Бриф и дебриф в чем разница
Что такое бриф: схемы заполнения и способы создания
Привет всем! С вами снова Анна – копирайтер и опытный фрилансер. В удаленной работе бывают неожиданные моменты. Договорились в переписке о том, что будет одностраничник в 3 экрана с блоком информации. Но тут заказчик начинает возмущаться: почему так мало, где форма для сбора заявок, я хотел синий цвет, а не желтый и т. д. Чтобы избежать претензий с двух сторон, придумали бриф.
Бриф – это документ, который заполняет заказчик. Составляется он исполнителем. Там прописаны требования и пожелания к проекту, чтобы избежать доработок и конфликтов. Сроки и цена заказа тоже туда входят. Но если оформили ИП и не хотите остаться с носом, то лучше оформлять договор. Бриф юридической силы не имеет.
Что такое бриф и его содержание
Бриф (от англ. brief “инструкция, сводка”) – это анкета с вопросами для заказчика. Она дает понять, что представляет собой продукт клиента, и какой проект должен получиться. Там прописывают:
Легко спутать бриф и техническое задание (ТЗ). Разница в том, что первый документ обобщен, а второй похож на подробное руководство к действию.
Изначально бриф существовал только в маркетинге.
Бриф помогает исполнителю лучше понять проект заказчика и его цели. Преимущества, УТП, особенности работы. Копирайтер без такой информации не сможет написать хороший продающий текст.
Кому нужен бриф
Благодаря опроснику заказчик получает желаемое, а исполнитель знает, что делать.
Когда нужно предлагать клиентам анкету:
Если у заказчика возникают сложности, помогите заполнить опросник. Потом перечитайте его вместе еще раз. Утвердите.
Виды брифов и различия между ними
Первые разновидности брифа были задуманы для рекламы:
Экспертным брифом пользуются в рекламе, копирайтинге, контент-маркетинге. Он знакомит с целевой аудиторией, помогает сделать захватывающий контент.
Копирайтерам, дизайнерам проще делить бриф на 2 типа:
Главное – составить правильный список вопросов. Но и тут нечего бояться. Представьте, что проект уже в работе. Перед вами пустой файл, и вы ничего не знаете о пожеланиях клиента, его продукте. Вопросы будут сами собой напрашиваться. Ваше дело их только записать.
Давать ли бриф новым клиентам
Это обязательное условие для сложных заказов. Как вы сможете написать продающий текст про незнакомого бизнесмена? Никак. А клиентский опросный лист будет вашей шпаргалкой. Так вы узнаете сильные стороны заказчика и выгодно их “обыграете” в статье.
Приготовьтесь объяснять, что такое бриф, а также помогать заполнять его. Если вы сами отвечали на все вопросы анкеты под диктовку клиента, дайте ему прочитать готовый документ. А то потом клиент заявит, что хотел другое. Приступайте к работе только после утверждения.
Как попросить клиента заполнить бриф
К образцу брифа можно приложить сопроводительное письмо. Напишите, что подробно заполненная анкета поможет быстро и точно определиться со сроками и ценой. Заказчику выгодно планировать бюджет заранее, поэтому он согласится.
Некоторые фрилансеры и digital-агентства рубят сгоряча, когда пишут: “Если вы будете заполнять бриф менее 10 минут, мы не сможем с вами работать”. Не советую так делать. Да, найдется пара человек, которых вы убедите. Остальных напугает грубость и непонимание, зачем писать что-то в этой анкете.
Когда заказчик отказывается заполнять анкету, даже понимая всю важность, позвоните ему и расспросите сами. У этого метода много преимуществ. Во-первых, вы получите более развернутые ответы. Некоторым людям проще излагать мысли устно, а не письменно. Во-вторых, вы сразу получите нужную информацию и утвердите без длительных переписок.
Структура
Иногда приходится создавать бриф с чистого листа. Шаблоны не подходят проекту. Вашим путеводителем станет готовая структура.
Заголовок в стиле “Бриф (название услуги)”. Внизу приписать всю важность заполнения и условия.
Информация о компании:
Бюджет проекта. Сколько клиент готов потратить и как собирается оплачивать.
Примечания. Заказчик в свободной форме пишет свои пожелания.
Остальные пункты зависят от вашей сферы деятельности. Копирайтеру важно узнать о стиле, объеме. Веб-дизайнеру важно понимать, какие цвета, разделы, формы блоков хочет видеть на сайте заказчик.
Примеры брифов
Чтобы анкета не отпугивала, а, наоборот, привлекала, надо поработать над дизайном и содержанием. Предлагаю несколько простых, но приятных примеров для вдохновения.
Пример 1. Этот опросник располагает к себе. Автор использует вначале “с любовью” и мягко объясняет, почему ответы клиента так важны. Строки не перегружены. Да, не хватает цветов, оригинальности. Но консервативные люди оценят за простоту и понятность.
А в конце есть благодарность и пожелание. Любому человеку хочется почувствовать внимание и доброту. Здесь есть все шансы на успех.
Пример 2. Автор разместил ссылки брифов на сайте. При наведении на любой желаемый опросник внизу появляется предложение скачать. Цветовая гамма, минимализм не отвлекают от сути.
В анкете много воздушного пространства, мало текста. Синдромы “много букв” и “я не знаю, где писать” не возникнут. Все четко и ясно.
Пример 3. Бриф на аудиоролик/сценарий. Да, стиль не современен, но зато есть полный комплект вопросов, который поможет воплотить задумку заказчика.
Как сделать бриф самостоятельно
У разных сфер деятельности отличается содержание. Некоторые специалисты предпочитают затачивать опросник под каждую категорию услуг. Например, один документ на создание логотипа, другой под дизайн сайта.
Детальное знание потребностей заказчика важно, но 12 – 13 вопросов хватит. Да, и заполнять несколько листов большинство людей откажутся.
Дорогие копирайтеры, если нет времени делать самостоятельно бриф, можно скачать шаблон для продающих текстов.
Составление списка вопросов для заказчика
Какую задачу, проблему хотите решить. Пункт описывает результат, который нужен заказчику. Добавьте 3 – 4 варианта и возможность дополнить ответ. К примеру, копирайтер может предложить:
Объем. Нужно говорить на языке клиента. Далекому от интернет-маркетинга человеку вряд ли что-нибудь скажут слова “лиды”, “охват”. Спросите у него, сколько новых покупателей он хочет получить.
Описание товара/услуги. Этот пункт должен быть подробным, чтобы удалось решить поставленную клиентом задачу идеально. По стандарту это могут быть характеристики продукта, способы использования, чувства: эйфория, уверенность, комфорт и т. д., которые он должен вызывать. Объяснение цены тоже важно. Дороже или дешевле, чем у конкурентов. Информация об акциях и скидках.
Я быстро накидала вопросы об услуге “Курсы похудения для молодых мам”. То есть после прочтения ответов должна сложиться четкая картина, с чем вы будете работать.
Сроки. Спрашиваете, когда клиент хочет получить готовый проект. Если он написал нереально короткий промежуток времени, то это надо обсуждать.
Описание целевой аудитории. Кто покупает товар или заказывает услуги у вашего клиента? Может быть, это мама с двумя детьми или одинокий преподаватель в годах.
Примеры любимых проектов клиента. Пусть он укажет 3 – 4 оформления сайтов, если речь идет о веб-дизайне. Вы узнаете предпочтения заказчика, остановитесь на подходящем стиле работы.
Бюджет. Важно обговорить это в самом начале. Иначе можно получить за проект 3 копейки. Клиенты высокого уровня сразу устанавливают рамки бюджета.
Ссылки на сайты конкурентов. Достаточно указать 3 – 4 главных соперника по бизнесу.
Особенные вопросы, связанные с типом услуги. Тем, кто занимается продвижением сайтов, важно узнать, нет ли у клиента похожих по тематике сайтов. Чтобы избежать санкций поисковых систем.
Дополнительная информация. Попросите заказчика заполнить это. Некоторые пожелания могут не вписываться в шаблонные пункты.
Где создать анкету
К созданию брифа стоит подойти тщательно. Я нашла для вас сервисы, которые упростят и ускорят работу.
