нам могли предложить. Я отказался.
— Что вы можете сказать о петербургских стрит-арт художниках?
— В Петербурге очень много художников талантливых, но все то ли лентяи, то ли руки опустили. Параллельно с нами стартануло два проекта, ребята «на волне» подхватили вовремя. А моя ставка на ребят, которые здесь были старожилами, не оправдалась. Мне тогда хотелось сказать: «Ну давайте, ребят! Тут какие-то белорусы приехали и «качнули». Давайте вы, продолжайте дальше». Я ждал конкуренции, партнерства, лишь бы это пошло. А никого нет. Мы одни рисуем и понять не можем, почему никто не пользуется идеей рисовать что-то толковое и доступное для людей в центре города.
— В чем заключается концепция HoodGraff?
Граффити с пионером-партизаном Зиной Портновой. Фото: HoodGraff / ВКонтакте
— Трудно не заметить, что у вас крайне мало женских портретов. С чем это связано и планируете ли вы исправить эту несправедливость?
— Этот вопрос у нас очень остро стоит, потому что надо нарисовать. Мы хотим и есть кандидатки. На сегодняшний день из представительниц прекрасной половины человечества мы нарисовали только Зинаиду Портнову и Мерлин Монро в Витебске. Вполне возможно, что в скором времени мы одним портретом дополним это количество. Но пока что я не вижу, как это сделать масштабно, потому что мне хотелось бы именно так. Есть персонажи очень достойные. Даже одну назову. У нас была идея нарисовать принцессу Диану. Но я понял, что идея очень дорогая и рисовать нужно не в России.
Если говорить о русских женщинах, то мы хотели нарисовать Фаину Раневскую. У неё очень много интересных цитат. Я всё жду удачного повода, чтобы её саркастичное высказывание попало в цель.
Кстати, мы ведь рисовали портрет Жанны Фриске. Я хотел открыть еще одно ответвление от нашей концепции, и это была первая работа. История с Фриске меня почему-то тронула. Я многие мнения слышал по этому поводу. Кто-то говорил, что это попса, другие говорили, что она не достойна быть в одном ряду с другими нашими работами. Задача была в другом – поддержать человека. Мы сделали холст три на три метра, поставили на Малой Садовой и просто начали рисовать.
Эта работа, пожалуй, входит в пятерку самых положительных отзывов. Дело было летом, когда в центре было много туристов. Когда мы закончили рисовать, вся эта толпа туристов сплотилась, и они начали оставлять какие-то пожелания на свободных местах холста. В итоге весь холст был исписан фразами на разных языках. Это очень было трогательно. Позже портрет забрали в Москву, на передачу, посвященную Жанне.
— Не все относятся позитивно к граффити. Ваши работы достаточно часто закрашивают, бывает, что вандалы портят портреты надписями.
— То есть вы к этому относитесь спокойно?
— Ну, закрашивают. Это их работа согласно букве закона. Вот уже полтора года удерживается граффити с Бодровым.
— Несмотря ни на что, вы продолжаете работать в Петербурге. Почему именно этот город вы выбрали для себя среди всех российских городов?
Несмотря на то, что она за свою жизнь побывала в 30 странах, нигде, кроме Санкт-Петербурга, она не может жить. Как архитектор она видит каждую деталь, наслаждается красотой зданий, перспективой улиц, и ей это нравится. Для меня это один из многих моментов, которые я люблю в Петербурге. Этот город никогда не отставал от всего мира в творческом понимании. Любая субкультура, которая была на пике за границей, присутствовала и жила в Северной столице, ещё со времен панков. Для меня Питер был всегда городом-оазисом среди всех прочих городов. Мне нравилось, что Петербург легко принимал эту моду и люди разных поколений всегда толерантно относились к любой субкультуре.
Граффити сленг
Словарь граффити-терминов
ACAB (A.C.A.B., All Cops Are Bustards, англ. Все копы — ублюдки) популярная надпись на стенах, в основном делающая из-за гонений полицейских и не успешного создания работы, или наносится в качестве протеста на зданиях и автомобилях полицейских.
Акаб, акабы – произносят обозначая полицейских, когда кто-то стоит на шухере и при обнаружении полицейского произносит эту фразу (Акабы идут)
All City King (Король всего города) — Райтер, рисующий по всему городу, получивший за это славу
All City (Ол сити) — Нанес тэги по всему городу, пометил весь город
Background (Бэкграунд) — Фон — фон, на котором помещается основная часть рисунка
Backjump (Бэкджамп) — Для работы с движущимся объектом за короткий период, нужно заходить в тупик (например, поезд на станции). Рисование с платформы, выступа или в месте где поезд, трамвай может находиться недолго. Либо путем срывания стоп-крана
Bite (Байт) — Байтить, сбайтить — плагиат, украсть рисунок
Biter (Байтер) — Тот, кто имитирует/копирует стили. Они занимают в иерархии низший ранг (Toy)
Buff (Бафф) — Удаление граффити со стен или поездов. Бафить (To buff) — закрашивать граффити
Can (Кэн) — Аэрозольная краска в баллончиках для граффити
Canvas (Канвас) — Холст — Рисунок на холсте
Cap (Кэп) — Колпачок от аэрозольного баллона
Character (Керек) – Изображение персонажа комикса, мультфильма или любого другого произведения массовой культуры, может быть нарисован совместно со шрифтовой композицией так и отдельно
Crew (Крю, кру. Возможно написание krew, cru, kru — команда уличных художников граффити (аналогичные примеры Squad, Team, Side)
Crossing (Кросен/ кросить) – Уничтожение граффити, зачеркивание рисунков
Diss/dissen (Диссить) — Грубить, оскорблять — Дискриминация в отношении кого-то, что сокращение (часто используется вне сцены)
Dope — обычные хип-хоп эквиваленты словам “cool”, “really nice”
Drip/Drop/Nase (Капать/Стекать/Чутьё) — Подтекающая краска. Является частой ошибкой новичка
End2end (Энд-ту-энд) – Полностью расписанный поезд (от кабины локомотива до конечной кабины локомотива)
Fat (Фэт) — колпачок аэрозольного баллона для широких линий
Fading (увядание, затухание) – плавный переход между двумя цветами в изображении
Fame (Ruhm — известность, слава) высокая репутация и популярность райтеров, цель и мотивация многих художников
Filling (Филин) — Заливка — Закрашивание объема фигуры
Freestyle, freehand (свободный стиль) в создании работ Freestyle райтер работает без скетчей, эскизов и сочетая разные стили
Freight (fr8)– фрейд – грузовой вагон (делать фрейды)
Flop (Флоп) – Простой одноцветный рисунок без заливки
Flat (Флэт) — Рисование простых тем, обычно в два цвета
Getting up — Деятельность, подъём
Hall of Fame/Hall (Хоф) – Зал славы – Куски, на которых рисовать законно, и место, где райтер, прежде всего, рисует качественно. Такие места часто бывают скрытыми. Залы славы имеют традицию и служат местом встречи для райтеров. Если такие места известны многим райтерам, то их порой часто посещают райтеры со всего мира. Чтобы рисовать на таких местах нужно одобрения влиятельных людей из этой среды
Highlights (Хайллайт) – Блики на буквах
Ink – Чернила
King – Король – Признание и уважение к выдающемуся райтеру, имеющему большую славу. Есть несколько подкатегорий, такие как “Король линий”, “Король стиля” или “Король Бомбинга” или Король Ярда
Legende – Легенда – Признание на международной сцене, активное участие в проектах и фестивалях других стран
Line (Лайн(ы) — Линия, магистраль — Железная дорога (железнодорожная линия). Как правило рисование вдоль жд путей
Mural (Мьюрал/ мурал) — Высокохудожественный рисунок, выполненный на поверхности большого размера
Masterpiece (Шедевр, мастерство) — Лучшая работа райтера; первоначально наименование для каждого «куска»
New School (Нью скул) — Новая школа — в современном граффити начался примерно в конце 2000-ых. Бурно прогрессирует
Old School (Олд скул) — Старая школа — Cубкультурный термин, означает первоначальную стилистику явления. В граффити, термин пришёл из хип-хоп культуры. Определяет стилистику 80ых- начала 90ых гг.Для граффити олд скула характерна привязка к хип-хоп культуре (нью с кул уже отделен) в виде сюжетов рисунков и шрифтов. Простые формы, простые цвета. определенные маскоты (характерные персонажи).Если ухватить суть — для старой школы шрифтового граффити характерна работа над формой букв, для новой работа с цветами (зачастую при полной примитивности форм)
Ontour/on tour — Гастроли, в туре, в разъезде — делают надпись рядом с созданной работой находясь в поездках по разным городам и странам
Outline(Аутлайн) — Внешняя линия, контур фигуры
Pieace (Пис, кусок, шедевр) — Уличный рисунок
Poster (Постер) — Плакат
Right (Райт) – Легальное граффити, чаще всего оплачиваемое. Райтинг – Легальное рисование, на которое уделяется много времени и максимум таланта. Спокойное рисование, либо легальное, либе в беспалевном месте, выдрачиваются линии, чёткость, техника тут должны быть на уровне
Roof-top (Руфтоп, руф-топ) — Рисунки и надписи на крыше или карнизах
Sketch (Скетч) — Эскиз. Скетчбук или блэк бук — альбом (книга) с эскизами
Skinny (Скини/ скинявые) — Насадка аэрозольного баллона для тонких линий
Scratch (Скретч) — Выцарапанный на поверхности рисунок, как правило на стеклах
Sticker (Стикер) – Наклейка, на которой есть имя или рисунок человека, который его сделал. По сути это тот же тэг только он нанесён на наклейку
Stencil (Стенсил) — Трафарет для граффити и созданное с его помощью изображение
Style — Стиль — Ключевое понятие райтинга. Это специальный вид работы, наличие характерной черты в работах райтеров. К этому определению так же принадлежит и наличие индивидуального вида букв, а также применение определённых стилевых элементов. Так и возникает соответствующий райтеру, собственный стиль. Создавать хороший (и возможно, неповторимый) стиль считается желанной и наивысшей целью райтеров. Так же отдельные куски обозначаются как стиль
Skill (Скилл) — Навык, уровень мастерства (прокачать скилы)
Spot (Спот) – Место, может быть любым местом, где рисуют граффитосы, простые и не сложные работы, там где все могут друг друга перекрасить без разрешения (если toy то таких полномочий не имеет)
Top-to-bottom (Топ-ту-ботом) — рисунок, нанесенный во всю высоту вагон
Throw-up (Троу ап, троу-ап) — Флоп с заливкой
Traffic (Трафик) — Рисунок на транспорте, который будет ездить по городу или пригороду, который выпустят на маршрут (для городского пассажирского транспорта)
Tag (Тег) – Стилизованный автограф(подпись) художника (тэгнуть)
Toy (Той) – Неопытный художник, новичок, подражатель (чикокер чикарь)
Whole car (Холкар, хол-кар) – Полностью расписанный вагон
Whole train (Холтрейн) – Полностью расписанный состав поезда
Writert (Райтер) – Граффити-художник
Yard, train yard (Ярд) — Депо, отстойник для поездов
Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях: