Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

Автор: Guru · 28.04.2018

Наверное, одним из самых популярных и самых неразрешимых вопросов человечества является вопрос о смысле жизни. Все мы каждый день погружаемся в будничную суматоху: работа, дом, учёба. И в этом вихре нам некогда размышлять над вечными вопросами бытия. Но стоит нам остановиться на миг, оглянуться вокруг, как эти самые вопросы встают перед нами неразрешимой громадой. Ощущения человека, который пытается постичь природу мироздания и тайну своей судьбы, прекрасно передал великий русский поэт — Александр Сергеевич Пушкин, в своём произведении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

История создания

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» было создано поэтом в 1829 году. К этому времени автору исполнилось 30 лет. Уже состоявшийся как художник слова, Пушкин не находил удовлетворения в своей жизни. Его тяготили думы о судьбах отечества, обязанность работать на нелюбимой службе. Светская жизнь и цензор в лице Николая I не помогали, а чинили препятствия творчеству поэта. Всё чаще Александр Сергеевич начал обращаться к философской проблематике. И 1829 год богат на произведения такого рода.

Напечатано стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» в 1830 году в «Литературной газете». В первой редакции произведение носило более прямой посыл. Автор писал, что мысль о смерти его преследует, где бы он ни находился. В заключительном варианте мотив неизбежной смерти смягчён, автор дал место светлым чувствам вечности жизни, ведь поэт живет в сердцах людей столетиями.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» относится к философской лирике. Здесь автор затрагивает вечные вопросы жизни и смерти. Жанр произведения, характерный для направления «романтизм», в русле которого отчасти творил Пушкин, — элегия. В тексте мы видим глубоко личные переживания и размышления героя, проникнутые мотивом грусти.

Атмосфера тихих, спокойных мечтаний лирического героя передаётся через ритмический строй произведения. А.С. Пушкин использует перекрёстный тип рифмы, что придает стихотворению плавность и размеренность. Размер произведения – четырёхстопный ямб с пиррихием. Подобный «строй» стиха помогает читателю погрузиться во внутренний мир лирического героя, действуя на него как некий транс.

Композиция

Стихотворение представляет собой лирический монолог. Герой от первого лица повествует о себе и своих внутренних ощущениях. От этого в произведении часто встречается местоимение «я». Личные переживания стоят в центре композиции элегии.

Состоит стихотворение из восьми четверостиший:

Образы и символы

В центре повествования находится внутренний мир лирического героя. Мы видим как бы два проявления его: внешнее и внутреннее. Сам рассказчик нам говорит об этой двойственности: вокруг него шум и веселье, общество друзей и соотечественников, а он хоть и говорит с ними, но мысленно находится далеко, думая о вечных вопросах бытия. Окружающая беззаботность контрастирует с внутренней напряженностью человека, обремененного тяжелыми думами. Внешне он ведёт себя как обычно, не выказывая того, что внутри него происходит сложнейшая дилемма.

Героя данного произведения можно назвать сильным человеком, ведь он смирился с неизбежным, он смог найти в себе силы увидеть в своём положении светлые начала. Так, ребёнок становится символом новой жизни. Да, сам герой уйдёт, но на этом поток жизни не закончится. В конце произведения появляется образ природы, которая «красою вечною сиять» будет. Секрет силы этого естества в том, что каждая частичка природы перед смертью оставляет потомство, которое продолжит дело предков. Так и человек, по мнению Пушкина, должен явить на свет наследника, в нем он переродится для нового дня.

Темы и проблемы

Смысл произведения выявляется в том, что герой не пытается бороться с неизбежностью, не кричит и не ропщет. Он смиряется с конечностью своего существования и восхищается бессмертностью самой жизни. Он отрицает эгоизм человека, который ограничен думами лишь о своем теле, которому наплевать на мир и его развитие. Нравственные и умные люди должны думать наперед и приветствовать перемены в лице новых поколений, которым нужно дать дорогу.

Средства художественной выразительности

Кроме того, автор использует такое синтаксическое средство, как риторические вопросы, что характерно для философской лирики. Так как именно вопросы заставляют лирического героя размышлять, приходить к какому-либо выводу.

Также поэт включает в своё произведение метафоры («патриарх лесов»), олицетворения («равнодушная природа»), эпитеты («многолюдный храм», «вечны своды»). Всё это помогает передать контраст между внешней и внутренней жизнью героя.

Источник

Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина

Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Смотреть фото Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Смотреть картинку Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Картинка про Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Фото Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем

Всего получено оценок: 35.

Всего получено оценок: 35.

Пушкин с определенного возраста часто размышлял, что живет не так, как желал бы – и стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных” стало плодом этих раздумий. Чтобы понять, как сам автор относился к себе, просто прочесть его недостаточно – для этого может использоваться краткий анализ “Брожу ли я вдоль улиц шумных” по плану. Он поможет ученикам 10 класса, изучающим творчество поэта на уроке литературы, лучше понять смысл произведения.

Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Смотреть фото Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Смотреть картинку Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Картинка про Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Фото Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Брожу ли я вдоль улиц шумных.

История создания – написано оно было в 1829 году и имеет два варианта написания, причем в изначальном лирический герой напрямую рассказывает о том, что он преследуем идеями о конечности жизни, однако же в окончательном варианте эти размышления значительно смягчены.

Тема – неизбежность смерти, рассуждения о ней.

Композиция – произведение состоит из двух частей. Первая включает четыре строфы и целиком посвящена тому, что лирический герой размышляет о конце. Вторая рассказывает о ее времени и месте.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой и чередованием мужской и женской рифмы.

Метафоры“мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.

Эпитеты“улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединённый”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.

История создания

Пушкин, хотя и был к тридцати годам уже известным поэтом, не воспринимался светским обществом всерьез. К тому же из-за финансовых проблем он вынужден был вместо того, чтобы заниматься творчеством, ходить на службу, которую ненавидел. Все это навевало на поэта достаточно грустные размышления, которые он и воплотил в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных”.

Написано это произведение было в 1829 году и уже в следующем, 1830-м, увидело свет в “Литературной газете”.
Существовало две редакции этого стихотворения – в окончательной Пушкин смягчил прямолинейные формулировки из первой, когда лирический герой не намекал, а прямо говорил о том, как неотступно преследуют его мысли о смерти.

Пушкин, будучи большим жизнелюбом, даже в грустных размышлениях говорит о том, что смертность всего живого только оттеняет великую красоту жизни.

Композиция

Стихотворение условно подразделяется на две равные части по четыре строфы в каждой. Первая построена таким образом, что в каком бы месте ни оказался лирический герой, всё в итоге приводит его к мыслям о смерти. Вторая часть также посвящена этой теме, но в ней сосредоточены размышления о времени и месте этого события.

Рассуждения, которым предается поэт, последовательны. Мысль развивается от размышлений о смерти конкретного человека до глобальной идеи смертности и возрождения всего живого. Причем лирический герой говорит о том, что даже после неизбежного увядания остается нечто дорогое и вечное.

Написано произведение четырехстопным ямбом, причем стремление автора к созданию четкого ритмического рисунка очевидно. Пушкин использует перекрестную рифмовку, чередуя при этом мужскую и женскую рифму. Все это придает элегии характер рассуждения, делает ее способом обретения душевного покоя как для самого поэта, так и для читателя.

Это классическая элегия с реалистичными мотивами, которая представляет собой печальные раздумья о жизни и смерти. Лирический герой, думая о конце жизни, внутренне смиряется с этим.

Средства выразительности

Проникновенность этого произведения подчеркивается богатством выразительных средств, которые Пушкин использует для передачи своей мысли.

Все они подчёркивают характерный для элегии высокий стиль и тем или иным образом связаны с описываемой темой. Они подчёркивают одну из основных мыслей произведения: каждый достигший зрелости человек должен не просто задуматься о смерти, но научиться жить с тем, что она придёт и за ним.

Источник

Стихотворение и анализ «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды –

И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю;

Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Краткое содержание

Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Смотреть фото Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Смотреть картинку Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Картинка про Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Фото Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем

Как таковой сюжет в этом произведении отсутствует. Читая данные стихотворные строки, мы просто знакомимся с потоком рассуждений автора на непростую тему бренности бытия, его взглядами, мыслями о жизни и смерти.

История создания

Известно, что Пушкина не воспринимало светское общество всерьёз, хотя поэту было на момент написания произведения около тридцати лет. К тому же, он, испытывая существенные финансовые затруднения, вынужден был вместо занятий любимым творчеством ходить на ежедневную, чуждую для себя службу. Всё это заставляло Пушкина предаваться грустным размышлениям, воплощённым в данном стихотворении.

Произведение появилось на свет в 1829 г. Спустя год его напечатала «Литературная газета». Изначально было две редакции. В окончательной, знакомой нам редакции, автор существенно смягчил прямолинейность формулировок, когда лирический герой не просто намекал, а сразу же сообщал о том, что его неотступно преследуют навязчивые суицидальные мысли.

Жанр, направление, размер

Перед нами классическая элегия, имеющая реалистические мотивы. Элегия посвящена грустным размышлениям лирического героя: он думает об окончании жизни, внутренне смиряясь с неизбежностью конца. Стихотворение представляет собой литературное направление «реализм»: в нём легко почувствовать одиночество лирического героя, заметить его постоянные мысли об окончании земного существования.

Произведение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием. Рифмовка перекрёстная, происходит чередование женской/мужской рифм. Всё это придаёт элегии черты рассуждения, превращая её в способ обретения душевного покоя, как для самого поэта, так и для читателей.

Композиция

Произведение условно можно разделить на две части, по четыре строфы в каждой:

Рассуждения поэта выстроены крайне последовательно. Мысль развивается поэтапно: от размышления о смерти конкретного человека – к размышлению о возрождении всего живого. Лирический герой уверен: даже после смерти остаётся нечто вечное и дорогое.

Образы и символы

Пушкин использует смысловую галерею образов, в которых жизнь противопоставляется смерти:

Темы и настроение

Основная идея

Основная идея заключена в следующем: любой человек, достигший зрелых лет, должен не только думать о неизбежной смерти, но и учиться жить с мыслью о том, что однажды она придёт за ним. Многие пушкиноведы утверждают, что поэт в жизни был человеком суеверным, мистически настроенным: он одновременно и боялся смерти, и пытался её предугадать.

Средства выразительности

Проникновенное настроение данного произведения подчёркнуто разнообразием выразительных средств, использованных Пушкиным для передачи основной мысли:

Следует заметить, рассуждая на столь сложную тему, поэт практически не пользуется возвышенными словами. Лексика произведения предельно проста: в ней немало бытовых понятий, почти отсутствуют старославянизмы.

Источник

Краткий анализ стихотворения «Брожу ли я…» по плану

1. История создания

Когда читатель знакомится с пушкинскими стихами «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», его невольно охватывает ощущение бренности жизни.

Действительно, с определенного времени в душе величайшего русского поэта назревал глубокий кризис.

Александр Сергеевич все яснее и яснее ощущал, что живет совсем не так, как хотел бы, что вся судьба складывается иначе, чем ему представлялось.

Результатом таких размышлений стали многочисленные произведения, в которых автор пытается осознать свою действительность, изложить собственные душевные переживания. Конечно, огромное внимание в них уделялось и вопросу смерти.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» можно смело отнести к подобным произведениям. Причем, изначально автор излагал свои мысли о бренности всего сущего более откровенно и даже жестко, но потом отредактировал текст, заметно смягчив его содержание.

Стихотворение он написал в 1829 году.

2. Литературное направление

Произведение относится к реализму, но в нем можно уловить и нотки романтизма: одиночество лирического героя, частые мысли о смерти.

3. Род

По роду это лирика.

4. Жанр

Жанр определяется как лирическое стихотворение с уклоном в философскую лирику.

5. Проблематика

В своем произведении автор затрагивает очень важную проблему, не раз поднимавшуюся многими философами, начиная еще со времен Античности:

Кроме того, поэт пытается догадаться, что же именно ждет его в конце пути, и как это произойдет.

6. Тематика

Тема анализируемого стихотворения только одна: смерть, ее неизбежность и попытка понять это явление.

7. Идея

Многие исследователи считают, что Пушкин задолго до своей трагической гибели чувствовал, что она произойдет.

Будучи человеком суеверным, подверженным мистицизму, он одновременно и боялся смерти, и пытался ее понять, предугадать. Вот почему периодически в его творчестве появлялись подобные произведения.

8. Пафос

Стихотворение проникнуто духом разрушения, неизбежной кончины. В нем чувствуется печаль, какая-то тоска и одновременно смирение перед неизбежным.

Над автором словно навис рок, который он ощущает, но не может понять и постичь. Все это Пушкин гениально изложил в анализируемом стихотворении.

Однако нельзя сказать, что произведение пессимистично. Наоборот, хоть тлен и неизбежен, но через него возрождается природа, и жизнь идет дальше своим чередом.

9. Система образов

Автор вводит череду образов, в которых жизнь противопоставляется смерти:

Во всем чувствуется неизбежность конца. Однако «у гробового входа младая будет жизнь играть», а это значит, что мир продолжит существовать.

10. Центральные персонажи

Как таковых, персонажей тут нет.

Перед автором проносится череда людей: «юноши безумные», младенец, но они необходимы лишь для осознания непростого бытийного вопроса.

Лирический герой смотрит на все, что его окружает, и думает: все тленно, от смерти никому не убежать. Каждый образ, вводимый в ткань стихотворения, служит для понимания и раскрытия этой мысли.

11. Лирический герой

Произведение написано от первого лица и отражает собственные мысли Пушкина.

Это именно он пытается осознать бытие, размышляет о бренности всего сущего в этом мире, хочет быть упокоенным в родных краях, а не где-нибудь на чужбине, и пытается предугадать собственную кончину.

Именно поэтому можно говорить, что лирический герой анализируемого стихотворения – художественная проекция личности самого Александра Сергеевича.

12. Сюжет

Как такового, сюжета тут нет.

Читатель просто знакомится с рассуждениями поэта на непростую тему, его взглядами и мыслями.

13. Композиция

Стихотворение представляет собой философские рассуждения и бренности мира. Поэт сразу говорит, что где бы он ни находился, везде его преследуют мысли о смерти, причем не только самого себя, но и вообще любого человека:

Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.

Композиция построена таким образом, что мысль развивается последовательно (линейно).

Сначала автор рассуждает о смерти как о таковой, а потом переходит к попыткам предугадать свою собственную. Наконец, он заявляет, что хоть телу и все равно, где лежать, но лично ему хотелось бы умереть в родных краях:

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.

В целом, можно сказать: композиция организована таким образом, что от общих рассуждений автор постепенно переходит к более частным, наделяя стихотворение личным, интимным смыслом.

14. Художественные особенности произведения

Произведение написано богатым, образным языком.

Примечательно, что, рассуждая на такую непростую тему, Пушкин практически не использует возвышенных слов. Лексика максимально проста, много бытовых понятий и практически нет церковных.

Наверное, автор хотел изложить столь непростые мысли максимально просто и доступно, поэтому сознательно избежал сложных конструкций.

15. Строфика, размер, рифма

Стихотворение написано катернами (четверостишиями), всего их восемь.

Размер – четырехстопный ямб, в котором присутствуют пиррихии.

Рифмовка перекрестная (АБАБ).

16. Средства художественной выразительности

Несмотря на то, что возвышенной, сложной лексики практически нет, стихотворение относится к жанру элегии. Следовательно, требует высокого стиля изложения, что и реализуется тут богатством средств художественной выразительности.

Пушкин использовал множество:

Пушкин пытается сказать читателю, что важно не только осознание неизбежности смерти, но и умение смириться и жить с этим пониманием.

17. Значение

Стихотворение имеет важнейшее значение для понимания того, как автор относился к вопросу смерти, что чувствовал, какие мысли на эту непростую тему высказывал.

18. Актуальность

Оно всегда будет актуально. Человек смертен, и вопросы, связанные с этим, будут всегда его волновать и будоражить воображение.

19. Мое отношение

Мне нравится это произведение. И хотя оно наполнено некой грустью, но все же заканчивается оптимистично, и не вызывает никаких негативных эмоций.

20. Чему учит

Стихотворение учит правильному отношению к неизбежной гибели, помогает осознать и принять это.

Источник

Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина

Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Смотреть фото Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Смотреть картинку Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Картинка про Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Фото Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Смотреть фото Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Смотреть картинку Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Картинка про Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Фото Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Смотреть фото Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Смотреть картинку Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Картинка про Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Фото Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем

Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю; прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать.

И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Брожу ли я вдоль улиц шумных.
История создания – написано оно было в 1829 году и имеет два варианта написания, причем в изначальном лирический герой напрямую рассказывает о том, что он преследуем идеями о конечности жизни, однако же в окончательном варианте эти размышления значительно смягчены.

Тема – неизбежность смерти, рассуждения о ней.

