Брс что это в университете
Разобираемся в балльно-рейтинговой системе
Пятибалльная шкала — это неотъемлемый элемент российской школы, к которому привыкли учителя и ученики. В 11 классе эта устоявшаяся система ломается уже на едином государственном экзамене, где участники получают первичный балл, который переводится в тестовый по 100-балльной шкале. Немного непривычно, но слушатели курсов ЕГЭ в центре TwoStu готовы к таким новшествам. Сейчас же мы расскажем о балльно-рейтинговой системе (БРС), с которой столкнутся студенты, поступившие в ВУЗ.
Как появилась БРС?
Исторически в советских и позже в российских школах была принята пятибалльная система оценивания знаний учеников. В ВУЗах эта система делилась и делится на две подсистемы, которые помогают оценить итоговые достижения студентов в зависимости от важности предмета:
Четырехбалльная система базируется на следующих отметках:
Такая система была хороша синхронизацией оценивания в учреждениях высшего и школьного образования. Вместе с тем, она недостаточно полно учитывает специфику обучения в ВУЗе, где студенты более самостоятельны, а следовательно нуждаются в более эффективных стимулах. С этой задачей хорошо справляется БРС, которая позволяет выставлять баллы за все виды деятельности на протяжении всего семестра (полугодия) и накапливать их для выведения итоговой оценки.
Предпосылками для введения БРС стало присоединение России к Болонскому процессу, который максимально сближает системы высшего образования в разных странах Европы. Для этого нужно, чтобы системы оценивания в разных ВУЗах «Болонского пространства» были максимально близки. Для этого выбрали наиболее удобную 100-балльную систему оценивания. РФ присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, а переход на БРС начался годом ранее, когда был утвержден приказ Минобрнауки №2654 об экспериментальном введении рейтинговой системы.
Что такое БРС?
Балльно-рейтинговая система — это система оценивания накопительного типа. Ее сущность состоит в том, что на протяжении семестра студент выполняет определенные виды деятельности и получает за это соответствующее количество баллов. В конце все баллы суммируются и полученный результат переводится в итоговую оценку по определенной шкале, например, принятой в УГТУ:
Следует отметить, что в других ВУЗах критерии перевода могут несколько отличаться, но суть остается прежней. Наиболее логичной является БРС, синхронизированная с международными буквенными оценками по «болонской» шкале ECTS. Пример такой синхронизации приводится в таблице ниже, по которой оцениваются результаты обучения в БГТУ. Эта система помогает переводить ВУЗовские оценки в оценки международного образца, чтобы диплом принимали и «понимали» в европейских странах.
До сих пор мы говорили об оценивании предметов, которые завершаются видом итогового контроля в виде экзамена. Аналогичный подход используется при оценивании курсовых / дипломных работ или проектов и некоторых других видов деятельности. Также могут отличаться подходы к оцениванию учебных предметов, которые завершаются зачетом.
Где-то максимальный балл ограничивается 60 баллами, а проходной результат для получения зачета составляет 31 балл. В других ВУЗах поступили более логично, оставив все ту же 100–балльную систему. Набрав больше 61 балла, студент получает отметку «зачтено». Более того, хорошо работая на протяжении всего семестра, он может «заработать» достаточное количество баллов и не принимать участие в итоговом контроле.
Зачем нужна БРС?
Как мы уже поясняли, БРС сближает российскую систему оценивания в ВУЗах с европейскими, благодаря чему выпускники имеют возможность получать дипломы международного образца. Кроме того, балльно-рейтинговая система отличается следующими преимуществами:
Подтверждением преимуществ БРС является широкое распространение этой системы. Многие ведущие и региональные ВУЗы внедрили балльно-рейтинговый подход, который упрощает жизнь как самим студентам, так и администрации.
Как студентов убивает балльно-рейтинговая система
«Прости, дружок, ты не попал в 25% рейтинга» — в переводе на денежный эквивалент это означает, что отныне студент платит за учебу в два раза больше, чем до этого. Потому что он слетел со скидки по балльно-рейтинговой системе. Откуда взялся этот механизм, зачем нужен и почему плохо работает в российских вузах — выпускница Вышки Настя Никушина.
Нужное заимствование
Балльно-рейтинговая система — способ ранжирования студентов в общем рейтинге, который формируется на основе промежуточных оценок каждого учащегося. В итоге получается длинный список из всех студентов потока, от «худшего» к «лучшему».
Эта система пришла в российское высшее образование из зарубежных колледжей и университетов. Её отмежевывают от общего процесса «болонизации» российских вузов, начавшегося в 1999 году.
Чиновники настаивают: балльно-рейтинговая система — благо для российского студента
В реалиях нашего высшего образования она преподносится как воплощение поговорки «что посеешь, то и пожнешь» — это максимально объективный способ распределения вузовских привилегий вроде стипендий и мест в приказе о зачислении на бюджет. По рейтингу определяют, какие студенты поедут учится по обмену или даже поступят в иностранную магистратуру.
Редкий российский вуз не использует балльно-рейтинговую систему: ВШЭ, РУДН, РЭУ им. Плеханова, МФЮА, МПГУ, УрФУ, КФУ и это далеко не весь список. При этом единой практики не существует, а потому одним студентам «рейтинг» кажется бессмысленным пустяком, важным только для тех, кто хочет быть в студсовете, а для учащихся, например, Вышки, он становится альфой и омегой высшего образования.
Как это работает на местах
Приказ «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» действует с 11 июля 2002 года. Но четких указаний на то, как балльно-рейтинговая система должна выглядеть в каждом конкретном вузе, в документе нет. Есть только наглядный пример: «Возможно использование варианта системы, в котором из 100 баллов по дисциплине до 60 баллов выставляется за текущую работу в семестре и от 20 до 40 — за экзамены и зачеты».
Так рейтинг устроен, например, в РАНХиГС. Позиция в нем ни на что не влияет, от нее не зависит размер скидки, она не заботит ни студентов, ни преподавателей. Те спрашивают: «Вам место важно? Давайте тогда 60 поставлю». Неважно — ставят 40. Важно только тем, кто хочет попасть в студсовет, потому что на некоторых популярных программах порой вообще нет бюджетных мест.
Иначе рейтинг устроен в Высшей школе экономики, где учатся или бесплатно, или за очень большие деньги. Студенты, которые платят за обучение, ради попадания в верхние 15% от общего числа учащихся готовы почти воевать друг с другом: «Дать конспект? Нет, увольте, надо было самим на пары ходить!». Ради чего студенты жертвуют дружескими отношениями?
Первая позиция в рейтинге позволяет перейти с коммерции на бюджет. Если строчка с фамилией все-таки не верхняя, но тоже высоко, Вышка сохраняет студенту скидку на обучение — она может достигать 70%, то есть уменьшать плату за обучение минимум на 273 тысячи рублей. Еще есть «перцентиль» — элемент ранжирования, которые определяется на основе места человека в рейтинге, — он даёт право поступать на лучшие курсы по выбору. Словом, есть за что бороться. Правда соперник за место в рейтинге чаще обнаруживается в отражении.
Шанс учиться в вузе
Абитуриент, который решает подписать с вузом договор об оказании платных услуг, сразу оказывается в позиции обвиняемого. Он заведомо больше должен родителям, чем однокурсник-бюджетник. Вряд ли уйдет с программы, когда поймет, что учиться именно на ней — в тягость. Может быть, задумается, как бы устроиться на работу, чтобы самого себя содержать.
Да, тут надо сделать оговорку: не все люди, которые учатся на коммерции, такие. Мой опыт обучения в Вышке показывает, что тех, кого совесть за утекающие родительские деньги всё-таки мучает, большинство. И если человек учится на скидке, психологическое напряжение только растёт.
Хорошо, если у семьи есть достаточно денег, чтобы оплачивать обучение и со скидкой, и без нее. Иначе студент не имеет права выпасть из нужного процента рейтинга: учеба кончится, сгорят все уже потраченные деньги. При этом в Вышке скидку считают настоящей приманкой, которая даёт возможность поступить в вуз, но легко отнимается по ходу обучения. Сохранить изначальный размер скидки получается у немногих: единственная «удовлетворительно» за экзамен — уже заход на второй круг и отсутствие скидки как минимум год.
И вот странность: и платники, и бюджетники участвуют в общем рейтинге
Когда по нему определяют, кто будет первым выбирать учебные курсы или кто скорее поступит за рубеж благодаря самому высокому GPA (Grade Point Average, средний балл — прим.) – это нормально. Когда люди, незаинтересованные в переходе на бюджет или сохранении скидки, занимают места тех, кому важна каждая строка рейтинга сверху — это опасно.
Так платники начинают ненавидеть бюджетников с верхних строчек, а те, не желая ограничивать себя в получении знаний, активно работают на семинарах, снижая шансы улучшить оценки у платников. За рубежом таких проблем нет: бюджета почти не существует. Хотя возможно, что бюджетники перемешаны с платниками как раз для того, чтобы последним было сложнее.
Без гарантии объективности
Балльно-рейтинговую систему вводили ради удобства и объективности оценивания. Но «первая строчка» не всегда равняется «самому лучшему». В Вышке рейтинг составляется на основе итоговых оценок, которые складываются из работ за весь модуль, которых в вузе четыре — такие мини-семестры. При оценивании преподаватели могут ставить «отлично» тем, чьи работы слабее, но оформлены, написаны лучше. Особенно эта проблема заметна в гуманитарных науках.
В университетах, которые используют разбалловку — профессора назначают баллы от 0 до 100 за элементы контроля — другие трудности. Дискредитировать рейтинг могут сами педагоги, которые порой назначают баллы абсолютно рандомно, приравнивая ответ на семинаре к эссе. В итоге система становится бессмысленной.
Рейтинг не дает объективной сравнительной оценки студентов и создает психологические проблемы сомнительной адаптацией под российские реалии.
Тем не менее варианта лучше у российского высшего образования пока нет. Рейтинг все-таки дает возможность распределять бонусы за учебу не в случайном, но относительно понятном порядке, к которому можно подстроиться.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock / wavebreakmedia
Балльно-рейтинговая
система оценки знаний
С 2011 года в отечественных вузах вместо традиционной системы оценки знаний — с помощью зачетов и экзаменов на сессии — вводилась балльно-рейтинговая система, призванная уделить внимание работе студента в семестре, его посещаемости, умению работать в команде и пр.
За почти десять лет функционирования этой системы у преподавателей и студентов сложилось общее впечатление о ее плюсах и минусах. ЛаЛаЛань расставит все точки над i и расскажет о том, что изменилось в системе оценивания и как это влияет на качество образования в вузах.
Традиционная система VS балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов
Ранее во время обучения в вузе студент теоретически мог не появляться на занятиях, но прийти на экзамен, блестяще ответить на вопросы и уйти с отличной отметкой в зачетной книжке.
Примерно так выглядела традиционная система оценки знаний, при которой особое внимание уделялось «контрольной точке» — сессии. Конечно, справиться с сессией без глубокого погружения в предмет было сложно, поэтому ради заветных отметок и качественных знаний приходилось работать в течение учебного полугодия, отвечать на семинарах, выполнять лабораторные и проверочные работы, однако первостепенное значение уделялось именно результатам сессии.
В какой-то момент было решено, что такая система не отвечает требованиям к качеству образования и не стимулирует студентов к планомерной и каждодневной работе, а значит, нужен новый подход. Им и стала балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов.
Балльно-рейтинговая система — ее особенности
Название принятой системы оценки успеваемости отсылает нас к двум понятиям: к баллам и рейтингам.
Какие рейтинги учитываются?
Обычно в качестве нормативного рейтинга, то есть максимального количества баллов, указывается значение 100 баллов. При этом примерно 85–100 баллов соответствует оценке «отлично», 70–85 — «хорошо», 55–70 — «удовлетворительно».
Как собираются эти баллы?
Кроме того, баллами оцениваются различные виды учебной работы, такие как лекции, семинары, лабораторные работы, практикумы, коллоквиумы и пр.
Каждый вид такой работы оценивается определенным количеством баллов. Чем работа сложнее, тем большее количество баллов за нее можно получить. Например, 1–5 баллов можно получить за посещение лекции, за работу на семинаре или выполненное домашнее задание, 30–40 баллов — за контрольную работу.
В идеале эта система оценивает не только факт выполнения учебного задания, но и качество его выполнения, уровень владения практическими навыками и теоретическими знаниями, активность студента на занятиях, его неординарное мышление, творческий потенциал и готовность работать в команде.
Преимущества и недостатки балльно-рейтинговой системы
Введение балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости ожидаемо имело как свои плюсы, так и минусы в сравнении с традиционной системой.
Для многих студентов такая система позволяет выходить на сессию с меньшим количеством зачетов и экзаменов: объективно хорошо поработав в семестре, студент может получить заслуженно свой «автомат» или «полуавтомат». Кроме того, такая система позволяет держаться в тонусе все учебное полугодие, готовиться к каждому занятию и, как следствие, глубже погрузиться в изучаемый предмет.
Преподаватели получают некий инструмент, позволяющий планомерно и условно объективно оценивать активность студентов и уровень их знаний. Это может быть довольно удобно: так оценка успеваемости превращается в стройную систему, подчиненную заранее оговоренными правилам.
Но за прошедшие годы стало ясно, что студенты и преподаватели — представители академической среды, которые наиболее тесно взаимодействуют друг с другом в рамках новой системы, — сталкиваются и с рядом сложностей.
Итак, какие недостатки этой системы обнажились в ее применении к студентам?
Полагаем, что особую ценность балльно-рейтинговая система приобретает, когда она не рассматривается как единственно верный критерий.
Например, возможность преподавателю полагаться на опыт и интуицию при работе со студентами, необходимость дооценки нагрузки на преподавателя в связи с возрастающим количеством таблиц для заполнения, усовершенствование самих требований и условий системы — вот те точки роста, которые позволили бы превратить балльно-рейтинговую систему оценки из еще одной, пусть и распространенной, метрики в стройную и подвижную систему, способствующую повышению качества образования в вузах.
Многомерная оценка. Плюсы и минусы балльно-рейтинговой системы
Пятерка, четверка, тройка или «неуд» – понятные еще со школы отметки. Казалось бы, что еще надо для объективной оценки знаний студента. А как насчет 88, 74 или 67 баллов? Попробуем разобраться.
На сколько баллов знаешь предмет?
Знания и умения обучающихся могут измеряться разными системами. Одна из них балльно-рейтинговая.
Большинству жителей постсоветского пространства, бывшим школьникам, привычна пятибалльная шкала. Мы сразу понимаем, что:
А когда надо оценить еще и поведение, то в журнал или дневник может проставляться двойная оценка. Например, 5/2, где пятерка это реальный показатель уровня знаний, например, за сочинение, а двояк – сигнал о том, что ученик хамил или отвлекался на уроке.
В странах Запада же распространена т. н. болонская система оценки – балльно-рейтинговая, стобалльная. В последние годы она активно внедряется и у нас. Это из нее пошло деление на бакалавров и магистров. Но оценка на баллы пока не приживается до конца. Хотя в некоторых топовых вузах (Высшей школе экономики, Российском университете дружбы народов, Московском финансово-юридическом университете, Московском педагогическом госуниверситете и др.) рейтинговая система оценки уже есть.
В идеале студент может набрать 100 баллов. Около 40 – если будет ходить на все лекции (пропуски допускаются только по уважительным причинам), аккуратно вести конспекты и отмечать этот факт у преподавателя. Но до аналога привычной тройки нужен как минимум 51 балл. Иначе последует недопуск до экзаменов, а то и вовсе отчисление. Добирать баллы можно также:
Как, наверное, у любого явления, у балльно-рейтинговой системы можно найти как плюсы, так и минусы.
Начнем с достоинств:
При пятибалльной шкале определить самых достойных намного сложнее.
А теперь недостатки:
А что скажете вы? Какая система оценки вас устраивает и почему? Поделитесь в комментариях.