Добавьте таблицу с двумя столбцами, подзаголовки в MS Word или Google Документах. Если вы работаете только онлайн, то выбирайте второй вариант. Удобнее отправить ссылку, а не выгружать файл десятки раз.
В этом сервисе можно делать любые анкеты. Заходите, пишете вопросы, варианты, оставляете пустые поля для развернутого ответа. Созданный шаблон можно встроить на свой сайт. Копируете HTML из Google Форм на страницу своего сайта. Выглядит это презентабельно. Можно создать один бриф под все виды проектов. Заказчик укажет, что ему нужно, и получит соответствующую анкету.
Делаете страницу или вставляете опросник на один экран лендинга. Используйте бесплатные плагины для WordPress, например, Formidable Forms или Breezing Forms. На сайте лучше ограничиться коротким опросником. Когда клиент заполнит его и отправит заявку, тогда можно отправить расширенную версию в Google Документе или файле MS Word.
Секреты оформления
Владельцы сайтов могут просто создать онлайн-анкету на странице. Еще как вариант – отправляйте на электронную почту.
Если вы работаете не в интернете, то раздавайте документ лично или по почте.
Негласные правила оформления:
Как заполнить бриф
Нет универсальной схемы заполнения брифа. Отвечаете сначала на легкие, потом сложные вопросы. Если что-то неясно, связываетесь с исполнителем. Не хотите писать? Вы можете попросить консультацию по телефону или Skype и в свободной форме рассказать о своих пожеланиях.
Заключение
Делать бриф, заполнять ли его – личное дело каждого. Но только при отлаженном сотрудничестве исполнителя и заказчика оба получат желаемое.
Что ожидает специалиста, который не раздает бриф клиентам? Отсутствие профессионального роста, крупных заказов и хорошего дохода. Опросник – это следующая ступенька карьерного роста и ответственного отношения к работе.
А как вы узнаете и записываете требование заказчика?
Подписывайтесь на блог. У нас есть все, чтобы сделать вас продвинутым специалистом.
Дебрифинг с клиентом: пять советов для удачного старта проекта
Я работаю в digital-агентстве полного цикла. Мы ведем самые разнообразные проекты: от сложной веб-разработки и автоматизации до создания стратегий продвижения, цифровизации маркетинга и продаж.
При этом независимо от задач, каждый проект в компании начинается с глубокого анализа бизнеса и потребностей клиента на этапах брифинга и дебрифинга. За годы практики мы вывели пять универсальных правил, как сделать старт проекта максимально продуктивным. Делимся.
Статья будет полезна как начинающим специалистам, так и профессионалам, которые часто общаются с клиентами и должны правильно понимать их цели и задачи. Эти рекомендации помогут лучше выстроить процесс общения сторон с самого начала работы.
Брифинг — это первый контакт агентства или продакшена с заказчиком, краткий диалог о будущих задачах. Как правило, его проводят специалисты отдела продаж и просят заполнить клиента анкету (бриф), где фиксируют основные нюансы проекта. Заказчик кратко дает информацию о бизнесе и описывает, с какой целью обратился в агентство.
По сути, бриф содержит основные параметры заказа: услугу, бюджет, сроки, ожидаемые KPI — все то, что нужно учитывать при подготовке расчета проекта.
После получения вводной информации, специалисты обычно формируют коммерческое предложение (КП) и презентуют его клиенту на встрече или созвоне. Это хорошая практика, так как во время личного обсуждения можно решить и проговорить все вопросы «голосом», здесь и сейчас. После согласования КП компании заключают сделку и начинают работу.
Дебрифинг — это повторное интервью с заказчиком с целью получить более подробную информацию обо всех составляющих проекта. Он проводится, как правило, уже после заключения сделки. На этом этапе мы углубляем понимание задач и целевой аудитории, формируем единое видение будущего продукта.
Во время дебрифинга специалисты агентства могут дополнить (или пересмотреть) результаты брифинга и своевременно скорректировать план работ.
Дебрифинг — это уже запланированная встреча: организатор заранее договаривается о времени и месте с участниками, рассылает приглашения. Переговоры ведутся по заданному плану (приветствие, обозначение цели встречи, представление всех участников и т. д.) и к ним нужно заранее подготовиться. Дебрифинг отличается и количеством участников: как правило, с обеих сторон присутствуют профильные специалисты, которые потом будут погружены в проект.
Сначала общие рекомендации:
Готовьтесь к любой встрече с клиентом. Попросите специалистов, задействованных в проекте, собрать вопросы заказчику. Если их количество окажется большим — рекомендую отправить список клиенту заранее. Он сможет с ними ознакомиться и на часть вопросов — сразу письменно ответить. Это сэкономит время встречи: вы обсудите только нюансы и уточнения. Еще один плюс отправки вопросов до встречи — клиент сможет собрать заранее информацию у профильных специалистов и прийти с готовыми ответами.
Продумайте состав участников. Пригласите заинтересованных специалистов обеих сторон. Ваши сотрудники смогут лично пообщаться с заказчиком, задать уточняющие вопросы для правильного понимания задач. А коллеги с другой стороны — смогут подробнее ответить на эти вопросы, поскольку они знают специфику бизнеса. Но не стоить перегружать встречу участниками: достаточно одного-два представителя от каждого направления. Если тем не менее приглашенных специалистов оказалось много — рекомендуем разделить дебрифинг на несколько этапов в зависимости от направлений. Например, отдельно провести встречи с дизайнерами, интернет-маркетологами, разработчиками и так далее.
Не стесняйтесь уточнять полученную информацию. Примеры вопросов: «Правильно ли мы вас поняли?», «Можете ли привести пример. », «Нужно сделать это и это, верно?». Помните, ваша основная цель — прийти с клиентом к единому видению всех задач.
Эти пять правил не являются исчерпывающими. Скорее всего, у каждой компании есть свои секреты и регламенты проведения таких встреч. Например, одним важен формат коммуникаций, и общение должно проходить только при личных встречах, другим важно время проведения, и они сокращают дебрифинг до одного часа.
Мы, например, сторонники разделения встреч на смысловые блоки (не более двух часов) и считаем важным личное общение. Особенно — на начальном этапе проекта и его сдаче.
Вы и сами можете вносить изменения в этот список с учетом индивидуальных потребностей и пожеланий. Но чем четче вы будете придерживаться этих базовых рекомендаций — тем меньше вероятность неверно понять пожелания клиента, что-то упустить на этапах реализации проекта и получить некачественный продукт на выходе.
Желаю вам проводить только продуктивные переговоры и смотреть с клиентами в одном направлении!
Brief vs. Debrief – What’s the Difference?
Home » Brief vs. Debrief – What’s the Difference?
Brief and debrief are verbs with a confusing relationship. Based on the structure of debrief, they would appear to be opposites. But if brief means short, does debrief really mean long?
Actually, it does not. The sense in which these words are related does not involve the length of something. Continue reading to learn more about these confusing words.
What is the Difference Between Brief and Debrief?
In this post, I will compare brief vs. debrief. I will use each word in several example sentences that shows you how it should appear in context.
Plus, I will share a memory tool that makes choosing either brief or debrief much easier next time you need one of these words.
When to Use Brief
What does brief mean? Brief can be an adjective, a noun, or a verb.
As an adjective, brief means short, like in the sentence below,
As a noun, brief means a summary or short statement.
As a verb, brief means to prepare someone by informing him or her of necessary information.
When to Use Debrief
What does debrief mean? Debrief is a verb. It means to question someone after the completion of an assignment. A spy will often debrief with his or her superiors after returning from the field, for example.
Here are some more examples,
Debrief can also function as a noun where it simply means a series of questions about a completed mission of assignment. This relates to the verb definition.
Debrief is a relatively young word in the history of English and was first recorded in 1944. Its origins are unknown. This period in world history was fraught with tensions, and World War II saw heavy use of spies. It is easy to speculate that this word sprang from the geopolitical tensions of the time.
Trick to Remember the Difference: Debrief vs. Brief
Brief can be an adjective, a noun, or a verb. Debrief, on the other hand, is generally only ever a verb, as its noun use is quite limited. If you are using the word as an adjective, brief is the only choice; if you are using the word as a noun, brief is most likely the choice.
With verbs, the situation is a little trickier.
Debrief and interrogate both have two E’s, so you can use this fact to pair the two in your mind.
Summary
Is it debrief or brief? Brief can be an adjective, a noun, or a verb. As a verb, it means to give someone a summary. Debrief is a verb that means to interrogate someone. Though they are related, they are not interchangeable, and you must use each carefully.
Что такое бриф и как его правильно составить
Если вы заказываете какие-либо услуги у стороннего агентства или разрабатываете свой проект совместно с другой компанией, нужно четко ставить задачи и цели. Чего только не приходится писать в такие моменты, но на начальном этапе самым важным документом является бриф.
Я расскажу, что это такое и в каких случаях он используется.
Зачем нужен бриф
Бриф – это инструкция, в которой заказчик прописывает задачи, этапы работы и технические детали для исполнителя. С его помощью можно обозначить все нюансы работы, создать единый контекст и настроиться на одну волну с другой командой. Иногда у компаний предусмотрены собственные шаблоны этого документа.
Инициатива создания или заполнения брифа обычно идет как от заказчика, так и от исполнителя. Однако клиент порой отказывается от его заполнения, и некоторые исполнители используют для описания дальнейшего плана работы другие инструменты.
Бриф нужен для того, чтобы заказчик смог полностью донести свой замысел до исполнителя. С помощью этого документа он покажет итоговую «картину» – то, каким будет готовый проект. Там же указываются контакты, сроки выполнения и бюджет, который компания готова вложить в реализацию.
В таком документе работу чаще всего разделяют на несколько основных этапов. Иногда заказчики указывают ключевые метрики для дальнейшего мониторинга и оценки успешности выполнения работы.
В каких сферах используется бриф
Чаще всего бриф используется в той сфере услуг, где итоговую картину формирует заказчик. К таким областям относятся:
Виды брифа
Четкой и единой формы у этого документа не существует, так как он используется во всевозможных сферах и для разных целей. Как правило, его содержание и тип определяются тем, какую задачу хочет решить заказчик.
Чем бриф отличается от ТЗ
Во-первых, техническое задание и бриф составляются на разных этапах сотрудничества. Сначала компания создает или заполняет бриф, а ТЗ используется уже ближе к этапу подписания договора. Бриф приравнивается к документу, имеющему определенную юридическую силу.
Во-вторых, бриф является некой визитной карточкой компании-заказчика, в которой предлагаются условия дальнейшего сотрудничества. А в техническом задании уже более четко и конкретно прописаны все роли, сценарии, этапы и задачи для разных участников команды исполнителя.
В-третьих, бывают случаи, когда нужен бриф и не нужно техническое задание, а бывает и наоборот. При долгосрочном сотрудничестве на этапах знакомства используется первый тип документа, а уже в дальнейшем составляется ТЗ на конкретные задачи.
Как правильно составить бриф
Сперва нужно определить цели и задачи, которые следует решить с помощью брифа, набросать перечень основных волнующих вопросов и обозначить желаемый результат.
Структура брифа
Единого шаблона для создания брифа не существует. Но есть несколько основных разделов, которые обязательно должны в нем присутствовать независимо от сферы деятельности заказчика и типа выполняемой услуги.
Часто такой документ содержит и технические характеристики желаемого продукта. Например, при написании текстовых материалов заказчик может задать стиль оформления документа, его формат (Excel, Word, PDF и так далее), стиль написания и так далее. Или при разработке сайта можно перечислить основные страницы и разделы, из которых он будет состоять.
Примеры брифов
Приведу пару примеров того, как составляют этот документ в разных сферах. И первое, что хочу показать – разделы брифа, который я лично составляла для организации мероприятий.
Второй пример больше касается практики разработки сайта. В примере показываю только грубую структуру, эдакий шаблон. Готовый бриф для вашего проекта будет отличаться от этого, ведь вам важно проработать все имеющиеся вопросы.
Заключение
В зависимости от сферы деятельности компании информация, содержащаяся в брифе, может отличаться. Я напоминаю, что составлять его следует с учетом цели сотрудничества и задач, которые должны быть решены. Ориентируйтесь на собственный опыт, и тогда документ выйдет идеальным.