Композиция – произведение состоит из двух частей. Первая включает четыре строфы и целиком посвящена тому, что лирический герой размышляет о конце. Вторая рассказывает о ее времени и месте.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой и чередованием мужской и женской рифмы.

Метафоры – “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.

Эпитеты – “улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединённый”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.

Пафос

Стихотворение проникнуто духом разрушения, неизбежной кончины. В нем чувствуется печаль, какая-то тоска и одновременно смирение перед неизбежным.

Над автором словно навис рок, который он ощущает, но не может понять и постичь. Все это Пушкин гениально изложил в анализируемом стихотворении.

Однако нельзя сказать, что произведение пессимистично. Наоборот, хоть тлен и неизбежен, но через него возрождается природа, и жизнь идет дальше своим чередом.

История создания

Пушкин, хотя и был к тридцати годам уже известным поэтом, не воспринимался светским обществом всерьез. К тому же из-за финансовых проблем он вынужден был вместо того, чтобы заниматься творчеством, ходить на службу, которую ненавидел. Все это навевало на поэта достаточно грустные размышления, которые он и воплотил в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных”.

Написано это произведение было в 1829 году и уже в следующем, 1830-м, увидело свет в “Литературной газете”. Существовало две редакции этого стихотворения – в окончательной Пушкин смягчил прямолинейные формулировки из первой, когда лирический герой не намекал, а прямо говорил о том, как неотступно преследуют его мысли о смерти.

Тематика и проблематика

«Брожу ли я вдоль улиц шумных» — это монолог поэта с самим собой. Главная тема стихотворения — неизбежность смерти:

«Мы все сойдём под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час»

Даже чистый и невинный образ младенца приобретает негативную окраску, так как для лирического героя образ «милого» ребёнка — символ его скорой смерти. Здесь же затронута ещё одна философская проблема: цикличность жизни — одни рождаются, другие умирают: «Мне время тлеть, тебе цвести».

Рассуждения движутся по вектору от общего к частному: от смертности каждого человека до личных переживаний лирического героя по данному вопросу. Заключают же рассуждение мысли о вечных ценностях : родине, природе, красоте и жизни в целом.

Пушкин, будучи большим жизнелюбом, даже в грустных размышлениях говорит о том, что смертность всего живого только оттеняет великую красоту жизни.

Образы и символы

В центре повествования находится внутренний мир лирического героя. Мы видим как бы два проявления его: внешнее и внутреннее. Сам рассказчик нам говорит об этой двойственности: вокруг него шум и веселье, общество друзей и соотечественников, а он хоть и говорит с ними, но мысленно находится далеко, думая о вечных вопросах бытия. Окружающая беззаботность контрастирует с внутренней напряженностью человека, обремененного тяжелыми думами. Внешне он ведёт себя как обычно, не выказывая того, что внутри него происходит сложнейшая дилемма.

Героя данного произведения можно назвать сильным человеком, ведь он смирился с неизбежным, он смог найти в себе силы увидеть в своём положении светлые начала. Так, ребёнок становится символом новой жизни. Да, сам герой уйдёт, но на этом поток жизни не закончится. В конце произведения появляется образ природы, которая «красою вечною сиять» будет. Секрет силы этого естества в том, что каждая частичка природы перед смертью оставляет потомство, которое продолжит дело предков. Так и человек, по мнению Пушкина, должен явить на свет наследника, в нем он переродится для нового дня.

Композиция

Стихотворение условно подразделяется на две равные части по четыре строфы в каждой. Первая построена таким образом, что в каком бы месте ни оказался лирический герой, всё в итоге приводит его к мыслям о смерти. Вторая часть также посвящена этой теме, но в ней сосредоточены размышления о времени и месте этого события.

Рассуждения, которым предается поэт, последовательны. Мысль развивается от размышлений о смерти конкретного человека до глобальной идеи смертности и возрождения всего живого. Причем лирический герой говорит о том, что даже после неизбежного увядания остается нечто дорогое и вечное.

Написано произведение четырехстопным ямбом, причем стремление автора к созданию четкого ритмического рисунка очевидно. Пушкин использует перекрестную рифмовку, чередуя при этом мужскую и женскую рифму. Все это придает элегии характер рассуждения, делает ее способом обретения душевного покоя как для самого поэта, так и для читателя.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» относится к философской лирике. Здесь автор затрагивает вечные вопросы жизни и смерти. Жанр произведения, характерный для направления «романтизм», в русле которого отчасти творил Пушкин, — элегия. В тексте мы видим глубоко личные переживания и размышления героя, проникнутые мотивом грусти.

