Брейнсторм что это такое
Брейнсторм как метод групповой дискуссии
Brainstorm – это метод групповой дискуссии. Если перевести данный термин на русский язык, то он будет значить «мозговой штурм». Основная задача – нахождение новых идей, вариантов действий для того, чтобы разрешить бизнес-проблему, которую озвучивает ведущий в начале штурма. Появился этот термин в 1942 году, его описал в своей книге Алекс Осборн.
В целом брейнсторминг предстает в форме сбора разнообразных вариантов решения определенной бизнес-проблемы, которые предлагают участники дискуссии во время осмысления темы с последующим анализом перспективы их применения в производственном процессе. При этом не разрешено критиковать ни одну из предложенных идей.
Как происходит брейнсторм?
Brain storming подразумевает несколько основных этапов:
Психология этого метода не настолько проста. На данный момент большинство одаренных и поистине достигших успеха в деловой сфере людей остались недовольны данным методом и отрицают его эффективность.
Представленная система имеет одну большую проблему – получение множества идей от разных участников в одно время не дает никакой гарантии, что каждое решение будет уникальным. По типу семян, которые сеют в большом объеме, но в результате прорастут не все, так и идеи, только пара-тройка из них дадут благоприятный исход. Если дать двум различным группам в разных комнатах одинаковую тему для обсуждения, то есть большая вероятность, что перечень предложенных идей получится практически идентичным.
Причина подобной ситуации в том, что уникальные решения не возникают внезапно в результате вызванных чувств и реакции человека, а создаются на протяжении определенного временного отрезка, формируясь из небольших, но регулярных открытий и предположений этап за этапом.
В действительности же брейнстормить — это неэффективно. Чтобы сформировать инновационный продукт, требуется задействовать нестандартное мышление. Разработка уникальной идеи — это еще не проявление креативности, а только выражение вдохновения. Креативность основывается на способности формулировать совершенно нестандартные способы решения в реализации идеи, их реальное использование во время разработки какого-либо продукта. Приобрести такое качество поможет курс Викиум «Творческое мышление«.
Как провести эффективный брейншторм: руководство по генерации лучших креативных идей
Многие из вас наверняка слышали о том, что такое брейншторм (он же мозговой штурм) и использовали такой способ генерации идей хотя бы один раз, однако не все знают, как сделать так, чтобы он был действительно эффективным.
В статье, подготовленной командой коммуникационного агентства MIGEL AGENCY, вы узнаете, чем брейншторм полезен, и на что стоит обратить внимание при его проведении.
Считается, что метод мозгового штурма зародился в США еще в 30-х годах прошлого столетия благодаря Алексу Осборну — копирайтеру и одному из основателей BBDO, который подробно описал данный метод в своей книге “Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого решения проблем”. Книга была выпущена в 1953 году, поэтому с течением времени подходы и техники “классического” мозгового штурма видоизменялись и дополнялись.
Основная суть брейншторма заключается в генерации идей в неформальной обстановке и в расслабленном творческом подходе к ситуации. Такой метод решения проблемы, можно сказать, стирает границы сознания участников штурма, что побуждает их мыслить более свободно. Зачастую, на начальной стадии отбора идей, многие из них могут показаться глупыми и несуразными. Но это нормально, брейншторм как раз нужен для того, чтобы давать его участникам возможность поделиться любыми своими идеями и предположениями, даже если они поначалу кажутся странными. Нередко бывает так, что самые сумасшедшие идеи в конечном итоге оказываются самыми лучшими. Давайте теперь рассмотрим основные правила эффективного брейншторма.
Кому-то это правило, возможно, покажется формальностью, но его нельзя не упомянуть. Уважайте не только свое время, но и время других. Сообщите команде заранее, что вы собираетесь обсудить, в какой форме, выберите комфортное для всех место и обозначьте временные рамки. Это правда важно. Так же важно, как и правило №2.
Самая большая и распространенная ошибка — приходить на мозговой штурм неподготовленным. Крайне важно перед штурмом ознакомиться с поставленной задачей или брифом клиента (в зависимости от того, с чем ваша команда имеет дело), иначе есть риск потратить уйму времени, отведенного непосредственно на брейншторм, на изучение всех подробностей задания.
Если вы не знаете, с какой целью вы собрались организовывать брейншторм, в таком случае задумайтесь: нужен ли он вообще? Несмотря на неформальность коммуникации, его конечная эффективность зависит прежде всего от соответствия идей цели и задачам, поставленным в начале, поэтому каждый должен понимать, какую проблему надо решить, какую цель преследует решение проблемы и как она ограничена во времени.
Плохой пример цели: “Давайте придумывать, как мы будем продвигать новые палетки бренда N”.
Хороший пример цели: “В следующем месяце мы хотим запустить масштабную рекламную кампанию в Instagram для бренда косметики N. Кампания рассчитана на продажи новой лимитированной серии. Уникальность продукта в том, что она приурочена к Хэллоуину и отлично подойдет для мрачного тематического макияжа. Наша конечная цель — придумать креативы для стримов блогеров и конкурсные механики. Клиент видит промокодовую историю, но открыт к другим предложениям. Приветствуются любые идеи. Если у вас нет вопросов — welcome!”
Мозговой штурм не ограничивается преимуществами только для проекта или решения проблемы. Брейншторм — это отличная возможность раскрыть команду, “выбить” ее из стандартного образа мышления. Поэтому
Мозговой штурм предоставляет открытую и свободную от предрассудков среду, в которой не место излишне глубоким размышлениям, анализу и оценочным суждениям, которые только тормозят процесс генерации идей. Свои идеи и идеи команды лучше всего оценивать в самом конце, когда вы “возвращаетесь к реальности” и готовы объективно оценивать ситуацию, учитывая то, что может стать релевантным решением.
Люди — существа социальные и склонны поддаваться общественному мнению, поэтому будет лучше, если брейншторм будет выстроен таким образом, чтобы у каждого было время записать СВОИ идеи:
Обычно во время брейншторма участники проговаривают свои идеи, и в большинстве случаев лишь небольшое количество людей оглашает 60-75% всего сказанного во время встречи. Письменная генерация идей в индивидуальном порядке дает возможность полноценно выразить мысль каждому. Профессор Школы менеджмента Ли Томпсон обнаружила, что группы, которые записывают свои идеи во время брейншторма, генерируют на 20% больше идей и на 42% больше оригинальных идей по сравнению с группами, которые проводили “традиционный” устный брейншторм.
Есть мнение, что лучше назначить одного человека для записи идей каждого из участников, однако мы бы посоветовали все-таки отвести несколько минут на то, чтобы каждый мог записать свои мысли, поскольку хаотичное оглашение идей ведет к тому, что некоторые люди могут быть подвержены влиянию мнения других. К тому же, такой метод будет особенно полезен для ваших участников-интровертов. Когда ваша команда генерирует идеи вдали от отвлекающих факторов и общественного мнения, вы собираете такие концепции, которые могут не проявляться естественным образом в более широком контексте. Такой индивидуальный формат дает больше уникальных идей.
Когда пройдет отведенное на записи идей время, дайте каждому участнику высказаться. На данном этапе уже будет лучше определить человека, который будет записывать идеи всех участников в общий лист. После того, как все выскажутся, помните правило №5.
Идея на миллион: как провести эффективный мозговой штурм
Об экспертах:
Мозговой штурм, или брейншторм (от англ. brainstorm), ― это метод коллективного решения задач, применимый в разных сферах жизни.
Чаще всего мозговой штурм используют:
Как появилась методика и зачем она нужна
Александра Михайлова:
Методы мозгового штурма, которые сегодня используют, были изначально придуманы креативными агентствами, к которым приходили компании, чтобы, например, придумать слоган или новую упаковку товара, а также исследовательскими центрами. В результате последние начали заниматься прикладными проектами и пытаться понять, как креативность может удовлетворить реальные запросы бизнеса.
У креативности много разных аспектов. Например, ее можно рассматривать как индивидуальный и групповой процесс. Групповая креативность ― это отдельная сфера: в рамках нее, с одной стороны, может появиться гораздо больше идей, но, с другой, возникают и риски. Например, слушатели нашего курса иногда делятся своим неудачным опытом мозгового штурма. Кто-то рассказывает, что в результате вся команда перессорилась, кто-то ― что после прихода руководителя все замолкали, и процесс останавливался.
Чтобы все эти сложности устранить, надо понять, что мозговой штурм при правильном применении может принести реальную пользу бизнесу, даже в сложных ситуациях. Например, когда у компании закончился бюджет, но осталась необходимость реализовать проект.
Креативное мышление в целом и методы мозгового штурма в частности становятся полезными как раз тогда, когда стандартные, привычные методы перестают работать.
Когда на смену линейному алгоритму (один вопрос ― один ответ) приходит более сложный: есть одна задача, и чтобы найти верное решение, нужно перепробовать сотни вариантов.
Никита Непряхин:
Брейншторм — один из самых эффективных методов генерации креативных идей. К нему прибегают для устранения проблем, мешающих развитию проекта. При этом креативность — это действенный инструмент не только для людей искусства, современных художников, клипмейкеров и маркетологов, как многие считают. Креативность нужна каждому из нас для ежедневного решения бесконечного числа задач. Креативные и результативные решения дают невероятное преимущество.
Как организовать эффективный брейншторм
Александра Михайлова:
На мой взгляд, главный критерий эффективности мозгового штурма ― это хороший модератор или ведущий. Он отвечает за то, чтобы в группе была творческая и бесконфликтная атмосфера. Выбирая человека на эту роль, надо понимать, какие обязанности лежат на нем, и быть уверенным, что он сможет их выполнять.
Модератор следит, чтобы:
Это касается и участников мозгового штурма, и самого ведущего. Часто на роль модератора предлагают руководителей, но из-за специфики работы им обычно сложно записывать идеи, предварительно не оценивая их.
У модератора должны быть в запасе методики, помогающие преодолевать барьеры в групповых процессах ― например, когда кто-то один говорит, а остальные молчат. Для этого есть простая методика: попросить каждого участника сначала записать одну идею на стикере, а потом озвучить ее. Этот шаг поможет преодолеть страх, и человеку будет проще назвать свою идею вслух. В крайнем случае можно попросить приклеить стикер с идеей на общую доску, не озвучивая написанное.
Это особенно актуально в случае, если в мозговом штурме участвуют специалисты разного уровня.
Ведущий может предложить варианты того, как давать обратную связь: например, выделять в каждой идее только положительные стороны или предложить проголосовать за одну идею, которая понравилась больше всех.
Никита Непряхин:
Если процесс мозгового штурма организован неправильно, то и креативных результатов ждать не стоит. Поэтому во многих компаниях есть свой свод правил брейншторма.У меня и моей команды есть свой, которым мы пользуемся в повседневной практике.
Всегда ли эффективен брейншторм
Об эффективности техники мозгового штурма можно говорить долго, но существует и оборотная сторона медали. По мнению психологов, брейншторм может быть неэффективным по нескольким причинам:
Профессор психологии университета Миннесоты Марвин Даннет в 1963 году провел ряд экспериментов, которые показали, что чем выше численность группы, тем ниже эффективность брейншторма. Группы из девяти человек производят меньше идей, чем группы из шести человек, которые, в свою очередь, показывают более низкие результаты по сравнению с группами из четырех участников.
Вера Иванова:
Брейнштормы перестают быть эффективными, когда работа фактически из них и состоит. Такие команды встречаются нередко: только штормят, забывая, зачем это делается. Периодически их нужно «заземлять», чтобы ребята переключались в режим работы с теми идеями, что удалось накидать.
Бывает, брейнштормом учредитель компании пытается замаскировать непопулярное решение, которое ему некомфортно принимать авторитарно в одиночку, и хочет «размазать» ответственность на команду. Понятно, что тут ни о какой новой идее и пользе говорить нельзя.
Брейнсторм как метод групповой дискуссии
Брейнсторм – метод групповой дискуссии. Слово происходит от английского Brainstorm, что в переводе на русский означает «Мозговой штурм». Цель метода – поиск новых идей, предложений для решения бизнес-проблем, озвученных ведущим в начале коллективной дискуссии. Впервые метод был сформулирован как термин и описан в книге Алекса Осборна «Как придумать» в 1942 году. В конце двадцатого века открытый рекламщиком Осборном метод групповой дискуссии был популяризован и стал применяться повсеместно. Большие компании взяли его за основу для работы с подчиненными.
В целом брейнсторм можно представить как сбор различных вариантов решений бизнес-проблем, предложенных в процессе их осмысления участниками дискуссии с дальнейшим анализом возможности и перспективы их внедрения в производственный процесс. В ходе дискуссии не допускается критика никакой из предложенных идей.
Техника брейнсторма
Техника брейнсторма состоит из следующих организационных этапов:
1. Постановка задачи или вопросов, которые необходимо решить.
2. Формирование группы экспертов в составе трех или четырех человек, которые способны предложить лучшие идеи.
3. Интеллектуальная разминка, создающая свободную атмосферу и активизирующая мыслительная процессы. Отвечая на вопросы ведущего, не связанные с темой предстоящей дискуссии, участники освобождаются от страха, внутренней скованности, преодолевают барьеры в общении с ведущим и другими участниками, налаживая тем самым коммуникативные навыки.
4. Формирование идей или «мозговой штурм». Участники предлагают идеи. Для того чтобы избежать оценки идей на данном этапе, в том числе критической, ведущий строит работу группы таким образом, что любые негативные комментарии членов группы запрещены к высказыванию, а привнесение в дискуссию любой новой идеи сопровождается поощрением со стороны ведущего. Для того чтобы блокировать все негативные реакции, дискуссия ведется в максимально быстром темпе. Для высказывания каждому участнику дается несколько секунд.
5. Отбор самых лучших идей по заранее установленным критериям. Заранее сформированная экспертная группа или ведущий проводят оглашение всех полученных от участников дискуссии предложений. Идеи не персонализируются, но оцениваются. Если предложенные идеи не соответствуют установленным критериям, дискуссия может быть продолжена, начиная с предыдущего этапа «формирования идей».
6. Обобщение (резюмирование) результатов дискуссии.
Между тем существует и противоположное мнение. В последнее время многие талантливые и по-настоящему добившиеся успехов в бизнесе люди критикуют данный метод и не считают его эффективным для поиска прогрессивных идей. Так, гениальный инженер, а также один из основателей корпорации Apple Стив Возняк утверждает, что работать необходимо в одиночку, что наилучший продукт может создать только тот, кто работает один без помощников и вне команды. Писатель Кэвин Эштон поделился в социальной сети рассказом о том, как данный метод, который принято считать одним из лучших в современном мире, на самом деле не работает.
Основной проблемой брейнсторма является то, что получение большого количества идей от нескольких людей одновременно не дает никаких гарантий, что идеи будут уникальными. Как семена, которые засеиваются в большом количестве, прорастают далеко не все, так и в случае с идеями, только несколько из них, возможно, одна или две принесут положительный результат. Если предложить двум разным группам людей, сидящих в разных аудиториях, для обсуждения одну и ту же проблему, высока вероятность того, что список предложенных решений данной проблемы получится примерно одинаковым.
Причина кроется в том, что оригинальные идеи не рождаются внезапно из спровоцированных эмоций и реакций людей, а формируются в течение определенного периода времени из небольших, но постоянных открытий, шаг за шагом, этап за этапом. Данный факт был впервые подтвержден результатами экспериментов У. Огбурна и Д. Томаса, сделавших настоящее открытие, когда у группы людей возникло 148 идей одновременно. В продолжение эксперимента список одинаковых идей только увеличивался.
Как оказалось, так сильно полюбившийся аудитории метод групповой дискуссии – брейнсторм на самом деле не работает. Для создания инновационного продукта необходима креативность. Рождение идеи – это еще не креативность, это лишь вдохновение. Креативность же заключается в способности находить принципиально новые пути решения в воплощении идей в реальность, их реальное применение в процессе создания каких-либо вещей.