Бронетранспортер что это такое
Бронетранспортёр
По советской классификации 1933 года «О системе танкового вооружения РККА» назывался транспортёр пехоты (на шасси лёгкого трактора).
Ближайшими по классу бронетранспортёру машинами являются боевые машины пехоты (БМП) и боевые машины десанта (БМД). Разница заключается в задачах, которые возлагались на машины. БТР в основном разрабатывался как транспортное средство пехоты, в то время как на БМП и БМД дополнительно возлагались задачи поддержки пехоты огнём орудия и ПКТ в наступлении и обороне. Хотя на многих БТР установлены достаточно мощные крупнокалиберные пулемёты, вооружение этих машин, как правило, не является стабилизированным и имеет упрощённые прицелы, что ограничивает его применение в основном целями самообороны. БМП и БМД отличаются от БТР лучшей защитой и более высокой огневой мощью. БТР же, имея колёсный ход, значительно превосходит их в скорости по дорогам с улучшенным покрытием. В свою очередь, БМД отличается способностью авиадесантирования с помощью парашюта. БТР по сравнению с БМП и БМД обычно имеет в разы меньшую стоимость в производстве из-за отсутствия на нём сложного и высокотехнологичного оборудования.
Для БТР, в отличие от танков и БМП, тип движителя не оговорён, поэтому среди БТР есть как гусеничные, так и колёсные машины.
Содержание
История развития
Первые БТР (в современном понимании) были построены англичанами во время Первой мировой войны как транспортный танк Mark IX на базе Mk I для транспортировки на поле боя до 50 пехотинцев. Между мировыми войнами пальма первенства в разработке БТР перешла к немецким конструкторам, разработавшим различные варианты машин с колёсно-гусеничным движителем и противопульным бронированием с рациональными углами наклона. К началу Второй мировой войны колёсно-гусеничный БТР М2 («халфтрак») был разработан в США и стал самой массовой машиной этого класса того времени. Модификация М3 этого семейства боевых машин поставлялась по ленд-лизу в СССР, поскольку советские конструкторы и производственные ресурсы были ориентированы на разработку более нужных фронту танков и САУ. В канадских, затем американских и британских частях союзников в эрзац-бронетранспортеры переделывались шасси танков и САУ.
После войны отсутствие в СССР БТР было признано большим упущением и в короткое время были созданы современные образцы этих машин. В государствах-участниках блока НАТО и не связанных с ним странах после Второй мировой войны были созданы разнообразные конструкции БТР, отражающие национальные точки зрения на функции подобных машин в собственных военных доктринах и концепциях.
Плавающие бронетранспортёры
Очень популярна концепция, согласно которой бронетранспортёр рассматривается как универсальное транспортное средство, способное не только защитить от пуль, но также и преодолевать водные препятствия. Эта концепция обрела популярность ещё в годы Второй мировой войны, когда стало очевидным, что отсутствие какой-либо брони у американских амфибий LVT-1 и LVT-2 (англ. Landing Vehicle Tracked — Десантный Транспорт Гусеничный ) является их серьёзным недостатком, который тем не менее может быть легко исправлен за счёт применения бронирования, аналогичного плавающему танку LVT(A)-1 (англ. A — Armored, Бронированный ), основанному на том же самом дизайне, что и LVT-1 и 2.
В то же время, помимо авиатранспортабельных бронетранспортёров морская пехота США широко использует бронетранспортёры предназначенные для транспортировки морем, а не по воздуху. Что позволяет без оглядки на прокрустово ложе авиатранспортабельности, получить не только хорошую мореходность, важную именно для военно-морских операций с участием морской пехоты, но также и большую грузоподёмность, которая может быть использована как для большего количества превозимых десантников, так и для более тяжёлого вооружения. Так например, если авиантранспортабельный бронетранспортёр M113 при массе около 11 тонн, перевозит 11 десантников и вооружён 12.7 мм пулемёт, то перевозимый морем AAV7 при массе в 23 тонны, перевозит 25 десантников и вооружён 40 мм гранатомётом.
40-50 км/ч по воде против традиционных
Что касается мотопехоты, то в начале двадцать первого века стала популярной идея об отказе как от плавающих, так и авиатранспортабельных бронетранспортёров (примерно аналогичных десантным), в пользу тяжёлых как более живучих в бою. С другой стороны, тяжёлые БТР серьёзно ограничивают возможности мотопехоты в ландшафтах, изобилующих водными препятствиями. Не случайно тяжёлая БТР «Ахзарит» применяется в пустынной и полупустынной местности, а для свободы действий в местности, не являющейся таковой, всё же необходима возможность преодоления водных препятствий.
Тяжёлые бронетранспортёры
Самый первый бронетранспортёр Mark IX, по ряду признаков можно было отнести как тяжёлым, так и лёгким бронетранспортёрам, так как с одной стороны он был создан на базе танка, а с другой подобно танкам того времени имел лишь противопульную защиту. Позднее в годы Второй мировой войны канадцами использовались эрзац-бронетранспортёры из танков и САУ, со снятыми башнями и крышами, получившие прозвище «Кенгуру». Эти машины, хоть и сохраняли большую часть танковой брони, не имели крыши и были уязвимы при попаданиях сверху.
В годы Холодной Войны идея тяжёлых бронетранспортёров не обрела популярности, а противопульная защита считалась достаточной. Основной причиной тому было то, что потенциальные противники в силу своей географической удалённости друг от друга делали ставку на десант. И если США, как получившие после Второй Мировой несомненное господство на море, ставили на свою морскую пехоту, то в СССР была сделана ставка на ВДВ. В результате и в той, и в другой стране обязательным требованием к бронетранспортёру была его способность к преодолению водных препятствий, которую было легче всего обеспечить при противопульном бронировании. Разница концепций заключалась главным образом в том, что американцы, благодаря господству на море, помимо небольших авиатранспортабельных бронетранспортёров (наподобие M113 с массой около 10 тонн), могли себе позволить и большие («монструозные» по советским меркам) бронетранспортёры наподобие AAV7.
У израильской «Ахзарита» и украинской БМТ-72 в корме располагается компактный двигатель, оставляющий рядом с собою место для относительно узкого кормового люка, в целях компенсации узости оснащённого приподнимаемой крышкой, позволяющей десантирование с разбега. При этом у израильской «Намер» и иорданской «Темсах» двигатель располагается на носу, обеспечивая тем самым наличие в корме широкого люка для десантирования.
Что касается мотопехоты, то существенным доводом в пользу тяжёлых БТР является то, что специальная разновидность БТР, именуемая БМП, теоретически должна взаимодействовать с танками. А танки, за исключением плавающих, как известно, не способны с ходу (без специальной подготовки) преодолеть водное препятствие. И с этой точки зрения способность БТР и БМП к плаванию при взаимодействии с основными танками становится не столь критичной. В то же время, как показывает практика, плавающие обычные БТР и БМП из-за своего слабого бронирования способны полноценно взаимодействовать лишь с плавающими танками, а для полноценного взаимодействия с основными танками предпочтительны именно тяжёлые БТР.
Опыт боевого применения
Легкая бронетехника. Бронеавтомобили и бронетранспортеры
Применяя бронепоезда, англичане осознали потребность в маневренном оружии, не привязанном к железной дороге. Для такой машины как раз подходил компактный и легкий двигатель внутреннего сгорания, созданный немцами Г. Даймлером и К. Бенцем. Первые автомобили с такими двигателями они сконструировали в 1895–1896 гг.
В дни Англо-бурской войны Ф. Симмс предложил армии первый вооруженный автомобиль. Он установил пулемет Максима на французский одноместный автомобиль «Де Дион-Бутон». Водителя-стрелка защищал щит листовой стали, производство которой стало возможно с появлением прокатных станов. Хотя машина была четырехколесной, она напоминала два соединенных мотоцикла, и водитель сидел на ней верхом. Поэтому иногда изобретение Симмса называют военным мотоциклом.
Вести прицельный огонь и одновременно управлять машиной одноместная компоновка не позволяла. В 1902 г. Симмс спроектировал бронированный автобус с пулеметом и экипажем из 5 человек. Но до применения изобретений Симмса на практике дело так и не дошло, а с окончанием Англо-бурской войны интерес военных к новинке угас.
В 1900-е гг. в разных странах появляются проекты бронеавтомобилей. Первым был построен австрийский «Австро-Даймлер» 1904 г. с противопульной броней и пулеметом во вращающейся башне на крыше. Одновременно в России подъесаул М. Накашидзе на базе французского грузовика «Шаррон» построил похожий броневик. Русская армия, в боях с японцами оценившая вооруженные авто, заказала 10 машин «Накашидзе-Шаррон». Из-за занятости российских заводов заказ разместили во Франции. При перевозке готовых машин через Германию 2 броневика пропали. Возможно, именно на их основе немецкая фирма «Эрхардт» в 1906 г. создала свой броневик с 50-мм зенитной пушкой.
Но ни австрийская, ни немецкая, ни ряд других бронемашин тех лет не пошли в серию. Россия тоже ограничилась опытной партией. Военные не спешили тратить деньги на сомнительную новинку, и к 1914 г. в войсках имелись лишь единичные образцы броневиков. Только успех применения этих машин в начале Первой мировой войны дал старт массовому строительству бронеавтомобилей.
Бронеавтомобили Первой мировой войны
С начала войны повсеместно бронировали и вооружали гражданские машины. Первые наспех собранные образцы, как, например, бельгийская «Минерва», получили легкие и простые в производстве бронекорпуса без крыши и дверей. Посадка и высадка экипажа производилась через борт. Пулеметы устанавливали на поворотных креплениях (турелях), иногда со щитками.
Открытые бронекорпуса не защищали от шрапнели и осколков сверху. Вскоре всюду основной стала схема Накашидзе со сплошным бронированием и поворотной пулеметной башней. Самой массовой такой машиной стал английский «Роллс-Ройс», созданный на базе одноименного роскошного автомобиля с мощным по тем временам двигателем.
Русская армия вела бои на фронте, протянувшемся от Балтики до Каспия. Броневиков требовалось больше, чем выпускали российские заводы. Пришлось закупать любые машины, которые продавали союзники. Так в Россию попали маломощные и слабо бронированные французские «Рено». Эту машину переделал штабс-капитан В. Мгебров, создав на ее основе один из лучших броневиков той войны «Мгебров-Рено». Чтобы усилить защиту, не увеличивая массы, он впервые поставил бронелисты не вертикально, а под наклоном. Пробить такой лист было сложнее, а часто, попадая в броню под острым углом, пули, осколки и снаряды рикошетировали (отскакивали). Мгебров также первым установил над пулеметной башней командирскую – для наблюдения за полем боя.
Броня защищала машины от пуль на дальности от 200 м. С этой дистанции пулеметы броневиков не могли достать врага в окопах, пробить блиндажи и ДЗОТы. Поражать такие цели с безопасного расстояния могло пушечное вооружение. Первой пушечными броневиками вооружилась Россия. В них переоборудовали немецкие грузовики «Маннесман-Мулаг» и американские «Паккард».
Чтобы не перегружать машину, полностью бронировали лишь кабину. Тяжелые и мощные полевые орудия не годились для установки на легкие машины того времени. А вот малокалиберные пушки, служившие на флоте для борьбы с быстроходными катерами, были легче и имели меньшую отдачу. Пушку «Гочкис» калибра 47 мм или автоматическую пушку «Максим-Норденфельд» калибра 37 мм устанавливали на платформе в кузове, бронированном только с бортов.
Машины с пушками показали себя хорошо, но расчет в кузове был уязвим. В 1915 г. Путиловский завод начал выпуск полностью бронированных пушечно-пулеметных машин на базе американского грузовика «Гарфард». Броневик получил три башни – две пулеметные спереди и кормовую, с 76-мм крепостной противоштурмовой пушкой обр. 1910 г. Ее фугасными снарядами разрушали ДЗОТы и блиндажи, а шрапнелью поражали пехотинцев в окопах. Тяжелая машина двигалась медленно, ей трудно было уйти из-под огня вражеской артиллерии. Но благодаря надежной броне и орудию потребность в отходе возникала нечасто.
Бронеавтомобили и бронетранспортеры Второй мировой войны
Задачей легких бронеавтомобилей была разведка, средние и тяжелые использовались также для огневой поддержки пехоты. А вот бронетранспортеры, позволяющие перевозить солдат под защитой брони, стали новым классом военной техники – их широкое применение началось только во время Второй мировой войны.
Вторая мировая война обещала стать маневренной, и генералы решили снабдить свои армии пушечными бронеавтомобилями. При вооружении не хуже, чем у легких танков, броня таких машин была тоньше. Можно сказать, что их защищенность «разменяли» на скорость. Пушечные бронеавтомобили можно было быстро перебросить на другой участок фронта – правда, только по сравнительно хорошим дорогам, но и это было немало.
В предвоенный период в СССР были созданы средние БА-10 и тяжелые БА-11. Германия имела на вооружении пушечные версии бронированной платформы Sd.Kfz.231. В США поняли важность машин этого класса позже – М8 «Грейхаунд» появился на фронте только в 1942 г. Правда, и подошли к делу американцы серьезно: «Серая гончая», как переводится название этого броневика, весила почти в два раза больше тяжелого БА-11 и несла пушку калибра 51 мм.
По этой схеме был построен Sd.Kfz. 251 – самая массовая бронированная машина Третьего рейха. Основной моделью БТРа был Sd.Kfz.251/1. Он перевозил 10 мотопехотинцев и нес 1–2 пулемета 7,92 мм. Экипаж, состоящий из командира машины и механика-водителя, и «пассажиров» от пуль и осколков прикрывала броня толщиной до 14,5 мм. Верх кузова был открытым, потому что крыша мешала бы пехотинцам быстро покинуть БТР при обстреле артиллерией или крупнокалиберными пулеметами, от которых тонкая броня не защищала. Военные, хотя и ругали бронетранспортеры за слабую проходимость, требовали поставлять в армию как можно больше этих машин.
Близкими по характеристикам к немецким были американские БТР семейства М2/М3/М5/М9. Эти машины оказались востребованы для безопасной перевозки войск не только армией США, но и союзниками, и по ленд-лизу (программе союзнических поставок) попадали и в СССР. Было выпущено 41 000 таких бронемашин – абсолютный рекорд для бронетехники Второй мировой войны.
Бронетранспортеры широко использовались как платформы для различных видов вооружений и специального оборудования. Например, Sd.Kfz.251 выпускался немцами в 23 модификациях с различными типами орудий, а также в штабной, связной, саперной и даже санитарной версиях.
Легкая бронированная техника 1945–1965 гг
После Второй мировой войны значимость бронированной техники возросла. Причина проста: «бронеходы» защищали экипажи и десантников от поражающих факторов ядерного взрыва и его последствий. Поэтому мотопехота и другие рода войск могли двигаться следом за танками по территориям, подвергшимся ядерному удару.
Советские бронетранспортеры
Первый советский бронетранспортер БТР-152 (1947 г.) сохранил компоновку бронеавтомобилей БА-10/11, а его основой стал грузовик ЗиС-151. Машина оказалась востребованной, в СССР их было построено 12 500 шт., в том числе в версиях самоходной зенитной установки, подвижного командного пункта и мобильной радиостанции. Следующим (1952 г.) был уже гусеничный БТР-50, который мог еще и плавать. Однако дороговизна гусеничного движителя привела к тому, что БТР-60 сделали колесным. В отличие от БТР-152 у «шестидесятки» не было гражданского прототипа. Это облегчало работу конструкторов – им не нужно было непременно использовать готовые узлы и агрегаты. Четырехосный БТР-60 оказался довольно удачным, и в дальнейшем все отечественные бронетранспортеры строили именно по этой схеме.
Параллельно с БТР-152 на основе полноприводного грузовика ГАЗ-53 разрабатывался сравнительно легкий БТР-40. Военным не понравилось, что он вмещает всего 8 солдат – меньше, чем мотопехотное отделение (11 человек). Однако такие машины подходили для разведки, дозорной службы, охраны колонн грузовиков. В 1954 г. на базе БТР-40 началась разработка уже специализированной бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ-1), а в 1962 г. появилась БРДМ-2, которая была похожа на БТР-60, только у нее было две оси вместо четырех.
В 1954 г. на вооружение Советской армии был принят МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный). Поскольку в конечном итоге из машины получился не только буксировщик артиллерийских орудий и перевозчик грузов, но и платформа для различных видов вооружений и специальной техники, вместо слова «тягач» в названии стали использовать слово «транспортер». Только в СССР/РФ на базе МТЛБ было создано множество машин различного назначения – начиная от пожарных и кончая зенитно-ракетными комплексами. До настоящего времени этот бронированный транспортер стоит на вооружении почти двух десятков стран.
Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.
Сегодня, продолжив цикл статей, поведется рассказ о становлении и развитии бронетранспортеров как вида вооружения в Советской Армии. Могущественная армия требовала бронетранспортеры, и она их получила!
С 1947 года в ОКБ Горьковского Автозавода велась разработка легкого колесного бронетранспортера «Объект 141» (будущий БТР-40). Параллельно с горьковскими инженерами над проектом гусеничного БТР трудились «москвичи» ОКБ Инженерного Комитета Советской Армии, группа конструкторов под руководством А.Ф. Кравцова.
Десантное отделение опытного, построенного образца, расположенное в кормовой части машины, вмещало в себя 16 человек десанта, которые располагались на откидных скамьях. Спешивание/посадка пехоты осуществлялась через две кормовые двери и открытый корпус машины. В случае, если убрать сидения для десанта, К-75 превращался в транспортер груза весом до 2-х тонн. Вооружение – 7.62 мм СГ-43, устанавливающийся в гнезда, имевшиеся по всему корпусу машины; боекомплект – 1 000 патронов, снаряженные в 4 ленты по 250 патронов, и 12 гранат Ф-1. Сварной корпус бронетранспортера обшивался броневыми листами толщиной до 13 мм. Лобовая броня – 13 мм под углом в 50 градусов; бока и корма машины – 12 и 10 мм, соответственно, установленные вертикально; днище – 3 мм.
В сентябре 1950 года машина проходила заводские испытания. БТР совершил пробег порядка 2000 км, в частности, 800 км – в ночное время. Комиссия под руководством генерал-полковника П.П. Полубоярова выделила следующие преимущества машины: рациональные углы наклоны бронирования; использование узлов и агрегатов существующих образцов техники; низкий силуэт машины (1 550 мм); небольшая ширина, следовательно, и радиус разворота; возможность преодолевать водные преграды (правда, с установкой отдельного водомета); небольшой вес машины (пустой – 7 820 кг).
Также были отмечены и недостатки машины: неудовлетворительная проходимость, малая вместительность машины и недостаточная удельная мощность. К-75 не приняли на вооружение, но окончательно проект комиссия не забраковала – отправила на доработку, выразив желание видеть в машине исправления, среди которых: изменение вместимости машины до 24-х человек, увеличение скорости движения, возможность самостоятельно преодолевать водные преграды. Планировалось изготовить два опытных образца, но разработка в ОКБ ИК СА была прекращена. Единственный образец машины хранится в Бронетанковом музее в Кубинке.
Проектируемый еще в 1938 году полноприводный двуосный грузовик Горьковского автозавода из-за войны не был пущен в производство. Лишь 31 августа 1948 года машина, получившая название ГАЗ-63, была пущена в серию.
Одновременно с проектированием и доработкой гражданского грузовика велась разработка бронетранспортера на базе этого же грузовика. Разработкой занималось ОКБ ГАЗ под руководством Всеволода Константиновича Рубцова. Уже к 1949 году были готовы два опытных образца, отличавшихся лишь установкой на одном из них спаркой пулеметов КПВТ и СГМБ, на другом – одного СГМБ. В остальном же образцы не отличались.
Параллельно с разработкой бронетранспортера общевойскового в ОКБ «Бюро серийных автомобилей» (секретное название Конструкторского Бюро при заводе ГАЗ) велась разработка и специальной, для войск ПВО, модификации БТР-40. Машина отличалась от базовой установкой спарки двух 14.5 крупнокалиберных пулеметов Владимирова. Боекомплект такой зенитной установки составлял 1 200 патронов, снаряженных в 24 ленты. Вследствие изменения величины боевого отделения экипаж машины увеличился до 4-х человек (+ 2 заряжающих), перевозка десанта же стала невозможной. Вес машины увеличился с 5 300 кг до 5 600 кг. БТР-40А был принят на вооружение СА в 1951 году, в том же году пущен в производство.
Первым боевым крещением БТР-40 является подавление восстания в Венгрии в 1956 году. Машина была проверена боем, определились ее достоинства и недостатки. Одна важная конструктивная особенность, а именно открытый верх машины, были одновременно и достоинством, и недостатком. С одной стороны, при поражении бронетранспортера десант мог как можно быстрее эвакуироваться из машин. С другой стороны, пехотинец уязвим от атаки с высоты.
В том же 1956 году горьковские инженеры доработали БТР-40. Машина, помимо прибавки к высоте в 130 мм, получила сварную крышу с 4-мя десантными люками, закрывающую десантное и боевое отделение.
Количество десантников сократили до 6 человек, вместо 8. Кронштейны для установки пулеметов по бортам пришлось убрать. БТР полностью лишился вооружения, взамен получив дополнительные бойницы в наклонных бортах. Принят на вооружение в 1957 году под обозначение БТР-40Б. Производился с 1957 по 1960 года.
Базовый БТР-40, который оснащался ребордами для передвижения по железной дороге. Машина не являлась серийной, тем не менее, подобного рода модификации могли осуществляться и осуществлялись в армейских мастерских.
В 1949 году в городе Свердловск на Уральском заводе транспортного машиностроения был разработан бронетранспортер на основе танка, вернее, САУ – СУ-100П. Группой свердловских инженеров руководил Лев Израилевич Горлицкий, легендарный конструктор, создатель машин СУ-85/100/122.
БТР был разработан и выпущен в краткие сроки – в том же 1949 году. Машина отличалась от «донора» (СУ-100П) удлиненной базой (6 460 мм +640 мм = 7 100 мм) и прибавкой к каткам – их стало 7 вместо 6. Корпус машины сварной, открытого типа, изготовленный из броневой стали толщиной 15 мм, следовательно, бронирование – противопульное/противоосколочное. Компоновка машины практически не претерпела изменений: в передней части корпуса размещалось МТО и отделение управления. В движение БТР приводился V-образным дизельным двигателем В-105-В максимальной мощностью 400 л/с при 2 000 оборотах/минуту. Двигатель позволял машине весом в 18 200 кг разгонятся до предельных 65 км/ч. Запас хода – 300 км. Плавать Объект не умел, но преодолевал брод глубиной до метра.
Огромное десантное отделение занимало остальную часть корпуса. Экипаж – 3 человека: механик-водитель, командир машины, стрелок-радист. Десант – 25 человек, высадка и посадка которого осуществлялась через специальную кормовую дверь. Стоит отметить, что большая вместимость машины была обусловлена одной из пробных концепций в развитии бронетранспортеростроения – «взводной». То есть, каждая страна, проектирующая и производящая БТР-ы, пыталась сократить число и без того дорогих машин за счет увеличения вместимости.
Советский Объект 112 вооружался двумя пулеметами – 14.5КПВТ в башенке открытого типа с боезапасом в 500 патронов и 7.62 СГ-43, установленным на специальном кронштейне на правом борту машины и имеющим боекомплект в 500 патронов.
Единственный изготовленный образец машины не дошел даже до заводских испытаний. Объект 112 хранится в Бронетанковом музее в Кубинке.
Десантное отделение вмещало в себя 22 человека, высадка/посадка которых осуществлялась через специальную откидную дверь в корме или же через открытый верх. По бортам машины имелись два специальных кронштейна для крепления пулеметов. Десантное отделение превращалось в грузовое при складывании сидений. В этом отделении имелось все для преобразования К-78 в обычный транспортер: лебедки для закрепления артиллерии, полки для перевозки ящиков с боеприпасами. Полезная нагрузка для БТР составляла порядка 2 500 кг, при этом машина не теряла плавучести. В свою очередь, в движение по воде бронемашина приводилась двумя специальными гребными винтами, расположенными в кормовых тоннелях. Устойчивость машины на плаву обеспечивала специальный корпус, имеющий больше общего с кораблем, нежели с наземной машиной. Конструкция машины была усилена двумя силовыми шпангоутами, обеспечивавшими должную жесткость. Противопульное/противоосколочное бронирование К-78 обеспечивала броня толщиной до 15 мм. Наибольшая толщина брони в лобовой части – 15 мм, корпус – 10 мм, днище – 6 мм.
С 19 мая по 26 июня БТР начал проходить войсковые испытания. Комиссия по результатам испытаний постановила продолжить совершенствование бронемашины и исправить недостатки, присущие К-78, среди которых: неудобное размещение десанта, задымление отделение управления. Конструктивно-доработанные БТР-ы отправились на испытательные полигоны в 1952 году, уже к октябрю работы над машиной были свернуты по причине принятия на вооружение ПТ-76 и разработки Объекта 750. Единственный сохранившийся экземпляр К-78 хранится в Кубинке.
В то время, когда «горьковцы» работали над своим «Объектом 141» на базе ГАЗ-63, работы над созданием более тяжелого бронетранспортера «Объект 140» велись на Заводе имени Сталина. ОКБ ЗиС под руководством Бориса Михайловича Фиттермана проектировала свою бронемашину на базе своего же грузовика – ЗиС-151.
Трехосная машина с огромной грузоподъёмностью в 4 тонны прекрасно подходила для создания тяжелого бронетранспортера. Разработчики, не стесненные ни в средствах, ни в желании создать удачную машину, начали работу в 1947 году. Машина, так же как и его база, имела три оси, но за исключением того, что задние колеса были односкатными, в отличие от ЗиС-151. Изначально перед конструкторами была поставлена задача: создать два унифицированных тяжелых бронетранспортера.
Модификация тяжелого БТР для войск ПВО разрабатывалась в 1951 году. Отличалась от базовой машины установкой спарки 14.5 мм КПВ с боекомплектом в 1 200 патронов. В отличие от своего «младшего брата» БТР-40А не снискал такой популярности в Советской Армии, но ввиду больших размеров мог нести десант. Экипаж машины возрос до 3-х человек: водитель, командир машины, заряжающий.
Десант сократился до 6 человек. В остальном, бронетранспортер имел характеристики базовой машины. Принят на вооружение в 1952 году, производился на Заводе имени Сталина до 1955 года.
Модификация для войск ПВО. Машина полностью идентична БТР-152А, отличалась лишь установкой счетверенной установкой ЗПТУ-4 пулеметов КПВ. Бронетранспортер, разработанный в 1952 году, не пошел в серию, и выпущен серией в 4 машины.
Попытка применить систему регулирования давления в шинах была предпринята еще в 1953 году инженерами ОКБ ЗиС под руководством главного инженера Виталия Андреевича Грачева. Опытный вариант машины был готов к 1954 году, когда в июне машина была показана в движении по болоту лично Министру Обороны СССР – Г.К. Жукову. Бронемашина, у которой регулировалось давление в шинах, с легкостью прошла это испытание, поэтому разработчики получили одобрение на производство. Первая партия в 20 машин по приказу Г.К. Жукова участвовала в учениях Белорусского военного округа, где показала прекрасные показатели проходимости. Поэтому в массовое производство машина была пущена в 1955 году на ЗиС, где и производилась до конца 1959 года.
Стоит отметить, что эта была первая в мире серийная машина с подкачкой шин. Опыт применения БТР-152В показал, что система регулирования давления в шинах есть жизненно необходимая функция для любой колесной машины.
Машина, аналогичная модели «В», снабжённая прибором ночного видения ТВН-2 и усовершенствованной системой регулировки давления в шинах. Доработана КБ ЗиЛ под руководством В.А. Грачева в 1957 году. В серию БТР был пущен заводом имени Лихачева (1957-1959 год), позже производился на мощностях БАЗ (1960-1962) года.
После событий в Венгрии 56-го года не только инженеры ГАЗ были вынуждены в срочном порядке работать над модификацией своего детища с закрытой крышей. В кратчайшие сроки, менее чем за 3 месяца, уже к 1957 году ЗиС выпустил партию БТР-152 с закрытым корпусом. БТР-152К получил крышу, выполненную из стали толщиной 8 мм, в которой находились 3 откидные крышки для высадки десанта. Количество перевозимого десанта уменьшилось до 13 человек. Эта модификация получила дополнительные бойницы и 4 кронштейна для крепления пулемета СГМБ у откидных люков. Машина была принята на вооружение весною 1957 года под обозначением БТР-152К. Выпуск бронетранспортера был налажен на Заводе имени Лихачева (1957-1959), позже перенесен на мощности Брянского автозавода (1960-1962).
Серийный БТР-152 показал себя надежной и хорошей машиной. За годы производства были устранены многие недостатки и огрехи конструкции. Но, тем не менее, военных не удовлетворяла ситуация с проходимостью машины, а также невозможность преодолевать окопы противника шириной более чем 0.9 м. Система подкачки колес, внедренная в модификации В, а позже и В1, исправляла ситуацию с проходимостью, но не с преодолением рва. Тогда в 1957 конструкторы ОКБ ЗиЛ (бывший ЗиС, переименован в «ЗиЛ» после 1956 года) под руководством В.А. Грачева (создателя модификации 152В) подошли к решению проблем более чем оригинально.
Первый Объект получил три равнорасположенных оси. Машина получила излишнюю управляемость, поэтому в построенном образце БТР-Э152В управляемыми сделали только две первые оси. Также на бронемашину устанавливался пневмоусилитель руля и специальные широкие шины (уширен обод) и систему подкачки колес (через ступицу колеса). Помимо этих конструкционных изменений база бронемашины знатно получила прибавку к длине (с 3 880 м до 4 526 мм). Общая длина сократилась на 240 мм. Сократилась также и общая вместимость десантного отсека: до 14 человек.
На испытания машина отправилась в том же, 1957 году. На полигоне в г. Бронницы БТР-Э152В проходил сравнительные испытания с такими машинами как БТР-152В, ЗиЛ-157 (грузовая машина). Бронетранспортер показал себя с лучшей стороны: преодолеваемый ров увеличился до 2.5 метров (вместо 0.9 метров), общая проходимость (особенно по заболоченным участкам) возросла вследствие более низкого давления на грунт. Однако хорошая и удачная модель оказалась не столь надежной: шарниры равных угловых скоростей среднего моста «дали слабинку» и часто ломались. Также при движении со скоростью более 40 км/ч опытный образец становился неуправляемым.
Следующий прототип имел уже в качестве ведущих и, одновременно, управляемых передний и задний мосты. Также были заменены ШРУС-ы, что вкупе с изменением управляемых мостов несколько увеличило надежность машины. Однако опытный бронетранспортер не стал сразу же надежной машиной: теперь ломались зубья главной передачи. После исправления недочетов объект вновь отправился на испытания. Теперь, помимо преодоления окопов и бездорожья, в качестве испытания «было добавлено» болото. Преодоление болотистой местности для всякой машины, тем более колесной, является практически невыполнимым заданием. Это был триумф не только разработчиков, но и БТР-Э152В. Бронетранспортер, в отличие от конкурента в лице БТР-152В, не вяз и даже не буксовал.
Машина, преодолев болото, и оставив за собой колею, вернулась к старту тем же путем. В качестве факта феноменальной проходимости данного бронетранспортера можно добавить, что машина весом почти 9 тонн, «экипированная» специальными четырехслойными шинами при регулировке давления до 1 кгс/см2, оставляла на рыхлом снегу колею глубиной в 5 см.
Все данные новшества и рекордные показатели не дались даром. Бронетранспортеру с его 110-сильным 123В не под силу не только было показать прежние максимальные 65 км/ч, но и нормально работать. Крутящего момента не хватало, движок постоянно грелся. Скорость упала до 52 км/ч. В виду нехватки мощности и невозможности установки другого двигателя без полного изменения машины, трехосный бронетранспортер не был принят на вооружение Советской Армии.
В то же время, Советский Союз, в виду нарастающей угрозы НАТО, вынужден был подстраиваться под возможный европейский театр боевых действий с его множеством рек. Кроме СССР под новый театр военный действий вынуждена была подстраиваться и техника: теперь ей предъявлялось еще требование – умение самостоятельно преодолевать водные преграды. Увы, ни один из советских бронетранспортеров, в частности БТР-152 и его модификации, этому требованию не удовлетворял.
БТР-152 и его модификации стал одним из самых массовых БТР в мире и Советской армии. Машина прослужила Родине до 1993 года, после которого была снята с вооружения.