Атмосфера тихих, спокойных мечтаний лирического героя передаётся через ритмический строй произведения. А.С. Пушкин использует перекрёстный тип рифмы, что придает стихотворению плавность и размеренность. Размер произведения – четырёхстопный ямб с пиррихием. Подобный «строй» стиха помогает читателю погрузиться во внутренний мир лирического героя, действуя на него как некий транс.

Средства выразительности

Проникновенность этого произведения подчеркивается богатством выразительных средств, которые Пушкин использует для передачи своей мысли.

Все они подчёркивают характерный для элегии высокий стиль и тем или иным образом связаны с описываемой темой. Они подчёркивают одну из основных мыслей произведения: каждый достигший зрелости человек должен не просто задуматься о смерти, но научиться жить с тем, что она придёт и за ним.

Темы и проблемы

Роль метафор и эпитетов

В произведении особая роль отведена эпитетам. Пушкин ставит их после существительного, намекая на их важность. Это относится и к фразам:

Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Смотреть фото Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Смотреть картинку Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Картинка про Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Фото Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем

Олицетворенные метафоры являются образом скорой неминуемой смерти и быстротечности бытия. Особое внимание обращается на образ дуба, описанного, как «патриарх лесов».

Речь идет о долговечности жизни и в то же время о смертности. Однозначная метафора, выражающая жизнь, в произведении лишь одна — «младая жизнь у гробового входа».

Система образов

Автор вводит череду образов, в которых жизнь противопоставляется смерти:

Во всем чувствуется неизбежность конца. Однако «у гробового входа младая будет жизнь играть», а это значит, что мир продолжит существовать.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных»: анализ стихотворения А. С. Пушкина

Основные темы в творчестве А. С. Пушкина

Поэт и писатель отличился от других авторов разносторонностью в сочинительстве. Он затронул многие темы в своих произведениях. Пушкин воспевал свободу, пытался бороться с самодержавием, не обходил стороной актуальные политические вопросы, ратовал и болел за счастье народа. Важное место в его творчестве занимали темы дружбы, любви. Он воспевал родную природу, пейзажи.

Как и многие другие поэты, А. С. Пушкин делился своими личными переживаниями, размышлениями о собственном назначении, судьбе, жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных» – стихотворение в жанре элегии, которое показывает читателям одну их тем, волновавших лирика. Мы видим, как великий поэт относится к смерти, которой, увы, никому не удастся избежать.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных», Пушкин А. С. содержание

В рассматриваемом нами стихотворении поэт рассказывает, что где бы он ни находился, его посещают думы. Они о том, что годы летят, всем предначертана кончина, и чей-то час уже близок. Лирический герой смотрит на дуб и задумывается о том, что тот переживет и его так же, как пережил его предков. Когда он ласкает младенца, думает, что тот будет цвести, а он сам – тлеть. Каждый день поэта посещает мысль о грядущей смерти, о ее возможных причинах. Он отмечает, что, несмотря на то, что мертвому телу все равно где находиться, сам он желает почивать недалеко от родных мест.

Заканчивает свою элегию поэт тем, что после него останутся младая жизнь и вечная природа. В этом состоит содержание произведения «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Анализ, который мы рассмотрим далее, покажет нам, какие приемы, использованы в этой лирике. Также мы отметим и другие моменты, связанные с данным произведением.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных»: анализ лирики

Это творение было создано в декабре 1829 года и издано в 1830-м. Оно написано четырехстопным ямбом и катренами с перекрестной рифмовкой. Жанр произведения – элегия. Это философская лирика, которая посвящена вечной теме. В ней поэт передает свою мысль о неизбежности смерти для людей. Для этого он обращается к различным художественным приемам, помогающим читателю погрузиться в произведение и понять автора. Основной из них – антитеза: противопоставление жизни и смерти («тлеть», «цвести»). Поэт показывает, что человеку в этом мире отведен лишь определенный период времени, в то время как природа вокруг него вечна.

Он использует риторические вопросы, в которых задумывается, где и как произойдет его кончина.

В элегии мы встречаем эпитеты («юношей безумных»), олицетворения («равнодушная природа»), метафоры («патриарх лесов»).

Заключение

Мы рассмотрели одну из элегий великого русского поэта «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Анализ произведения показал нам отношение лирика к теме неминуемой смерти. Мы узнали, что Пушкин принимает эту неизбежность. Он словно говорит, что такова жизнь и от этого никуда не деться: жизнь не вечна, и одно поколение сменяется другим. В то же время Пушкин показывает читателям, что не все в этом мире тленно, через природу.

Для передачи читателям своего видения поэт применил некоторые художественные приемы, которые сделали язык лирического произведения ярче и сумели раскрыть размышления автора.

Анализ стихотворения Пушкина «Когда за городом, задумчив, я брожу…»

Стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу…», написанное Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году с удивительной чёткостью и правдивостью раскрывает положение России того времени.

Стихотворение представляет собой два противопоставления, в нём показаны два кладбища – кладбище городское и кладбище деревенское. И первое и второе является символом России, два образа, противостоящих друг другу. Жизнь подлинная и жизнь фальшивая.

Пушкин говорил не просто о каком-то безызвестном городском кладбище, а о кладбище Санкт-Петербурга. Столичное кладбище. Каждый троп затрагивает одну важную тему за другой, это и делает данный образ столь многозначительным и содержательным. Тема смерти и разложения – непростая тема, она раскрывает всю страшную суть столицы империи.

Прежде, в своих произведениях, таких как «Медный всадник», Пушкин говорил о двух обличиях Санкт-Петербурга. Теперь же речь зашла о третьем лике – лик купеческий и чиновно-дворянский.

В своём стихотворении, автор очень откровенен. Пушкин не скрывает своего неприятия и презрения к окружающей действительности. Кладбищенская тема о которой, как правило, говорили исключительно в печально-высокой лексике и с некоторым поддельным религиозным умилением, здесь звучит иначе.

Автор показывает печальный и лживый мир столицы, лишённый всякой духовности. Дворяне, купцы и чиновники, все они захоронены тут и даже после своей смерти, они сохранили всю суть своего прошлого пошлого существования.

Пушкин обнажает лицемерие и фальшь воздыханий и скорби, по умершим. Так он говорит «амурный плач вдовицы», которая пускает скупую слезу на могиле собственного «мужа-рогача», которого она обманывала ещё при жизни. В своём описании кладбища автор жесток и безжалостен ко всей лжи, что обитает в этом месте. Пушкин показал печальный и гнусный финал, не менее печальной и гнусной жизни столичных франтов.

В свою очередь образ деревенского кладбища совершенно отличается от того, что мы видим в первой части стихотворения. Кладбище в деревне не такое нарядное, но это заменяет ему его величественность. Здесь «почивают мертвые» — там «гниют мертвецы столицы». И самое важное – деревенское кладбище не лишено жизни.

Ещё Герцен отмечал, что в лирике Пушкина – «биография его души». Каждое новое стихотворение автора раскрывало его с новой стороны и показывало всю многогранность и глубину души великого русского поэта.

Художественные образы

В произведении противопоставляется жизнь смерти. Это выражено метафорами и эпитетами.

Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Смотреть фото Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Смотреть картинку Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Картинка про Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем. Фото Брожу ли я вдоль улиц шумных о чем
К жизни можно отнести следующие: «шумные» улицы, храм «многолюдный», «бездумные» юноши, «уединённый» дуб, предел «милый», «младая жизнь», вечная краса, «милый» младенец. Метафорой жизни является обращение к младенцу: ему – время цвести, а лирическому герою – тлеть. Для смерти использованы другие эпитеты: «вечные» своды, «забвенный» век, «охладелый» прах, тело «бесчувственное», вход «гробовой», природа «бесчувственная».

Когда поэт называет юношей безумными, то он хочет подчеркнуть, что каждый человек должен думать не только о радостях жизни, но и мыслить о неизбежно грядущей смерти. Этим он раскрывает идею элегии: научиться сопоставлять каждый прожитый день с думой о смерти.

Для придания бо́льшей значимости эпитетам автор использует приём инверсии. Каждый эпитет он ставит после существительного, которое хочет особо выделить. Олицетворения и метафоры объединены движением быстротечной жизни к смерти, то есть к вечности. Элегия написана высоким стилем, который является традиционным для этого жанра.

На этом можно закончить разбор стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» Анализ кратко был нами произведен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *