Броненосец и линкор в чем разница

Броненосец и линкор в чем разница

Мой друг, находясь в местах не столь отдалённых, не теряет бодрости духа и, после присланной распечатки публикации Тарелки Речного вокзала — реверс, не смог удержаться и понарассказал мне много интересного об истории флота. Чем и делюсь с его разрешения.
Текст набран с рукописи, иллюстрации добавлены мной.

Несколько дополнительной информации про линкоры, как и обещал 🙂

Слово линкор означает «линейный корабль», т.е. корабль призванный сражаться в линейном строю и громить своей артиллерией идущую параллельным курсом железку противника. Само слово линкор чисто наше рассейское. Прототипом этих кораблей послужил английский корабль «Дредноут».

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Его не стали восстанавливать. Почему – не знаю, если честно, ведь он остался на плаву. Думаю, просто не осталось технически грамотных специалистов. А вот ещё одно отступление. Война американцев с Ираком. Иракцев обстреливает Томагавками линкор ВМФ США «Миссури». Однотипный (. ) нашим. Вот интересно, а почему такие тупые (как многие у нас считают) америкосы не порезали на металл как мы свою «Полтаву» или не превратили в плавучую мишень, как оставшиеся два в живых после 2-й мировой – «Красный Октябрь» (бывший «Гангут») и «Севастополь»? А взяли их любовно перевооружили, да так, что они ещё будут служить и служить. Но нам видно лучше, мы же умнее 🙁

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

И ещё одно. Севастополь во 2-й мировой обороняла точно такая же двухбашенная батарея. Только в отличие от батареи на о. Русском она имела 360 градусов сектор обстрела и потому защищала Севастополь с суши и её судьба была печальной, но Славной. Они дали прокакаться гитлеровцам по полной программе. Так вот это были башни с «Императрицы Марии», которая по невыясненным причинам взорвана и затонула в бухте Севастополя перед 1-й мировой. Это корабль из той же серии «Севастополь». На Чёрном море было заложено 3 таких судна, но в строй введена была только «Императрицы», остальные были недостроены и потому распущены большевиками на металл!

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

У Черноморской базы Севастополя, по-моему, вообще слава какой то убийцы флота! Там же, в 1955 году, после ВОВ, взорвался и затонул после похода линкор «Новороссийск». Самый мощный линкор этого моря, полученный СССР по репарации у Италии. Как раз типа японского «Ямато», только калибр меньше – 14, а не 15 дюймов. Говорят, что его взорвали итальянские боевые пловцы. Но это отдельная история 🙂 И есть у меня полно Славных и не очень историй о том, как воевали корабли России на Балтике и Чёрном Море в 1-ю мировую войну 🙂 Фууу… Вроде всё 🙂

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Пара уточнений по поводу линкоров типа «Севастополь».
Действительно эта серия была заложена после анализа причин поражения под Цусимой и после изучения опыта англичан по постройке корабля под названием «Дредноут», который дал позже название судам этого типа – дредноуты, которые были переименованы позже в линкоры. Кстати, слово линкор означает линейный корабль, смысл этого корабля сражаться в линии, т.е. на этих махинах до конца 2-й мировой войны предназначалось использовать сражение в линию! Это распространённый тип морских сражений парусников, когда они сходились в две линии друг параллельно другу и хреначили бортами (3-5 палубными рядами пушек) друг друга. Представляешь, какая узость мышления была тогда у англичан, как у основателей ВМФ моды?
Кстати у Серафимовича в «Железном потоке» есть упоминание того, как дредноут расстрелял с моря колонну красноармейцев железного потока…
Отвлёкся… Ну дык я про «Севастополь». Заметь, именно «Севастополь» называлась эта серия! Потому, что вместе с 3 балтийцами строились и 3 черноморца, и головной корабль черноморцев назывался «Императрица Мария». И немцы (уже тогда потенциальные противники) сильно трухались его на Чёрном море. Очень тёмная история с этим линкром. Он подорвался на рейде Севастополя и затонул мгновенно. Погибли сотни людей. Причина так и не понятна, но склоняются к мысли, что это была диверсия немцев. Может помнишь детскую книгу «Кортик», там есть упоминание этого, а из поздней беллетристики есть Акунинские фантазии на эту тему… Этот линкор был гораздо известнее «Петропавловска».
Да, ещё одно отступление от темы. После того, как был уничтожен этот линкор, немцы решили, что у них нет теперь противника на Чёрном море и их рейдер (по-моему) «Гебен», это вариант тяжёлого крейсера с вооружением близким линкорам типа «Севастополь», но с меньшим бронированием и большей скоростью хода может безнаказанно разбойничать в Чёрном море. Но обломались! У Севастополя (порта) было 3 броненосца типа «Слава», это корабли, которые были однотипны тем, что погибли в Цусиме (4 орудия 12 дюймов в двух башнях) против 12 орудий, 14 дюймов у современных линкоров, или против 9 орудий 12 дюймов у «Гебена». Но при этом они тихоходны и не очень уж бронированы по понятиям 1914 года. Так вот, «Гебен» напал на Одессу, расстрелял город, утопил один корабль и нарвался на 3 броненосца и был уверен, что раздолбает старые русские калоши за счёт своих более дальнобойных и скоростных орудий и скорости своего хода. ХрЕна!

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Русские очень тщательно проанализировали причины поражения в Цусиме и придумали супер «инновационную идею» и воплотили её на этих броненосцах. Суть – все 3 корыта управлялись по огню с одного корабля и поэтому они брали «Гебен» в кольцо (а не в кильватерной линии, как немчура рассчитывала) и задолбали его так, что он спасся только за счёт своего хода 🙂
И ещё одно отступление. В отличие от англичан у русских была традиция именовать новую серию по выдающимся кораблям предыдущей. Поэтому у новой серии было название «Севастополь». Это броненосец, погибший в Порт-Артуре. А первенец балтийский был назван «Петропавловск» по имени броненосца, на котором погиб адмирал Макаров (тот самый, который сконструировал «Ермак», про который ты пишешь и про него есть отдельная история) и художник Верещагин, после того, как «Петропавловск» подорвался на японской минной банке в виду рейда Порт-Артура.

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Ну а про «Марат» ты, наверное, знаешь уже. Та ещё история. И, кстати, участие «Марата» («Петропавловска») в боевых сражениях на Балтике в 1-ю мировую войну тоже очень небольшое 🙂 И вообще морские сражения немцы-русские на Балтике в 1-ю мировую это отдельная тема! Там всё было скверно для русских ибо в отличии от черноморцев на Балтике было полное уныние. И немалую роль в этом сыграло то, что единственный адмирал способный надрать (и он сделал бы это!) был Н.О. Эссен, но он умер накануне, по-моему, от пневмонии.

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Кстати (опять, кстати, потому что в русской морской истории всё очень тесно переплетается) Эссен был последним капитаном, который погиб в Порт-Артуре. Его подорвали японские миноносцы, когда он тайно готовился к прорыву из блокады в скрытной бухте у полуострова Тигровый мыс. Но уж очень хороша была у японцев агентура в Порт-Артуре. Так вот Эссен требовал дать сражение японцам в проливах Моонзунда, но умер. Сражение всё же состоялось, но не так и не теми силами русских и русские были разбиты. Об этом есть много литературы. Сражения русских в 1904-1905, в 1-ю и 2-ю мировую – это мой конёк и одна из любимых тем.

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Для оформления использованы фотооткрытки с сайта Фотолаборатория от Steve

Источник

Чем броненосцы отличаются от дредноутов и линкоров?

Линкор (англ. battleship) — наиболее общий термин. Так начиная с эпохи парусных судов и до второй половины XX века назывались самые крупные и тяжело вооружённые артиллерийские корабли. Английское название раскрывает основное назначение — решающие битвы на море. Русский термин раскрывает особенности тактики — корабли выстраиваются в кильватерную колонну (т. е в линию друг за другом) и мочат противника бортовыми залпами.

В указанном временном интервале была одна небольшая лакуна, которая приходится примерно на третью четверть XIX века. Это был переход от парусных деревянных боевых кораблей к металлическим паровым. Как и в любой переходный период, методом проб и ошибок искали оптимальную конструкцию корабля, наиболее полно раскрывающую новые технологические возможности. Разного рода забавные уродцы, которые рождались в этот период, назывались по-английски «ironclad», русская калька — «броненосец».

Через некоторое время эта конструкция была найдена. Наиболее известный для русского человека классический корабль этого периода — броненосец «Потёмкин». 4 пушки 12 дюймов, 12-16 пушек 6 дюймов плюс всякая мелочь, водоизмещение 10-15 кт. Как только появилась эта конструкция, в английском языке их стали называть классическим термином battleship, а в русском они до начала XX в. оставались «броненосцами». В начале XX в. в русской классификации они снова стали «линейными кораблями».

В начале XX в. появился новый подкласс линейных кораблей — «дредноуты». Это корабли, у которых основная и вспомогательная артиллерия имеет одинаковый калибр (противоминный калибр в данном случае не считается). Деление артиллерии на основной и вспомогательный калибр у додредноутов было обусловлено двумя факторами: 1) Пушки 12 дюймов были мощными, но скорострельность их была крайне низкой и точность наведения невысокая. 2) Пушки 6 дюймов были скорострельными, точными но не пробивали основной броневой пояс линкоров. Постепенно скорострельность и точность больших орудий увеличивалась и в какой-то момент деление артиллерии на основную и вспомогательную потеряло смысл.

В это же время появился ещё один класс кораблей — линейные крейсера. Грубо говоря, это быстроходные слабо бронированные линкоры. Строили их ради высокой скорости (25-30 уз.). Чтобы увеличить скорость линкора, нужно было ставить на него более мощные и тяжёлые двигатели. Чтобы при этом водоизмещение не выходило за разумные пределы, приходилось уменьшать броню. Из-за слабой брони линейные крейсера стали фигурантами множества известных трагических инцидентов, на которых я не буду останавливаться.

Когда в середине 30-х годов возобновилась гонка морских вооружений и все страны положили хрен на ограничения по водоизмещению, стали строить быстроходные нормально бронированные линкоры водоизмещением около 50 кт. Этот подкласс линкоров получил название «быстроходные линкоры» (fast battleship).

«Айова» и «Бисмарк» — быстроходные линкоры. Технически они, конечно, дредноуты (нет разделения артиллерии на основной и вспомогательный калибр). Но исторически дредноутами называют только те корабли с единым калибром артиллерии, которые были до появления быстроходных линкоров.

«Бородино» и «Потёмкин» — броненосцы (додредноуты). У них есть основной (4х305-мм) и вспомогательный (12 и 16х152-мм) калибры.

Резюме: есть три поколения линкоров (не считая парусных): 1) Броненосцы; 2) Дредноуты; 3) Быстроходные линкоры.

Источник

Чем линкор отличается от эсминца или броненосца?

Линкор (англ. battleship) — самый тяжеловооружённый и защищённый артиллерийский корабль. Русскоязычное название происходит от того, что эти корабли предназначались для «линейного боя», то есть когда корабли выстраивались в линию друг за другом (кильватерную колонну) и мочили противника бортовыми залпами.

Линкоры появились ещё в эпоху парусного флота (водоизмещение до 2-3 кт, вооружение до 140 орудий). Когда парусные корабли стали сходить с исторической арены, начался довольно продолжительный период поиска оптимальной конструкции цельнометаллического боевого корабля. Начиналось всё с небольших бронированных уродцев, вооружённых 1-2 крупнокалиберными пушками, которые у англичан назывались ironclad, а у русских — броненосец.

В конце концов устоялась конструкция «классического броненосца». Это был корабль водоизмещением около 10-15 кт, вооружённый четырьмя 305-мм орудиями в двух башнях и 12-16 скорострельными орудиями калибра 152 мм в казематах или одно-двухорудийных башнях. Самым известным русским классическим броненосцем был «Потёмкин». У англичан эти корабли назывались battleship, у русских — броненосец, но в начале 20 в. русские броненосцы были переименованы в линкоры. С этого времени понятия «линкор» и battleship стали тождественными и означали самый крупный, тяжело вооружённый и тяжело бронированный артиллерийский корабль. Термин «броненосец» с тех пор в русском языке применяется только в историческом аспекте.

В годы второй мировой войны линкоры потеряли своё ведущее военное значение на море, уступив его авианосцам и подводным лодкам. Последние линкоры (четыре американских линкора типа «Айова») находились в составе флота до 1980-х годов и применялись для артиллерийской поддержки наземных операций в прибрежных районах. Имели водоизмещение 50+ кт, главный калибр — девять 406-мм орудий.

Миноносцы (destroyer) первоначально были небольшими катерами, предназначенными для атаки вражеских кораблей торпедами. Со временем их размеры и скорость увеличивались, мореходность улучшалась, появилась артиллерия. Миноносцы, способные действовать в составе эскадры (то есть достаточно быстрые и мореходные) стали называться по-русски эскадренными миноносцами или эсминцами. По-английски их название не изменилось — destroyer. Классический эсминец второй мировой войны – это корабль водоизмещением 2-3 кт, со скоростью 35-40 узлов, вооружённый орудиями калибра 100-130 мм. Это был самый слабый и самый быстрый из основных боевых надводных кораблей. Основная задача — ПВО и ПЛО.

В 1950-х годах артиллерийские корабли стали сходить с исторической арены, и смысл термина «эсминец» изменился. Сейчас это универсальный ракетный корабль водоизмещением 6-10 кт, предназначенный для ПВО и ПЛО, а также артиллерийской поддержки десанта. Не считая авианосцев, это самый крупный из основных боевых надводных кораблей.

В России классификация кораблей несколько отличается. Западному термину «destroyer» у нас примерно соответствует «большой противолодочный корабль». Российский же «эсминец» (сейчас у нас есть эсминцы только одного типа — проект 956) — это корабль водоизмещением примерно 8 кт, предназначенный для уничтожения кораблей противника (для этого он вооружён сверхзвуковыми противокорабельными ракетами), ПВО и артподдержки. Аналогичных кораблей на западе нет.

Источник

Ударная сила флота

Предисловие

Парусный линейный корабль

Батарейный броненосец

Являлись дальнейшим развитием парусных линейных кораблей и по своей архитектуре мало чем от них отличались. Корабли водоизмещением 2000-10000 т и длиной от 60 до 100 м. Их конструкция была либо комбинированной, либо чисто металлической. В случае с комбинированной конструкцией основа корпуса корабля была деревянной, а сверху на деревянный борт в наиболее угрожаемых зонах навешивались стальные броневые плиты. В случае с металлической конструкцией весь корпус корабля изготавливался из металла, а броневые плиты являлись неотъемлемой частью его еще достаточно простой конструкции. Корабли имели одну батарейную палубу, на которой по аналогии с парусными линкорами располагалась артиллерия — до 40 казнозарядных или дульнозарядных орудий калибра обычно не более 203 мм. На том этапе состав корабельной артиллерии был достаточно сумбурным и не имел никакой логики в вопросе его тактического использования. Состав брони тоже был довольно примитивным, а толщина ее составляла порядка 100 мм. Силовая установка — поршневая одновальная паровая машина с угольным питанием. Позволяла батарейным броненосцам развивать скорость от 8 до 14 уз. Кроме того, в качестве резервного движителя еще имелись мачты с парусным вооружением. Хорошее представление об этом типе линкоров дает HMS «Warrior», находящийся на стоянке в Портсмуте.

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Батарейный броненосец «Уорриор». Размеры: 9358 т и 127х17,7 м. Вооружение: десять 179-мм (7”) орудий, двадцать восемь 68-фунтовых орудий, четыре 120-мм (4,7”) орудия. Бронирование: борт — 114 мм. Подвижность: 1х5267 л.с. ПМ и 14 уз. (26 км/ч). На парусах — до 13 уз. (24 км/ч). От своих комбинированных деревометаллических собратьев этот корабль отличался полностью стальным корпусом, разделенным на 35 отсеков с двойным дном. Также этот корабль имел нормальные размеры для обеспечения должной мореходности и автономности и для размещения необходимого вооружения и механизмов.

Казематный броненосец

Это линкоры периода, когда эпоха пара и брони начала входить в свой зрелый возраст: 70-е года XIX века. Казематные броненосцы отличались от батарейных броненосцев усовершенствованной конструкцией, резким увеличением количества бортовых механизмов, устройств и приборов, а также радикальным усложнением их конструкции. И хотя их размеры и водоизмещение (около 10000 т и до 110 м в длину) мало изменились в сравнении с крупнейшими батарейными броненосцами, казематные броненосцы уже наголову превосходили их по своему боевому потенциалу. Принципиальные отличия были следующие. Во-первых, калибр и количество орудий были стандартизированы и начали иметь четкую классификацию в соответствии с их ТТХ и вытекающим из этих ТТХ предназначением. На казематных броненосцах вся артиллерия уже была разделена на главный калибр (ГК) и противоминный калибр (ПМК). Первый предназначался для поражения всех видов надводных целей и нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам, второй был предназначен для поражения атакующих эсминцев, миноносцев, торпедных катеров и других малоразмерных быстроходных целей, которые не могли «поймать» громоздкие артсистемы главного калибра. В качестве главного калибра использовались 4-8 тяжелых казнозарядных или дульнозарядных орудия калибра от 240 мм до 340 мм. В качестве противоминного калибра использовались малокалиберные орудия калибром до 76 мм. Такой состав артиллерии был менее многочисленным по сравнению с артиллерией батарейный броненосцев, но являлся значительно более могущественным и эффективным. Второе нововведение — частичный отказ от батарейной палубы. Орудия главного калибра теперь размещались в индивидуальных казематах и были отделены от соседних бронированными перегородками. Это существенно увеличило живучесть такой артиллерии в бою. Батарейные палубы теперь если и использовались, то только для размещения артиллерии ПМК. Часть артиллерии ПМК стали размещать на верхней палубе в палубных установках кругового вращения. Кроме того, гигантские размеры и вес новых крупнокалиберных орудий, а также боеприпасов к ним потребовал введения частичной или полной механизации процесса заряжания и наведения такого орудия. Например, боевое отделение 340-мм орудия главного калибра на французском казематном броненосце «Курбэ» напоминало помещение небольшого механического завода. Все это позволило с полным правом отказаться на данном этапе от термина «пушка», заменив его более правильным в данном случае термином «артустановка» (АУ). Орудийные порты некоторых казематных артустановок начали получать противоосколочную защиту. Произошли изменения и в конструкции корпуса, и в элементах его защиты. Во-первых, для увеличения живучести и непотопляемости при боевых и навигационных повреждениях линкоры этого периода начали получать двойное дно. Во-вторых, для противостояния сверхтяжелым «чемоданам» новых крупнокалиберных орудий главного калибра бронирование начали стягивать в относительно узкие пояса, толщина которых быстро достигла 300 мм и более. Остальные участки корпуса либо не имели защиты вовсе, либо имели чисто символическую защиту. Силовая установка теперь включала несколько паровых поршневых машин, работающих на 1 или 2 вала. Предельная скорость хода — до 15-16 уз. Мореходность стала практически абсолютной (шторм до 11 баллов). Кроме того, некоторые линкоры подобного типа начали получать торпедные аппараты с боекомплектом торпед и мины заграждения. Подобное вооружение уже позволяло поражать цели артиллерийским огнем на расстоянии до 4-5 км и окончательно уничтожать их торпедами, если цель еще сохранила плавучесть после артобстрела. К недостаткам казематных броненосцев относятся очень малые углы обстрела артустановок ГК, крайне низкая их скорострельность (1 выстрел в 15-20 минут), затрудненное использование артиллерии в свежую погоду, примитивная система управления огнем СУО. Наиболее мощными линкорами, относящимися к категории казематный броненосец, стали французские линкоры типа «Курбэ».

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Казематный броненосец «Адмирал Курбэ» в 1881 году. Голая мощь. В момент вступления в строй наверняка вызывал дрожь у лордов британского адмиралтейства. Борт заканчивался верхней палубой на высоте примерно 4-го этажа многоэтажного дома, что делало мореходность этой импозантной плавучей крепости почти абсолютной. Размеры: 10450 т и 95х21,3 м. Вооружение: четыре 340-мм/L21 (13,4”) М1881 и четыре 279-мм/L20 (10,8”) М1875 АУ ГК, шесть 140-мм (5,5”) М1881 АУ СК, двенадцать 1-фунтовых орудий ПМК, пять 356-мм ТА. Бронирование: борт — до 380 мм (кованое железо). Подвижность: 2х4150 л.с. ПМ и 15,5 уз. (29 км/ч). Очевидно, что такая техника не развалится и не утонет от пары попаданий ПКР типа «Экзосет»/«Пингвин»/«Отомат»/«Гарпун» и т.п., как это случается с современными высокотехнологичными боевыми кораблями, а габаритные размеры он имеет примерно такие же (по длине даже существенно меньше).

Башенный броненосец

Недостатки конструкции казематных броненосцев заставили конструкторов искать пути повышения эффективности использования ставшей уже вполне солидной огневой мощи линкоров. Решение было найдено — создание не казематных, а башенных артустановок главного калибра, которые размещались на верхней палубе и обладали в результате куда большими углами обстрела. Кроме того, башенная артустановка является более защищенной по сравнению с казематной, хотя и тяжелее. Были созданы одно- и двухорудийные башенные артустановки главного калибра с орудиями калибра от 240 мм до 450 мм. На башенных броненосцах устанавливались от одной до трех таких установок (редко больше). Артиллерия СК и ПМК продолжала оставаться в батарейной палубе, в казематных и палубных установках. Так как на верхней палубе потребовалось место для размещения громадных установок, то от парусного вооружения окончательно отказались. Линкоры теперь несли одну-две мачты, предназначенные для размещения наблюдательных постов, прожекторов, малокалиберной артиллерии и сигнального оборудования. Броневая защита и силовая установка остались примерно на уровне лучших казематных броненосцев. Однако количество вспомогательного оборудования для управления новыми, сложными башенными установками стало еще больше. На титул лучших башенных броненосцев претендуют два корабля: итальянский броненосец типа «Дуилио» и отечественный броненосец «Петр Великий».

Броненосец «Дуилио» — бронированный монстр водоизмещением 11138 т. Основным вооружением линкора были две двухорудийные артустановки, размещенные диагонально в центре корпуса корабля. Каждая артустановка имела по два 450-мм дульнозарядных орудия RML-17.72 весом по 100 тонн каждое. Приводы механизмов заряжания и наведения — гидравлические. Стреляли они снарядами весом почти в тонну на расстояние до 6 км и могли с дистанции 1800 м пробить стальную броню толщиной 500 мм. Скорострельность — 1 залп в 15-20 минут. В качестве артиллерии СК и ПМК корабль имел три 120-мм артустановки и несколько мелких пушек. Картину дополняли 3 торпедных аппарата. В корме располагалась доковая камера для торпедного катера типа «Номибио». Корабль имел тотальную механизацию всех рабочих процессов. Броненосец «Петр Великий» предвосхитил появление современных эскадренных броненосцев. Его архитектура уже соответствовала канонам, которых кораблестроители придерживаются и в настоящее время. Артиллерия главного калибра — две двухорудийные башенные артустановки с орудиями 305 мм/L20. Одна установка располагалась на носу, вторая на корме гладкопалубного корабля. Это позволяло в бортовом залпе использовать обе артустановки (все четыре орудия), а также действовать на нос и корму половиной артиллерии. В центре располагалась надстройка с рубками, мачтами, трубами, боевыми постами и мостиками. Огневую мощь корабля дополняли два 229-мм миномета в кормовой части судна. В качестве артиллерии ПМК использовалось шесть 87-мм палубных пушек. Броня до 365 мм. Схема бронирования усовершенствована. Скорость до 15 уз.

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Башенный броненосец «Дандоло» — один из линкоров типа «Дуилило». Выглядит достаточно неказисто, однако по количеству инновационных технических решений, калибру орудий ГК и уровню механизации одно время был далеко впереди планеты всей. Его недостатки — плохая мореходность и не слишком удачная компоновка вооружения и постов управления. Размеры: 11138 т и 109,2х19,8 м. Вооружение: 2х2-450-мм/L20,5 (17,7” — стреляли снарядами массой 908кг) RML-17.72 АУ ГК, три 120-мм (4,7”) АУ СК и несколько мелкий орудий ПМК, три 356-мм ТА, торпедный катер типа «Номибио» во внутреннем доке (на «Дуилио»). Бронирование: борт — до 550 мм, палуба — 50 мм. Подвижность: 2х3855 л.с. ПМ и 15 уз. (28 км/ч). «Дредноутный» тип защиты «всё или ничего» этого корабля позволял хорошо держать тяжелые одиночные удары крупнокалиберных «чемоданов», но не обеспечивал почти никакой защиты от шквального огня СК и ПМК с малых и средних дистанций.

Барбетный броненосец

Конструктивно повторяли тип башенного броненосца, но вместо башен имели барбеты. Барбет представлял собой встроенную в корпус корабля конструкцию в виде колодца из броневых колец, в котором располагались орудия вместе со всеми необходимыми механизмами и приборами. Возвышающиеся над барбетом орудия представляли из себя не большую цель, и их решили не защищать. Сверху такая конструкция также не была защищена. Потом вращающаяся часть барбетной артустановки получила легкое башенноподобное противоосколочное прикрытие. В процессе эволюции башня и барбет постепенно слились в единую конструкцию, в которой барбет является неподвижной частью артустановки, а венчающая его башня с орудиями — это подвижная вращающаяся часть. Одними из наиболее мощных в мире барбетных броненосцев являлись отечественные черноморские линкоры типа «Екатерина-II».

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Монументальный облик российского барбетного броненосца «Георгий Победоносец» — одного из серии линкоров типа «Екатерина-II» (четыре корабля). То, что на фото опознается как классическая башенная артустановка, на самом деле двухорудийная барбетная установка главного калибра с легким противоосколочным прикрытием. Первый шаг к слиянию воедино башенной и барбетной схемы размещения артиллерии. Размеры: 11032 т и 103,5х21 м. Вооружение: 3х2-305-мм/L35 (12”) АУ ГК, семь 152-мм/L35 (6”) АУ СК, восемь 47-мм и десять 37-мм АУ ПМК, 7 — 381-мм ТА. Бронирование: борт — до 406 мм, палуба — до 63 мм (сталежелезная). Подвижность: 2х4922 л.с. ПМ и 16,5 уз. (31 км/ч).

Монитор

Вариант плоскодонного башенного броненосца для действий на мелководье. Имели плоский корпус с минимальной осадкой и очень малую высоту надводного борта. Надстройки сведены к минимуму. В качестве основного вооружения — одна-две башенные артустановки. Калибр их орудий мог достигать 305 мм и даже больше. Другого вооружения, как правило, не было, хотя могло еще присутствовать несколько мелких пушек. Силовая установка позволяла набирать скорость 10-12 уз. Такие корабли были условно мореходными и предназначались для действий максимум в ближней морской зоне, реках и озерах.

Эскадренный броненосец

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Броненосец береговой обороны

Корабли, построенные по всем канонам эскадренных броненосцев, но меньше их по водоизмещению в три раза, на уровне 4000 т. Предназначены для ведения боевых действий вблизи своих берегов в системе береговой обороны. В качестве главного калибра имели одну-две артустановки с орудиями калибра от 203 мм до 254 мм. Иногда на них ставили и 305-мм артустановки от «больших братьев». Строились небольшими сериями вплоть до 2-й мировой войны.

Броненосец 2 класса

Корабли, построенные по всем канонам эскадренных броненосцев, но меньше их по водоизмещению примерно в 1,5 раза, — 8000-10000 т. Артиллерия главного калибра — орудия 254 мм — 305 мм. Предназначены как для генерального сражения, так и для несения патрульно-дозорной службы на коммуникациях и охраны конвоев. Строились небольшими сериями.

Дредноут

Вообще, сравнение отдельно взятого дредноута и эскадренного броненосца довольно бессмысленно, т. к. не существовало классических эскадренных броненосцев водоизмещением 20000-30000 т, хотя дредноуты водоизмещением 16000 т были. Наиболее мощным классическим дредноутом считаются немецкие дредноуты типа «Кениг» и отечественные типа «Александр-III» (Черноморский флот). Немец имел сверхмощную защиту. Наш — высокоэффективный артиллерийский комплекс.

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Линкор «Александр III» имел классический угловатый облик первых дредноутов с сильно уменьшенными надстройками. Впоследствии, в ходе многочисленных модернизаций, для нормального управления кораблем, а также размещения всего необходимого оборудования и боевых постов, надстройки были опять развиты, и дредноуты (скорее, уже супердредноуты и линкоры) стали походить на увеличенные броненосцы с мощным островом из надстроек в центре корпуса. Размеры: 23400 т и 168х27,3 м. Вооружение: 4х3-305-мм/L52 (12”) МК-3-12 АУ ГК, двадцать 130-мм/L50 (5,1”) АУ СК/ПМК, четыре 75-мм ЗАУ, четыре 457-мм ТА. Бронирование: борт (приведенное, суммарное) — до 336 мм (броня крупповская), палуба (суммарное) — 87 мм. Оборудование: ЦСУО (два 6-метровых дальномера ДМ-6, оптические прицелы в АУ), 2 радиостанции (2 и 10кВт). Подвижность: 4х8300 л.с. ПТ и 21 уз. (39 км/ч). По артиллерийскому комплексу главного калибра линкоры этого типа были лидерами среди дредноутов с 305-мм орудиями. Остальные характеристики также были на должном уровне.

Додредноут, или Переходной броненосец

Строились одновременно с первыми дредноутами. Корабли водоизмещением 16000-18000 т и длиной 130-150 м. Конструкция корпуса не отличалась от эскадренных броненосцев, но были изменения в составе артиллерии. Место скорострельных артустановок среднего калибра на таких кораблях большей частью или целиком заняла артиллерия промежуточного калибра в 203 мм, 234 мм, 240 мм или 254 мм. Несмотря на то, что управление огнем такой разношерстной, но близкой по ТТХ артиллерией было делом непростым, более легкие артустановки промежуточного калибра были более многочисленными, и потому многие линкоры этого типа были довольно мощными боевыми единицами, вполне способными одолеть в артиллерийском бою первые дредноуты. Вообще термин «додредноут» относится к любому эскадренному броненосцу, но ассоциируется, как правило, именно с такими кораблями. К переходным броненосцам относятся отечественные линкоры типа «Андрей Первозванный» (четыре 305-мм + четырнадцать 203-мм), французский «Дантон» (четыре 305-мм + двенадцать 240-мм), британские типа «Агамемнон» (четыре 305-мм + десять 234-мм), австро-венгерские типа «Радецкий» (четыре 305-мм + восемь 240-мм) и т.п.

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Линкор «Дантон» — типичный представитель переходных броненосцев. Мощный шеститрубный красавец. Размеры: 19763 т и 146,6х25,8 м. Вооружение: 2-2х305-мм/L45 (12”) Mle.1906 АУ ГК, шесть 2х240-мм/L50 (9,4”) Mle.1902 АУ ГК, шестнадцать 75-мм Mle.1906 АУ ПМК, десять 47-мм АУ ПМК, два 457-мм ТА. Бронирование: борт (суммарное, приведенное) — до 366 мм, палуба (суммарное) — 95 мм. Оборудование: ЦСУО (дальномеры, оптические прицелы в АУ), радиостанция. Подвижность: 4х6625 л.с. ПТ и 19,5 уз. (36 км/ч).

Супердредноут

Линейный крейсер

Корабли, которые явились венцом развития броненосных крейсеров, но конструктивно и в тактическом/оперативно-стратегическом плане являются линейными кораблями. Отличались от современным им дредноутов и сверхдредноутов либо ослабленным бронированием (преимущественно на британских образцах), либо ослабленным вооружением (преимущественно на немецких образцах), за счет чего могли развивать скорость до 28-32 уз. Являлись быстроходным крылом при эскадре дредноутов/сверхдредноутов, как некогда броненосные крейсеры при эскадренных броненосцах. Показали себя как очень большие, дорогие, но при этом весьма уязвимые корабли и потому не снискали особой любви у моряков. Хорошим примером служит бой германского линкора «Бисмарк» с британским линейным крейсером «Худ» с фатальными последствиями для последнего. Это при том, что «Худ» считался самым мощным из всех известных линейных крейсеров той поры. Его порой даже называли «линкором-крейсером».

Идея создания подобных, несбалансированных до нелепости кораблей, принадлежала, по всей видимости, адмиралу Фишеру. Некоторые страны ее подхватили, некоторые нет. В нашей стране заложили было линейные крейсера типа «Измаил», но от линейных крейсеров у них было только одно название. По факту «Измаилы» представляли собой типичные сверхдредноуты, превосходившие предыдущие серии балтийских и черноморских линкоров по всем показателям, кроме стоимости и проблем.

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Линейный крейсер «Инфлексибл» — первый представитель этого класса линкоров. На вид нормальный броненосец, но некая «стройность» в облике выдает его неполноценность. Несмотря на 8 орудий калибра 305мм, в бою, скорее всего, уступит любому эскадренному броненосцу постройки после 1900 года. Размеры: 18490 т и 172,8х24 м. Вооружение: 4х2-305-мм/L45 (12”) Mark.X АУ ГК, 16 — 102-мм (4”) Mk.III АУ ПМК, 5 — 457-мм ТА. Бронирование: борт (суммарное, приведенное) — до 318 мм, палуба (суммарно) — до 63 мм. Оборудование: ЦСУО (дальномеры, оптические прицелы в АУ), радиостанция. Подвижность: 4х10250 л.с. и 25,5 уз. (47 км/ч).

Линкор или быстроходный линкор

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Могучий суперлинкор «Ямато» — самый мощный линейный корабль за всю историю человечества. И, наверное, самый бесполезный. В дуэльном артиллерийском бою одолеет любой другой корабль любой страны. Американцы еще как-то пытаются сравнивать с ним свою «Айову», но сравнение, несмотря на все старания, получается не по-детски наивным. Размеры: 72810 т и 262х38,7 м. Вооружение: 3х3-460-мм/L45 (18,1”) 40-SK model 94 АУ ГК (стреляли снарядами массой 1460кг), 4х3-155-мм/L60 (6,1”) АУ СК/ПМК, 6х2-127-мм УАУ, 8х3-25-мм Тype-96 МЗА, 2х2-13-мм П, 7 ЛА6. Оборудование: ЦСУО Тype-98 (четыре 15-метровых дальномера, один 10-метровый дальномер, два 8-метровых дальномера, два директора, прибор слежения за целью, прибор разрешения выстрела, баллистический вычислитель, РЛС7 21.Mod.3, 2 РЛС Type-22, 2 РЛС Type-13, шумопеленгаторные станции ШМС, оптические и инфракрасные дневные и ночные прицелы и визиры в АУ и ВП), радиостанции. Бронирование: борт (приведенное) — до 436 мм, палуба (приведенное) — до 232 мм. Подвижность: 4х41250 л.с. ТЗА и 27 уз. (50 км/ч).

Итоги

С появлением дредноутов всё начало меняться. Появились первые признаки коллапса выбранной стратегии развития «морских танков», которая не предусматривала ничего нового — в погоне за улучшением ТТХ неумолимо увеличивались размеры, вес и стоимость. Если броненосцы строил практически весь мир, то массово строить дредноуты смогли лишь самые промышленно развитые страны: Британия, США, Германия и Франция. Россия, доселе довольно исправно сдававшая броненосцы новейшей конструкции в нужном количестве, смогла осилить программу строительства только четырех дредноутов для БФ и четырех для ЧФ. Практически все эти корабли были долгостроями и вступили в строй тогда, когда за рубежом уже появились супердредноуты, против которых у обычного дредноута шансов еще меньше, чем у эскадренного броненосца против дредноута. Учитывая количество дредноутов в отечественном ВМФ, можно сказать, что российский флот дредноутов был слабее, чем ее же флот броненосцев, составлявший основу ударной мощи русского флота перед русско-японской войной (показавшей полнейшую неадекватность военно-политического руководства страны). В таком же положении оказались и другие страны, с огромными усилиями и потерями для экономики страны, скорее ради престижа, построившие по два-три-четыре дредноута. На те средства, на которые отечественные судостроительные верфи построили балтийские и черноморские дредноуты, можно было вооружить целую армию, чего так не хватало нашим сухопутным войскам. Но при тратах неимоверных средств на флот (тоже нужная вещь) можно было бы ожидать, что новые дредноуты, дабы оправдать затраченные на них усилия, по крайней мере будут использовать, что называется, на «полную катушку». Увы и ах — этого не произошло. Активно использовали дредноуты только те страны, которые имели возможность массового их производства. Те страны, для которых строительство даже одного дредноута стоило огромных усилий (наша страна в их числе), использовали дредноуты как угодно: как «пугало», как престижные игрушки, как флагманы на морских парадах, но только не по прямому назначению. Использование по прямому назначению было весьма осторожным и потому малопродуктивным. Например, на БФ дредноуты типа «Севастополь» вообще ни разу не участвовали ни в одном сражении. Всю тяжесть яростных боев с мощными германскими дредноутами на Балтике пришлось вынести на себе эскадренным броненосцам (в 1906 году переклассифицированным в линейные корабли) «Слава» (тип «Бородино») и «Гражданин» (бывший «Цесаревич»). Эскадра черноморских додредноутов также составила основную ударную мощь в охоте на германский линейный крейсер «Гебен» и нанесла ему немалый урон. Дредноуты типа «Императрица Мария» особых успехов не добились. Примерно то же самое происходило с дредноутным флотом и в других не слишком промышленных странах. Что касается супердредноутов, то отечественные судостроительные верфи так и не смогли осилить ни одного такого корабля — помешала революция.

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

На сегодняшний день наиболее массовыми боевыми кораблями являются эсминцы, фрегаты и корветы. Корабли длиной 120-160 м, т. е. примерно с эскадренный броненосец/дредноут, и водоизмещением от 4000 т до 10000 т, т. е. примерно как броненосцы береговой обороны или броненосцы II класса. Опыт их реального боевого использования сведен в таблицу, в которую для наглядности добавлен аналогичный опыт линкоров разных поколений.

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

Как видно из таблицы, вся эта современная техника никуда не годится. Один «Орел» такой же длины выдержал больше, чем все эти фрегаты/эсминцы, вместе взятые. Возникает вопрос… Линкоры, подобные «Ямато», строить нельзя, т. к. их постройка и содержание слишком дорого обходятся. Но и, как показывает практика, постройка подобных картонных корабликов тоже себя не оправдывает! Наша судостроительная промышленность с трудом годами рожает один такой фрегатик, а в случае войны американцы будут топить их за пять минут! Кто-то возразит: современным кораблям броня не нужна, у них есть высокоэффективные средства ПВО/ПРО в составе ЗРК, ЗАК, постановщиков помех и т. п. Как видно из таблицы, это не помогает. Но ведь не обязательно строить гиганты, подобные «Ямато». Как показала практика, наиболее совершенными и эффективными линкорами по соотношению количество/качество являются эскадренные броненосцы, живучесть которых также на несколько порядков выше, чем у современных эсминцев, и на порядок выше, чем у артиллерийских крейсеров 2-й мировой войны.

Водоизмещение: 10000-15000 т.

Размеры: длина не более 130 м, ширина не более 25 м.

Бронирование: распространенно-цитадельное с внутренним и локальным бронированием. Суммарная толщина композитной брони «Чоб-Хэм» до 300 мм (борт) и до 150 мм (палубы). Наличие комплекса встроенной динамической защиты.

Подвижность: максимальная скорость не менее 25 уз.

На примере линкоров серии «Бородино» это будет выглядеть примерно так:

Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть фото Броненосец и линкор в чем разница. Смотреть картинку Броненосец и линкор в чем разница. Картинка про Броненосец и линкор в чем разница. Фото Броненосец и линкор в чем разница

И как бы нелепо не выглядела эта идея, с нынешним катерным флотом нам явно не по пути. Нужно большое количество компактных и мощных морских танков. Тех, что когда-то заставляли трепетать сердца японских самураев и считаться с собой британский Гранд-флит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *