Брюллов чем прославил россию
Карл Брюллов: главный романтик русской живописи
«Последний день Помпеи» — картина, ставшая отправной точкой в карьере художника. Это полотно принесло ему славу не только в России, но и в Европе.
Академия художеств и путешествие по Европе
Будущий живописец родился в декабре 1799 года в Санкт-Петербурге. До 23 лет Карл носил фамилию отца Павла Брюлло, родившегося во Франции. Павел Иванович был художником-миниатюристом, занимался скульптурой. Именно он познакомил своего сына с миром искусств. С раннего возраста Карл учился у отца художественному мастерству, активно делал копии известных работ и создавал рисунки. Сын Павла Ивановича проявлял колоссальное трудолюбие, прорисовывая каждую деталь картин, и вскоре он начал помогать отцу с заказами. К примеру, Брюлловы вместе занимались художественным оформлением церквей.
Уже в десять лет Брюллов, набравшийся опыта у отца, поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Там он стал одним из лучших учеников. Сокурсники Брюллова часто просили его помочь им с созданием рисунков, и Карл Павлович, дороживший дружбой с ребятами из Академии, не отказывал им. По ночам юноша пробирался в классные комнаты, где хранились этюды начинающих художников, и дорабатывал наброски друзей.
В период обучения в Императорской Академии художеств Брюллов начал обретать свой уникальный стиль художника. В 1819 году Брюллов, как и его сокурсники, должен был изобразить академического натурщика. Однако вместо обычного портрета Карл Павлович создал картину «Нарцисс, смотрящий в воду». В основу произведения лёг этюд, отражавший основные черты натурщика. Молодой человек не захотел рисовать стандартную картину и дополнил портрет пейзажем и образом Амура. За проявленный «креатив» художник получил малую золотую медаль.
В 1821 году Императорская Академия художеств ещё раз убедилась в таланте Брюллова. Молодой художник закончил свою выпускную работу. Полотно получило название «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского». За эту картину Карла Павловича наградили большой золотой медалью, и он успешно окончил учебное заведение.
Примерно в то время созданное меценатами Общество поощрения художников обратило свой взор на юное дарование. Представители общества связались с Брюлловым. Они решили помочь молодому художнику. Общество поощрения отправило Брюллова в европейские страны, чтобы там Карл Павлович набирался опыта у иностранных мастеров живописи.
Брюллов посетил Берлин, Дрезден, Мюнхен, Милан, Флоренцию, Рим. В Италии Карл Павлович провёл большую часть своей европейской «гастроли». Там он прогрессировал как художник, копируя статуи и фрески. Также Брюллов развился в области портретного изображения, имея регулярный опыт работы в натурном классе.
Италия оставила значительный след в творчестве Брюллова. Вдохновившись жизнью и бытом итальянского народа, художник создал «Итальянское утро» — полотно, ставшее популярным в Российской империи.
Живя в Италии, Брюллов особенно сильно полюбил искусство времён эпохи Возрождения. Ренессанс вдохновил Брюллова на написание произведений, в основу которых легли библейские сюжеты. Одним из любимейших творцов Ренессанса для русского живописца был Рафаэль Санти. Брюллов регулярно копировал работы итальянского мастера, однажды он даже получил заказ сделать копию «Афинской школы» Рафаэля.
Мировое признание
Закончив работать с копией фрески Рафаэля, Брюллов приступил к написанию полотна, которое многие искусствоведы считают главным в творчестве художника. Речь идёт о «Последнем дне Помпеи». Этот шедевр принёс Брюллову европейскую славу, успех «Последнего дня Помпеи» был огромным. Русский писатель Николай Гоголь так говорил о полотне Брюллова: «Картина Брюллова — одно из ярких явлений XIX века. Это — светлое воскресение живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии…». Поэт Евгений Баратынский написал о значении картины Карла Павловича для русского искусства:
«Принёс он мирные трофеи
С собой в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день…»
В 1836 году Брюллов вернулся из Италии в Россию. В его честь неоднократно устраивали торжественные приёмы. Инициатором возвращения художника на родину стал сам император Николай I. Царь открыто заявил о желании увидеть живописца.
В Санкт-Петербурге Брюллов получал множество заказов, обеспечивавших его материально. Художник работал с росписью Исаакиевского собора. Также в то время Брюллов проявил себя в роли портретиста. Он написал портреты Ивана Крылова, Василия Жуковского, Нестора Кукольника и других деятелей культуры. Художник использовал зеркало для создания автопортрета, который лучше всего даёт современным любителям живописи понять, как выглядел Брюллов.
Душой Карл Павлович оставался в Италии и мечтал вернуться туда. В 1849 году Брюллов вновь покинул Российскую империю, уехав в Европу. Ему удалось посетить Испанию, в которой Брюллов раньше не был. Там он изучал творчество испанских художников и особенности национальной культуры.
Вскоре Брюллов вернулся в Италию. Там он продолжал создавать картины, но здоровье художника ослабевало. Сердце Карла Павловича страдало от непрерывной работы, и летом 1852 года автор «Последнего дня Помпеи» скончался.
Брюллов прославился на всю Европу ещё при жизни. Сегодня его полотна располагаются в крупнейших музеях.
Карл Брюллов, искусство бунтарского романтизма
В данной статье мы поговорим о жизни и творчестве живописца, художника и представителя классицизма и романтизма — Карле Павловиче Брюллове.
Карл Павлович Брюллов — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма. Автор жанровых и исторических полотен.
Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года, в городе Санкт-Петербург, в семье академика и творческого человека Павла Ивановича Брюлло и его супруги Марии Ивановны Шрёдер.
До семи лет — Карл проводил свою жизнь практически прикованным к постели, из за проявления ранних признаков острого аневризма. Но по воле отца Карла, желавшего обучить сына живописи — его оторвали от кровати, и он начал осваивать навыки, необходимые для своей будущей профессии в роли художника и творца.
В 16 лет его без экзаменов и прочих тестов зачислили в петербургскую Академию художеств. Подготовка со стороны Отца очень сильно помогла Брюллову — он учился лучше своих сверстников. Молодой художник часто поправлял работы товарищей по курсу, преподаватели всегда принимали это во внимание и подшучивали над студентами: «Что, брат, кажется, в эту треть Брюллов хочет дать тебе медаль?».
Брюллов в юношеских упражнениях своих выказывал нечто большее, чем простое знание академического рисунка: он умел придавать формам человеческого тела не условную правильность, а жизнь и грацию, дотоле незнакомые ученикам Академии.
Преподаватели рано позволяли Карлу самостоятельно писать собственные полотна, когда его сверстники ещё «жалостно» копировали картины учителей.
Карл Брюллов с большим успехом прошел обучение в петербургской Академии художеств, получив все возможные награды со стороны преподавателей и высшего сословия академии. В качестве своей выпускной работы — он написал картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Маврийского», за которую получил большую золотую медаль и право на поездку за границу для совершенствования в искусстве.
Композиция богатая, краски живые, отделка приятная, даже в листочках дуба, кои освещены весьма естественно. Сверх того, юный художник умел дать всему действию особенное движение, жизнь.
Несколько театральная фигура Авраама исполнена величия, чему способствуют великолепные складки его широкого одеяния. Ангелы, прекрасные и грациозные, изображены как путники, отдыхающие после длинного странствия, на которое как бы намекает расстилающаяся на втором плане долина. Один из ангелов поправляет сбившуюся сандалию. Этот естественный, наблюденный в натуре жест сообщает сцене человеческую теплоту.
Первой значимой работой Брюллова стало полотно «Гений искусства», созданное в соответствии с академическими требованиями и признанное Академическим советом образцом для копирования.
На данной картине изображен прекрасный и величественный юноша, восседающий опершись на лиру. Навеянное античной скульптурой изображение гения на рисунке было дополнено жезлом, а также головой Лаокоона, которая лежит у ног прекрасного бога.
В данной работе все — от пропорций тела и лица, характера подсветки, устойчивости форм и до четкости контуров, было выполнено в полном соответствии с классическими канонами. Настолько цельного классического образца Карл Брюллов больше не создал никогда. В поздних его ученических работах уже заметно как явственно начинают прорываться живые наблюдения и реальная жизнь.
В те годы Брюллов также создал ещё одно неимоверно красивое полотно, картину «Нарцисс».
Картина наполнена грустным назиданием. «Пренебрег любовью нимфы гордый Нарцисс». Перед нами момент совершения наказания по приказу богов. Крылатый Эрот (купидон) только что выстрелил в героя, юноша беззаветно влюбился в свое собственное отражение в воде.
Карл изобразил юношу полным сил и с отлично сложенным характером. Вьющиеся волосы, правильные черты лица — непременные атрибуты живописи классицизма. Выразительные жесты, скромно проявляющиеся эмоции. Взгляд сосредоточен на отражении. Оторваться от него Нарцисс уже не сможет.
Улетающий купидон бросает печальный взгляд на героя, одновременно сочувствуя ему и осуждая его.
Как и писалось ранее, Брюллов после окончания Академии художеств получил возможность выезда за границу, но этой возможностью по началу он так и не смог воспользоваться, из-за конфликтов с президентом Академии.
Тогда же на него обратило внимание недавно созданное ОПХ (Общество поощрения художников), которое после написания двух картин Брюлловым и обязательством ежегодно отчитываться об успехах в творческом плане — отправило его таки за границу.
А написанными картинами являются «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полиника», первая находится по настоящее время в тюменском краеведческом музее, а местонахождение второй так и осталось неизвестным.
Полотно было продано коллекционеру, имя которого осталось неизвестным. На долгое время след картины потерялся. Но после окончания Великой Отечественной войны её нашли в Ленинграде, на чердаке одного почти развалившегося дома, свернутой красочным слоем внутрь и значительно загрязненной.
Картина отображает сюжет древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип».
В 1822 году, Карл со своим братом Александром отправились в путешествие, и путь их держал через Германию и Австрию.
В Германии, а именно в Баварии — Карл написал несколько портретов, ему пришлось писать членов правительства и представителей местной знати, которые имели представление о русском портретисте, недавно приехавшим к ним в город. После Баварии — Брюллов наконец приехал в Рим, где на него с неба сразу же посыпались крупные заказы от итальянского общества. Именно в Италии он и написал одни из лучших своих работ.
Итальянское утро — первая удачная работа Карла по прибытию в Италию. После написания данного полотна, слава ему была обеспечена, похвала была даже со стороны правительства Российской империи.
Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением окна.
На картине изображена молодая женщина, умывающаяся под струями фонтана, освещена мягкими утренними лучами солнца.
После написания картины «Итальянское утро» — император Николай I поручил написать парную к ней работу, и ею стала работа «Итальянский полдень».
На картине изображена молодая женщина, снимающая виноград. Моделью стала простая итальянка. Брюллов писал свою картину в саду под настоящим виноградником, в солнечном полуденном освещении.
Картина по итогу не оправдала ожиданий. Она не понравилась ни императору, ни ОПХ из за неподобающего, по общему мнению, сюжета, который не соответствует общим правилам этикета красоты в искусстве. В ответ на критику Брюллов разорвал отношения с ОПХ и можно сказать начал выступать в роли «свободного художника».
Вот что говорит критика и как на неё реагирует Брюллов.
Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса.
Причиной моей погрешности было желание отличить сию картину и самим отличием форм от первой картины, представляющей подобный же предмет; найдя же, что правильные формы все между собою сходствуют, как-то особенно заметно в статуях, где сия чистота форм необходима, и что в картине посредством красок, освещения и перспективы художник приближается более к натуре и имеет некоторое право отступить от условной красоты форм, я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй.
Портреты Брюллова итальянского периода отличались сочетаниями элементов жанров классицизма, реализма и барокко. Стремление Брюллова передать внутреннюю жизнь героев было очень сильным, — иногда через обилие «бытовухи» на картинах, для того чтобы раскрыть мир в котором они живут. Иногда его работы носили несколько декоративный характер благодаря подчёркнутой изысканности обстановки и изображённых моделей.
В 1830 году Карл получил заказ от Анатолия Демидова, русского и французского мецената, на большую и самую известную его картину с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи». Замысел сюжета картины был связан с тогдашней модой на археологию, а событие — извержение вулкана Везувий (Действующий вулкан на юге Италии).
Для более точного понимания сюжета картины — Брюллов плотно уселся за изучением разных литературных источников о древней катастрофе, посещал раскопки в Помпеях (Древнеримский город недалеко от Неаполя, погребённый под слоем вулканического пепла в результате трагического извержения Везувия в 79 году н. э.) и Геркулануме, сделав ряд эскизов руин и тогдашних архитектурных решений.
Перед тем как детально рассматривать полотно — прочтите сюжет в вырезке ниже!
Картина примечательна своим расположением между неоклассицизмом, преобладающим в России, и романтизм который все чаще практикуется во Франции.
Картина получила почти всеобщее признание и сделала Брюллова первым русским художником, получившим международную репутацию. В России это рассматривалось как доказательство того, что русское искусство ничуть не хуже искусства остальной Европы.
Подробный сюжет:
Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ. Многие действующие лица являются олицетворением великодушия: перед лицом опасности они проявляют возвышенные чувства самоотверженности, мужества и любви. Среди них — сыновья, несущие на плечах немощного отца, а также юноша, уговаривающий свою мать спастись вместе с ним. Мать с дочерьми неподвижны: их вера в бога столь велика, что они вкладывают все силы в молитву. Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Центральная фигура холста — упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина, рядом с которой находится её ребёнок. Многочисленна группа людей на ступенях гробницы Скавра, среди которых находится и художник, в образе которого Брюллов изобразил самого себя. Есть и отрицательные персонажи — языческий жрец, в страхе убегающий от стихии, и вор, крадущий упавшие на землю драгоценности
Художник Карл Брюллов: биография, личная жизнь, творчество, самые известные работы
Карл Брюллов – знаменитый живописец первой половины девятнадцатого века. Мировую славу ему принесла картина «Последний день Помпеи». Его жизнь и творчество достойны более пристального внимания.
Детские годы
Карл Павлович Брюллов родился в декабре 1799 года в Санкт-Петербурге. Его семья была многодетной. Карл рос вместе с двумя сестрами и тремя братьями. Его отец был достаточно известным живописцем. Наверное, это сыграло большую роль в жизни юного Карла. Его художественная судьба была предопределена. Стоит сказать, что все его братишки занимались в Академии художеств, в которой работал преподавателем их отец. Было бы странным, если бы ребенок в такой творческой семье выбрал иное направление.
В раннем детстве мальчик был очень болезненным. До семи лет он практически не вставал с кровати. Однако его отец был суров к нему. Он не давал ребенку поблажек, поэтому Карл должен был в день рисовать определенное количество фигурок. Норма его работ была такой же, как и у братьев. Если же мальчик не справлялся с задачей, его непременно наказывали. Наименьшим наказанием было лишение еды. Как можно знать из биографии Карла Брюллова, однажды за подобную провинность отец сильно ударил его, из-за чего он на всю жизнь остался глухим на одно ухо.
Не удивительно, что такая жуткая дисциплина и природный талант ребенка в конечном итоге дали свои плоды. С юных лет Карл вникал в мельчайшие тонкости мастерства.
Учеба
В десять лет он с легкостью поступил в Академию художеств в Петербурге. Мальчик был настолько хорошо подготовлен, что его мастерство поразило преподавателей.
Как известно из биографии Карла Брюллова, он очень хорошо учился в академии. Преподаватели иногда поражались его таланту и мастерству. Первой серьезной картиной юного художника стала работа «Нарцисс, смотрящий в воду». В основе этого произведения был положен миф о молодом человеке по имени Нарцисс, который без устали любовался своей внешностью. Эта картина принесла юному художнику Брюллову первую награду – золотую медаль академии художеств. Признание таланта Карла было безоговорочным.
По мнению знатоков, этот момент в биографии Карла Брюллова можно считать отправной точкой для дальнейшего творчества.
Путешествие в Италию
Академию молодой художник окончил в 1821 году, после чего попал в Общество поощрения художников. Благодаря этой организации ему представилась возможность поехать в Италию. Карл настоял на том, чтобы вместе с ним поехал его брат Александр, закончивший обучение в том же году.
1821 год ознаменовался еще одним событием. Молодой художник закончил работу над очередным шедевром – «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского».
В Италию Карл приехал вместе с Александром. Там они изучали произведения мастеров Эпохи Возрождения. Кроме того, их интересовали и более ранние творения местных художников. Карлу Павловичу Брюллову очень понравилась жанровая живопись. Именно под влиянием работ этого направления художник написал свои знаменитые картины «Итальянский полдень» и «Итальянское утро». На этих полотнах мастеру удалось очень трогательно изобразить будничные сцены жизни.
Работы итальянского периода
Из биографии Карла Брюллова известно, что итальянский период его творчества ознаменовали многочисленные портреты. Среди них стоит отметить «Всадницу», портрет Матвея Виельгорского и Юлии Самойловой. Эти шедевры относятся именно к этому периоду. К портретной живописи Брюллов вернется снова уже по возвращению в Санкт-Петербург.
Стоит отметить, что в общей сложности художник провел в Европе более 12 лет. Но Италия его привлекала больше всего. Через несколько лет он вновь вернулся сюда. В творчестве Карла Брюллова Италия сыграла огромную роль. Во время второй поездки в страну он занялся тщательным изучением развалин древнейших городов – Помпеи и Геркуланума, которые были разрушены в ходе сильнейшего землетрясения. Художника невероятно впечатлили величественные Помпеи, погибшие от стихии. Поэтому последующие годы он изучал историю города и археологические находки. В результате кропотливой и длительной работы была написана одна из самых известных картин – «Последний день Помпеи». Многие искусствоведы сходятся во мнении, что эта работа стала вершиной творчества художника и его мастерства. Над полотном художник работал шесть лет.
В 1833 году после длительных работ Брюллов вынес на суд ценителей искусства «Последний день Помпеи». Весть о потрясающей картине гениального мастера быстро облетела все школы искусств и светские салоны. Полюбоваться творением приезжали не только знатоки, но и ценители прекрасного. Картина Брюллова выставлялась в Париже и Милане. После знакомства с ней все неизменно приходили в восторг.
Творческий кризис
Благодаря своей работе художник был удостоен золотой медали парижских искусствоведов. Одновременно он стал почетным членом самых известных европейских Академий художеств. Казалось, что самая известная работа Брюллова отобрала у него все силы. После написания картины у мастера наметился творческий кризис. Художник то начинал писать новые полотна, то бросал их. А вскоре совсем перестал браться за кисть.
Чтобы немного отвлечься, Карл принял решение отправиться в путешествие по Турции и Греции. Удивительно, но смена обстановки и новые впечатления оказали позитивное влияние на мастера. После возвращения художник принялся за серию рисунков и акварелей. В этот период он написал много работ, наиболее известными из которых стали «Турчанка», «Турок, садящийся на коня», «Бахчисарайский фонтан» и «Раненый грек».
Возвращение в Россию
По указу императора Николя І в 1835 году Карл вернулся в Россию. Но в Санкт-Петербург он попал не сразу. Вначале художник побывал в Одессе, а потом и в Москве. Последняя произвела на него неизгладимое впечатление. Его очаровала простота и величие города.
«Последний день Помпеи», по велению царя, выставили в Академии художеств. В России художник стал настоящим героем. Его везде встречали с цветами. В Петербурге Карл начал преподавать в академии, как его отец когда-то. Стиль учеников мастера позднее назовут «брюлловской школой». Сам же художник не ограничился лишь преподаванием, он также работал над росписью храма Петра и Павла, возведенного на Невском проспекте.
Личная жизнь художника
Читателей, конечно же интересует и личная жизнь Брюллова. Многие годы художник обожал графиню Самойлову. Юлия стала для него не только возлюбленной, но и другом, опорой, натурщицей и музой. Отношения Карла и графини несколько раз обрывались. Поговаривали, что Юлия уезжала в солнечную Италию, где предавалась удовольствиям. Но потом она возвращалась, и отношения начинались вновь.
В России Карл влюбился в виртуозную пианистку Эмилию Тимм. Перед свадьбой девушка призналась, что живет со своим отцом. Но брак все-таки состоялся. Правда, после свадьбы ситуация не изменилась. Через два месяца художнику пришлось подать на развод. Процесс длился целых два года. Эмилия обвиняла в расставании именно супруга.
После этого происшествия многие друзья отвернулись от художника. Его даже перестали принимать в некоторых домах. Брюллов сложно переживал ситуацию. В очередной раз поддержкой для него стала Юлия Самойлова.
Последняя работа
В 1847 году состояние здоровья Брюллова ухудшилось. Больше всего художника беспокоило сердце и ревматизм. После сильной простуды хронические болезни сильно обострились. Все это привело к тому, что художник слег. Но даже в это время он не переставал творить. В 1848 году ему удалось завершить автопортрет, который стал настоящим образцом жанра. Искусствоведы считают, что эта картина Брюллова передала характер и внешность художника лучше, чем любая фотография.
Смерть художника
В 1849 году Брюллов отправился на лечение за границу. На острове Мадейра чудотворный климат должен был облегчить состояние. Но, наверное, было уже слишком поздно. Состояние только ухудшалось. В 1852 году художник умер. После его ухода остались незаконченные работы и эскизы, хранящиеся ныне в мировых музеях и частных коллекциях.
На кладбище Тестаччо в Италии стоит памятник Брюллову.
Интересные факты
За годы жизни Брюллов написал множество картин. Но некоторые работы после смерти мастера доделывали его ученики. Это касается, например, портрета Ивана Крылова. Картина была написана всего за один сеанс. Брюллов сделал практически все, кроме левой руки поэта. Баснописец еще тогда разочарованно сетовал, что художник не окончит портрет и до самой его смерти. Именно так все и произошло. Стоит сказать, что для окончания работы Карлу пришлось заказать посмертный слепок с руки Крылова. Дорисовал портрет ученик художника – Фаддей Горецкий.
Иногда Брюллов дописывал чужие картины. Однажды художник был в гостях у популярного в то время акварелиста Петра Соколова, который только закончил работать на портрете над головой графа Апраксина. Прекрасная работа коллеги впечатлила Брюллова, но художник заметил, что туловище и линия шеи пририсованы неудачно. Всю ночь он не спал, а на утро приехал к Соколову и закончил работу в его отсутствие.
Первый эскиз будущей картины «Осада Пскова» был сделан художником в гостях у графа Толстого. Он сделал несколько клякс на холсте и пальцами обрисовал схему. Таким оригинальным способом была начата работа над очередным шедевром.
Император оказывал почести художнику и хвалил его. Но Брюллов никогда не писал портреты членов императорской семьи. Но в то же время одаривал великих князей и княгинь своими творениями. Например, Марине Николаевне он передал картину «Бахчисарайский фонтан».
Юлия Самойлова была любимой натурщицей художника. На полотне «Последний день Помпеи» свою возлюбленную он изобразил несколько раз – в образе нескольких матерей и девушки в тунике.
Лучшие работы
Брюллов был знаком с Пушкиным. При жизни поэта они достаточно часто встречались. А после гибели Александра Сергеевича художник изъявил желание принять участие в издании собрания сочинений поэта. В это же время Карл начал работать над «Бахчисарайским фонтаном». Художнику пришлось выполнить массу эскизов, чтобы отыскать правильную композицию картины. Он изучал одежду восточных красавиц. Перед художником стояла задача не показать драму Марии и Заремы, а продемонстрировать романтическую строну обитателей гарема. В итоге на картине мы видим безмятежных женщин, томное однообразие и сонную лень.
Итальянские мотивы
«Итальянский полдень» был написан по просьбе петербургского общества. Эта картина стала следующей работой после успешного «Итальянского утра».
Брюллову удалось с потрясающей точностью изобразить красоту обыкновенной итальянки. Кстати, изображение женщины на полотне возмутило председателя общества. Но художник настаивал на собственном праве изображать на картинах реалии, а не придуманные образы. Для получения подлинной игры света и теней художник создавал работу в настоящем винограднике.
«Турчанка» была написана Брюлловым в Петербурге после возвращения из путешествия по средиземноморью. В основе работы были воспоминания и фантазии. В походном альбоме художника было немало набросков с изображением восточных красавиц в необычных нарядах. Тема турчанки, загадочной и экзотической, волновала Брюллова. Для написания картины художник использовал образ натурщицы. Она же позировала мастеру и для картины «Одалиска». Фактически одна дама стала героиней двух работ.
Любимая натурщица и муза
Картина «Всадница» была написана в 1832 году. На ней изображены воспитанницы Самойловой – Джованина и Амация. Поскольку Брюллов любил графину, он не мог не полюбить ее девочек. Они были частью мира художника. По задумке Карла, «Всадница» должна была стать большим портретом, который должен был украсить парадный зал. Картину заказала сама графиня. Она часто говорила, что хочет украсить работами любимого все стены.
Графиня Самойлова сыграла важную роль в жизни Брюллова. Их даже можно было бы назвать идеальной парой. Художник был для нее идеалом для преклонения, а она для него – музой. Познакомились они в Италии. В то время они уже были состоявшимися людьми. Самойлова была аристократкой, а Брюллов – художником. До этой встречи графиня регулярно увлекалась мужчинами и нисколько не стеснялась этого. Но Брюллов стал для нее особенным человеком. Пара хоть и расставалась несколько раз, но потом вновь возобновляла отношения.